«Дипломатия ‘’от лукавого’’»

Пий XII в годы Второй Мировой

Бывший СССР  Русская цивилизация и Ватикан 
0
1172
Время на чтение 18 минут

 

Из цикла «Россия и папизм»

 

    «Католические биографы лицемерно утверждают, что Пием XII владело одно страстное  желание – добиться мира. Весь вопрос, однако, в том, за какой мир выступал папа? Накануне войны он выступал «за мир», понимая под этим мир в империалистическом лагере в целях создания единого фронта против СССР. Этот же мотив руководил деятельностью Ватикана и тогда, когда война уже началась»

М. Шейман «От Пия IX до Иоанна XXIII»

 

Место скончавшегося 10 февраля 1939 года Папы Пия XI занял выходец из древней аристократической семьи, германофил, прослуживший десять лет на посту государственного секретаря Ватикана, кардинал Эудженио Пачелли.  Его избрание  2 марта 1939 года на папский престол не было неожиданным, хотя конклав прошёл не совсем гладко. Новый папа, избрав себе имя Пия XII, заявил тем самым, что будет продолжать в новых, ещё более сложных  условиях политический курс своего предшественника. Через несколько дней Пачелли призвал к себе четырёх немецкоязычных кардиналов и  в разговоре с ними категорически утверждал, что будет продолжать вести дела католической церкви в Германии. Тогда же он показал черновик письма Гитлеру, в котором говорилось: «Достославному господину Адольфу Гитлеру, фюреру и канцлеру германского Рейха. С самого начала нашего понтификата мы желаем уверить Вас, что продолжим заботиться о духовном благополучии немецкого народа, ведомого Вами…»

    «Пий XII продемонстрировал неприкрытую поддержку Гитлера и его режима, приказав своему нунцию в Берлине архиепископу Орсениго устроить пышный приём в честь пятидесятилетия фюрера. С этого времени и на продолжении всех военных лет Адольф Гитлер каждый год получал поздравление от кардинала Бертрама из Берлина. Текст поздравления всегда был одним и тем же: ‘’Епископы и священнослужители Германии шлют самые сердечные поздравления фюреру. Немецкие католики посылают небу самые страстные молитвы за его здравие ‘’» (Эрик Фраттини «Священный Альянс).

    Итак,  буквально накануне новой мировой войны Римским Папой стал человек,  десять лет до этого определявший политику Ватикана, сторонник сближения с фашистской Германией, но непримиримый противник коммунизма и СССР. При этом он симпатизировал тоталитарным режимам в Германии, Италии и Испании, молчаливо одобряя акты их агрессии (к примеру, оккупацию фашистской Германией Чехословакии, захват Италией Албании). А его «миротворческая»  деятельность в то время заключалась в инициации «совещания держав без СССР, а по существу против СССР».

 

   Казалось бы,  католическую то Польшу, являвшуюся на тот момент «аванпостом» борьбы Ватикана против «безбожной Советской России», Пий XII должен был лелеять и всячески оберегать. Но иезуитская логика  «папы-дипломата» диктовала  другое. Вот что по этому поводу написал  советский историк М. М. Шейман: «Правительства Англии и Франции при поддержке правящих кругов США вели политику поощрения  подготовки гитлеровской Германией войны против СССР.  ‘’Папа-дипломат ‘’ Пий XII пустил в ход всё влияние католической церкви, чтобы облегчить сговор Англии и Франции с Германией, в частности за счёт Польши, и направить гитлеровскую агрессию против СССР. Пий XII добивался от Польши принятия требований гитлеровцев. Когда же гитлеровская Германия напала на Польшу, папа отказался осудить этот новый акт фашистского разбоя, заявив при этом: не надо забывать, что в Германии 40 млн. католиков».

