«РПЦ намерена отказаться от освящения оружия». Такой заголовок выдало РИА Новости 28 мая, и о новости заговорили даже далёкие от Церкви СМИ: консервативные издания с удивлением, называя это «предательством России», либеральные – со злорадством: наконец-то Церковь признала ошибку, уже несколько веков освящая оружие. Сослались в РИА на представителя Церкви при Совете Европы архимандрита Филиппа (Рябых), заявившего, что Церковь продолжит благословлять воинов, но «отдельного благословения самого оружия совершаться не будет». Так он прокомментировал итоги очередного заседания Межсоборного присутствия и, в частности, проект документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга».
Прямо дежавю какое-то. Почти два года назад, в июле 2019-го, в «Вере» вышла критическая заметка «Освящать ли оружие?» как раз на эту тему. Текст документа был отправлен на обсуждение в епархии позднее, в феврале прошлого года. Он удостоился серьёзных отповедей, но изменения в него внесены не были. Кто-то в церковных кругах твёрдой рукой ведёт проект к принятию на Архиерейском соборе в ноябре.
Первая мысль – кому это выгодно? Ведь знают же в церковных «верхах», как негативно относится православный народ к подобным нововведениям. Зачем обессиливать Церковь, углубляя раскол в сегодняшней сложной ситуации, когда разделения благодаря действиям синодальных администраторов всё глубже проникают в церковный организм: к давним разногласиям – по поводу почитания царских останков и Царя-страстотерпца, введения русского языка в богослужение и др. – добавились новые: по поводу вакцинации, запретов на посещение храмов во время ковидных ограничений... «Почему вдруг понадобилось пересматривать наш Требник? – задаётся вопросом игумен Виталий (Уткин). – Напомню, что именно с пересмотра одного чинопоследования в 1618 году, пересмотра с административным нажимом сверху, с репрессиями против несогласных, начался процесс, закончившийся спустя полвека Великим расколом».
Епископ Савва (Тутунов), один из редакторов документа, поспешил успокоить публику:
«Во-первых. Строго говоря, термин освящение должен относиться только к предметам, посвящаемым Богу: облачениям, сосудам и проч. Во всех остальных случаях можно говорить о благословении... Во-вторых. Этот документ не является "решением". В-третьих, главным адресатом благословения является воин, а не оружие... Вот и в молитве на благословение оружия указывается на воинов: «ниспосли твоё небесное благословение на эти оружия и на этого раба твоего имярек, намеревающегося их носить ко укреплению и заступлению Твоей Церкви, сирот и вдовиц, и Твоего достояния на земли».
Но, во-первых, мы знаем, что решения Межсоборного присутствия, выведенные на собор, как правило утверждаются. Второе: с точки зрения простого мирянина, в схоластике не сильного, между благословением и освящением разница невелика – тем более что в чинопоследовании оружие отдельно поставляется на столе перед амвоном, отдельно кадится, его кропят святой водой и только затем окропляют воина – чем это не освящение? Кроме того, существует отдельный «Чин благословения воинских оружий» – не людей с оружием, а именно оружия.
Но главное в ином. Этот документ – не столько указания для богослужебного обихода, сколько символический жест по отношению к армии. В проекте предлагается запретить освящение «любых разновидностей оружия, употребление которого может повлечь за собой гибель неопределённого количества людей, в том числе оружия неизбирательного действия и оружия массового поражения». Казалось бы, здравое зерно тут есть. Но дорожка эта ведёт нас прихотливой логикой пацифизма по пути, давно пройденном иеговистами.
О дальних последствиях таких воззренинй хорошо написал прот. Алексий Чаплин из Белгородской области. «Ранее святые отцы убийство на войне "не вменяли в убийство", – пишет он, – но после принятия данного документа, все, кто связан с употреблением неблагословленного оружия, будут причастны к смертному греху убийства. Тем самым Церковь будет поставлена в противоречивое положение перед обществом и армией: с одной стороны она якобы благословляет защиту Отечества и воинскую службу, а с другой – не благословляет пользоваться современным оружием, без которого сегодня армия перестаёт быть армией. Я не представляю, как внятно можно будет объяснить лётчикам, ракетчикам, и вообще всему командному составу, что их служба Церковью благословляется, а оружие, которым они пользуются, – нет... Мы неизбежно придём к заключению, что православному христианину нельзя служить в современной армии, доктрина которой при любых военных действиях строится на применении ракет, артиллерии, авиаударов и прочего оружия, влекущего неизбежную смерть мирного населения. Тогда Церкви нужно прямо сказать, что мы не благословляем вообще служение в современной армии (разве что в медсанчасти)».
После стрельбы в Казани уже традиционно понеслись по стране проверки, а в Госдуме забегали с проектами запретов на обладание оружием. Кампанейщина – дело привычное, так у нас принималось множество нелепых установлений, которые потом с трудом удавалось отменить, а чаще реальная жизнь это делала. Но мало нам запретителей в Госдуме, ещё и Церковь к этому подключилась.
В худших традициях «реагирования» к кампании против оружия подключился глава ОВЦС митр. Иларион (Алфеев). «Охота в качестве развлечения или в качестве хобби вообще должна быть запрещена, – заявил он в эфире телеканала "Россия-24". – Если охота необходима, тогда этим должны заниматься профессионалы, которые на это специально назначены, которые получают специальную лицензию». Заметим, что лицензию на отстрел зверя покупают все, и любители, и промысловики. Иначе это браконьерство, а оно сурово карается.
«Охота свойственна русскому человеку: дайте мужику ружье, хоть верёвками связанное, да горсточку пороху, и пойдёт он бродить, в одних лаптишках, по болотам да по лесам с утра до вечера...», – писал Иван Тургенев полтора века назад. Повезло ему, что как и Сергей Аксаков, Николай Некрасов, бродил с ружьём до митр. Илариона – а то ведь, глядишь, и под епитимью мог попасть.
Зачем дискредитировать Церковь, рассуждая о том, в чём мало понимаешь? Чтоб угодить самозваным «защитникам природы» – диванным городским болтунам или валютным грантоедам? Или модному тренду, который приватизировали и политизировали «зелёные»? Неужели забыты прописные истины о том, что убивает человек, а не оружие, что к смерти ведёт грех, а не свобода.
...Между двумя темами, которые мы сегодня обсуждаем, общее – не оружие, а восприятие русского народа и Церкви некоторыми кругами в «верхах». Как будто мы – неразумное стадо, которое держать лучше в стойле, не давая острого и колющего. Мужеское, читай – воинское начало, оборонное сознание в русском человеке – это основа крепости государства, в этом и защита нашей земной Церкви. Но по чуть-чуть, незаметно Церковь подталкивают на губительный путь расслабления, который уже прошли европейские церкви, выставившие вперёд человеческое эго. Веру пытаются удушить моральными установками, которые формирует кто? – хромое на обе ноги обезбоженное общество! Всё дело в том, что кто-то, заявляя о любви к Церкви, любит в ней больше себя.
Игорь Владимирович Иванов, член Союза писателей России, главный редактор газеты «Вера-Эском», Сыктывкар
Впервые опубликовано в майском номере газеты «Вера-Эском»