Пасхальная беседа с Деяном Бальошевичем, жителем сербского анклава Ораховац в Косово и Метохии
«Колючку» убрали, конвои остались
- Деян, что сейчас представляет собой Ораховац, как и чем живут оставшиеся его жители?
- Да, я живу в анклаве, как сейчас называется верхняя, «сербская» часть Ораховца. Этот наш анклав появился после войны 1999 года, когда из-за нападений соседей-албанцев, составивших со временем большинство населения города, Ораховац пришлось поделить на нижнюю – албанскую и верхнюю, сербскую часть. Нижний Ораховац полностью албанский, а у нас, в анклаве, живут как оставшиеся сербы, так и цыгане, и албанцы, которые в течение нескольких лет покупают ставшие ненужными сербские дома.
Сейчас нас, сербов, примерно 300 человек. Если прибавить еще 500 из соседнего анклава Великой Хочи, то получается 800, и это во всем районе, в котором 53000 населения. До войны нас было 5200 сербов.
К большому сожалению, из-за отсутствия какой-либо внятной перспективы на достойную жизнь сербы продают свои дома и земли албанцам – так исчезает надежда на хоть какое-то решение вопроса статуса Косово и Метохии, где интересы православных коренных жителей края учитывались бы в должной мере. Если не будет сербов на сербской земле – о каких сербских интересах может вообще идти речь?
А мы, оставшиеся, живем в старой части городка около церкви Успения Пресвятой Богородицы. Центр нашего анклава – церковная площадь. Многим, наверное, знакомы фотографии колючей проволоки, которой были обозначены четкие границы сербской и албанской части городка – вот тут неподалеку эта самая колючая проволока и была.
Как живем? Как живут в гетто, резервации, в концлагере – назовите как удобно. Условия были страшными, мы чувствовали себя узниками, абсолютно бессильными и бесправными. Нельзя назвать это время радостным и исполненным светлой надежды.
С северной частью Косово и Метохии, как и с остальной Сербией, «большой землей», мы связаны т.н. «гуманитарным конвоем» - автобусом, который трижды в неделю (по понедельникам, средам и пятницам) совершает рейс из Ораховца в Косовскую Митровицу и обратно.
- «Конвой» - слово какое-то устрашающее. Помню, как ехал в таком конвое на Косово поле из Грачаницы: автобусы сопровождали несколько БТР-ов. Но это было давненько уже. Сейчас то же осталось?
- Осторожность в наших краях не помешает. Конвой остался конвоем. Сейчас все-таки больше свободы в передвижении, надо признать. Но постоянно нужно учитывать малейшие изменения политической ситуации: любое неосторожное слово или действие какого-нибудь политика, малейший инцидент автоматически имеет своим следствием ухудшение положения косовских сербов как, на мой взгляд, самой ранимой части народа.
Ощущению жизни взаперти способствует изоляция: сербы здесь, в Метохии, можно сказать, импровизируют – пытаются из последних сил сохранить свою администрацию, школу, почту, ТВ и т.п.. Импровизация удается все хуже, потому что после войны в «независимом Косова» появились свои институты.
«Я боюсь лжи и забвения»
- Ваши воспоминания, заметки из Косово публикует портал Православие.Ru, републикует РНЛ. Читатели очень полюбили их, сопереживают, молятся о братьях сербах, присылают помощь. Скажите, Деян, почему вы решили познакомить тысячи людей с вашими наблюдениями?
- Почему я принялся за свои записки? Тут всё довольно просто и печально: я боялся, и продолжаю бояться, что происходящее с нами, сербами, просто-напросто забудется…
- …да неужели такое возможно?
- Вполне: в условиях тотальной информационной изоляции важнейшие исторические события замалчиваются или не замечаются. Зачем, спрашивается, обращать внимание на каких-то там сербов, которые, видите ли, «страдают», если, согласно установке «партии и правительства», именно они, «злые, жестокие, сербы-варвары», посмели напасть на чающих светлого демократического будущего униженных и оскорбленных албанцев? Антисербская пропаганда Запада имела целью подготовить общественность к «оправданности» бомбардировок нашей страны и к оккупации Косово и Метохии. Кто сейчас на западе посмеет хоть пискнуть о страдании сербов, об этнических чистках, убийствах, похищениях… Впрочем, есть смелые и честные люди, но их голос едва слышен. Писатель Петер Хандке, например, большой наш друг, лауреат Нобелевской премии по литературе, не только попытался громко заявить о том, что не вся правда вокруг Косово, мягко говоря, известна, но и организовал сбор помощи пострадавшим от террора – он тут же стал врагом всего прогрессивного человечества, никто не говорит о нем, о его Нобелевской премии упоминать в «приличном обществе» запрещено, ему запрещен въезд в «независимое Косово». Но об этом отдельный разговор.
