Талант и нравственность. Часть 3

Вернёмся к творчеству и искусству

0
585
Время на чтение 12 минут
Фото: "Наступление Неба", х/м, 90х70

Продолжаем начатый разговор о нравственности в искусстве, об ответственности людей, наделённых талантами. В предыдущих частях беседы, уже опубликованных на «РНЛ» мы попробовали договориться о понятийной базе, а также спонтанно прикоснулись к злободневной теме Украинской трагедии. Сейчас мы возвращаемся к разговору о творчестве и искусстве.

Максим Воробьёв: Вернёмся к творчеству и искусству. Надо сказать, что искусство – понятие очень большое и разнородное. Есть музыка, есть изобразительное искусство, литература, архитектура, театр, кино, балет, цирк… Беда нашего времени в том, что массовая культура – это в основном кино, театр, эстрада. Соответственно самые популярные и раскрученные в медиа люди – артисты и певцы. Можно спросить любого прохожего на улице и он без труда назовет вам больше десятка, а то и двух, фамилий современных артистов и певцов.

А если попросить назвать современных российских художников, то тот же человек вряд ли вообще кого-нибудь вспомнит, кроме разве Никаса Сафонова.

С литературой чуть получше, но тоже беда. Улицкая, Донцова, Пелевин, Акунин… – это явно не то, что составляет золотой фонд русской литературы начала 21 века. Зато у всех на слуху. Может им и не платят деньги по статье политтехнологии, зато свой вклад в оглупление населения они успешно внесли и вносят.

Стенаний по поводу «совка» вообще не приемлю. Больше 30 лет прошло с перестройки. Целое поколение. Никто не душил, не прессовал. Твори – пожалуйста. И что в итоге? На выходе упомянутые выше персонаже плюс Быковы, Сорокины и прочее непотребство. За тридцать лет ни одного прорывного события ни в кино, ни в театре. При этом Валентин Григорьевич Распутин как писал свои гениальные произведения при советской власти, так продолжал писать и в перестройку, и после, до самой смерти. Творческая «тусовка» она потому и тусовка, что позволяет стадно-коллективно продвигать посредственностей и бездарей. Вот он где настоящий-то совок. Как раз у тех, кто больше всего против него выступает. Внутри у них сидит, когда становится ясно, что без поддержки «своих» и СМИ, ты - ничто. Потому В.Г. Распутина и старались всеми силами игнорировать, замалчивать, что он имел настоящий талант и был независимой и настоящей личностью.

Остальные тусовщики – подавляющее большинство, на протяжении десятилетий демонстрируют свою творческую несостоятельность, причем издаваемую массовыми тиражами с рекламой по всем медиа. При этом в России есть много замечательных писателей и поэтов неизвестных широкой публике. Их намеренно игнорируют, ибо они не вписываются в уже упомянутую тусовку, в которую входят и большинство издательств. То же, кстати, относиться и к художникам, и к другим видам искусства. Но на виду всегда обойма определенных персонажей, если и не истово либеральных, то смотрящих на Запад с явным сочувствием. Народ это раздражает. Кому сейчас интересно, что хотят или не хотят люди «творческих» профессий? В первую очередь они должны хотеть творить то, что принесет людям радость и глубокие, возвышающие человека переживания. Возвышающие, а не унижающие и не втаптывающие его душу в грязь. Творчество должно приносить нравственную пользу народу. Особенно в тяжелые времена. Без любви к Родине ни о какой нравственности не может быть и речи.

Еще раз повторю, что без нравственного стержня человек перестает быть человеком.

Какая альтернатива?

Скотское искусство для избранных скотов? Безнравственное искусство – это не искусство. И людей близких к творчеству это касается в первую очередь. Особенно если у них есть способности. Ведь ответственность за каждое слово никто отменить не может. Напомню всем известные строки:

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь…

Эти строки сейчас прямо указывают на нынешнюю творческую тусовку, а не только на высший свет первой трети 19 века. Классика потому и классика, что актуальна в любые времена.

Что касается попкультуры и разных звезд медиа, я бы вообще их разогнал. Они не нужны сейчас России. Это псевдо-масскультура поддерживается исключительно благодаря навязчивой поддержке и рекламе. Уровень современных песен в лучшем случае на уровне плинтуса, а обычно ещё ниже. Поэтому исполнители и предпочитают петь старые песни. При этом есть множество прекрасных, по-настоящему талантливых людей, которых просто не допускают до масс. С другой стороны, я хотя и ругаю современные технологии, причем вполне обоснованно, но с их помощью каждый может отыскать видео или аудиозапись практически любого исполнителя. Так что, кто хочет, тот обязательно найдет альтернативу масскультуре. Беда в том, что общий культурный уровень нашего народа сейчас крайне низок. Причем чем моложе человек, тем хуже обстоит дело с этим самым уровнем. Но это уже вопрос воспитания и образования.

