itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Для воспитателей русской культурной идентичности

Русская школа  Русофобия 
0
663
Время на чтение 8 минут

Русская школа и культурная идентичность

«Разве вы не знаете, что малая закваска заквашивает всё тесто?»

(1-е Коринф. 5;6).

В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» старец Зосима размышляет: «Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «Взять ли силой, али смиренною любовью»? Всегда решай: «Возьму смиренною любовью». Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего» (1). Но что значит взять смиренною любовью? А это значит делать дела любви, несмотря на противодействие греховного окружения.

Латвийские власти решили ограничить использование русского языка как средства обучения в русских школах, таким образом, уже с этого учебного года с 1-го по 6-й классы - обучение на русском языке составляло не более 50% уроков, в 7-9х классах – не более 20%, в 10-12-х классах не более 10% (русский язык и литература). Это и есть греховное окружение, потому что направлено на принудительную ассимиляцию детей и не имеет под собой никаких научных оснований. В сложившейся ситуации обострились две проблемы – поддержание качества школьного образования и формирование русской культурной идентичности. И качество образования и воспитание культурной идентичности взаимосвязаны и составляют одно целое. Более того, качество образования во многом зависит от степени формирования культурной идентичности учащихся, через гуманитарно-эстетические предметы. Поэтому в данной статье поговорим о культурной идентичности.

Согласно православному учению о духовной жизни греховную среду преображает дух любви, а не сами по себе добрые дела. Духовное лечится духовным (2). Это и есть путь смиренной любви, в основе которого синергия человека с духовными идеалами любви, а значит, и с Богом. И если мы желаем сохранения русской культурной идентичности у детей даже в условиях принудительной латышизации русских школ, то следует активизировать работу над воплощением дел смиреной любви, которые станут заквасками в этой работе. Что же это за закваски?

Прежде всего, нужно напомнить родителям, что вектор культурных предпочтений задается в семье и если родители с раннего детства приобщают ребенка к русской культуре - сказки, мультики, песни, игры, герои, то это в значительной степени повлияет на его выбор культурной идентичности. Ни школа, ни детские центры, ни общественные организации не являются решающими факторами для выбора культурной идентичности, это определяется культурными предпочтениями семьи. И если в семье русская культура доминирует, а родители активно приобщают к ней ребенка, то никакая ассимиляция ребенку не грозит. Беда, если в семье нет культурных предпочтений, но и это поправимо при желании. Итак, первая закваска – семья задает вектор культурной идентичности ребенка.

Что касается содержания культурного образования в семье, то речь идет о списках произведений русской культуры в исторической и художественной литературе, кино, театре, музыке, живописи. Эти списки доступны в интернете и родители могут постепенно и последовательно приобщать своих детей к лучшим произведениям русской культуры.

Важным и полезным дополнением к семейному культурному образованию могут стать родительские клубы, воскресные школы и культурно-образовательные проекты и мероприятия общественных организаций. Родителям следует проявить инициативу в создании клубов при общественных организациях, как возрастных – дошкольники, младшие и средние школьники, так и тематических – по интересам и направлениям культуры. Разумно организованное семейное образование, дополняемое занятиями воскресных школ, кружками и студиями общественных организаций – это мощные информационные поля формирования духовно-культурных доминант в самосознании детей.

Теперь о возможностях русских школ для сохранения русской культурной идентичности детей. Вначале немного теории (3). Русская культурная идентичность есть определенная совокупность духовно-культурных моделей миропонимания и поведения, которые человек добровольно выбирает в качестве основных стандартов своего мировоззрения и образа жизни. Происходит это в процессе изучения истории и культурных достижений своей нации, как в школе, так и дома, но как уже было сказано, определяющими являются культурные приоритеты семьи.

Формирование русской культурной идентичности у детей в школе возможно тремя способами: 1) введение специального дополнительного курса «Основы русской культуры»; 2) включение культурно-исторических тематических модулей в учебные программы по многим предметам; 3) разные варианты сочетаний первого и второго способов. Выбор конкретной стратегии и тематического модульного содержания для школы определяет администрация совместно с педагогами, желательно при участии Советов школ. Главное, чтобы выбранная стратегия обеспечивала в максимально возможной мере исполнение требований закона об образовании и защите прав детей на культурную идентичность.

И главными защитниками прав детей должны стать родители. Не сопли растирать в социальных сетях и стонать о том, как в школе обижают его ребенка, а выяснить у юриста свои права и вести постоянный диалог с педагогами и администрацией школ. Именно родители, объединившись в родительские комитеты классов, могут и должны влиять на организацию и поддержание внеурочной работы по формированию русской культурной идентичности в школе. Что касается содержания этой работы, то учебно-методические материалы для этого имеются.

