Тверская земля и Россия под покровом святого Великого князя Михаила Ярославича

Выступление на 8-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Калязинские чтения»

Владимир Осипов 
Калязинские Чтения Русского Собрания 
0
27.04.2021 669

Икона святого благоверного великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского (XIX в.) в Тверской областной картинной галерее

На тему «Святые заступники Земли Русской и современная Россия» (г. Калязин Тверской области, 25-26 февраля 2021 г.)

Статья представляет собой оригинальное исследование личности и наследия святого благоверного великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского с методологических позиций русского человековедения и тверской регионологии. Особое внимание уделено современной оценке его государственно-политической, полководческой, патриотической и духовно-православной стратегии. К научной новизне содержания можно отнести описание четырёх тенденций восприятия эпохи Михаила Тверского и выявленные причины современного интереса к нему; анализ пассионарности князя Михаила; соотнесение проблем Северо-Восточной Руси XIV века и Тверского княжества с современными проблемами России и Тверского региона; вычленение ключевых вопросов в личностных характеристиках, нравственных заветах и историческом наследии Михаила Ярославича, которые актуальны сегодня для развития Российской Федерации и её регионов, для становления самосознания русского народа.

***

Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Уважаемый Константин Геннадьевич!

Дорогие участники нашей традиционной встречи на Калязинских чтениях: гости из других регионов России и сами хозяева — калязинцы!

Позвольте поначалу поздравить Вас всех от лица Петровской академии наук и искусств с позавчерашним праздником — Днём защитников Отечества!

Здесь нет ветеранов Великой Отечественной войны, но есть бывшие солдаты и офицеры Советской армии. Есть сегодняшние защитники поруганного в идеологической и информационной войне Отечества. И в этой благородной борьбе нам не только Бог в помощь, но и заступничество святых Земли Русской!

Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств (ТОПАНИ) создало и ведёт две долгосрочные программы на эту тему. С 1993 года — программу «Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие». Знаменательной вехой в этом исследовании стало наше участие в ноябре 1996 г. в Твери в первой Международной научной конференции, посвящённой Михаилу Тверскому, «Великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич: личность, эпоха, наследие», приуроченной к 725-летию со дня рождения святого князя. 1 Замысел, название и её организационное начало принадлежат нашим организациям: Академии политической культуры и Тверскому отделению ПАНИ.

С 2003 г. мы ведём исследовательскую и пропагандистскую работу по своей долгосрочной программе «Патриарх ТИХОН — духовный вождь Русского мира». Ключевым проектом этой программы стало участие и выступления представителей ТОПАНИ с результатами своих исследований, вот уже 15 раз, на Торопецких православных Свято-Тихоновских научных конференциях, которые ежегодно проходят в городе Торопце Тверской области — на родине Василия Ивановича Беллавина, будущего Патриарха России.

Поэтому вполне естественно, что моё выступление на Калязинской конференции, посвящённой русским святым и современности, будет отдано памяти, примеру жизни и актуальным заветам, в первую очередь, князя Михаила, а в дальнейшем — и патриарха Тихона.

Святой благоверный великий князь всея Руси Михаил Ярославич Тверской (1271-1318 гг.) известен как руководитель центральной Северо-Восточной Руси, который начал собирание русских земель в начале XIV века, в страшный Ордынский период их существования. Он первым среди русских князей отважился, защищая своё Тверское княжество, выступить против объединённых московско-ордынских войск вторжения и нанёс им поражение в Бортеньевской битве 1317 г. Монгольский хан Узбек не простил этой дерзости, вызвал его к себе и повелел казнить в своей кочевой ставке на Северном Кавказе около древней столицы алан Магас в местечке Средние Ачалуки на территории нынешней Ингушской Республики РФ. 2 Приняв мученическую смерть «за други своя» — уникальный пример самопожертвования государственного деятеля и политика, который осознанно пошёл на смерть ради спасения своих подданных — Михаил Тверской стал обожаем сначала в родном краю. А затем в середине XVI века был причислен Русской Церковью к лику общероссийских святых. «...Ныне почитается православными людьми как небесный заступник града Твери и всей Русской земли» 3.

Деяния предков, исторический опыт, результаты государственного и культурного строительства, духовные достижения моих земляков-тверичан, в первую очередь, со времён русского средневековья, представляют сейчас не только чисто историческую, искусствоведческую, нравственную или краеведческую ценность. Они — современное богатство России и всего мира. В подтверждение данного тезиса уместно сослаться на уникальное исследование середины 90-х годов академика РАО, председателя Союза краеведов России С.О.Шмидта «Тверь и тверичи в культуре России». 4

Замечено, что в переходные периоды: во времена политических смут, экономических потрясений, военных противостояний, природных катаклизмов, а тем более в периоды т. н. системных кризисов, когда обесценивается ближайшее прошлое, становится вдруг зыбким настоящее и крайне неопределённым будущее, мы ищем опору в своём далёком прошлом. И происходит удивительный социокультурный эффект: историческое время как бы сжимается; герои, казалось бы давно забытых эпох приближаются к нам, становятся близкими и понятными, вместе с историческими и литературными источниками входят в наш дом; обнаруживается глубинная связь поколений, однотипность проблем, которые стояли перед ними и которые встали перед нами. А потому актуализируется исторический опыт, становится востребованной древнерусская культура; лучшие мыслители, полководцы, политические деятели прошлого видятся своеобразным примером, а их подвиги — высоким критерием оценки деятельности потомков.

Вот почему после столетий светского исторического забвения имя, личность и наследие Михаила Ярославича Тверского привлекает всё большее внимание научной и художественной общественности, в первую очередь на его родине, патриотически настроенных граждан всей России, а также некоторых дальновидных политиков.

Наряду с этим, публицистика отразила целую гамму чувств скрытого неприятия имени как князя Михаила, так и рождающегося на наших глазах движения по изучению, распространению и использованию исторического опыта, национальных традиций и духовной культуры русского Возрождения периода татаро-монгольского ига; движения, на знамени которого — светлый лик святого благоверного великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославича.

Здесь и московская державная неприязнь к Твери — бывшей своей политической сопернице, раздражённые оценки: «игры патриотов», «сепаратистские устремления» «компанейщина»; недоумение и ирония по поводу неизвестно откуда возникшего в российском социуме глубинного интереса к Михаилу; и даже что-то похожее на эгоистический защитный рефлекс у отдельных краеведов и историков на исследовательские программы представителей других дисциплин и появление в Движении новых интеллектуальных центров и лидеров.

