Путём скорби и радости

Заметки паломника на Святую Землю

Новости Москвы 
0
131
Время на чтение 5 минут
В паломнической гостинице Вифлеема укладываемся спать. Завтра в Иерусалиме нам предстоит пройти по крестному пути Спасителя. Разговоры перед сном о том о сём и обязательная по нынешним временам процедура - постановка мобильников на зарядку. Здесь, на Святой Земле, это проделываем скорее по инерции, потому что держим большей частью телефоны в отключённом состоянии: не хочется отвлекаться на звонки из дома и начинать с объяснений, что находишься за границей, да и дороговато это. Но Павел, наш молодой спутник, за прошедший день по делам своего бизнеса аккумулятор мобильника успел разрядить.

- У меня в городе аккумулятор на мобильнике из-за постоянных разговоров ещё до обеда "садится" - приходится потом постоянно в машине подзаряжаться, - делится Павел.

Отец диакон Александр, поскребя бороду, решает, что ставить на зарядку телефон ему ни к чему:

- А мне одной зарядки на неделю хватает. Что дома, что здесь - все равно никто не позвонит.

Ещё при знакомстве в Москве он представился дьяконом "диким" - лесник в прошлом, он и сейчас живёт на лесной заимке со своими пчёлами, выезжая служить на монастырское подворье. Человек он исключительно скромный, о таких говорят, что они готовы в любой момент слиться со стеной, лишь бы не попасть в центр внимания. Но, видимо, именно простодушие Господом на Святой Земле более всего востребовано - нигде ему не удавалось "слиться": и у яслей Богомладенца послужить, и в Горнем монастыре на всенощной, и у многочисленных святынь. И он совсем не предполагал, ложась сегодня спать, что назавтра именно ему предстоит пронести Крест по Страстному пути.

* * *

Чтобы пройти "Виа долороса" - крестным путем Спасителя, в Иерусалим заходят через Львиные ворота. Так их прозвали ещё крестоносцы, после восстановления закрепившие над аркой герб Венеции - барельефы четырёх львов. Врата ещё называют Стефановыми, потому что близ них с наружной стороны был некогда побит камнями первый диакон-мученик Стефан. А ещё - Гефсиманскими, потому что выходят на Гефсиманский сад. А ещё - Овчими, потому сразу за воротами - Овчая купель... У каждых из врат этого древнего города - по несколько названий. Так и по жизни: чем старее человек, тем больше к нему пристаёт всяких имён и прозвищ, связанных с разными обстоятельствами его бытия.

Перед началом пути в невероятной суете и гомоне мы покупаем в небольшой греческой церковке крестики из оливкового дерева. С ним нам предстоит пройти по Его пути до храма Воскресения. Первая остановка - место бичевания Спасителя. Оно принадлежит Ордену францисканцев. Здесь стоит Капелла Креста - на том месте, где на Христа взвалили Крест. Отсюда по пятницам выходят процессии католиков к храму Воскресения.

Неподалёку - греческая церковь, в алтаре которой можно увидеть прислонённый к стене большой чёрный деревянный крест. Предыдущий Патриарх Иерусалимский Диадор был уже немощным, стареньким, но в Страстную пятницу нёс его непременно сам. Здесь и наш дьякон Александр - единственный в группе представитель духовенства - берёт крест. Этот крест чуть поменьше, но тоже выше его роста. Вообще кандидатура крестоноши даже не обсуждалась: в России ведь всегда так - если ты в сане, то и иди впереди, руководи, и хорошо бы только это, а то ещё и делай всё сам. Отец Александр как-то резко меняется в лице, сосредотачивается, замолкает. Всю дорогу с крестом он будет идти молча, и вряд ли слушает объяснения нашего проводника. Мы же будем по очереди пристраиваться за ним, чтобы тоже "понести крест".

А пока мы - на территории бывшей римской претории. Вообще Пилат жил на берегу Средиземного моря, там у него была резиденция. В ненавистном Иерусалиме же у прокуратора было своеобразное "представительство", куда он приезжал для разбора дел, одним из которых и стал донос иудейских первосвященников на Иисуса. Преступного в словах и делах Иисуса он не нашёл, но, вместо того чтоб отпустить невиновного, приказал его сечь, чтобы видом окровавленного человека возбудить сострадание в иудеях. Однако добился он совершенно противоположного результата. Сейчас в католическом храме место бичевания Христа отмечено на каменной плите чёрным пятном.

