Анатолию Ивановичу Полетаеву – 85 лет!

К юбилею всемирно прославленного музыканта, создателя знаменитого оркестра «Боян»

Сергей Скатов  Анатолий Полетаев  Нина Катаева 
Оркестр «Боян» 
0
12.02.2021 772

http://vif2.ru/upload/images/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%20%D0%B8%20%D0%91%D0%9E%D0%AF%D0%9D_1.jpg

https://i.ytimg.com/vi/aVhG2C7zLuE/maxresdefault.jpg

От редакции. Дорогие друзья, соратники! Сегодня, 13 февраля 2021 года, Анатолию Ивановичу Полетаеву, всемирно прославленному баянисту, дирижеру, композитору, Народному артисту СССР, создателю и на протяжении полувека бессменному руководителю знаменитого Государственного академического русского концертного оркестра «Боян» исполняется 85 лет!

Всем, кто лично знает Анатолия Ивановича, трудно осознать эту дату. Поскольку, несмотря на солидные годы, Анатолий Полетаев, этот непревзойденный авторитет и новатор Русской музыкальной культуры, по сей день в строю, бодр и духовно, и физически, активно продолжает свою многогранную творческую, просветительскую деятельность.

Анатолий Иванович давний друг нашей редакции. Достаточно сказать, что на РНЛ существует целый обширный раздел, посвященный творческому пути как самого мэтра, так и главного детища всей его жизни – блистательного Русского оркестра «Боян». Ярок, но в то же время полон тягот, испытаний был этот путь, о чем и предлагаем напомнить в юбилейный для А.И. Полетаева день.

Ниже приводим подборку статей известного публициста, исследователя творчества А.И. Полетаева и оркестра «Боян» Нины Катаевой, опубликованных в последние годы в различных изданиях, в том числе на страницах Русской народной линии.

От имени же редакции РНЛ, всех наших читателей поздравляем Анатолия Ивановича Полетаева со знаменательным юбилеем! Желаем ему сибирского здоровья и многая лета во благо России, всего нашего народа!

______________

Анатолий Полетаев: «Во власти дирижера – разрушить духовное одиночество человека…»

Беседа с народным артистом СССР, руководителем Государственного академического Русского концертного оркестра «Боян»

Январь 2017 г.

https://i.ytimg.com/vi/QymwGYpp0RQ/maxresdefault.jpg

В книге «Боян» – любовь народная» можно найти множество ярких откликов об этом оркестре. Леонид Леонов, автор «Русского леса» и мистической «Пирамиды», бывавший на концертах в церкви Святого Власия, назвал творчество Анатолия Полетаева «деянием». Почти 100 лет миновало с начала революции 1917-го, целый век перемен и потрясений, кажется, другим уже стал русский человек, но все же осталось что-то, сохраняющее нас как единый народ. Это – великая многовековая культура, музыка, одним из хранителей которой остается оркестр «Боян».

Совсем недавно в Москве, в Доме ученых, состоялся авторский концерт народного артиста СССР Анатолия Полетаева в честь его 80-летия и 60-летия творческой деятельности. Солистами, народными и заслуженными артистами России, при участии лауреата международных фестивалей Государственного академического Русского концертного оркестра «Боян», которым руководит профессор, композитор А. Полетаев, были исполнены оды, гимны, торжественные песни, молитвы во славу славянского единства. В концерте принимал участие Московский хоровой ансамбль духовной музыки «Благовест».

Через полтора года оркестру «Боян», который музыковеды за уникальность звучания называют «русским симфоническим», исполнится полвека. Особой атмосферой концерты «Бояна» обязаны руководителю-виртуозу, который умело соединил инструменты симфонического оркестра с народными. На Западе до самой перестройки блистательному коллективу аплодировали стоя, преклоняясь перед этим «островом духовного начала, олицетворяющего первозданную мощь русичей, величие культуры земли Русской».

А в Москве, с 1985 по 1995 гг., в концертный зал церкви Святого Власия в Старой Конюшенной слободе спешили ценители музыки Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Дворжака, Сметаны, Рахманинова, Свиридова. Этот зал на руинах бывшего храма построили сами музыканты, но властью Москомимущества его передали церковному приходу, и оркестр стал бездомным... Другого помещения ему не предоставили, нарушив 53 ст. Закона о культуре.

Сегодня художественный руководитель и главный дирижер оркестра «Боян» А. И. Полетаев в гостях у редакции.

– Анатолий Иванович, концерты «Бояна» волнуют слушателей до слез, как вы этого добиваетесь? Например, чем особенным вы порадовали слушателей на ваших юбилейных авторских концертах в Доме ученых и в МЧС в Обнинске?

– Как всегда, мы не стремились развлекать публику, а заставляли ее работать – и умом, и душой... Главной своей задачей считаем укрепление традиций национального самосознания, улучшение нравов и морали.

Возможно ли это на концертах? Еще как. В исполнении классики все дело в трактовке. К примеру, когда «Боян» играет финал симфонии №4 Чайковского, всегда обращаю внимание на трагические сигналы медных инструментов, которыми в кульминации автор предсказывает катастрофу, произошедшую в России в начале XX века. Чаще всего дирижеры исполняют эти «сигналы» в темпе и ритме полонезного шествия. В результате исчезает замысел крупной трагедии... В финале симфонии, когда идет разработка темы народной песни «Во поле береза стояла», я, вне традиции, приостанавливаю привычный темп у скрипок и отдаю соло балалайке, которой нет в партитуре у Чайковского. Она сначала медленно плачет, постепенно возвращаясь в заданный темп, и тема березы воспринимается уже как «дубинушка», как образ борьбы за справедливость. Так музыка в современном мире становится оружием. Мы играли эту симфонию не только в России, но и за рубежом. На Тайване публика аплодировала стоя, понимая и принимая нашу трактовку. А когда зрители аплодируют стоя, это триумф.

Или во Втором концерте Рахманинова, глубоко патриотическом произве-дении, всегда высвечиваем национальные проблемы. Этого требуют время и обстановка в стране. Именно в этом выражается соавторство композитора и дирижера. Вторая часть концерта для меня – как выход в космос, на встречу с иерархами... Рахманинов словно бы задает им вопрос: почему такой беспорядок на земле, столько драм и трагедий, несправедливости?! И ему отвечают, что человек сам выбирает себе путь. И если он не пойдет по пути, предлагаемому христианством, а будет стараться получить максимум выгоды от своей земной жизни, то предаст Создателя. И становится понятно, о чем идет речь. В музыке возникает яркий свет, возвышающийся своей энергией к Небу. Я вижу, слышу и чувствую эту энергию, заставляю оркестр её продемонстрировать. А в третьей части – «скерцо» (по-русски, шутка) Рахманинов, вооруженный советом и знанием, как бы шутя, разделывается со своими проблемами и приходит к победе невероятной силы!