      Польско-германский конфликт по поводу передачи Германии Данцига, в котором папа Пий XII выступал на стороне Германии, вылился в агрессию нацистов против Польши, что стало поводом начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года. При этом папа придерживался «нейтралитета», что было на руку Гитлеру. Даже когда правительства Франции и Англии обратились к нему с просьбой объявить Германию агрессором, Пий XII отказался, сказав, что «Ватикан не может непосредственно вмешиваться в международную политику».  Кстати, Пий XII продолжал сохранять «нейтралитет» и после вторжения германских войск во Францию, но при этом признал фашистское правительство Виши и сотрудничал с ним, видя в этом «шаги, направленные к созданию новой, христианской Европы». (Сотрудничал столь тесно, что после освобождения Франции от фашистов генерал де Голль потребовал лишить сана 33 французских епископов, известных своим коллаборационизмом.)  

    Папа считал, что Католическая церковь усматривает в мировой катастрофе наказание обеих воюющих сторон за проводимую ими политику. Поэтому, официально объявив о своём «нейтралитете» в самом начале войны, ватиканская дипломатия не сделала никакого заявления в поддержку той или иной стороны до самого конца войны. По поводу такой «хитрой» позиции Пия XII  венгерский исследователь Е. Гергей в книге «История папства» писал: «Однако несомненно, что молчание папы или  его заверения  о нейтралитете и о мире объективно поощряли агрессора, благоприятствовали ему.

 Нейтралитет папы Пия XII нельзя сравнивать с нейтралитетом Бенедикта XV во время первой мировой войны: тогда  два блока противостоящих империалистических держав  вели несправедливую с обеих сторон империалистическую  войну, в которой папство и не могло заявить о своей позиции. Однако теперь речь шла совершенно о другом. Эта война со стороны фашистских агрессоров была направлена на уничтожение и порабощение народов, в то время как сражавшаяся против них антифашистская коалиция вела справедливую борьбу, заслуженно ожидая моральной поддержки со стороны папы. Однако Пий XII отождествлял борьбу народов против фашизма, представлявшего угрозу для их существования, с нападением агрессоров. Это было глубокое заблуждение».

   Это было вовсе не «заблуждение» папы, не согласимся мы с автором, а циничный расчёт преследовавшего свои глубинные цели двуличного понтифика. Об этом говорит и такой факт, о котором поведала историк О. Четверикова: «Не осуждая действий Германии и её сателлитов, он, вместе с тем, не только не закрыл, но активизировал атлантическое направление своей деятельности. Для более тесной связи с правительством США папа римский основал Вашингтонское архиепископство и назначил архиепископа Френсиса Спеллмана главой католического духовенства всей американской армии. Коммуникация со Спеллманом у него была довольно плотная. А Рузвельт тем временем в январе 1940 года назначил своего личного представителя при понтифике, которым стал бизнесмен Майрон Тейлор. Он находился в Ватикане с титулом «чрезвычайный посол» и был связан с Госдепом США. Создалась щекотливая ситуация, поскольку официальных отношений не было, а представитель в Ватикане был. Совсем парадоксальной она станет, когда Америка вступит в войну, и её представитель будет сидеть в Риме, то есть столице вражеского государства, получая необходимую ему информацию о ситуации в Европе»  (О. Четверикова «Сталин и Ватикан»).

   И ещё одна интересная «деталь» политики Пия XII из доклада Ольги Николаевны Четвериковой: «В мае 1940 года Ватикан, учитывая положение дел на фронте, при посредничестве кардинала Спеллмана перемещает свой золотой запас в 7.7 млн. долларов из Лондона в хранилище на территории американской военной базы Форт-Нокс, и с этого времени Федеральная резервная система США превращается по факту в главный иностранный банк Ватикана. Так оно было на протяжении всей войны». 

                                                             ***

    Первая энциклика Пия XII  «Сумма понтификус» была издана 20 октября 1939 года, когда в Европе уже полыхала война. В ней папа утверждал, что причина бедствий, обрушившихся на народы Европы, - в «заблуждениях антихристианского движения», в забвении религиозных и моральных убеждений. «В энциклике, - писал М. Шейман, - нет прямого обличения нацизма. В ней говорится о страданиях Польши, о том, что «наша любимая Польша» имеет право на «братское сочувствие всего мира», но нет ни слова о том, что именно германские захватчики виновны в бедствиях  польского народа. В то же время папа в хвалебных тонах говорит о «любимой Италии», «преданной блюстительнице веры». А ведь фашистская Италия тогда была союзницей Германии, душительницы Польши».

