itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Возрождается православная Казань

Впечатления и размышления о моей неожиданной поездке в столицу Татарстана

0
1340
Время на чтение 10 минут

«Русская народная линия», как известно нашим постоянным читателям, много внимания уделяет событиям в Татарстане. Публикации об этом часто появляются на нашем портале. В основном это статьи на исторические и краеведческие темы, которые для нас готовит известный казанский историк Игорь Алексеев. Но появляются у нас и критические материалы, посвященные вопросам актуальной политики, межнациональным и межрелигиозным отношениям. Это связано, прежде всего, с тем, что в Казани создано и действует отделение Международной общественной организации, которое ранее возглавлял известный религиовед Раис Сулейманов, а сейчас известный общественный деятель руководитель Общества русской культуры Михаил Щеглов. Именно они были авторами многих публикаций. И материалы наши, знаю, имеют резонанс.

И вот неожиданно для меня на второй неделе Великого поста глава Татарстанской митрополии митрополит Феофан (Ашурков) пригласил меня приехать в республику, чтобы собственными глазами посмотреть, как много в ней делается для развития Православия и межрелигиозного диалога.

Митрополит Феофан

Приглашение архиерея нельзя игнорировать. Тем паче, мы с владыкой Феофаном земляки, - мои корни по материнской линии тоже из Дмитриевского района Курской области. Да и знакомы мы давно, в 2009 году тогда ещё «Русская линия» выступила против травли, организованной некоторыми деятелями в отношении тогда архиепископа Ставропольского Феофана. Поэтому, хотя предложение и было неожиданным и застало меня в поездке в Москву, я согласился посетить Казань. Что и произошло с 23 по 25 марта.

Митрополит Феофан всячески подчёркивал в разговорах - и личных, и по телефону, что он не хочет мне ничего навязывать, а предлагает самому познакомиться с православной Казанью, своими глазами увидеть, что сделано и что делается. И, должен признаться: я впечатлён.

Прежде всего, размахом и темпами строительства Казанского собора, - того самого, который был построен на месте явления иконы Божией Матери и где пребывала эта святыня до 1904 года. Собор был разрушен в годы безвременья. Два с половиной года назад я принимал участие в торжествах, посвященных первому визиту в Татарстан Патриарха Кирилла, когда Святейший лично совершил чин освящения закладного камня восстанавливаемого собора. И вот теперь собор уже практически возведён. Строительство завершено, идут работы внутри храма. Мы с первым проректором Казанской духовной семинарии игуменом Евфимием (Моисеевым), которого владыка благословил показать мне результаты трудов епархии, побывали на строительстве.

Торжества в праздник явления Казанской иконы Божией Матери

Мы побывали внутри собора, где я мог наблюдать, как идёт внутренняя отделка храма. Спустились в нижний храм, который восстанавливается по чертежам и зарисовкам знаменитого архитектора Алексея Щусева, обустраивавшего нижнюю часть собора по просьбе Великой княгини преподобномученицы Елизаветы Феодоровны. Там, в нижнем храме, восстанавливается и место чудесного явления святыни.

Так сейчас выглядит Казанский собор

Работы идут полным ходом и уже зримо видны очертания их завершения. Владыка Феофан, с которым мы встретились кратко в первый день моего пребывания в Казани и поговорили более обстоятельно в воскресенье, не без некоторой гордости задал мне риторический вопрос: «Назовите мне другой город России, где такими темпами и в таком объёме строился бы православный собор?!». Действительно, припомнить подобные размах и темпы строительства православного храма мне было затруднительно.

Понятно, что без помощи властей республики это сделать было невозможно. Я вспоминаю, что при закладке собора присутствовало всё руководство Татарстана, в том числе и продолжающий оставаться весьма влиятельным человеком в республике первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, которого в Казани ласково зовут «Бабаем». Очевидно, стройка продолжает оставаться в числе приоритетных объектов в республике, коль идёт она столь быстрыми темпами.