Музыкальные произведения, подобные Второму концерту Рахманинова, можно пересчитать по пальцам в мировой музыке. По заключению научно-исследовательской лаборатории Минздрава, это самый энергетичный репертуар в моей практике. Эксперимент ученые проводят с помощью воды, которую замораживают, когда она примет информацию. Если мысль позитивна, получается геометрически правильная, красивая «снежинка», а если нет – клякса. Так возникает энергетическая формула, которая подтверждает, что музыка может или лечить людей или калечить.

– На юбилейных концертах зрители услышали немало ваших произведений. Так, в Доме ученых в исполнении ансамбля «Благовест» и солистов прозвучали «Ода Святому Георгию», «Гимн защитников Отечества» (музыка Чайковского), песнь «Русские – это Победа!», «Русь Святая», «Монастырский хорал», молитва «Сохрани, Господь, и спаси». Исполнялась также актуальнейшая на сегодняшний день молитва «Отцы пустынники…» на слова Пушкина, как она родилась у вас?

Представьте, познакомил меня с ней и уговорил написать музыку Николай Николаевич Дроздов. Он слышал мою «Оду Богородице» в храме Христа Спасителя, и, подойдя ко мне, сказал, что ему она очень понравилась. Спро-сил, знаю ли я молитву «Отцы пустынники…»? Я не знал. «Вы должны, – говорит, – написать музыку». И прислал мне по факсу собственноручно переписанный великий пушкинский текст. Читаю и вижу – актуальные стихи. Но решив, что не в состоянии заниматься такой трудной и ответственной задачей, ложусь спать. В три часа ночи просыпаюсь: в голове звучит мелодия. Иду к роялю, записываю. Начинаю работать. Черновик готов.

Позже узнал, что музыку на молитву сирийского богослова и поэта IV века Ефрема Сирина писали несколько композиторов. Трое в XIX веке: Даргомыжский – в жанре романса для вокалиста и фортепиано, Римский–Корсаков – в жанре католической фуги для хора, Гречанинов, эмигрировавший в Париж и писавший для католических храмов. В XX веке – известный церковный регент Чесноков. Все они использовали версию молитвы Пушкина – со слов «Владыко дней моих». А я – в XXI веке – написал музыку в форме арии для солиста, хора и оркестра, сохранив стихотворение Пушкина полностью. Приведем эти строки...

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста

И душу мне свежит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Это мое сочинение на стихи Александра Сергеевича Пушкина с успехом было исполнено солистом Дмитрием Степановичем на концерте «Православные песнопения» в зале им. П.И. Чайковского вместе с синодальным хором Алексея Пузакова и оркестром «Боян».

– Через полтора года оркестру исполнится полвека, с какими потерями и обретениями подходите к своему юбилею?

– Увы, потерян тот уровень виртуозности, который позволил оркестру получить звание академического. Кадры, воспитанные мною, ушли, потому что зарплата ниже конкурентной. Мы всегда жили за счет жесткой экономии: если требовалось, приходилось быть и шофером, и грузчиком, самому во фраке с бабочкой через весь город возить на автобусе реквизит. Когда строили церковь Святого Власия, постоянно устраивали субботники и воскресники. Рыли вручную траншеи, глубиной в два с половиной метра, прокладывали сложные коммуникации. Давали благотворительные концерты, чтобы заработать средства на реставрацию: 15 кг золота требовалось на позолоту 900-килограммового креста и куполов.

Нам помогала общественность – от студентов до академиков, и за два года мы восстановили храм по научному проекту. Помню, как на одном совещании меня атаковали около сотни настоятелей храмов: научи, как тебе удалось?! «Очень просто, – отвечал, – берете носилки, вилы, лопаты, кирки и начинайте работать вместе со всеми, иначе мои скрипачи и балалаечники не стали бы этим заниматься». В 1985 году после трехлетней реставрации храма «Боян» стал репетировать и давать концерты.

Мы прошли через череду сырых подвалов, полуразрушенных залов, заброшенных зданий, где нам приходилось хранить инструменты, костюмы и репетировать. Своими силами отремонтировали детский сад, где в условиях немыслимой тесноты записали с одним из лучших баритонов страны Поликаниным «Романсы» Рахманинова. Потом, благодаря помощи генпрокурора, нам предоставили здание кинотеатра «Зенит», из которого оркестр опять-таки выбросили на улицу. Причем после феноменально успешного концерта «Москва – Третий Рим» в международном Доме музыки.

В 2006 году по инициативе господина Швыдкого оркестр решено было ликвидировать в связи «с оптимизацией бюджетных расходов». И только благодаря поддержке участников II Собора славянских народов Беларуси, России, Украины в 2006 году в Минске, обратившихся с письмом к Президенту РФ Владимиру Путину, «Боян» выжил.

– Какие задачи ставите перед собой сейчас?

– Держимся своей опытностью, грамотностью, репертуар играем не ниже ватерлинии, а, по правде сказать, выживаем. Вместо 100 человек в коллективе теперь 35 музыкантов. У нас был концертный оркестр – не народный, не симфонический, не эстрадный, за что меня упрекали всегда, мол, нужно играть в каком-то одном жанре. Хотели, чтобы «Боян» превратился в ансамбль народных инструментов. По образованию я народник, но сейчас занимаюсь воспитанием национального русского духа в наших людях. А для этого мне нужно играть шедевры Чайковского, Римского–Корсакова, Рахманинова не на балалайках и домрах, а на симфонических инструментах.

Выполняю завет Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов: главной его задачей было возрождение русской песни и создание национального оркестра. К сожалению, сделать это он не успел. Андреев не поехал в эмиграцию со своими друзьями Прокофьевым (вернулся в СССР в 1936 г.ред), Шаляпиным, Рахманиновым и другими, а остался с оркестром в России. Выступая у чапаевцев, в окопах города Кушвы, без тулупа, в одном фраке, простудился и умер… Василий Васильевич говорил: «Как бы ни были велики страдания, принесенные от чистого сердца на алтарь служения Родине, все они искупаются счастьем ей служить». Вот эти его заповеди сохранения национального самосознания я стараюсь выполнять современными средствами. Для этого мне и нужен оркестр «Боян».

– И все-таки что стало импульсом для возникновения такого необычного коллектива?

– Национальный оркестр я создал в расцвете своей карьеры баяниста-гастролера, игравшего в лучших концертных залах в России и за рубежом. И в то же время меня, с моим ансамблем народных инструментов, отправляли с концертами для строителей железных дорог, в тюрьмы и леспромхозы, где валили лес условно освободившиеся зэки. До «концертных» площадок добирались на продуваемых во все щели автобусах, при этом видели, в какой нищете, унижении и бесправии живут люди. Они слушали нас при свете керосиновых ламп, сидя на поваленных кедрах и соснах, но я видел, как блестят у них глаза. И мы играли им не кабацкую музыку, а самую серьезную. Вот там я и решил служить своим искусством тем, кто сеет и пашет, и создал национальный оркестр. В отличие от моих малотерпеливых коллег, у меня все получилось, а дирижированию я долгие годы обучался у дирижера Большого театра Гавриила Зимина, он видел во мне дирижера.

