От патриарха скрывают правду?

Благая идея канонизации народных героев К. Минина и Д. Пожарского, кажется, оборачивается скандалом

0
53
Время на чтение 8 минут

Источник: Русский Вестник

   
Память К. Минина и Д. Пожарского должна быть увековечена! Более того, эти народные герои заслуживают канонизации! Разве найдется русский, тем более православный человек, кто бы стал здесь спорить? Однако… Все обращения инициативных групп по решению этих вопросов в соответствующие инстанции пока положительным результатом не увенчались. Конечно, трудно спорить с Патриархией, с ее Синодальной комиссией по канонизации святых. Никогда прежде этого не делал. Но – что поделать?

Спор возник сам собой, как бы естественно. Поводом послужили многочисленные публикации в центральных СМИ в канун нынешнего празднования Дня народного единства, а еще 4 ноября – День Казанской иконы Божией Матери.

Чуть позже на страницах, к примеру, информпортала «Русская народная линия» по поводу писал: «На днях заведующий отделением апологетики Православного Свято-Тихоновского государственного университета (ПСТГУ) протоиерей Александр Тимофеев в интервью РИА Новости заявил, что руководители народного ополчения, освободившего Москву в 1612 году, князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин могут быть предложены для причисления к лику святых».
      
   «Скажем так, это возможно, – пишет дальше портал. – Многое зависит от того взгляда на человека, который нам история донесла, потому что не всех героев мы прославляем: бывает так, что человек совершил очевидно героический поступок, а в чем-то другом, допустим, был не прав или не так поступил. Поэтому комиссия по канонизации всегда старается полностью исследовать все... Что касается Минина и Пожарского – если у нас есть, скажем так, народное движение, то, я думаю, комиссия по канонизации, которая в первую очередь обязана исследовать полностью все исторические документы, очевидно, примет это во внимание. Если никаких, скажем так, сомнительных фактов не будет и все будут согласны с тем, что это действительно образец, тогда, я думаю, это будет предложено», – сказал священнослужитель РИА Новости.

Читаем далее: «Слово “канон” буквально означает “образец”, и в отношении святого обозначают, что его жизнь и дела предлагаются в таком качестве, подчеркнул он.

«Тут важен такой момент: чтобы не было сомнений. Думаю, что если будет у нас какое-то хорошее широкое обсуждение, исследование, то это будет обсуждение и исследование исторических источников, касающихся личностей гражданина Минина и князя Дмитрия Пожарского. Может быть, это имеет смысл, но я сейчас не хочу чего-то предрекать, потому что сам не знаю всех исторических документов», – добавил протоиерей Александр Тимофеев.

В свою очередь, член Cинодальной комиссии по канонизации святых профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин сообщил агентству, что не встречал инициатив по канонизации Минина и Пожарского. «Мне неизвестно, что эта тема когда-то официально обсуждалась в Церкви, хотя я вхожу в комиссию по канонизации святых. Может быть, кто-то когда-то на эту тему как-то и обмолвился, но никакой подготовки к такой канонизации, насколько я знаю, не велось… Возможно, нет материалов об их жизни, помимо решающего участия в освободительной войне», – сказал историк Церкви РИА Новости.

«Те, кого сегодня мы почитаем как национальных героев, в ту пору по большей части были благочестивыми людьми, но даже это не значит, что они непременно святые, хотя и многие князья древнерусской эпохи прославлены в лике святых», – заключил он. Конец цитаты.

И я, читатель… возмутился!

Как это – «нет материалов об их жизни»?! Как это – «…неизвестно, что эта тема когда-то официально обсуждалась в Церкви»?!

Итогом моего «возмущения» стала публикация на той же РНЛ от 12 ноября с.г. «Святые или нет? К дискуссии о канонизации, церковном прославлении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского». В данной публикации автор сослался на свою давнюю, 20 лет тому назад (!) работу, по сути исследование, которое так и называется: «Прославление К. Минина и Д. Пожарского в свете православного канона, русского летописания и историографии Смутного времени». До сих пор «висит» на многих православно-патриотических сайтах.

