Архиерей

К пятилетию правления владыки Феофана (Ашуркова) митрополией Казанской и Татарстанской

Бывший СССР 
0
1869
Время на чтение 19 минут

Митрополит Феофан (Ашурков) 13 июля 2015 года решением Священного Синода был назначен главой митрополии Казанской и Татарстанской. Таким образом, в этом году 13 июля исполнилось ровно пять лет его служения на Казанской кафедре, и подведение неких итогов этого служения представляется весьма логичным.

Правда, верующему мирянину писать свои суждения о священноначалии вообще как-то не принято. Но поскольку я не только мирянин, а в своей общественной деятельности соприкасаюсь со многими сложными вопросами социального служения церкви и её взаимодействия со светской властью, думаю, следует дерзнуть. Максимально отстранясь от всех человеческих ситуаций и воздерживаясь от оценочных суждений. С Богом!

В конце концов, с одной стороны, вряд ли ещё кто-то «изнутри» митрополии Казанской и Татарстанской возьмётся что-либо кроме ненужных восхвалений написать о пятилетнем служении владыки Феофана в нашем крае. А с другой стороны, я не напишу тут ничего особенно нового, зато самому владыке это может оказаться полезным в дальнейшем его служении.

Нужно сказать, что наша митрополия – участок, ох, какой непростой. Исторически последнее столетие перед революцией здесь, конечно, доминировало русское православие, а к русским примыкали и другие православные по преимуществу народы Поволжья – чуваши, марийцы, мордва, удмурты, и конечно, кряшены, которые стоят на острие русско-татарского и православно-исламского комка взаимодействия. Однако с начала эпохи возрождения религиозного сознания конца 80-х годов прошлого века в силу одновременного возрождения самосознания нерусских народов бывшего СССР и их этнической мобилизации, Татария стала больше татарской, мусульманской. Здесь сформировалась практически моноэтническая татарская власть, конечно, стали повсюду стремительно возводиться мечети. Даже в казанский кремль – памятник чисто русского православного зодчества, возведённый постником Яковом и Иваном Ширяем – теми самыми создателями Храма Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, умудрились огромную мечеть воткнуть. Бетонный новодел посреди исторического памятника XVI в. в «лихих девяностых» строили турки. Доходило до того, что региональный правитель во время заграничных поездок по странам Ближнего Востока мог позволить себе совершенно безнаказанно назвать наш регион России мусульманской республикой, а в детские учреждения без согласования с родителями закупалось халяльное питание. Вообще, ещё в 2014 году зафиксировано, что в Республике Татарстан действует уже 1524 мечети (в основном построенных как раз за последние десятилетия) и только 331 православная церковь, включая часовни, молельные дома и молитвенные помещения. При этом сотни некогда великолепных церквей, построенных ещё при царской России, стоят здесь заброшенные, в мерзости запустения, руинируются. Кстати, в том же источнике 2014 года приводятся данные буквально о жульничестве региональных властей, которые к цифре 331 то припишут храмы других христианских конфессий вплоть до сектантов, то вообще – те самые заброшенные и руинирующиеся церкви – позор нынешних региональных правителей.

Исламизация республики была доведена до разрастания в регионе радикально-террористического уровня. Дело дошло до многочисленных поджогов и осквернения православных церквей и даже перестрелок ваххабитов с сотрудниками ФСБ в городских жилых домах. Среди наших героев были раненые и убитые «Полиция и ФСБ вступили в перестрелку с боевиками вКазани» писали СМИ. Ничего так в самом центре России?!