– Случились ли какие-либо перемены в оркестре в последние два года?

– Активно стали сотрудничать с президентом Славянского форума искусств «Золотой Витязь», директором Университета культуры МЧС, народным артистом России Николаем Бурляевым. Он приглашает наш оркестр на открытие и закрытие многочисленных форумов «Золотого Витязя».Так, недавно выступали в храме Христа Спасителя. А также выступаем на мероприятиях МЧС. Выступаем в престиж-ных залах, стараемся делать интересный репертуар.

– Говорят, с исполнением «Романса» Свиридова у вас связано несколько интересных историй?

– Расскажу. Владимир Гостюхин, известный «дальнобойщик», как-то в Кремле услышал «Романс» Свиридова в нашем исполнении. После концерта все уехали на банкет, а я припозднился: собирал инструменты и реквизит. Наконец, приезжаю в концертный зал гостиницы «Россия», где праздник в разгаре, ищу себе место. И вдруг Гостюхин, увидев, что я вошел, подбегает и падает на колени. Гости в недоумении, а Владимир Васильевич поднимается и объясняет всем, что был потрясен исполнением свиридовского романса «Бояном». Это одно из его любимых произведений, и он знает, как исполняют его разные оркестры, но такую пронзительность слышит впервые. С тех пор он часто бывает на наших концертах, у него есть все наши записи.

Очень нравится, как исполняет «Боян» «Вечерний звон» и «Липу вековую», народному артисту России Александру Михайлову. «Вечерним звоном» мы как-то даже открывали его юбилейный вечер. Однажды на Днях культуры РФ в Дортмунде, когда мы играли «Вечерний звон», разрыдалась известная артистка Жанна Болотова, да так, что ее невозможно было успокоить... Интересными соображениями поделился зритель, который в церкви Святого Власия часто слушал концерты «Бояна», и «наш» «Вечерний звон» тоже пробирал его до слез. Казалось бы, мажорная музыка, слушателей никто не обижает, не причиняет им боль, что происходит с их чувствами?! Дело в том, что во время исполнения этого произведения во власти дирижера разрушить духовное одиночество человека, даже если он чисто внешне не одинок. Огромная энергетическая мощь заключена в «Вечернем звоне». Скажу даже так: когда дирижирую его, всегда разговариваю с Создателем. И стараюсь выполнить те задачи, которые Он ставит передо мной.

Возможно ли возрождение «Бояна»?

– Возможно, но для этого оркестр нужно уравнять в правах с другими академическими оркестрами, у которых есть концертные залы, спонсоры, банки, фонды, президентские гранты, которым организуют выезды за рубеж и платят достойную зарплату. Нельзя выпустить людей на ринг, сказав: «Сначала выиграйте бой, а потом будете просить».Талант нужно беречь – прописная истина. Министр культуры Мединский, к сожалению, никогда не был на наших концертах, ни разу не пригласил меня на прием, чтобы узнать о наших проблемах. Доверяется слухам недоброжелателей, а вокруг «Бояна» их более чем достаточно.

– А почему японцы так любят ваш оркестр?

– Японцы – люди чести, и в музыке остро чувствуют правду. У них первые предметы в школе – рисование и музыка. Искусство на первом плане, точные науки – на втором. Они преуспели в электронике, но им, как воздух, нужна духовность, которая приходит из русской культуры. Поэтому «Боян» для них находка. В Японии мы гастролировали трижды, и однажды приехали в город Саппоро на севере острова Хоккайдо. Встречали нас, как друзей, потому что лет шесть добивались, чтобы нас отпустили к ним. Однажды вместо нас хотели отправить Людмилу Зыкину с ансамблем, получили ответ – «Зыкина – это хорошо, но нам нужен «Боян». И вот мы в Саппоро: на каждом столбе плакат – «Боян», «Боян, «Боян», на каждом предмете – реклама нашего концерта.

А надо сказать, на Хоккайдо остро обсуждалась проблема возвращения Курил. И вдруг часа за три до концерта ко мне подходит организатор и спрашивает, проводим ли концерт. Оказывается, в зал на 1800 мест было продано лишь 700 билетов. А, по правилам, исполнитель имеет право отменить концерт, если зал заполнен менее чем на 50 процентов: падение репутации. Я сказал, что 700 человек – это тоже публика, и надо было видеть, как он был счастлив: репрессии не последуют. И вдруг слышим: через рупоры на проезжающих машинах население призывают бойкотировать наш концерт. «Русские – варвары и агрессоры, с ними нельзя иметь дело! Отнять у них острова, и не слушать их музыку!». И что вы думаете? Когда открыли занавес, в зале находилось 1800 человек! При помощи отрицательной рекламы за три часа было сделано то, что не смогли сделать за несколько месяцев.

Концерт прошел с триумфом, потом был банкет. Но перед ним я полтора часа давал автографы на дисках «Бояна». А когда они закончились, то пришлось расписываться фломастером на рукавах белых блузок японских девушек. А организаторы смиренно ждали, пока не пройдет вся очередь. Мэр города, настроенный антисоветски, на банкете сказал: «Какова бы ни была политика, мы стали свидетелями подлинно русского народного искусства, и с таким народом надо дружить!».

______________

Борьба за «Боян»

Под угрозой – знаменитый русский оркестр, созданный народным артистом СССР А. Полетаевым

Октябрь 2018 г.

В Международном фонде Славянской письменности и культуры состоялась презентация книги Сергея Скатова «Мир спасет Правда!». Журналистское расследование С. Скатова, координатора Движения «Народный Собор», председателя Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», посвящено судьбе Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», о котором мы писали не раз, и русской культуры в целом.

Почему расследование? А потому, что невозможно найти здравый ответ на вопрос, как такое могло случиться, что увенчанный лаврами коллектив, которому до самой перестройки стоя аплодировали западные слушатели, не говоря о земляках, под руководством создателя и бессменного худрука-дирижера, профессора, народного артиста СССР Анатолия Полетаева, творчеству которого посвящены искусствоведческие работы, монографии и книги, в год своего 50-летия был тихо «реорганизован», а правильнее сказать, уничтожен.

