Случайных совпадений не бывает: буквально в день выпуска этого номера газеты читатель Вячеслав Сидоров на нашем сайте прокомментировал мою статью «Ермак Тимофеевич и его недруги». А поскольку это как раз в тему хронографа, процитирую. Он пишет: «Небольшая по отношению ко всему татарскому народу, но агрессивная группка националистов полагает, что статья об ответственности за разжигание межнациональной розни имеет отношение только к русским. Ими никакие доказательства по действительной истории восприниматься не будут. Так будет, пока в России не установится на всех уровнях такая власть, которая была до революции 1917 года, в части уважения и сохранения религий, культур и обычаев всех народов. После революции 1917 года по этому равновесию был нанесён громадный удар, в первую очередь, по русскому народу как государствообразующему. Затем относительное равновесие сохранялось, но только не в интересах, а за счёт русского народа. С перестройкой потомки революционеров оживились. Один из показателей – сразу исчезла графа о национальности, в Татарстане, например, сохранилась (во вкладыше в паспорт. – Ред.). Не надейтесь, нерусские по духу, что с уничтожением всего русского вам станет жить лучше. Совсем наоборот. Но эта попытка в конце концов обречена на провал. Все русские по духу, с нами Бог! Но на Бога надеемся, а сами не должны плошать. Терпения и стойкости в борьбе за лучшую жизнь всех народов России без дискриминации русских. И дай Бог здоровья таким людям, как А.Г. Елфимов, при нашей ему поддержке».
С уверенностью утверждаю, что таково мнение очень и очень многих наших читателей. Хотя, конечно, диспозиция сложнее, и местечковые националисты не могли бы так открыто выступать, не имея поддержки в каких-то группировках во властных структурах, как федеральных, так и региональных.
В Уголовном кодексе существует статья 282 («возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» – до 5 лет заключения), за которой уже прочно закрепилось название «русская» – потому что применяется она чаще всего именно против «русских националистов». Но вычисляют их правоохранители отнюдь не по записи в паспорте.
Вернусь к тому, с чего первоначально хотел начать эти заметки. В начале ноября активно комментировали решение недавно назначенного главы «Россотрудничества» Примакова, отказавшегося от проведения в подведомственных зарубежных учреждениях «Тотального диктанта» по тексту «писателя» (что?) Д. Глуховского. Диктант, между прочим, курирует Администрация Президента. Замечательные высказывания этого персонажа хранит Интернет: «У него (Путина) была историческая возможность дать нашей стране шанс стать цивилизованным государством, а мы остаёмся банановой республикой». Ну и вот, не делая никаких заявлений, Примаков просто отказался поддерживать этого русофоба. И надо же – в кругах «приближённых» это было воспринято сенсационно, чуть ли не как знаменитый разворот над океаном его отца – премьера Евгения Примакова-старшего.
На самом деле сегодня, как и прежде, «русское» пробивает везде себе дорогу с большим трудом. На днях читаю: священнику Александру Беликову из г. Севска суд назначил принудительные работы за организацию в сентябре крестного хода. Это ли не русофобия на государственном уровне? С другой стороны, радостно, что появляются люди, которые не боятся «вызвать огонь на себя». Недавно мы сообщали, как в древней Тарусе глава администрации инициировал возвращение названий 16 улицам. Казалось бы, исчезли имена террористов, разрушителей России… Но вот он пишет: «Требуют отставки всех органов самоуправления города и района, угрожают физической расправой, травлей со всей России. Сегодня шесть депутатов, которые голосовали “за”, собрались и сказали, что пойдут до конца, как 300 спартанцев. Осознаём, что находимся в одном из центров формирования смыслов Русского мира».
Тридцать лет назад в другой стране, СССР, в разгар перестройки тоже нашлись люди, решившие вызвать «огонь на себя»: вышло так называемое письмо 74-х. Позднее подписи под ним поставили ещё несколько сот деятелей культуры. «Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу, объявляемого “вне закона” с точки зрения того мифического “правового государства”, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России. Многие средства массовой информации замалчивают трагедию русского народа, его великие жертвы в прошлом и настоящем, многочисленные погромы, которым подвергается ныне русское население в союзных республиках… мы призываем всех русских людей – помните, что мы, русские, – высокоталантливый, геройски отважный, знающий радость осмысленного, созидательного труда, могучий духом народ. Что “русский характер”, “русское сердце”, бескорыстная русская преданность истине, русское чувство справедливости, сострадания, правды, наконец – неистребимый, беззаветный русский патриотизм – это всё драгоценный алмаз в сокровищнице человеческого духа». Среди подписавших были и друг нашей редакции Владимир Крупин, и камертон русского слова писатель Валентин Распутин…
Сергей Семанов – историк и публицист, «русский и антисоветский элемент», как о нём злобно писал в секретной записке в Политбюро ЦК Андропов, – отозвался об этом письме так: «Сегодня (2 марта 1990 г.) вышел “манифест” – письмо нескольких десятков писателей, очень резкое. Обвинения в адрес мерзкого Шаталина (на Пленуме выступал) или тем паче Яковлева за его новейшую статью в “ЛГ”, сочувствие русским беженцам, протесты против провокации в ЦДЛ и проч., – всё очень правильно и полезно. Но… не пустые магазины, не безумная экономическая система, не мусор в русских головах и душах, а “борьба с сионизмом” влечёт их. Словно нарочно грызут искусственную кость! Ну, представим невозможное: победят они “сионизм”, лучше, что ли, станет в России?.. И опять – обращение к начальству, все на него надеются… Шум будет большой, изобьют, истреплют каждого в отдельности, а “партия и правительство” не помогут». И точно – «не помогли» и «истрепали»: того же Крупина, например, на много лет перестали печатать.
Глубже всех проблему изучил, наверно, академик Шафаревич. В одном из интервью он говорил о корнях русофобии: «Вспомним коллективизацию. Ей предшествовала идеологическая кампания создания озлобления, ненависти к деревне, деревенской культуре. Эта враждебная деревня объединялась термином “Расеюшка-Русь”. Поэты писали, что это “растреклятое слово”, что она “повешена”, ей объявляли смертельную войну. Клялись в ненависти и т.д. Всё-таки сам термин, хотя и подразумевалась любая деревня, как-то особо выделял Россию.
Особое положение в этом вопросе занимал XII съезд РКП(б). Он дружно выступил против того, что делегаты называли словом “русотяп”. Говорилось о “подлом великодержавном русском шовинизме”. Утверждалось, что русским “нужно себя искусственно поставить в положение более низкое по сравнению с другими народами”. Весь съезд проходил в атмосфере деликатной озабоченности национальными чувствами всех наций, кроме русской».
Сегодня уже очевидно, что борьба против русофобов, за русское начало – это не утверждение нашей самости и национальной исключительности, но борьба за русский православный всечеловеческий идеал, осознание особой русской миссии в мире. Завершившаяся война между Арменией и Азербайджаном (Турцией) ясно показала, что побеждают те, у кого есть сверхзадача. Какова она у России? Что мы хотим в конечном итоге? И слава Богу, что именно благодаря русским все народы нашего Отечества живут в мире. При этом произнести слово «русский» для чиновника по сей день, даже после Крыма, страшно.
В этом номере «русскую тему» мы затрагиваем ещё в нескольких материалах, будем делать это и впредь, потому что сегодня, в условиях предвоенной обстановки в мире, она выходит на уровень дилеммы: быть нам или не быть.