- Как вы собираете материалы для своих наблюдений?
- Волей случая, а вообще-то волей Божией, мне довелось в самые тяжелые военные годы быть одним из руководителей нашей сербской общины. Я прекрасно понимал, что наших усилий катастрофически не хватает для хоть какого-то улучшения жизни оставшихся сербов – на стороне албанцев был весь запад со своей мощнейшей военной машиной, ему же потворствовало откровенное непонимание, а то и нежелание понимать нашей трагедии центральных белградских властей. Что я мог противопоставить этому натиску? Только свою боль, внимание, умение складывать слова в предложения. Так я и начал записывать, фиксировать случаи из жизни только нашей округи – свидетельства убийств, похищений православных, уничтожение их жилья и имущества, грабежи и кражи. Главным была и остается надежда: даст Бог, настанет время, когда мои свидетельства и наблюдения потребуются людям, желающим знать правду. Даст Бог, и сегодня эти записи помогут нам уже сейчас строить свое будущее, понять смысл и пользу страданий, увидеть, что они не пропали даром.
У меня есть достойные примеры для подражания: сербские и русские дипломаты – консулы в Косово и Метохии Бранислав Нушич, Милан Ракич, Иван Ястребов, Григорий Степанович Щербина, а также писатели Григорий Божович, Петар Костич и другие, которые во время турецкого ига в своих письмах, книгах рассказывали всему миру о неизвестных ему страданиях сербского православного народа, его мученичестве на родной земле от турок и албанцев.
- Уверен, что ваша работа имеет целью не только информирование читателя о положении в Косово, есть у вас и другая задача.
- Повторю: писатель или документалист из меня небольшой, и в сегодняшнем положении вряд ли мои заметки заставят мир хоть немного попытаться узнать правду о сербах, об их жизни в Косово и Метохии. Но я очень надеюсь, что придет то благословенное время, когда новое поколение сербов, более разумное, благодарное, верующее, найдет в них повод для того чтобы не повторять грехи и ошибки прежних поколений. А нас, их предков, помянуть в своих молитвах. Надеюсь также, что и русские братья, читатели портала Православие.Ru, помолятся о нас грешных и не будут повторять наши ошибки.
«Спецчуда» не нужно – нужно искреннее покаяние
- Вы, лично вы, хотели бы, чтобы р-раз, и Бог устроил "специальное", молниеносное чудо по освобождению Косово и Метохии от всех врагов и оккупантов? Как по мановению волшебной палочки - раз, и нет больше захватчиков, нет агрессивных шиптаров, нет НАТО и т.п., одни сербы остались? Хотели бы Вы такое чудо? Или считаете, что христианам нужно время для покаяния, очищения своего сердца? Как христианин может и должен, по вашему мнению, использовать создавшиеся трудности для своей души?
- Ответить я бы хотел словами старца Теодосия (Балшича) из монастыря Студеница, матери сербских монастырей, как называют у нас эту святую обитель: «Истину обо всём в мире может узнать только тот, кто смотрит на этот мир глазами Священного Писания». Мне кажется, слова старца полностью можно применить к поиску смысла, познании истины о святой земле Косово и Метохии. И я всегда считал, что «проблема», крест Косово должны рассматриваться только в перспективе библейской, и уж ни в коем случае не сиюминутно-политической, которая нам навязывается западом.
Давайте вспомним, что в Священном Писании иудеи, нарушившие Завет с Богом, всегда испытывают логичное следствие своего отступничества: они попадают в плен, зависимость от очередных захватчиков, теряют свою землю, оскверняются их святыни, народ изгоняется прочь, переселяется. Чем мы, грешные православные сербы, лучше грешных иудеев давнего времени? Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство?» (Ис.1, 4-5) – разве горестные слова пророка Исаии не относятся к нам, не извлекающих из собственных бед урока, не приносящих достойных плодов покаяния? А нам следовало бы подумать над тем, почему Господь населил нашу святую землю инородцами, отнял ее у нас, и дал тому народу, которому, по слову Патриарха Павла, она, видимо, нужнее. «Если албанская женщина рожает семь детей, а сербская делает семь абортов, значит, эта земля нужнее албанцам, чем сербам», - говорил Патриарх, исходивший пешком Косово вдоль и поперек. А уж кто переживал и молился о Косово больше него!