Но напомним читателю предысторию. Анатолий Полетаев, уроженец Воронежа, окончивший Гнесинку по классу баяна и дирижирования, оказался баянистом милостью Божьей: со 2-го курса (1955 год) – штатный артист Москонцерта, в 1956 г. по конкурсу едет во Францию, в Париже записывает первую грампластинку, а в 1957-м –обладатель двух Золотых медалей – на Всесоюзном конкурсе баянистов и Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве, а через год Золотую медаль баянисту вручит император Эфиопии, пораженный его виртуозной игрой. Именно в это время Полетаев проявляет себя новатором – изобретает «пятипальцевую аппликатуру» игры на баяне, защитив специальный диплом-реферат. Учеба в аспирантуре, преподавание в консерватории города Горького (ныне Нижний Новгород), создание там кафедры народных инструментов, мировые гастрольные турне, новые конкурсы и медали – все говорило о том, что Анатолий Полетаев из тех самых «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», о которых писал Ломоносов, и которых надо ценить на вес золота. Благо, что талантливые люди, с которыми сталкивала Полетаева судьба, примечали в нем этот дар от Бога и помогали в пути.

Так, учитель его, известный музыкант Гавриил Федорович Зимин, 25 лет прослуживший дирижером Большого театра, отметил редкостный полифонический слух ученика и сказал: «Бросай все, становись симфоническим дирижером!».

Когда в 1968 году Полетаев создал оркестр «Боян», ему было 32 года.

Вот что говорит о себе сам Анатолий Иванович.

«По образованию я народник и считаю себя последователем Василия Васильевича Андреева, основателя Великорусского оркестра народных инструментов. Прошло немало лет, прежде чем возник «Боян». Имя древнеславянского певца, ставшего символом духовности, народности, патриотизма, символом державности, если хотите, взяли мы неслучайно. Боян – это человек, реально живший в IV веке н.э., за шесть веков до появления христианства на Руси. Летописец, сказитель. Гимн, который он написал славянскими рунами, недавно перевели на русский язык. И удивляет то, что за 17 веков в жизни славян не произошло кардинальных изменений. Суть гимна – «Славяне, объединяйтесь от внешних врагов!» – до сих пор актуальна. Определили и место существования Бояна – район Братиславы, Карпаты. В России Бояна воспринимали не только как оракула, само имя его было достойным символом. Так, в 1902 году построили самый большой в мире крейсер – и как, думаете, назвали? «Бояном». А через пять лет в Петербурге гармонный мастер Стерлигов изготовил концертную гармонику, которую опять же за певучесть назвали «бояном». Отсюда и пошло название инструмента – баян, баянисты…

То, что понятие «Боян» очень древнее, мы осознали только тогда, когда обрели популярность в своей стране и за рубежом. От имени Советского Союза мы выступали на Днях культуры в Лондоне, Берлине, Токио, Будапеште, Праге. В 1982 году, будучи на гастролях в Японии, с радостью узнали, что нас наградили престижной в те времена премией имени Ленинского комсомола».

С признанием и наградами история повторилась, теперь оркестр «Боян» завоевывал их с той же легкостью, с какой когда-то юный баянист Полетаев. Оркестр буквально гремел, как по советским республикам, так и по всему миру. В его исполнении звучала музыка Рахманинова, Чайковского, Глинки, Свиридова, Дворжака и многие сотни произведений русских и славянских композиторов. Полетаев давал авторские концерты – он автор од, молитв, гимнов, хоралов, песней – во имя Великой Руси. С появлением многих произведений связаны удивительные истории.

Так, написать молитву «Отцы-пустынники» на слова Пушкина композитору предложил ученый и телеведущий Николай Дроздов. И прислал текст, переписанный собственноручно. Полетаев, оценив актуальность, отложил работу на завтра, лег спать. В три часа проснулся от звучавшей в голове мелодии. Начал записывать, вскоре черновик был готов.

Японцы называли «Боян» «одним из лучших оркестров СССР», болгары восхищались «изысканной и тонкой нюансировкой», шведы – «отшлифованностью и изумительным звучанием», канадцы – «несопоставимо высоким уровнем».

А дело было в новаторском духе Полетаева – в оркестр, который начинался с того, что восемь человек играли на народных инструментах, дирижер стал вплетать инструменты симфонического звучания (ударные, медные и деревянные духовые, струнные), а также, в духе времени, синтезатор и даже бас-гитару. При этом к баяну, гуслям, балалайке и домре добавлялась экзотика – брёлка, жалейка, владимирские рожки, трещотки… «Музыку мы играли разную, – говорит Полетаев, – могли сыграть все, что любит слушать публика на симфонических концертах, например, увертюру к опере «Руслан и Людмила», а также репертуар русского оркестра народных инструментов.

Мы использовали звучание рожков и жалеек, но играли на них трубачи, потому что при исполнении этого шедевра «русскости» важно было учитывать музыкальную палитру. Мы не занимались этнографией ради этнографии, нас интересовала проблема народного духа в музыке.

А жанровость – это совсем другое, сегодня многие выплывают на волне «русскости», например, Надя Бабкина, моя ученица. В свое время она была солисткой созданного мною ансамбля «Русская песня». А когда я уходил руководить оркестром Осипова, отпустил Бабкину с «Русской песней» на свободу. С инструментами, костюмами, репертуаром. Так она теперь и не вспоминает об этом. Якобы сама собой «Русская песня» возникла – «ходили-ходили девочки по факультету, и родился ансамбль...» Закон жанра. Вот и наших «ликвидаторов» удивляло то, что «Боян» не подпадал под определение ни симфонического, ни эстрадного, ни оркестра народных инструментов».

Тогда же, в 80-х, в пору взлета «Бояна», начались первые звоночки. Во владение прославленному коллективу вручили руины храма Святого Власия (XVII в.) в Староконюшенном переулке – мол, репетируйте. А когда музыканты восстановили церковь с «неземной акустикой», ее передали Патриархии, не предоставив взамен ничего.

Именно в этот храм на концерты недолгое время приходили зарубежные туристы по программе «осмотра достопримечательностей Москвы». Леонид Леонов, побывав здесь, назвал деятельность Полетаева «деянием».

Оркестр, продолжая концертировать, скитался по неприспособленным помещениям, а там и подоспело постановление тогдашнего министра культуры Швыдкого «об оптимизации бюджетных расходов», по которому «Боян» следовало ликвидировать. Полетаев защищался. Из выступления на митинге в Москве на Славянской площади: «”Боян” – это первая попытка объединить и сохранить культуру славянской цивилизации…Чиновникам мы не нужны, хотя у нас переполненные залы. Они хотят нас просто выселить на улицу… Задача наших противников состоит в том, чтобы разъединить славян и уничтожить их поодиночке. Именно поэтому «Боян» для них как кость в горле…Задача оркестра и культуры в целом – укреплять и развивать национальное сознание… Народ без культуры – это просто население…».

В защиту «Бояна» встали сразу две парламентских фракции Госдумы – КПРФ и «Народной воли» с их лидерами Геннадием Зюгановым и Сергеем Бабуриным. А в апреле 2006 года участники Второго собора народов Беларуси, России, Украины с просьбой защитить «Боян» обратились к президенту Путину. Благодаря его вмешательству оркестр был сохранен, но из очередного, отреставрированного силами музыкантов помещения – кинотеатра «Зенит» – его вновь выбросили на улицу.

