itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как молятся антиподы

Продолжаем путешествие по епархиям Русской зарубежной церкви

Новости Москвы  Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
111
Время на чтение 5 минут
Странные зигзаги случаются не только в судьбе, но и в кругосветных маршрутах. По дороге из Сан-Франциско в Мельбурн наш самолет сделал посадку для дозаправки не где-нибудь, а в Петропавловске-Камчатском. Свидание с родной землей после трехнедельной разлуки оказалось кратким и довольно скупым на эмоции. Дело-то было глубокой ночью. И хотя нам позволили выйти на час из самолета, но рассмотреть в кромешной тьме даже ближайшую сопку не удавалось.

А вскоре мы снова отправились на чужбину. Туда, где вместо нашей осени весна, где вода в сливном отверстии умывальника вращается против часовой стрелки, а люди по отношению к нам ходят вниз головами.

ЗАГАДКА СТАРИКА ВЕНЯ

Тридцатичасовой с двумя посадками перелет через океан позволял как-то уложить в голове впечатления от последних дней на американской земле. В таком бешеном темпе они проходили. Столько содержали встреч и сюрпризов.

Так, после очередного концерта хора Сретенского монастыря к нам подошел Пол Феррари, бывший протестантский пастор, перешедший в православие вместе со своей паствой и снискавший к тому же мировой успех в печном деле, - он стал президентом международной ассоциации печников.

Во время богослужения я обратил внимание, как вдохновенно вполголоса подпевает нашему хору высокий юноша с аристократической осанкой. Оказалось, это потомственный граф Николай Шереметьев, студент. Он абсолютно уверен, что после воссоединения Церкви его Родина вновь станет великой, а сам он более всего мечтал бы работать для ее блага.

Ну а в храме "Всех скорбящих Радость" в Сан-Франциско, я увидел старого знакомого - это китаец Михаил Ильич Вень. Мы встречались с ним здесь восемь лет назад. Точнее сказать: главным героем той встречи был его отец - священник этого храма Илия Вень. Его судьба удивительна и достойна целого романа. Он пришел к русскому православию, никогда не побывав в России. Выучил русский язык вслед за церковнославянским. Дал русские имена детям и крестил их в православной вере. Из Китая бежал в Америку от коммунистического режима. А к моменту нашего знакомства дожил до ста восьми лет. И, оказывается, сильно озабочен вопросом, для чего же Господь так долго держит его в земной жизни, что ему еще надо сделать, чтобы спокойно отправиться в мир иной?

С тех пор я ничего не слышал об этом китайце с русской душой и не знал, как же и когда завершился его земной путь. Об этом и спросил первым делом у Михаила Ильича.

- Да вы чуть-чуть папу не застали, - сообщил он, - два месяца назад мы его похоронили, а в ноябре ему бы сто одиннадцать исполнилось. И до самого конца был в здравом уме. В последний день даже газету читал - интересовался что в России происходит.

ПОЮЩИЙ АРГУМЕНТ

Участник той встречи протоиерей Петр Перекрестов, нынешний настоятель храма, тоже удивил по-своему: тогда, восемь лет назад, в ходе разговора очень критически отзывался о ситуации в России и Московском Патриархате, сейчас - активный сторонник восстановления единства, а делегацию из Москвы принимал как самых дорогих гостей.

Еще одна знаковая в этом смысле фигура - протоиерей Виктор Потапов, с которым мы встречались в Вашингтоне. Он, пожалуй, самый известный в России священник Зарубежной Церкви, поскольку много лет ведет на "Голосе Америки" передачу для русской аудитории о религиозной жизни. Его оценки и мнения в отношении Москвы всегда были критичны и нелицеприятны.

Хотя и кается как истинный христианин Петр Перекрестов в ошибочности своего прежнего пути, но, по сути, ни он, ни Виктор Потапов, ни многие другие деятели Зарубежной Церкви вовсе не меняли своего отношения к России. Изменилась Россия. Другой вопрос, что еще не все за рубежом заметили и поняли эти перемены, так же, как и позицию Московского Патриархата. И тут все в один голос говорят, что предпринятое кругосветное путешествие оказалось бесценно для того, чтобы многие предрассудки оказались отброшены.

Множество, казалось бы, мелких деталей личного общения и совместной молитвенной практики дают такой эффект, который не достичь ни на каких переговорах.

Когда, например, один из руководителей нашей делегации митрополит Онуфрий, произнеся на богослужении проповедь, вдруг непринужденно тут же повторял ее по-английски, собравшиеся в храме люди были в радостном шоке. Не только от того, что так образованны, оказывается, наши архиереи, но и от того, что столь заботливы по отношению к пастве, где не все свободно владеют русским языком.

Ну а пение Сретенского хора вызывает здесь у людей такие эмоции, которые трудно описать. При этом и сами певчие оказываются живым аргументом в столкновении мнений о российской действительности.

- Если такие ребята, как Сретенский хор, это будущее России, - сказал мне протоиерей Петр Перекрестов, - тогда точно все у России будет хорошо.

ТАК МЫ НЕИСТОВСТВУЕМ

В Австралии, как мы быстро убедились, ритм жизни совсем другой. Здесь нет такой динамики и суеты, как в Америке. А эмоции проявляются куда скупее. И такое обстоятельство вызвало поначалу тревогу на первом же концерте хора. Публика в зале была большей частью англоязычной. Встречала сретенцев доброжелательно, но, как казалось нам, излишне сдержанно. Однако в антракте я убедился, что ни языковой барьер, ни национальный темперамент духовному искусству не помеха.

