Предел беспамятства

Хлеб в нашей жизни

Борис Алов 
0
15.07.2021 1917
Фото: редакции РНЛ

Не могу молчать

Нас сегодня, наверное, в меньшей мере будет интересовать медицинский смысл этого понятия. Врачам хорошо известны симптомы такого заболевания, как беспамятство – это состояние полной потери сознания, когда человек абсолютно не контролирует свои действия и поступки, его рассуждения не поддаются логике, ибо чётко просматриваются такие характерные для болезни черты, как бесчувствие, забытьё, «отключка» сознания. Медицинский термин - «беспамятство» - всё активнее используют в своей работе социологи, политики, общественные деятели. Беспамятство в их интерпретации приобрело смысл абсолютного непонимания (незнания) прошлого, равнодушия к настоящему и нежелания проявлять хоть какое-то внимание к будущему. Таким образом, на первый план выступают две ипостаси беспамятства, наличие которых полностью зависит от человека и искореняется без вмешательства медицины – «пьян до беспамятства» и «тупой до беспамятства». Для общества, убеждён, гораздо опаснее развитие во втором случае. С первым, более-менее, понятно: беспамятный к утру проспится и с ним можно вести воспитательные беседы до закипания стыда. Пусть не всегда эффективно, но если к столь благородному делу привлечь весь семейный хор во главе с тёщей-запевалой,- то свет в конце тоннеля можно увидеть. А вот что касается второй ипостаси – здесь все гораздо сложнее…

Об этом подумалось, когда смотрел по телеканалу «Россия-24» очередной выпуск «Бесогон» Никиты Михалкова (эфир от 24.06). Автор назвал его лаконично – «Деньги не пахнут». Никита Сергеевич, традиционно, апеллировал достоверными фактами, рассказывая о казусе на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге Международном экономическом форуме, о феерично-позорном театральном действе на сцене легендарного МХАТа некой дивы московских бомондов Бузовой и о других «прибамбасах».

Так что же случилось такого казусного на Петербургском форуме, где был мировой бизнес и подписывались с Россией миллиардные контракты? По настоянию руководства Сбербанка форум посетил некий блогер Даня Милохин. На один из вопросов повестки дня: «Кто на ком зарабатывает: блогеры на бизнесе или бизнес на блогерах?» ответили сами сбербанковцы – лицом столь уважаемого банка стал для молодежи не настоящий лидер, к примеру 18-летний Андрей Есипенко, который нанёс поражение действующему чемпиону мира по шахматам в супер турнире, не победители Азиатской Олимпиаде по физике ( все парни взяли золото!) – выбор пал на женоподобного закомплексованного наркомана некоего Даню Милохина. Сбербанк продолжил линию Альфа-банка, который в свой время взял на рекламные «хлеба» дегенеративного певца – Моргенштерна. Так ростовщики навязывают молодежи в качестве кумиров откровенных дегенератов и таким «лицам» банка обеспечивают пиар и высокие проценты от дохода. Теперь понятен ответ на вопрос – кто на ком зарабатывает…

Так что же «учудило» на Петербургском это «лицо» банка? Услышав его жалкие и безграмотные ответы на вопросы, не нужно быть Конфуцием, чтобы сделать вывод – с некоторых пор правит ходом нашей эволюции противоестественный выбор. Под конец «дискуссии» тиктокер предложил провести интерактив и научить предпринимателей записывать ТикТок-видео. Он собрал их у столов, за которыми они сидели во время обсуждения, а потом предложил лечь на пол и закинуть ноги на стулья. Естественно, к съёмкам видео охотно присоединилась и Ксения Собчак, участвовавшая до того в данной сессии. Сам же Милохин царственно лёг на стол. После съёмок тиктокер быстро ретировался, объяснив всем, что ему нужно справить нужду. Какие тут могут быть комментарии – просто предел беспамятства…

