СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ БУЛГАКОВ (1871-1944)
«Русский экономист, религиозный философ, теолог. С 1923г. жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством перешёл к религиозной философии, затем к православному богословию" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.177).
* Статья "Моя родина": "Вместе с церковью я воспринял в душу и народ русский, не вне, как какой-то объект почитания или вразумления, но из нутра, как своё собственное существо, одно со мною. Нет более народной и, так сказать, народящей, онародивающей стихии, нежели церковь, именно потому, что здесь нет "народа", а есть только церковь, единая для всех и всех единящая" (Цитата по книге "Русская идея" М., 1992, с.368).
Размышляя об идеалах христианского подвижничества Сергей Николаевич Булгаков писал: «Подобно лампадам, теплившимся в иноческих обителях, куда на протяжении веков стекался народ наш, ища нравственной поддержки и поучения, светили Руси эти идеалы, этот свет Христов, и, поскольку он обладает этим светом, – народ наш, – скажу не обинуясь, – при всей своей неграмотности, просвёщеннее своей интеллигенции» (Цитата по журналу «Москва» 1991, №12, с.204-205).
* Статья "Героизм и подвижничество": "Народное мировоззрение и народный уклад определяются христианской верой. Как бы ни было далеко здесь расстояние между идеалом и действительностью, как бы ни был тёмен и непросвещён народ наш, но идеал его – Христос и его учение, а норма – христианское подвижничество" («Вехи. Из глубины» М., 1991, с.66).
ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ НОВГОРОДЦЕВ (1866-1924)
«Русский юрист и философ, профессор Московского университета (с 1904)» ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.892).
* В своей "последней статье" "Возстановление святынь" (13.6.1923) писал: "Возсоздание России может быть совершено только подвигом и порывом общего национального объединения, только духом связанности высшими началами и святынями, сознанием ответственности перед целым. "..." только тогда, когда сознание твёрдо укрепится на мысли, что прежде всего надо спасти родину и веру, государство русское и веру православную, отстоять "Церкви Божия" и "Пресвятыя Богородицы Дом", тогда созреет настоящее национальное сознание, которое и спасёт Россию. "..." Для возрождения России нужно другое знамя – "восстановления святынь", – и, прежде всего, восстановления святыни народной души, которая связывает настоящее с прошлым, живущие поколения с давно отошедшими и весь народ с Богом, как жребий, возложенный на народ, как талант данный Богом народу" (Журнал "Путь" 1926, №4, с.48,50).
* "...Но есть и другая причина, не менее глубокая, чтобы искать сейчас опоры только в религиозно-нравственном просветлении духа. Не мы одни, весь мир переживает в наши дни величайший кризис правосознания. И самое важное и основное в этом кризисе, есть то, что это – кризис неверия, кризис культуры, оторвавшейся от религии, кризис государства, отринувшего связь с Церковью, кризис закона человеческого, отказавшегося от родства с законом Божеским. <...>
Самое страшное и роковое в этом процессе – опустошение человеческой души. Путь автономной морали и демократической политики привёл к разрушению в человеческой душе вечных связей и вековых святынь. Вот почему мы ставим теперь на место автономной морали ТЕОНОМНУЮ мораль и наместо демократии, народовластия, – асиократию, ВЛАСТЬ СВЯТЫНЬ. Не всеисцеляющие какие-либо формы спасут нас, а благодатное просветление душ. Не превращение государственного строительства в чисто внешнее устроение человеческой жизни, а возвышение его до степени Божьего дела, как верили в это и как об этом говорили встарь великие строители земли русской, вот что прежде всего нам необходимо. <...>
Нужно, что бы все поняли, что не механические какие-либо выборы и не какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны его падения, а лишь новый поворот общего сознания. Дело не в том, чтобы власть была устроена непременно на каких-то самых передовых началах, а в том, чтобы эта власть взирала на свою задачу, как на дело Божие, и чтобы народ принимал её, как благословенную Богом на подвиг государственного служения. Необходимо, чтобы замолкли инстинкты революционных домогательств и проснулся дух жертвенной готовности служить общему и целому. Нужно, чтобы стала впереди рать крестоносцев, готовых на подвиг и на жертву, и чтобы за нею стояли общины верующих, светлых духом и чистым сердцем, вдохновлённых любовью к родине и вере. Должен образоваться крепкий духовный стержень жизни, на котором всё будет держаться, как на органической своей основе.
