Бога бойтесь, царя чтите. (1Пет.2,17).
В течение тысячелетней истории Российского государства царь рассматривался как законная главенствующая власть, являющаяся для всех подданных общим благом, справедливо наказывающая и награждающая по заслугам, а не ради дружеских отношений. Царь – это судья и хранитель Божественного права, всего того, что написано в Священном Писании, что установлено как догмат семью Вселенскими Соборами. Наконец, наиважнейшей обязанностью царя признается защита правоверия и благочестия. Царь пользуется неограниченной властью, но власть эта имеет предел в религиозном и нравственном законе, установленном Верховным Законодателем и Судьею – Христом. Священная миссия Помазанника Божия – творить волю Божию. Однако в правление Императора Николая II среди его приближенных, среди элиты не было благоговейного отношения к Царской Особе, олицетворявшей власть Бога на земле.
Французского происхождения слово «элита» означает «верхушку общества, социальной группы; избранное общество». В России в XIX веке в этом значении было в обиходе выражение «сливки общества». «Короля делает свита» (Н.Макиавелли), то есть о государе народ составляет мнение по его окружению; именно от окружения зависит репутация царя и, как следствие, отношение к нему общества. Что же представляла собой свита-элита вокруг нашего последнего Царя? В годы правления св.Императора Николая II к элите принадлежали, прежде всего, члены Дома Романовых, которых насчитывалось около 100 человек, каждый из которых был одержим гордыней; каждый считал себя обделенным Царской милостью и вниманием со стороны Государя и Государыни. В своих воспоминаниях в эмиграции Великий Князь Александр Михайлович Романов (1866 – 1933) писал о сословном эгоизме своих родственников: «Они всегда чего-то требовали. Николай Николаевич воображал себя великим полководцем. Алексей Александрович повелевал морями. Сергей Александрович стоял на страже искусств. Все они имели каждый своих любимцев, своих балерин, своих миссионеров».
Немаловажную роль в свержении с престола последнего Императора, святого мученика Николая II, сыграло именно его ближайшее окружение, в том числе и его родственники. Безделье, зависть, пресыщенность богатством, стремление к постоянным удовольствиям, необоснованные обиды легли в основу их превращения в оппозицию Царствующей Семье. Чтобы как-то развеять скуку, эти люди увлекались мистицизмом и оккультизмом: занимались верчением столов и вызыванием духов. Они плели интриги против своего венценосного родственника и его супруги, измышляли всяческие небылицы. А светская злость очень ядовита и способна разрушить даже семейные устои.
Значительный вклад в оклеветание Царской Четы внесли женщины правящей Династии. Так, например, Вдовствующая Императрица Мария Федоровна (1847 – 1928) с самого начала невзлюбила свою юную невестку, Александру Федоровну, ревновала ее к сыну и позволяла себе нелестно о ней отзываться в присутствии посторонних лиц. В результате среди ее фрейлин и высших сановников нашлись те, кто стал ей в этом подражать, злословя молодую Императрицу. В результате в столице образовались два Двора – Двор Марии Федоровны и Двор Александры Федоровны. Жестоко была наказана Мария Федоровна за нежелание сохранить мир в Семье. В Гражданскую войну она потеряла не только невестку, но и любимого сына Николая и внуков и сама после революции стала своего рода приживалкой при дворе племянника – короля Дании Христиана Х. Мир есть высшее счастье, которым приветствовал Спаситель по Воскресении Своих учеников, став посреди них и сказав: «Мир вам!» А где нет мира, там нет истинной христианской любви.
Великие Княгини Милица (1866 – 1951) и Анастасия (1868 – 1935), дочери короля Черногории, были замужем за внуками Императора Николая I: Милица - за Великим Князем Петром Николаевичам, Анастасия вторым браком – за Великим Князем Николаем Николаевичем. Высокомерные и тщеславные, сестры-черногорки отличались политической активностью. Им удалось завоевать доверие молодой Государыни. Именно они познакомили Александру Федоровну с Григорием Распутиным. Однако позже рассорились с Императорской Семьей, включившись в травлю «старца», и сделались непримиримыми врагами Императрицы. Великий Князь Николай Николаевич, муж Анастасии, под влиянием супруги интриговал против племянника, Николая II.