- Почему слезы катятся, если мы не знаем о чем они поют? Потому что это душа поет, ваша русская, - говорила мне социальный работник Джина Ренни, - а то, что аплодируем не громко, неправда, знаете: для нас это

ДРУГИЕ РУССКИЕ

Нас поразило, что в Австралии полно пожилых людей, которые говорят точь -в-точь, как сегодня где-нибудь в Калуге или Воронеже. Да еще и одеваться умудряются так, что по внешнему виду от жителей нынешней российской провинции не отличаются. Причем эти люди в большинстве своем никогда в России не жили и родились за ее пределами.

- Мы сюда из Китая приехали - кто из Харбина, кто из Шанхая, но все - с приключениями и без всяких средств, - рассказывал мне в церковном дворике Успенского храма Мельбурна Виктор Сергеевич Усатов. - А на китайскую землю еще наши родители пришли: или от большевиков бежали, или в качестве специалистов были направлены и застряли. Только потом пришлось уже от китайского коммунизма спасаться.

- Им удавалось уехать из Китая только с пустыми карманами. Здесь, в Австралии, начинали тяжело. Но едва становясь на ноги, принимались строить храмы. Это спасало. Православная община действительно была общиной. Помогали друг другу. Вместе встречали праздники, проводили воскресные обеды, вечеринки. Бережно хранили язык и веру. Многие из этих традиций живы и сегодня. Младшим поколениям непросто не потерять русский язык, они живут уже не так изолированно, как первые переселенцы. Но практически все с малолетства привыкают к церковному общению. Во всяком случае я встретил немало детишек в церковной ограде, которые пока с трудом находят русские слова, зато свободно ориентируются в церковнославянском. И подумал, если уж китаец Вень, начав с церковнославянского освоил русский как родной, то и для этих детей не все потеряно.

Есть у Церкви в Австралии и более практические заботы о соотечественниках. При православных приходах тут действуют благотворительные общества, которые владеют земельными участками, домами престарелых, социальными коттеджами, где живут одинокие пожилые люди. Одно из таких обществ возглавляет протоиерей Михаил Протопопов.

ДУМАТЬ ВНИЗ ГОЛОВОЙ

- У нас здесь жизнь, конечно, другая, - сказал он, - мы по отношению к вам живем вверх ногами, только ведь, когда голова внизу, она работает лучше, потому что кровь приливает. Если же серьезно, то русский человек остается самим собой, пока сохраняет веру, где бы он ни жил. А вот потеряв веру, и на родной земле станет чужаком.

Головы у русских австралийцев действительно работают замечательно. Среди прихожан немало специалистов, добившихся в своем деле крупных успехов. Когда мы были в Петропавловском храме Сиднея, например, там в качестве диакона прислуживал один из ведущих офтальмологов Австралии, хозяин двух известных клиник Константин Мошегов.

Так, впрочем, не только в Австралии. В соборе Сан-Франциско вообще паства состоит сплошь из выдающихся умов Силиконовой долины. Да и в других приходах Зарубежной Церкви интеллектуальный ресурс велик. Это действительно ценное для России приобретение, а вовсе не церковная собственность зарубежников, на которую якобы посягала Москва, стремясь к объединению.

- Такие разговоры об угрозе поглощения, захвата собственности никто у нас всерьез не воспринимал, - сказал мне прихожанин Покровского храма в Камбраматте под Сиднеем, известный издатель Константин Тонких.

- Никто на собственность не посягал, да это и невозможно,- сказал мне прихожанин Покровского храма в Камбраматте под Сиднеем, известный книгоиздатель Константин Тонких. - Все храмы построены прихожанами на свои средства и принадлежат юридически общинам. Нам важно, что мы становимся, наконец, частью России, возвращаемся на Родину, даже оставаясь географически антиподами.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200710041800402
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Валерий Коновалов
Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
Тайная исповедь автора «Республики ШКИД»
25.06.2021
Как актёры становились священнослужителями
О дорогах, которые прямо со сцены и съёмочной площадки вели в храмы и монастыри
26.03.2020
Кто там верует и трепещет?
О храмоборцах
30.05.2019
Отец и дочь пошли на расстрел вместе
В церковном календаре появились имена новых святых - это Николай и Варвара Чернышёвы
28.03.2018
Как радиофизик стал монахом
Знакомьтесь: епископ Иоанн (Руденко) - викарий Патриарха
28.02.2018
Все статьи Валерий Коновалов
Новости Москвы
Все статьи темы
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Трепетно заботиться о Церкви и хранить ее в чистоте
Митрополит Вениамин поздравил епископа Николая с избранием Первоиерерхом РПЦЗ
14.09.2022
Первоиерархом РПЦЗ стал потомок второй волны эмиграции
Вчера Русская православная церковь за границей избрала новым предстоятелем епископа Манхэттенского Николая
14.09.2022
«Мы не согласились с очевидными неканоничными претензиями Фанара»
Приход святителя Николая в австрийском Медлинге перешел в РПЦЗ из юрисдикции Константинопольского патриархата
06.09.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от Zakatov
02.02.2023 18:08
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Владимир Петрович
02.02.2023 17:51
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
02.02.2023 17:30
Не понимаю, почему патриоты нападают на Медведчука?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
02.02.2023 17:20
Вместо декоммунизации – рекоммунизация?
Новый комментарий от учитель
02.02.2023 17:15
«Я не вижу, чтобы финны хотели в НАТО»
Новый комментарий от охтенский оxpaнитель
02.02.2023 16:21
Спилили Крест
Новый комментарий от Константин В.
02.02.2023 14:59