Основание таких прогнозов известно: вот уже более полутора десятков лет смертность в России превышает рождаемость. Правда, за 2007 год уровень рождаемости в РФ вырос по отношению к 2006 году на 8,7% и одновременно снизился показатель смертности, но общей тенденции это не меняет. Наметившийся положительный тренд, по мнению экспертов, может оказаться кратковременным (сейчас сказываются последствия подъема рождаемости в первой половине 1980-х - появившееся тогда поколение как раз достигло репродуктивного возраста). Авторы доклада ООН не исключают, что уже в ближайшие годы в Россию может ожидать резкое падение уровня рождаемости.
После распада СССР, по разным оценкам, 20-25 миллионов русских оказались "за границей" и в полной мере ощутили, что значит проживать в "новых независимых государствах": слишком часто самоутверждение бывших "младших братьев" принимало форму подчеркнуто агрессивной и дискриминационной политики по отношению к русским.
Первая волна миграции в РФ из бывших советских "национальных республик" была вызвана экономическими трудностями и всевозможными притеснениями в отношении "инородцев". К настоящему времени этот первоначальный импульс миграции практически исчерпан. Оставшиеся на месте русские и прочие "некоренные" теперь уже не готовы бежать "куда глаза глядят".
В такой ситуации российское правительство приняло в 2006 г. специальную государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. В республиках СНГ была развернута информационная кампания по популяризации этой программы среди потенциального переселенческого контингента. Росзарубежцентр при МИД РФ организовал проведение встреч потенциальных переселенцев с представителями администраций 12 "пилотных регионов" - участников программы по переселению.
Известно, что Сибирь и Дальний Восток особенно заинтересованы в пополнении своих трудовых ресурсов. Продолжающееся сокращение численности населения этих регионов - реальная угроза государственной безопасности России. Однако пока там особой активности в осуществлении программы по добровольному переселению в Российскую Федерацию не проявляют. В Иркутской области за пять лет (2007-2012 гг.) планируется принять всего 9 тысяч переселенцев (по 1,5 тысячи человек в год). В Красноярском крае предполагаемая численность участников трехлетней программы трудовой миграции соотечественников из-за рубежа - всего 2 тысячи 580 человек.
Даже в европейской части России, то есть в тех "пилотных регионах", которые вроде бы наиболее привлекательны для потенциальных переселенцев, намеченная программа не в состоянии сколько-нибудь заметным образом улучшить ситуацию с трудовыми ресурсами. Так, Тверская область до 2010 года примет около 8 тысяч русских и "русскоязычных" мигрантов. В Нижегородскую область ежегодно прибывает 3 000 - 3 500 переселенцев. Местные власти планируют, что к 2015 году им удастся увеличить приток мигрантов в два раза - до 7 тысяч человек в год. Однако все эти цифры выглядят более чем скромно.
В ряде случаев власти "пилотных регионов", намеченных переселенческой программой, ограничиваются, как это имело место в Карелии, выражением готовности "к проведению изучения миграционных намерений потенциальных переселенцев и масштабов возможной иммиграции". Подобная картина наблюдается и в Калужской области, о намерении переехать куда заявило всего около 1500 человек (большинство - с Украины и из Казахстана). Из опыта известно, в реальности эта цифра будет гораздо меньше.
Если же говорить не о намерениях, а о том, что реально сделано на ниве новой переселенческой политики, то тут и подавно полное отсутствие результатов.
Как отмечал в исследовании "Сколько русских осталось в Центральной Азии?" Александр Шустов, за год, прошедший с начала реализации в декабре 2006 года государственной программы по переселению в Россию соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья (первые итоги Федеральная миграционная служба подвела в ноябре 2007 года), в рамках данной программы на постоянное место жительства в РФ переселилось в течение года всего... 130 человек (планировалось - 50 тысяч человек). Несоответствие между задуманным и осуществленным - колоссальное.
С одной стороны, вымирание населения Российской Федерации, ставшее устойчивой тенденцией полтора десятка лет назад (под влиянием "демократических реформ"), продолжается. Авторы доклада ООН, прогнозируя дальнейшее снижение численности населения нашей страны, исходят из того, что инерция курса сохранится: дескать, коренного изменения той социально-экономической ситуации, которая является главной причиной демографического кризиса в бывшей РСФСР, ожидать не следует.
С другой стороны, скудные до смешного результаты программы по организации притока переселенцев в РФ из бывших "национальных республик" СССР, показывают: выбрано не то направление, на котором сползание Российской Федерации к демографической катастрофе можно остановить.
В чем здесь дело?
"В 2000-е гг., - пишет А. Шустов, - исход русских из Центральной Азии замедлился... В целом численность русского населения Центральной Азии по состоянию на 2007 г. можно оценить в 5,5 - 5,7 млн. чел... После Украины, где проживает, по оценкам, около 11 млн. этнических русских, Центральная Азия остается вторым по значимости "ближнезарубежным" демографическим резервуаром русского населения". Большинство оставшихся за пределами РФ русских к настоящему времени "адаптировались к сложившимся условиям и нередко имеют довольно высокий социальный статус и уровень жизни". Замечание справедливое, однако дело не только в этом.
На вопрос "Почему русские не переселяются в Российскую Федерацию?" существует и другой ответ, обусловленный тем, как работает сегодня русское самосознании: среди 16-17 миллионов русских, связавших - теперь уже, надо полагать, окончательно - свою судьбу с бывшими "национальными республиками" СССР, крепнет ядро людей, которые со всей очевидностью не рассматривают собственную укорененность на земле исторической России, но за пределами РФ как жизнь "за границей".
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1277