Печальные страницы истории и неумирающая надежда

О чем расскажет храм-памятник в Горнем Адровце

Новости Сербии  Основы православной культуры 
0
338
Время на чтение 4 минуты
Фото: предоставлено авторами

Каждый год в сентябре мы, сербы, чествуем Николая Николаевича Раевского и всех сербских и русских героев, отдавших свои жизни в бою у Горнего Адровца в 1876-м году во время Первой Сербско-турецкой войны за освобождение нашей державы и объединение сербских земель. Черногория, нынче послушный член НАТО, была тогда нашей союзницей. Братская же Россия всегда была с нами – что в те давние времена, что сегодня.

В начале сентября в Троицком храме села Горни Адровац была совершена литургия. Представительные делегации возложили цветы на место гибели русского и сербского героя Николая Раевского, были выступления, хорошая культурная программа, концерт – в последнее время, к счастью, Троицкий храм и его история вновь пользуется вниманием и уважением в наших краях.

На мой взгляд, однако, как личность самого Раевского, так и храм, воздвигнутый на месте его гибели, заслуживают гораздо большего: церковь, по моему убеждению, могла бы стать местом постоянного паломничества сербского и русского народов, местом братского сближения славянских народов, центром изучения и распространения нашего великого книжного наследия. Прежде всего, думаю, наследия Льва Николаевича Толстого, этого великана мировой литературы.

История храма во имя Святой Троицы бурная, трагичная, показывающая как глубину падения, так и радость воскресения. Приведу некоторые детали.

Из книги «Вронский – честь и любовь» Будимира Поточана мы узнаем, что Николай Раевский – прототип Алексея Вронского из романа Толстого «Анна Каренина»: он погиб в сражении с турками в 1876-м году, будучи одним из тысяч русских добровольцев, сражавшихся за братский сербский народ.

После гибели полковника Раевского его семья построила здесь храм и большой приходской дом. Свято-Троицкий храм блистал – его сияние было видно сквозь липовую аллею, также устроенную Раевскими. Народ быстро назвал храм «Русской церковью», привилось и другое название: «Красочный храм» - из-за разноцветных витражей. Храм был освящен в 1903-м году. Но какова его дальнейшая судьба? Мне кажется, она ярко описывает то страшное духовное состояние, в котором оказался наш народ в то время. Дай Бог, если это время прошло.

В первый раз храм пострадал до прихода к власти коммунистов. Храм-памятник страдал…от православных. Казалось бы, православных: от болгарских солдат. В 1915 году они разгромили храм в первый раз. Страшно, когда люди одной веры ведут себя как нелюди. Худо-бедно, но храм удалось восстановить, хоть и не в былом блеске. Прошли годы.

В середине ХХ века в тогдашнюю коммунистическую Югославию приехал советский писатель Илья Эренбург – он хотел видеть этот храм-памятник. Но тогдашние югославские власти …обманули его: вместо Троицкой церкви ему показали другую, даже из другого города, фотография которой и была опубликована в советском журнале «Огонек». Знаете, почему? Все просто: «Русская церковь» была просто-напросто опустошена и осквернена – сломаны двери, изгажены стены, растащен мрамор, украдены иконы, а те, которые остались, были разбиты или изрезаны. Местные жители разобрали ограду и сняли крышу с приходского дома. Проще говоря, на святом месте царила мерзость запустения – негоже показывать такую стыдобищу высокому гостю из страны-освободительницы. Как рассказывают местные жители, в течение десятилетий рядом с храмом пасли скот, у его дверей, как и вокруг церкви, были кучи навоза. Кстати, и позже, уже в середине 70-х годов прошлого века, ничего не изменилось: когда приехала очередная советская делегация с намерением посетить храм-памятник, было сказано, что сделать это невозможно, потому что недавно было наводнение, и размыты дороги – очередное вранье. Типичный признак времени гонений на христиан, изгнания Христа из сердца сербского народа. Впрочем, не только сербского.

А в 1947-м году, в Великую Субботу, был убит священник Божидар Димитриевич, настоятель этой церкви: в него выстрелили через окно, когда он с семьей сидел за столом. До этого коммунисты настойчиво советовали батюшке «снять сан и спокойно жить». Не послушался, как и многие новомученики и исповедники в братской России.

Возмущенный таким положением дел – страшным состоянием церкви, ее разрушением, преступным забвением сербско-русских связей – наш ученый-славист доктор Драган Неделькович говорил, даже кричал местным властям о недопустимости такого варварства. Местные власти слушали «этого интеллигента» с язвительной усмешкой: «Мы вас услышали».

Был и такой случай: в 1979-м году священники Миодраг Симич, тогдашний настоятель храма, и Любиша Неделькович просили епископа Иринея совершить малое освящение Свято-Троицкой церкви, чтобы в ней можно было совершать богослужения. Но накануне приезда владыки иерею Миодрагу передали письмо от соседа – сотрудника службы безопасности, в котором просто и ясно было сказано: «Ключ епископу не давать, к церкви епископа не подпускать». Священник оторопел и письмо, хоть и со страхом, проигнорировал. Когда на следующий день приехал владыка Ириней, обнаружилось, что двери заколочены. Пока епископ и священники вытаскивали гвозди, кто-то завалил дорогу бревнами, чтобы никто не мог проехать на службу. Но люди прошли тропками. Годы потом служб здесь не было.

Когда-то одно из самых красивых и богатых сел Сербии в советское время полностью изменило свой вид, а сейчас, что логично, когда человек забывает Бога, вовсю «оптимизируется», то есть приходит в запустение. Многие видят причину такой «оптимизации» в безразличии бывших жителей села к церкви, в убийстве священника – такое не может не сказаться на будущем. Но надежда на исправление остается: так, накануне войны с НАТО, в 1998-м году, здесь была отслужена первая за долгое время литургия, и служил её Патриарх Павел, которого многие, знаю – у нас в Сербии и у вас в России – считают святым. Надеюсь, что молитвами святых – известных и нет – наши народы вернутся к Христу. Слишком страшна жизнь без Бога.

Миодраг Тасич, председатель Общества сербско-русской дружбы «Раевский-Вронский»

Подготовил Степан Игнашев

P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем помогать косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если у вас есть возможность и желание оказать помощь, то пожертвование можно перечислить:

по номеру карты Сбербанка «МИР»: 2202 2014 2978 2747 (получатель: Петр Михайлович Д.);

через PayPal: paypal.me/kosovskopomoravlje

Обязательна пометка: «Помощь Косово».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Степан Игнашев
Все статьи Степан Игнашев
Миодраг Тасич
Сербы русских любят
Об акции у «русской церкви» на месте гибели полковника Раевского
25.03.2023
Все статьи Миодраг Тасич
Новости Сербии
Новые встречи с читателями Биляны Живкович
В ноябре книгу сербской писательницы «Сербская Голгофа» представят в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Кургане, Архангельске и Мурманске
09.11.2024
Человек, который хранил Сербию в своем сердце
Последний привет Ивану Алексеевичу Чароте
09.11.2024
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
Святые Савва и Сергий – слава Сербии и России
Чудеса с иконой Святых Саввы и Сергия
17.10.2024
Все статьи темы
Основы православной культуры
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Война с сатанизмом. Цензура в кино. Кому верит
молодежь? «Русский ковчег»
31.07.2024
«Общий вектор массовой культуры – разрушительный»
Произведения культуры, искусства или учреждения, имеющие государственное финансирование, должны контролироваться цензурным органом
19.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
12.11.2024 21:01
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.11.2024 20:49
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41