     25 декабря 1939 года папа Пий XII обратился к правительствам воюющих стран со следующим призывом: «Положим конец этой братоубийственной войне, объединим все свои усилия в борьбе против общего врага – атеизма…»  Напомним, что для него атеизм означал коммунизм, причём не столько  даже как  учение Маркса, сколько как воплощение Советским Союзом идей справедливости и братства, нестяжательства и свободы от эксплуатации.

  Вновь предоставим слово М. Шейману: «В январе 1940 года, когда гитлеровская Германия уже вела войну в Европе, Ватикан забил тревогу не о том, что фашизм угрожает человечеству, а об опасности коммунизма. Ватиканская печать и радио выступали в эти дни с измышлениями о положении в Западной Белоруссии и Западной Украине, воссоединённых с СССР, и с клеветническими нападками на СССР в связи с советско-финской войной.

 Гитлеровские дипломаты хорошо знали о вражде Пия XII к коммунизму и в переговорах с папой делали упор на то, что Германия ‘’спасает Европу от коммунистической угрозы‘’. 11 марта 1940 года г. Риббентроп, министр иностранных дел Германии, прибывший накануне в Рим, был принят папой и говорил Пию XII:  ‘’…именно национал-социализм спас Европу от большевистского хаоса, который привёл бы к полному разрушению церкви ‘’».

  Кстати, поражение Французской республики и установление прогитлеровского режима Петена-Лаваля было встречено в Ватикане радостно…

     Точно так же встретил Святой престол и новость о вероломном вторжении немецких полчищ в пределы СССР в июне 1941 года. Наконец-то началась именно та война, подстрекателями которой католические «дипломаты» выступали в течение нескольких лет.

   Посол Германии при Ватикане фон Берген 24 июня доносил своим хозяевам, что «в кругах, близких к Ватикану, приветствуют эту новую фазу войны с известным облегчением и с особым интересом следят за её ходом». И он нисколько не преувеличивал! А «немецкий папа» не поддержал Гитлера открыто лишь потому, что понял «щекотливость» создавшегося положения. Историк О. Четверикова очень точно подметила: «С нападением Гитлера на Советский Союз Пий XII и его окружение оказались в ещё более сложной ситуации. С одной стороны, они желали поражения нашей стране, рассматривая нас в качестве главного врага, а с другой стороны, понимали, что если нацизм победит, то католичество как таковое перестанет существовать в силу несовместимости с нацистской идеологией. Но главное, они учитывали позицию англо-американцев, которые после вступления США в войну стали нашими союзниками. В силу этого, несмотря на давление со стороны Гитлера и Муссолини, папа так и не высказал ни одного слова одобрения их войны против СССР».  («Сталин и Ватикан»)

    В то же время Госсекретарь Ватикана Доменико Тардини признавал, что коммунизм является «самым серьёзным, но не единственным врагом Церкви. Нацизм тоже преследовал и всё ещё преследует Церковь».  «Если бы апостольская столица вспомнила бы публично об ошибках и ужасах коммунизма, то она не смогла бы обойти молчанием заблуждения и преследования нацизма. Поэтому она придерживается в настоящий момент не доктрины крестовых походов, а руководствуется поговоркой ‘’один дьявол другого гонит ‘’; если тот, другой, хуже, то тем лучше».

     То есть, католики занимали точно такую же позицию, как и англо-американское руководство.

  «Таким образом, Ватикан играл на два фронта, но его антисоветская позиция мешала американскому руководству, которому требовалось переломить сопротивление американских католиков, выступавших против сотрудничества с СССР. В связи с этим американцы начали склонять папство к более лояльному отношению к СССР, одновременно призывая и советское руководство к таким же шагам навстречу Ватикану, которые положительно бы воздействовали на западное общественное мнение». (О. Четверикова)  А одним из таких шагов было требование Москве «восстановить свободу совести». Причём подразумевалось не столько «прекращение гонений на православных», сколько свобода католического прозелитизма в России.