Все эти годы, без господдержки, без президентских грантов и достойной зарплаты, оркестр продолжал работать. Ближе к 2017-му со стороны Минкульта началась настоящая атака. Численность Государственного и академического коллектива сократили до… 37 человек, сверху, в приказном порядке, стали назначать одного директора за другим, они прибирали власть к рукам, отодвигая создателя оркестра на вспомогательные роли (рядовой дирижер по договору).

А осенью 2017-го из департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры России директору оркестра Толмачеву поступило письмо с требованием предложить кандидатуру нового худрука и главного дирижера оркестра, провести аттестацию коллектива. И сделать это в течение недели.

Подписавший письмо директор департамента А.В. Малышев ссылался на «единогласное мнение» «экспертной комиссии в составе ведущих деятелей российской культуры». Как выяснилось, действительно, семь человек, среди которых были худрук и главный дирижер оркестра «Новая Россия» и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» Ю. Башмет, худруки хора им. Пятницкого и народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной А. Пермякова и Д. Дмитриенко, в пустом зале Чайковского Московской филармонии (зрителей не пустили) прослушивали оркестр. Ни Рахманинов, ни Дворжак, ни Свиридов, звучание которого однажды заставило любимца миллионов Владимира Гостюхина пасть на колени перед Полетаевым, а одну известную актрису разрыдаться; ни «Вечерний звон», ни «Ода Богородице» – не вдохновили экспертов. Приговор Полетаеву и оркестру был вынесен.

20 сентября на страницах «Русской народной линии» под заголовком «Не допустить уничтожения “Бояна” появилось обращение заместителя председателя Общественного совета при Минкульте РФ, сопредседателя Общественной палаты Союзного государства, члена Патриаршего совета по культуре, народного артиста России Н. Бурляева к министру В. Мединскому. Было отправлено оно и официально. Обращение к президенту РФ Путину подписали деятели культуры, среди которых были Николай Бурляев, Александр Ведерников, Валерий Ганичев, Николай Губенко, Михаил Ножкин, Дмитрий Белюкин и др. Также на имя Путина было направлено Обращение еще одной группы деятелей культуры, пришло Обращение участников Белградского Славянского конгресса – с просьбой сохранить уникальный творческий коллектив.

15 декабря 2017-го Николай Бурляев вновь обращается с письмом к министру культуры, требуя «восстановить в Уставе оркестра «Боян» должность худрука-главного дирижера с правом первого лица, ответственного за духовно-нравственное, эстетическое и профессиональное состояние коллектива». Он пишет: «На основании приговора музыкальной “семерки” департамент распорядился уволить из оркестра его создателя А.И. Полетаева, продолжить сокращение состава и сократить название до минимума – “Государственный Академический оркестр”. Были удалены три ключевых слова – “русский”, “концертный”, “Боян”.

Дух древнерусского сказителя Бояна по приказу чиновников должен покинуть оркестр. То, что создавалось талантом и кропотливым трудом выдающегося музыканта А.И. Полетаева в течение 50 лет, беззаконно уничтожено.

Этот акт вандализма, разрушающего традиционные ценности отечественной культуры, оцениваем как рейдерский захват оркестра через внедренного на должность директора г-на Толмачева, бывшего завхоза-водителя, от музыки далекого и преследующего корыстные цели. Нет сомнений, что если бы прослушивание было открытым, с присутствием публики, результат был противоположный. Мнение тайной “семерки”, подписавшей приговор дирижеру и оркестру, не разделяют выдающиеся музыканты, посмотревшие запись “расстрельного” прослушивания».

21 декабря 2017-го в Кремле состоялось заседание Совета по культуре и искусству при Президенте. О «Бояне» на нем умолчали. А 28 декабря, через неделю, вышел приказ министра Мединского об уничтожении оркестра «Боян». Правда, назывался он – «О реорганизации Федерального государственного бюджетного учреждения культуры “Государственный академический оркестр” и Федерального бюджетного учреждения культуры “Московская государственная академическая филармония”». 1 февраля 2018-го Полетаева уволили.

Но борьба за «Боян» продолжается. В феврале 2018-го «Русское Собрание», международная общественная организация, возглавляет которую главный редактор информагентства «Русская народная линия», известный публицист Анатолий Степанов, обратилось к Путину с просьбой защитить оркестр «Боян». Пришла петиция из Чувашской республики. 21 марта 2018 года Николай Бурляев на очередном заседании Совета вновь сражался с чиновниками Минкульта, ролик можно увидеть в сети.

На официальном сайте для размещения гражданских инициатив – https://www.roi.ru/ идет Всероссийское голосование по вопросу восстановления полномочий Анатолия Ивановича Полетаева, в частности, возобновления творческой деятельности оркестра «Боян».

После обсуждения ситуации с «реорганизацией» «Бояна» на презентации книги Сергея Скатова был создан оперативный штаб в защиту Анатолия Полетаева. В обсуждении приняли участие десятки известных деятелей культуры – музыканты, писатели, журналисты, ученые, юристы. Защитники оркестра намерены добиваться справедливости в суде, соответствующие письма направлены в ФСБ и прокуратуру. Доктор юридических наук, адвокат Геннадий Шило сообщил, что в Уголовном кодексе существует не менее пяти статей, по которым можно привлекать к ответственности министра и его окружение за беззаконные действия в отношении оркестра «Боян». Адвокат более года занимается этим делом, но пока получает отписки, и на днях, как он сообщил, «пошел на второй круг». Одно из негласных званий оркестра «Боян» – «национальное достояние». И когда уникальный коллектив, деятельность которого изучалась учеными разных сфер – от музыковедов до медиков, исчезает в год своего 50-летия, у общественности это вызывает много вопросов. Найти ответ – наша общая задача.

______________

Возрождение легендарного «Бояна»

Творческие встречи с народным артистом СССР А. Полетаевым в Доме ученых

Июнь 2020 г.

То, что в России произошло с уникальным оркестром «Боян», на ярмарочный лад можно было бы проанонсировать: «Только у нас, спешите увидеть!..». В самом деле, где еще так могли поступить?! В декабре 2017-го, накануне своего 50-летия, был тихо «слит» (выражение бывшего министра культуры В. Мединского), а точнее сказать, уничтожен Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» (лауреат Международного конкурса в Берлине, а также премии Ленинского комсомола), которому на протяжении полувека зрители стоя рукоплескали в Отечестве и за рубежом.

Основателем оркестра и его бессменным художественным руководителем-дирижером был блестящий баянист, народный артист СССР Анатолий Полетаев, творчеству которого посвящено множество искусствоведческих работ. По замыслу Полетаева, «Боян» был первой попыткой «объединить и сохранить музыкальную культуру славянской цивилизации», ставил задачу «укреплять и развивать национальное самосознание», потому что «народ без культуры – это просто население».