Послушайте, что далее поведал Никита Михалков: «…Если продолжить тему хайпа, то посмотрите – тверские девочки надевают на ноги хлебные батоны. Вы можете себе представить, что сказал бы об этом человек, переживший блокаду Ленинграда, или хотя бы знающий, что такое блокада. Когда люди в начале её получали по 125 граммов хлеба, когда варили кожаные ремни для бульона, когда отрывались со стен обои, чтобы вываривать клей, когда они пухли и умирали от голода, когда на улице лежал человек мертвый, который вынужден был уйти из жизни от голода и холода, не вызывал у прохожих удивления – это тогда было явлением обычным… А вы спросите у этих девушек: «Вы вообще, понимаете, что делаете?». Они не поймут вопроса, потому что ничего не знают! А если и слышали что-то о блокаде, то из уст той же Ольги Бузовой, которая на камеру полуголая облизывает тарелку и объясняет это так: «Потому что я – блокадница!».

А действительно, после такого утверждения Бузовой (кроме этих двух тверских поклонниц, у неё ещё более 24 млн подписчиков в соцсетях) самое время напялить на ноги хлебные батоны… Это уже не печально или комично, это – страшно. Страшно от того, что в обществе, достаточно обеспеченном, где не только хлеба вдоволь, вырастают такие безмозглые амёбы, которые точно соответствуют определению – тупые от беспамятства.

Фотография двух девочек-подростков с обутыми в хлебные батоны ногами, конечно, взбудоражила не только тверские соцсети. Этот снимок сделала проходившая мимо женщина, и выложив его в сети, сделала такую подпись: «Комментировать ничего не буду, им бесполезно задавать вопросы по истории. Надеюсь, родители увидят своих юных дочерей». Увидели. И не только родители. Буквально через час скандальное фото имело более четырехсот комментариев. Естественно, не обошлось без оскорблений и нецензурщины, но мнения спорщиков разделились. Многие считают подобный поступок оскорблением истории и неуважением к человеческому труду: «Хлеб – это, прежде всего, труд многих людей, их старания, их душа», «В вашем поколении ничего нет святого, живете за счёт родителей А вы спросите у них про 96-й год? Когда идешь домой и не знаешь, чем накормить ребёнка…». Им в ответ несутся совсем другие доводы: «Я не понимаю, где связь между историей и батоном? Это вы всё выдумываете!», «На девчонок накинулись из-за батона… Вы ещё объедки доедайте, чтобы в мусор не выбрасывать!».

К сожалению, хамство в соцсетях имеет благодатную почву. Уже в дело впряглись блогеры, которые пока не раскрутились, имеют 4-5 подписчиков из числа таких же «интеллектуалов» и готовые на любом дерьме повысить свой рейтинг. Ну что делать, если мозгов кот наплакал, а бузовской славы очень хочется! Один из таких «авторитетов» записал мастер-класс и запустил его гулять по бескрайним просторам интернета. Этот «мастер-класс» называется – «Как из хлебных батонов сделать сандалии». В течение десяти минут на виду у всех кухонным ножом вырезается отверстие в батоне для того, чтобы засунуть туда ступню, вынимается мякиш… Всё это сопровождается представляете какими комментариями. Судя по рукам и голосу – ваятелю хлебных сандалий не более 15-16 лет, наверное, мать принесла хлеб на ужин, ничего не подозревая… Как вы думаете, кромсал бы батоны этот тупой до беспамятства, не посмотрев фотографию своих тверских сестёр по разуму? Вот и я о том же…