Можно перечислять и другие многочисленные перекосы в регионе в области религии, но и так ясно, что исправлять их кому-то и когда-то придётся. И очень много, конечно, тут зависит от позиции митрополита. Прежний владыка Анастасий явно не годился на эту миссию. Он – человек к инородческой и иноверческой правящей региональной власти весьма услужливый, тем более, не просто целиком от неё зависимый, а, как говорят в таких случаях, «на крючке» у неё. Сейчас уже редко кто не знает о его нетрадиционной ориентации, также было известно о его тесном сотрудничестве со спецслужбами ещё в советское время, когда они определённым образом добывали информацию о диссидентах и прочих свободолюбивых и «неблагонадёжных» элементах, в том числе и в церковной и околоцерковной среде. Поэтому прежнего владыку и не трогали. У него даже был «свой» банк «Заречье», руководство которого, кстати, относительно много делало в плане восстановления церквей и монастырей и строительства новых храмов. Но всё это строительство и восстановление принципиальной картины не меняло. Поэтому когда в митрополию был назначен новый архиерей, все логично ждали серьёзных перемен, ряд СМИ прямо указывали, ссылаясь на Московскую патриархию, что данное назначение послужит «усилению церковного присутствия» в Татарстане.

А я всегда говорил, что нашему «особому» региону в качестве православного архипастыря нужен настоящий воин Христов. Вот, и забрезжили надежды!

Владыка Феофан к моменту своего назначения в Казань, во-первых уже был известен как «строитель». Во-вторых, как человек, имеющий богатый опыт работы в преимущественно иноверческой среде, конкретно, среди мусульман, включая горячие точки и Сирию. В-третьих, и это, наверное, самое важное, он был известен как человек независимый, умеющий выстраивать самостоятельную линию взаимоотношений со светской властью. И в целом, даже среди равночинных архиереев, это – личность выдающегося масштаба.

В общем, оснований ожидать серьёзных перемен к лучшему для православия в Татарии с приходом владыки Феофана в Казань на митрополичью кафедру было более чем достаточно, и они сразу начали подтверждаться.

И первые же дни своего служения новый владыка буквально взорвал информационное пространство многими заявлениями. В частности, когда он назвал Казань русской землёй уже через несколько дней по прибытии, на проповеди в главный для многих казанцев православный праздник – День Казанской иконы Божьей матери. Это выглядело как величайший прорыв и вызвало огромное воодушевление в православном народе Казанского края. Местное «министерство правды» – холдинг «Татмедиа» – просто не знало, что с этим делать, но слова, произнесённые владыкой Феофаном на многотысячном крестном ходе, и так мгновенно разлетелись, и не было только массового братания православных, такое воодушевление люди ещё боялись выражать слишком явно.

Следом он сделал ряд заявлений, касающихся православных объектов Казанского кремля. И это тоже весьма символично и удивительно. Ведь, как известно, несколько церквей там стоят вовсе без крестов, а в Дворцовой (Введенской) церкви демонстративно располагается «Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан», а в алтаре – трон с чучелом татарского хана! А ещё – комплекс Спасо-Преображенского монастыря со святым кладбищем, закатанным сейчас в брусчатку, которую топчут туристы и зеваки. В Благовещенском соборе, восстановлением которого на каждом углу хвалился первый президент республики Минтимер Шаймиев, до владыки Феофана служили только несколько раз в году, а о воссоздании его колокольни вовсе «забыли». Новый владыка даже замахнулся на здание Архиерейской резиденции в Кремле, где до революции постоянно жили и работали казанские архиереи. Справа от неё находится и бывшая Консистория (епархиальное управление), где к нашему времени располагался Департамент внутренней политики аппарата президента РТ, как раз и управляющий всеми религиозными вопросами в регионе. Даже холодело на душе от таких перспектив. «Вот это архипастырь! Пусть теперь знают, кто прибыл и предоставят достойное место!» – неслось по рядам верующих православных, давно наблюдающих с тоской, переходящей в уныние, как русский православный Казанский Кремль постепенно занимают и хозяйничают там «новые владельцы». Эти намерения подтвердило выступление владыки Феофана на форуме ЮНЕСКО в Париже в начале 2016 года.

Впечатляли и перспективы возрождения Казанской духовной академии, о которых говорилось уже не раз и владыка Феофан сразу заявил по прибытии в Казань. Если бы удалось вернуть под эти цели историческое здание в самом центре Казани, которое занимала городская больница № 6, построив под неё новые современные помещения – это был бы настоящий прорыв православия в масштабах страны и крупнейшая личная победа митрополита на уровне патриархии!