Можно констатировать: в общественном сознании существует четыре разно векторные тенденции. Одна ориентирует современное общественное мнение на понимание культуры своих предков и практику возвышения имени Михаила Тверского.

Другая отличается восприятием культуры предков как «своей», но давно ушедшей и мёртвой, следовательно, страдает недопониманием и невостребованностью исторического опыта и культурного наследия, которые были и остаются стратегическим ресурсом нашего регионального развития.

Третья тенденция ориентирует общественное сознание на иную, в цивилизационном отношении — противоположную, систему культурных ценностей, норм и интересов, она заставляет своих адептов, осознанно или нет, работать на умаление личности и принижение исторической роли великого князя, да и других святынь и ценностей региона.

Четвёртая тенденция вообще антикультурна и маргинальна. Она базируется на психологии отстранённости и незнании культуры своего прошлого, сосредоточенности на собственной субкультуре в узких пространственно-временных границах жизнедеятельности личности, её демонстрирующей.

Констатация факта влечёт постановку вопросов. Зададим себе те, которые логически вытекают из вышесказанного: каковы причины расширения круга искренних почитателей «князя Михайла Тферскаго»? Почему столь противоречивы оценки этого имени и реакция на него? Чем из своего далёка он может помочь в решении наших современных проблем?

Поиск ответов на вопросы базируется на гносеологических возможностях современного гуманитарного познания, преимущественно с позиций человековедения, культурологии, политологии и регионалистики.

Опыт жизни и деятельности князя Михаила следует изучать как героическую трагедию, которая наложила духовный отпечаток на всё историю России и Тверской земли, которая понимается как природный и социально-культурный комплекс, имеющий свою особую жизнь и общую с нами и князем судьбу на всём протяжении своей истории: от княжества Северо-Восточной Руси до субъекта Российской Федерации.

Наш интерес к истокам Святой Руси, к эпохе становления великой России высвечен полыхающим пламенем кризисных проблем Отечества сегодняшнего, эмоционально заряжён болью за ещё одно духовное, экономическое, природное и этническое разорение Земли Русской в первую очередь собственными варварами, пребывающими в гордыне, корысти, междоусобицах, (называемых теперь политико-криминальными «разборками»), в манкуртстве историческом и паскудстве нравственном. Наш интерес — в активном решении этих проблем методами антикризисного управления.

Социально-психологические причины внимания к эпохе князя Михаила у интеллигенции коренятся, на наш взгляд, в новом историческом миропонимании. Цикличность развития истории, смена фаз и степеней пассионарного напряжения в этносе, воспроизводство каждой цивилизацией, каждой эрой, каждой отдельной судьбой одних и тех же общечеловеческих нравственных проблем, что создаёт «перекличку эпох», сходство времён, ощущаемых как историческая близость, которая усиливается чувством землячества и общим родством с предками.

А способы и результаты их решений, перенесённые в современность, духовно освоенные потомками и включённые в практику, составляют суть исторического опыта. Вот почему сегодня актуализируется то, что вчера казалось архаикой. И хотя говорят, что история учит только тому, что никого не научает, исторический опыт дорогого стоит: за его приобретение она (история) платит дань человеческими жизнями…

При всей условности исторических параллелей, откроем очевидное: наше время удивительным образом стало напоминать эпоху Михаила Тверского — в первую очередь тем, что перед нами встали те же проблемы и задачи, которые стояли перед нашими предками. Перечислим некоторые из них.

Геополитическая проблема — преодоление сепаратизма и собирание русских земель, объединение распавшегося Русского мира.

Современное силовое и неудачное поначалу удержание — военные действия в чужеродной Чечне, которую сейчас задабривают федеральными деньгами в ущерб другим регионам.

Интересно заметить как в исторических параллелях начинает проявляться то ли горькая ирония, то ли Божий промысел истории... Вот одна из них: Тверской князь Михаил Ярославич принял смерть по лживому обвинению своего племянника князя Юрия Московского и ханского посла Кавгадыя 22 ноября 1318 г. на северных отрогах Кавказских гор в землях аланов, именуемых в древнерусских летописях яссами. Они, как и русские люди и их земли, были покорены татаро-монголами. Сейчас на этой территории живут потомки древних аланов — ингуши и чеченцы.

Молодые горцы хотели устроить побег Михаила из ханского плена, но князь по высоким нравственным мотивам отказался от этого предложения. Вырезал ему сердце не дикий монгол, а слуга Юрия Даниловича Романец. Обратный путь на родину был отмечен чудесным явлением: в местечке Маджары ночью над телом убиенного князя воссиял небесный свет в виде креста. Вот почему после разгрома Орды, после покорения Кавказа Россией это татарское поселение стало в XVIII в. городом Святой Крест. На месте огненного столпа над телом Михаила был заложен первый на Северном Кавказе православный монастырь, а после его крушения при советской власти из кирпичей храма и келий воздвигли районную больницу.

Летом 1995 года сюда, уже в российский город Будёновск Ставропольского края, ворвались, захватили в этой больнице 1800 заложников, 6 суток издевались над больными, роженицами, детьми, медперсоналом и убивали их боевики Шамиля Басаева, предки которых когда-то с риском для жизни помогали великому князю Михаилу. Басаев мстил насилием над безоружными за войну в мятежной Чечне, где по приказу московского правительства участвовали и тверские отряды: армейская бригада и ОМОН. Террориста Басаева тогда почему-то с миром отпустили, хотя позже все же взорвали начинённым взрывчаткой КамАЗом.

В Казанском храме г. Будёновска находится святыня бывшего мужского Маджарского монастыря — икона князя Михаила с частицей мощей благоверного, которую в 1888 г. привезли в монастырь из Твери. В 2005 г. году жители Будёновска построили новую церковь Михаила Тверского и сделали его родину городом-побратимом. А Тверь подарила городу деревянную часовню благоверного князя. Он — небесный покровитель не только Твери, но и Будёновска, и всего Прикумья. Горизонтальные межрегиональные связи, вызванные общим почитанием князя Михаила, продолжают развиваться в России.

В интернете размещена православная аналитическая статья «Нападение банды Басаева на Будёновск (Святой Крест)», которая содержит важный для нашего исследования вывод: «На месте, где просияли мощи Святого, в прошлом веке был основан Маджарский Воскресенский монастырь, в котором построили особый храм в память о Первомученике Кавказа... И почти через 700 лет после мученичества Михаила Тверского здесь совершилось новое мученичество русских людей от агарян. Город Святого Креста, как некогда князь Михаил, так же жертвенно принял удар на себя за всю Россию. А явление Божией Матери можно считать предостережением о том, что при таком правительстве, если Россия не опамятуется, не покается, то превратится в сплошной Буденновск». 5

Вывод политической истории: московские правители и прежние, и нынешние не усвоили ни политических, ни нравственных уроков, не приняли заветов Михаила Тверского — на русской земле восторжествовала иная политика.

