100 лет назад, 15/28 февраля 1915 года в Москве было открыто Братское кладбище жертв Первой мировой войны, призванное стать масштабным мемориалом воинам Русской Императорской армии, павшим «За Веру, Царя и Отечества». Невиданная по своим масштабам война вскоре очень остро поставила вопрос о выделении новых площадей под захоронения, так как действовавших кладбищ уже катастрофически не хватало. Не была исключением и Москва, в которой родилась идея создать величественный памятный комплекс, включающий в себя кладбище, храм и музей войны.
С инициативой создания Братского кладбища в Москве выступила практически сразу же после начала Первой мировой войны с сестра Императрицы Александры Федоровны ‒ Великая княгиня Елизавета Федоровна. 6/19 сентября 1914 года на совместном совещании Городской управы и Комиссии гласных по мероприятиям, вызванным войной 1914 года, была оглашена ее телеграмма: «Не признаете ли вы возможным отвести на окраине Москвы участок земли под кладбище для умерших в московских лазаретах воинов настоящей войны. Их родственникам и нам всем утешительно будет знать точное место упокоения павших при защите нашей дорогой Родины героев и иметь возможность там помолиться».
Инициатива Великой княгини встретила всеобщую поддержку участников совещания, которые постановили создать специальную комиссию во главе с гласным (депутатом) Московской городской думы врачом С.В.Пучков. И уже через три дня, во время очередного заседания Думы, Пучков, отмечая, что «с растроганным чувством благоговения» узнал он «о призыве Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны о желательности устройства городом кладбища для воинов настоящей войны», представил концепцию будущего мемориального кладбища, которое, по его словам, должно быть «не только во всех отношениях благоустроенным», но и «служить памятником великих событий, ныне нами переживаемых, а также памятником дружной объединенной работы общественных сил в деле оказания помощи жертвам войны, почему участок земли для кладбища должен быть значительного размера и на нем необходимо соорудить храм, по величине и архитектуре отвечающий указанной выше цели». Кроме того, Пучков предложил отвести на этом кладбище особое место для погребения умерших сестер милосердия Московских общин, «самоотверженно работающих в деле служения больным и раненым как в мирное, так и в военное время, и часто умирающих на своем посту от заразных болезней, а иногда и от неприятельского оружия». В представленном плане также отмечалось, что кладбище должно располагаться недалеко от Москвы и иметь территорию не менее 10 десятин, а перед входом в некрополь следует начертать слова Спасителя: «Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за друга своя».
После того, как все вопросы относительно создания мемориального кладбища были благополучно разрешены, Московская городская управа начала поиск подходящего участка, о чем были даны объявления в газетах. Рассмотрев поступившие предложения, организаторы остановили свой выбор на парке села Всехсвятского, площадь которого вполне соответствовала целям. Парк и примыкающий к нему сад имели давнюю историю. Они был разбиты в XVIII веке владельцем подмосковного села Всехсвятского ‒ потомком грузинского царя Бакара III Г.А.Грузинском. Позже парк и сад перешли во владение Экспедиции кремлевского строения, а от нее ‒ в частные руки. Последней владелицей этой земли стала А.Н.Голубицкая, у которой она и была приобретена для создания кладбища. Большую помощь в приобретении участка сыграли частные пожертвования, которых уже к концу ноября 1914 года было собрано 271 тыс. рублей.