   Своих скрытых расчётов в отношении Советского Союза Ватикан не афишировал. Ведь по замыслу понтифика, католические миссии должны были направляться в Россию вслед за вермахтом, чтобы внедрять священников в контролируемые им зоны. «Как заявил всё тот же фон Папен в ходе допроса в октябре 1945 года, ‘’реевангелизация  Советского Союза была задумана в Ватикане и осуществлялась либо через его миссионерский отдел, либо через его секретные службы ‘’» (О. Четверикова «Измена в Ватикане»)

   Ни усилия посланника Рузвельта М. Тейлора, ни личные письма президента США папе Пию XII не смогли убедить последнего помогать Советскому Союзу (тем паче отказаться от своих враждебных планов и чаяний). А в конце 1941 года, не внемля доводам американцев, понтифик отказался признать войну «союзных стран» против «стран оси» справедливой. Своё решение «непогрешимый» объяснил тем, что он, якобы, «не может поддерживать какую-либо одну сторону, так как католики в войне участвуют в обеих сторонах».  А в 1943 году католическая  газета «Osservatore Romano» описала «хитромудрую» политику Папы такой формулой: «Церковь за всех и ни за кого». Но при этом Ватикан установил в марте 1942 года дипломатические отношения с Японией, что нельзя было объяснить никакими соображениями религиозного порядка.

   Рузвельт неоднократно пытался заставить Пия XII «умерить  религиозный пыл», но безрезультатно. К примеру, за годы войны в своих выступлениях или посланиях Папа порядка 35 раз давал негативную оценку советскому  - «богопротивному» - государству, призывая к его  устранению. Но при этом обращался к фашиствующим католикам Италии, Испании, Франции и прочих европейских стран как «добровольным крестоносцам нового благородного общества», как воинам против тьмы безбожного мира.  А также упорно предлагал США примириться со «странами оси», чтобы «мобилизовать все силы против марксистского социализма». Такой странный «нейтралитет»  Папы подвергался справедливой критике с разных сторон. К примеру, коммунистическая нью-йоркская газета «Daily Worker» в конце 1942 года отметила, что Пий XII объявил себя «нейтральным» в борьбе сторон, но «разве можно быть нейтральным, когда фашисты добиваются мирового господства и уже залили кровью весь мир?» Ответить на такой простой вопрос честно, для Папы означало -  открыть миру всю подлость его деяний и мерзость замыслов, поэтому он мог только продолжить лукавить и лукавить. Демонстрируя этим, чьим «наместником на земле»  он на самом деле является.

                                                                      ***

      А тем временем жизнь вносила свои коррективы. Это было связано с «коренным переломом» (1942-1943 годы) в Великой Отечественной войне, который сделал победу России Советской над фашисткой Германией неизбежной.  По этому поводу историк Е. Гергей высказался так: «На первом этапе войны, ознаменовавшемся успехами фашистов, существовало полное молчаливое согласие между Пием XII и немцами. ( Это находит своё подтверждение в отрицательном отношении Пия XII к Атлантической хартии.) Однако зимой 1942/1943 года произошёл неблагоприятный для фашистских государств поворот в ходе войны, хотя это далеко ещё не означало поражения Германии. Эти месяцы были периодом молчания в Ватикане. Соответственно с этим в рождественском обращении папы по радио 1942 года уже заметен поиск дороги к миру, а также поиск общественного развития после достижения мира. В обращении уже излагались не только основные принципы обеспечения мира, но и основные католические принципы переустройства в послефашистский период. В этих принципах предлагались не контуры корпоративного общества, а оговаривалась необходимость восстановления буржуазных свобод.

  2 февраля 1943 года немецкие армии капитулировали под Сталинградом. 13 мая сражавшиеся в Африке армии держав «оси» также сложили оружие. 19 июля союзники высадились в Сицилии, и тем самым война достигла итальянской земли. Папа после развёртывания сил антифашистской коалиции и морально отягощённый антисемитизмом фашистских держав, перешедшим в геноцид, уже не мог устоять на позиции нейтралитета.