Ну и последняя реплика по поводу оглупления и политтехнологий. Да, действительно, управлять тупым стадом гораздо проще. Беда в том, что общество глупых людей не только не конкурентноспособно, но и вообще обречено на вымирание. Какие открытия или изобретения сделает глупый человек? Сможет ли он вообще сохранить то, что было создано людьми умными? Так что палка о двух концах. Но это тоже отдельная тема.

Павел Тихомиров: Насчёт того, чтобы разогнать «звёзд» медиа. Непонятно: кто будет разгонять и каковы механизмы этого – чаемого нами – разгона? «Звёзды», а также производимый ими информационный продукт вполне устраивает социальных инженеров, политтехнологов на зарплате. Как функционал они работают. Во всяком случае, способствуют тому, чтобы формировалось сообщество индивидуумов, обладающих вполне запрограммированным набором качеств.

К тому же, это целая индустрия, такая же, как металлургия или, скажем, сотовая связь. Как это всё разрушить? «Взять всё – и поделить»?

В-третьих, к сожалению, потребителю информационно-развлекательных услуг это вполне по нраву. Не будем заниматься самообманом. Кто-то действительно использует технические блага для ознакомления с сокровищами мирового кинематографа и музыки. А подавляющему большинству довольно того, что показывает телевизор и «тик-токи».

Наконец, кто будет заменять то, что нынче содействует оглуплению? Как будет заменять всё это.

Невольно вспоминается роман-антиутопия братьев Стругацких «Обитаемый остров». Как мы помним, там одни герои намеревались использовать «башни-излучатели» для того, чтобы «зомбировать» «на добро», ибо иначе не умели. А другой герой устроил революцию, содействовав разгрому всей этой системы оболванивания.

Так вот, боюсь, что находящиеся «наверху» люди – вполне благонамеренно настроенные – иначе просто не умеют и не понимают: как нужно осуществить изменения.

А, пожалуй что и не хотят менять. не потому, что злодеи, а просто опасаются того, что опять получится либо 1917-й, либо 1991-й. «Поэтому», полагают они, «лучше уж осуществлять шаги, меняющие ситуацию в целом, будут они, рыцари плаща и кинжала, а население пусть не мешает. А то такого наворотят, потом и не разгребёшь». У меня такое объяснение.

Для того, чтобы начать что-то менять, нужен условный Луначарский, которого будет поддерживать условный Трамп. «Бюджетные» патриоты тут ничего не изменят. «Попилят» «бабло» и всё.

Максим Воробьёв: Разумеется, в отношении масскультуры тут должна быть политическая воля руководства. Причем чётко осознанная и планирующая на несколько шагов вперед. Прекратить выступления нескольких персонажей или большой группы элементарно. Такая технология уже отработана. Всего-то надо свернуть государственное финансирование и обязать директоров госучреждений предоставлять концертные площадки только утвержденному списку лиц. Плюс запретить показ выступлений нежелательных артистов по центральным каналам. Большего и не потребуется. В 90-е именно так и разгромили советскую эстраду. Вменяемых и патриотически настроенных артистов изгнали с экранов и с концертами у них сложности были. Талантливейшего композитора и певца Евгения Мартынова просто физически убрали. А ведь вся страна пела песни Мартынова: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Яблони в цвету» и т.д. Через год убили И. Талькова. После чего активных противников перемен просто не осталось. Долгие годы в забвении находились Л. Серебрянников, Л. Сенчина, А. Асадуллин, Т. Петрова и многие, многие другие. Они могли выступать только на небольших площадках и где-нибудь в провинции. В Москву и на телевидение доступ им был заказан.

Так что если маятник качнулся в одну сторону, то почему бы ему не качнуться в другую? Ещё раз повторю, у нас в России очень много хороших, талантливых исполнителей. Надо просто дать им возможность выступать на центральных каналах. Деньги те же самые будут крутиться, но уже с другими персонажами и с другим содержанием. Для экономики это неважно, а для культуры жизненно значимо. Беда в том, что здесь замешаны не только экономические интересы, но личные мотивы и предпочтения медиамагнатов. А они ориентированы на западную культуру, со всеми тянущимися за ней хвостами. В том числе ЛГБТ и наркотиками.

