«Марксистообразный народник»

Николай Николаевич Суханов (1882—1940)

Бывший СССР  Новости Москвы  100-летие революции 
0
2521
Время на чтение 10 минут

В рамках рубрики «Исторический календарь» мы продолжаем наш историко-популярный проект, посвященный приближающемуся 100-летию революции 1917 года. Проект, названный нами «Могильщики Русского царства», посвящен виновникам крушения в России самодержавной монархии ‒ профессиональным революционерам, фрондирующим аристократам, либеральным политикам; генералам, офицерам и солдатам, забывшим о своем долге, а также другим активным деятелям т.н. «освободительного движения», вольно или невольно внесшим свою лепту в торжество революции ‒ сначала Февральской, а затем и Октябрьской. Продолжает рубрику очерк, посвященный видному участнику революционного движения в России Н.Н. Суханову.

Н.Н. Суханов

Николай Николаевич Гиммер, а именно таковой была настоящая фамилия известного революционера, родился 27 ноября 1882 года в Москве в дворянской семье из обрусевших немцев. Его отец был мелкий железнодорожный служащий, мать ‒ акушеркой. Семейная жизнь Гиммеров не была счастливой. В 1895 году отец Николая, не сумев получить развод, по договоренности с женой инсценировал самоубийство и скрылся, чтобы таким образом дать своей супруге  возможность повторно выйти замуж (эта история послужила Л.Н. Толстому материалом для пьесы «Живой труп»). Однако афера была раскрыта, ее виновники были приговорены к 7-летней ссылке, замененной годом тюремного заключения. Оторванный от родителей, Николай воспитывался дальними родственниками и уже с 14 лет был вынужден зарабатывать себе на жизнь репетиторством.

Во время обучения в 1-й московской гимназии Николай увлекся толстовством, от которого воспринял критику существующего политического строя, стал симпатизировать левым идеям, вступил в нелегальные кружки, выступал со страниц рукописных гимназических журналов с пропагандой социализма. Эсер М.В. Вишняк впоследствии вспоминал: «Была у нас, классом ниже, и (...) будущая достопримечательность ‒ Николай Николаевич Гиммер, впоследствии Суханов, эс-эр, потом меньшевик-интернационалист, вдохновлявший политику "революционной демократии" в самые первые дни и недели февральской революции и ставший ее первым историографом. В гимназии он держался всегда в стороне, как бы стараясь быть незаметным. Невзрачный и сутулый, он обращал на себя внимание умным лицом с не сходившей с него ядовито-иронической улыбкой и такой же речью. Учился он отлично. Тоже окончил с золотой медалью».

Окончив в 1901 г. обучение в гимназии, Суханов уехал в Париж, где продолжил свое образование в Русской высшей школе общественных наук (свободном университете для российской революционной молодежи), где слушал лекции В.И. Ленина, Ю.О. Мартова, Л.Д. Троцкого, В.М. Чернова. Вернувшись в России в 1903 году, Суханов поступил в Московский университет, однако закончить его не сумел, так как был отчислен по политическим мотивам. К этому времени он примкнул к партии социалистов-революционеров, был членом московской эсеровской организации. Вишняк вспоминал о нем: «Спорить с ним было трудно: он был въедлив, как аналитик, и неугомонен, как диалектик. Суханов был лично связан с членами, так называемой, московской оппозиции в партии с.-р., из которой вскоре выделились, так называемые, "максималисты"... Уже тогда Суханов был много радикальнее всех нас».

Н.Н. Суханов

В мае 1904 года Суханов был арестован и приговорен к полутора годам тюрьмы, но начавшаяся революция 1905 года позволила ему оказаться на свободе раньше срока. Сразу же после опубликования Манифеста 17 октября, провозглашавшего политические свободы, в числе других Суханов оказался на свободе по требованию революционных демонстрантов и тут же с головой окунулся в революцию. Он был одним из участников декабрьского вооруженного восстания в Москве, после подавления которого перешел на нелегальное положение и эмигрировал в Швейцарию.

