Не могу молчать
Нас сегодня, наверное, в меньшей мере будет интересовать медицинский смысл этого понятия. Врачам хорошо известны симптомы такого заболевания, как беспамятство – это состояние полной потери сознания, когда человек абсолютно не контролирует свои действия и поступки, его рассуждения не поддаются логике, ибо чётко просматриваются такие характерные для болезни черты, как бесчувствие, забытьё, «отключка» сознания. Медицинский термин - «беспамятство» - всё активнее используют в своей работе социологи, политики, общественные деятели. Беспамятство в их интерпретации приобрело смысл абсолютного непонимания (незнания) прошлого, равнодушия к настоящему и нежелания проявлять хоть какое-то внимание к будущему. Таким образом, на первый план выступают две ипостаси беспамятства, наличие которых полностью зависит от человека и искореняется без вмешательства медицины – «пьян до беспамятства» и «тупой до беспамятства». Для общества, убеждён, гораздо опаснее развитие во втором случае. С первым, более-менее, понятно: беспамятный к утру проспится и с ним можно вести воспитательные беседы до закипания стыда. Пусть не всегда эффективно, но если к столь благородному делу привлечь весь семейный хор во главе с тёщей-запевалой,- то свет в конце тоннеля можно увидеть. А вот что касается второй ипостаси – здесь все гораздо сложнее…
Об этом подумалось, когда смотрел по телеканалу «Россия-24» очередной выпуск «Бесогон» Никиты Михалкова (эфир от 24.06). Автор назвал его лаконично – «Деньги не пахнут». Никита Сергеевич, традиционно, апеллировал достоверными фактами, рассказывая о казусе на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Международном экономическом форуме, о феерично-позорном театральном действе на сцене легендарного МХАТа некой дивы московских бомондов Бузовой и о других «прибамбасах».
Так что же случилось такого казусного на Петербургском форуме, где был мировой бизнес и подписывались с Россией миллиардные контракты? По настоянию руководства Сбербанка форум посетил некий блогер Даня Милохин. На один из вопросов повестки дня: «Кто на ком зарабатывает: блогеры на бизнесе или бизнес на блогерах?» ответили сами сбербанковцы – лицом столь уважаемого банка стал для молодежи не настоящий лидер, к примеру 18-летний Андрей Есипенко, который нанёс поражение действующему чемпиону мира по шахматам в супер турнире, не победители Азиатской Олимпиаде по физике ( все парни взяли золото!) – выбор пал на женоподобного закомплексованного наркомана некоего Даню Милохина. Сбербанк продолжил линию Альфа-банка, который в свой время взял на рекламные «хлеба» дегенеративного певца – Моргенштерна. Так ростовщики навязывают молодежи в качестве кумиров откровенных дегенератов и таким «лицам» банка обеспечивают пиар и высокие проценты от дохода. Теперь понятен ответ на вопрос – кто на ком зарабатывает…
Так что же «учудило» на Петербургском это «лицо» банка? Услышав его жалкие и безграмотные ответы на вопросы, не нужно быть Конфуцием, чтобы сделать вывод – с некоторых пор правит ходом нашей эволюции противоестественный выбор. Под конец «дискуссии» тиктокер предложил провести интерактив и научить предпринимателей записывать ТикТок-видео. Он собрал их у столов, за которыми они сидели во время обсуждения, а потом предложил лечь на пол и закинуть ноги на стулья. Естественно, к съёмкам видео охотно присоединилась и Ксения Собчак, участвовавшая до того в данной сессии. Сам же Милохин царственно лёг на стол. После съёмок тиктокер быстро ретировался, объяснив всем, что ему нужно справить нужду. Какие тут могут быть комментарии – просто предел беспамятства…
Послушайте, что далее поведал Никита Михалков: «…Если продолжить тему хайпа, то посмотрите – тверские девочки надевают на ноги хлебные батоны. Вы можете себе представить, что сказал бы об этом человек, переживший блокаду Ленинграда, или хотя бы знающий, что такое блокада. Когда люди в начале её получали по 125 граммов хлеба, когда варили кожаные ремни для бульона, когда отрывались со стен обои, чтобы вываривать клей, когда они пухли и умирали от голода, когда на улице лежал человек мертвый, который вынужден был уйти из жизни от голода и холода, не вызывал у прохожих удивления – это тогда было явлением обычным… А вы спросите у этих девушек: «Вы вообще, понимаете, что делаете?». Они не поймут вопроса, потому что ничего не знают! А если и слышали что-то о блокаде, то из уст той же Ольги Бузовой, которая на камеру полуголая облизывает тарелку и объясняет это так: «Потому что я – блокадница!».
А действительно, после такого утверждения Бузовой (кроме этих двух тверских поклонниц, у неё ещё более 24 млн подписчиков в соцсетях) самое время напялить на ноги хлебные батоны… Это уже не печально или комично, это – страшно. Страшно от того, что в обществе, достаточно обеспеченном, где не только хлеба вдоволь, вырастают такие безмозглые амёбы, которые точно соответствуют определению – тупые от беспамятства.