В падении трона Романовых виновна и Великая Княгиня Мария Павловна (1854 – 1920), супруга Великого Князя Владимира Александровича, третьего сына Александра II. Она считалась первой сплетницей в Петербурге; была довольно амбициозна, завистлива и жестоко клеветала на Царя и Царицу. А так как ее двор имел большое влияние на петербургское общество, то нетрудно себе представить, как грязь, изливавшаяся из ее салона на св.Императрицу Александру Федоровну, негативно сказывалась на образе Императрицы в глазах высшего света.
Не в пример Николаю II, примерному семьянину, его родственники вели развратный образ жизни, дискредитируя своим поведением саму идею Монархии. В Семье скандал следовал за скандалом. Так, Великий Князь Михаил Романов, родной брат Государя, вступил в неравнородный брак, женившись на дважды разведенной женщине сомнительной репутации. Великий Князь Павел Александрович женился на разведенной жене полковника, своего подчиненного. Всем было известно, что Великие Князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович имели любовниц – балерин. Зная, что Императорская Семья находится в центре внимания общества, Великие Князья не имели морального права повиноваться своим страстям, пренебрегая долгом.
Некоторые из Великих Князей, родственников царя, сами мечтали занять Трон. Представители высшей российской элиты не только не были защитниками Престола, но всеми силами старались разрушить его. Тщеславная придворная камарилья с помощью клеветы старательно расшатывала Трон, рассчитывая посадить на престол Цесаревича Алексея, при котором им удалось бы получить неограниченный доступ к царской казне.
Высшие классы, стремясь расширить свои привилегии, присоединились к врагам Монархии. Многие представители древних аристократических семей, таких, как князья Долгорукие, также пребывали в оппозиции к Государю.
Царь и Царица являлись примером подлинных православных христиан. Однако их грубокая религиозность была предметом насмешек со стороны светского общества, в котором произошли дехристианизация и духовно-нравственный кризис.
Великосветские дамы распространяли самые гнусные слухи о Царе и Царице. Аристократы использовали любую возможность для сокрушения Царской власти. Анна Танеева-Вырубова, близкий друг Императрицы Александры Федоровны, писала в своих мемуарах: «Распространять сплетни об Императрице, настраивать умы простых рабочих против государства было самым популярным развлечением аристократии. Вот типичный пример этой мании, его рассказала мне моя сестра. Однажды утром к ней неожиданно зашла ее свояченица, дочь очень видной дамы из аристократического общества. Ворвавшись в комнату, она с радостью выпалила: «Как ты думаешь, чем мы сейчас занимаемся? Распространением известия по всем заводам, что Императрица постоянно спаивает Императора. И все верят!» Посетители светских салонов забыли слова Спасителя: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф.12,36). Царь Давид недаром взывал ко Господу:«Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя» (Пс. 118,134). Именно в изысканных салонах Петербурга строились козни и плелись интриги против Царской Семьи.
Несмотря на кровопролитную войну, светская чернь продолжала вести прежнюю жизнь, полную удовольствий: посещала театры, клубы, рестораны, устраивала балы и вечеринки. В годы войны портные получали заказов на пошив модных платьев больше, чем в довоенное время. Анна Вырубова писала о том времени: «Когда я вспоминаю все события того времени, мне кажется, будто Двор и высший свет были как бы большим сумасшедшим домом…». Анне Вырубовой вторит и генерал А.Мосолов: «Мне казалось, что столица объята повальным сумасшествием». Это было своего рода всеобщее беснование элиты.
Подло изменила престолу и интеллигенция. Дворяне-интеллигенты, министры, адвокаты, депутаты Государственной Думы, преподаватели университетов, жившие щедротами Империи, предали Государя.
Председатель Кабинета министров граф Витте, женившись на разведенной, был обижен тем, что его жену не допустили в ближайшее окружение Царской Семьи. В отместку он снабжал репортеров скандальными историями. Во время Первой мировой войны продажная пресса ликовала по поводу неудач на фронте и объявила Царицу агентом Германии. Члены Государственной Думы верили клеветникам, что между Царским Селом и немецким штабом якобы существует беспроволочный телеграф.
