Новая картина Владимира Хотиненко «Поп» открывает массовой публике те страницы истории Великой Отечественной войны, которые до сих пор были известны лишь узкому кругу специалистов. Речь идет о Псковской православной миссии - такое название получило служение священников, продолжавших свою работу в немецкой оккупации от Пскова до Ленинграда. Фильм снят не по мотивам исторического исследования - основой стал роман Александра Сегеня, впоследствии написавшего сценарий. В центре как литературного, так и кинематографического произведения, - собирательный образ батюшки, который по-своему решает нравственную дилемму, как служить Богу, находясь во власти врагов Родины. Главную роль сыграл Сергей Маковецкий.
Отца Александра вместе с матушкой Алевтиной (ее играет Нина Усатова) начало войны застает в селе Тихом на границе с Латвией. С этого момента условия жизни героев должны полностью измениться, но не меняется главное - духовное содержание этой жизни. Александр Ионин отправляется в другой приход, куда его отсылает глава Псковской миссии отец Сергий Воскресенский, реальный исторический персонаж. Родные земли заняты фашистами, и духовенство делает свой выбор, решая, что попавшему в беду народу сейчас еще больше, чем когда-либо, необходима вера, которой лишили его большевики с их воинствующим атеизмом. На примере отца Александра создатели фильма рассказывают, чем на самом деле занимались священники в оккупации. Трудное дело, за которое взялись православные священники, было своего рода повседневным нравственным подвигом. Они не побоялись нацистов и смогли у них под носом помогать соотечественникам укрепиться духом.
Герой Сергея Маковецкого (который тщательно консультировался с реальным священнослужителем) оказывает сильное влияние на прихожан, объясняя им простые истины и помогая найти себя в годы разрушительной и страшной войны. Отдельной задачей отца Александра становится помощь заключенным расположенного неподалеку немецкого концлагеря, которым он регулярно передает одежду и пищу. Также вместе с женой он принимает в свою семью 8 детей, оставшихся сиротами.
Нетрудно догадаться, что батюшку ждет нелегкая судьба. Как и все собраться по миссии, он оказался фактически между молотом и наковальней. Вначале опасность грозит со стороны немцев, которые проявляют предписанную свыше лояльность, но с трудом терпят бесконечные просьбы о помощи то заключенным, то русским детям. А к 1943 году, после великого перелома, оккупанты становятся более озлоблены неудачами на фронте, и начинают требовать, чтобы в храмах велись службы во имя победы немецкого оружия. Кроме того, они отбирают вещи и еду, которую батюшка подвозит к лагерю.
После освобождения Александра Ионина ждет испытание посложнее - когда приходят смершевцы и называют его коллаборационистом. Известно, что ни одному батюшке, оставшемуся после ухода немцев, не удалось избежать несправедливой расправы. Кто-то был расстрелян, а кто-то погиб в тюрьмах. И лишь немногие выжили, отбыв свои сроки в заключении. По сей день в общественном сознании живет предубеждение против священников, служивших на оккупированных территориях. Возможно, отчасти эти мифы хотел развеять своим фильмом Владимир Хотиненко. Он показывает своего героя не идеалом, не святым. Маковецкий играет человека, наделенного человеческими достоинствами и слабостями. Но иногда он совершает поистине героические поступки, например, отказывается отпевать полицаев, убитых партизанами. Он тверд в одном - в своей вере и любви к людям.
Лента стала первым опытом кинокомпании «Православная академия», а благословение на съемки дал в свое время Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Для покойного главы Русской Православной Церкви Псковская миссия была еще и глубоко личной историей. Отец будущего Предстоятеля Русской Церкви, дьякон Михаил Ридигер, оказался в оккупированной зоне на территории Эстонии и продолжил служение в храме. Помогал ему и юный сын.
«С первых же дней гитлеровской оккупации, когда на территории Эстонии повсеместно появились опоясанные колючей проволокой концлагеря, мой отец посчитал своим христианским долгом регулярно их посещать, - вспоминал Алексий II. - Епископ Нарвский Павел добился разрешения германского командования на духовное окормление заключенных и помощь им продуктами и одеждой... Мой батюшка горячо поддержал Владыку Павла и также старался все возможное время служить милосердию. В качестве псаломщика отец, как правило, брал с собой будущего митрополита Таллинского и всей Эстонии Корнилия (Якобса), а мальчиком-служкой - меня... В пересыльных лагерях собирались тысячи людей... В основном сюда попадали взрослые люди, но встречались среди них и подростки, и вовсе дети. Мы старались им хоть как-то помочь: для забитых, голодных, оборванных людей собирали продукты, одежду, лекарства».
Фильм «Поп», получивший Гран-при Международного благотворительного фестиваля «Лучезарный ангел», был высоко оценен и Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. «Были, есть и будут люди, которые критиковали и критикуют священников, совершавших свое служение во время оккупации, - считает Предстоятель Церкви. - Но абсолютное большинство из них было патриотами, поддерживавшими, в том числе, партизанское движение».
История Псковской миссии, которая, помимо Пскова, охватила города Остров, Порхов, Опочку, Гдов, Лугу и Гатчину, началась спустя 40 дней после начала фашистской оккупации, когда на псковскую землю прибыли первые 14 миссионеров. За ними последовали другие: на Северо-Западе России в 1941-1944 гг. служило в общей сложности около 230 клириков (из них 27 из Латвии, 13 - из Эстонии, и более 190 - с территорий Северо-Западных областей России, - всего не менее 207 священников и 23 диаконов), а также 28 псаломщиков (из них 8 - из Латвии) и 9 мирян-миссионеров, всего с учетом монашествующих, не имевших сана, - более 60 человек.
Как свидетельствуют историки, успех миссии превзошел все ожидания. Во всей Псковской области после богоборческих гонений к 1941 году осталось всего 2 действующих храма. За время существования миссии в огромной области, где к началу войны в июне 1941 года церковная жизнь фактически умерла, было открыто больше 400 приходов.
Гуманитарное направление работы священников, как это показано в картине «Поп», позволило заметно уменьшить смертность в концлагерях. Добровольные помощники священников расклеивали воззвания о сборе продуктов для русских солдат, готовили обеды на 200 человек, которые привозились в лагерь дважды в неделю. Помощь оказывалась также и нуждающимся жителям города, оказавшимся без крова и средств к существованию.
Труд священнослужителей в оккупации позволил заполнить духовный вакуум не сектантством языческого толка, о чем мечтал сам Гитлер, а истинной верой. Благодаря этому Церковь сплотила русский народ и помогла выстоять ему в войне.