Более удачное и бескровное собирание земель и подданных России, несмотря на все проблемы и унизительные санкции, это — присоединение к РФ в 2014 г. Крыма и Севастополя.

Конечно, самый перспективный проект современного собирания Русского мира — это объединение с Белоруссией на основе Союзного договора. Однако, с 1998 г., несмотря на созданную юридическую базу и надгосударственное управление, дело до настоящей интеграции и единого пространства так и не дошло. Об Украине речь уже, к сожалению, не идёт.

Военно-политическая проблема — оборона всё тех же рубежей: с одной стороны, западных — от агрессии Тевтонского ордена, Польши и Литвы, с другой, восточных — от татаро-монгол и других степняков.

После принятия советом НАТО коварной — в нарушении договорённостей, концепции расширения Североатлантического союза за счёт наших бывших военно-политических союзников и бывших советских республик произошёл слом всей европейской системы безопасности. Не отстаёт от Европы в этом отношении и беспокойный Восток: фундаменталисты грозят воссозданием исламского халифата VII-IX веков. А Турция Эрдагана мечтает расширить своё влияние чуть ли ни до границ татаро-монгольской Орды и её улусов.

Политические традиции, выработанные Тверским княжеством: стабильность своих границ, не расширение их за счёт захватов, соблюдение договорных обязательств с соседями в режиме вынужденного сосуществования, партнёрства или кооперации видятся на этом фоне благородной рыцарской наивностью героев Вальтера Скотта. Но это только на первый взгляд...

Внутриполитическая проблема — преодоление кризиса государственной власти и традиционная борьба за тёплое место в политике, за «великий стол».

Экономическая проблема — восстановление порушенного хозяйства, налаживание торговых, хозяйственных и дипломатических отношений с окружающим миром в новых условиях.

Духовная проблема — нравственное возрождение, поиск общенациональных объединительных идей в рамках формирования своей современной идентичности, продолжение культурного строительства.

Социально-психологические причины интереса к эпохе Михаила у широкой общественности коренятся не только в подсознательном ощущении близости эпох. Они обусловлены стремлением — после последовательного развенчания столпов российской монархии, затем большевистских вождей, «кремлёвских старцев» второй половины XX века, и, наконец, властителей «новой либерально-демократической России» — отыскать благородный образ современного общенационального лидера.

Понятно, что в условиях агрессивного навязывания ценностей западной культуры, невыполнения обязательств, неплатежей, нищеты, незащищённости душа человека испытывает естественное стремление к противоположному: к героическому прошлому, к дедовским традициям, к простым истинам, к духовным, а не воровским авторитетам, к стабильности и порядку. И мы по историческому опыту знаем, что эпоха рождает не только своих злодеев, но и своих героев. Уникальный во-многом пример Михаила и его княжеского рода — яркое тому доказательство.

Политологический вывод: Россией востребован национальный герой эпического масштаба и библейской нравственности. Грязная политика всем надоела, требуется очищение. Нам нужен лидер, обладающий нравственными, интеллектуальными и волевыми качествами Михаила Тверского, его воинским и дипломатическим опытом, его патриотизмом и жертвенностью — «отечестволюбец» и праведник по Каразмину, желательно такого же благородного происхождения и воспитания.

Я понимаю, что мы прикоснулись к теме огромного потенциала и духовного напряжения. Ведь именно во времена князя Михаила, во многом благодаря его усилиям стал складываться идеальный образ русской национальной жизни, ставший архетипом и праведным примером для последующих поколений.

Интерес к личности, судьбе и духовному наследию великого князя, к эпохе истоков Святой Руси можно рассматривать как формирование общественного интереса к поиску путей решения современных противоречий через нравственное возвышение.

В современном идеологическом разброде и духовном обнищании идея Движения, берущая начало от времен Михаила, являющаяся сгустком его героической судьбы могла бы стать ориентиром для духовного развития нации. Суть её проста и приемлема для любого здравомыслящего и не предубеждённого человека: главное условие возрождения России — это нравственное православное возрождение. Оно, наряду с усвоением достижений современной науки, востребует всё лучшее, что было заложено и в духовном наследии наших предков, таких титанов русского Возрождения как Михаил Тверской.

Ни одна новая идея, социальный институт, система взаимоотношений, стереотип поведения не привьются — подвергнутся рано или поздно отторжению, если не будут соответствовать национальным традициям, учитывать социокультурный архетип, адаптироваться к российской почве и её ландшафту.

К горю ли, к радости, Россия стала испытательным полигоном Истории, евразийской духовной державой: горнилом европейской и азиатской философии, политики, опыта межнационального сосуществования, сплав которых — наша цивилизационное богатство, специфика менталитета и гарантия безопасности. По характеру своему Россия — система открытая, дом гостеприимный, натура материнская. Издревле она — прибежище людей беспокойных, рисковых, широких душой: переселенцев, творцов, воинов, героев и авантюристов, тех, кого Лев Гумилёв определил своим понятием «пассионарии». Но открыта эта система до определённой меры, которая охраняет её от превращения в проходной двор, материальную свалку, торжище в Храме. Совершенно ясно, что массовые нарушения этой границы обернётся исходом в социально-этническую энтропию. Политический же переход этой меры ведёт к тому диалектическому скачку, который А.С.Пушкин определил как русский бунт - «бессмысленный и беспощадный»…

В чём ещё проявляются параллельные проблемы в истории Тверского княжества и Тверской области? Упомяну одну современную — обустройство в регионе вынужденных русских переселенцев с земель «ближнего зарубежья», которые стали враждебными, и трудовых мигрантов, ищущих лучшей доли. Как в её решении использовать опыт наших предков-земляков? Надо просто помнить начало тверской средневековой истории: княжество Тверское появилось и окрепло во-многом благодаря беженцам от татаро-монгольского разорения и притеснений своих удельных правителей.

Если всё начинается со слова, мысли, нравственной позиции, то необходимо заново строить своеобразную систему «экологии духа». Систему искусственную, но повторяющую экологию природы с её естественным воспроизводством и механизмами внутреннего самоочищения. Строить ту культурную среду, которая воспроизводит человеческое «я» через трансляцию своих семейных, региональных, национальных ценностей, с одновременным усвоением и трансформацией «чужого» в «своё», «я» в «не я», и наоборот.