Предали Государя генералы, которые в свое время принесли клятву в верности: они подписали обращение к Царю с просьбой отречься от престола. Даже Православная Церковь в лице своих виднейших представителей не выступила на защиту Помазанника Божия. Расчетливая злоба, заговоры сделали свое дело: родственники, генералы, интеллигенция, обманутый народ оставили Государя, возложив на него всю ответственность за гибель России. Последствия всеобщего предательства были ужасающими для всех слоев общества. В статье «Интеллигенция и революция» философ В.В. Розанов писал: «Насладившись в полной мере великолепным зрелищем революции, наша интеллигенция приготовилась надеть свои подбитые мехом шубы и возвратиться обратно в свои уютные хоромы, но шубы оказались украденными, а хоромы были сожжены». «Мне отмщение, и Аз воздам, говорит Господь» (Рим.12,19). И Вдовствующая Императрица, и сестры-черногорки, и чудом спасшиеся Великие Князья, и тысячи дворян, ученых, философов, писателей вынуждены были покинуть любимую Россию и испытать на себе всю горечь жизни в изгнании. Предательство элиты – одна из основных причин падения Самодержавия и гибели исторической, тысячелетней, великой Империи.
Наш известный режиссер и артист Никита Сергеевич Михалков в выпуске авторской программы «Бесогон» под названием: «Если папа коррупция, а мама – двуличие, какой у них будет ребенок?» - справедливо критикует своих коллег по цеху за их желание влиться в ряды политиков-оппозиционеров, всячески старающихся развалить государство. Одержимые непомерной гордыней, некоторые представители богемы, именующие себя «элитой», купаются в деньгах и славе. «Чего вам в жизни не хватает? Популярности не хватает?» - спрашивает их Н.С.Михалков.
Если Господь одарил их талантом сценического перевоплощения, то пусть и используют этот дар Божий на пользу себе и людям. Зачем идти в политику, в которой они мало что смыслят? Неужели не вразумляют их страшные исторические уроки? Зачем калечить и развращать души детей и юношества, вовлекая их в несогласованные акции? Зачем призывать зеленую молодежь идти на несанкционированные митинги, прививая ей нелюбовь к Родине? Эта молодежь совсем не знает истории России, а зачастую черпает сведения о ней из Ельцинского центра. Легкомысленный призыв данной части элиты идти на митинги можно объяснить лишь жаждой славы и власти над незрелой молодежью, которая не понимает всю опасность своих необдуманных поступков. Как тут не вспомнить трактат Н.К. Михайловского «Герои и толпа», в котором он пишет о склонности «толпы» к подражанию и повиновению. «Герой», по его мнению, - человек, увлекающий своим примером массу других людей на «хорошее или дурное». Толпа легко внушаема, податлива внешнему влиянию; она стремится подражать «герою».
Нашими популярными артистами, возомнившими себя «героями», движет жажда славы, желание быть на виду у публики. Прославиться можно хорошими делами, например, помощью больным деткам или старикам в домах престарелых. Желающим заработать себе подлинный авторитет следует призывать юношей и девушек делать добрые дела, направлять их энергию в нужное русло и самим на деле показать пример доброго дела, например, заняться благотворительностью, пожертвовав из своих миллионных гонораров на лечение больных ковидом, раком, туберкулезом, на помощь многодетным семьям. Надо конкретными делами доказывать патриотизм. В противном случае разглагольствование о патриотизме – всего лишь профанация.
Дорогая наша артистическая элита! И не только артистическая, но и власть имущая! Не надо раскачивать лодку, иначе можете утонуть вместе с ней, или, в лучшем случае, остаться у разбитого корыта, как старуха из известной сказки А.С. Пушкина. Простому народу не нужны ни «бунты, бессмысленные и беспощадные», ни революции, ни гражданские войны, залившие слезами и кровью Россию. А что нужно? Нужны постепенные реформы в политической и экономической сферах страны.
3. К сожалению
2. «бунты, бессмысленные и беспощадные»
1. Бога бойтесь, царя чтите. (1Пет.2,17)