Продолжаем начатый разговор о нравственности в искусстве, об ответственности людей, наделённых талантами. В предыдущих частях беседы, уже опубликованных на «РНЛ» мы попробовали договориться о понятийной базе, а также спонтанно прикоснулись к злободневной теме Украинской трагедии. Сейчас мы возвращаемся к разговору о творчестве и искусстве.
Максим Воробьёв: Вернёмся к творчеству и искусству. Надо сказать, что искусство – понятие очень большое и разнородное. Есть музыка, есть изобразительное искусство, литература, архитектура, театр, кино, балет, цирк… Беда нашего времени в том, что массовая культура – это в основном кино, театр, эстрада. Соответственно самые популярные и раскрученные в медиа люди – артисты и певцы. Можно спросить любого прохожего на улице и он без труда назовет вам больше десятка, а то и двух, фамилий современных артистов и певцов.
А если попросить назвать современных российских художников, то тот же человек вряд ли вообще кого-нибудь вспомнит, кроме разве Никаса Сафонова.
С литературой чуть получше, но тоже беда. Улицкая, Донцова, Пелевин, Акунин… – это явно не то, что составляет золотой фонд русской литературы начала 21 века. Зато у всех на слуху. Может им и не платят деньги по статье политтехнологии, зато свой вклад в оглупление населения они успешно внесли и вносят.
Стенаний по поводу «совка» вообще не приемлю. Больше 30 лет прошло с перестройки. Целое поколение. Никто не душил, не прессовал. Твори – пожалуйста. И что в итоге? На выходе упомянутые выше персонаже плюс Быковы, Сорокины и прочее непотребство. За тридцать лет ни одного прорывного события ни в кино, ни в театре. При этом Валентин Григорьевич Распутин как писал свои гениальные произведения при советской власти, так продолжал писать и в перестройку, и после, до самой смерти. Творческая «тусовка» она потому и тусовка, что позволяет стадно-коллективно продвигать посредственностей и бездарей. Вот он где настоящий-то совок. Как раз у тех, кто больше всего против него выступает. Внутри у них сидит, когда становится ясно, что без поддержки «своих» и СМИ, ты - ничто. Потому В.Г. Распутина и старались всеми силами игнорировать, замалчивать, что он имел настоящий талант и был независимой и настоящей личностью.
Остальные тусовщики – подавляющее большинство, на протяжении десятилетий демонстрируют свою творческую несостоятельность, причем издаваемую массовыми тиражами с рекламой по всем медиа. При этом в России есть много замечательных писателей и поэтов неизвестных широкой публике. Их намеренно игнорируют, ибо они не вписываются в уже упомянутую тусовку, в которую входят и большинство издательств. То же, кстати, относиться и к художникам, и к другим видам искусства. Но на виду всегда обойма определенных персонажей, если и не истово либеральных, то смотрящих на Запад с явным сочувствием. Народ это раздражает. Кому сейчас интересно, что хотят или не хотят люди «творческих» профессий? В первую очередь они должны хотеть творить то, что принесет людям радость и глубокие, возвышающие человека переживания. Возвышающие, а не унижающие и не втаптывающие его душу в грязь. Творчество должно приносить нравственную пользу народу. Особенно в тяжелые времена. Без любви к Родине ни о какой нравственности не может быть и речи.
Еще раз повторю, что без нравственного стержня человек перестает быть человеком.
Какая альтернатива?
Скотское искусство для избранных скотов? Безнравственное искусство – это не искусство. И людей близких к творчеству это касается в первую очередь. Особенно если у них есть способности. Ведь ответственность за каждое слово никто отменить не может. Напомню всем известные строки:
Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь…
Эти строки сейчас прямо указывают на нынешнюю творческую тусовку, а не только на высший свет первой трети 19 века. Классика потому и классика, что актуальна в любые времена.