Обещал владыка Феофан и «Основы православной культуры» ввести (наш регион единственный в России, где этот предмет административно исключён в школах). Обещал и вплотную заняться восстановлением очень символического Храма-памятника православным воинам, погибшим при взятии Казани и присоединении Казанского ханства к России в 1552 г. Иоанном IV Грозным.

Отчасти я отразил своё видение ситуации о первых шагах владыки Феофана в своих публикациях Закаты и восходы митрополии Казанской и Татарстанской и На приёме у митрополита Феофана (Ашуркова).

Но я сразу ещё в этой первой публикации не уповал, как иные, на «чудо» в связи с приходом нового и совсем иного уровня владыки. Да и есть у нас проверенная тысячелетней практикой поговорка «чудес не бывает».

Правда, почти чудом возник и теперь реализован прекрасный проект – воссоздание исторического Собора в честь Казанской иконы Божьей матери на территории Казанского Богородицкого монастыря. На летнюю Казанскую 21 июля 2016 г. впервые в Казань приезжал патриарх Кирилл! Им, вместе со спикером Госдумы Сергеем Нарышкиным, представителем Президента в ПФО Михаилом Бабичем и местными руководителями, была заложена золотая капсула с посланием потомкам, а камень в основание фундамента собора, заложил поверх капсулы владыка Феофан! Это поистине историческое событие, и если бы годом ранее сюда на служение не был бы поставлен митрополитом Казанским и Татарстанским владыка Феофан – не известно, возможно ли было бы такое!

И сейчас громадный собор Казанской иконы Божьей матери – точная историческая копия разрушенного при большевиках – уже стоит, великолепен! И вот-вот его откроют для верующих и туристов.

Поистине – чудо. Но на этом чудеса здесь, в Казанском крае, что касается православия, пожалуй, и закончились.

Более того, этим чудом не только удачно «отчитываются» сильные мира сего, «симметрично» возведя в г. Болгар исламскую академию. Этот последний факт отнюдь не плох, но теперь вопрос дальнейшей помощи региональной власти церкви и лично владыке Феофану (его приоритетным проектам), по всей видимости, закрыт и надолго.

Так, читая недавнее обширное интервью, данное владыкой известному изданию «БИЗНЕС Онлайн» в отрезке, касающемся православной академии, мы читаем, что не только перспективы её создания сейчас весьма туманны, но уже и вопрос исторического здания в центре города – закрыт навеки. Владыка Феофан даже назвал это место «злачным», что не совсем соответствует действительности, но ситуационно вполне понятно. Речь теперь ведётся о территориях на задворках города, да ещё в стиле «Думаю, найдем компромисс с властями по поводу здания для академии» и «Во всем нужен разумный подход». Такая риторика явно свидетельствует о том, что дела совсем плохи. И при такой ситуации какие уж там теперь объекты на территории Казанского кремля?!

Принципиально ситуация с оказанием помощи Церкви властями не поменялась, и «своего» банка-спонсора у нынешнего нашего владыки так и нет. А что говорить про районы республики, где царит банальный азиатский феодализм? Я об отсутствии взаимодействия глав с приходами и настоятелями как о системной проблеме писал региональному руководству – и частными письмами и публично, последний раз коллективно, вместе с мусульманами. Безполезно, аппарат президента Республики Татарстан обращения граждан и организаций вообще игнорирует. По этой причине невнимания к нуждам церкви глава района, татарин, может себе позволить вызвать «на ковёр» русских батюшек, которые своим ходом через десятки километров добираются, да провести «совещание» ни о чём за 30-40 минут, и отпустить их, обескураженных «с миром». Разумеется, отчитавшись потом перед руководством республики, о том, как он неустанно взаимодействует с представителями традиционных конфессий. Речь конкретно о главе Высокогорского района Рустаме Галиулловиче Калимуллине – том самом, который печально прославился тем, что в своё время установил в столице своего района новогоднюю детскую ёлку с… исламским полумесяцем на вершине. Уж тоже больше 5 лет прошло со времени того скандала, а «Васька слушает да ест». В том же своём родном тёплом кресле, как прирос. И, кстати, это в Высокогорском районе позором стоят десятки разрушенных церквей. А ему хоть бы что, но ведь с него, нерадивого, никто и не спрашивает!

