В белом раю лежит богатырь…

К первой годовщине кончины А.В.Артемьева

27.11.2020 381

Алексей Валерьевич Артемьев. Портрет работы Анны Викторовны Ильиной. Начат за 14 дней до кончины

 

28 ноября 2020 года наступила первая годовщина со дня кончины удивительного и необычайного в своей высокой талантливости человека Алексея Валерьевича Артемьева.

За прошедший год стало отчетливо ясно, что ушел от нас человек, «замены» которому, хотя бы творческой, в наше время ожидать не приходится. Словно с «сокращением» размеров России в 1991 году, ‒ а распалась тогда именно Россия под «ником» Советский Союз, ‒ стали «сокращаться» и мельчать люди в ней. Первые десятилетия это было не так заметно – великие империи имеют огромную массу инерции, а сейчас стало наглядно.

Но и среди «вятших» людей ушедшей империи Алексей Валерьевич выделялся своим универсализмом, все менее типичным для цивилизации технической, и тем более идущей ей на смену цивилизации цифровой.

Цифра ‒ это ведь то же число. Может быть и число человеческое, самое известное из которых ‒ шестьсот шестьдесят шесть.

Алексей Валерьевич соединял в себе многие таланты: иконописец, художник-монументалист и автор прекрасных книжных иллюстраций, реставратор и искусствовед, православный историософ и писатель. Одно «Слово о полку Игореве» в его интерпретации и с его потрясающими иллюстрациями, ‒ дорогого стоит.

 

Ангелы. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве» Алексея Валерьевича Артемьева

 

Довелось слышать мне от людей значительно более меня компетентных в древней нашей литературе, что это едва ли не емкое и самобытное исследование «Слова» на сегодняшний день.

Большое счастье для друзей и почитателей талантов Алексея Артемьева, что со всеми гранями этих талантов можно ныне с полной наглядностью и достоверностью встретиться вплотную в замечательной книге, ставшей подвигом деятельной любви его супруги – всемирно известной певицы, а в последние десятилетия и творца цикла «Возвращение на Родину», самого может быть заметного культурного явления в «Москве и ее окрестностях», Елены Владимировны – Лины Мкртчян.

«Простой русской женщины, с типично русской фамилией», так или примерно так сказал о ней на одном из ее вечеров всеми нами любимый батюшка, писатель и поэт by the way, ‒ Артемий Владимиров.

 

ОН и ОНА

 

Все-таки действительно есть еще женщины в русских селеньях!

Мне самому приходилось и приходится иметь дело не только с написанием книг, это как раз наиболее увлекательная часть творческого процесса, но и с попыткой донести их до читателя, желательно в печатном виде, поскольку цифра, повторим, коварна. А потому по необходимости и неформально сталкивался с проблемой типографского воплощения авторского замысла. Причем в моем случае шла речь об издании просто исторических расследований автора, без особых претензий к оформлению. Но в данном-то случае речь идет об издании столь же необычном, как необычен герой, которому оно посвящено.

Как бы яснее выразиться – это художественный – высокохудожественный! ‒ альбом, с историческим, историософским и биографическим наполнением. Как выразился по поводу него Павел Васильевич Флоренский – живое воплощение мечты Алисы «из страны Чудес», считавшей, что что «книжка должна быть с разговорами и с картинками». И того и другого в там вдоволь. Учитывая, что кроме трудов самого Алексея Валерьевича там помещены воспоминания и впечатления о нем многих знавших его и также заметных по-своему людей. В частности, из числа участников вечеров Лины, которым «хозяйка» с королевской щедростью «раздавала слоны» в виде эпитетов «великий», «гениальный», «неповторимый».

Так что всем, кто еще не познакомился с этой действительно нетривиальной и просто интересной книгой вплотную – усиленно советую восполнить этот пробел.