Крестовоздвиженский храм монастыря

Разумеется, мы не преминули посетить сохранившийся исторически и давно переданный Церкви Крестовоздвиженский храм - центр духовной жизни Казанско-Богородицкого мужского монастыря. Посетить, чтобы приложиться к главной святыне обители - чтимому списку Казанской иконы Божией Матери. Кстати, я как-то не обращал ранее внимания, что за возвращение святыни в Казань «бескорыстный» папа Римский Иоанн Павел II потребовал построить в Казани католический костёл. Тогдашний мэр Казани Камиль Исхаков, мысливший туристическими категориями, согласился. И вот теперь в Казани объявились католики, среди которых потомков поляков, разумеется, практически нет, а есть только совращённые в католичество этнические русаки, в том числе и священник. Впрочем, католический собор мы не посещали...

Еще один объект, который рекомендовал мне посетить митрополит Феофан, - это православная гимназия, которая расположена при Духосошественском храме в Суконной слободе. Экскурсию по восстановленному храму и расположенной рядом гимназии (один из корпусов которой был построен недавно) для нас проводил настоятель храма и директор гимназии протоиерей Алексей Чубаков. Вообще при Духосошественском храме создана целая «империя» всяких курсов, клубов, кружков - от кулинарных и развития творческих способностей у детей до спортивных (хоккей и рукопашный бой). Впрочем, это меня не особенно впечатлило, а вот гимназия впечатлила по-настоящему. Начиная с красующегося на здании названия «Русская классическая школа» (и это в центре Казани!).

Духосошественский храм

В декабре 2016 года мне довелось принять участие в конференции, которую проводила в Екатеринбурге одна из организаторов движения за возвращение к традициям русской школы Татьяна Анатольевна Алтушкина. Тогда я с удивлением узнал, что существует целое движение за возрождение Русской классической школы, в котором участвуют педагоги из Москвы, Симферополя, Волгоградской области и других регионов, познакомился с энтузиастами этого движения. Меня заинтересовала, прежде всего, сама постановка вопроса о возвращении к традициям русской классической школы, о чём я написал краткий отчёт.

В Екатеринбурге были и педагоги из Казани. И вот теперь я оказался в Русской классической школе в столице Татарстана! Неожиданный, признаюсь, поворот.

Протоиерей Алексей Чубаков провёл нас по кабинетам физики, химии, литературы, обществознания. В спортивном зале девочки занимались подготовкой композицию военной тематики к готовящемуся памятному мероприятию. Кабинеты небольшие, в них учатся по 13-15 учеников, параллель всего одна - в начальных классах. А всего классов пока семь, но год за годом число их естественным образом растёт. Школа имеет государственную аккредитацию, но работает по индивидуальным стандартам и специально подготовленным учебникам, радующим глаз своими иллюстрациями.

Открытие нового корпуса православной гимназии города Казани

Обычно, такого рода православные школы существуют за счёт состоятельных родителей. Интересуюсь у о.Алексея, как обстоит дело тут. Еще одна неожиданность - плата за учёбу весьма умеренная. А школу поддерживают власти, в том числе лично глава республики Рустам Минниханов, о пребывании которого в школе свидетельствуют фотографии.

Николо-Гостинодворская церковь Казани

Побывали мы с отцом Евфимием и в восстанавливаемом митрополией Николо-Гостинодворском храме в центре Казани. Сам храм - святыня православной Казани, ведь здесь служил священномученик Патриарх Гермоген. Пока в храме убирают следы многолетнего присутствия республиканского архива. Работы предстоят невероятные по объёму, - прежде всего, нужно укрепить фундамент (храм стоит на возвышенности, прямо у стен начинается крутой откос). И хотя над возрождением храма еще предстоит немало потрудиться, митрополит Феофан подчёркивает, что самое главное - удалось договориться с властями о возвращении этой святыни Церкви. Несколько раз повторял: «Мне говорили, что это невозможно... А ведь получилось...». И правда, получилось. И верится, что получится восстановить храм, связанный с памятью духовного вождя Русского Ополчения 1612 года.