А другой совершенно дикий случай произошёл уже как раз в почти сплошь русском Лаишевском районе Республики Татарстан. Там в кряшенском селе Ташкирмень как раз незадолго до приезда Патриарха Кирилла на освящение в Казани начала воссоздания исторического Казанского собора, того самого чуда, в ночь после праздника Петра и Павла с 12 на 13 июля 2016 г. был снесён шестиметровый поклонный крест художественной отливки и ковки! Указание о сносе святыни давал как раз местный феодал, депутат-единоросс, пресса об этом очень много писала, но только местная, но дело не в этом.

Дело в том, что когда владыка Феофан узнал о событии, он без лишних эмоций сказал, что крест восстановят и даже, что договорится и с главой администрации района и сам лично приедет освятить крест, попутно «на всякий случай» устроив батюшке, попросту говоря, обструкцию. Напуганный владыкой батюшка молчал, как рыба, хотя мог разразиться праведным гневом, и его поддержали бы все, даже преступные авторитеты и рыбаки, которых в эти места приезжает за зиму сотни тысяч взрослых мужчин. Владыка не приехал, не освятил. Крест провалялся несколько месяцев в районном СК, потом батюшка почти тайком вывез его обратно, огромный поклонный крест провалялся за алтарём церкви в той самой брошенной всеми кряшенской Ташкирмени, а потом за ним приехал раздражённый бездействием батюшки и митрополии благотворитель, и увёз крест в неизвестном направлении. Длилась вся эта тягомотина больше года. По итогу: дело против феодала-единоросса не возбуждено, Крест не восстановлен. А ещё глава района перешёл править в другой, более престижный район. А что, никто ведь с него не спросит!

Спиленный и низвергнутый поклонный крест – на хранении за алтарём Храма святителя Казанского Гурия (село Ташкирмень, Республика Татарстан). Фото автора

Серьёзная проблема для внутренней жизни многих епархий Русской Церкви – немотивированное перемещение любимых народом, хороших батюшек. Зачем это делается, мне непонятно. Чтобы служба мёдом не казалась? Есть эта проблема и у нас.

Вот, к примеру, столица русских песен, знаменитого фестиваля русского фольклора «Каравон» (хоровод со старорусского местного диалекта) Русское Никольское, тот же Лаишевский район. «Каравон» – гордость Общества русской культуры Республики Татарстан, наша победа! Приснопамятный визит митрополита на праздник, краткая, но яркая запоминающаяся речь в отличие от непонятных «гостей» из Крыма, которые ни одного слова не произнесли о России и русском народе (зачем вообще таких сюда зовут?!). Однако, к сожалению, владыка не нашёл времени зайти в храм Николая чудотворца, что находится тут же, буквально в 30 метрах от места его выступления, хотя настоятель и прихожане его очень ждали несколько часов. Но это – ладно, времени, может быть, просто не было, человек-то занятый, сказал речь, и надо бежать по важным делам.

Но зачем-то позднее владыка отлучил от прихода иеромонаха Петра (Рубана) – уважаемого, добросовестного пастыря, которого знала и почитала вся округа. Правда, владыка не раз говорил, что монахи должны служить в монастырях, а не по приходам, но ведь каждому знающему понятно, что этот формально справедливый принцип практически не реализуется, и в митрополии полно несоответствий этому принципу. В любом случае новому молодому настоятелю иерею Ярославу Филиппову, вынужденному перебираться в это село с семьёй пришлось не только с чистого листа обустраиваться, но и налаживать практически приходскую жизнь. Ведь известно, что особенно на селе прихожане очень привязываются к своим батюшкам.

