Русские архиереи Евгений Вульгарис и Никифор Феотокис

Алексей Надеждин 
0
30.06.2006 167
На греческом острове Керкира (Корфу) завершилась конференция, посвященная видным просветителям и иерархам Православной Церкви XVIII в. Евгению Вульгарису и Никифору Феотокису, оказавшим большое влияние на духовные и культурные связи России и Греции. Международная церковно-научная историческая конференция на Корфу проходила по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектария, а также при поддержке посольства России в Греческой республике, перифериарха Ионических островов, губернатора о. Корфу, мэра г. Керкиры, почетного консула Российской Федерации на Ионических островах. Ее организаторами выступили московский Даниловский мужской монастырь (именно здесь находятся останки святителя Никифора Феотокиса), Керкирская митрополия, г-н Сергиос Вульгарис, фонд "Русский предприниматель". В конференции приняли участие специалисты из Греции, России и других стран, занимающиеся изучением наследия архиепископов Евгения и Никифора.

Участники конференции, помимо решения конкретных научных исторических задач, были призваны обратить внимание общественности на неразрывную духовную связь между православными странами Россией и Грецией.

Евгений Вульгарис и Никифор Феотокис были признаны и в Европе, где они учились и впоследствии сотрудничали с видными учеными своего времени, и в России, где их называли "керкирскими мудрецами". Приехав в Россию, они стали приближенными русских царей и иерархами Русской Православной Церкви. Архиепископ Словенский и Херсонский Евгений и архиепископ Астраханский и Ставропольский Никифор оставались в России много лет, отдавая свои силы просвещению российского народа и, в свою очередь, черпая у него духовные силы для продолжения своих трудов.

Архиепископ Евгений (в миру Елевферий Вульгарис) родился в 1716 г. на Керкире. Молодым человеком принял иноческий постриг и вскоре отправился для продолжения образования в Венецию - центр греческой учености и книгопечатания того времени. Со временем он стал одним из образованнейших людей своего времени, изучил философию и математику, освоил латинский, итальянский, французский и еврейский языки. Приняв иночество, Евгений вскоре стал известным учителем, в частности, преподавал в греческих городах Яннина и Козани. В 1753 г. он был назначен ректором Афонской академии при Ватопедской лавре, а затем, с 1760 г., главным учителем и ректором Патриаршей школы в Константинополе.

Никифор Феотокис (в миру Николай) родился 5 февраля 1731 г. также на Керкире. Как и его старший современник Евгений Вульгарис, он рано принял монашество и получил образование в Италии. По возвращении на родной остров он также занялся учительством. В организованной им школе преподавались математика, экспериментальная физика и астрономия. Здесь же Никифор стал священником и видным проповедником.

Феотокис и Вульгарис встретились в 1765 г. в Лейпциге, где на протяжении нескольких лет занимались изучением наук и литературными трудами. Поворотным моментом в биографии обоих ученых монахов стало поручение Вульгарису перевести с французского на греческий язык "Наказ комиссии о сочинении проекта нового уложения" Российской императрицы Екатерины II. Это поручение Вульгарису дала сама Екатерина, наслышанная о его учености. В 1771 г. Евгений по приглашению Екатерины переехал в Россию, а спустя шесть лет за ним последовал Никифор. Когда после окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. на отвоеванных у Османской империи землях была образована новая Славянская и Херсонская епархия, Евгений был назначен ее первым епископом. Вскоре за ним в Полтаву прибыл и Никифор, который через три года сменил архиепископа Евгения на кафедре после ухода владыки Евгения на покой. Архиепископ Евгений учредил в Полтаве начальную школу для мальчиков, его преемник архиепископ Никифор преобразовал ее во всесословную Полтавскую семинарию. Впоследствии он продолжил свою деятельность в Астраханской епархии. Архиепископ Никифор ушел на покой в 1792 г. и последние годы своей жизни посвятил литературному труду, пребывая в московском Даниловом монастыре. Он скончался в 1800 г., а его старший современник владыка Евгений пережил его на шесть лет.

Архиепископы Евгений Вульгарис и Никифор Феотокис были широко известны как ученые и исследователи церковной риторической традиции.

Евгений Вульгарис издал сочинения блаженного Феодорита Кирского в 5-ти томах (Галле, 1768-1770) и два тома греческих сочинений византийского проповедника и церковного деятеля, монаха-исихаста Иосифа Вриенния (Лейпциг, 1768). Никифор Феотокис издал найденную им рукопись "Цепь толковников" (сборник святоотеческих толкований на Восьмикнижие[1]) (Лейпциг, 1772-1773), а также Слова св. Исаака Сирина на греческом языке (Лейпциг, 1770). Архиепископ Евгений оставил после себя более 60 сочинений и переводов, принадлежащих к разнообразным областям богословия, истории Церкви, философии, филологии, естественных наук. По поручению императрицы владыка Евгений перевел на греческий язык "Энеиду" и "Георгики" Вергилия. Их параллельные латинский и греческий тексты с основательными комментариями изданы в 1786 и 1791-1792 гг. и посвящены князю Г. А. Потемкину и Екатерине II. В России Евгений Вульгарис написал и большую часть своих научных и литературных трудов. 29 декабря 1776 г. он был избран почетным членом Петербургской Академии наук, в 1792 г. - членом Петербургского Вольного экономического общества.

Главным трудом архиепископа Никифора стал написанный на склоне лет "Кириакодромион" ("Путь по дням Господним") - четырехтомный сборник толкований и бесед на воскресные евангельские и апостольские чтения всего годичного круга, который был впервые издан в Москве на средства греческих меценатов братьев Зосима (в 1796 и 1808 г.).




[1] Восьмикнижие - ветхозаветные книги Бытие, Исход, Числа, Левит, Второзаконие, Иисус Навин, Судьи, Руфь, собранные в один сборник. Списки Восьмикнижия были широко распространены у греков, в отличие от восточных славян, которые Пятикнижие Моисеево переписывали в отдельный сборник.

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/print.cgi?item=5r060629142823
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Надеждин
Колчаковский офицер в Кремлёвской стене?
Решение одной этико-исторической задачи. Окончание
08.04.2021
Колчаковский офицер в Кремлёвской стене?
Решение одной этико-исторической задачи
06.04.2021
Дорогие товарищи! Расстрела не было, а трупы откуда?
О крайнем фильме Андрея Кончаловского – взгляд с киевского Майдана
01.03.2021
Дорогие товарищи! А был ли расстрел?
О крайнем фильме Андрея Кончаловского – взгляд с киевского Майдана
27.02.2021
Все статьи Алексей Надеждин
Последние комментарии
Время пришло!
Новый комментарий от Валерий
27.01.2022 17:38
«Русофобия - это разновидность паранойи»
Новый комментарий от Тюменец
27.01.2022 15:23
Идеи Маркса и большая кровь в России
Новый комментарий от Русский Иван
27.01.2022 14:57
Подробнее об «омикроне» и пандемии коронавируса
Новый комментарий от Константин В.
27.01.2022 14:42
«Хочется надеяться, что подобное не превратится в систему»
Новый комментарий от Русский Иван
27.01.2022 14:31
Поправляя Дугина
Новый комментарий от Валерий
27.01.2022 13:30
«Юридическая мина»
Новый комментарий от Анатолий Степанов
27.01.2022 12:12