В преамбуле к публикации я сообщал: «…более года тот материал писал, “облазив” все ведущие столичные библиотеки и архивы (жил и работал тогда в Москве). В июле 2004 года показал работу О.Ю. Кассину, с которым крепко к тому времени сдружился. От Общероссийского общественного движения «Преображение», которое Олег Юрьевич возглавлял (Движение «Народный собор» мы создали годом позже), составили Обращение к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. И пошел я тотчас в Чистый переулок – в Патриархию…

 Как-то описывал тот мой «поход»:

 «…принял заведующий канцелярией отец Владимир. Полтора, если не все два часа мы тогда проговорили. Эх, и дотошлив же оказался седовласый батюшка! Но и очень добрый, сердечный какой-то... В конце беседы подвел черту:

 – Обещаю. В ближайшее время ляжет на стол Святейшему!

 То, что Святейшему “легло”, мы убедились, и довольно скоро! …в сентябре 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с инициативой вернуть 4 ноября его традиционный статус, сделать этот день выходным, а празднику дать название – День народного единства... На 4 ноября – Дне Казанской иконы Божией Матери сконцентрировал свое внимание Святейший, этой дате в моей работе было уделено немало места. С канонизацией же народных героев, как полагаю, решил не спешить. Но повторюсь: церковное прославление, причисление к лику святых в Русской Православной Церкви – вопрос этот весьма и весьма непростой! Достаточно сказать, что великий русский полководец Дмитрий Донской канонизирован Поместным собором РПЦ только в 1988 году».

 Написал все это, а потом задумался… А прочитают ли на каком-либо сайте этот мой материал, в том числе Патриарх?

 И – скоро пишу к Святейшему Патриарху Кириллу обращение, непосредственное: «…обращаюсь к Вам с убедительной просьбой: ознакомьтесь, пожалуйста, с моей недавней публикацией на Русской народной линии. Речь в материале, довольно обширном, идет о вновь возникшей в православных кругах дискуссии по поводу канонизации, церковного прославления русских народных героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского». Пишу и отсылаю «тайно», на Его Канцелярию.

 Ответ не замедлил себя ждать.

 «Уважаемый Сергей Васильевич! Мне было поручено ответить на Ваше письмо, обращенное к Святейшему Патриарху Кириллу…» – отвечает мне секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Владимир Воробьев. Между прочим, убеленный сединами и авторитетнейший в Русской Православной Церкви человек.

 Но вот что батюшка пишет: «Вы ошибаетесь. Если какой-либо художник написал “икону” некоего человека, он не становится из-за этого святым “автоматически”. К тому же встает вопрос: как мог “известный русский иконописец” написать икону не прославленным в лике святых Русской Православной Церковью подвижникам благочестия?» Здесь нужно добавить, что к своей публикации про Минина и Пожарского я приложил изображения икон, героям посвященные. При этом упомянув, что «как минимум» наши герои уже месточтимые святые!

 Еще одним аргументом «против» стало утверждение батюшки: «За последние 10 лет в Комиссию не поступило ни одного обращения ни от правящих архиереев, ни от мирян, содержащего просьбу о канонизации Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского». Поскольку «не было» таких обращений, о. Владимир извещает: «Инициировать канонизацию может правящий архиерей той епархии, где похоронены Минин и Пожарский или где они прожили большую часть жизни».

 Однако захоронение Димитрия Пожарского не один раз утрачивалось (в Суздале). В знаменитом Михаило-Архангельском соборе Нижегородского кремля, увы, покоятся останки отнюдь не Кузьмы Минина, хотя существует надгробная плита, о чем подробно пишу в упомянутом выше исследовании.

Покоятся под памятной плитой мужчина, женщина и подросток… Останки Кузьмы Минина утрачены.

 К кому по поводу канонизации героев, кроме как к Патриарху, обращаться? Да и сколько можно обращаться?..

В той давней работе, 20-летней давности, в литературно-художественном журнале «Искры» (приложение к газете «Русское Слово», № 17, 1916 г.) писал: «8 мая (по ст. ст. – С.С.), в день торжества по случаю 300-летия кончины Козьмы Минина, повсеместно в городах империи состоялось чествование памяти великого нижегородского гражданина. Повсюду отслужены торжественные панихиды в присутствии представителей власти, сословий и многочисленных молящихся... Но особенно торжественно отпразднован этот день на родине Минина – в Нижнем Новгороде, и в Москве. Крестный ход в сопровождении великого князя Георгия Михайловича шел по пути, по которому Минин вел нижегородское ополчение на спасение Москвы». Процессия вышла на Благовещенскую пл. (ныне – пл. Минина и Пожарского): «При полной тишине среди многочисленной толпы раздалось стройное пение “вечной памяти” Козьме Минину». И хотя в тот день в Н. Новгороде немало было светских мероприятий (парад войск и воспитанников местных учебных заведений, «слава» Минину и патриотические гимны в исполнении тысячного сводного хора, торжественное заседание Городской думы и ученой архивной комиссии с приглашением гостей из многих регионов страны и т. д. и т. п.), торжества в целом как в Н. Новгороде, так и в Москве, по всей России, отмечали «Искры», носили ярко выраженный «церковный характер». А теперь вдумаемся: кто еще из подвижников Веры и Отечества удостаивался у нас подобного почитания? Имен таких – наперечет, хотя подвижниками Святая Русь полнилась и полнится.