Самая главная проблема именно в том, что сознательно пониженный общий культурный и умственный уровень населения необходимо повышать. Если этого не сделать, у нас не будет и будущего. И политтехнологам именно этим надо бы и заниматься. Что, безусловно, гораздо труднее. Но другого выхода уже нет. И здесь искусство тоже играет свою роль. Пусть не главную, но, всё же, значительную. Ну, а если следовать принципу «как бы чего не вышло», то это верный путь в никуда. Точнее - гарантированный путь к социальным потрясениям и развалу страны, как это уже и происходило в истории.

С другой стороны, мне кажется, что ты сильно преувеличиваешь роль «политтехнологов» на зарплате. Как может политтехнолог, или даже сотня политтехнологов, воздействовать на медиамагната ворочающего миллиардами и имеющего прямой доступ к высшему руководству страны? Возьмем, к примеру, владельца первого канала или НТВ. Да он даже слушать не будет мелкую сошку. Один звонок куда надо и вопрос решен. Так что роль политтехнологов в формировании культурной политики страны мне видится минимальной. Единственное что им остается - надувать щеки и убеждать начальство в своей важности. Подозреваю, что функция современных политтехнологов сводится к теоретическому оправданию политики и действий медиамагнатов. Большего им не дано. Вся реальная власть у владельцев медиа и СМИ.

То же касается и литературы. Российский книжный союз и АСКИ (ассоциация книгоиздателей России) – две головы одного туловища, полностью контролируют книжный рынок. Масштаб несколько помельче, но вполне достаточен, чтобы продвигать одних авторов и игнорировать других. Даже и наперекор проводимой государством политике. Поэтому массово издается и рекламируется всяческое непотребство, а гениального В. Распутина, душой болеющего за Россию, печатают тиражом в 5 тыс. экземпляров и без всякой рекламы. Это при том, что В. Распутин – признанный классик, произведения которого изучают в школе. Другим талантливым и патриотично настроенным авторам, ловить вообще нечего. По сути, у них только два пути – издаваться минимальными тиражами за свой счет (при этом эти книги, как правило, не попадают на прилавки книжных магазинов), или бесплатно размещать свои произведения в интернете. Ситуация конечно же явно ненормальная.

Похожая ситуация и в сфере изобразительного искусства.

Повторю с чего начал. В сложившейся ситуации без волевого решения руководства страны, изменить что-либо крайне сложно.

Павел Тихомиров: Да, было бы желание. Механизмы можно было бы, наверное, найти.

В этой связи вспоминаю рассуждение моего покойного коллеги, изобретательного и предприимчивого человека, наделённого довольно тонким чувством юмора. Как-то он на полном серьёзе рассуждал о том, что коммунисты вполне могли бы снизить напряжение, связанное с тотальным дефицитом продуктов питания, если бы начали возрождать традицию церковных постов – причём не только в среду и пятницу (а у нас были «рыбные дни», но, как мы помним специально в скоромные дни – вторник и четверг), но и многодневные. И вот тогда, под предлогом возрождения традиционной духовности можно было бы аккумулировать мясную продукцию, выбрасывая её на прилавки в непостное время.

Ну, понятно, что коммунисты никогда в жизни бы не пошли на такое. Индийскую, точнее, псевдоиндийскую йогу в виде рерихианства ещё можно было разрешить для «продвинутых», но массы должны существовать вне связи с какой бы то ни было культурной традицией, кроме утверждённой идеологическим отделом.

То же самое и сегодня.

Я сейчас не буду говорить от себя, будучи человеком законопослушным, но открою кавычки, цитируя то, о чём люди говорят «на торжищах и путях»:

«Пригожина демонстративно казнили, Стрелков за решёткой, Суровикина мурыжат по полной. А какой-то … сосунок не просто на свободе, а ещё и обласкан властью, гадит молодёжи в уши и зарабатывает бешеные деньги».

Речь идёт о Милохине. Без которого российскому зомбоящику, видимо, никак не справится с поддержанием того состояния, к которому наши сограждане приучались целенаправленно и неуклонно.

Напомню, этот персонаж высказался следующим образом:

«Уехал тогда сгоряча, рвать все связи было глупо. С возрастом становишься терпимее и понимаешь, что страны, как и люди, заслуживают второго шанса. Я даю этот шанс, поэтому я здесь».

(В этой публикации есть скрин высказывания персонажа: https://dzen.ru/a/ZPzRay3_5l2YY1-w)

Вопрос: «Даня Милохин» возвращается просто так? Или его возвращают под конкретный «проект»?

