Недавно Нижний Новгород посетили люди, непосредственно связанные с обнаружением так называемых «екатеринбургских останков». Интервью с ними были опубликованы в нескольких номерах газеты «Ведомости Нижегородской митрополии». Ольга Рябова, Геннадий Васильев и Леонид Вохмяков приезжали по приглашению настоятеля нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрита Тихона (Затёкина). Сегодня тему останков, которые на предстоящем Архиерейском соборе могут признать принадлежащими царственным страстотерпцам и их приближенным, продолжает сам отец Тихон. РНЛ републикует этот материал.
***
- Ваше Высокопреподобие, у вас когда-нибудь были сомнения в том, что это останки императора, его семьи и приближенных?
- Конечно нет. Но мне хорошо понятны корни мифа, который, к сожалению, сейчас очень распространен, о том, что якобы останки были полностью уничтожены. Люди поверили печатному слову. До того как следователь Николай Соколов, назначенный Колчаком, начал расследовать дело об убийстве Царской семьи, им уже занимались следователи Сергеев и Наметкин. Они первыми, кстати, обнаружили Ганину Яму, куда вначале были привезены тела погибших. В отличие от них Соколов побывал на месте происшествия только спустя год. В Поросенковом логу он не раз ходил по мостику из шпал, даже сфотографировал его, но захоронения не обнаружил. Думаю, ему просто не хватило времени, потому что белые уходили из Екатеринбурга.
За границей вскоре появились книги о расстреле Царской семьи. Автором первой стал английский журналист Роберт Вильтон, следующей - генерал Дитерихс, они имели отношение к материалам следствия. Издания вышли еще до окончания следствия Соколова и , по сути, сформировали миф о том, что все останки были сожжены и о ритуальном характере убийства. Хотя официальных доказательств этому нет. Книги, надо сказать, хорошо раскупались, тема была востребованной. Потом появилась книга Соколова, написанная в том же русле. Нужно сказать, что когда люди читают книгу - это одно, а если посмотреть следственное дело - это совсем другое. Книга - неофициальный документ, это всегда личный взгляд автора, он преподносит читателю свои выводы. А если бы человек сам посмотрел следственное дело, проанализировал бы его, то , думаю, картина в голове сложилась бы совершенно другая.
- В советское время Вы служили в Свердловской епархии и именно там оказались причастны к событиям, которые станут известны широкой общественности лишь спустя годы и всколыхнут всю страну. Я говорю об обнаружении екатеринбургских останков. Скажите, как вообще тема царской семьи вошла в вашу жизнь, чем был вызван интерес?
- С тех пор, как много лет назад я пришел в Церковь, судьба царя- мученика и его родных меня очень интересовала. Тем более, оказавшись в Свердловске, на земле, обагренной их кровью, еще более проникся этой темой. У меня были альбомы с фотографиями Николая II, Александры Федоровны, царевен, цесаревича Алексия. Эта коллекция была мне очень дорога. Когда-то я был белым священником, и семья моей супруги, жившая в Свердловске, дружила с семьей кинодраматурга Гелия Рябова, он и его жена бывали у нас в гостях. Теща, Елена Ефимовна Гоголюхина, училась вместе с его супругой. Мои родные были знакомы и со вторым участником обнаружения останков - Александром Николаевичем Авдониным. И я тоже познакомился с ним. Гоголюхины очень почитали царскую семью. То есть, мы все были людьми близкими по духу. Однажды поняв это, мои родные решили посвятить меня в эту тайну.
- Как это произошло и какие вызвало эмоции? Наверное, вы отчетливо помните первое посещение леса близ деревни Коптяки.
- Я уже сказал, что очень берег альбомы с фотографиям царской семьи, которые собирал несколько лет. И так случилось, что один из них дал посмотреть знакомому. А тот не вернул, потому что, как он мне рассказал, на него каким-то образом обратили внимание соответствующие органы, альбом у него изъяли. Я был настолько расстроен, просто до слез! И родственники, видя мое состояние, чтоб утешить меня, рассказали об обнаружении тайного захоронения царской семьи.