- Деян, звучит страшно, но, мне кажется, те же слова – что святых пророков, что Патриарха Павла - вполне применимы не только к сербам…
- Значит, у нас общие беды и общие задачи. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что атеисты со мной не согласятся, скажут, мол, никакой тут связи с вашим Богом нет, а всё руководствуется и диктуется только и исключительно интересами «великих держав», которым мы не можем сопротивляться. Таким я бы ответил, что никогда на Балканах не было спокойно, в геополитических переплетениях сербам всегда доставалось, но когда наша держава, народ руководствовался именно заповедями Евангелия, его правители успешно защищали, хранили отечество от любого неприятеля извне. Яркий пример тому – святая лоза Неманичей, наших достойных правителей. Тогда Сербия процветала, а Неманичи, верные Христу, дали Сербской Церкви многих святых, наипаче святого Савву. Те правители руководствовались Святым Духом, а не преходящими политическими играми и склоками, чем не могут похвастаться нынешние наши последователи «Realpolitik».
Общие беды
Но из светлого и святого средневековья обратимся к совсем недавней истории, т.е. во времена коммунизма, в которые многим из нас довелось жить. Я считаю, что коммунизм, предательство Христа – самый большой сербский грех в новейшей истории, и от последствий этого отступничества нам придется отходить еще долго. Коммунизм изгнал Бога из наших семей, а под видом равенства, равноправия уничтожил или попытался уничтожить подлинные национальные ценности. Уверен, да я и видел это своими глазами, что коммунизм опустошил сербские села, когда-то полные людьми, умеющими и любящими трудиться, отвечать за свои слова и принимать важные решения. Вместо многолюдных сел и деревень у нас появились многолюдные (сейчас уже стремительно пустеющие) города с послушным «рабочим классом», легко поддающимся всякого рода политическим манипуляциям. Тот же коммунизм вдруг произвел на свет не сербов, живущих в разных краях, а «македонцев, боснийцев, черногорцев», их языки, «существенно отличающиеся от языка сербов-оккупантов». Опьяненные призрачными идеями «братства и единства народов Югославии», сербы под конец предали преступному забвению собственные национальные интересы и, унижая, а то и уничтожая себя, раздавали, разбрасывались землями, богатствами, людьми – разумеется, такую щедрость не могли не оценить «наши дорогие партнеры», и ее последствия Сербия продолжает ощущать сейчас, после распада Югославии.
- Простите, перебью: вы говорите «сербы», «Югославия», но на место этих слов я легко поставлю «русские», «Россия».
- Я ж говорю, что у нас общие беды. Или во многом схожие. Коммунисты законодательно запретили возвращение изгнанных нацистами и их албанскими коллаборационистами из Косово во время войны сербов в родные дома – одновременно они благородно и под видом гуманности, спасения от голода и нищеты позволили переселиться в эти дома 200000 албанцев. Понятно, что в кратчайшие сроки этнический состав нашей земли изменился в пользу когда-то меньшинства, которому, кстати, коммунистическое государство предоставляло хорошую социальную помощь. И сейчас, уже после изгнания четверти миллиона косовских сербов при помощи НАТО, это «несчастное и гонимое меньшинство» составляет в Косово более 90% населения – этими процентами размахивают повсюду как главным аргументом признания независимости. Такие вот «ягодки» преступной коммунистической национальной политики, когда «в тихие хорошие времена социализма» шло негласное изгнание сербов, обусловленное во многом желанием политиков строить свою карьеру, «сильно не высовываться и следовать линии партии». Замалчивался и перевирался террор над сербами, начавшийся после войны.
80-е годы ХХ века называют периодом социализма. Сейчас – капитализм или что-то похожее, не знаю. Ничего для сербов Косово не изменилось, кроме разве что риторики. Тогдашних руководителей и их последователей обоснованно, на мой взгляд, считают детьми коммунизма: во-первых, их родители – бывшие секретари и сотрудники всяких партячеек, обкомов, горкомов и т.п., а яблоко от яблони недалеко падает. Во-вторых, отношение новоявленных управленцев к Церкви, Православию немногим отличается от коммунистического. Ради вожделенного приема Сербии в ЕС, «семью цивилизованных народов» эти политики торгуют сербскими святынями, продолжают изменять национальным интересам. Уже признание «независимого Косова» не подается в послушных СМИ как нонсенс, более того, оно подается чуть ли не как следование национальным интересам Сербии. Ни о каком возвращении 250 тысяч сербских беженцев из Косово и Метохии не говорится, эта тема табуирована – вместо этого несутся здравицы великому западу за выделение средств на их «интеграцию в Сербии».
Вот лишь неполный список печальных событий последнего времени, наших ошибок, которые повлияли на нынешнее горестное положение оставшихся в Косово сербов. Я намеренно не говорю о врагах и оккупантах, потому что их я считаю закономерной, а то и заслуженной карой за наши увеличивающиеся грехи.
- Что требуется для освобождения, как вы считаете?