Молебен в Николо-Гостинодворской церкви Казани

Сложной проблемой для Казани является храм-памятник на реке Казанке недалеко от местного Кремля, где захоронены русские воины, павшие при взятии города войсками русского Царя Иоанна Грозного. Татарские националисты давно требовали храм снести, как напоминание о «геноциде татарского народа». Слава Богу, храм является памятником архитектуры XIX века - таких пирамидальных храмов в России, насколько мне известно, три: один в Бахчисарае у бывшего госпиталя, в котором умирали и были рядом похоронены воины, получившие ранения во время Крымской войны, другой - самый известный - на Братском кладбище в Севастополе. Вероятно, поэтому храм уцелел в «лихие 90-е», когда татарский национализм был серьезной политической силой. Но островок, на котором он стоит, подмывается водами Казанки и подойти к храму можно зимой по льду или засушливым летом, а в остальное время - только в высоких сапогах. Русская общественность неоднократно поднимала вопрос о необходимости реставрации храма и обустройства подходов к нему. Татарские националисты встречали эти идеи в штыки, власти к ним прислушивались охотнее. Прежний архиерей боялся этот вопрос даже поднимать. И вот - это еще один предмет законной гордости митрополита Феофана - вопрос решился, власти услышали голос правящего архиерея и православной общественности. По крайней мере, я увидел, что активно ведутся работы по обустройству набережной вдоль берега реки Казанки, которая обеспечит подход к храму-памятнику. А там, глядишь, дойдут руки и до реставрации...

В воскресенье митрополит Феофан служил в уникальном храме преподобного Сергия Радонежского. Храм считается молодёжным, при нём создан молодёжный центр, в нижней части храма размещена экспозиция, посвященная истории Казанской иконы Божией Матери. Но меня больше впечатлил сам храм, в котором собрана весьма довольно солидная коллекция Богородичных икон. Причём, иконы старинные, как говорят, в таком случае, «намоленные». Коллекцию передал в храм некий меценат, и храм превратился в своего рода храм-музей, где можно помолиться во время богослужения, а днём побывать на экскурсии и посмотреть самые разные, в том числе исторические иконы Пресвятой Богородицы.

Не знаю, так совпало или преднамеренно митрополит Феофан выбрал для воскресного служения молодёжный Сергиевский храм. На второй неделе Великого поста за Литургией читался отрывок из Евангелия от Марка об исцелении расслабленного, друзья которого, разобрав крышу дома, где находился Спаситель, опустили перед Ним страждущего. И Владыка в проповеди использовал этот образ расслабленности применительно к истории нашей страны. И, обращаясь к молодёжи (а в храме было несколько десятков юношей и девушек), призывал её духовно не расслабляться, помня, к каким тяжелым последствиям это может привести страну.

Казанская православная духовная семинария

Посетив Казань, я воспользовался случаем и записал интервью с игуменом Евфимием, который вот уже пять лет трудится в Казани. Меня интересовали его впечатления о республике, о специфике учебного дела здесь, его размышления о таком актуальном сегодня понятии, как «русский мир». Интервью уже опубликовано на РНЛ.

