6 августа Русская Православная Церковь празднует не только день памяти князей Бориса и Глеба, но и память святителя Георгия Конисского (1717-1795) – святого богослова и просветителя, годы жизни которого пришлись на нелегкие дни господства церковной унии на Белой Руси. Чтобы оценить значение и духовный вклад в защиту православия, необходимо проанализировать биографию будущего святителя.
Семья, образование и карьера
Георгий Конисский родился в семье казака. Его отец Осип Иванович Конисский принадлежал к казачьему войску Запорожской сечи. Будущий святитель закончил Киевскую духовную академию, в которой изучал, а затем и преподавал философию, богословие, иностранные языки (немецкий, еврейский, польский, греческий), занимался литературным творчеством. В 1744 г. был пострижен в монашество, а в 1752 г. стал ректором этой же академии.
Как мы уже сказали, жизнь святителя проходила во время униатского ига на Белой Руси. В 1754 г. в Могилевской епархии умирает епископ Иероним Волчанский, который до момента свой кончины управлял последней православной епархией на территории Речи Посполитой. Поскольку все остальные епархии приняли унию, которая как известно была чисто политическим проектом, католики решили воспользоваться этой ситуацией и присоединить к униатам последнюю православную епископию. Могилевская епархия осталась единственной православным ареалом на территории Речи Посполитой, поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение в срочном порядке назначить на территорию могилевщины правящего архиерея.
По прибытию Георгий Конисский застал Могилевскую епархию в нищем и упадническом состоянии: все больше и больше церковных приходов постепенно переходили под униатское управление. Те же храмы, которые оставались под юрисдикцией Русской Православной церкви, были в тяжелейшем нищем состоянии, о чем святитель тут же докладывает в Священный синод.
В 1762 г. Георгий Конисский попадает на коронацию императрицы Екатерины II, к которой обращается с докладом о состоянии православия на территории Польши, а затем, получив царскую грамоту, отправляется в Варшаву, чтобы отдать поклон новому польскому королю – Станиславу Понятовскому и также доложить о текущее состоянии православной церкви.
В 1783 г., когда часть территории Беларуси в результате первого раздела Речи Посполитой оказалась в составе Российской империи, и Георгий Конисский был возведен в сан архиепископа Могилёвского, Мстиславского и Оршанского, а затем стал членом Священного Синода.
Скончался 5 апреля 1793 г.
Значение и вклад Георгия Конисского в развитие и защиту православия на Белой Руси
Политическая подоплека и опасность церковной унии заключалась в том, что за ней сохранялся богослужебный обряд по православному чину. Однако все последователи унии в обязательном порядке должны были признать главенство римского папы, что Георгий Конисский считал крайне недопустимым. «Главою Церкви именуется один Спаситель, Который возлюбил Церковь как невесту Свою, и Себя вручил ей, Кровью омыл ее, душу положив за нее», – писал святитель Георгий. Единому же епископу присягать как самому Апостолу, который по сути собой заменяет Христа, святитель считал грехом. Об этом святитель говорил как-то сказал на проповеди, которую он произносит во время совершения чина возврата одного приходского храма из унии в лоно православной церкви.
Кроме того, период унии на Белой Руси ознаменован гонениями на православие, которые сопровождались не только угрозами, но и реальными фактами насилия, физической расправы и издевательств со стороны униатов как над церковным клиром, так и мирянами. Доказательством проявления жестокости униатов служит пример Афанасия Брестского, которого униаты живым закопали в землю, за что Афанасий был канонизирован в чине преподобномученика.
Вот так по словам святителя происходило введение унии на территории Беларуси: «Во все правительственные и судебные уряды малороссийские посланы поляки с многочисленными штатами; города заняты польскими гарнизонами, а другие селения их же войсками; им дана власть всё то делать народу русскому, что сами захотят и придумают, а они исполняли сей наказ с лихвою, и что только замыслить может своевольное, надменное и пьяное человечество, делали то над несчастным народом русским без угрызения совести; грабительства, насилие женщин и самых детей, побои, мучительства и убийства превзошли меру самых непросвещенных варваров. Они, почитая и называя народ невольниками, или ясыром польским, всё его имение признавали своим. Собиравшихся вместе нескольких человек для обыкновенных хозяйских работ или празднеств тотчас с побоями разгоняли, на разговорах их пытками истязывали, запрещая навсегда собираться и разговаривать вместе». Так по словам святителя, «церковь Западная, желая большего распространения, дозволяет употреблять на противников насилие, пришествия, гонения, раны, узилища, каковых средств ни Христос, ни Апостолы нигде не употебляли».
Святитель Георгий Конисский был также человеком, который активно этим зверствам противостоял, причем не насильственным, а мирным способом. Его миссия заключалась в распространении и защите православия, а также в просвещении народа Белой Руси, для чего им при архиерейском доме была создана типография и написан ряд историко-богословских трудов, которыми зачитывался даже сам А. С. Пушкин, о чем поэт написал еще в журнале «Современник».
Главным же итогом деятельности святителя Георгия Конисского стала уравнивание в правах представителей всех конфессиональных направлений в результате создания сейма Слуцкой конфедерации 1767 г., где православная церковь была выведена из статуса диссидента на территории Речи Посполитой.
Главным фундаментальным трудом святителя Георгия Конисского стала «История Малой России», в которой основанный русскими князьями малороссийский народ предстает как многострадальный русский народ, множество гонений от церковной унии претерпевший.
Таким образом, святитель Георгий Конисский был активнейшим ревнителем православия своего времени. Его сердце переполняла вера во Иисуса Христа и горячая любовь к Родине и обостренное чувство справедливости, которое, наблюдая угнетенное состояние православной церкви на территории Беларуси, не могло оставаться равнодушным. Он был одним из тех, по чьим молитвам и ходатайству на территории Белой Руси прекратились гонения со стороны униатов, а затем вернулась православная идентичность, в результате чего Русь снова стала единой. И мы можем действительно сказать, что святитель Георгий Конисский – православный герой и истинный патриот Белой Руси.