Иностранцы называли «Боян» «одним из лучших оркестров СССР», восхищались «изысканной и тонкой нюансировкой», «отшлифованностью и изумительным звучанием». А дело было в новаторском духе Полетаева.

В оркестр, который начинался с того, что восемь человек играли на гуслях, домрах, балалайках, жалейках и рожках, дирижер стал вплетать инструменты симфонического звучания, поэтому музыканты могли сыграть как увертюру к опере «Руслан и Людмила», так и композицию из русских народных песен. В исполнении оркестра звучала музыка Рахманинова, Чайковского, Глинки, Свиридова, Дворжака. Полетаев давал авторские концерты – он автор од, ораторий, молитв, гимнов и хоралов – во имя Великой Руси.

И вот, спустя пару лет, оркестр «Боян», как птица Феникс, возрождается в новом обличье. С декабря по февраль профессор Полетаев провел в Доме ученых, где не раз концертировал, три лекции-концерта, посвященных истории «Бояна». Демонстрировал видеозаписи лучших концертных номеров с участием выдающихся певцов и хоровых коллективов, а также рассказывал о чудесной особенности оркестра, музыка которого официально признана целебной. Анатолий Иванович продолжает борьбу за идеалы Святой Руси, в вечерах принимают участие музыканты, писатели, ученые, целители. Послушаем монологи музыканта.

Тайна Битвы под Москвой

– 5 декабря 1941 года под Москвой началась самая важная, с моей точки зрения, – говорит Анатолий Иванович, – битва нашей армии в годы Великой Отечественной, а русская армия, всем известно, всегда была надежным оплотом мира. И когда после всех крестоносцев и наполеонов, собрав европейские силы под немецким флагом и назвав это «борьбой с коммунизмом», объявили об очередном походе против России, и армия Гитлера добралась до самой Москвы, и кому-то стало казаться, что Россия впервые за много столетий проигрывает войну, неприятель в первый раз столкнулся с непонятным моментом. Немецкие офицеры обратились к защитникам Брестской крепости, истекавшей кровью: «Мы восхищены вашим мужеством, уважаем настоящих воинов, но поймите, Россия пала, Москва сдалась, зачем вы будете умирать со своими детьми?! Выходите, гарантируем жизнь!». Защитников поставили перед выбором, и, если бы они согласились, были бы умерщвлены, но оказались предателями. Но они не вышли, погибли, и в народной памяти остались героями. Вечным напоминанием нам, что главное в жизни человека – сохранять ответственность за свою страну, идею и веру.

Накануне Битвы под Москвой для того, чтобы поднять дух защитников, по тайному распоряжению Сталина (выполнение приказа курировал Георгий Жуков) самолет с иконой Казанской Божьей Матери трижды облетел вокруг столицы. Как ни относись к этому событию, но Москву отстояли, а в народе знали, что икона не первый раз защищала Россию.

Богородица, покровительница Москвы, помогла и на этот раз. В память об этом событии я написал «Оду Богородице», сегодня она звучит в исполнении хора им. А.Д. Кожевникова, одного из лучших баритонов России Евгения Поликанина и Натальи Ермаковой.

…За месяц «непобедимая» армия фюрера была отброшена от Москвы на несколько сот километров. И это, действительно, была самая главная морально-нравственная победа нашей армии, потому что эта победа была первой в той войне. Потом были Сталинград и Курская дуга, вся Европа и Берлин, миллионы жертв и невероятные потери – и все-таки Россия положила на лопатки своего противника. А Европа с Америкой до сих пор в истерике от нашей способности стоять насмерть, но побеждать. Сейчас у них теряется последняя надежда: еще в 90-х они в своих планах разложили Россию на куски и предполагали окончательно расщепить тело страны, провести референдумы о независимости, после чего войска НАТО приехали бы защищать «патриотов»...

«Мою Москву» вице-мэр спел с ветеранами

В 2001 году в связи с 60-летием Победы под Москвой для ветеранов войны и труда решили устроить концерт в Большом театре. Пригласили оркестр «Боян», а также человек тридцать исполнителей, выступавших с нами. Но начался концерт с того, что на сцене появился вице-мэр Москвы Валерий Шанцев и сказал, что хотел бы спеть с залом. Для нас, сидевших в оркестровой яме, это было полной неожиданностью, никаких договоренностей и репетиций не было. А Шанцев уже начинает петь «Мою Москву» Исаака Дунаевского, написанную на стихи Марка Лисянского и Сергея Аграняна, пришлось включаться. Зал, конечно, поддержал вице-мэра. Позднее песня стала официальным гимном Москвы.

«Чтобы солдат улыбнулся»

Среди видеозаписей, которые демонстрирует Полетаев, встречаются поистине уникальные. Например, интервью с балалаечником-виртуозом, народным артистом РФ Михаилом Рожковым, которого Кароян называл «Паганини русской балалайки». Со своей балалайкой он прошел всю войну, с первого дня до последнего. «К оружию нас приучали в детские годы, – рассказывал Михаил Федотович, – и оно нам здорово пригодилось. Все мальчишки стреляли хорошо из всех видов, и, надо сказать, что люди, познакомившиеся с оружием с детских лет, сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. Ну, а балалайка моя, конечно, была рядышком, она привыкла петь вместе с народом российским. Однажды наш ансамбль балалаечников направили на Калининский фронт. Там нас послушал генерал-полковник Конев и сказал:

“Вот что, ребятки, вы грустные мелодии придержите, попозже сыграете, а сейчас дайте веселые мелодии, чтобы солдат улыбнулся! Вот ваша святая задача – заставить солдата улыбнуться на войне”.

Конечно, мы старались, тем более моя балалайка давала мне возможность повеселиться, и мы веселились! Выполнили свою задачу. На фронт приезжали военные ансамбли, в которых были певцы, танцоры, другие артисты, каждый делал свое дело, а я не расставался со своей балалайкой». В исполнении Михаила Рожкова, Ансамбля балалаечников и оркестра «Боян» прозвучал знаменитый «Вальс Фавн» Василия Андреева.

На следующей видеозаписи русский бас Александр Ведерников в сопровождении оркестра «Боян» спел «Заветный камень» Бориса Мокроусова.

Полетаев комментирует разницу между двумя понятиями: «Вокалисту достаточно быть молодым и обладать красивым тембром, а певец – это тот, кто поет так, как Ведерников или Штоколов, выступавшие с нашим оркестром. Такими были все русские басы, таким был Шаляпин».

«Старушка пустую тележку катала…»

«Борьбу за Победу вели не только воины армии, но и те, кто, без еды и сна, сражался в тылу, делая снаряды, танки и самолеты. Владимир Самарин, сотрудник “Оле Лукойе”, стал автором нескольких сборников стихов после того, как вмешались мы, его друзья, и заставили издать стихи. А то так бы и продолжал писать “в стол”, для себя. Он пишет и о героях тыла».