Летом 1986 года (скорее всего это было 17 июля, в день убиения царской семьи) Рябов и Авдонин показали мне место в лесу, недалеко от Коптяков, называемое Ганиной Ямой. Но я знал, что захоронение они нашли не здесь. На Ганиной яме была старая заброшенная шахта, и Гелий Трофимович Рябов сказал, что именно сюда первоначально были сброшены тела убитых. Я уже знал многое о том, как погибла царская семья, но в тот день Рябов и Авдонин еще раз поведали мне об этом в подробностях и о том, как летом 1918 года люди Юровского пытались уничтожить останки. Они попросили меня пропеть литию и «Вечную память» (я тогда был пономарем в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе Свердловска). К тому времени я уже достаточно близко общался с Авдониным, бывал дома у Гелия Рябова в Москве.
В следующем году 17 июля мы отправились на Ганину яму с Александром Николаевичем Авдониным и Геннадием Васильевым, с которым тот меня познакомил. В тот день Геннадий Петрович попросил меня спуститься в шахту и спрятать записку между бревнами сруба, в которой была указана дата и время нашего посещения. В тот день, я так же пропел литию.
- Вы бывали там позже, без Рябова и Авдонина? И не пытались ли самостоятельно найти останки?
- Пытался, поскольку мне озвучили, что захоронение в другом месте, но не сказали где. Знал только, что недалеко от Ганиной Ямы. У нас в храме был прихожанин Игнатий Савельевич Селедков, пожилой человек. Он, видимо, как-то услышал о том, что я интересуюсь захоронением, и сказал как-то, что оно в Поросенковом логу (в народе-то знали о нем и память о том, что с ним связано у местных жителей была жива). Но показать где это, Игнатий Савельевич по каким-то причинам не захотел. Но он нарисовал план, который мне, однако, не пригодился, поскольку продолжать поиски одному тогда казалось бессмысленным. На Ганину Яму мы однажды в 1987 году приходили с псаломщиком нашего храма Александром Никулиным, молились. Я поделился с ним этой тайной, узнав о его интересе к теме царской семьи и ее убиения. Во время молитвы, вдруг сзади нас прозвучал зычный голос: "Что царя ищите?". От неожиданности мы испугались и обернувшись увидели мужчину с корзиной в руках. Видимо это был кто-из местных жителей.
- Имели ли Рябов и Авдонин какие-то планы по поводу перезахоронения найденных останков еще в советское время?
- Это было очень опасно тогда. Но, их угнетало то, что останки не захоронены подобающим образом. Кроме того, всегда была опасность, что их найдет кто-то другой, и что будет дальше? Они чувствовали ответственность за сохранение найденных останков для истории и для будущих поколений. Поэтому однажды состоялся разговор о том, чтобы спрятать находку у меня в Ильинском храме, в городе Артемовске, где я служил. К тому времени, в 1989 году, я принял священный сан и служил настоятелем в этом храме. Гелий Трофимович пытался сохранить останки, используя свои каналы в Москве, а Александр Николаевич Авдонин попросил о помощи меня. Но без благословения владыки я не мог на это решиться. Архиепископ Свердловский и Курганский Мелхиседек, как оказалось, тоже интересовался темой гибели царской семьи, но был уверен, что останки не существуют. Когда он узнал от меня все, что знал я о том, что останки были тайно закопаны большевиками под мостиком из шпал, и это захоронение было обнаружено в 1979 году, то Владыка дал мне благословение положить их в подполе, под престолом моего храма. Но осуществиться этому было не суждено. Рябов и Авдонин решили отложить перенос останков, а потом разговоры об этом прекратились.