А незадолго до описываемого события, в 1913 году, в год 300-летия династии Романовых, император Николай II лично заложил в Н. Новгороде памятник К. Минину и Д. Пожарскому. А еще годом ранее, в 1912 году, Русской Православной Церковью, спустя 300 лет после кончины, был канонизирован один из деятельных участников освободительного движения Смутного времени, духовный ее предводитель Патриарх Гермоген...
   И еще пишет о. Владимир: «Инициировать канонизацию может правящий архиерей той епархии, где похоронены Минин и Пожарский или где они прожили большую часть жизни». То есть «спихивает» меня и единомышленников на митрополита, который… вряд ли пойдет против мнения Патриархии, ее Синодальной комиссии!

И что меня особо «напрягло».

«Мне было поручено ответить на Ваше письмо, обращенное к Святейшему Патриарху Кириллу…» – пишет о. Владимир. Следовательно… Следовательно, Святейший мое письмо не читал. Не дошло до Святейшего.

Что ж, многое и для многих наши Послания не доходят.

Но вот, к вашему сведению, очередное Обращение к Святейшему по поводу канонизации Минина и Пожарского. От немаловажных людей в России.

Очередной православно-патриотический портал пишет: «27 сентября 2012 года, на День Крестовоздвижения, в Москве, в Международном фонде славянской письменности и культуры прошло собрание православно-патриотических организаций на тему: “400 лет Народному подвигу”. Собрание состоялось по инициативе Общероссийского общественного движения «Народный Собор», оргкомитета Пожарских чтений, Фонда содействия постановке памятника Патриарху Гермогену при поддержке других общественных организаций.

Собравшиеся вновь вернулись к вопросу о необходимости канонизации, церковного прославления народных героев – нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского, в связи с чем собрание приняло отдельное обращение на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и членов Священного синода Русской Православной Церкви, в котором, в частности, говорится: «…по нашей вере, по нашему убеждению, ратный и духовный подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского равнозначен деяниям святых благоверных князей земли Русской Александра Невского и Дмитрия Донского».

В мероприятии приняли участие представители научного сообщества, общественности, священнослужители, деятели культуры и искусства из Москвы, Н. Новгорода, Иванова, других регионов России.

 «Для обращения в Комиссию нужно собрать сведения о современном народном почитании их и о чудесах, происходящих по молитвенном обращении к ним…» – пишет в своем официальном ответе протоиерей Владимир. Согласен.

Будем и далее собирать. Уже 400 с лишним лет эти «сведения» собираем.

Но, по-моему, собрали. А вам, читатель, не кажется?

И еще одно обстоятельство.

Благодаря Подвигу Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского мы, Русские, и живы до сих пор!

Не чудо ли?
   
 Сергей СКАТОВ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Васильевич Скатов
Шах и… мат?
Как я боролся со сквернословием среди детей в микрорайоне…
29.11.2024
Святые или нет?
К дискуссии о канонизации, церковном прославлении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
12.11.2024
Дорогами единства
Чувашская и нижегородская общественность продолжают культурно-патриотическую акцию ко Дню народного единства
05.11.2024
Памяти митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)
В Нижнем Новгороде открыт сквер имени приснопамятного владыки…
12.10.2024
Купно заедино!
Размышления в связи со 100-летием Союза писателей Чувашской Республики
23.11.2023
Все статьи Сергей Васильевич Скатов
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.12.2024 04:26
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
17.12.2024 21:38
Гражданская сознательность в условиях окончания СВО
Новый комментарий от Алексей Ощепков
17.12.2024 19:49
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Elenaelena
17.12.2024 19:44
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Фиалковский
17.12.2024 16:56
Он не прятался за спинами, шёл с открытым забралом
Новый комментарий от Русский танкист
17.12.2024 16:13