Еще 5 февраля на базе Варнавинского муниципального округа, по сообщению СМИ, состоялся Координационный совет, посвященный 580-летию со дня преставления преподобного Варнавы Ветлужского. Председательствовал на совете епископ Городецкий и Ветлужский Парамон. В мероприятии приняли участие: депутат Государственной Думы А.А. Кавинов, замгубернатора Нижегородской области А.Н. Гнеушев, глава Шарьинского района Костромской области Н.С. Глушаков и, разумеется, представители местной власти – руководители района.
Затем события перенеслись в Варнавинский центр имени Героя России А. Перова. Многие присутствующие выступили, поминая Варнаву Ветлужского. В перерывах между выступлениями православный хор молодых ребят, коих привез из Н. Новгорода проректор, преподаватель Нижегородской духовной семинарии А.В. Дьяконов, который был ведущим мероприятия, исполнил духовные песнопения. Все прошло на высоком, столичном уровне, и это в такой глухомани, как Варнавино.
Тогда добираясь до райцентра, не мог не смотреть из окна машины по сторонам. И вспоминал.
Дело в том, что мой покойный папа родом именно из Варнавинского района. И в детстве меня летом на месяц-два родители забросят к бабушке и дедушке в деревню, я и бегаю там голоштанный… «Набегался» так, что стал интересоваться историей своей семьи. Вскрылось удивительное
Оказывается, наш предок – воевода из пугачевского стана по прозванию Потём. А когда разгромили «восстание», то скрылся в костромских лесах. (Варнавинский уезд до революции относился именно к Костроме, а это тайга.) Предки мои основали тогда поселение, а потом и село – за свой счет храм Николе Угоднику построили. И 200 лет были при храме церковными старостами! Меня, например, крестила бабушка Анна. В месяц ей внука после рождения привезли – на Сергия Радонежского.
Вопрос, однако: а как сельская жительница могла быть церковной старостой? Что, мужиков на селе не хватало? Не хватало.
Старостой был мой прадед, но уже старенький стал. И сельским сходом избрали старостой его старшего сына, Александра, т. е. двоюродного моего деда. Были это в 30-е года прошлого века. К этому времени ни одного храма в Варнавинском районе не осталось: церкви все «позакрывали», батюшек арестовали, а то и расстреляли, а обряды-то кому проводить? Нужно же крестить, венчать, отпевать… Церковному старосте такое право в отсутствие священнослужителя дано.
Но возвращаюсь к последней поездке в Варнавино… К Варнаве Ветлужскому.
Разрешите процитировать мой давний материал, когда о Варнаве Ветлужском писал:
«Преподобный Варнава Ветлужский родом из Великого Устюга, где священствовал. Однако в 1417 г. покинул родной город, отправился в долгий путь вниз по Волге, поселился на высоком берегу реки Ветлуга, волжском притоке, на Красной горе (красный – значит, красивый). И не было тогда вокруг человеческого жилья. Здесь, по словам автора жития, “Богу работая в псалмопении и молитвах, питаясь былием и вершием дубовым”, провел почти тридцать лет. Здесь же скончался в преклонных годах в 1445 году.
И предсказывал тем, кто его в уединении стал посещать, что в этой основанной им обители “умножит Бог житие человеком, а на месте его жительства будут жить иноки”. И верно: на Красную гору пришли вскоре “от разных стран” иноки, заложили знаменитый Троицко-Варнавинский мужской монастырь. За монахами потянулся мирской люд и “размножашеся по всей той реке народ мног даже до великия реки Волги”, и возник уездный город Варнавин.
Житие Варнавы составил иеромонах Иосиф (Дядкин) в 1639 году. В том же году велением Патриарха Иоасафа для удостоверения чудес при гробе преподобного были освидетельствованы его святые останки.
В дореволюционные времена на Варнавинскую годину, в День памяти преподобного (24 июня по н. ст.), к могиле святого в уездный центр со всей России стекались десятки тысяч верующих, мощам, его образу поклоняясь.
После “Великой Октябрьской” храмы в честь Варнавы Ветлужского разрушили, его иконы пожгли. Раку из серебра с мощами святого вскрыли, переплавили. Мощи по сей день не обретены (по преданию, утаены верующими где-то на территории бывшего Троицко-Варнавинского монастыря).
Кто для России, для православного мiра Варнава Ветлужский был, есть и будет? Преподобный! То есть трудами своими, жизненным подвигом, мыслями, молитвами о всех нас подобный Богу!»
И вот добираюсь до райцентра, смотрю по сторонам…
Поля заброшены, никто не пашет и не сеет. Сорняками поросло… Многие дома-строения порушены, набок лежат, т. е. люди или вымерли, или покинули родные края… А я же совершенно иные картины помню!
Помню, обихожено все было, и очень красиво! Лен даже сеяли! Льняные снопики стояли по полям. Сейчас, друзья, попробуйте купить где-то льняную рубаху – не найдете! А лен, льняное масло очень даже полезны для здоровья! Народ по тропам и дорогам массово ходил, ребятишки бегали… Медведя как-то из автобуса видел – спешил мишка куда-то… А ныне? Пустыня.
Варнавинский район, или округ, как его сейчас называют, один из самых отсталых в Нижегородской области. В экономическом плане. Некогда даже заводы на этой территории были – кирпичный, стеклозавод... А уж колхозы и совхозы работали во всю мощь! Тут тебе и молоко, и мясо, и тот же лен
На мой взгляд, район погибает. Пусть кто-то переубедит меня в обратном. Но выход из тяжелой ситуации есть!
На протяжении многих лет, десятилетий и в личных разговорах со всяким начальством, и с трибун, и в своих публикациях убеждаю и убеждаю: необходимо восстановить, возродить Троицко-Варнавинский монастырь! Это будет «второе Дивеево», что и было в дореволюционные времена.
Как это сделать?
Давайте думать и действовать… И будет это событие не только местного, но Всеправославного масштаба!
Сергей СКАТОВ, академик Международной Славянской академии