В 2011 году в рамках проекта «Школа русской культуры» группа педагогов разработала тематические модули для формирования русской культурной идентичности учащихся (4). Это материалы включающие в себя биографические и культурно-исторические материалы об основных свершениях и достижениях Русской цивилизации. И это – вторая закваска для воспитания культурной идентичности детей.

Особое место в тематических модулях должна занимать информация о православных духовных идеалах, как генераторах создания всех форм русского бытия и стиля жизни. Следует иметь в виду, что отдельный курс и тематические модули по основам русской культуры должны преподаваться на родном русском языке детей. И если для этого недостаточно будет времени на уроках в рамках процентных лимитов, то никто не запрещает использовать для расширения культурного образования факультативы на русском языке.

В каждой школе реализуется внеурочный комплекс культурно-образовательной работы, в котором представлены и мероприятия по воспитанию русской культурной идентичности у детей. С учетом увеличения объемов обучения на латышском языке, внеурочный комплекс следует модернизировать в сторону увеличения мероприятий по русской культуре, которые необходимо проводить на русском языке.

Обратим внимание, что для внеурочной работы нет ограничений относительно языка мероприятий – воспитывайте детей на русском языке столько, сколько считаете нужным. И это – третья закваска для воспитания культурной идентичности детей.

Для смягчения ассимиляционного эффекта необходима интенсификация общественно-культурных и культурно-образовательных механизмов сохранения русской культурной идентичности у детей. Создание таких механизмов на основе организации сотрудничества семей, школ и общественных организаций – главная задача, от решения которой зависит сохранение русского самосознания в Латвии.

Для помощи педагогам и родителям портал «Матрица русского самосознания» предлагает цикл лекций «Русская школа и культурная идентичность», размещенных в разделе «Школа русской культуры» и включающий в себя следующие основные темы:

Образование как ваяние

Выбор школы – это выбор культуры

Культура - источник нравственного роста

Православные истоки русского образа жизни

Православные идеалы в русском миропонимании

Духовные приоритеты в земной жизни

Служение правде и ближним

Ибо милостивые помилованы будут

Соборная организация русского общества

Русский дух и служение Родине

Идеал русской культурной идентичности

Русская школа там, где русский дух

Превыше всякого ума…

Качество школьного образования и культурная идентичность

Смыслы памяти Победы над фашизмом

Русская культурная идентичность как проблема

Информационное поле русского духа

Познание как откровение

Научное мировоззрение и духовная культура

Смыслы школы русской культуры

Ушинский К.Д. о воспитании русского самосознания

Православная школа С.А. Рачинского

Воспитывающая среда школы В. А. Сухомлинского

Учебно-методический комплект «Для воспитания русской души»

Требуются хранители русского духа

Лекции собраны в книгах «Письма о воспитании русской души», которую в электронном формате можно скачать здесь, в аудиоформате здесь, «О перспективе сохранения русской культурной идентичности в школе», которую в электронном формате можно скачать здесь.

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Ф. М. Достоевский. «Братья Карамазовы». Глава "Из бесед и поучений старца Зосимы"

2. Лекция профессора Осипова. Хочешь быть счастливым – изучи законы духовной жизни

3. Бухвалов В.А. Идеи славянофилов для хранителей русских традиций\ : https://yadi.sk/d/5nPjCWzF3Q3jaD

4. Бухвалов В.А. и др.

Школа русской культуры. Перспективы. Программы. Методические приоритеты\ https://yadi.sk/i/dbJe72nh3Thk7T

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Русская школа
Русское образование и Император Николай
8.К 104-й годовщине мученической кончины
03.08.2022
Что самое главное для современного российского образования?
Речь идёт о спасении и о благополучной жизни наших детей и, значит, всей нашей страны
29.07.2022
Скоро Пушкина понимать перестанем
О фатальном засорении русского языка англицизмами, неологизмами и жаргоном
26.07.2022
Русское образование и Император Николай II
4.К 104-й годовщине мученической кончины
17.07.2022
Все статьи темы
Русофобия
«Сохнут» свернут в России
Еврейское агентство перейдёт на «удалённую работу»
11.08.2022
«Антизападный курс» и реальная политика
О противоречиях между политическими заявлениями и позицией власти в России
10.08.2022
Терновый мой венец
10. Летопись русской жизни по воспоминаниям и дневникам
09.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Анти-идеология
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.08.2022 16:56
Сквернословие – это не путь к победе
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
11.08.2022 16:36
Деньги мужчин – отдать женщинам: чиновники озвучили план
Новый комментарий от Человек
11.08.2022 16:18
Стоит ли жить исключительно ради ребёнка?
Новый комментарий от Екатерина Х.
11.08.2022 15:59
Три топора Донбасса: город-герой Горловка
Новый комментарий от Григорий Калюжный
11.08.2022 15:52