В наше «короновирусное» время вечера «Возвращения на Родину» уплыли, надеюсь, не в «невозвратную» даль, как начинает, иногда кажется, уплывать и сама Родина. И как всегда, когда теряешь что-то ценное, только и начинаешь по-настоящему ощущать потерю. Тем более именно на вечерах Лины я познакомился с Алексеем Валерьевичем. Жаль, что недавно. Сам-то он стоял вместе с супругой у самого основания этих вечеров и неоднократно бывал их украшением.

Мне довелось стать зрителем, слушателем, а иногда и «гостем» вечеров цикла лишь с 1 мая 2015 года, ‒ спасибо еще одному ушедшему и так же незаменимому другу – Виктору Николаевичу Тростникову, который заочно познакомил меня с Линой за пару дней до этого теплого майского вечера. Причем в связи с «не вполне зависящими от меня» обстоятельствами, резко сокративших на время возможности моего пешего хождения, следующие пару лет я бывал на вечерах от случая к случаю, о чем крайне сейчас сожалею. Мне доводилось уже писать об обстоятельствах нашего «личного» знакомства с Алексеем Валерьевичем, но частично напомню о них здесь.

На вечере в Белом зале Дома кино весной 15 марта 2018 года, посвященного 101-й годовщине предательского свержения с прародительского престола Государя Императора, мне выпала честь сидеть в числе «героев вечера» на сцене, и выступить с нее с кратким словом о Цусимском бое.

Уже по окончании «торжественной части», когда «герои» спустились со сцены, ко мне подошел очень симпатичный старый джентльмен, «старый Джолион», если кто помнит «Сагу о Форсайтах», – так я про себя характеризовал его. Он сказал мне несколько теплых слов о моем сегодняшнем слове, о том, что «Вас, Борис Глебович всегда интересно слушать».

И добавил, что неплохо бы мне написать статью в «Покров».

На следующий день мне позвонила сама Елена Владимировна, пригласила «почетным гостем» на следующий вечер по теме «Серебряного века», и также попросила статью в «Покров». Я ответил, что охотно, и что еще вчера говорил об этом «с одним симпатичным дядечкой». Лина рассмеялась и сказала: «Этот симпатичный дядечка – мой супруг, – Алексей Валерьевич Артемьев».

«В целях повышения образованности» по окончании разговора я позвонил известному всем и знающего всех Виктору Александровичу Саулкину:

– Витюша, а ты не знаешь часом, кто такой и чем славен муж Лины?

А он мне:

– Да это же знаменитый Алексей Валерьевич Артемьев, – иконописец, реставратор, искусствовед и историософ. Один из самых глубоких умов, что я знаю. И вдобавок благодаря ему в 1970-е года пол-Москвы исторической удалось сохранить.

– Понял, – говорю. И уже с нетерпением и интересом стал ждать следующей встречи. Но за следующие полгода удалось лишь поговорить пару раз по телефону. Сама же встреча случилась только осенью 8 ноября на открытии «Пушкинского года» сезона 2018-2019.

В своем «слове с места» Алексей Валерьевич провел очень нетривиальную аналогию между «Словом о полку Игореве» и «Евгением Онегиным». Вообще он считает, что «Слово» в своем существе, – это «отчет о собрании князей на тему о замене Великого Князя Святослава Киевского на Всеволода Большое Гнездо». А все, что о походе князя Игоря, – «киноэпиграф» к главному.

Мягко говоря, – не банально! В книге, с которой я тогда не был знаком, ‒ мне по счастью подарили ее в начале следующего года, ‒ рассказано обо всем гораздо подробнее. И что важно ‒ все основные мысли и слова Алексея Валерьевича о князе Игоре и его походе, приведены в книге его «Вечной памяти», чудесным образом сотворенной любящей женой.

Про хороший день говорят иногда: «Кто вчера умер – сегодня жалеет!». В понятной интерпретации можно применить эти слова к этой книге и ее главному герою.

Но вернемся к рассказу о встрече.