Опять таки, выскажусь философически. Дабы не попасть под статью, просто – вне привязок к конкретному любимцу российских политтехнологов (тех, кто по твоему, Максим, мнению, должны придумать схемы насаждения «разумного, доброго, вечного»).

«Дегенератов рекламируют с одной единственной целью. Сделать наших детей точно такими же дегенератами, которые быстро и беспроблемно вымрут, освободив место под солнцем для других».

На фоне болтовни про традиционные ценности и патриотизм, вот это всё выглядит каким-то постмодернизмом в духе гениального Виктора Пелевина. (Которого ты, на мой взгляд, недооцениваешь. Там очень глубоко рассказывается о многом. Наши патриотически настроенные почтенные старцы в литературе не способны, увы, так прозревать ужасающую реальность).

А на фоне СВО это выглядит уже не как алчность дельцов от шоу-бизнеса, и не как стёб. Это похоже на сознательное провоцирование. Это не похоже на глупость.

Максим Воробьёв. Конечно. Это типичный пример действий пятой колонны. Возможно здесь и работают политтехнологи, только явно не российские. Во всяком случае, выполняющие заказ по нанесению максимального вреда нашей Родине. Даже не буду строить предположений кто они, кто их финансирует и кто стоит за ними. В конце концов это дело спецслужб. Да и не столь важны эти персоналии для народа. Важно, что все они – враги России.

Опять же заметьте с какой наглостью заявляется «люди заслуживают второго шанса…». Готов облагодетельствовать, это же открытая демонстрация своей исключительности. Даже не понимает, что говорит. Вместо раскаяния и просьбы о прощении: «Я даю шанс…». Да если бы он на коленях умолял разрешить ему вернуться, тогда был бы повод обсудить его возвращение, причем без всяких гарантий. А при такой подаче шансов на прощение его самого народом просто нет. Но мне кажется, что беседа о нравственности и таланте у нас затянулась, тем более что последний обсуждаемый персонаж не имеет ни первого, ни второго. Идет смертельная схватка за выживание страны и народа. Причем победа на внутреннем фронте, не менее важна чем победа в боевых действиях. Но здесь мы выходим уже на обсуждение других тем.

А чтобы не завершать нашу беседу на тревожной ноте и развеять сгустившуюся тьму я прибегу к помощи «Солнца русской поэзии». Недаром же им было написано: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!». Тема взаимоотношения таланта и нравственности, ответственности таланта перед Творцом, занимала в творчестве Александр Сергеевича Пушкина особое место. Ей посвящено несколько знаменитых произведений. Здесь и «Моцарт и Сальери», и «Египетские ночи», и «Пророк» и «Памятник». ..

Всем известны строки:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Но, думаю, для завершения нашей беседы лучше всего подойдет стихотворение «Поэт», написанное в 1827 г.

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
Цветные сполохи на чёрном стекле. Часть 5
Главы фантастического романа
07.05.2025
​​​​​​​Цветные сполохи на чёрном стекле. Часть 4
Приключенческий роман в 12 частях (фантастика)
02.05.2025
Цветные сполохи на чёрном стекле. Часть 3
Продолжение приключенческого романа (фантастика)
30.04.2025
​​​​​​​Цветные сполохи на чёрном стекле. Часть 2
Продолжение приключенческого романа для юношества
26.04.2025
Преемником Франциска станет антихрист?
Фильм «Конклав» появился подозрительно вовремя
21.04.2025
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Максим Зотикович Воробьев
80 лет Великой Победы!
У нас нет права на забвение подвига наших дедов и прадедов
07.05.2025
Всемирная палата номер шесть
Мир превратился в огромную психиатрическую больницу
30.04.2025
Глубинные государства России
Подспудно, но яростно идет смертельная схватка двух глубинных государств, невидимая постороннему глазу
17.04.2025
Зачем читать книги?
Современный человек может обойтись без них. Или нет?
02.04.2025
Учитель не нужен
Его заменят на цифровые технологии
19.03.2025
Все статьи Максим Зотикович Воробьев
Последние комментарии
«Еврокарфаген» должен быть разрушен!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
09.05.2025 03:51
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
09.05.2025 02:21
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
09.05.2025 01:30
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Человек
09.05.2025 00:11
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Новый комментарий от В.Р.
08.05.2025 18:27
«Церковь Христова оберегает наш народ»
Новый комментарий от Игорь Ал
08.05.2025 14:07
Великая Победа в судьбах ХХI века
Новый комментарий от prot
08.05.2025 14:03