- У вас, я знаю, хранятся вещи, имеющие отношение к обнаружению останков…
- Александр Николаевич Авдонин, которому сейчас уже 90 лет, недавно подарил мне гипсовое изображение Великой княжны Анастасии Николаевны, которую отлил в конце 90-х дни по методу Герасимова С.А.Никитин. А когда в 1980 году Рябов и Авдонин вернули три черепа обратно в захоронение, они предварительно на даче у Александра Николаевича отлили гипсовые модели с них. Одну из них, сделанную с черепа Великой княжны Татьяны Николаевны, он отдал мне. На модели видно, что лицевые кости черепа было изуродованы ударами, а в самом черепе отверстие, сквозное пулевое ранение... Есть у меня и металлическая капсула, в которую поисковики положили записку от 1 июня 1979 года, и закопали ее под деревом рядом с найденным захоронением. Записку мне отдал А.Н.Авдонин в июле этого года. Это уникальнейший документ, свидетельствующий о нахождении группой Гелия Рябова останков Царской Семьи. А когда в 1980-м году они возвращали черепа обратно в захоронение, то решили капсулу с запиской убрать. Считали, что это не безопасно для сохранения останков.
Леонид Григорьевич Вохмяков, который в 2007 году нашел останки цесаревича Алексея и Великой княжны Марии, подарил мне тот самый щуп, которым он их обнаружил. Кроме того, мне передали всю переписку Рябова и Авдонина периода поиска и открытия ими захоронения с останками, а также многие материалы и от других участников, связанных с историей обретения царских мощей. Скоро увидит свет моя книга о царских останках и людях, послужившим им. Там множество документов и фотографий, многие из них публикуются впервые. Уверен, что в том, что останки были обнаружены и сохранены проявился неизреченный Промысл Божий, и это – великая милость Господа к нашему народу.
Надежда Муравьева,
Ведомости Нижегородской митрополии
Пономарь Николай Затёкин возле частокола шегень на Ганиной яме. 1987 год
Пономарь Николай Затёкин в узле шахты № 7 на Ганиной яме в 1987 году
Торжества в Печерском монастыре 17.07.2022 г.
11. Ответ на 10, наталья чистякова:
А при чем здесь глупо и по детски? Мужик с корзиной - это говорит о том, что местные жители Коптяков всегда знали о том, что где то здесь погребены останки Романовых.
10. Ответ на 9, Фиалковский:
9. Ответ на 8, р.Б.Алексий:
8.
7. Ответ на 4, Наталья Сидорина:
АрхиПротиворечиво, поэтому неубедительно...как в целом противоречива и поэтому неубедительна и вся версия "Юровского-Покровского" с воспоминаниями других "участников", путающихся в показаниях и все, что потом на этом всем выросло вплоть до сего дня.Тем более, что мы действительно можем только гадать о действительных задачах, которые стояли перед цареубийцами...
6.
5. Ответ на 2, Русский Сталинист:
4. Государственная тайна
3. Свидетельство Олега Волкова
Последние 10 лет жизни Олега Васильевича Волкова (1900 – 1996), автора книги «Погружение во тьму», прошли на моих глазах. Когда я сообщил ему о том, что обнаружены останки царской семьи, он сказал: «Этого не может быть!» На мои вопросы: «Почему?» - он отмалчивался. Но однажды у него вырвалось: «Почему, почему? Потому что в 20-е годы я трижды ездил в Екатеринбург от «Миссии Нансена», где тогда служил журналистом. У меня было специальное задание на тему царских останков. Я был послан, если мне не изменяет память, Миллсом и Шелинсом». Насколько мне известно, Олега Волкова никто на эту тему не расспрашивал. На мой взгляд, вся история с обнаружением царских останков с самого начала попахивает режиссёрской постановкой. Об этом могли не знать ни архимандрит Тихон Затёкин, ни Гелий Рябов, ни Александр Авдонин. Эпизод в интервью с изъятием фотоальбома с царственными ликами «соответствующими органами» указывает на моё предположение. Найденное захоронение вполне могло быть изначально ложным, поскольку речь шла о сверх секретной операции..
2. "Зашёл с козырей"