После покупки земельного участка планировкой мемориального кладбища занялся инженер С.С.Шестаков, решивший сделать отличительной чертой некрополя сохранение большого количества деревьев, между которыми и планировалось расположить могилы. В начале 1915 года к работам по планировке кладбища подключился архитектор Р.И.Клейн, который предложил помимо предполагавшегося храма построить рядом два здания, посвященных Мировой войне: одно из них предполагалось сделать библиотекой, в которой была бы собрана посвященная войне литература, а второе ‒ музеем, местом постоянного хранения военных трофеев. Другой задумкой архитектора было расположить вокруг кладбища трофейные орудия и устроить некое подобие фортов. «...Кладбище должно представлять собою один величавый всероссийский памятник-пантеон самоотверженным героям, покрывшими неувядаемыми лаврами славы и русское воинство, и русскую землю, ‒ отмечал Клейн. ‒ На кладбище, в отдельных музеях, должно быть собрано все, что относится к переживаемому нами необычайному событию и представлять собою исторический интерес как для уяснения общего хода событий, так и для характеристики отдельных эпизодов и лиц, принимавших в них участие. (...) На нашем поколении лежит высокая нравственная обязанность приложить все заботы к тому, чтобы этот отныне священный для каждого русского уголок на вечные времена привлекал к себе народные массы не только Москвы, а со всех концов русской земли; чтобы современники в созерцании великих подвигов сынов отечества находили здесь душевный покой и уходили отсюда умиротворенными с тяжкими испытаниями, перенесенными в грозных событиях войны, а грядущие поколения научились здесь любви к России и уносили в душе твердую решимость служить на пользу отечества».
В декабре 1914 года доклад попечителя кладбища, которым стал С.В.Пучков лично выслушал находившийся в Москве Император Николай II, распорядившийся увеличить территорию кладбища еще на 8 десятин за счет удельных и государственных земель. Покровительство же над Братским кладбищем взяла на себя Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Открытие Братского кладбища состоялось 15/28 февраля. Епископ Можайский Димитрий (Добросердов) отслужил в ближайшей церкви панихиду, после чего Великая княгиня Елизавета Федоровна и другие официальные лица вместе с духовенством последовали на кладбище. Уже на кладбище, во временно возведенной часовне состоялся водосвятный молебен, после чего земле были преданы тела пятерых русских воинов, павших на поле брани: сотника В.И.Прянишникова, старшего унтер-офицера Ф.И.Папкова, ефрейтора А.И.Анохина, рядовых Е.И.Гутенко и Я.Д.Салова. Торжественность этому траурному событию придавало присутствие войск Московского гарнизона и военного оркестра.
Участник этого события вспоминал: «Чрезвычайно трогателен был момент выноса праха воинов. Войска взяли "на караул". Музыка играла "Коль славен". Впереди была несена икона, потом шли малолетние певчие, все в солдатской форме, далее - духовенство с епископом Дмитрием. Первый гроб несли георгиевские кавалеры, второй - консулы союзных государств, а третий и четвертый - городские гласные. Между прочим, в перенесении праха воинов участвовали: городской голова М.В.Челноков, Н.И.Гучков, губернский предводитель дворянства А.Д.Самарин и член управы В.Ф.Малинин. Пятый гроб, сотника Прянишникова, несли: командующий войсками А.Г.Сандецкий, А.А.Адрианов, гр. Н.Л.Муравьев и др. Свежие могильные холмы были украшены венками, причем на могилу сотника В.И.Прянишникова возложен венок от алексеевцев. Великая княгиня Елизавета Федоровна милостиво беседовала с родственниками покойного сотника».
«Волею судеб Москва сделалась первой в России печальницей о раненых, десятком тысяч из них она дает облегчение и исцеление, утешая страдания, залечивая раны, сохраняя священную кровь, ‒ писало популярное московское издание "Утро России". ‒ Но никто не властен в жизни человека, и много героев-страдальцев, истекая кровью, испустят дух на ее заботливых руках. И тела их будут покоиться в освященной веками московской земле. Собрать могилы их вместе, украсить их, воздвигнуть им памятник - это будет последний долг, который отдаст им Москва. И вся Россия скажет ей "спасибо" за это. Братское кладбище героев великой войны 1914 года навсегда останется местом паломничества наравне с другими московскими святынями, и миллионы со всех концов России придут сюда на поклонение своему прошлому...».