Что касается попкультуры и разных звезд медиа, я бы вообще их разогнал. Они не нужны сейчас России. Это псевдо-масскультура поддерживается исключительно благодаря навязчивой поддержке и рекламе. Уровень современных песен в лучшем случае на уровне плинтуса, а обычно ещё ниже. Поэтому исполнители и предпочитают петь старые песни. При этом есть множество прекрасных, по-настоящему талантливых людей, которых просто не допускают до масс. С другой стороны, я хотя и ругаю современные технологии, причем вполне обоснованно, но с их помощью каждый может отыскать видео или аудиозапись практически любого исполнителя. Так что, кто хочет, тот обязательно найдет альтернативу масскультуре. Беда в том, что общий культурный уровень нашего народа сейчас крайне низок. Причем чем моложе человек, тем хуже обстоит дело с этим самым уровнем. Но это уже вопрос воспитания и образования.
Ну и последняя реплика по поводу оглупления и политтехнологий. Да, действительно, управлять тупым стадом гораздо проще. Беда в том, что общество глупых людей не только не конкурентноспособно, но и вообще обречено на вымирание. Какие открытия или изобретения сделает глупый человек? Сможет ли он вообще сохранить то, что было создано людьми умными? Так что палка о двух концах. Но это тоже отдельная тема.
Павел Тихомиров: Насчёт того, чтобы разогнать «звёзд» медиа. Непонятно: кто будет разгонять и каковы механизмы этого – чаемого нами – разгона? «Звёзды», а также производимый ими информационный продукт вполне устраивает социальных инженеров, политтехнологов на зарплате. Как функционал они работают. Во всяком случае, способствуют тому, чтобы формировалось сообщество индивидуумов, обладающих вполне запрограммированным набором качеств.
К тому же, это целая индустрия, такая же, как металлургия или, скажем, сотовая связь. Как это всё разрушить? «Взять всё – и поделить»?
В-третьих, к сожалению, потребителю информационно-развлекательных услуг это вполне по нраву. Не будем заниматься самообманом. Кто-то действительно использует технические блага для ознакомления с сокровищами мирового кинематографа и музыки. А подавляющему большинству довольно того, что показывает телевизор и «тик-токи».
Наконец, кто будет заменять то, что нынче содействует оглуплению? Как будет заменять всё это.
Невольно вспоминается роман-антиутопия братьев Стругацких «Обитаемый остров». Как мы помним, там одни герои намеревались использовать «башни-излучатели» для того, чтобы «зомбировать» «на добро», ибо иначе не умели. А другой герой устроил революцию, содействовав разгрому всей этой системы оболванивания.
Так вот, боюсь, что находящиеся «наверху» люди – вполне благонамеренно настроенные – иначе просто не умеют и не понимают: как нужно осуществить изменения.
А, пожалуй что и не хотят менять. не потому, что злодеи, а просто опасаются того, что опять получится либо 1917-й, либо 1991-й. «Поэтому», полагают они, «лучше уж осуществлять шаги, меняющие ситуацию в целом, будут они, рыцари плаща и кинжала, а население пусть не мешает. А то такого наворотят, потом и не разгребёшь». У меня такое объяснение.
Для того, чтобы начать что-то менять, нужен условный Луначарский, которого будет поддерживать условный Трамп. «Бюджетные» патриоты тут ничего не изменят. «Попилят» «бабло» и всё.
Максим Воробьёв: Разумеется, в отношении масскультуры тут должна быть политическая воля руководства. Причем чётко осознанная и планирующая на несколько шагов вперед. Прекратить выступления нескольких персонажей или большой группы элементарно. Такая технология уже отработана. Всего-то надо свернуть государственное финансирование и обязать директоров госучреждений предоставлять концертные площадки только утвержденному списку лиц. Плюс запретить показ выступлений нежелательных артистов по центральным каналам. Большего и не потребуется. В 90-е именно так и разгромили советскую эстраду. Вменяемых и патриотически настроенных артистов изгнали с экранов и с концертами у них сложности были. Талантливейшего композитора и певца Евгения Мартынова просто физически убрали. А ведь вся страна пела песни Мартынова: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Яблони в цвету» и т.д. Через год убили И. Талькова. После чего активных противников перемен просто не осталось. Долгие годы в забвении находились Л. Серебрянников, Л. Сенчина, А. Асадуллин, Т. Петрова и многие, многие другие. Они могли выступать только на небольших площадках и где-нибудь в провинции. В Москву и на телевидение доступ им был заказан.
