«Христианство не доказывается, а показывается»

Русская школа 
0
85
Время на чтение 6 минут

Протоиерей Евгений Старцев на встрече с 11-классниками 67-й школы г. ИркутскаИсточник: Православие.ру

Протоиерей Евгений Старцев на встрече с 11-классниками 67-й школы г. Иркутска

Настоятель иркутского Харлампиевского храма протоиерей Евгений Старцев рассуждает о взаимоотношениях Церкви и школы, обосновывает разумную строгость в приходской жизни и показывает, вокруг чего она должна, по его убеждению, строиться.

Никакой ненависти и в помине нет

Отец Евгений, сталкиваетесь ли вы в вашей практике с отчуждением между Церковью и современной школой? Знаю, что далеко не все педагоги по тем или иным причинам с открытыми объятиями встречают священников в стенах учебного заведения.

 

– С открытым отчуждением, тем более с ненавистью я не сталкиваюсь. А вот с предубеждениями довольно часто. Думаю, они возникли во многом из-за недостатка образования. Но мы не должны смотреть свысока на таких людей – мол, мы такие просвещенные, а вы ничего не знаете. Наоборот: я считаю, что нужно поберечь людей и не втягивать их в бесплодные дискуссии. Христианство не доказывается, а показывается – вот это мы, православные, должны твердо усвоить. Это важное обстоятельство должно быть нашим правилом: можно сколько угодно елейным голосом цитировать Слово Божие, но если я сам, цитирующий его, живу и веду себя не по Евангелию, то что толку в этих моих звуковых колебаниях?

Протоиерей Евгений Старцев. Фото: vk.com/id421875388

Протоиерей Евгений Старцев. Фото: vk.com/id421875388

Мы постоянно проводим для школьников и студентов Харлампиевские чтения, в этом году уже в седьмой раз. Делается это даже не на уровне епархии, а силами одного нашего прихода. За чтениями с пристальным и год от года все более растущим вниманием следят и педагоги, и молодежь. Провели в одной школе – к нам подходят и просят провести что-то подобное в других учебных заведениях. И сейчас у нас уже не хватает священников, чтобы провести встречи во всех заинтересованных в общении с Церковью учебных заведениях – я не хвалюсь статистикой, а лишь показываю, что благожелательное внимание, добрый интерес к диалогу с Церковью есть как у педагогов, так и у школьников и студентов. Пробуждение такого благожелательного интереса, готовность к диалогу – открытому, часто острому, нелицеприятному, но честному – вот наша реальность, а не угрюмый антагонизм с взаимными обвинениями и претензиями. Фильмы, их обсуждение, дискуссии, выставки – всё это у нас есть, и школа, поверьте, очень заинтересована в сохранении наших отношений.

Униженные и оскорбленные – увы, не только роман

Кроме того, мы часто помогаем школе – сколько жалоб от педагогов и психологов, что они просто не справляются с трудностями учеников! Вообще, это, конечно, позор: педагоги сегодня – самые замордованные, замученные и униженные люди. Они везут на себе будущее нации, из последних сил в тяжелейших условиях тянут этот воз – не только испорченных интернетом и «нашим» кинематографом детей, но и их родителей с их постоянными жалобами и нареканиями. А в ответ часто, очень часто ничего не получают, кроме новых жалоб, а то и презрения. Обидно за наших учителей. Стыдно за государство и общество, которые так позорно относятся к подлинной русской элите. У меня 12 внуков, семь из них сейчас учатся в школе, их учат, о них заботятся самоотверженные прекрасные люди – о каком, скажите, антагонизме может идти речь? Наоборот – только почтение, сострадание, желание помочь.

Сколько людей проходит через учителя за время его жизни? Тысячи: сами ученики, их родители, бабушки-дедушки – целые поколения. И неужели эти поколения могут оставаться презрительно-равнодушными к своим учителям? Если это так, то России жить осталось недолго, мне кажется.

Христианские заветы старшины Васкова

Харлампиевский Михаило-Архангельский храм, г. Иркутск. Фото: azbyka.ru

Харлампиевский Михаило-Архангельский храм, г. Иркутск. Фото: azbyka.ru

В чем «секрет» крепкого прихода?

 

– Мне кажется, очень многое зависит от целеполагания, от осознания людьми – для чего «всё это». Зачем я вообще хожу в храм? Как это отражается на моем отношении к окружающим? Проще говоря, я только слушаю Евангелие или же применяю услышанное на практике? Это очень важное обстоятельство – является ли для нас литургия, установленная Христом на Тайной Вечере, центром жизни? Не богатая храмовая утварь или облачения, не мастерски расписанные стены, не внешнее благолепие, а именно – осознанное участие в служащейся Христом литургии. Если она является сердцем, смыслом жизни общины, то она вокруг себя соберет всё: Христу будут посвящены наша деятельность вне стен храма, наши всевозможные социальные проекты, образовательные мероприятия, экологические походы по Байкалу, паломничества и так далее. Если этого центра нет, то будут какие-то разрозненные отчеты-подсчеты-рассчеты и прочие счеты, но вряд ли мы увидим за ними Христа. И очень печально, если радость общения с Богом, ради которой Он и воплотился – «Я пришел, чтобы вы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10: 10), – подменяется мертвящими отчетами о возрастании духовности или еще чем-то – лишь бы не литургией. Приведу слова преподобного Гавриила (Ургебадзе):

«Если бы видели, какая благодать сходит на литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо».