Вообще, владыка Феофан слывёт в митрополии довольно жёстким архиереем. С начала своего назначения в митрополию он сразу заявил, что «батюшки на лексусах» переедут служить в деревенские приходы. Правда потом он это особо не исполнял. Но направление в «деревню» – одна из тем владыки для острастки подчинённого священства. Наверное, это нормальная позиция начальника в отношении подчинённых, приемлемая не только в армии.

Если говорить о нынешней пандемии, то известно, что по всей стране значительная часть мирян и священства не без оснований роптали на запреты посещения храмов во время этого «морового поветрия». В некоторых митрополиях эти запреты попросту игнорировали, где на отдельных приходах, а кое-где, как известно, и на уровне целых митрополий.

Но в нашей митрополии с подачи владыки Феофана – всё в максимальном соответствии с требованиями светских властей, как православная общественность не сопротивлялась. Например, стоит вспомнить обращение Общества русской культуры Республики Татарстан к главе региона Минниханову о недопустимости закрытия храмов на Страстной седмице. Как и говорилось выше, мы никакой реакции из Казанского кремля особо и не ждали. Но одно дело, иноверецы из регионального руководства, а когда родной архиерей выгнал из церкви бабушек в страстной четверг... Эти женщины, «пользуясь служебным положением», т.е. будучи работницами храма, подготовились как положено к причастию, а владыка их выставил, сказав, что и одной уборщицы для наведения порядка после службы достаточно будет. Да и в других храмах прихожанки жаловались, что им приходилось прятаться от грозного владыки и его окружения по свечным лавкам, дабы не оказаться выдворенными из церкви.

Но всё не проконтролируешь. И вот я узнаю, что в одном храме по воскресеньям проводятся Пасхальные крестные ходы. Явился на службу, потом крестный ход, да ещё настоятель благословил наши хоругви со Спасом Нерукотворным и исторический имперский флаг развернуть. Будучи в откровенной эйфории, я коротко включил прямую трансляцию в социальные сети, разумеется, так, чтобы не «засветить» священство и сам храм. Но после понял, что сделал это совершенно напрасно. Понял, что чиновники из аппарата президента вместо того, чтобы заниматься решением реальных проблем, которые перед руководством ставит общество и, в том числе, русская общественность, круглосуточно «под лупой» разглядывают страницы социальных сетей общественных активистов. В общем, несмотря на то, что видео было мною потом удалено, его успели зафиксировать и расшифровать, и тут началось… Настоятелю стали названивать чиновники из АП РТ, а потом выволочку устроил и владыка Феофан.

Тут ситуация, конечно, непростая, поскольку мусульмане ещё раньше православных отказались от посещения мечетей, и, надо сказать, дружно и безропотно исполняли это требование светской власти. Поэтому, наверное, владыка и занял такую жёсткую позицию, не хотел «отставать» от муфтията.

Но вот что многих православных казанцев удивляло в связи с нынешним поветрием, почему было не благословить чисто молитвенное дело?! Есть в нашем крае знаменитая чудотворная икона – Смоленская Седмиезерная Божья Матерь. Она дважды чудесным образом избавляла Казань от жесточайшей эпидемии чумы – в 1654 и 1656 годах. Крестный ход с этой иконой на 9 июля на день Тихвинской иконы Божией матери из Седмиезерного монастыря в Казань был столетиями одним из главных событий православной жизни края. 3 апреля владыка с сопровождением облетели Казань с этой и ещё Казанской иконами, которым читался акафист, и звучали молитвы об избавлении города от пандемии. А вот в исторически обусловленный день 9 июля, почему-то никаких событий, хотя вопрос этот звучал. Кстати, Общество русской культуры совместно со священством в 1996 году возродили этот праздник, но тогда он не прижился, а сейчас – самое время!

Хотя что уж тут возрождать праздник, если принято решение в день обретения Казанской иконы Божией Матери, 21 июля нынче обойтись без крестного хода! Хотя в не менее сложном Екатеринбурге в день памяти царственных мучеников 17 июля крестный ход прошёл. С соблюдением всех предосторожностей, разумеется. А на нашу Казанскую, собирающую десяток тысяч участников – не стали заморачиваться с мерами предосторожности – просто отменили. Не радостная тенденция наметилась последние времена у нас в митрополии – отменять церковные мероприятия, ссылаясь на рекомендации светских служб. Зимой отменили главную крещенскую купель по «рекомендации МЧС», теперь отменили по «рекомендации эпидемиологов».