 

Алексей Валерьевич восстанавливает к жизни храм Большое Вознесение у Никитских ворот

 

В конце вечера, «за чаем», мне удалось все же «пересечься» с Алексеем Валерьевичем накоротке. Он сказал несколько добрых слов о моем рассказе о гибели Русской Императорской Гвардии ‒ историческом эссе «Стоход». А я преподнес ему историко-богословский этюд «В защиту Римской Армии» ‒ об истинных участниках в Страстях Христовых. На следующем вечере 13 декабря он обещал мне подарить свою статью о «философии всемирной истории».

По состоянию здоровья на вечер прийти он не смог, и только удалось через Лину проговорить с ним немного по телефону. Он сказал, что точка зрения, изложенная в «Римской Армии», ему очень близка, будто сам писал. Я ответил: «Это потому, что наши души синтонны!»

На следующем вечере «Пушкин и монархия» 24 января 2019 года мы сидели с ним вместе в «президиуме». Помню высказанную им мысль, что понять историю можно только в ее целом: от сотворения мира до апокалиптического финала. И это так.

Несколько раз говорили мы в феврале с Линой о возможности встречи, например, после вечера 28 февраля в память Царевича Дмитрия, где мне довелось вновь быть в числе «героев». Алексею Валерьевичу тогда очень понравился мой ответ на вопрос: «Почему Ивана Грозного нет на памятнике Тысячелетия России?».

Ответ: «Потому же, почему мы сейчас и сидим на ее (России) обломках. Есть позиции, которые армия не может сдавать без риска быть разбитой окончательно [за Волгой для нас земли нет!]. Применительно к Государству Российскому: без Ивана Грозного России нет!

Отсутствие Ивана Грозного на памятнике Тысячелетия России – это отступление Власти перед “мнением общественности”, ставшее для Власти роковым. Первым шагом в никуда».

К сожалению, и после этого вечера наша встреча не состоялась по состоянию здоровья Алексея Валерьевича. По этой же причине его не было на вечере 4 апреля, посвященного Моцарту и Сальери. Вечер запомнился тем, что на нем впервые присутствовал каперанг Сергей Семенович Шестопалов в своей новой форме отца Сергия. Лично я удостоился от Лины, за чтение «с места» отрывка из монолога Сальери, слов: «Вам Борис Глебович, не историей заниматься, а прямо во МХАТ идти!».

 

И еще Лина подарила мне тогда «Покров» с той самой историософской статьей Алексея Валерьевича «Тайна четырех Царств». К следующему заключительному вечеру цикла «Пушкин и Вечность» я прочел эту статью и мне она так понравилась, что я сразу скопировал ее. Некоторые мысли автора и тогда показались мне просто гениальными:

«Еще совсем недавно многим казалось, что человечеству грозит опасность истощения жизненных ресурсов на планете.

Но сегодня реальность показывает иное: человечество может погибнуть вследствие перерождения собственного сознания на почве глобального потребительского психоза и содомски-противоестественного образа жизни.

И что особенно важно: если в предыдущих царствах воля человека в согласии или в противоречии с Промыслом Божиим все-таки могла влиять на ход исторических событий, то развитие событий последнего царства человеческой воле абсолютно не подвластно.

Человечество оказалось в апокалиптической воронке, из которой никакого выхода для него не существует. Многомиллиардное человечество, да еще в условиях так называемой демократии, не сможет преодолеть собственную саранчево-ненасытную потребительскую жажду.

От ее смертоносного зуда, опошляющего все и вся, помрачающего ум, порабощающего волю, есть лишь одна защита – познание Бога.

Однако оно дает только личную защиту.

А вселенскую победу над этим последним апокалиптическим зверем по силам одержать только Самому Спасителю».

Очень на то похоже!

На майском заключительном вечере я выразил ему свое восхищение, но поговорить толком опять не удалось, так как он был очень слаб, и при этом ему еще пришлось выступать, как «герою» вечера. И здесь он вновь наглядно явил свое историософское вéдение, связав «вечность Пушкина» с «вечностью Рима». По его словам, Третий, а значит и Вечный Рим, пал окончательно в 1991 году.

Это значит, что в символики Четырех Царств – Вавилонского, Македонского, Римского и заключительного «антихристова», – в 1991 году завершилась эпоха Римского Царства, и началась заключительная, с вышеприведенными особенностями. Очень полезно осознавать это и нашим монархистам. Сказанное не отрицает наличие последней Битвы Конца, так называемой End Kampf.

Апокалиптические настроения были близки сердцу Анатолия Валерьевича. Он считал, что ожидание конца времен, по-научному именуемое эсхатологией, есть вообще «внутренний код» русского человека. И предки наши ждали конца времен не с отчаянием, но с упованием ожидая Второе Пришествие Христа и Страшный суд, после чего в полноте своей откроется пакибытие ‒ настоящая жизнь, ради которой и надо терпеть земную подготовку к ней.

 

О «круге земной истории»

Однако по-настоящему оценил я вклад Алексея Валерьевича в христианскую, более того, в православную историософию, когда решил изложить по возможности кратко свое понимание «круга земной истории».

Это изложение должно стать предисловием к моей книге «Трилистник Русской судьбы». В этом труде отображен своего рода «полукруг» всемирной истории: от Первой мировой войны вниз по оси времен к Расколу и Нерчинскому договору 1689 года «между московскими и пекинскими иезуитами», и далее к Банку Англии, созданному в 1694 году – через пять лет после Нерчинского договора, отрезавшего Третий Рим от Тихого океана.

 От Банка Англии очерчен путь вглубь времен к первым банкам Вавилона времен «иудейского пленения», а затем, через различные варианты античной глобализации и Римско-пунические войны к Империи Первого Рима. А затем к современной Америке, и вновь к Первой мировой.

Труд этот был в целом завершен еще в 2013 году, но затем, «по не вполне зависящим от автора» причинам продолжает до сей поры в издательстве. И, может быть, слава Богу, что продолжает. За это время у меня отчетливо осознался смысл «земной истории» – от Адама до Небесного Иерусалима, ‒ как первый этап Божественного Домостроительства, его «фундамент».

Небесный Иерусалим Откровения Иоанна – уникальное творение Божие. Уникальное тем, что это единственное творение, которое всемогущий Господь не может, не властен создать прямым повелением: «Да будет!».

Представьте только, создать нашу Вселенную диаметром тридцать миллиардов световых лет – легко! Да и любое количество таких Вселенных тоже.

Но вот Небесный Иерусалим – нет.

Дело в том, что Небесный Иерусалим «заселен» особого рода людьми: людьми, свободными и при этом свободно выбравшими веру Богу и верность Ему. И доказавшими эту веру и верность всей свое предыдущей земной жизнью и смертью.

А оказывается создать свободного и одновременно верного человека даже всевластный и всемогущий Бог не в силах.

Свободного – Адама – пожалуйста. Так этот свободный, – в идеальных условиях Райского Сада и прямого Богообщения – немедленно Богу и изменил, променяв Бога на яблочко, нерекомендованное к вкушению, и навсегда испортив свою богозданную «матрицу». И ставши сам и всем потомством своим непригодным для Царства Небесного.

И Богу Сыну, Богу Слово в лице Иисуса Христа пришлось лично умирать на кресте, исправляя дефекты этой порченной человеческой «матрицы», чтобы дать возможность хотя бы некоторым «верным» стать насельниками Небесного Иерусалима.

Окончательным «заселением» его и замкнется «круг мировой истории» и «небеса свернутся, как свиток книжный».

А в самом Небесном Иерусалиме [это своего рода Другое Бога – в терминах греческой философии Платона-Парменида; Его – «Не-Я» – в терминах философии германской Канта-Фихте, или «зеркало Бога», как, например, предположил Виктор Николаевич Тростников] очень похоже, ‒ начнется новый этап Божественного Домостроительства, в котором уже как сознательные участники этого процесса, примут те наши «земляки», кои сподобятся стать «насельниками» Небесного Иерусалима.

И это грядущее бытие «верных», даже по нашему слабому земному разумению, должно настолько превосходить по своей, скажем так, «интересности» и «творческим возможностям» наше краткое и безтолковое земное бытие, что право, стоит приложить все наши скромные усилия, чтобы при помощи Божией, – уже оказанной нам Голгофской жертвой Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непрерывно оказываемой (хотя зачастую и неосознаваемой, и более того, часто неприемлемой нами) в нашем повседневии, – всё-таки использовать данный нам шанс войти в число обитателей Небесного Града.

Постараться получить этот высший приз в продолжающейся Олимпиаде «круга земной истории», что нам всем настоятельно советовал, и показывал на личном примере Апостол Павел:

«Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвизающиеся воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного.

И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух». (1 Кор 9:24-26).

Так что «подвизаться» имеет прямой смысл! И на олимпиадах бывают «утешительные» призы, а «в Доме Отца Моего – обителей много». Там лучше, чем «в огненном озере, которое – вторая смерть».

Размышляя об этом мне вспомнилось, что нечто похожее я встречал в «Тайне четырех царств». Действительно в ней отчетливо сказано, что «круг земной истории» – лишь небольшая часть Божественного Домостроительство, что уже много веков назад было ясно православному человеку: «Возьмем, например, полную иконографию образа Страшного суда, или по-иному – Славного Второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

На иконе изображен акт космического масштаба: конец земной истории и наступление безконечного Царства будущего века.

В этой изобразительной мистерии окончившейся земной истории отводится не столь уж значительное место. Это всего лишь некий круг с изображениями в нем четырех зверей, символизирующих четыре царства, через которые должна пройти, а на иконе уже прошла вся наша история. Названия царств подписываются с незначительными вариациями.

На фреске Андрея Рублева, что в Успенском соборе стольного града Владимира, написано: “Вавилонское” [символ – медведь], “Македонское” [крылатый барс], “Римское” [крылатый лев] и “антихриста” [гибридное страшилище]». Посмотрите сами на наглядный круг земной истории:

 

Апокалиптические звери. Фреска Успенского собора во Владимире, 1408 год

 

При этом в самом «круге», как обратил мое внимание Алексей Валерьевич, царства эти идут не последовательно, а «крестообразно»: против Вавилонского – Македонское, против Римского – «антихристово». Так что Рублев отобразил не только «круг», но и «крест» земной истории.

Как выяснилось, ‒ в Москве не много собеседников, готовых и способных обсуждать общий смысл истории и варианты нашей жизни в «пакибытии». После ухода из жизни Тростникова такой собеседник нашелся только один, им и стал Алексей Валерьевич.

[Надо сказать, ‒ он и сам с печалью признавал, что истинная культура и в лучшие времена была достоянием немногих, а уж в наше время…

«Культура всегда была тончайшим слоем, ‒ сказал он в одном из немногочисленных интервью, ‒ никогда культура не была доступна массам. Когда она доступна массам, она становится массовой̆ культурой.

И во времена Рублева икону как богословский, философский трактат тоже понимали немногие. Но бывают эпохи, когда все-таки культурный слой толще, и его влияние, и проникновение в массы сильнее, тогда общество как бы управляется, просвещается "сверху".

Сегодня же царство массовой̆ культуры. Почвы сегодня нет, питательной̆ среды нет... Плодородная почва иссякла. Культурная прослойка сегодня настолько тонка и влияние ее на колоссальное массовое невежество, ‒ причем воинствующее невежество, ‒ настолько ничтожно, что на культурное возрождение "сверху" я не надеюсь»].

Рад подчеркнуть, что Алексей Валерьевич весьма живо воспринял идею, что «Там» мы отнюдь не будем «вечно» гулять по дорожкам Райского Сада, что-нибудь «райское» напевая, а станем (те из нас станут, кто сподобится) – соработниками Бога. Что история человеческая не только не заканчивается с финалом земной, но только по-настоящему и начинается.

Конечно, – сказал он, – должно и там быть развитие.

Вита – это жизнь. А основное свойство Бога – Сущий, значит – Живой.

Недаром ведь апостол говорит: страшно впасть в руки Бога Живого.

Стало быть, развитие «там» неизбежно.

Мы еще обсудили с ним различные аспекты различных этапов Домостроительства, и договорились еще раз обсудить их, когда окончательный текст будет готов.

Господь призвал своего верного соратника Алексея ранее окончания сего труда, в четверг 28 ноября 2019 года. Ровно через две недели после первого вечера 20-го цикла вечеров Лины Мкртчян, посвященного 75-летию Великой Победы и нашим утратам.

На этом вечере Алексей Валерьевич с солдатской стойкостью смог подняться на сцену, что было для него очень непросто, и сказал замечательное слово – духовное завещание всем нам, – сконцентрировав в нем все основные темы своей «Тайны четырех царств».

Выступление Алексея Валерьевича стало эпицентром вечера.

В час его отпевания в Воскресение 1 декабря 2019 года в храме Девяти мучеников в Большом Девятинском переулке, облака, окутавшие Московское небо, разошлись, и в окна храма глянуло зимнее солнце. Алексей Валерьевич лежал в последней своей постели, как живой, просто заснувший после трудов. Повторю вновь здесь строки, которые вспомнились мне тогда, ‒ об усопшем воине еще той – Первой мировой войны:

 

В белом раю лежит богатырь:

Пахарь войны, пожилой мужик.

В серых глазах мировая ширь:

Великорусский державный лик,

 

Только святые умеют так

В благоуханном гробу лежать:

Выпростав руки, блаженства в знак,

Славу свою и покой вкушать.

 

И радуясь пополнению еще одним «верным» Небесного Иерусалима – высшей цели и смысла всего «круга земной истории», приходится с сожалением, и даже скорбью признать, что на земле число вéдающих и понимающих необратимо сократилось.

Вечная память верному воину Господню – Алексею Валерьевичу Артемьеву!

В Белом Раю…

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. НЕБЕСНАЯ СТРАНА

Спасибо, Борис Глебович, за статью об Алексее Артемьеве. Она осветила его изнутри тем благословенным светом, который дается только после успения праведника свыше. Несомненно, Алексей достоин Царствия Небесного. В этом смысле, он не только не утрачен для земной жизни, а, наоборот, обретен ею. Об этом мои строки: Пусть изменились времена. И с властью мир утратил связи. Но есть Небесная Страна, Откуда правят наши князи. Правят, ибо Россия - дар Божий! Господь для того и посылает нам испытания в виде "апокалиптической воронки", дабы мы не забывали об этом. Григорий Калюжный

Борис Галенин
Операция «Крещение Руси». II. Септуагинта и Вульгата-1
Истоки тысячелетней ненависти коллективного Запада к России
26.12.2020
Операция «Крещение Руси». I.Химеры и мо́роки
Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 10
17.12.2020
На Царьград! Последняя война Святослава
Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 9
11.12.2020
Операция «Антихазария» - IV, конец Химеры. Первая русская империя
Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 8
08.12.2020
Операция «Антихазария» - III, попутчики и союзники Химеры
Апология отечественных спецслужб от Аскольда до Андропова. Часть 7
05.12.2020
Все статьи Борис Галенин
Последние комментарии
Донбасс. Мирная жизнь на острие войны
Новый комментарий от monarhist
11.01.2021 11:54
Результатам выборов не верит Трамп или американский народ?
Новый комментарий от Андрей Козлов
11.01.2021 11:28
Отче, зачем подыгрывать тем, кто презирает Церковь?
Новый комментарий от Русский Иван
11.01.2021 11:26
Гудбай, Америка?
Новый комментарий от Vladimir
11.01.2021 11:15
Патриарх Кирилл: «Фанар совершил преступление»
Новый комментарий от Vladimir
11.01.2021 11:05