И как бы не представлять себе переход от жестокого и умерщвляющего деспотизма Советской власти к формам более свободным и животворным "..." всё равно русский народ не встанет со своего одра, ЕСЛИ НЕ ПРОБУДЯТСЯ В НЁМ СИЛЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ. Не политические партии спасут Россию, её воскресит воспрянувший к свету вечных святынь народный дух!" (Журнал "Путь" 1926,№4, с.52, 53).
ПЁТР БЕРНГАРДОВИЧ СТРУВЕ (1870-1944)
«Русский экономист, философ историк, публицист. Теоретик "легального марксизма", один из лидеров кадетов, редактор журналов "Освобождение", "Русская мысль". Участник сборника "Вехи"(1909), белоэмигрант" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1276).
* Статья "Исторический смысл русской революции и национальные задачи": "Принципиально, по существу понятие нации есть такая же категория, как и понятие класса. Принадлежность к нации прежде всего определяется каким-либо объективным признаком, по большей части языком. Но для образования и бытия нации решающее значение имеет та, выражающаяся в национальном сознании объединяющая настроенность, которая создаёт из группы лиц одного происхождения, одной веры, одного языка и т.п. некое духовное единство. Нация конструируется и создаётся национальным сознанием. <...>
Национальное сознание так же образует нацию, как сознание классовое – класс. Нация – это духовное единство создаваемое и поддерживаемое общностью культуры, духовного содержания, завещанного прошлым, живущего в настоящем и в нём творимого для будущего. <...>
Если есть русская "интеллигенция", как совокупность образованных людей, способных создавать себе идеалы и действовать во имя их, и если есть у этой "интеллигенции" какой-нибудь "долг перед народом", то долг этот состоит в том, чтобы со страстью и упорством нести в широкие народные массы национальную идею как оздоровляющую и организующую силу, без которой не возможно ни возрождение народа, ни воссоздание государства" ("Из глубины. Сборник статей о русской революции" Москва-Петроград, 1918, переиздано М., 1991, с.293, 295,297).
НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ТРУБЕЦКОЙ (1890-1938)
«Князь, русский языковед. Сын С.Н. Трубецкого. Один из теоретиков Пражского лингвистического кружка. Разработал принципы фонологии и морфонологии как особых лингвистических дисциплин. Славист и компаративист. Изучал культуру и языки народов Северного Кавказа. Исследования по русской литературе" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1352).
* "Будущая русская культура должна быть в идеале оцерковлённой сверху донизу. Православие должно проникнуть не только в народный быт, но и во всё здание русской культуры вплоть до высших вершин этого здания. Только тогда отдельный человек будет находить в русской культуре полное успокоение и удовлетворение для всех глубинных потребностей своего духа, и только тогда русская культура будет сверху донизу единой системой, несмотря на внешнюю свою краевую и племенную дифференцированность" ("Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси" М., 1991, с.9).
СЕМЁН ЛЮДВИГОВИЧ ФРАНК (1877-1950)
«Русский религиозный философ, перешёл от "легального марксизма" к идеализму, затем к христианской доктрине с тенденцией к мистическому пантеизму (концепция "всеединства"). Труды по проблемам гносеологии, психологии, социальной философии. С 1922 г. за границей" ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.1422).
* Статья "Dia Russische Weltranshauung": «РУССКИЙ ДУХ НАСКВОЗЬ ПРОНИКНУТ РЕЛИГИОЗНОСТЬЮ» (Цитата по книге: Лосский Н.О. "Условия абсолютного добра" М., 1991, с.243).
НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ ЛОССКИЙ (1870-1965)
«Русский философ-идеалист, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922г. выслан за границу. До 1945г. жил в Праге. Основные труды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и др." ("Советский энциклопедический словарь" изд.3, М., 1985, с.725).
Работа "Характер русского народа":
* "Основная, наиболее глубокая черта русского народа есть его РЕЛИГИОЗНОСТЬ и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно такого добра, которое осуществимо лишь в Царствии Божием "..." Важнейшее выражение характера религиозности русского народа осуществлено в Русской Православной Церкви. Прав Бердяев, что русское православие сосредоточено на эсхатологии, на стремлении к Царству Божию, т.е. к сверхземному абсолютному добру. Этот характер православия ярко выражен во всём богослужении и в годовом цикле церковной жизни, в котором "праздников праздник" есть Пасха, Воскресение Христово, знаменующее победу над смертью в форме Преображения, т.е. жизни в Царствии Божием. Иконы Русской Православной Церкви, подобно византийским иконам, глубоко отличаются от религиозной живописи итальянского Возрождения: красота их – не земная миловидность, а сверхземная духовность" (Лосский Н.О. "Условия абсолютного добра" М., 1991, с.240,245).