В 1907 году Суханов организационно порвал с эсерами, сблизившись с социал-демократами и стал сторонником объединения большевиков и меньшевиков. «Объединимся, ‒ призывал он два противоборствующих направления в РСДРП, ‒ ибо, во-первых, разногласия суть нормальное и неизбежное явление, а, во-вторых, наши разногласия не настолько значительны, чтобы оправдывать раскол». Называя себя «законченным марксистом», Суханов вместе с тем продолжал отстаивать в своих трудах по аграрному вопросу народнические взгляды. «Может ли в XX веке каждый коллективист не мыслить по-марксистские? ‒ вопрошал он. ‒ И может ли каждый социалист не быть народником?». Примыкая к группе внефракционных социал-демократов, Суханов поддерживал связи и с меньшевиками, и с большевиками, и с деятелями неонароднических партий и групп. По его собственным словам, он был «связан фактически, в силу личных знакомств и деловых сношений, со многими, можно сказать, со всеми социалистическими партиями и организациями». Не последнюю роль в широких контактах Суханова играла его принадлежность к масонству (являлся членом ложи «Великий Восток народов России»). Он выступал сторонником объединения всех революционных и оппозиционных сил страны, ибо только в нем видел залог успеха революционного движения.

Н.Н. Суханов

В 1909 г. Суханов снова поступил в Московский университет, на экономическое отделение юридического факультета, но окончить курс не сумел ‒ в 1910 г. он был выслан на 3 года в Архангельскую губернию. В ссылке Суханов подготовил серию статей, в которых призывал делать ставку на широкое просвещение народных масс, без которого успех революции казался ему труднодостижимым, так как простонародье, по его наблюдениям, было не способно в полном объеме понять революционные идеи из-за недостатка образования. Отбыв ссылку, Суханов в 1913 года приехал в столицу империи ‒ Санкт-Петербург, где взялся за редактирование журнала «Современник» (позже преобразованного при участии М. Горького  в журнал «Летопись»). Он также сотрудничал с народническими изданиями ‒ газетой «Стойкая мысль» и журналом «Русское богатство». В мае 1914 года за свою антиправительственную деятельность Суханов снова был приговорен к высылке, но, не подчинившись постановлению властей, продолжил проживать в столице нелегально. В годы Первой мировой войны Суханов выступил с серией антивоенных статей и брошюр, изданных, которые закрепили за ним репутацию интернационалиста.

Известия Петроградского Совета

В дни Февральской революции Н.Н. Суханов как представитель «социалистической литературной группы» был избран членом Исполкома Петроградского совета и стал организатором первого выпуска его «Известий», хотя, по словам меньшевика О.А. Ерманского, это был человек, «никого не представлявший, известный только как журналист и противник войны, ни с какой партийной организацией не связанный, да еще с неопределенной политической физиономией». В Совете он поддерживал предложение о передаче власти Временному правительству, так как был убежден, что «власть, идущая на смену царизму, должна быть только буржуазной». Кроме того, отмечал Суханов, «задачи внешней политики мне представлялось совершенно необходимым временно возложить на буржуазию, с тем чтобы при буржуазной власти, продолжающей военную политику самодержавия, создать возможность борьбы за скорейшую безболезненную ликвидацию войны»

В конце мая 1917 года по рекомендации лидера меньшевиков Ю.О. Мартова Суханов  вступил в группу меньшевиков-интернационалистов, но, по его же собственным словам, «на деле оставался диким и во всяком случае чувствовал себя таковым». Это чувствовали и сами меньшевики. «Наиболее сложным и зигзагообразным был политический путь Н.Н. Суханова, но и он с меньшевизмом имел мало общего, ‒ вспоминал социал-демократ  Б.И. Николаевский. ‒ До революции он вообще был социал-революционером, ‒ правда, занимая в их рядах весьма своеобразную позицию (его тогда называли "марксистообразным народником"). В мае 1917 г. он формально вступил в организацию меньшевиков-интернационалистов (группа Мартова) и оставался в этой партии до лета 1920 г., наиболее значительную роль играя в начале 1918 г., когда он был одним из немногих представителей партии в ВЦИК 4 созыва (апрель-июнь 1918 г.). Никакого отношения к меньшевикам после осени 1920 г. он не имел».