А комментарии продолжают расти вокруг фотографии, подобно снежному кому. Вот лишь некоторые из них. Алекс.: «А женщина права. Но действовать надо иначе. Надо подходить и внаглую врубать съёмку-видео, чтобы в кадр м*рды попали крупным планом. И только тогда заливать в интернете. А там всё хранится очень долго! Эта особь может и замуж выйти, и родить, потом её ребенок задаст вопрос: «Мама, это ты на ноги хлеб надевала?» Пусть извивается как уж на сковородке, ведь ответ всё равно только один: «Такой, сынок, я была дурочкой». Если, конечно, к тому времени не поумнеет». Житель Саратова: «Всё, что я чувствую от этой новости – это боль. Боль и отчаяние от существования таких людей. Пока миллионы голодают и недоедают, эти тв*ри переводят еду таким похабным образом. Хлеб кормилец наш, сколько он жизней спас! Прости нас, хлеб, прости за всё!». Марина из Оренбурга: «Мне 38 лет и в детстве для меня десертом был позавчерашний хлеб, замоченный в сладком молоке и зажаренный на сковороде со сливочным маслом. Так делала моя бабушка и это действительно было вкусно. У неё никогда не пропадал хлеб, даже позавчерашний! Я об этом рассказывала своим детям. Десятилетняя дочка запомнила рецепт и однажды угостила меня, напомнив о детстве. Я даже расплакалась! Как можно так поступать с хлебом – вы что там, в Твери, вообще без мозгов?» Толян из Питера: «Люди, вы серьёзно? Есть ли смысл сравнивать наше время и времена ВОВ? Сейчас хлеб максимально доступен и стоит всего 20-30 рублей, что по сути, действительно ничто. Это были их деньги, они купили хлеб (продукт/товар/вещь), а значит могут распоряжаться этой вещью как захотят и нечего считать это чем-то оскорбительным наш нежный нрав. Напомню, раньше хлеб был далеко не так доступен, так что не нужно сравнивать! Вот если бы мы сейчас голодали, как в те времена, тогда соглашусь, можно и наказать девчонок. Но, к счастью, мы живем сегодня так, что можно и в хлебушке походить, и голубей покормить!». Самурай, Вологда: «Сегодняшний хлеб никак не поможет ни в прошедшем, ни в будущем (кто-то тут и такое «предвещал») голоде. Еда – это ресурс, как деньги или время и только самому человеку решать, как этим распоряжаться. У нас удивительная страна, в которой живут очень разные люди со своими взглядами на жизнь и убеждениями. Это очень хорошо и здорово, но России, к сожалению, не хватает терпимости. Я бы тоже не стал так поступать с хлебом, но меня возмущает, что одни люди говорят другим что им делать».

Ну, хватит, наверное… Все эти Самураи, Толяны и прочие трусливо прячут за никнеймами (прозвищами в интернете) свои имена, потому что понимают: явиться воочию, значит смотреть глаза в глаза и брать на себя ответственность. А это уже нечто иное, чем под шумок тявкнуть из-за угла. Я вот думаю: неужели питерский Толян, доживший до буйной и безответственной молодости, так и не удосужился найти время и посетить в родном городе музей, где выставлены блокадные экспонаты! Постоять бы ему хотя бы несколько минут один на один со своей совестью у стеллажа с продуктовыми карточками и кусочком серого блокадного хлеба, который в то страшное время весил всего 125 граммов… Может быть в убогой толпе беспамятства на одного человека стало бы меньше? Их было бы ещё меньше, если бы возникло желание искать истину в христианстве. Редкую душу не тронут проникновенные слова Иоанна Златоуста, который говорил, что хлеб насущный для тела есть обыкновенная естественная пища, необходимая для поддержания нашей телесной жизни, к нему совестливый человек должен относиться не только с почтением, а и с глубокой душевной благодарностью за ту святую миссию, которую выполняет этот главный продукт на земле. «Хлеб необходимый не для объедения или безумного насыщения плоти. Он – для питания, восполняющий утраченные в теле силы от трудов и отклоняющий смерть от голода. Хлеб – никак не роскошные столы, не разнообразные яства, произведения поваров, не вкусные вина и прочее тому подобное, что услаждает язык, но обременяет желудок, помрачает ум и помогает телу восставать на душу».

Я против нотаций, запретов и увещеваний – всё это мы не раз проходили и ощутимых успехов не достигли, а кое-где своим упорством и прямолинейностью даже навредили. Нам нужно – как воздух, нужно! – продолжение памяти. Вспомните, что говорил по этому поводу наш гениальный академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв: «Беспамятство – разрушительно, память – созидательна». Давайте и мы поддержим созидательную миссию памяти и, хотя бы пунктирно, обозначим благоговейное отношение предков к хлебу, который на протяжении многих веков никогда в нашем отечестве не был просто товаром, продуктом или вещью.