Насколько я понимаю, владыка Феофан пригласил меня в Казань не для того, чтобы похвастаться достижениями Татарстанской митрополии, которая, к сожалению, в последнее время чаще всего упоминалась в СМИ в связи со скандалом вокруг бывшего протоиерея Владимира Головина, а для того, чтобы я увидел своими глазами плоды доброго сотрудничества местных (мусульманских по вероисповеданию, в основном) властей и Православной Церкви. Я увидел, и, повторюсь, весьма впечатлён увиденным. Насколько я понимаю, митрополиту Феофану удалось грамотно выстроить отношения с властью в таком конфессионально и национально сложном регионе. Сложном не только объективно, но и субъективно. Руководящие посты в республике, как известно, занимают, в основном, татары, - об этом много писали в СМИ. Возникают конфликты на языковой и культурной почве. В частности, в последнее время предметом острых дискуссий и даже протестов был вопрос о повсеместном преподавании татарского языка как родного всем детям, независимо от их этнической принадлежности. Эти и другие вопросы порой вызывают недовольство русского населения, которое в подавляющем своём числе и составляет паству Татарстанской митрополии. Поэтому в таком регионе правящий архиерей самой логикой жизни выдвигается на роль защитника и печальника интересов русских. Не всякий архиерей решается исполнять эту роль, тогда русские ищут другие способы защиты своих интересов. Митрополит Феофан, долгое время служивший на Кавказе, как я понял, от этой роли не уклоняется, хотя в разговорах со мной журил чрезмерно резкие высказывания местных русских общественных деятелей.

Символичный подарок на прощание от игумена Евфимия - последний выпуск журнала митрополии «Православный собеседник»

Кстати, несмотря на то, что власти Татарстана поддерживают Православие и русскую культуру, в чём я имел возможность убедиться, проблемы возникают регулярно. Одну из них мы обсудили на встрече с единомышленниками по «Русскому Собранию». Как с тревогой говорили мои соратники, татарские националисты пытаются протолкнуть широкое празднование в Татарстане 750-летия Золотой Орды. Разработан план мероприятий, который местные татарские историки и общественные деятели пытаются реализовать на государственном уровне, видимо, пользуясь поддержкой каких-то чиновников. А чтобы русские «проглотили» празднование юбилея государства, которое эксплуатировало, обирало и унижало русских, начинают распространять миф о том, что не было никакого монголо-татарского ига, что Золотая Орда была государством, в котором русские чувствовали себя как в своём доме и т.д.

Пытаются поставить под сомнение Куликовскую битву, дискредитировать включение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств в состав Московского государства как прогрессивного исторического деяния. Словом татарские националистические историки пытаются «переписать», сфальсифицировать историю России. И таким образом ставят власти Татарстана в трудное положение, поскольку закономерно возникает вопрос: почему в одном из субъектов Российской Федерации в качестве важного события предлагается праздновать угнетение русского народа. Не является ли это оскорблением русских и не работает ли это на обострение межнациональных отношений в России? Хочется надеяться, что властям Татрстана достанет мудрости не идти на поводу у татарских националистов. Впрочем, это уже другая тема, о которой стоит написать отдельно, тем паче, что беседу с членами Казанского Русского Собрания мы записывали на диктофон и, надеюсь, сделаем позже материал о ней.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Re: Возрождается православная Казань

Когда прочитала статью после ее опубликования было желание написать несколько строк о том, что возрождении Православия нужно судить не по строящимся и благоукрашающимся храмам, а по численности и сплоченности общин, но не стала... ...Вчера прочитала в сети очень тяжелую новость: священник из Татарстана Андрей Стребков (https://clck.ru/Fcm3v) обвинен в педофилии. Сразу вспомнился Николай Каклюгин. Удар нанесен идеально.
Ксения Балакина / 16.04.2019, 01:55

7. Возрождается православная Казань

Такой заголовок считаю очень ошибочным. Это ещё мягко говоря. Представим где-нибудь публикация под названием "Возрождается мусульманская Москва". Что? - немедленно рявкну я, с каких это пор Москва мусульманская и думать так не смейте. Да, есть и мечети в Москве, но говорить о мусульманской Москве разве можно? Да немедленно гнать прочь иноверцев может последовать опасный призыв. Или в городе Грозном тоже ведь есть православные храмы, но вы разве сможете сказать на это, что возрождается православный Грозный. В лучшем случае вас погонят без оглядки, в ином же варианте тут же на месте секир башка. Ещё не хватало в многонациональной стране эксплуатировать религиозный фактор, а ведь религиозная вражда самая опасная. Лично для меня вероисповедание человека ровным счётом значения не имеет и поляк для меня прежде всего славянин, а уж что он католик, так это его личное дело. Вот национальность это существительное, вера же это прилагательное, человек может веру поменять, а вот уже национальность никак. Почему же вы не озаглавили статью "Возрождаются православные храмы в Казани", а махнули сразу в опасную крайность. Межконфессиональные различия губительны для любой империи, или же вы имперец только на словах? Я не сторонник империи, но я никогда не допущу ущемления национального и религиозного чувства другого народа.
Hyuga / 04.04.2019, 19:32