Суханов  работы Ю.К.Арцыбушева

В 1917 году Суханов полемизировал с большевиками, поскольку считал, что «Апрельские тезисы» Ленина являются «беспардонной анархо-бунтарской» системой, так как объективных предпосылок для социалистической революции в «отсталой, мужицкой, распыленной, разоренной стране» он не видел. Одновременно Суханов критиковал и политику Временного правительства. Являясь редактором ежедневной социал-демократической газеты «Новая жизнь», он критиковал власть за империалистическую политику. Статьи Суханова спровоцировали Ленина на ряд работ, в которых давалась иная оценка ситуации в стране. Свое внимание к статьям Суханова Ленин объяснял тем, что он, будучи одним «из лучших представителей мелкобуржазной демократии», имел взгляды, типичные для «тысяч и тысяч».

По иронии судьбы историческое заседание ЦК РСДРП(б), принявшее решение о вооруженном большевистском восстании, происходило 10/3 октября 1917 года на квартире Суханова (хотя и в его отсуствие), поскольку его жена ‒ Г.К. Флаксерман была большевичкой и работала в партийном Секретариате. «Троцкий, уведя свою армию из Предпарламента, определенно взял курс на насильственный переворот. Ленин заявил, что преступно ждать съезда Советов. (...) ...Внутри партии [большевиков] вопрос: как? ‒ поставлен на ближайшую очередь. Он должен быть тут же решен, ‒ вспоминал Суханов. ‒ 10 октября он был поставлен в верховной инстанции. Собрался полностью большевистский партийный Центральный Комитет... О, новые шутки веселой музы истории! Это верховное и решительное заседание состоялось у меня на квартире, все на той же Карповке (32, кв. 31). Но все это было без моего ведома. Я по-прежнему очень часто заночевывал где-нибудь вблизи редакции или Смольного, то есть верст за восемь от Карповки. На этот раз к моей ночевке вне дома были приняты особые меры: по крайней мере, жена моя точно осведомилась о моих намерениях и дала мне дружеский, бескорыстный совет ‒ не утруждать себя после трудов дальним путешествием. Во всяком случае, высокое собрание было совершенно гарантировано от моего нашествия»

Историческое решение о вооруженном восстании на заседании ЦК РСДРП (б) 10 (23) октября 1917 г. Худ. В.Н.Пчелин 

После прихода к власти большевиков, Суханов вместе с другими членами меньшевистской делегации хоть и покинул заседание 2-го съезда Советов, но приветствовал факт смены коалиционного Временного правительства властью Советов и первые декреты Совнаркома. Тогда ему казалось, что после ликвидации власти Временного правительства лучшим решением стало бы установление «диктатуры советской демократии», осуществляемой блоком всех социалистических партий. «Стоя на левом крыле социализма, ‒ писал Суханов, ‒ я в самый первый период революции видел главную для нее опасность в большевиках, поскольку они выдвигали лозунги немедленного захвата власти рабочим классом, я же видел в этом верный срыв революции. (...) Власть большевистской партии была в моих глазах якобинской диктатурой, и она представлялась мне гибельной...»

Однако такая позиция не помешала Суханову стать членом  высшего законодательного, распорядительного и контролирующего орган государственной власти Советской республики ‒ Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) 2-го, 3-го и 4-го созывов. На заседаниях ВЦИК он критиковал большевистское правительство и лично Ленина за «анархизм», произвол и развал экономики, а в период ведения переговоров о Брестском мире выступил сторонником продолжения революционной войны с Германией.