Хлеб на Руси испокон веков считался царем стола, его краеугольным камнем материальным воплощением благодати Божией. Если в доме стоял стол и на нем не было хлеба, то его называли «сиротским престолом», а вот дом в котором не выпекали хлеб, считался домом, лишённым внимания Всевышнего. Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть или ритуальное хлебное полотенце – рушник, вышитый по краям магическими знаками оберегами. В ином случае, люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти или рушника, голодную жизнь. Была еще традиция каравай класть коркой вверх и ненадрезанной стороной к входной двери, никогда не оставляли в хлебе нож – всё это делалось для, того, чтобы хлеб всегда водился в доме, а домочадцы были здоровы.

Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славян веками сохранилось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно у славянских народов существуют многовековые традиции поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде или при встрече почетных гостей. По этому поводу вспоминается разразившийся недавно скандал, когда в киевском аэропорту Сара, жена премьер-министра Израиля Нетаньяху, во время торжественного подношения каравая с солью, незаметно выбросила кусочек хлеба на взлётную полосу. И в данном случае, её и винить-то не за что – в Израиле нет такого благоговейного отношения к хлебу. А соблюдение приличий и дипломатического такта – это уже другой вопрос и он не имеет никакого отношения к нашей славянской святыне.

А сколько добрых примет и обычаев, связанных с хлебом, накопилось в России за много веков! Если их уважать и соблюдать, то можно обеспечить себе счастливую сытую жизнь среди любви и уважения своей дружной семьи. Выражение «хлеб-соль» всегда было символом гостеприимства. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Когда гости приходили в чужой дом, то всегда хозяевам говорили: «Хлеб да соль вашему дому!». Смысл этого выражения в том, что хозяевам желали богатства (хлеб, как символ богатства), а соль – символ чистоты любви. Дома, которые славятся гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными». Те, кто хлеб почитал, относился к нему с уважением – имел достаток, крепкое здоровье и удача такому человеку всегда сопутствовала. Этому на Руси всегда учили с детства.

«Там, где есть хлеб – есть добро!» - эту истину культивировали много веков в каждом российском доме. А вот еще одна традиция: перед трапезой нужно сначала съесть кусочек хлеба с солью. Считалось, что если человек следует этому обычаю, то будет счастливым. С помощью кусочка хлеба с солью человек может проверить степень своего насыщения. Если перед трапезой он сможет его съесть –это означает голод, а если хлеб с солью можно съесть и после еды, значит переедания не произошло. И вот главный добрый совет наших предков: если вам предложат взять последний кусочек хлеба, берите – это принесёт счастье в любви или материальную прибыль.

Как вы понимаете, я только чуть приоткрыл завесу хлебных традиций и обычаев на Руси – а сколько интересного! Если многие из нас сердцем прочувствуют, что память действительно созидательна, то предел беспамятства не будет для общества выглядеть так фатально.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Борис Алов
Побольше бы таких энтузиастов!
О деятельности блогера Вадима Разумова и его проекте «Летопись Русской Усадьбы»
20.09.2021
«И стояла их церковь - такая, что словно приснилась…»
О сложной многовековой судьбе уникальной христианской святыни в селе Ширково Тверской области
15.09.2021
Мальвы для Марии
Житейские истории
12.09.2021
Вековая тайна холста
Понадобилось почти 100 лет, чтобы любители живописи имели возможность восхититься мастерством Ильи Галкина
17.08.2021
Все статьи Борис Алов
Последние комментарии
Возможно ли объединение патриотических сил?
Новый комментарий от prot
20.09.2021 23:03
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Константин В.
20.09.2021 21:35
В новой Думе «новые люди»?
Новый комментарий от Silvio63
20.09.2021 18:48
Сколько нужно еще смертей?
Новый комментарий от Олег В.
20.09.2021 18:02
Вернуться в Россию
Новый комментарий от Олег В.
20.09.2021 14:19