Самарин был на вечере и прочитал стихотворение «Наши долги», написанное в 90-х, когда ветераны войны и труда переживали трудные времена.

Старушка пустую тележку катала \В большом магазине, где много света.\Она все кружила, и в мыслях решала \Задачку, решения которой нету. \Задача простая, с рождения мира, – \О хлебе насущном, уж коли прихватит, \Купить молока иль пачку кефира, \На то и другое ей денег не хватит. \Уж так получилось, и дочка больная, \Сама свою ношу несет еле-еле, \И пенсия, как и у всех, небольшая, \И будет на следующей неделе.\Вот так «справедливо» устроен наш мир, \Она приняла наконец-то решенье: \«Ну что же, – вздохнула, – кефир так кефир»,\И вроде улучшилось настроенье.\А дома в комоде все что-то искала,\ «Вот, вроде, монета?» \Да только, увы, на выцветший коврик \Из сумки упала – медаль ее «За оборону Москвы».

«Не теряю надежды, что Россия воспрянет, и у нас появятся силы для того, чтобы восстанавливать справедливость в жизни», – резюмировал Анатолий Иванович.

О формулах, иероглифах и нотах

– Если кто-то надумает отравить людей через воздух и воду, этих бандитов назовут террористами, и ими будут заниматься правоохранительные органы. Грязной же звуковой средой, наносящей колоссальный вред здоровью всех, не занимается никто. А тем временем среда эта становится модой, входит в привычку, студенты-математики привыкают решать свои задачи под эту «музыку». Но тем не менее с ней можно бороться с помощью музыкальной терапии, когда лечение проводится без препаратов. И этим давно занимаются в Китае, Индии, Тибете, Таиланде, где есть своя культура и знания. Почему бы и нам не взять на вооружение этот опыт?

Напомню, как музыка «Бояна» была признана целебной. Началось все с того, что однажды на концерт пришла врач, кандидат медицинских наук Таисия Андреевна Кузнецова, ветеран войны, и сказала, что занимается музыкальной терапией и считает наш оркестр самым энергетичным в Москве. О подобном в ту пору я и не слышал, но она привела специалистов, которые замерили зал до концерта «Бояна» и после, и показали мне результаты, которые свидетельствовали о позитивном воздействии музыки на людей.

Первые эксперименты в специальной лаборатории были проведены доктором биологических наук Станиславом Зениным, и Минздрав РФ выдал нам Сертификат об оздоравливающем воздействии музыки «Бояна» на слушателей.

Люди с нарушением баланса в организме, в частности, с «пробоями» в области щитовидной железы, полностью восстанавливались в течение нескольких сеансов.

Потом мне объяснили, что звуки, как любая энергия, лечат болезни, просто нужно смотреть, в чьих руках находятся музыкальные инструменты, добро или зло защищают. Музыку я сравнил бы с иероглифами, каждый из которых обладает огромной емкостью знаний. Или с шахматами: начинающие игроки ошибочно думают, что постигли игру, но даже мастера спорта не знают всего до конца. Чтобы выигрывать, надо быть гроссмейстером. Некоторые вслепую играют на двадцати досках и выигрывают все партии, только представьте, каков уровень подготовки. Также и математики, окончившие университет, и работающие на высшем уровне, тоже не все знают о своем предмете. Но у иных при взгляде на незнакомую формулу открывается космос, и тому, чтобы понять ее, они посвящают целую жизнь. Так и в музыке, разве возможно достичь успехов в такой сложной профессии, не умея разбираться в тонкостях нот? А у нас как: когда видят, что из ребенка ничего не выйдет, не хватает ему памяти и сообразительности, определяют в музыкальную школу – Бетховеном заниматься, а это сложнее, чем математикой.

«Война и мир» против Третьей симфонии Рахманинова

Чтобы понимать смысл, философию и интеллект в музыке, надо много учиться, лишь тогда она обретет для вас голос. Лично для меня Третья симфония Рахманинова даже выше, чем «Война и мир» Толстого, но, чтобы так сказать, нужно хорошо разбираться в музыке. Роман прочтем и оценим, в меру возможностей, а симфония Рахманинова таит в себе такие знания, чувства и состояния, которые доступны не каждому. А что предлагают нам по радио и ТВ – в лучшем случае, час хорошей поэзии, но в основном музыку в ликеро-сладких аранжировках; профессионалы такие блюзы выдают, просто восторг.

Но слушая их, словно принимаешь препарат, несущий тоску и печаль, и минут через сорок уходишь угнетенным, даже не понимая, как опасен этот «ликер», особенно в больших дозах. И такую музыку нам предлагают уже как нечто привычное, почти как воду, и человек не может от нее оторваться, как алкоголики и наркоманы не способны расстаться с неправильным образом жизни.

Музыка и звуковая среда – такая же энергия, имеющая молекулярное строение и воздействующая на организм, и эти знания нужно давать детям со школы. Заниматься этим следует с той же ответственностью, как и национальным самосознанием. Но и национальным самосознанием никто не занимается в учебных заведениях, более того – это считается знаком шовинизма и нацизма. Тогда как в России, многонациональной стране, с помощью всех этих знаний нужно помогать населению налаживать жизнь».

Триумф на Тайване

В ноябре 1999 года у нас были гастроли на Тайване, где 25 млн населения. Ездили небольшим составом, на свой страх и риск, потому что на острове только что было землетрясение. Выступали в пяти городах, в каждом – филармония, симфонический оркестр и консерватория, так что музыкальная культура на высоте. Как, собственно, и в Японии, где первыми предметами считаются рисование и музыка, и это тот подход, который дает возможность высоко развиваться и точным наукам. Неслучайно так высоки достижения японцев в промышленности и электронике. По контракту на Тайване мы должны были играть только классику, никаких народных инструментов, костюмов и песен. Спрашиваю: «Чайковский и Рахманинов подходят?» – «Да-да». Для исполнения знаменитого Второго концерта Рахманинова пригласили известного китайского пианиста Рюи Би Чена. Успех был феноменальный.

После того как отыгрывали основную программу, начинались короткие номера на «бис». Играем «Чардаш» Монти, «Танец с саблями» Хачатуряна и «Гусарский марш» Свиридова. И вы можете видеть на любительской съемке моих друзей, какие громовые овации сопровождают каждый номер. Зрители словно сошли с ума, они аплодировали стоя, кричали, свистели, не отпуская нас со сцены. Это был ажиотаж, настоящий триумф.

Показывая эти кадры, хочу сказать не столько об успехе «Бояна» на Тайване, сколько показать, как создается коллективная лечебная аура, когда человек попадает в такую среду, в которой начинает чувствовать себя, как в теплой радоновой ванне, которыми без всяких лекарств лечат у нас на Камчатке.

И эти способы лечения надо изучать, подобно тому, как делают это в США, где музыкальная терапия признана официальной методикой лечения.