После исключения в июне 1918 г. из ВЦИК вместе с другими меньшевиками и правыми эсерами, Суханов приступил к написанию 7-томных мемуаров о событиях 1917 года ‒ «Записок о революции». Эта фундаментальная работа, основанная на огромном фактическом материале, стала как ценным источником по истории революции 1917 года, так и одним из первых опытов ее осмысления. В книге Суханов не только восстанавливал ход событий, давал яркие характеристики их участникам, но и обобщил свои основные идеи о возможностях и перспективах революции в России, роли в ней различных политических течений. Суханову также удалось подметить и такую характерную черту революции, которую он назвал «самотермидоризацией». Революционные идеалисты и утописты, отмечал Суханов, очень быстро оказались оттеснены циничными прагматиками и реалистами, завершившими революционный цикл поворотом «к консервативным государственным началам, жесткой централизации», авторитарной диктатуре.

Н.Н. Суханов. Записки о революции

Но на этом «политические зигзаги» Суханова не закончились. В конце 1920 года он вышел из меньшевистской партии, а с переходом к НЭПу окончательно порвал с меньшевизмом, заявив в дальнейшем о том, что все им написанное до 1921 г. о большевиках и их роли в революции было ошибкой. Суханов вступил в коммунистическую партию, но не российскую, а германскую (в РКП(б) ему в членстве отказали). В 1920-е годы он работал в советских учреждениях на Урале, в Москве, за границей; редактировал экономические журналы, издававшиеся на немецком и французском языках при торгпредствах СССР в Германии и Франции, был сотрудником Института монополии внешней торговли при Наркомате торговли РСФСР, занимался исследованиями в области экономики сельского хозяйства. Являясь членом Коммунистической академии, Суханов предлагал отказаться от форсированного колхозного строительства, повысить цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличить ее экспорт и расширить импорт предметов потребления.

Как и многим революционным деятелям, находившимся в той или иной степени в оппозиции большевистскому курсу, Суханову не удалось избежать политических репрессий. В июле 1930 года он был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», приговорен к 10 годам тюрьмы и направлен отбывать наказание в Верхне-Уральский изолятор. В 1935 году приговор был пересмотрен и заменен ссылкой в Тобольск, где Суханову позволили работать экономистом, а затем учителем немецкого языка. Но в 1937 году он был подвергнут новому аресту, на этот раз по обвинению в связях с немецкой разведкой, приговорен 29 июня 1940 года к расстрелу и в тот же день приговор был приведен в исполнение в омской тюрьме.

Возможно, отмечает биограф Суханова А.Л. Корников, это была месть за оценку, данную Сухановым И.В. Сталину в переведенных на многие языки «Записках о революции», о котором «дикий социал-демократ» отзывался в следующих словах: «Этот деятель ‒ одна из центральнейших фигур большевистской партии и, стало быть, одна из нескольких единиц, державших (держащих до сей минуты) в своих руках судьбы революции и государства. Почему это так, сказать не берусь: влияния среди высоких, далеких от народа, чуждых гласности, безответственных сфер так прихотливы! Но во всяком случае, по поводу роли Сталина приходится недоумевать. Большевистская партия при низком уровне ее "офицерского корпуса", в массе невежественного и случайного, обладает целым рядом крупнейших фигур и достойных вождей среди "генералитета". Сталин же за время своей скромной деятельности в Исполнительном Комитете производил ‒ не на одного меня ‒ впечатление серого пятна, иногда маячившего тускло и бесследно. Больше о нем, собственно, нечего сказать».

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Александрович Иванов
Бывший СССР
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
100-летие революции
Ностальгирующим по советскому прошлому
Удивительно сегодня получать поздравления с «великим праздником» 7 ноября…
07.11.2024
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
О гонениях советской власти на Православную Церковь
07.11.2024
«Опять Россию Запад хочет затянуть в ловушки»
К 110-летию начала Первой мировой войны: вместо победы Россия получила «похабный» Брестский мир
16.08.2024
Была ли Февральская буржуазная революция 1917 года бескровной?
Революционеры убивали полицейских и жандармов самыми изощренными способами
08.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Константин В.
18.11.2024 22:25
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
18.11.2024 22:16
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от prot
18.11.2024 21:47
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.11.2024 19:55
Символ и цель. Иван Грозный
Новый комментарий от Человек
18.11.2024 19:00
Что же такое «христианский сионизм»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.11.2024 17:12