Великий педагог. Человек с огромным сердцем, которое полностью отдал детям. Главная книга его жизни так и называется: «Сердце отдаю детям». В 1941 г. молодой учитель уходит добровольцем на фронт. В январе 1942 г. получает тяжелейшее ранение. Осколок, застрявший возле самого сердца, врачи так и не решились удалить. Именно он и стал причиной преждевременной смерти Василия Александровича в 1970 г. Его жену и новорожденного младенца, оставшихся на оккупированной территории, зверски убили гестаповцы. Боль этой трагедии В.А. Сухомлинский тоже пронес через всю свою жизнь. В 1948 г. он стал директором Павлышевской средней школы и пробыл на этом посту до самой смерти. Он не только воспитывал детей, но и организовал специальные курсы для родителей, на которых совместно с папами и мамами искал подходы к каждому конкретному ученику. Его любили и уважали все, а он все свои силы и время отдавал детям.
Главные принципы педагогики В.А. Сухомлинского сформулированы им в многочисленных статьях и книгах. Кратко напомним основные положения его методики.
Обучение – как радостный труд. Воспитание Личности – важнее обучения. Воспитывает каждый момент жизни, каждая встреча, каждое впечатление. Важнейшая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям. Нравственность базируется на долге. Долге перед людьми, родителями, обществом, коллективом. Труд умственный должен сочетаться с физическим. А самое главное – индивидуальный подход к каждому ребенку. Трепетное и бережное отношение к детям Василий Александрович сочетал с требовательностью и дисциплиной.
Его мысли сейчас звучат не менее актуально, чем 50 лет назад. Приведем здесь лишь несколько высказываний из многочисленных трудов и статей.
Например, словно написанное на нашу злобу дня, для общества потребления:
«Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления». Сколько протестующих криков раздается сегодня по поводу этих слов. А ведь они просто констатация факта. Итог многолетних наблюдений.
А вот перед нами основополагающий принцип формирования личности во все эпохи:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Как часто родители заставляют ребенка делать домашнее задание из-под палки: «Не ляжешь спать, пока уроки не сделаешь!» А В.А. Сухомлинский говорит о вреде чрезмерного напряжения и нарушения режима. Многим родителям стоит взять на заметку такое замечание:
«Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим».
О причинах нехватки свободного времени Василий Александрович говорит следующее:
«Безделье на уроках, отсутствие умственного труда там, где он должен быть – главная причина отсутствия свободного времени».
Очень важно услышать, понять и принять следующую мысль каждому родителю, всем, кто носится с ребенком как с со стеклянным центром мироздания:
«В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья».
Как так? Да пусть дитя порадуется поживет себе и нам на радость. Но нет, говорит В.А. Сухомлинский, нужно учить детей отзывчивости и состраданию:
«Пусть горе других людей входит в сердце ребенка».
Философская мысль подкрепленная личной практикой и всей историей человечества:
«Жизнь устраивает человеку экзамен на каждом шагу, и выдерживает он его своим поведением, своей деятельностью».
Ну и наконец о счастье, семье и долге:
«Наивысшее личное счастье — бороться за что-то более значительное, чем личные интересы».
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
«Долг перед отечеством — святыня человека».
Если бы эти принципы родители старались ежедневно воплощать в жизнь, то мы жили бы совсем в другом обществе. Хотя, никто же не мешает заняться этим прямо сейчас, не дожидаясь завтрашнего дня. Ну а надежда жива, пока жив человек. Такие люди как В.А. Сухомлинский словно маяки в бушующем море жизни освещают нам путь, помогают пройти его без крушений, достойно воспитать детей и дарят надежду и веру в будущее.