Так что если маятник качнулся в одну сторону, то почему бы ему не качнуться в другую? Ещё раз повторю, у нас в России очень много хороших, талантливых исполнителей. Надо просто дать им возможность выступать на центральных каналах. Деньги те же самые будут крутиться, но уже с другими персонажами и с другим содержанием. Для экономики это неважно, а для культуры жизненно значимо. Беда в том, что здесь замешаны не только экономические интересы, но личные мотивы и предпочтения медиамагнатов. А они ориентированы на западную культуру, со всеми тянущимися за ней хвостами. В том числе ЛГБТ и наркотиками.
Самая главная проблема именно в том, что сознательно пониженный общий культурный и умственный уровень населения необходимо повышать. Если этого не сделать, у нас не будет и будущего. И политтехнологам именно этим надо бы и заниматься. Что, безусловно, гораздо труднее. Но другого выхода уже нет. И здесь искусство тоже играет свою роль. Пусть не главную, но, всё же, значительную. Ну, а если следовать принципу «как бы чего не вышло», то это верный путь в никуда. Точнее - гарантированный путь к социальным потрясениям и развалу страны, как это уже и происходило в истории.
С другой стороны, мне кажется, что ты сильно преувеличиваешь роль «политтехнологов» на зарплате. Как может политтехнолог, или даже сотня политтехнологов, воздействовать на медиамагната ворочающего миллиардами и имеющего прямой доступ к высшему руководству страны? Возьмем, к примеру, владельца первого канала или НТВ. Да он даже слушать не будет мелкую сошку. Один звонок куда надо и вопрос решен. Так что роль политтехнологов в формировании культурной политики страны мне видится минимальной. Единственное что им остается - надувать щеки и убеждать начальство в своей важности. Подозреваю, что функция современных политтехнологов сводится к теоретическому оправданию политики и действий медиамагнатов. Большего им не дано. Вся реальная власть у владельцев медиа и СМИ.
То же касается и литературы. Российский книжный союз и АСКИ (ассоциация книгоиздателей России) – две головы одного туловища, полностью контролируют книжный рынок. Масштаб несколько помельче, но вполне достаточен, чтобы продвигать одних авторов и игнорировать других. Даже и наперекор проводимой государством политике. Поэтому массово издается и рекламируется всяческое непотребство, а гениального В. Распутина, душой болеющего за Россию, печатают тиражом в 5 тыс. экземпляров и без всякой рекламы. Это при том, что В. Распутин – признанный классик, произведения которого изучают в школе. Другим талантливым и патриотично настроенным авторам, ловить вообще нечего. По сути, у них только два пути – издаваться минимальными тиражами за свой счет (при этом эти книги, как правило, не попадают на прилавки книжных магазинов), или бесплатно размещать свои произведения в интернете. Ситуация конечно же явно ненормальная.
Похожая ситуация и в сфере изобразительного искусства.
Повторю с чего начал. В сложившейся ситуации без волевого решения руководства страны, изменить что-либо крайне сложно.
Павел Тихомиров: Да, было бы желание. Механизмы можно было бы, наверное, найти.
В этой связи вспоминаю рассуждение моего покойного коллеги, изобретательного и предприимчивого человека, наделённого довольно тонким чувством юмора. Как-то он на полном серьёзе рассуждал о том, что коммунисты вполне могли бы снизить напряжение, связанное с тотальным дефицитом продуктов питания, если бы начали возрождать традицию церковных постов – причём не только в среду и пятницу (а у нас были «рыбные дни», но, как мы помним специально в скоромные дни – вторник и четверг), но и многодневные. И вот тогда, под предлогом возрождения традиционной духовности можно было бы аккумулировать мясную продукцию, выбрасывая её на прилавки в непостное время.