Конечно, хоть и досадно это всё наблюдать и осознавать, но в большинстве случаев надо, наверное, смиряться и сказать, что владыке виднее. У него ведь своя нагрузка, своё служение, не нашего ума и не нашего уровня ответственности перед людьми и Богом. Но хорошо бы и с народом советоваться. Мы, миряне, всё-таки тоже Церковь...

Не всё из задуманного митрополиту Феофану удалось осуществить, видимо, всё оказалось куда сложнее, как поначалу казалось. В частности, предмет «Основы православной культуры» вопреки его обещаниям по-прежнему нигде в школах республики не преподаётся. Но что самое обидное – нашему митрополиту никак не получается сдвинуть с мёртвой точки одно главное для русского православного человека дело. Это – церковь Нерукотворного образа Христа Спасителя, Храм-памятник православным воинам, павшим в боях при взятии Казани. «Много в Казани святых и славных памятников и среди них первое место принадлежит памятнику, под которым покоится прах русских воинов, убитых при взятии Казани, совершившимся 2-го октября 1552 года» – читаем мы выдержку из Казанского сборника статей архиепископа Никанора (Каменского) за 1909 год. Храм-памятник имеет высокий статус памятника федерального значения, однако никак не обретёт достойного статуса, соответствующего своему сакральному для России значению.

Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани

Наш уникальный Храм-памятник чудом уцелел в советское время, с 2000 года в течение 10 лет там проводились более-менее регулярные богослужения, теплилась приходская жизнь, из последних собственных сил прихожан и настоятеля протоиерея Фёдора Ситкина велись ремонтно-восстановительные работы. Надежды православных казанцев в отношении Храма-памятника забрезжили в 2005 году во время визита в Казань патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Прихожане и общественность с настоятелем выстроились напротив храма-памятника на пути следования патриаршего эскорта по Кировской дамбе от Казанского Кремля в Успенский Зилантов монастырь с дерзновенными надеждами. Но грянул сплошной стеной ливень, и патриарший эскорт, лишь сбавив скорость, проехал мимо. И так до сих пор. Храм-памятник стоит сиротой посреди реки Казанки в самом центре города напротив кремля, всеми брошенный. Регулярные богослужения уже не ведутся десять лет, последний год прихожане и общественность уже стали приходить и молиться самочинно, но то дамбу затопит, то, вот, теперь, запреты…

Когда владыке Феофану на его первой пресс-конференции задали вопрос о Храме-памятнике, он заверил, что будет заботиться о нём. Шло время. Но по-прежнему, то какие-то мутные тендеры проводятся по «восстановлению», а уже потом – по «проектированию восстановления», то товарищи из Средней Азии там бойко трудятся – явно отнюдь не специалисты по православной архитектуре, объект ведь крайне не простой… То татарские националисты требуют снести Храм-памятник, то испишут его колонны и стены красной краской надписями, как бы помягче, не подобающего объекту значения. Были и осквернения с ограблениями, а в канун летней Универсиады в мае 2013 года – вообще закладка самодельного взрывного устройства здесь была обнаружена.

Такая, вот, непростая церковь, и подход к делу её восстановления и налаживания приходской жизни, должен быть соответствующим.

Надо, конечно, признать, что вся эта тягомотина длится со времён ещё до приезда в Казань владыки Феофана.

Но, вдруг, о, чудо! В символический день Святой Троицы 23 мая 2018 г. Храм-памятник самолично посетил президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов (разумеется, со всей свитой) вместе с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном! Работы возобновятся! Об этом событии было много написано, однако, к сожалению, по прошествии двух лет ничего не изменилось, – Храм-памятник и сейчас совершенно запущен и всеми брошен.