Как уже отмечалось выше, временную часовню должен был заменить православный храм, однако в условиях тяжелейшей войны денег в городском бюджете на это не нашлось. Тогда на выручку городским властям пришли Андрей Михайлович Катков ‒ сын выдающегося русского консервативного деятеля и публициста М.Н.Каткова и его супруга ‒ Мария Владимировна, урожденная княжна Щербатова. Потерявшие в первые дни войны двоих сыновей ‒ Михаила и Андрея ‒ супруги попросили разрешения у властей на свои средства в память о своих детях возвести на Братском кладбище храм в честь Преображения Господня с приделами во имя Архангела Михаила и апостола Андрея Первозванного. Просьба эта была удовлетворена, и на выделенные Катковыми средства за возведение храма взялся известный архитектор А.В.Щусев (будущий создатель ленинского мавзолея). Закладка первого камня Спасо-Преображенского храма, задуманного по образцу соборов XVI века, состоялась 6/19 августа 1915 года ‒ в годовщину гибели братьев Катковых, через год был освящен первый придел во имя Архангела Михаила, а в январе 1917-го ‒ второй придел во имя Андрея Первозванного. Сам же храм был освящен уже после революции, в декабре 1918 года.
Однако на кладбище хоронили не только православных воинов, отдавших свою жизнь за Родину. Некрополь был разбит на несколько секторов и помимо православного участка имел сектора для воинов-католиков, мусульман и иудеев. «Разделенные верой, они были объединены Родиной и еще больше тем, что отдали за эту Родину свою жизнь, - так писал об этом решении организаторов некрополя писатель С.И.Яблоновский. - Более этого объединения нет, и поэтому так естественно желание народа дать на своем Братском кладбище последний приют всем погибшим на войне, не различая ни религии, ни национальности». Отдельно от солдат погребались офицеры, сестры милосердия, авиаторы. Помимо русских воинов на кладбище также хоронили и представителей союзных государств: сербских солдат и офицеров, а также французских и английских военных летчиков, воевавших в рядах Русской Императорской армии. Всего к 1917 году на территории Братского кладбища было похоронено 17,5 тысяч рядовых, 581 офицер, 51 сестра милосердия, 14 врачей и 20 общественных деятелей.
После прихода к власти большевиков на Братском кладбище стали происходить массовые расстрелы заложников и противников советской власти. Именно здесь в сентябре 1918 года нашли свою смерть такие видные правые деятели царской России как протоиерей Иоанн Восторгов, бывшие министры внутренних дел Н.А.Маклаков и А.Н.Хвостов, последний председатель Государственного совета И.Г.Щегловитов и др.
В годы Гражданской войны кладбище пополнилось могилами красноармейцев, а после ее окончания здесь хоронили летчиков, погибших при испытании самолетов. Закрыли кладбище в 1925 году, а в 1932-м его ликвидировали, уничтожив почти все надгробия, но не тронув сами могилы. В том же году, по решению Моссовета, снесли и Спасо-Преображенский храм. На одной части кладбища-мемориала был разбит парк, а на другой были возведены парники. Со временем часть территории Братского кладбища оказалась застроена жилыми домами...
О первоначальном назначении этого памятного места вспомнили лишь в конце 1980-х, когда на центральной клумбе парка был установлен деревянный крест в память о жертвах Первой мировой войны. Со временем, стараниями энтузиастов и общественных организаций на территории парка появилось несколько мемориальных плит, а в 1995 году был учрежден Фонд по восстановлению Всероссийского Всехсвятского братского военного кладбища. В 1998 году при поддержке правительства Москвы в юго-западной части парка была создана мемориальная зона, и тогда же на холме была возведена новая часовня Спаса Преображения. Через шесть лет Правительство Москвы признало вернуть всему парку-кладбищу характер мемориального комплекса и в 2004 году, к 90-летию начала Первой мировой войны, состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса. А спустя 10 лет, 1 августа 2014 года в день 100-летия со дня вступления России в Первую мировую войну, парк посетил Патриарх Кирилл, совершивший заупокойную службу в часовне Спаса Преображения и возложивший цветы к обелиску «Павшим в Мировой войне 1914‒1918 годов». Таким образом, хоть и частично, но справедливость постепенно восстанавливается и память о воинах, павших во время Первой мировой войны, продолжает жить и чтиться потомками.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук