«Так вот Бога и забыли!»

Размышления серба о причинах страданий своего народа

Новости Косово 
0
921
Время на чтение 5 минут
Фото: предоставлено автором

 

 

Сербские заметки

 

Что поразило при знакомстве и разговоре с Неманей, так это, во-первых, его спокойствие, даже умиротворенность: говорит он тихо, но четко, ясно и убедительно. Во-вторых, полное отсутствие этакого «благочестивого сюсюканья»: если он говорит что-то, то ты чувствуешь, что слова выстраданы, идут из сердца, а не приплетены «по случаю» или не взяты просто так из Писания, без погружения в него умом и проверкой собственной жизнью. Всегда ведь чувствуешь, говорит ли человек искренне или же просто сыплет цитатами – в первом случае ты ощущаешь силу слов, во втором, какими бы высокими эти слова ни были, они проходят мимо как слуха, так и сердца.

Неманя вспоминал свое бегство из Сараево в 1990-х годах во время войны в Боснии. Было ему тогда 16-17 лет, считай, подросток или совсем молодой юноша. Я уже привык, что при таких рассказах очень часто перед тобой могут быть нарисованы самые страшные картины с обязательным осуждением врагов и пожеланиями им всех небесных наказаний; кроме того, могут быть представлены и, скажу мягко, не до конца проверенные факты из как бы собственной жизни, потом оказывающиеся неполным пересказом из жизни совершенно других людей, а то и слухов. Проще говоря, такие «пугалки», нарушающие душевный мир и влекущие к ненависти. Что совершенно не значит, конечно, что война – вещь хорошая: окажись я в таких обстоятельствах – такие чувства возникнут, такое море пространное с гадами в душе взбеленится – не приведи Бог. Может быть, поэтому старики говорят о лечебной для души пользе времени: «Время – лучший врач», оно помогает (или может помочь) внести в душу мир, трезвость, покой, избавиться от уничтожающей ненависти. Неманя, как мне показалось, использовал этот дар времени по-христиански. Для покаянного размышления.

- Сначала, помню, было разочарование, обида, боль: твои соседи-мусульмане, с которыми вчера буквально вместе делили общий стол, веселились, работали, со стеклянными какими-то глазами гонят тебя и твою семью из квартиры. Ты виноват лишь в том, что ты – христианин, серб. Взрывы, автоматные очереди, крики, проклятия. Помню, как в первый раз на моих глазах погиб человек: мусульманский снайпер убил женщину. Ты смотришь из-за угла и понимаешь, что ничем, вот совершенно ничем не можешь помочь истекающему кровью человеку. Это было, пожалуй, страшнее всего. Потом много еще смертей навидался. Начинаешь привыкать к этому аду. Но сердце-то подсказывает телу, что «вот это всё» - ненормально, что убийства, ненависть, ад – ну вот вообще не норма. И тело, повинуясь сердцу, потом реагирует: в течение нескольких месяцев тебя «колотит» так, как не дай Бог никому.

- Каким-то чудом удавалось иногда поддерживать эпизодическую связь с родственниками из Сербии: обрывистые телефонные разговоры в несколько секунд, слезы: «Беги как только сможешь!» А как тут убежишь – кругом война. Мусульмане, хорваты, сербы, «миротворцы» - такой котел, из которого только боль и ненависть выкипает. Главной мечтой у всех, кому удалось спастись, было, разумеется, вырваться. И ты знаешь, удалось, Бог спас. Тогда в Боснии основной валютой были немецкие марки. Так вот, один бошняк-мусульманин предложил за 2000 этих самых марок вывести меня из мусульманской зоны Сараева и доставить в сербскую – «а дальше сам смотри». Еще тысячу нужно было отдать украинцу-водителю за перевоз до границы с Сербией, и еще тысячу – немцу-«миротворцу», чтобы закрыл глаза на тот «уазик», в котором я ехал между сиденьями, и не сильно его досматривал. Ты сидишь, зажатый между тюками в машине, при каждой остановке прощаешься с жизнью – а вдруг сейчас выведут и расстреляют, слышишь, как водитель покупает бензин, угощает немцев ракией и сигаретами – нет, совсем не романтическое путешествие это было. Но, слава Богу, я добрался до сербской границы, а там уже встретили родственники. Вот так я оказался в Белграде после многочисленных скитаний. Вот там-то и начало меня «колотить» как следует. Но ничего, оправился. Со временем и дом поставил – друзья и родственники помогли.

- Вот ты спрашиваешь, в чем я вижу причину всех наших трагедий и ужасов – этих войн, страданий, убийств, концлагерей, разрушений. Отвечу так: каковы христиане, таковы и времена. Морщишься, вижу. Но ты посмотри, подумай: если бы мы, православные, вели себя действительно по-христиански, пришлось ли бы Богу употреблять такие сильнодействующие средства для того чтобы привести нас в чувство? Это мы на войне о Боге-то вспомнили, молиться начали – а до всего этого? Да какой там Бог, какие заповеди, ты что! Дом побольше, еда послаще, веселье погромче – мы ж «этого достойны». Дети? Детей рожать, «плодить нищету»? Ну-ну. Нам эта «нищета» потом здорово о себе напомнила, да и сейчас напоминает – кормить стариков в Сербии некому стало, а многодетные семьи бывших сограждан-мусульман с недоумением смотрят на оставшихся православных – будь то в Боснии или в Косово и Метохии. Так Бога и забыли.

- Я такой эксперимент поставил: на каждый тяжелый вопрос, судьбоносное вопрошание стал искать, и вполне успешно, между прочим, ответы в Библии – что в Ветхом, что в Новом Завете. Псалтирь очень помогает. Например: «Почему разрушилась богатая и сильная Югославия, чьи граждане жили себе, считай, припеваючи?» Ответ сразу просится: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати, востанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон» (Пс. 126). Мы этот «хлеб болезни», в которую, давай уж честно признаемся, сами себя с каким-то диким наслаждением ввергли, до сих пор, мне кажется, жуем – зубы ломаем. Или - еще вопрос: «Когда “все это” закончится?» Да очень же просто, откроем пророка Иеремию: «Возвратитесь, мятежные дети, Я исцелю вашу непокорность» - «Вот мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш. Поистине, напрасно надеялись мы на холмы и на множество гор; поистине, в Господе, Боге нашем, спасение Израиля» (Иер. 3:22-23). Мы могли надеяться на самую сильную армию на Балканах, на крепкую валюту, на мощного и авторитетного правителя («на нефть и газ, на оставшийся лес и золото с алмазами, на ядерное оружие…», - чуть не перебил я Неманю), но все это исчезло во мгновение ока, если мы не надеемся на Христа и не ведем себя по-христиански. То, что Он нас любит и буквально умоляет нас вернуться, вроде как понятно – неясно только то, с каким упорством мы отталкиваем протянутую руку, продолжая считать себя обойденными справедливым Божественным вниманием. Прикинь, что случится, если это внимание к нам – что к народу вообще, что к каждому из нас, сербов, в частности – будет действительно справедливым. Да мы секунды по земле не пройдем. Жалуемся: «Ой, наши храмы рушат!» - а мы сами-то давно в храме были? А если были, для чего туда приходили? Свечку поставить да песню народную во дворе исполнить – так себе Православие.

Тут я не смог уже сдержаться. Перебил собеседника: «Поверь, Неманя: не только вы, сербы, пострадаете, если внимание будет справедливым. Есть варианты».

- Но не в России же! – говорит. – У вас же Святая Русь! Столько мучеников за веру, столько преподобных, святых!

Да, святых у нас действительно много, - думаю, - известных и неизвестных. Другое дело, насколько мы сами стремимся к тому же, чем жили они. Или – Кем жили. Вспомнил Неманино: «Дом побольше, еда послаще, веселье погромче». Взгрустнул.

Не стал разочаровывать собеседника – промолчал. Но уверен: пророки не только к древним израильтянам и нынешним сербам обращались. Во что нас бить еще, продолжающих свое упорство? Вся голова в язвах и все сердце исчахло (ср. Ис.1:5).

Степан Игнашев

P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747 (получатель: Петр Михайлович Д.);

через PayPal: paypal.me/kosovskopomoravlje

Обязательна пометка: «Помощь Косово».

 

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Степан Игнашев
Все статьи Степан Игнашев
Новости Косово
Косовская Митровица: город Кафки
Вести из Косово и Метохии
20.12.2024
Из гетто небо виднее
Заметки из Косово и Метохии
16.12.2024
Что беспокоит Тому-Игумена
Сербские заметки
11.12.2024
Реальные масштабы сирийского кризиса,
майдан в Грузии, взрыв обстановки в Косово
02.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О здравом смысле бытия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.12.2024 16:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от АБС
21.12.2024 16:08
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 16:00
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 15:51
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27