- Я думаю, единственный выход для нас – это покаяние и возвращение – искреннее, не декларативное – к христианству. Только обновленные духовно мы можем противостоять вызовам грешного мира. Да, наше будущее во всегда неспокойном Балканском регионе неизвестно. Действительно, здесь встречаются интересы ведущих сегодня мировых держав. Здесь, в Сербии – граница Запада и Востока, здесь встречаются три религии: Православие, Католичество, Ислам. Сербия сегодня – основной коридор бегущих на запад эмигрантов из арабских стран. Мы очень мешаем НАТО и ЕС, окруживших нас плотным кольцом. Попытки сопротивления глобализации заканчиваются для нас санкциями, антисербской пропагандой разной степени интенсивности, но постоянной, в мировых СМИ, изоляцией, санкциями, а то и бомбежками, международными трибуналами и завоеванием исконной территории с последующим отторжением.
Но сербский дух не сломлен окончательно. Как это ни странно, трудности и испытания помогают пробудиться национальной совести – я это вижу у сербской молодежи. Все больше молодых видят значение святой для сербов земли Косово и Метохии, все больше понимают, почему собственно это земля святая. Даже в такие времена (слава Богу!) молодежь организует помощь братьям по вере и крови, находящимся в «анклавах». Почему, как это происходит, я не знаю, не понимаю: это просто чудо. И оно происходит на моих глазах, вопреки политике запада, несмотря на (в лучшем случае) бездействие нынешних белградских властей. Честно – я не знаю. И я благодарен Богу, что у нас в Сербии есть такие неравнодушные люди. Впрочем, почему только в Сербии: судя по публикациям на вашем портале и помощи, которую оказывают его читатели, мы совсем не одни в этом мире. Так что нет, я не могу позволить себе отчаиваться и унывать. Как бы ни старались скрывать и подделывать результаты опросов, они показывают значительное увеличение количества сербов, не считающих смыслом жизни вступление своей страны в ЕС. В НАТО не хотят (память еще работает) подавляющее большинство. Это всё заставляет нервничать запад, который вкладывает невероятные просто деньги во всякие НКО, НПО, «независимые» СМИ, имеющие целью «подправить сербскую совесть». А она, эта совесть, продолжает оставаться главным препятствием глобализму, стремящемуся подчинить оставшиеся независимыми державы, из которых первая, несомненно, Россия. Так что мы, можно сказать, на передовой.
Выскажу своего рода просьбу многих, наверное, большинства сербов России: руководствуйтесь, пожалуйста, исконными вашими и нашими интересами в Косово и Метохии, защищайте этот край, не идя на поводу у сиюминутных «хотелок» некоторых наших политиков и даже церковных деятелей, которые руководствуются только собственным «рейтингом» и карманом и которых сербы не только не поддерживают, но и считают предателями. Так вы поможете и самим себе, и косовским сербам, упорно продолжающим жить в своих анклавах в надежде на освобождение.
Простое чудо жизни в анклаве
Надежда имеет под собой основание: из истории мы знаем, что любому рабству всегда приходит конец, если народ вспоминает о Христе и кается в своих грехах. Мы помним турецкое иго, помним и то, что бывшие поработители с позором бежали. Вера в конечную победу добра есть и у нас, жителей косовских анклавов. Сила нынешних врагов велика, но что она может против Бога! Наше дело – быть с Богом, не терять веры и действительно приносить плоды покаяния. Мы живем не только в ожидании спасения и освобождения, мы живем и в благодарности Христу: разве не чудо для нас, грешных, что мы пережили недавние гонения, продолжаем все-таки жить на родной земле? А это чудо, поверьте.
- Значит, главное, что может вернуть мир в наши страны и души - …
- …Покаяние! Изменение жизни, направление ее к Христу! Это как с Великим постом и Пасхой. Христос воскреснет и без нас, но нам самим нужно участвовать в радости Его Воскресения. Можно ли это сделать без предварительного очищения, без доброго, искреннего поста? Не думаю. Смотрите: в течение поста мы можем жаловаться на отсутствие мяса, всяких прочих продуктов, злиться на соседей, считать их виновниками своих бед – ну, какова будет Пасха в этом случае? А можем поститься искренне, действительно меняться духовно, используя время лишений себе на пользу. Вот такой пост, я бы сказал, сейчас у нас, косовских сербов, идет. И дай нам Бог провести это время не в жалобах и проклятиях, а в покаянии – тогда и Пасха будет светлой. Да: Христос воскресе!
С Деяном Бальошевичем беседовал Степан Игнашев
P.S. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование:
Номер карты Сбера: 5469 0177 0923 5086, Петр Михайлович Д.
PayPal: https://www.paypal.com/paypalme/petrusdavidov
Обязательна пометка: «Помощь Косово».
3. александрович
2.
1. Вот еще бы куда России ринутся на помощь ! Силенок -то хватит ?! Или только за Навальным и Платошкиным гоняться ?