Сложность и противоречивость понимания русского духовного наследия, корни которого в малой Родине, в древнерусских землях, в провинциях – а исторически они стали складываться как самостоятельные княжества – порождают различные интерпретации исторических событий, национальных духовных ценностей, приоритетов и лидеров в зависимости от того, кто и откуда вершит суд.

Стремление принизить и упростить образ великого князя существовало давно, оно было следствием политической борьбы за лидерство в объединении Руси и последующей верноподданнической самоцензуры (после возвышения Москвы в России ничего не могло быть выше московского Кремля и вернее державной точки зрения), а также провинциального комплекса неполноценности, связанного с действием вытесненной из сознания исторической травмы.

Между тем, судьба Михаила Тверского — поистине выдающееся событие политической, этнической, рододинастической всемирной истории и, конечно, нашей тверской историко-краеведческой и региональной историографии. В ней — евангельская богочеловеческая глубина и мудрость, одновременно — былинный размах событий и человеческих страстей. Беспримерно преодоление этим апостолом ненасилия привычек силового решения споров и конфликтов, уникального благородства в политической и нравственной жизни. Житие этого святого благоверного князя позволяет нетрадиционно исследовать ряд фундаментальных проблем политической этики: сопряжённость политики и нравственности, соотношение насилия и ненасилия, диалектики власти и подчинения, силы и права. Духовное напряжение в решении этих проблем было столь велико, а результаты нравственного выбора так высоки, поучительны и трагичны, любовь к Богу и вера столь показательна и тверда, что князь обрёл святость.

В начале XIV века разыгралась историческая драма, герои и антигерои которой вершили её с космичностью, вневременностью и всемирностью библейских притч и классических трагедий. Эта человеческая драма стала оптимистической трагедией только благодаря гражданскому и нравственному подвигу Михаила Ярославича Тверского. 6

Как появляются на Земле такие выдающиеся люди? Люди, обладающие огромной тягой к действию, способные выдержать сверхнапряжение и моральные перегрузки, у которых стремление к героизму и жертвенности подавляет инстинкт самосохранения? Ответ на этот вопрос автор теории этногенеза видит в последствиях так называемого «пассионарного толчка» — этнической мутации, вызванной внезапной концентрацией сгустков биохимической энергии, которые резко меняют мотивацию и поведение части людей на определённой территории в точно фиксируемое историческое время. В начале XIII века произошло это глобальное планетарное явление. Оно одновременно этническим взрывом прокатилось в узкой полосе с севера на юг: по Прибалтике в долине Немана (возникновение литовского этноса), по Северо-Восточной Руси в Верхней Волге (великоросский этнос), по долине Припяти и Днепра (малоросский этнос) и в западной части Малой Азии (турецко-османский этнос). 7

Первым княжеским пассионарием новой волны среди пассивных и корыстных субпассионариев Руси XIII-XIV вв. Л.Н.Гумелёв называет великого князя Александра Ярославича. Согласимся с тем, что альтруистический патриотизм как нравственная доминанта, героическое поведение, заложенные князем традиции союза с народами Азии, основанные на национальной и религиозной терпимости, характеризуют его как политического руководителя нового поколения, внёсшего в исторический опыт России новый поведенческий стереотип и политическую ориентацию.

«...Именно потомками Александра Ярославича…,— отмечает Гумелёв, — строилась в XIV веке на развалинах Древней Киевской Руси новая Русь. Сначала она называлась Московской, с конца XV в. стала называться Россией». 8 Добавим только одно: был ещё один исторический отрезок времени, когда существовала Тверская Русь. Её формирование непосредственно связано с тем же Александром и его прямыми родственниками. Согласно изысканиям профессора В.А.Кучкина, первым князем Тверского княжества, образовавшегося в 1247 г. на Переяславской земле великого Владимирско-Суздальского княжества стал Александр Ярославич, прозванный за свою победу над шведами Невским и признанный Русской Церковью святым.

После него Тверской стол берёт в свои руки его брат — Ярослав Ярославич, который в 1264 г. занимает и великое Владимирское княжение; затем — Святослав Ярославич и, наконец, в 1282-1285 гг.— последний сын Ярослава Михаил.

Жизнь и судьба великого князя Михаила Ярославича Тверского позволяет нам сделать вывод о том, что он — ярко выраженный пассионарий с положительной и гармоничной нравственной ориентацией на добро, любовь и веру, с пассионарностью даже более высокого напряжения, чем у его дяди. В своей личной судьбе Михаил дошёл до самой высшей фазы пассионарного развития. По датам и событиям его жизни мы можем проследить этот подъём: 9

1) неспособность удовлетворять жизнеобеспечивающие вожделения — 1271 г. — грудное детство;

2) неспособность регулировать вожделения — отрочество;

3) жизнь тихого обывателя, адаптированного к биоценозу ареала (эту фазу развития он проскочил достаточно быстро);

4) стремление к благоустройству без риска для жизни — получение Тверского княжества из рук матери, княгини Ксении Юрьевны в 1284 г. и превращение в 13 лет из княжича в князя;

5) поиск удачи с риском для жизни — в 18 лет возглавил тверскую рать, выступившую против войск переяславского князя Дмитрия;

6) стремление к идеалам знания и красоты — обучение в юности тверским епископом Симеоном Полоцким, вечерние чтения с матерью Псалтыря; женитьба на Анне в 1294 г. (в 23 года); участие в руководстве строительством каменного Спаса-Преображенского собора;

7) стремление к идеалу успеха — идея объединения под своей рукой русских земель после получения титула «великого князя всея Руси» и занятия в 1304 г. великокняжеского престола Владимиро-Суздальской Руси (в 33 года);

8) стремление к идеалу победы — полководческая победа в Бортеньевском сражении (22 декабря 1317 г.);

9) жертвенность — добровольный отказ от великого княжения (1317 г.), принесение себя в жертву «за други своя» в Орде 22 ноября 1318 г. (в 47 лет). Он отдал врагам свою жизнь на вершине взлёта, фаз надлома, инерции и обскурации ему не суждено было пройти.

На наш взгляд, именно с Михаилом и Тверским княжеским домом связан выдающийся русский прорыв через нравственный подвиг и жертвенность к активному сопротивлению захватчику и агрессору — та диалектика насилия и ненасилия, которая вошла в национальное самосознание и стала основой противодействия Орде и любым другим нашествиям.

Исследование личности и судьбы князя — это изучение русской проблемы, формирование аксиоматического знания в энциклопедии русского духа. Михаил Ярославич Тверской был одним из первых — если ни первым — в среде собственно русских (в этническом, культурологическом и историческом смыслах) пассионариев, которые на ранней заре великоросского этногенеза сумели обрести и продемонстрировать миру все самые лучшие и противоречиво трагедийные качества русского народа и его достойных руководителей.