6. Re: Возрождается православная Казань

Или вот ещё пример переписывания отечественной истории. Как уже доподлинно установлено отечественной исторической наукой, Третий Русский Царь Борис Годунов происходил из костромских бояр, что Годуновы были земляками Романовых, в судьбе обоих родов большую роль сыграл Ипатьевский монастырь, никаких следов татарского происхождения Годунова не обнаружено. Однако, опираясь лишь на одно известное литературное (!!!) произведение, нам постоянно внушают, что Русский Царь был татарином. Но им мало, уже в ходу версия, что и Кузьма Минин был татарином! То есть куда ни кинь- одни татары. Я против татар ничего не имею, это коренной народ России, но зачем же насиловать историю в угоду сомнительным сиюминутным целям?

5. Ответ на 2., Hyuga:

А Москва через 13 лет на Куликовом поле билась против мятежного Мамая за единство орды, а ещё через два года гарант отдал Тохтамышу Москву для разграбления

Вот типичный пример переписывания истории. Мамай как раз был беклярибеком (по нынешней терминологии премьер-министром) при законном хане из династии великого хана Узбека, по сравнению с которым тот же Тохтамыш был в лучшем случае узурпатором, являясь лишь "принцем крови" из боковой ветви Чингизидов. Так что на Куликовом поле Русь билась не против "узурпатора Мамая за законного хана Тохтамыша во имя единства Орды", а против Орды как таковой в лице наследника великого хана Узбека, который, кстати, погиб на Куликовом поле, вследствие чего Мамай через год и проиграл Тохтамышу, ибо без законного хана Мамай уже становился никем перед "принцем крови" Тохтамышем. А в 1382 году Дмитрий не успел собрать войско, поскольку Олег Рязанский, вопреки достигнутым договорённостям, предал его и указал Тохтамышу броды на Оке, благодаря чему Тохтамыш смог наикратчайшим путём внезапно достигнуть Москвы, не оставив Дмитрию времени для сбора войск. А в те два года после Куликова поля (сентябрь 1380 года) и до нашествия Тохтамыша (август 1382 года) Русь вообще не платила Орде дань, Дмитрий ни разу не поехал в Орду на поклон к "законному хану Токтамышу", ограничившись лишь направлением посольства, уведомившем о победе на Куликовом поле, а когда Тохтамыш, уставший ждать Дмитрия, направил к нему своего посла, то последний не доехал до Москвы, испугавшись большого числа русских ратников, увиденных им по пути, и повернул обратно в Орду, сообщив Тохтамышу, что Русь и не думает сдаваться. Вот после этого, убедившись, что Москва фактически объявила независимость и вышла из-под юрисдикции Орды, Тохтамыш и задумал карательный поход.

4. Казань не виновата

Иго скорее можно назвать господством монголов над Русью и господство это было не так уж и жёстким, это не был геноцид, это не было опустошительное ограбление, орда забирала себе десятину, десятину всего, начиная от урожая и кончая населением. Но десятину забирало себе и духовенство, итого 20% всего имеющегося (сейчас пока налог 13%, но с учётом жилья, авто и земли реально не больше ли 20%). А собиратель дани гарант уж и ещё десятину и себе оставлял, а как же? Вот и получается уже 30%, но при таком грабеже становится просто невозможным вести хозяйство. При орде наша власть привыкла относиться к народу, как к завоёванному, приток во власть иноземцев из орды ситуацию ещё более усугубил, а имперская политика вытягивала у народа последние силы и для обустроения своей жизни силы народа уже оставалось и это сказал ещё Бердяев. А между тем власть должна быть не обособлённой, а быть именно народной и не от Бога, а от выбора народа. Страна всегда сильна не ответственностью одного лица, а ответственностью каждого гражданина, а ответственность непременно подразумевает в первую очередь честность, правду. И никаких тайн от народа.
Hyuga / 04.04.2019, 06:19