Фотография двух девочек-подростков с обутыми в хлебные батоны ногами, конечно, взбудоражила не только тверские соцсети. Этот снимок сделала проходившая мимо женщина, и выложив его в сети, сделала такую подпись: «Комментировать ничего не буду, им бесполезно задавать вопросы по истории. Надеюсь, родители увидят своих юных дочерей». Увидели. И не только родители. Буквально через час скандальное фото имело более четырехсот комментариев. Естественно, не обошлось без оскорблений и нецензурщины, но мнения спорщиков разделились. Многие считают подобный поступок оскорблением истории и неуважением к человеческому труду: «Хлеб – это, прежде всего, труд многих людей, их старания, их душа», «В вашем поколении ничего нет святого, живете за счёт родителей А вы спросите у них про 96-й год? Когда идешь домой и не знаешь, чем накормить ребёнка…». Им в ответ несутся совсем другие доводы: «Я не понимаю, где связь между историей и батоном? Это вы всё выдумываете!», «На девчонок накинулись из-за батона… Вы ещё объедки доедайте, чтобы в мусор не выбрасывать!».
К сожалению, хамство в соцсетях имеет благодатную почву. Уже в дело впряглись блогеры, которые пока не раскрутились, имеют 4-5 подписчиков из числа таких же «интеллектуалов» и готовые на любом дерьме повысить свой рейтинг. Ну что делать, если мозгов кот наплакал, а бузовской славы очень хочется! Один из таких «авторитетов» записал мастер-класс и запустил его гулять по бескрайним просторам интернета. Этот «мастер-класс» называется – «Как из хлебных батонов сделать сандалии». В течение десяти минут на виду у всех кухонным ножом вырезается отверстие в батоне для того, чтобы засунуть туда ступню, вынимается мякиш… Всё это сопровождается представляете какими комментариями. Судя по рукам и голосу – ваятелю хлебных сандалий не более 15-16 лет, наверное, мать принесла хлеб на ужин, ничего не подозревая… Как вы думаете, кромсал бы батоны этот тупой до беспамятства, не посмотрев фотографию своих тверских сестёр по разуму? Вот и я о том же…
А комментарии продолжают расти вокруг фотографии, подобно снежному кому. Вот лишь некоторые из них. Алекс.: «А женщина права. Но действовать надо иначе. Надо подходить и внаглую врубать съёмку-видео, чтобы в кадр м*рды попали крупным планом. И только тогда заливать в интернете. А там всё хранится очень долго! Эта особь может и замуж выйти, и родить, потом её ребенок задаст вопрос: «Мама, это ты на ноги хлеб надевала?» Пусть извивается как уж на сковородке, ведь ответ всё равно только один: «Такой, сынок, я была дурочкой». Если, конечно, к тому времени не поумнеет». Житель Саратова: «Всё, что я чувствую от этой новости – это боль. Боль и отчаяние от существования таких людей. Пока миллионы голодают и недоедают, эти тв*ри переводят еду таким похабным образом. Хлеб кормилец наш, сколько он жизней спас! Прости нас, хлеб, прости за всё!». Марина из Оренбурга: «Мне 38 лет и в детстве для меня десертом был позавчерашний хлеб, замоченный в сладком молоке и зажаренный на сковороде со сливочным маслом. Так делала моя бабушка и это действительно было вкусно. У неё никогда не пропадал хлеб, даже позавчерашний! Я об этом рассказывала своим детям. Десятилетняя дочка запомнила рецепт и однажды угостила меня, напомнив о детстве. Я даже расплакалась! Как можно так поступать с хлебом – вы что там, в Твери, вообще без мозгов?» Толян из Питера: «Люди, вы серьёзно? Есть ли смысл сравнивать наше время и времена ВОВ? Сейчас хлеб максимально доступен и стоит всего 20-30 рублей, что по сути, действительно ничто. Это были их деньги, они купили хлеб (продукт/товар/вещь), а значит могут распоряжаться этой вещью как захотят и нечего считать это чем-то оскорбительным наш нежный нрав. Напомню, раньше хлеб был далеко не так доступен, так что не нужно сравнивать! Вот если бы мы сейчас голодали, как в те времена, тогда соглашусь, можно и наказать девчонок. Но, к счастью, мы живем сегодня так, что можно и в хлебушке походить, и голубей покормить!». Самурай, Вологда: «Сегодняшний хлеб никак не поможет ни в прошедшем, ни в будущем (кто-то тут и такое «предвещал») голоде. Еда – это ресурс, как деньги или время и только самому человеку решать, как этим распоряжаться. У нас удивительная страна, в которой живут очень разные люди со своими взглядами на жизнь и убеждениями. Это очень хорошо и здорово, но России, к сожалению, не хватает терпимости. Я бы тоже не стал так поступать с хлебом, но меня возмущает, что одни люди говорят другим что им делать».