История подарила нам для этого уникальные источниковедческие возможности: единственный реальный прижизненный портрет русского средневекового князя — изображение Михаила Тверского с его матерью святой княгиней Ксенией в выходной миниатюре тверского списка Хроник Георгия Амартола. Великолепный образец древнерусской поэтико-документальной литературы — «Повесть о князе Михаиле Ярославиче Тверском и его убиении в Орде» (1319 г.), написанная очевидцем — игуменом тверского Отроч-монастыря Александром, бывшем с князем на суде в Орде. Свидетельства древнерусских летописей. А также память народную, которая сохранила и донесла до нас образ Великого князя, который величался от Соловецких островов до Кавказских гор в сказаниях, песнях, иконографии, в живописных и графических произведениях и детских рисунках.

Эти образы и места почитания собрал и запечатлел изданный в 2018 г. в Твери к 700-летию его духовного подвига и мученической кончины альманах «Михаил Тверской. Путь домой».

Важно понять: Михаил Тверской поставил нравственность выше политики, точнее, пытался основать политику на заповедях Христа. Он выстрадал иную, нетрадиционную модель политической культуры — антикризисного, антиконфликтного, ненасильственного, человеколюбивого типа и попытался ею руководствоваться в конце своей политической деятельности. Конечно, в те времена он стал выдающимся и прекрасным исключением. Его деяния принадлежали скорее будущему, чем средневековому настоящему.

Политическое поражение и смерть Михаила Тверского обернулись его нравственной, духовной победой над Юрием Московским и ордынскими ханами, победой над собственным историческим забвением.

Историческая память и традиции, как известно, являются частью исторического наследия; они переходят от поколения к поколению в качестве благотворительного подарка с обязательным вручением. Когда мы вскрываем тару, перевязанную лентой с цветами того и ли иного национального флага, мы всегда обнаруживаем на дне исторический опыт, который необходимо сразу пускать в дело, либо можно положить в чулан, либо с брезгливостью выбросить на свалку.

Политические традиции субъектов политики: личности, обладающей властью, правящего дома, социально-политической группировки, партии, регионального образования, государства, народа или их совокупности в пространственно-временном континууме своих субъектно-объектных связей, т.е. в одной исторической эпохе формируются по известной схеме:

политическая ситуация политическая проблема идея её решения интеллектуальная разработка в виде политической доктрины или программы удачная либо неудачная практическая реализация этой программы коррекция идей и механизмов реализации социально-психологическое восприятие обществом результатов учёт этого восприятия и распространение пропагандой уже в качестве политической нормы закрепление в культуре как стереотип мышления и поведения и, наконец, передача сложившихся идеологем, архетипов в форме традиции, т.е. воспроизводимого из поколения в поколение образца, определяющего стиль мышления и образ действия людей определённой эпохи.

Традиции выступают как средство простого воспроизводства общественных систем, выполняют функцию гаранта устойчивости их внутренних связей. Поэтому даже некоторая абсолютизация традиций в политике, которая выступает методологической основой политического консерватизма, — необходимый, как мы теперь понимаем, элемент исторической преемственности, некий противовес политическому экстремизму.

Но периоды «бури и натиска», исторических разломов и крушения царств требуют не только охранительной мольбы старым богам, обращения к спасительной силе традиций — они (революционные ситуации) побуждают к историческому творчеству, к поиску нового. Интенсивная инновационная деятельность в период кризисов и потрясений — эффективный механизм антикризисного управления. Правда, при условии, что она умна, нравственна, удачлива и к тому же сопряжена с традициями.

Таким образом, исторически проверенная и методологически грамотная модель векторного развития такова: новация норма традиция, где рождённая творчеством новация превращается в норму, которая и закрепляется в традиции.

Однако для успеха эта модель должна включать в себя одновременный и параллельный процесс «спиралевидного» способа духовного и практического освоения действительности: традиция снятие традиции инновационно-традициональный синтез, где действующая или извлечённая из исторического забвения традиция адаптируется к современности как приправа, обеспечивающая новому историческому блюду знакомый и привлекательный аромат, прагматическую съедобность и социокультурную усвояемость социальным организмом. В полном соответствии с законом отрицание отрицания и человеческой физиологией.

Диалектика взаимодействия традиций и новаций в условиях мира — парадоксальная диалектика. Для краткости напомним известный афоризм: «Истина рождается как ересь, а умирает как заблуждение».

Диалектика взаимодействия традиций и новаций в условиях кризиса и войны — трагическая диалектика, отражённая в народной мудрости констатацией: «Куда ни кинь — везде клин!». Чтобы убедиться в этом достаточно проанализировать историческую ситуацию XIV в., которую надо — после сделанного экскурса в политологию и философию истории для разъяснения методологической позиции автора — рассматривать уже под знаком сугубо прагматичного вопроса: какие политические традиции и новации были использованы для государственного выживания Северо-Восточной Руси в эпоху Михаила Тверского?

Анализ этой проблемы сделан в книге А.В.Чернышова. Его вывод заключается в том, что разделение Руси на княжества — не стихийный распад под ударами татар, а политическая реформа «рассредоточения власти» как способ выхода из кризиса, обусловленного военным поражением. «...Главные принципы этой реформы, - пишет он, — легли в основу яркой и оригинальной политической программы Твери, которая вполне заслуживает обозначения в качестве «тверского регионализма»». 10

Тверские князья, в первую очередь — Ярослав Ярославич, Михаил Ярославич, Михаил Александрович, осуществляя эту программу регионализации политики и власти, сформировали оригинальную государственную политическую культуру Тверской Руси, которая оказалась исторически невостребованной.

Какие стороны этой политической культуры, какие традиции Тверской земли, складывавшиеся в период становления и расцвета Тверского княжества при благотворном влиянии великого князя Михаила Ярославича Тверского, актуальны для России и мира, могут помочь в осознании и решении сегодняшних региональных проблем Тверской области?

Во-первых, надо вспомнить о традиции политической и экономической самостоятельности Тверской земли в качестве единого государственно-политического, экономического и социально-культурного образования — Тверского княжества во главе с городом Тверью, бывшем почти 240 лет (с 1247 по 1485 гг.) его столицей.

В условиях всё большей экономической, юридической, управленческой самостоятельности, складывающейся после подписания Договора о разграничении полномочий между Федеральными органами и Тверской областью, интеллектуальные и управленческие силы региона могут изучить и рационально использовать опыт самостоятельного хозяйственного и политического развития Тверского княжества.

