После трагедии в Казани, а также в Керчи в 2018 году, понимание необходимости возврата государственной идеологии «после мытарств тридцатилетнего ада» стало критически неизбежным. Можно сказать, что Россия просто стала "обречена" на возвращение к своим корням, традиционным ценностям, нравственным устоям общества. И в этой связи, конечно же, де юре, в первую очередь. Вот так, вдруг в один миг люди, собственно всей страной, без слов поняли это. Идеология в ментальности всей нации стала неизбежна. "Об идеологии по полочкам" нам рассказал юрист и член Президиума Русского Космического Общества (РКО) Степан Андреевич Зотов (г. Москва).
Надежда Пачганова:
- Степан Андреевич, здравствуйте. Хоть и в 2020 году в России прошел плебисцит. Но, к сожалению, идеология по-прежнему осталась запрещена согласно ст. 13 п. 2 Конституции РФ. (Статья дает запрет на идеологию и гласит, что "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной") - не все по понятным причинам, увы, к сожалению, удалось сделать идеальным за плебисцит 2020 г. Скажите, пожалуйста, что может дать продолжение конституционной реформы в отношении идеологии в частности? Ведь после трагедии в Казани сама жизнь, получается, что диктует стране браться за идеологию!
Степан Андреевич Зотов:
- Дело вот в чем. В нашей конституции запрещена не просто идеология государственная, но и обязательная. То есть важно два слова - запрещена "обязательная" и "государственная" идеология. Если с запретом обязательной идеологии вопросов никаких не возникает (ну нельзя людей принуждать что-то исповедовать, это невозможно), то государственная идеология просто необходима и без нее не может государство существовать. Это создает состояние внутренней шизофрении - когда государство вынуждено принимать решения, которые на самом деле идеологические. Потому-что, идеология это в основном учение о ценностях и о целях. Следовательно, как мы можем вообще заниматься воспитанием подрастающего поколения, если мы не можем знать какой нам нужен человек, какие ценности мы в него хотим вложить и каким он должен стать. Простой разговор даже - умным, смелым, сильным, допустим да. А почему? С чего вы взяли то? Почему такие ценности? Когда мы устанавливаем пособия, помощь матерям, детям, то это чисто идеологическая тема - нам нужны здоровые семьи, нам нужны дети, нам нужна рождаемость. Это идеологическое ценностное утверждение. Государство, в принципе, не может работать без ценности, госаппарат должен знать, что он хочет, а любая цель мотивируется ценностью. Почему мы хотим достичь именно этого? Почему мы ставим такие пособия и такие материнские капиталы, почему мы увеличиваем его, а не, допустим, увеличиваем помощь бизнесу? Это абсолютно идеологические вещи. И запрет на государственную идеологию в конституции это просто шизофрения. Ну понятно, враждебный акт, направленный на разрушение сознания в т.ч. И в плане детей он оказывает наиболее негативное воздействие - школа напрочь отказывается от воспитания, а образование без воспитания просто невозможно. Образовательная услуга, за которую человек платит это совсем другое. Получается, что воспитание обществу не нужно, не нужны и образованные дети – а, хоть пусть бомжами будут, кем угодно, гастарбайтерами там работают на стройке, кирпичи подносят! А, получается, сама страна о своих детях не заботится. Если образование становится платной услугой (нет понятно есть общее образование, но качество его какое, вы понимаете? В колледжах платные места, в вузах платные места, а получается, что образование нужно самим людям, а не стране, сообществу, ни будущему). И которые входят в образование данные знания, их невозможно просто в голову загрузить, это не технический процесс, особенно в школе - человек должен быть мотивирован, человек должен к чему-то стремиться, мечтать о чем-то и знания эти для какого-то будущего приобретать, чтобы они встраивались в стройную систему его мировоззрения. Но у нас нельзя формировать мировоззрение, у нас нет ни патриотического, ни государственного, да ни православного, никакого мировоззрения. Это все идеологические вещи. И школа не может этим заниматься просто потому, что у нас нет государственной идеологии. Понимаете, например, проблема что эта статья (ст. 13 п. 2 Конституции РФ "запрет на идеологию") имеет самое коренное, самое важное значение, которое только можно себе представить, она разрушает все. Потому-что мысль, идея в основе всего. Сначала возникает идея, мысль, а потом только действие - мы создаем будущее исходя из образа этого будущего, которое в нас формируется. Так вот, эта статья запрещает образ будущего.
Надежда Пачганова:
- Степан Андреевич, несмотря на прошедший плебисцит в 2020 году, люди не перестали видеть необходимость в продолжении конституционной реформы и практически мы видим как неустанно требуют ее продолжения.