В марте 2019 года Казань по приглашению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана посетил главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», Анатолий Дмитриевич Степанов, по результатам своей поездки Казань опубликовавший статью «Возрождается православная Казань», в которой был упомянут и Храм-памятник. Но уже в августе того же года на этом же ресурсе выходит моя статья «Татарская хитрость?», в которой подробно разбиралась схема «взаимодействия» региональных чиновников Республики Татарстан и их всемогущего информационного столпа «Татмедиа» с церковью…

Конечно, восстановление сотен некогда великолепных, а сейчас разрушающихся церквей, построенных в Казанской губернии в эпоху высокой духовности богатых русских людей, пока задача не реальная. Но восстановление Храма-памятника воинам, погибшим в боях, по сути обеспечившим формирование России как безкрайней империи русского и других народов, ставших благими соработниками и соседями на Богом данной земле – задача вполне посильная. И, хочется надеяться, что ещё во время правления митрополией владыки Феофана грянет пушка у казанского Храма-памятника православным воинам в полдень, как было при царях!

В заключение хотелось бы отметить, что главное достоинство нашего митрополита, несмотря на его видимый пиетет к нынешней региональной власти, его фактическая, а главное твёрдая НЕЗАВИСИМОСТЬ. И это даёт надежду не только на видимые и материальные изменения, но и на символические. Например, что режущее русское ухо слово «Татарстанская» уйдёт из названия нашей митрополии, и она снова будет называться Митрополия Казанская и Свияжская. Тем паче, наш Свияжск – отдельная русская православная история, тоже сакральная для всей России.

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отдела «Русского Собрания», доцент Международной Славянской Академии наук, образования, искусств и культуры

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Юрьевич Щеглов
Просим оформить землю под часовню и начать богослужения
Казанцы обратились к митрополиту Кириллу и главе города с прошением
04.07.2024
Казань: «Гюльчатай, открой личико, я ведь и жениться могу». А там – Абдулла?..
Жителей города беспокоит такой опасный «дресскод», появившийся во время БРИКС, как женские паранджи
29.06.2024
Хуснуллин, зови в Россию корейцев, гони восвояси нелегальных мигрантов!
По проблемам нелегальных мигрантов, есть идея
24.06.2024
Земля Казанская: хороводы на Николу Вешнего
О праздновании великого христианского праздника в Татарстане
21.05.2024
Христос Воскресе! – впервые зазвучало в Казанской часовне ещё в Великую субботу
Всем теперь стало ясно, что на этом месте будет духовная жизнь, надо только вдохнуть её общими усилиями
07.05.2024
Все статьи Михаил Юрьевич Щеглов
Бывший СССР
День памяти участника Приамурского Земского собора епископа Михаила (Богданова)
Сегодня мы также вспоминаем князя Андрея Дмитриевича Можайского, моряка П.Я.Гамалею, писателя А.Погорельского, вице-адмирала Л.А.Брусилова, Героев Советского Союза М.И.Яковлева и В.В.Порика, писателей М.М.Зощенко и В.Д.Дудинцева, поэта С.С.Наровчатова
22.07.2024
День явления Казанской иконы Божией Матери
Также сегодня мы вспоминаем поэта А.И.Тургенева, генерала В.П.Мусина-Пушкина, поэта Г.Р.Державина, врача М.Я.Мудрова, писателя Я.К.Амфитеатрова, антрополога М.М.Герасимова, геолога П.И.Мельникова
21.07.2024
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2024
Куда мы идём?
Вспомним опыт Золотой Орды: без православия русские просто не выживут
19.07.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
В Москве открылось сатанинское кафе
Новый комментарий от Александр Волков
23.07.2024 03:56
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от Русский танкист
23.07.2024 02:11
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
23.07.2024 00:09
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
22.07.2024 21:49
Гегемония лингвонационализма. Почему Фарион победила
Новый комментарий от Агафон
22.07.2024 18:53
На Афоне полиция готовится к штурму монастыря Эсфигмен
Новый комментарий от Агафон
22.07.2024 18:06
Русь, не убивай себя на радость злых врагов!
Новый комментарий от Агафон
22.07.2024 17:56