Во-вторых, необходимо обратиться к традиции формирования и развития тверского регионального самосознания. Констатация и обоснование этого исторического факта стало одним из открытий современного немецкого историка Эккерхарда Клюга. 11

Совершенно ясно, что общий национально-государственный патриотизм и местный региональный — две стороны одной и той же медали. Диалектика становления нового (не имперского типа) российского патриотизма подразумевает возрождение и формирование в регионах России самостоятельного, с учётом местных традиций и особенностей, самосознания.

Практика формирования в Тверском регионе единого хозяйственного механизма, местного нормотворчества, развития провинциальной культуры в качестве своей идейно-нравственной основы подразумевает наличие у субъектов и структур регионального государственного управления и местного самоуправления развитого самосознания. Формирование оного невозможно без обращения к прошлому, к истокам тверского регионального самосознания и проблеме его возрождения.

Одной из традиций, заложенных Михаилом Тверским, стало стремление к лидерству своей земли. Причём, лидерству достигнутому не любой ценой, как в случае с его родственником и политическим противником князем Юрием Даниловичем Московским, а путём законным и нравственным.

Наконец, необходимо возродить традицию всенародного почитания великих сынов своей земли и местных святых как земных и небесных заступников и покровителей малой Родины. И святой благоверный великий князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич, как никакой другой исторический деятель, имеет право и возможность в наше время стать символом единения, знаменем русской соборности и основанием тверской региональной солидарности. Более того, вклад Михаила Ярославича в историю Руси, пример жизненного пути и нравственного подвига, чин канонизированного святого Русской Православной Церкви, извлечённые общественным вниманием из искусственного забвения, возрождает его образ общенационального героя — воителя, творца, страстотерпца всей Земли Русской.

Ещё одна сторона привлекательности князя Михаила — его праведная семейная жизнь и заложенные им, а в первую очередь его матерью, высокие в нравственном отношении семейные традиции Тверского княжеского дома. Он был прекрасным семьянином, жил без супружеских измен, насилия и пьянства. 25 лет прожили князь Михаил Ярославич с княгиней Анной Дмитриевной «в ладу и сбережении», родили дочь Феодору и четырёх сыновей: Дмитрия, Александра, Константина и Василия. Редкий случай — вся большая семья была прославлена святостью: сам Михаил и его жена Анна канонизированы как святые Земли Русской, а его мать Ксения и сыновья Дмитрий Грозные Очи и Александр Михайлович почитаются тверскими святыми.

Исследователи отмечают, что в семьях тверских князей царил дух любви, согласия и уважения, не было вражды между братьями, отцами и сыновьями. «Ни в одном источнике нет сведений о каких бы то ни было распрях внутри отдельной семьи Тверского княжеского дома,— пишет Г.С.Гадалова в своей работе «Мир семьи Тверского княжества»,тогда как о неурядицах в семьях других княжеств сообщают летописцы».12 Трагедии и семейные преступления разного рода были на Руси и до возникновения Руси Московской, продолжились они и после её создания. «Начиная с эпохи Ивана Грозного разлады в семьях приобрели стабильность для правящего дома Рюриковичей и Романовых».(Там же, с. 151).

Выходит, что нам, российским чадам и домочадцам, оставлен ещё один уникальный пример и завет от правящего дома Тверской Руси!

Как символ регионального единства, как родоначальник многих благородных традиций, идентификатор культурно-исторического и социально-политического своеобразия Тверской земли, Михаил Ярославич может привлечь симпатии различных, что очень важно, противоположно сориентированных или противоборствующих социальных групп.

Для прихожан Русской Православной Церкви он — святой, убиенный князь, принявший мучительную смерть, чтобы избавить свой край от вражеского нашествия, а подданных — от смерти и полона; одновременно — воитель за Землю Русскую, глубоко верующий благочестивый человек, руководствующийся заповедями Христа.

Атеистически настроенным учёным и краеведам — почитателям старины он интересен и близок как реальное историческое лицо, сыгравшее заметную роль в становлении Тверского княжества и государственности на Руси.

Для художественной интеллигенции образ Михаила Тверского становится стимулом творчества, он — герой произведений современной литературы, драмы, живописи, скульптуры.

Российской армии, её офицерскому корпусу, военным историкам, стратегам и аналитикам князь Михаил интересен и близок как один из первых объединителей русских земель, как победоносный полководец, который в условиях ига решил оказать вооружённое сопротивление Орде и выиграл Бортеньевское сражение, заставив бежать от тверского оружия объединённые силы татаро-монгольских захватчиков Кавгадыя вместе с ратниками вероломного Юрия Московского. Нашими краеведами и историками битва при Бортеньево справедливо оценена не только как воинский, но и как духовный подвиг Михаила: «кто-то должен был на Руси первым встать с колен перед Ордою», как демонстрация всему миру непокорности русского национального духа, как предтечу избавительной Куликовской битвы.

Для молодёжи Михаил — идеальный пример для подражания. Историк и этнограф, имеющий родовые корни в Тверской земле, Лев Гумелёв писал: «Михаил Ярославич был по своему складу похож на былинного богатыря: храбр, силён физически, верен слову, благороден». 13

Лидерам и активистам политических партий и блоков государственно-политическая деятельность князя — уникальная для России стратегия политики ненасилия. С одной стороны, Михаил Тверской — достойный продолжатель политической линии своего знаменитого дяди князя Александра Невского: победоносный разгром западных захватчиков, хитроумная дипломатия с восточными ханами. С другой он — родоначальник русской политики христианского ненасилия, благородства и жертвенности в политических конфликтах.

Для организаций, провозгласивших интерес к возрождению сословий в России, в частности Союзу потомков российского дворянства (Дворянского Собрания) он дорог как представитель дворянской элиты: рюрикович, великий князь, преемник знатного рода.

Для деятелей местного самоуправления Михаил Ярославич — пример инициативы и предприимчивости в обустройстве своей земли, радетель ремёсел, летописания, градостроительства. Достаточно напомнить, что епископ Симеон, его мать — великая княгиня Ксения и он сам стали инициаторами и руководителями строительства в Твери нового кафедрального Спасо-Преображенского собора; строительства, которое возобновило прерванную татаро-монголами на 50 лет практику возведения каменных храмов в Северо-Восточной Руси.

В 1997 г. я писал: «Восстановление (пусть в отдалённом будущем) этого собора, уничтоженного в советское время — дело чести современных тверичей». Сейчас можно на весь белый свет заявить, что тверская святыня — кафедральный святой Спас Златоверхий построен и возрождён, всем миром! В 2019 г. в нём начались богослужения. Когда-то здесь покоились мощи князя Михаила и других князей и епископов. Поэтому следующий шаг — обретение с Божьей помощью святых мощей основателя собора и упокоения их в сохраненной серебряной раке.