Через сотню шагов - вторая остановка. Здесь - арка над улочкой, носящая название "Ессе Хомо!" ("Се человек!") - слова Пилата, представлявшие Иисуса толпе. Под церковью женского францисканского монастыря - темница Спасителя: мы спускаемся в подземелье - тюрьму, где томился Христос. Сводчатые грубые потолки, кое-где зеленая плесень по стенам. Тесно. Влажно. По соседству католики устроили небольшой музей. Мое внимание почему-то особенно задержали древние игральные кости. Такие некогда солдаты метали, разыгрывая одежду Спасителя. Помнят ли об этом те, кто сегодня бесстрашно бросает кости в казино? А ведь среди них я знаю многих православных (в душе) людей. И ещё: очень странно смотрится в таком месте электрощит на грубой пещерной стене с изображёнными черепом и костями и надписью "Danger!" ("Опасность!"). Конечно, техника безопасности - это важно, но все сделано уж как-то слишком по-музейному, правильно, везде таблички. Ощущение какой-то стерильности, условности в святых местах, обустроенных католиками, повторилось затем и в храме Успения Божией Матери, и в Назарете, и в церковке "Молочного грота". Полная этому противоположность - святые места Палестины, принадлежащие грекам, в них всё - живое. Ощущение иногда такое, будто после евангельских событий так тут всё и осталось нетронутым. (Хотя не обходится без перебора - некоторые строения находятся прямо-таки в плачевном состоянии.) Это можно заметить буквально рядом, в греческой церкви - под которой тоже расположены каменные мешки-темницы Пилата. Именно попав в них, ощущаешь настоящую жуть, тут едва можно повернуться и мрачно даже при электрическом освещении (а ведь прежде здесь узники гнили в полной темноте!). В стенах до сих пор сохранились отверстия для кандалов - одним из узников здесь был разбойник Варрава.

* * *

Всего на Крестном пути до храма Воскресения Господня девять остановок Христа. Остальные пять - под сводами храма (он огромный). Мы идём от остановки к остановке, нас привычно не замечают торговцы, а мы уже научились не замечать их. Но вдруг навстречу - большая лакированная чёрная машина, занимающая почти всю ширину улицы. Нам приходится прижаться к стенам. Из окна высунулся громкоговоритель, из которого разносится оглушительное и в то же время заунывное арабское пение. Когда проезжает мимо, внутри замечаю гроб. Тут поневоле вспомнишь, что находишься в мусульманском квартале Иерусалима, а их кладбище у стен Иерусалима, напротив Золотых ворот, до сих пор действует.

...Пятая остановка обозначает место, где Господь встретился с крестьянином Симоном Кириенянином. Он шёл мимо по своим делам в день казни Христа, но римские воины принудили его помогать нести Крест обессилевшему Спасителю. Я обратил внимание на то, что вместе с нами по "Виа долороса" идут люди не только из нашей группы, но и "примкнувшие" - в основном русские туристы. У них в программе вовсе не значился крестный ход с чтениями Евангелий и молитвами, просто - обычная экскурсия. А они, случайно или нет, присоединились к нам. Знают ли они про Симона? Вряд ли. Невольно задумываешься, сколь универсальны здесь для всех времён и наполнены глубоким смыслом становятся все пути людей.

Одно из преданий, связанных с этим местом, - камень, на который оперся рукой изнемогший Господь. Верующие подходят к этому месту и, по традиции положив руку в отпечаток ладони Христа, просят Его помочь донести личный жизненный крест.

Понемногу мимо дома Вероники, где Христос остановился вытереть поданным ею полотенцем Свой окровавленный грязный лик, мы двигаемся к порогу Судных врат. Не сразу замечаю, что улица из ряда отдельно стоящих лавок превратилась в сплошной восточный базар, а мы идём между двумя торговыми рядами, протискиваясь между покупателями. Христианская атрибутика на прилавках, преследовавшая нас несколькими метрами раньше, исчезла, уступив место рядам с джинсами, бюстгальтерами, фруктами, кальяном и пр. Не успел оглянуться - а где наши? И где наш гид - монахиня Иустина? Рядом ещё несколько таких же, как я, потерявшихся - все мы, точно овечки, сбиваемся в кучу и вопрошаем друг друга: что же делать? Постояв минут пять с крестами в руках среди шумного и совершенно безразличного к нам потока арабов и иностранцев, некоторые женщины начинают паниковать: "Нам их в такой толпе ни за что не найти!" У кого-то находится номер сотового телефона нашего гида - звоним! Вот она - польза ночной зарядки телефонов! И вот уже сигнал наш летит в Москву, возвращается в Израиль и достигает телефона монахини: Алло, где вы?!" - слышим мы на том конце провода. Если бы мы знали, где!

(Окончание в следующем номере)

http://www.rusvera.mrezha.ru/561/5.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Иванов
Путь расслабленных
О причинах и следствиях отказа освящать оружие
08.06.2021
О достоинстве личности и любви
Беседа с вятским священником Александром Балыбердиным, автором книги «Буковый лес»
31.10.2016
Все статьи Игорь Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии