«Если русские уйдут, не останется никого»

Сергей Тимченко  Ирина Ушакова 
0
25.09.2020 1659

Мы продолжаем ряд бесед, некую перекличку с людьми, чей подвижнический труд на ниве науки, культуры, искусства сохраняет спасительный для мира материк русской цивилизации.

Сергей Владимирович Тимченко – руководитель издательства «Ковчег», которое за четверть века стало частью церковной культуры нашего времени. В издательстве вышли сотни тысяч молитвословов и кратких брошюр святоотеческой и просветительной литературы, а также собрания сочинений богословов и учителей Церкви и подарочные издания церковной тематики.

Главный редактор журналов «Славянка» (издаётся с 2006 г.) и «Общенациональный Русский журнал» (2006 – 2008).

Родился в 1956 г. в Армении в семье военнослужащего. Окончил Московский инженерно-физический институт, позже Литературный институт. С 1989 по 1992 г. работал в издательстве «Современник». Автор повестей и сценариев.

Лауреат премии Министерства культуры «Народное достояние» (2008 г.). В 2004 г. Российской Государственной Библиотекой издательство «Ковчег» награждено дипломом и медалью «Лучшее издательство России 2004 года» в номинации «Религия».

В одном из своих интервью С. Тимченко высказал важнейшую для нашего времени мысль: «Нам надо вернуть к своим национальным корням, к вере наших предков, русскую молодёжь… Часто нас упрекают в том, что мы разобщены. Какой-то элемент этого есть, даже в Церкви: проблема крепких церковных приходов и приходской жизни до сих пор не решена у нас, ещё с прошлых веков. Но я убеждён, что русский народ, тем не менее, – самый сплочённый народ в мире. Ибо какие же мы слабые и разобщённые, если держим в мире и единстве самую большую страну во вселенной, раскинувшуюся с запада на восток на десять тысяч километров?.. Наше единение – оно другое, не от плоти и крови, непонятное мирскому разуму. Оно основано на евангельском духе церковного евхаристического общения…»

Мы беседуем с С.В. Тимченко в его редакции, недалеко от храма Святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии на Миусском кладбище.

– Сергей Владимирович, в 1980-е гг. Вы много ездили и ходили по Руси, чтобы запечатлеть на фотоплёнке, а главное – в сердце то, что вечно и свято для русского человека. Что запомнилось в тех поездках?

– В то время я увлёкся Православием и решил поездить по нашим храмам и монастырям. Брал с собой фотографов, и мы снимали иконы для будущей книги «Современная православная икона». В 1980-е гг. у нас в Уголовном кодексе ещё существовала статья за пропаганду религии и сама иконная живопись была под уголовным запретом. Но в действительности эта статья уже не работала. В Псково-Печерском монастыре мы снимали иконы Покровского и Никольского храмов. В хороших отношениях мы были тогда с архимандритом Зеноном (Теодором), известным иконописцем, много времени провели с ним в беседах о самых разных проблемах христианской жизни. Позже на отца Зенона, видимо, оказало притворное воздействие его окружение, и на удивление многих с ним произошли резкие метаморфозы:его духовное мировоззрение кардинально поменялось…

Были и другие места, где мы снимали иконы с целью показать их миру. Каждый раз, когда я приезжал в какой-то сельский храм или монастырь, службы начинались там с 5 или 6 утра, народ Божий молился и можно было себе представить, как в этом лёгком сумраке ранних рассветов вся наша бескрайняя земля подсвечивается лампадами. И представлялось, что вся наша матушка Россия, если посмотреть на неё с высоты птичьего полёта, представляет из себя светящийся в лампадном свете материк, который и есть Святая Русь.

– Возникали параллели с той, дореволюционной Россией, которую мы видим на картинах В. Васнецова и М.Нестерова, в рассказах Ивана Бунина, да и на фотографиях наших близких людей в семейных альбомах? Думалось о том, что связь не прервалась?

– Эта связь не прервалась, она не могла прерваться. У Бога все живы. Церковь земная воинствующая составляет единое целое, неразрывное духовное пространство с Церковью Небесной. И мы – потомки наших предков, которые были православными. Все верующие люди передают огонёк своей веры последующим поколениям. Иногда этот огонь пылает, вера горит, как это было в XIV-м, XV-м XVI-м веках, иногда она затухает, что нам довелось наблюдать в XX в., и то не везде...

– Да, когда пускали старинные русские города под водохранилища – точно огонёк веры кому-то переставал светить, а когда Николай Рубцов писал «Тихая моя родина...»,то через него, внешне немощного, будто бы голос наших предков – молитвенников говорил.

– Не проходит ощущение, что ты причастен к чему-то великому, чему нет конца ни во времени, ни в пространстве. В советское время я как-то пытался понять, в чём вера моей бабушки. Она была верующей и очень смиренной, очень тихой и неприметной, никогда не говорила со мной о Боге, просто водила меня в церковь.Мой отец, мало о ком отзывавшийся положительно, говорил: Наталья Емельяновна – святая... Родом она была из Ставропольского края. Село Донская Балка – бывшее поселение донских казаков, место, где прошло моё детство. У моей матери был чисто казачий характер, уже живя в городе, она могла выйти одна глубокой ночью во двор, чтобы угомонить распоясовшихся наркоманов...

– Как ни выкорчёвывали казачество в XX в., но и сегодня – смотришь, как только серьёзное дело – обязательно удерживает казак.

– Тем не менее, в моей жизни на меня во многом оказали влияние моя малограмотная и кроткая русская бабушка и писатель, литературовед Михаил Петрович Лобанов, которого я считаю русским колоссом в духовном и культурном плане; я учился у него в Литературном институте, и потом мы были дружны с ним до самой его кончины...

В 1990-е гг. именно вера бабушки подвигла меня на изучение христианской литературы в Ленинке (ныне РГБ). И именно тогда мне открылось, что Православие – это целый материк культуры, постичь который невозможно простому уму. Нужен или гигантский ум, каким может обладать в совокупности только народ, или простая вера, как у моей бабушки.

Помню, настоящим открытием стала для меня книга святителя Феофана Затворника НАЧЕРТАНИЯ ХРИСТИАНСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ. Во время преддипломной практики в Литинституте мне довелось писать сценарии для одной из развлекательных программ на Центральном телевидении. Требовалось подготовить материал для конкурса, связанного с воспитанием личности.

Просмотрел огромное количество литературы, касающейся педагогическоговоспитания советских поколений, всё добросовестно выписал. И вот, уже спустя годы, мне попалось вышеуказанное творение святителя Феофана Затворника. И я со всей очевидностью для себя осознал, что написанное одним владыкой Феофаном перевешивает всё, что было создано в области воспитания личности академиками и учёными всего советского периода.

– Недаром в 1991 г., после развала Союза и крушения советской идеологии, в разных концах России независимо друг от друга возникли школы, где обучение строилось на основе трудов С.А. Рачинского. И сегодня – это лучшие школы страны.

– Да. Эта методика основана на том представлении, что человек в богозданной своей природе религиозен и неизменяем. Он создан Богом и его личность следует развивать в духовных координатах, установленных Творцом. Воспитывать человека как киборга или создавать с помощью генной инженерии некий «вид подсобного человека», наверное, можно, но это будет уже не человек в собственном смысле, но некая месть лукавого Богу. Христос говоритв Евангелии,что Он видел, как пал по своей гордыне с Небес некогда самый возлюбленный из ангелов Денница, ангел света, ставший ангелом тьмы и злобы.Понятно, что дьявол никогда не сможет простить такого унижения, равно как и избавиться от ненависти к Свидетелю этого унижения. Он богоборствует и будет мстить и Богу, и всякому творению Божию до Второго пришествия Христова…

– Хочется вернуться в то время духовного подъёма конца 1980-х. У Вас есть ощущение, что в обществе стали пропадать и горение жить церковной жизнью, и надежда на национальное возрождение? Может, конечно, нельзя судить по средней температуре по больнице.

– Когда я ещё учился в МИФИ, помню это ощущение стены, когда не виделось в общественной жизни никаких духовных смыслов, никаких идейных перспектив. Коммунистическая идеология тогда сошла нет, с 1970-х гг. в партийный аппарат и органы госбезопасности проникли и активно продвигались по служебной лестнице люди, завербованные спецслужбами Запада, и о той нравственной идеологической работе, которая была в 1930-х – 50-х гг. уже речи не было. Одним из главных принципов, которые возобладали в нашем партийном строительстве, стало лицемерие. Вступление в партию в основном было необходимо только для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Задавался классический вопрос: «Для чего Вы вступаете в партию?» И человек, вместо того, чтобы ответить «хочу быть начальником цеха или отдела», начинал говорить, что хочет быть строителем коммунизма и т.д. Лицемерие и цинизм отцов-идеологов коммунистической идеологии отвращали от неё молодёжь. И вдруг появляется свет в конце тоннеля – возрождение Православия. Я помню, как православные молитвословы копировались на ксероксе и распространялись, как сам я из Ленинки выносил тайком ксерокопии трудов Феофана Затворника, святителя Тихона Задонского, преподобного Паисия Величковского, Иоанна Кронштадтского, многих других святых, и потом издавали их.

– Разве думали Вы, тайно поднимая эти пласты величайшей духовной литературы, что когда-то будете награждены Российской Государственной Библиотекой за издание этих трудов! В конце 1990-х я так же от руки переписывала в Ленинке труды С.А. Рачинского, не думая, что когда-то составлю том его статей и писем и О.А. Платонов этот том издаст.

– Энтузиасты не могли уже жить по старым идеологическим принципам, стали возрождать храмы, возникали приходские газеты, возникли фонды и союзы, носящие имена русских святых и воинов…

И в это же самое время Россию бросили на распродажу и разграбление.Открылись шлюзы и появились деньги, идущие на разрушение страны. Человек, получавший тысячи, хотел уже получать миллионы любым путем.Нас в мгновение ока ввергли в стихию искушений и страстей.И ясно было, как белый день, что ни президент, ни тем более новоявленные олигархи не имеют реальной власти в России.Как было ясно и то, что всё происходящее с Россией и русским народом попущено Богом ради нашего же духовного спасения. Мы понимали, что Господь испытывает нас, как некогда Он испытывал веру праведного Иова Многострадального. Нам ещё предстоит пройти искушение модернизмом, ересью экуменизма, пропагандой либеральных ценностей, которые есть ничто иное, как ценности ада, то, о чём Христос предупреждал: «не бойтесь убивающих тело, а бойтесь убивающих душу». Либеральные «ценности» есть убийцы русской души. Их современное постепенное воздействие на душу человека имеет печальные последствия в силу того, что человек немощен перед системой практически государственной пропаганды. По 13 статье Конституции в России никакая идеология не может быть признана господствующей. То есть, государственной идеологии вроде бы нет, но либеральная, так называемая рыночная идеология, встроенная в матрицу мирового мондиализма, очевидно имеет масштаб государственной. А человеку противостоять государственной идеологии очень трудно. Если он не прилепится к тому, что имеет более мощный духовный потенциал,«гигантский ум» и культуру – к нашей православной Церкви, к нашим традициям и святоотеческому наследию…

Молодёжи трудно самой выбрать правильный путь, но и прислушиваться к мнению старших её всячески отвращают.Однако это не означает, что мы можем бросить её на произвол судьбы. Судьба – это суд Божий. И суд этот в том, чтобы мы изо всех сил трудились и молились во спасение Отечества и укрепление рода православного на Земле русской.

– Где, на Ваш взгляд, эта смычка между необходимостью воспринимать святоотеческое учение и воспитывать национальное самосознание?

– Ф.М. Достоевский говорил: «Русский – это православный». Православность и есть основа нашего национального самосознания. То есть русскость и православность это синонимы. В основе нашего русского менталитета – Святое Евангелие, вера в Господа Иисуса Христа и Его Святую православную Церковь. Всё наше святоотеческое наследие – это духовное осмысление того, что дано нам в Святом Евангелии и в апостольских посланиях. Ну, а смычка, как Вы говорите, – это наша совесть, наша душа, которая по природе христианка; это и наш национальный разум, и наши духовные гены, которые влекут нас к великому наследию наших предков.

– А нам скажут даже иные духовные лица, что русские спиваются, поэтому на смену им придут православные китайцы.

– Такое могут говорить только либеральные священники. Русский человек никогда не скажет, что на смену русским придут китайцы. Не придут китайцы. Если русские уйдут, не останется никого.

Сегодняшний духовный упадок фиксируется в относительных цифрах, которые формируются нашими противниками в рамках организованной против нас информационной войны. Мы не знаем вообще, упадок ли это. Когда в 1980-х гг. я ездил по России, то не видел ни молодёжи, ни зрелых людей в храмах. Видел в основном даже не стариков, а старушек. В Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке в центре Москвы я ходил с конца 1980-х гг. и помню, когда стояла одна старушка слева, я – справа и три старушки на клиросе. Потом стали появляться женщины. Однажды в праздник, случившийся в будний день, я пошёл на исповедь, и когда оглянулся после исповеди на стоящих в ожидании женщин, то прозрел в них не просто пожилых жен, но воинов, обличённых в шлемы и доспехи веры. Я тогда впервые ощутил, что такое женская вера и женская покаянная молитва. Плоть немощна, а дух покаяния и веры – крепок!

Потом, особенно в монастырях, стали появляться мужчины, чуть позже пришла и молодёжь. Так что этот упадок духовный довольно условный. Конечно, если посмотреть, сколько людей ходит в «Ашаны», то их окажется в разы больше. Но мы не можем упрекать их, потому что в храмы приводит Господь. Ветхозаветный Гедеон набрал 32000 мужей против 126 тысяч амаликитян, но Господь для спасения Израильского народа велел избрать лишь верных, которых набралось всего 300 человек. Они-то и спасли от многочисленных врагов свой народ. Уже в нашей истории мы имеем пример, когда малым числом избранных и верных Богу русских мужей-воинов – опричников Царя Иоанна Васильевича Грозного – было спасено наше Отечество, сначала от врагов внутренних, потом, в 1572 году, в битве при Молодях, – от крымских татар…

О том, есть ли духовный упадок или всё идёт естественным ходом истории, покажет будущее. Можно лишь констатировать, что пропаганда зла усиливается и начинает активно вовлекать наш народ и особенно молодёжь в сатанинские сети. Растут и возможности коммуникационных технологий, способствующих распространению зла в мире. Но есть, видимо, некая критическая масса, как в ядерной физике. Господь ждёт, когда появится такое количество верующих, из которых смогут выйти пять тысяч опричников и пойти за вождём ради возрождения нашей Русской Державы…

– Созданное Вами издательство «Ковчег» существует с 1995 г. Что удалось ценного издать за это время?

– Однажды к нам в издательство заехал священник из Ивановской области, который был келейником у старца. И говорит: «Батюшка прислал меня купить карманное Евангелие от Матфея с толкованием». Я подарил ему книжечку. И он так просто сказал: «Батюшка просил передать, пока вы такие издания выпускаете, всё у нас в России будет хорошо».

– «На Руси ничего не случится» – как сказано в стихах иеромонаха Романа (Матюшина).

–Я вам скажу, как практик. Аптекарь должен знать, какое лекарство от чего. И часто аптекари знают лучше врачей. Издатель – такой же аптекарь. И это пустые разговоры, что люди перестали читать. Наше небольшое издательство по сей день выпускает около шести видов Евангелия, около шести видов молитвословов, столько же видов Псалтыри. Издавали, и всё издаём и издаём, миллионными тиражами, маленькое издательство из пяти человек. Значит, люди читают.

Левада-центр почему-то никогда не обращался ко мне и не спрашивал статистику, сколько у нас покупают духовных книг и брошюр, насколько востребованы такие многотомные издания, как ЖИТИЯ СВЯТЫХ, собрания сочинений святителей Игнатия Брянчанинова, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника…

Профиль нашего издательства – ортодоксальная православная литература. Главное направление – это брошюры,которые рассказывают людям о Православии, помогают понять церковные традиции и обряды. Вышло уже около 60 видов таких брошюр. Как в аптеке: есть дорогой антибиотик за три тысячи, а естьсульфадиметоксин (примерно 40 рублей). И он прекрасно лечит.

– Художественную литературу не издаёте?

– Издали в 90-х тридцать семь томов исторической серии ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В РОМАНАХ. Потом решили, что будем издавать только православную литературу.

– Как Вам пришла идея издания журнала «Славянка», который выходит уже 14 лет?

– Мой отец служил в погранвойсках в Закавказье. С юности мне врезалась в память картина демобилизации воинов пограничников, кода они,отдав долг родине, возвращались домой, и как многие из них плакали, когда ГАЗ 66-е увозили их с плаца под марш «Прощание славянки». Эта картина мне навсегда запала в сердце….

Потом был эпизод, когда я случайно увидел рекламу одного глянцевого журнала: на обложке была изображена девушка – фотомодель, которая задрав ножку в узеньких брючках, вещала: «Каждый должен согрешить». Я понял вдруг, что это не она, и не редактор, а сам дьявол её устами призывает нас ко греху. Когда видишь, как людей ведут на верную гибель, хочется что-то сделать, чтобы хоть как-то воспрепятствовать этому. Я тогда приехал домой и набросал план и макет журнала. И нашёлся человек, который финансово поддержал эту идею.

– А «Общенациональный Русский журнал» (2006–2008) с его девизом «Думая о будущем, думай о России» стал дополнением к журналу «Славянка»?

– Идеологии нет вне религии, она невозможна и вне политики. Но нашему женскому коллективу было трудно воспринимать аналитические статьи экономического и политического характера. Поэтому и решено было издавать журнал, где давались бы материалы военных, русских экономистов, историков и политологов о том, что происходит сегодня. Когда начинаешь такое дело, всё складывается по Евангелию: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и всё приложится вам» (Мф. 6, 33) Царствие Божие – это тот призыв сердца, на который ты полагаешь все свои силы.

Журнал был плотный по своей насыщенности, публиковали серьёзную аналитику в области финансов, экономики, статьи о литературе, о спорте, о кулинарии. У меня была идея – в «Русском журнале» должна отражаться вся национальная жизнь России. Это был единственный журнал, который попадал в Кремль, для которого в 14-ом корпусе был поставлен специальный стеклянный шкаф….

Сегодня нужно пропагандировать ценности, от которых зависит наше будущее. Я категорически не согласен с мнением некоторых наших священников, которые говорят, что не надо касаться политики. Очень актуальны сегодня слова практически нашего современника Паисия Святогорца, который говорил, что если раньше монах интересовался тем, что происходит в мире, его надо было заточить в башню, а сейчас если монах не интересуется тем, что происходит в мире, его надо заточить в башню. Старцу Паисию возразили, мол, апостол Павел говорил – не будьте связаны мирскими делами. А просветлённый благодатью Духа Святаго старец отвечал: «Апостол Павел говорил вам о том мире, который был целиком языческим, и он имел в виду, чтобы вы не касались именно этого мира, а наш мир пронизан духом Православия, он наполнен материальными ценностями христианства, которые мы обязаны защищать». И Церковь обязана не только не дистанцироваться от государства, но и защищать то, что в этом государстве принадлежит ей по праву наследницы и владетельницы.

Церковь владеет правами на наш менталитет, нашу русскость, потому что она её породила и воспитала. Господь дал Церкви народ,и она из вятичей, кривичей и прочих славянских племён создала русский народ.И Церковь, как мать, обязана духовно окормлять русский народ, заботиться о нём, как о своём возлюбленном чаде. Я не вижу другой такой силы, которая могла бы изменить его жизнь к лучшему. Только наше священство может вымолить у Бога возрождение народной жизни, равно как и спасение самой России.

– Как досадно было, когда в начале этого года в Черногории народ восстал на защиту своих святынь, а многие наши даже православные СМИ отказывались публиковать Обращение владыки Черногорского и Приморского Амфилохия, который сегодня имеет в славянском мире авторитет, какой имел, быть может, к примеру, владыка Иоанн (Снычёв).

– Есть политика охранения духовной жизни народа, политика угождения Богу, а есть политика сохранения своего благосостояния и угождения человекам. С «православными» СМИ тоже не все так просто. Далеко не все они православные и уж тем более русские…

– Журнал «Славянка»много лет поддерживает царскую тему. Как это непросто, когда у многихсерьёзных деятелей культуры и политики, причём любящих Россию, монархия ассоциируется исключительно с крепостным правом. И никакие споры ничего не решают.

– Вопросы на царскую тему требуют не только ума и знаний, но ещё и сердечного расположения, чтобы понять, где правда, а где неправда и клевета, которая в отношении к нашим православным царям, помазанникам Божиим, считается хулой на Святого Духа. Либеральное отношение к нашим святым царям понятно. Они были выражением той силы, которая удерживала мировое зло, врагов внешних и внутренних, боровшихся со Святой Русью. Если бы не опричники царя Иоанна Васильевича Грозного, то в 1572 г. не было бы победы при Молодях и хан Девлет Гирей захватил бы Русь, как он это сделал в 1571 г. – сжёг Москву,взял 50-60 тысяч в полон и ушёл. А на следующий год пришёл со 120-тысячной армией, в числе которой было 7 тысяч янычар. Янычары – это исламский спецназ того времени. Русь могла выставить против них только 20 тясяч воинов и 5 тысяч опричников. Опричники – это уже наш спецназ. Они и сыграли решающую роль, русичи разбили крымчаков. Если бы не они, то Руси не существовало бы уже тогда. У крымчаков вся русская территория была уже расписана, как у Гитлера. Опричники все полегли в битве при Молодях. А недобросовестные историки пишут, что опричнина себя изжила. Они просто погибли в неравной битве. Историки утвеждают и то, что если не было бы опричнины Царя Иоанна, не очисти он русскую Церковь и всю русскую власть от жидовствующих, не устоял бы русский народ и в 1613 году...

Православный подвижник протоиерей Валентин Амфитеатров, будучи настоятелем Архангельского собора в Кремле, где в алтарной части упокоены мощи святого царя-мученика Иоанна Грозного, вёл в специальной книге записи чудес, которые происходили в жизнии верующих по молитвам к царю Иоанну, а с подачи разного пошиба инородцев ему приклеивают самые немыслимые хульные ярлыки, всячески очерняя его очевидную –очами видную – святость. То же можно сказать и о благочестивом царе Павле, и о царе-мученике Николае, церковное почитание которого до сих пор не имеет у нас должного уровня...

Нашим святым царям надо сугубо молиться уже только потому, что они отвечали перед Богом за вверенный им народ и за наше русское государство, и отдавали всё, ради его блага. И кто же теперь, как не они, помогут нам...

Беседу вела Ирина Ушакова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Сергей Тимченко
Русский протокол
Концепция Агентства национальной безопасности
01.10.2021
Лобановская твердь
К 95-летию Михаила Петровича Лобанова
17.11.2020
Первый и последний…
Иоанн Васильевич Грозный и Царь-Мученик Николай Александрович Романов
30.11.2019
Патриотизм – это служение Богу
Об искушении православных русофобским уранополитизмом
29.11.2019
Все статьи Сергей Тимченко
Ирина Ушакова
Все статьи Ирина Ушакова
Последние комментарии
Поправляя Дугина
Новый комментарий от Лев
28.01.2022 06:06
«Юридическая мина»
Новый комментарий от Андрей Х.
28.01.2022 06:03
Подробнее об «омикроне» и пандемии коронавируса
Новый комментарий от Владимир (пенсионер)
28.01.2022 04:42
Время пришло!
Новый комментарий от Георгий
28.01.2022 04:08
Хотят ли русские войны?
Новый комментарий от Кирилл Д.
28.01.2022 00:42
Идеи Маркса и большая кровь в России
Новый комментарий от Vladislav
27.01.2022 21:41
О «Заговоре Тухачевского» по мнению В.И.Алксниса
Новый комментарий от р.Б.Алексий
27.01.2022 20:19