Чем чреваты для Москвы поиски "прецедента" в наркогосударстве Косово

Новости Москвы  Новости Косово 
0
266
Время на чтение 6 минут
21 марта 2008 года депутаты Государственной думы приняли заявление "О политике РФ в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья". Обсуждение документа было эмоциональным, страсти кипели. Накануне заседания председатель Думы Б. Грызлов даже пообещал, что текст заявления будет "достаточно категоричным" (правда, тут же пояснил, что только принятие решения о вступлении Грузии в НАТО заставит Москву признать независимость Южной Осетии и Абхазии).

Нельзя, конечно, сказать, что вся словесная решимость российских депутатов и на этот раз ушла в "пропагандистский свисток". Однако принятый Думой документ представляется куда более размазанным и беззубым, чем можно было ожидать. Вот его основные положения:

"Государственная дума ФС РФ заявляет, что после одностороннего провозглашения независимости Косово для РФ возникла необходимость корректировать свою политику в отношении Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, исходя из волеизъявления проживающего там населения...

Государственная дума уважает суверенитет и территориальную целостность Грузии и Молдавии в рамках их международно признанных границ. Вместе с тем депутаты Государственной думы считают, что начавшийся процесс признания Косово идет вразрез с нормами международного права. Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, построившие за годы своей фактической независимости демократические государства со всеми атрибутами власти, имеют гораздо больше оснований претендовать на международное признание, чем Косово.

Государственная дума обращает внимание, что по обе стороны российско-грузинской границы расположены Северная Осетия и Южная Осетия, в которых проживает один и тот же разделенный народ - осетины. В условиях, когда общепризнанные принципы международного права перестают быть незыблемыми, может возникнуть ситуация, когда на первый план выходит право народа на свое воссоединение.

Государственная дума полагает, что стремление Грузии вступить в НАТО является ее суверенным правом, но при этом отмечает, что Россия обладает правом на уважение воли и защиту своих граждан, преимущественно населяющих Абхазию и Южную Осетию и выступающих против вступления Грузии в эту организацию. Депутаты Государственной думы единодушны в своем стремлении, что взятый грузинскими властями курс на полную интеграцию в НАТО лишает Грузию возможности консолидировать территорию и проживающие на ней народы.

Государственная дума убеждена, что Российская Федерация должна решительно противодействовать любым попыткам внешнего политического, экономического и военного давления на Абхазию, Южную Осетию и Приднестровье. Депутаты Государственной думы обращаются к федеральным органам исполнительной власти с призывом усилить поддержку граждан Российской Федерации, проживающих в Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье, рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на территории Абхазии и Южной Осетии, изучить возможность введения на границе между Российской Федерацией и Абхазией, Российской Федерацией и Южной Осетией максимально упрощенного порядка пересечения границы. Одновременно с этим депутаты Государственной думы выступают за активизацию всестороннего социально-экономического и гуманитарного сотрудничества субъектов РФ с Абхазией, Южной Осетией и Приднестровьем.

Государственная дума заявляет о необходимости сохранения существующего формата присутствия миротворческих сил в Приднестровье и в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов до их урегулирования на основе взаимоприемлемых договоренностей....Государственная дума обращается к правительству РФ с предложением активизировать усилия по обеспечению безопасности граждан РФ, проживающих на территориях Абхазии и Южной Осетии, рассмотреть вопрос о возможности усиления потенциала миротворческих сил в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, а также предусмотреть другие меры по обеспечению мира и безопасности в этом регионе.

По мнению депутатов Государственной думы, в случае возможного вооруженного нападения Грузии на Абхазию или Южную Осетию или шагов по форсированному продвижению Грузии в НАТО необходимо принять все меры для защиты граждан Российской Федерации, проживающих в Абхазии и Южной Осетии, и рассмотреть возможность ускорения объективного процесса суверенизации Абхазии и Южной Осетии. Депутаты Государственной думы, изучив обращения Абхазии и Южной Осетии, обращаются к президенту РФ и правительству РФ с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности признания независимости Абхазии и Южной Осетии"1.

В ответ на робкое пожелание думцев "рассмотреть возможность ускорения объективного процесса" (?!) глава пресс-службы Госдепартамента США Шон Маккормак твердо заявил о поддержке территориальной целостности Грузии, а заместитель госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Д. Фрид подчеркнул, что признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии было бы "очень большой ошибкой, которая создаст для России большие проблемы". Прямо и без обиняков.

Реакция официального Тбилиси на думский документ была хладнокровной. На причину этого указал председатель грузинского парламентского комитета по внешним связям К. Габашвили. По его словам, в Тбилиси уверены, что Россия не решится признать независимость Абхазии и Южной Осетии, а акция Думы - не более чем "политический спектакль". Госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Т. Якобашвили также "абсолютно убежден", что Россия никогда не признает независимость Абхазии и Южной Осетии, так как "это не входит в ее интересы".

