«Мудрость мира сего
есть безумие пред Богом»
(1Кор.1:20)
Вопрос о взаимосвязи духовности и творческого потенциала личности до сих пор остается в дискуссионном поле, хотя многие оппоненты с обеих сторон согласны с тем, что греховные страсти значительно снижают результаты творческих усилий. Но есть и другое мнение, что некоторые страсти стимулируют творческий потенциал человека.
Важно понимать, что проблематика взаимосвязи духовности и творчества не является сферой сугубо теоретических изысканий, ибо в социокультурной практике мы часто наблюдаем ситуации, в которых некоторые общественные и политические активисты пытаются повысить личный рейтинг, используя голословную критику проблемных ситуаций для прикрытия своего творческого бессилия. Подобного рода словопрения не содержат каких-либо идей и предложений, но пересыщены эмоциями и самомнением и потому являются откровенной демагогией.
Святые отцы предупреждали – чем больше снаружи, тем меньше внутри. Несмотря на это, многие обыватели верят безответственной риторике, совершенно не задумываясь над тем, что низкий уровень духовности всегда ограничен словами, за которыми нет практических дел. Высокая духовность всегда воплощается в делах. И там, где духовность отдыхает, там нет и не будет дел, потому и ожидать свершений от ищущих личного блага бессмысленно.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Большинство людей как бы намеренно предаются всяким страстям и мерзостям, всяким порокам и остаются нераскаянными. Горе людям, зарывающим таланты свои в землю и не умножающим данного Богом залога для своего же блаженства, славы Божией, для безмерной благости и щедрот» (1).
Для многих общественных активистов успешность заключается вовсе не в стремлении к совершенству, в процессе которого в максимальной степени возможна реализация своих талантов, а в поиске возможностей для удовлетворения меркантильных амбиций. При отсутствии реальных дел, этот поиск сопровождается гипертрофией собственных оценок и суждений, непониманием того, что традиционные формы русского мира невозможно сохранить без обращения к содержанию традиций. К примеру, для сохранения русского самосознания в школе недостаточно сохранения русского языка в преподавании, необходимо сохранение и основного содержания русских традиций в программах образования.
Либеральные русскоязычные активисты в своей деятельности и особенно в дискурсе, опираются на правозащитную концепцию, основным понятием которой является толерантность. Идея толерантности определяет терпимое отношение к греховным проявлениям в поведении человека, что, по мнению активистов, должно привести к такому же терпимому отношению к праву на сохранение русской культурной идентичности.
И невдомек либералам, что толерантность является инструментом сатанинского мира, который строит западная цивилизация, в этом мире нет места православным духовным идеалам, на которых и держатся русские традиции. Поэтому сохранение русского языка, русских культурных компонентов в детских садах, школах и русских культурных центрах невозможно на основе толерантности и либеральной правозащитной концепции. Эта концепция – плод богоборческого атеизма и направлена против православия, а значит и против русских традиций и искоренения русского языка из сфер образования и общественной коммуникации.
Атеистическое мировоззрение держится на убеждении, что новые идеи для решения актуальных проблем нашего бытия есть результат рационального мышления человека и никакого мистицизма в творческом процессе нет. Если это так, то как тогда объяснить, что в среде латвийской русской общины уже значительное время наблюдается дефицит идей и проектов, направленных на решение актуальных проблем, без чего невозможно сохранение русского самосознания. Рациональная логика позволяет создавать аналитические материалы, которые мы читаем в газетах и в интернете, но многие из этих материалов не содержат в себе конструктива. В чем же причина?
Создание и реализация социокультурного проекта требует от творца духовной готовности к принятию на себя бремени его продвижения. Эта готовность формируется в процессе духовной жизни, которая обеспечивает приток благодатной энергии, необходимой для длительной работы по реализации проектов. Это бремя может растянуться на период от нескольких месяцев до нескольких лет и если человек настроен на достижение сугубо личных целей – от удовлетворения тщеславия до получения общественной либо политической должности, то такие проекты не для него. Именно это и является главной причиной отсутствия конструктива в аналитических материалах. Их авторам просто не нужен конструктив, они духовно не готовы к конструктивной работе. Все их усилия направлены либо на повышение собственного политического рейтинга, либо на повышение рейтинга партии, которую они продвигают, либо на оправдание гонораров, которые они получают за продвижение интересов своих коммерческих заказчиков.
Алексей Степанович Хомяков писал: «В числе законов, правящих умственным миром, есть один, которого Божественная, строгая правда не допускает исключений, тот закон, что зло порождает зло. Всякое незаслуженное оскорбление, всякая несправедливость поражает виновного гораздо более чем жертву; обиженный терпит, обидчик развращается. Обиженный может простить и часто прощает; обидчик не прощает никогда. Его преступление впускает в его сердце росток ненависти, который постоянно будет стремиться к развитию, если вовремя не очистится все нравственное существо виновного внутренним обновлением» (2).
Согласно этому духовному закону, проявление страстей в греховных поступках при отсутствии покаяния постепенно приводит к развращению человека. Рано или поздно наступает такой момент, когда проявление творческого потенциала доходит до минимума или же вообще прекращается. Мы неоднократно наблюдали примеры, когда с годами многие творческие личности прекращали свои изыскания и превращались в начетчиков и компиляторов. Нередко их публикации представляют собой откровенный плагиат.