Ну, хватит, наверное… Все эти Самураи, Толяны и прочие трусливо прячут за никнеймами (прозвищами в интернете) свои имена, потому что понимают: явиться воочию, значит смотреть глаза в глаза и брать на себя ответственность. А это уже нечто иное, чем под шумок тявкнуть из-за угла. Я вот думаю: неужели питерский Толян, доживший до буйной и безответственной молодости, так и не удосужился найти время и посетить в родном городе музей, где выставлены блокадные экспонаты! Постоять бы ему хотя бы несколько минут один на один со своей совестью у стеллажа с продуктовыми карточками и кусочком серого блокадного хлеба, который в то страшное время весил всего 125 граммов… Может быть в убогой толпе беспамятства на одного человека стало бы меньше? Их было бы ещё меньше, если бы возникло желание искать истину в христианстве. Редкую душу не тронут проникновенные слова Иоанна Златоуста, который говорил, что хлеб насущный для тела есть обыкновенная естественная пища, необходимая для поддержания нашей телесной жизни, к нему совестливый человек должен относиться не только с почтением, а и с глубокой душевной благодарностью за ту святую миссию, которую выполняет этот главный продукт на земле. «Хлеб необходимый не для объедения или безумного насыщения плоти. Он – для питания, восполняющий утраченные в теле силы от трудов и отклоняющий смерть от голода. Хлеб – никак не роскошные столы, не разнообразные яства, произведения поваров, не вкусные вина и прочее тому подобное, что услаждает язык, но обременяет желудок, помрачает ум и помогает телу восставать на душу».
Я против нотаций, запретов и увещеваний – всё это мы не раз проходили и ощутимых успехов не достигли, а кое-где своим упорством и прямолинейностью даже навредили. Нам нужно – как воздух, нужно! – продолжение памяти. Вспомните, что говорил по этому поводу наш гениальный академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Беспамятство – разрушительно, память – созидательна». Давайте и мы поддержим созидательную миссию памяти и, хотя бы пунктирно, обозначим благоговейное отношение предков к хлебу, который на протяжении многих веков никогда в нашем отечестве не был просто товаром, продуктом или вещью.
Хлеб на Руси испокон веков считался царем стола, его краеугольным камнем материальным воплощением благодати Божией. Если в доме стоял стол и на нем не было хлеба, то его называли «сиротским престолом», а вот дом в котором не выпекали хлеб, считался домом, лишённым внимания Всевышнего. Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть или ритуальное хлебное полотенце – рушник, вышитый по краям магическими знаками оберегами. В ином случае, люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти или рушника, голодную жизнь. Была еще традиция каравай класть коркой вверх и ненадрезанной стороной к входной двери, никогда не оставляли в хлебе нож – всё это делалось для, того, чтобы хлеб всегда водился в доме, а домочадцы были здоровы.
Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славян веками сохранилось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно у славянских народов существуют многовековые традиции поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде или при встрече почетных гостей. По этому поводу вспоминается разразившийся недавно скандал, когда в киевском аэропорту Сара, жена премьер-министра Израиля Нетаньяху, во время торжественного подношения каравая с солью, незаметно выбросила кусочек хлеба на взлётную полосу. И в данном случае, её и винить-то не за что – в Израиле нет такого благоговейного отношения к хлебу. А соблюдение приличий и дипломатического такта – это уже другой вопрос и он не имеет никакого отношения к нашей славянской святыне.
А сколько добрых примет и обычаев, связанных с хлебом, накопилось в России за много веков! Если их уважать и соблюдать, то можно обеспечить себе счастливую сытую жизнь среди любви и уважения своей дружной семьи. Выражение «хлеб-соль» всегда было символом гостеприимства. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Когда гости приходили в чужой дом, то всегда хозяевам говорили: «Хлеб да соль вашему дому!». Смысл этого выражения в том, что хозяевам желали богатства (хлеб, как символ богатства), а соль – символ чистоты любви. Дома, которые славятся гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными». Те, кто хлеб почитал, относился к нему с уважением – имел достаток, крепкое здоровье и удача такому человеку всегда сопутствовала. Этому на Руси всегда учили с детства.
«Там, где есть хлеб – есть добро!» - эту истину культивировали много веков в каждом российском доме. А вот еще одна традиция: перед трапезой нужно сначала съесть кусочек хлеба с солью. Считалось, что если человек следует этому обычаю, то будет счастливым. С помощью кусочка хлеба с солью человек может проверить степень своего насыщения. Если перед трапезой он сможет его съесть –это означает голод, а если хлеб с солью можно съесть и после еды, значит переедания не произошло. И вот главный добрый совет наших предков: если вам предложат взять последний кусочек хлеба, берите – это принесёт счастье в любви или материальную прибыль.
Как вы понимаете, я только чуть приоткрыл завесу хлебных традиций и обычаев на Руси – а сколько интересного! Если многие из нас сердцем прочувствуют, что память действительно созидательна, то предел беспамятства не будет для общества выглядеть так фатально.