3. Re: Возрождается православная Казань

Не уверен... У меня иные впечатления. А успехи, у которых рассказывается в статье, это успехи, извините за вульгаризм, менеджерского (хозяйственного) плана. Они тоже важны, они тоже нужны. Но возрождение ли это?..
рудовский / 04.04.2019, 05:25

2. что не было никакого монголо-татарского ига,

Можно сказать и так, потому что только русские власти того времени и повинны в закабалении русского народа и оказывали поработителям прямое содействие, правителям земли русской тогда было выгодно иметь над собой надёжную ханскую крышу, хана иначе и не называли как царём русским и молились за хана. А всякая война того времени против Литвы и Польши была войной за интересы хана и орды. Не так уж сильна была орда, ежели Японию так и не покорила, Вьетнам не одолела, из Китая была изгнана в 1367 году, а что же делала тогда Москва? А Москва через 13 лет на Куликовом поле билась против мятежного Мамая за единство орды, а ещё через два года гарант отдал Тохтамышу Москву для разграбления и отъехал вроде бы в Кострому собирать войско, но тогда Кострома была глухим лесным краем и кого там можно было найти кроме волка и медведя. Самое тяжёлое это предательство от своих. Ещё тяжелее когда таких предателей почему-то ставят в пример. Тогда ещё раз предают народ и предают правду. Вот оттого и ходим по колдовскому кругу и погрязли во лжи и не пытаемся даже раскаяться в своей глупости.
Hyuga / 03.04.2019, 20:07

1. Не только татарские националисты

Как с тревогой говорили мои соратники, татарские националисты пытаются протолкнуть широкое празднование в Татарстане 750-летия Золотой Орды. Разработан план мероприятий, который местные татарские историки и общественные деятели пытаются реализовать на государственном уровне, видимо, пользуясь поддержкой каких-то чиновников. А чтобы русские «проглотили» празднование юбилея государства, которое эксплуатировало, обирало и унижало русских, начинают распространять миф о том, что не было никакого монголо-татарского ига, что Золотая Орда была государством, в котором русские чувствовали себя как в своём доме и т.д. Пытаются поставить под сомнение Куликовскую битву, дискредитировать включение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств в состав Московского государства как прогрессивного исторического деяния. Словом татарские националистические историки пытаются «переписать», сфальсифицировать историю России. И таким образом ставят власти Татарстана в трудное положение, поскольку закономерно возникает вопрос: почему в одном из субъектов Российской Федерации в качестве важного события предлагается праздновать угнетение русского народа. Не является ли это оскорблением русских и не работает ли это на обострение межнациональных отношений в России? Хочется надеяться, что властям Татрстана достанет мудрости не идти на поводу у татарских националистов.

. В этом контексте не стоит забывать и о псевдоисторических трудах Гумилёва, воспевавшем "русско-ордынское братство".
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Правильно понятое славянофильство и «Третий Рим» не противоречат друг другу
Размышления над статьёй доктора юридических наук Алексея Величко
02.03.2024
Кадровая революция Путина
Первые впечатления о Послании Президента России
01.03.2024
Зачем президент Аргентины приезжал в Ватикан?
Чтобы получить согласие понтифика на строительство Третьего храма?
14.02.2024
Почему Владимир Путин так неубедительно говорил на религиозные темы?
Дискуссия Павла Тихомирова и Анатолия Степанова
13.02.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Последние комментарии