Степан Андреевич Зотов:
- Дело в том, что первый этап реформы, который прошел в 2020 году был знаковым. Скажем, символическим. Что в конституцию можно вносить изменения, что время пришло, вот о чем идет речь. И президент В.В. Путин воспользовался интересным ходом, объявив всенародное голосование, которое, строго говоря, не предусмотрено конституцией - там написано "референдум". Ну это было официально сделано, чтобы воля народа была так иначе заявлена и были внесены изменения в разделы конституции. Но ни первой, ни второй, ни девятой, скажем, глав конституции. В итоге в конституции возникли противоречия, потому-то в новых разделах устанавливается приоритет ценностей Отечества, Бога, неприкосновенности территории — это абсолютно идеологические вещи, абсолютно. О том что семья — это союз мужчины и женщины, опять же. Дети - приоритет государства и прочее. Это чистая идеология. И это создало ситуацию, которая настоятельно требует решения в виде еще одного голосования. Не буду говорить референдума, потому-что по закону референдум провести нереально в этом смысле. Еще одно всенародное голосование, которое должно дать нам новую конституцию и изменить те самые статьи. В чем будет новое можно сейчас не говорить, просто изменить первую, вторую главу и завершить процесс, устранить противоречия. И сделать государственную идеологию не просто таким, знаете, стыдливым противоречием что вот она есть вроде бы да, но вроде бы и ее нет, что нужны первые какие-то там ласточки - а настоятельной необходимостью. И заставить чтобы были ожидания, что весь государственный аппарат работает сообразно неким ценностям. Пускай будут у одних одни, у других другие. Но о них можно поспорить, о них можно обсуждать - что декларировано, что заявлено, что мы хотим достичь, чтобы был критерий, мера. Мера, с которой можно подходить к работе госаппарата, что-то требовать, что-то ожидать, за что-то бороться. Мы сейчас боремся чтобы за что-то можно было бороться по большому счету. Потому-что, если остается запрет, и привитие чужого права и права, собственно, на наши ресурсы, то, о чем нам говорить, да?! У меня такая идея - завершить начатое, логическое завершение дать. Мы показали, что можем и надо просто доделать. Воля народа, явленного в голосовании, может изменить абсолютно все! Это надо осознать свою потенцию, способность, возможность такую, да. И дальше твердо ожидать этого и поддерживать президента в этом начинании.
Надежда Пачганова:
- Степан Андреевич, а как изменение конституции поможет решить вопросы в родительских и семейных движениях? Вопросы разные. За качественное образование, например. За защиту нерожденных детей от насильственной смерти (абортов), за разные вопросы биоэтики и массу других вопросов, которые не позволяют расчеловечиванию и насаждению европейских ценностей в России. Как введение цензуры повлияет на нравственную чистоту информационной среды в государстве? Как изменение конституции связано с той же ювенальной юстицией и т.д.?
Степан Андреевич Зотов:
- Мне кажется, я уже ответил.
Надежда Пачганова:
- "На семь бед один ответ" получается! Прекрасно! Степан Андреевич, Вы обещали рассказать родителям о своих проектах в РКО (Русском космическом обществе), о космических лагерях, сборах и пр.?
Степан Андреевич Зотов:
- Да, я хотел бы рассказать о своих воспитательных проектах - как раз в связи с тем, что нет идеологии. Как раз о тех, кто занимается в свете воспитания. Предлагаю связаться с родителями напрямую. На сайте РКО есть вся информация.
Надежда Пачганова:
- Степан Андреевич, как и необходимость возвращения России к идеологии, своим корням и ценностям, как и неизбежность продолжения конституционной реформы, люди понимают, что развал СССР должен иметь правовую оценку и быть записан преступным в истории России. Более того, сегодня массово подаются иски в местные суды РФ (более чем от 200 тысяч граждан РФ и государств бывшего Союза ССР) о признании факта ликвидации СССР Горбачевым М.С. в 1991 году незаконным. Я, кстати, тоже подала такой иск, это моя личная гражданская позиция и считаю, что сегодня это долг каждого гражданина РФ. Скажите, пожалуйста, что на самом деле последует после признания этого факта незаконным?
Степан Андреевич Зотов:
- Речь только о территориях. Все остальные решения внутри РФ никак не затрагиваются этим процессом.
Надежда Пачганова:
- То есть, в этом случае Донбасс однозначно автоматически оказывается в составе "границ СССР" (а значит де юре в составе границ России) законно? (От авт.: иски в суд о признании факта ликвидации СССР в 1991 г. незаконным – 89085069598, Вера Алексеевна).
Степан Андреевич Зотов:
- В том числе.
Надежда Пачганова:
- Спасибо.
Беседовала Надежда Пачганова и медиасообщество «Семейная политика России»