«Боян» и «эксперты»

На Международной выставке научных достижений в городе Брно в Чехословакии мы были живым экспонатом, демонстрирующим, как с помощью музыки можно восстанавливать многие функции в организме человека. Посмотреть на выступление «Бояна» тогда приходил премьер-министр ЧССР Любомир Штроугал. Выступали мы и на международной выставке в Бухаресте, в Румынии, а также на Выставке космических достижений в Швеции. Трижды гастролировали в Японии, были с концертами в Британии, Югославии и других странах. И всегда это были успешные выступления, поэтому я не пойму, как могут наши футболисты ездить на матчи за рубеж, если не умеют выигрывать? Не умеете побеждать – не ездите, чтобы болельщикам не было за державу обидно. А «Боян» на любых концертах за рубежом был победителем, и это без всяких грантов со стороны государства, телекамер и телережиссеров, которыми «награждали» наших конкурентов.

Мои мысли о необходимости воспитания национального самосознания в людях и борьба за экологически чистую звуковую среду были не по нраву нашим противникам, поэтому они так стремились уничтожить «Боян».

Отобрали в 1995-м храм Святого Власия (XVII в.), восстановленный нашими силами, уничтожили Центр славянской музыки в здании бывшего кинотеатра «Зенит» на Таганке, не давали развиваться оркестру, и в декабре 2017-го, наконец, уничтожили «Боян» окончательно. Слава Герострата досталась министру Мединскому и семерке ангажированных «экспертов», среди которых были худрук и главный дирижер оркестра «Новая Россия» и камерного ансамбля «Солисты Москвы» Башмет, худруки хора им. Пятницкого и народного ансамбля «Россия» им. Зыкиной Пермякова и Дмитриенко и другие. Приговор вынесли в пустом Зале Чайковского Московской филармонии, зрителей туда не пустили. Оркестр «реорганизовали», изгнав имя древнеславянского сказителя Бояна. Известные музыканты и дирижеры, профессора, народные артисты и заслуженные деятели искусств России В.А. Овчинников, И.Ф. Обликин, А.А. Муравлев, В.В. Афанасьев, В.В. Чистяков, А.Л. Дудин, Б.М. Егоров, О.А. Блок протестовали, но их протест проигнорировали.

Жива «Русь Святая»

«Часть видеозаписей нашего оркестра сгорела, когда квартиру мою пытались поджечь, – говорит Полетаев, – но многое предстоит оцифровать». И предлагает послушать свой «Монастырский хорал (Молитва о России)» на стихи иеромонаха Романа и ораторию «Русь Святая. Путь к идеалу», которую он написал 35 лет назад, когда начал заниматься композицией. «Монастырский хорал» поют более семи коллективов в России, в том числе Ансамбль им. Александрова, Сибирский хор и «Хоровое вече Сибири».

Как видим, ничто не остановит подвижника на пути просветительской деятельности, центром которой он считает изучение и сохранение экологически чистой звуковой среды, на пути продвижения дорогих ему проектов, таких как «Монастырский хорал» и «Русь Святая».

Не перечесть наград, которыми отмечен народный артист СССР Анатолий Полетаев, но Золотая медаль имени Георгия Свиридова, которую в честь 50-летия оркестра «Боян» вручил ему в храме Христа Спасителя президент Форума славянских искусств, народный артист России Николай Бурляев, – конечно, одна из самых дорогих.

А завершим текстом Полетаева из оды «Русь Святая». Просто так такие слова не рождаются.

«Русь многострадальная, \Русь – милая Мать моя, \Русь славянская, \Русь православная.\Смелая, вольная,\Гордая, светлая, \Жизнь отдам за тебя, \Русь Святая.\В покаяньи, но в радости,\Избиваема, но не сломлена,\Изранена, но исцеляешь,\Раздроблена, но единяешь.\Оживляя, пробуждаешь,\Вдохновляя, преображаешь, \Потому что ты – наша Родина,\Русь Святая!»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Загрузка...
Сергей Скатов
Самозванцы
О природе российских «элит»
03.04.2021
Анатолию Ивановичу Полетаеву – 85 лет!
К юбилею всемирно прославленного музыканта, создателя знаменитого оркестра «Боян»
12.02.2021
Постановка? Чья? Зачем?
К осознанию протестного самосожжения нижегородской журналистки
26.10.2020
Не перевелись на Руси богатыри Русские!
Олегу Юрьевичу Кассину – 55 лет!
06.06.2020
Все статьи Сергей Скатов
Анатолий Полетаев
Интервью о Владимире Бесфамильнове,
известном советском баянисте, Народном артисте Украины
05.07.2021
Сергей Рахманинов, Концерт №2
(Первая часть и финал)
07.06.2021
Концерт, посвященный 80-летию Анатолия Полетаева и 60-летию
его творчества. Центральный дом ученых на Пречистенке
27.04.2021
Все статьи Анатолий Полетаев
Нина Катаева
«Неслучайно у витязей шлемы похожи на купола храмов»
Николай Бурляев представил годовую программу XII Славянского форума искусств
12.05.2021
О чем помнит кровь…
В Третьяковке отметили юбилей народного артиста СССР Юрия Соломина
31.03.2021
Анатолию Ивановичу Полетаеву – 85 лет!
К юбилею всемирно прославленного музыканта, создателя знаменитого оркестра «Боян»
12.02.2021
Владимир Костров: «Не зря говорят: спасется Россия – спасется мир…»
Беседа с известным поэтом о творчестве и не только
04.01.2021
Все статьи Нина Катаева
Оркестр «Боян»
«Вы и сегодня – камертон чести и принципиальности, отваги и трудолюбия…»
Продолжают поступать поздравления с юбилеем Анатолия Ивановича Полетаева
16.02.2021
«Русские – это победа!»
К 85-летию Народного артиста СССР Анатолия Полетаева
13.02.2021
Анатолию Ивановичу Полетаеву – 85 лет!
К юбилею всемирно прославленного музыканта, создателя знаменитого оркестра «Боян»
12.02.2021
В Москве состоится уникальный концерт
В конференц зале РГБ выступает Сергей Скатов в сопровождении оркестра "Боян"
22.11.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
Отрицание подлинности останков носит научно-обоснованный характер
Новый комментарий от Анатолий Степанов
24.07.2021 06:57
Показательно и жёстко
Новый комментарий от учитель
24.07.2021 02:17
О возвращении Русской Церкви отобранных землевладений
Новый комментарий от Тюменец
24.07.2021 02:16
Перестройка началась с Хрущёва
Новый комментарий от учитель
24.07.2021 02:05
Покаяние за предков
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.07.2021 01:37
«Ничего нельзя навязывать, но нужно объяснять»
Новый комментарий от Андрей Карпов
23.07.2021 21:56
Нужен Поместный Собор Русской Церкви!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.07.2021 20:18