В глазах тверской зарубежной диаспоры — наших земляков и их потомков, разбросанных по разным странам и континентам, Михаил Тверской стал символом их потерянной малой Родины, образом вызывающим ностальгические переживания, способом восстановления связей с родной землёй.

Для всех групп населения одинаково полезен и поучителен нравственный подвиг Михаила Ярославича — мужество, смирение в отказе от вооружённой борьбы с Москвой, самопожертвование, где основной мотив — любовь к своей земле и своему народу, готовность отдать в ордынской неволе свою жизнь «за други своя», за Отчизну и православную веру. Фигура его политического противника и родного племянника Юрия Даниловича князя Московского — неукротимого, беспринципного интригана и честолюбца выступает как прямо противоположное нравственное и политическое кредо. Оно стало формировать сначала на Московии, а затем и в самодержавной России политику автократизма, холопства, государственной лжи и невежества, конфликтности и силового решения проблем, которая отчеканена слоганом — «православное ханство»! Эти традиции не нуждаются в возрождении: они живы, но их удел — забвение.

За долгие годы державного владычества к Москве, её политике, к её чиновничеству и безудержному централизму у древнерусских регионов накопилось много претензий. Тверь, например, требует возвращения вечевого колокола, снятого с колокольни Спас-Преображенского собора и увезённого в Москву в 1339 г. Иваном Калитой. Требует настоящих выборов тверских губернаторов, вместо присылки Администрацией президента «варягов» на кормление.

Анализируя это социально-политическое явление, мы даже написали и опубликовали в 1999 г. научную статью «Региональный этос и «москвоборчество»: феноменология политической культуры современной России». 14 Тверское региональное самосознание во-многом базируется, как мы выяснили, на исторической памяти о Тверском княжеском доме и о борьбе с Москвой. Однако, это не значит, что граничащий с Тверской областью Московский регион нам чужд, а «сотворение кумира» должно лишать нас чисто человеческого и критического его восприятия и понимания.

Принцип научной объективности требует признать, что в судьбе Михаила Тверского было событие, которое пятнает его белоснежные ризы великодушного рыцаря и непротивленца. Я имею в виду княжеское поведение на войне против Новгородской республики и разорение новгородского фортпоста под Тверью — города Торжка. Фактологию того сохранили новгородские и московские летописи. В одном из последних описаний ожесточённой борьбы Москвы и Новгорода против Твери — в книге М.Б.Елисеева «Москва против Твери. Великое противостояние XIV века» автор доходит до уничижительных оценок:

«Действия Михаила Тверского во время зимней компании 1316 года против новгородцев оставляют крайне неприятное впечатление. Мало того, что он привел на Русь ордынцев и сжег Торжок, так еще и запятнал себя вероломством, когда обманом захватил пришедших к нему на переговоры Афанасия и новгородских бояр. Что касается продажи пленных новгородцев и жителей Торжка, которые уже дали за себя выкуп в размере 50000 гривен, то здесь Михаил переплюнул даже Юрия Даниловича… Разоружив и продав с торгов поверивших ему людей, великий князь выпустил на волю такое зло, которое в итоге сокрушит его самого». 14

Здесь надо заметить, что военные решения 1316 г. совсем не похожи на обычную тактику Михаила, и чем они вызваны, мы не знаем. То было время грубой междоусобной борьбы и тяжкой ответственности. Михаил стремился, как и должно великому князю всея Руси, сначала укрепить свою власть. Позже, тяготясь прежней воинственностью, он даже откажется от великого княжения. Святые князья — это особая категория. Они не святые монахи, как патриарх Тихон с ангельской душой и безупречным во всех отношениях послужным списком.

В 1993 году Тверское отделение Петровской академии наук и искусств, Союз учёных Верхневолжья, а затем и Академия политической культуры, как я уже сказал, начали работать над осуществлением региональной программы «Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие».

Несколько слов о реализованных проектах этой программы. Президиум ТОПАНИ в журнале «Русская провинция» №2 и газете «Вече Твери» 16 в том же году выступил со своей инициативной идеей учреждения ордена Михаила Тверского. Эта идея была осуществлена Администрацией региона в 2003 г. в виде высшей награды Тверской области — почётного знака губернатора «Крест святого Михаила Тверского».

19 мая 1994 г. через газету «Тверские ведомости» (№436) мы поделились планами организации научной конференции, посвящённой 725-летию Михаила Тверского. 5 декабря вместе с избирательным блоком «За Родину!» провели научно-практический симпозиум «Княжество Тверское и княжество Московское: истоки становления великой России», который фактически стал открытием мероприятий Года Михаила Тверского и генеральной репетицией конференции 1996 г., замысел, концепция и организационное начало которой принадлежат Петровской академии и Академии политической культуры.

Наш общий вывод таков: великий благоверный князь Тверской и Владимирский Михаил Ярославич — фигура не только регионального, но общероссийского и даже мирового значения. Его жизнь и деятельность после долгих лет замалчивания и недооценки начинает восприниматься как яркая, богатая глубокими смыслами страница отечественной истории, рассказывающая об уникальном историческом опыте, трагических коллизиях и благородных порывах. Они не нашли дальнейшего развития в России, но сейчас у них появляется ещё один исторический шанс.

Можно наблюдать, как тяжёлая, проржавевшая за тысячелетие машина российской государственности — а она уже не избушка на курьих ножках — со скрипом начинает разворачиваться лицом к национальным ценностям, к сбережению и приумножению народа России, к достойному воспитанию её молодёжи.

Только что послушал Послание Федеральному Собранию президента РФ В.В.Путина (21.04.2021 г.), где он обозначил, и не в первый раз, государственные стратегические ориентиры. Среди них те, о которых идёт речь в нашей статье: «На протяжении всей истории наш народ побеждал, преодолевал испытания благодаря своему единству. И сейчас для нас на первый план вышли семья, дружба, взаимовыручка, милосердие, сплочённость. Духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее. И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать".

И ещё: "Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в её развитие». 17

Особое явление в когорте наших выдающихся предков — святые люди и русская святость. Мы помним, поклоняемся и молимся великим святым Земли Русской, в первую очередь тем, кто родился, творил богоугодное дело на тверской земле и прославил её на всю Россию.