Известно, что руководство Грузии уже много лет настаивает на полном пересмотре нынешнего миротворческого формата в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов. В первой из них стабильность поддерживают Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, укомплектованные российскими военнослужащими. Во второй - смешанный миротворческий контингент, состоящий из трех батальонов (российского, грузинского и североосетинского). В очередной раз М. Саакашвили поднял эту тему во время его недавней встречи с Пан Ги Муном, где он настаивал на том, что Россия, выйдя из режима санкций в отношении Абхазии, "потеряла право осуществлять миротворческую операцию" в регионе.

Заявление Госдумы не дало ответа на вопрос, на каком юридическом основании будет продолжаться миротворческая операция в Абхазии. Ведь с формальной точки зрения, односторонний выход России из введенного СНГ режима санкций по отношению к Абхазии поставил под вопрос и выданный этой организацией мандат на размещение Коллективных сил по поддержанию мира. Теперь Тбилиси может в таком же одностороннем порядке выйти из соответствующего соглашения и потребовать вывода российских миротворческих сил (МС). Скорее всего, этот шаг поддержат некоторые другие страны СНГ, к примеру, партнеры Грузии по блоку ГУАМ.

Вместо заявлений рекомендательного характера Госдуме следовало бы озаботиться выработкой законодательного документа, дающего юридическую основу для сохранения российских МС в Абхазии. Принятое ГД РФ заявление ни в какой мере такой основой не является - оно просто "перекидывает" проблему исполнительной власти, ну, а та не может принимать законодательные документы, подобные, скажем, "Федеральному акту об отношениях с Тайванем", принятому Конгрессом США в 1979 г.

В последнее время о Тайване как возможной модели отношений с постсоветскими непризнанными государствами вспоминают часто. До настоящего времени этот китайский остров остается протекторатом США - на основе "Федерального акта об отношениях с Тайванем", имеющего силу закона, в котором Тайвань обозначен как составная часть "системы регионального баланса сил" (наряду с Японией, Республикой Корея и Филиппинами). Согласно Акту, США обязаны оказывать Тайбэю военную помощь, если Пекин будет угрожать существованию Тайваня, а экономический бойкот или военная блокада острова будут рассматриваться как угроза безопасности Тихоокеанского региона.

Игнорируя подобный международный опыт, Москва рискует "заиграться" в дипломатическую игру, которая никак не повышает авторитет России в Грузии или Молдове, да и усиливает подозрения со стороны непризнанных республик.

Как показывают социологические опросы в Абхазии, идея воссоединения с Россией уже утратила свою прежнюю популярность в глазах ее населения, на смену ей пришла идея государственной независимости. Да и руководство непризнанных республик не стесняется больше проявлять явный скепсис по отношению к российской дипломатии. Комментируя принятое Госдумой заявление, спикер парламента Абхазии Н. Ашуба констатировал, что граждане Абхазии пережили "определенное разочарование", так как они ожидали, что Госдума "по крайней мере, выскажет более радикальное мнение".

"Мы оказались заложниками сложившейся ситуации, - подчеркнул Н. Ашуба. - Если нами будут постоянно манипулировать..., мы будем также обращаться к другим странам мира. Например, к странам СНГ, европейским странам".

После распада СССР "герои" эпохи ельцинизма высокомерно полагали, что постсоветские республики от России "никуда не денутся". Время показало, что они, мягко говоря, очень заблуждались.

Пророссийская ориентация Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья не является раз и навсегда данной. Чтобы симпатии народов этих республик к России сохранились, российской дипломатии нужно перестать играть в игрушки и, в частности, отказаться от игр с судьбой и жизнью проживающих на этих территориях людей, - в большинстве своем пожелавших стать и ставших гражданами России.

Пока Москва неуверенно ищет "прецеденты" для выстраивания своей политики в отношении СНГ то в наркогосударстве Косово, то где-то еще и не хочет вспомнить об особой роли и ответственности Российской Федерации как правопреемницы СССР и Российской империи, проблема непризнанных постсоветских государств решения иметь не будет, а российское геополитическое пространство будет катастрофически распадаться.



1 www.regnum.ru/news/975032.html

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1307
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Б. Крылов
Все статьи Александр Б. Крылов
Новости Москвы
Все статьи темы
Новости Косово
Тоска по родине – я родилась с этим чувством
Почему не все сербы покидают родные места и почему возвращаются
12.06.2024
Сербская Голгофа
Предисловие к книге Биляны Живкович
10.06.2024
Это очень опасный шаг
По словам Владимира Путина, если мы видим, что те или иные страны втягиваются в войну против нас, то наш ответ будет симметричным
06.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Вновь о «екатеринбургских останках» и о роли личности
Новый комментарий от Vladislav
17.06.2024 22:47
Убрать мавзолей?
Новый комментарий от С. Югов
17.06.2024 22:45
Исторический контекст отрицания «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Фиалковский
17.06.2024 20:11
Александр Дворкин против о.Андрея Ткачева
Новый комментарий от Агафон
17.06.2024 19:55
Американские новые «Старые правые» о «еврейском вопросе»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.06.2024 19:20
Здравый смысл
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.06.2024 18:42