Духовность не только защищает от творческой деградации, но и обеспечивает реализацию творческого потенциала личности. Преобразить страсти в добродетели согласно Православному учению возможно только через покаяние и духовную жизнь с участием в церковных службах. Атеизм исключает религиозную духовную жизнь, признавая в лучшем случае светскую духовную жизнь посредством культурного самообразования.
В свою очередь религиозное мировоззрение построено на ином убеждении – новые идеи даются нам Богом по силе нашей веры и духовной жизни. Святой Исаак Сирин утверждал, что душа видит истину по силе духовного жития. Чтобы увидеть грани истины в духовном мире, необходимо иметь к нему доступ, что возможно только в процессе духовной жизни. По мере укрепления благочестия, Бог открывает человеку грани истины, в тех направлениях культуры, которые человек изучает. При этом рациональное мышление помогает оформить полученные свыше идеи в конкретные проекты.
Полнота познания истины зависит от выбора и использования мировоззренческой модели. Западный рационализм построен на принципах схоластики, один из которых гласит, что там, где нет логики, там нет и Истины. Интересно правда, какая логика может быть в материнской любви или в самопожертвовании за ближнего, например, при спасении на пожаре? Поэтому вся западная толерантность построена на логике здравого смысла – поиске личной выгоды и ведет к… духовной деградации и нравственным извращениям. Не случайно законы об эвтаназии и гендерном многообразии в ряде европейских стран по мнению их авторов – это вершины «здравого смысла» (3).
Для обоснования этих законов созданы рациональные логические модели, лишенные какой-либо духовной любви. Рациональные модели помогают коммерциализации эвтаназии и гендерного многообразия, то есть способствуют получению выгоды. Сейчас создается юридическое обоснование педофилии, опять же ради коммерческой выгоды. Таковы последствия рационализации богословия на западе и это еще не предел. Сколько еще безумных открытий готовит сатанинский дух рационализма?
В отличие от западного мировоззрения, рассматривающего богословие как науку сугубо рациональную, русское православное мировоззрение в соответствии с учением отцов Церкви, понимало богословие как науку опытного богопознания. Центральная мысль такого видения богословия выражена в ясных и точных словах одного из самых читаемых и почитаемых на Руси древних святых – преподобного Иоанна Лествичника: «Совершенство чистоты есть начало богословия» [3]. Эта мысль, исходящая из слов Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8), и определяла содержание, характер и основную направленность всего древнерусского образования.
Иван Васильевич Киреевский писал о значении мистического компонента в познании: «Живое знание» доступно только тому, кто имеет «чистую цельную жизнь, которая вручается ему на цельность разума». Мистическое умозрение – плод нравственного совершенства личности. Здесь возникает важный вопрос, откуда у человека критерий собственного нравственного состояния. Для Киреевского критерий этот дается благодатно в том добром зерне, которое заложено в каждой личности, и произрастание которого заменяет самый критерий. Духовная жизнь, таким образом, имеет характер цельности нравственного возрастания и мистического умозрения. Ум и сердце, знание и любовь совпадают и дают единое и цельное познание граней истины. Здесь любовь – знание, знание – любовь. Вся система Киреевского проникнута идеей всеединства духовной жизни (3).
Подобное рождается подобным, духовная любовь рождается только от духовной любви. Раскаяние, смирение и милосердие, которые человек принимает как образ жизни, приобщают его к Божественным энергиям благодати. И благодать позволяет человеку приобретать духовную любовь. Нужно только верить в силу благодати, даже если наши научные убеждения приводят к сомнениям, ведь благодать нам дается не по объему изученных знаний, а по вере нашей. Многие наши беды в общественно-культурной работе от того, что мы сами не верим в то, что делаем или даже вообще не делаем, потому что не верим в конечные результаты. Причина нашего безверия и бездеятельности – недостаток в нас духовной любви.
Любовь - главная добродетель христианина. Духовная любовь является основой творческого потенциала, способной, согласно Евангелию и горы переставлять. Апостол Павел возглашает: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая... Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 1- 3). Любовь есть результат смирения греховных страстей, что открывает пути познания граней истины.
На основе святоотеческого опыта и исторических свершений Русской цивилизации Алексей Степанович Хомяков предложил формулу преображения русского общества – единство в свободе по закону духовной любви, которая по сути дела становится основным принципом идеологической платформы славянофильства (2). Все успешные социокультурные формы Русского мира созданы на основе соблюдения этого закона. Механизмы воплощения духовной любви хранятся в русских традициях.
Творческий потенциал человека раскрывается по мере нравственного очищения и опоры на информационный фонд традиций - смыслов исторических событий, свершений и культурных достижений. Нельзя понять подвиг святого Александра Невского или Зои Космодемьянской без понимания духовных смыслов братолюбия. Нельзя понять подвиг послевоенного восстановления народного хозяйства в СССР без понимания смыслов трудолюбия и милосердия. Все значимые исторические свершения и культурные достижения Русской цивилизации основаны на евангельских духовных идеалах. Это примеры коллективного творчества народа.
Успешность в творческой деятельности во многом зависит от качества нашего взаимодействия с духовно-культурным содержанием национальных традиций, через идеалы которых мы соединяемся с вечностью. И это соединение происходит в рамках духовной жизни и обеспечивает нас благодатной энергией – основой нашего творческого потенциала. Ведь сказано нам «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс.126:1).
Валерий Бухвалов, Dr.paed.
Источники:
1. Святой праведный Иоанн Кронштадтский О достоинстве человеческой души\
2. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях. По поводу одного окружного послания Парижского архиепископа\