Собор Тверских святых18 включает имена: святого архимандрита Ефрема Новоторжского, поставившего в Торжке православный Борисоглебский монастырь, первый в Северо-Восточной Руси (†1053); святого Симеона, первого епископа Тверского (†1289); святого Великого князя Михаила Ярославича Тверского (†1318); его жену святую благоверную княгиню Анну Кашинскую (†1338); и его мать святую княгиню Ксению (†XIV в.); святого Арсения (†1409), епископа Тверского; святого митрополита Макария Калязинского (†1483) из Калязина; святого Нила Столобенского (†1554); святого Патриарха Иова (†1607) из Старицы; святого Патриарха Тихона (†1925) из Торопца; священномученика Фадея (†1937), епископа Тверского; … и ещё более 40 угодников Божьих предсоветского времени и более 200 новомучеников XX века. Вечная память всем им!

ЛИТЕРАТУРА:

1. См.: Михаил Тверской: личность, эпоха, наследие. Материалы международной научной конференции, посвященной 725-летию со дня рождения Михаила Ярославича — великого князя Тверского и Владимирского. (г. Тверь, 27-29 ноября 1996 г.) - Тверь, Изд-во ГЕРС, 1997.

2. Пономарёв Г.Н. Да поклонимся месту, где Святой Михаил Тверской отдал жизнь за други своя. - Тверь, 2014, с.28.

3. Борисов Н.С. Михаил Тверской / Николай Борисов. - М.: Молодая гвардия, 2017. - (Жизнь замечательных людей), с.185.

4. Шмидт С.О. Тверь и тверичи в культуре России. - В сб. Михаил Тверской: личность, эпоха, наследие. Материалы международной научной конференции, посвященной 725-летию со дня рождения Михаила Ярославича — великого князя Тверского и Владимирского. (г. Тверь, 27-29 ноября 1996 г.) - Тверь, 1997, с.278-285.

5. Интернет ресурс: http://www.hramznameniya.ru/article/193/

6. Автор выражает благодарность научному руководителю программы «Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие» члену-корреспонденту ПАНИ, к. филос. н. В.Н.Гайдукову за помощь и советы. Отмеченный раздел написан совместно с ним.

7. Гумилёв Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М.: 1992, с.136.

8. Там же, с.135-136.

9. Там же, с.14-18.

10. Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII-XIV вв. - Тверь, 1996, с.101.

11. Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1484). - Тверь, 1994, с.13. Э. Клюг обратил внимание на необходимость разработки русской исторической регионалистики: «Русской тенденции к государственному централизму соответствует также определённая историографическая тенденция, часто оставляющая вне сферы внимания регионы России… Лишь в последнее время проблематика регионализма в русской истории стала попадать в поле зрения историков».

12. Гадалова Г.С. Женщины Тверского княжеского дома. - Тверь, с.149-160.

13. Гумилёв Л.Н. Там же, с.138.

14. Гайдуков В.Н., Осипов В.Г. Региональный этос и «москвоборчество»: феноменология политической культуры современной России. - Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры России. Материалы семинара (Тверь, 5-7 марта 1999 г.) - М.: 1999, с.151-163.

15. Елисеев М.Б. Москва против Твери. Великое противостояние XIV века / Михаил Елисеев. - М.: 2018, с.140.

16. Академия предлагает учредить орден Михаила Тверского. - Вече Твери, №224, 23 ноября 1993 г., с.3; Хухарев В. Орден великого князя Михаила Ярославича Тверского как символ тверского регионального самосознания. - Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры России. Материалы семинара (Тверь, 5-7 марта 1999 г.) - М.: 1999, с.236-238.

17. Интернет ресурс: http://kremlin.ru/events/president/news/65418

18. Владимир Осипов, Юрий Травкин. О Соборе тверских святых и патриархе Тихоне. - Интернет-ресурс

Осипов Владимир Глебович, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения, профессор и академик Петровской академии наук и искусств, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидат философских наук

Основа статьи в первом варианте написана мною ещё в январе 1997 года, в современном, исправленном и дополненном, виде исследование закончено 21 апреля 2021 года в городе Твери.

Иллюстрации к статье В.Г.Осипова «Тверская земля и Россия под покровом святого великого князя Михаила Ярославича Тверского», дополняющие её выразительными образами

Миниатюра с прижизненным изображением князя Михаила (он слева) из Хроники Георгия Амартола, написанная в Твери неизвестным художником в XIV в.

«Бортеньевская битва», картина тверского художника Николая Белова (1996), в центре — князь Михаил с поднятым в виде креста боевым мечом.

«Державный князь» (Убитый Михаил Тверской в веже у ханской ставки в горах аланов), картина 2016 года знаменитого тверского художника Всеволода Иванова.

Схема зон пассионарных толчков по книге Л.Н.Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли». Случай, обозначенный на карте номером IX, это — возникновение в 13 веке молодых этносов: велико-литовского, велико-русского и турецко-османского.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Владимир Осипов
Тверская земля и Россия под покровом святого Великого князя Михаила Ярославича
Выступление на 8-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Калязинские чтения»
27.04.2021
Поздравление многоуважаемому А.В.Воронцову
От Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга в связи с его замечательным и достойным юбилеем
31.03.2021
«Знай, умей, дерзай и помни!»
К 75-летию председателя Тверского отделения Петровской академии наук и искусств (ПАНИ)
21.08.2019
Этнос - Народ - Нация
Русские: от князя Михаила Тверского до президента Путина
02.03.2018
Взгляд с Калязинской колокольни на судьбы русского народа
О работе тверской делегации на V Калязинских чтениях Русского Собрания
23.02.2018
Все статьи Владимир Осипов
Калязинские Чтения Русского Собрания
Тверская земля и Россия под покровом святого Великого князя Михаила Ярославича
Выступление на 8-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Калязинские чтения»
27.04.2021
Орден Александра Невского
Доклад на VIII Калязинских чтениях
08.04.2021
Суждено ли знаковым русским деятелям дождаться справедливости?
Или надежда только на Бога? А чем тогда занимаются во власти?
25.03.2021
Пора бы и нам…
К итогам деприватизации в Китае
15.03.2021
Сергей Бабурин знает, что нужно для нашей страны
Это следует из его заявлений в Калязине
15.03.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Церковь готовится признать «екатеринбургские останки»?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
18.06.2021 15:30
Ныне мы пожинаем плоды безотцовщины
Новый комментарий от Владимир Петрович
18.06.2021 15:14
Национализм – это зло или благо?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
18.06.2021 15:07
Вакцинация: Президента России можно игнорировать?
Новый комментарий от В.Р.
18.06.2021 13:38
Цемент – русское изобретение
Новый комментарий от Калужанин
18.06.2021 12:53