Ну, понятно, что коммунисты никогда в жизни бы не пошли на такое. Индийскую, точнее, псевдоиндийскую йогу в виде рерихианства ещё можно было разрешить для «продвинутых», но массы должны существовать вне связи с какой бы то ни было культурной традицией, кроме утверждённой идеологическим отделом.
То же самое и сегодня.
Я сейчас не буду говорить от себя, будучи человеком законопослушным, но открою кавычки, цитируя то, о чём люди говорят «на торжищах и путях»:
«Пригожина демонстративно казнили, Стрелков за решёткой, Суровикина мурыжат по полной. А какой-то … сосунок не просто на свободе, а ещё и обласкан властью, гадит молодёжи в уши и зарабатывает бешеные деньги».
Речь идёт о Милохине. Без которого российскому зомбоящику, видимо, никак не справится с поддержанием того состояния, к которому наши сограждане приучались целенаправленно и неуклонно.
Напомню, этот персонаж высказался следующим образом:
«Уехал тогда сгоряча, рвать все связи было глупо. С возрастом становишься терпимее и понимаешь, что страны, как и люди, заслуживают второго шанса. Я даю этот шанс, поэтому я здесь».
(В этой публикации есть скрин высказывания персонажа: https://dzen.ru/a/ZPzRay3_5l2YY1-w)
Вопрос: «Даня Милохин» возвращается просто так? Или его возвращают под конкретный «проект»?
Опять таки, выскажусь философически. Дабы не попасть под статью, просто – вне привязок к конкретному любимцу российских политтехнологов (тех, кто по твоему, Максим, мнению, должны придумать схемы насаждения «разумного, доброго, вечного»).
«Дегенератов рекламируют с одной единственной целью. Сделать наших детей точно такими же дегенератами, которые быстро и беспроблемно вымрут, освободив место под солнцем для других».
На фоне болтовни про традиционные ценности и патриотизм, вот это всё выглядит каким-то постмодернизмом в духе гениального Виктора Пелевина. (Которого ты, на мой взгляд, недооцениваешь. Там очень глубоко рассказывается о многом. Наши патриотически настроенные почтенные старцы в литературе не способны, увы, так прозревать ужасающую реальность).
А на фоне СВО это выглядит уже не как алчность дельцов от шоу-бизнеса, и не как стёб. Это похоже на сознательное провоцирование. Это не похоже на глупость.
Максим Воробьёв. Конечно. Это типичный пример действий пятой колонны. Возможно здесь и работают политтехнологи, только явно не российские. Во всяком случае, выполняющие заказ по нанесению максимального вреда нашей Родине. Даже не буду строить предположений кто они, кто их финансирует и кто стоит за ними. В конце концов это дело спецслужб. Да и не столь важны эти персоналии для народа. Важно, что все они – враги России.
Опять же заметьте с какой наглостью заявляется «люди заслуживают второго шанса…». Готов облагодетельствовать, это же открытая демонстрация своей исключительности. Даже не понимает, что говорит. Вместо раскаяния и просьбы о прощении: «Я даю шанс…». Да если бы он на коленях умолял разрешить ему вернуться, тогда был бы повод обсудить его возвращение, причем без всяких гарантий. А при такой подаче шансов на прощение его самого народом просто нет. Но мне кажется, что беседа о нравственности и таланте у нас затянулась, тем более что последний обсуждаемый персонаж не имеет ни первого, ни второго. Идет смертельная схватка за выживание страны и народа. Причем победа на внутреннем фронте, не менее важна чем победа в боевых действиях. Но здесь мы выходим уже на обсуждение других тем.
А чтобы не завершать нашу беседу на тревожной ноте и развеять сгустившуюся тьму я прибегу к помощи «Солнца русской поэзии». Недаром же им было написано: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!». Тема взаимоотношения таланта и нравственности, ответственности таланта перед Творцом, занимала в творчестве Александр Сергеевича Пушкина особое место. Ей посвящено несколько знаменитых произведений. Здесь и «Моцарт и Сальери», и «Египетские ночи», и «Пророк» и «Памятник». ..
Всем известны строки:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Но, думаю, для завершения нашей беседы лучше всего подойдет стихотворение «Поэт», написанное в 1827 г.
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…