Вот что нам нужно – стремиться к пониманию посылаемой нам Богом Отцом благодати.

Волонтёры прихода сортируют и фасуют продуктовые наборы. Гуманитарная помощь в виде продуктов первой необходимости предназначена для малообеспеченных жителей сибирской глубинки

Волонтёры прихода сортируют и фасуют продуктовые наборы. Гуманитарная помощь в виде продуктов первой необходимости предназначена для малообеспеченных жителей сибирской глубинки

Что же касается разницы в характере общин, то «скукоженные», недружелюбные, замкнутые приходы я встречаю крайне редко. Есть, может быть, разница в характерах общин, и здесь мы смело можем обратиться к примеру разных семей: одна семья отличается радостным и хлебосольным гостеприимством, в другой мы видим склонность к молчаливому чтению, третья удивляет нас заботой о соседях, так что я не был бы столь категоричен в суждениях. Плохо, конечно, если семья спилась, например, но это уже клиника, здесь нужно бить тревогу. А в общем и целом я бы предложил, учитывая неизбежную разницу в характерах наших приходов, помнить правило блаженного Августина: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь».

Любовь ведь проявляется по-разному, иногда и в разумной строгости, которую нам порой приходится применять. Например, мы не можем причащать человека, который пришел в храм к самому концу литургии – ну, о каком Причастии может идти речь, если ты явился сюда как турист, скажите? Не «ради благословных вин оставльшихся» (тут мы сами к таким людям придем), а именно как турист.

Михаило-Архангельский Харлампиевский храм г. Иркутска

Михаило-Архангельский Харлампиевский храм г. Иркутска

Или – практика помощи нищим. В нашем приходе делается так: если человек просит милостыню, если он не калека, то он обязан делать это стоя, потому что просит-то он у людей и у Христа – с какой такой стати ты должен сидеть барином перед входом в церковь? Потом, если ты крепкий дядя, то вот тебе лопата, метла и прочие инструменты – помоги, будь добр, чем можешь. В этом случае тебе и заплатят, и обязательно накормят: честный труд всегда в почете. Что касается приходящих пьяными, то мы без предупреждений выставляем таких граждан навсегда: осквернять Божий храм мы не позволим. Могут обижаться, могут считать наш приход недружелюбным или «скукоженным», но, простите, так себя в нашей семье не ведут.

Строго?

– Допускаю. Но разумная – подчеркиваю, именно разумная – строгость, а не угрюмая суровость, по моему убеждению, необходима. Дисциплину никто не отменял, а «устав для солдата, – как говорил великий старшина Федот Васков, – ето же..!» Согласитесь, в этом, казалось бы, таком строгом старшине Васкове вы видите любовь – вот точно так же в каком-то смысле и на литургии. Если вы участвуете в ней с благодарностью и любовью к Богу и ближнему, вы всегда сможете почувствовать великую любовь Господа к нам. Чувство это не измеряется эмоциями – его нужно «просто» узнать, его ни с чем не спутаешь. Вот этой радости я всем нам желаю.

С протоиереем Евгением Старцевым
беседовал Степан Игнашев

6 февраля 2024 г

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Евгений Старцев
Из Иркутска в Донбасс — с любовью
Люди многих национальностей объединились в праведном деле
02.09.2022
О системе молодежных банд АУЕ и социальной депрессии
Беседа со священником Евгением Старцевым
29.11.2017
Через Монголию с крестом
Интервью с настоятелем Свято-Одигитриевского собора г.Улан-Удэ священником Евгением Старцевым
30.12.2005
Все статьи Священник Евгений Старцев
Степан Игнашев
Все статьи Степан Игнашев
Русская школа
«Благодарю Бога за каждую созданную картину»
Русский художник Филипп Александрович Москвитин отмечает своё 50-летие
20.12.2024
Осмысление себя в системе координат русской цивилизации
О II Межвузовской студенческой научно-просветительской конференции по дисциплине «Основы российской государственности»
20.12.2024
Не забудем
Памяти Николая Алексеевича Деткова
18.12.2024
Традиционная чувашская семья
В Троицком монастыре Чебоксар продолжает работу Лекторий
12.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
22.12.2024 16:51
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Анатолий Степанов
22.12.2024 16:41
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Советский недобиток
22.12.2024 16:36
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от учитель
22.12.2024 12:56
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Русский танкист
22.12.2024 11:24
«Он возвысил достоинство наше, представляя героические подвиги»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.12.2024 09:23
Пастыри и наемники
Новый комментарий от Советский недобиток
22.12.2024 08:12