Пий XII, взяв в общем за основу гуманистические принципы христианской веры и руководствуясь обобщенными понятиями, осудил расовую теорию и расовые преследования, в том числе антисемитизм и преследование евреев». Однако папа так и «не бросил на чашу весов весь свой моральный авторитет против геноцида, не отмежевался вместе с церковью от фашизма».  А неразумное, якобы, требование «союзников» о «безоговорочной капитуляции» Германии осудил.

  После прошедшей в конце 1943 года Тегеранской конференции Рузвельта, Черчилля и Сталина Пий XII начал дрейф в сторону «союзников». «Папа хотя лишь косвенно, но решительно выразил свою симпатию к союзникам, ожидая от их быстрой победы достижения мира. Этому также способствовало участие католических организаций в антифашистском Движении Сопротивления» (Е. Гергей).  При этом папа стремился к достижению  некоего «мягкого мира», где «мягкость» и снисхождение должны были быть проявлены в отношении фашистских держав.

   Е. Гергей, как католический автор, о некоторых важных моментах  –  сепаратных переговорах, «ватиканском коридоре» для нацистов и т.д. -  умалчивает, поэтому его нужно дополнить. Обратимся к  М. Шейману и О.Четвериковой. В своей книге о Ватикане (1966 г.) М. М. Шейман отметил: «В годы войны Ватикан был одним из центров переговоров между представителями Германии, Италии, США и Англии о сепаратном мире. При этом имелось в виду заключить мир на Западе, чтобы изолировать СССР и повернуть войну против него. В переговорах непосредственно участвовал и папа. (…) 7 октября1943 года Вейцзекер (посол Германии при Ватикане – авт.) писал в Берлин: “Вражда к большевизму составляет фундаментальную основу внешней политики Ватикана. Всё, что служит борьбе против большевизма, хорошо принимается курией. Альянс англо-американцев с Советским союзом ему кажется отвратительным…  Идеальным решением курия считает коалицию западных держав с Германией; во всяком случае, она видит в сильной Германии важнейший барьер против Советской России “  И папа всемерно стремился помочь созданию такой коалиции». И ещё: «10 мая 1944 года Пий XII долго беседовал в своей личной библиотеке с нацистским преступником генералом Карлом Вольфом, главнокомандующим полицейскими частями и войсками СС в Италии. (…) Во время этой долгой беседы Пий XII убеждал немцев, что нацистская Германия должна стремиться как можно скорее прекратить военные действия против англо-американцев и сосредоточить все силы на борьбе против СССР и коммунизма».

   Кроме  выполнения «особой посреднической роли», Ватикан отметился и в спасении от правосудия нацистских преступников. Вот что об этом пишет О. Четверикова в книге «Измена в Ватикане»: «Так и не осудив нацистский режим, Святой престол стал «самой большой организацией, причастной к нелегальным перевозкам эмигрирующих преступников» (так было сказано в докладе Винсента Ля Виста, спецагента спецслужбы американских вооружённых сил Cic). Осуществлялось это в ходе операции  «Ватиканский коридор», в проведении которой, в частности, принимал участие кардинал Монтини, будущий папа Павел VI. При этом каналы, через которые уходили нацисты, были связаны со структурой шпионажа США и прикрывались англо-американской разведкой – кодовым названием их было «крысиные тропы». Создавались они заранее, ещё в 1943-1944 годах помощником Монтини, представителем Австрии при папском престоле епископом Алоизом Гудалем и немцем Вальтером Рауффом, изобретателем автомобильных газовых камер для карательных подразделений СД и полиции безопасности рейха. Вместе с Карлом Вольфом Рауфф вёл известные сепаратные переговоры с Алленом Даллесом в марте-апреле 1945 года.

Финансировалась данная операция и за счёт нацистских средств, отмываемых на чёрном рынке, и за счёт средств Вашингтона, передаваемых через его представителя в Риме Тейлора, а осуществлялась – под видом деятельности Понтификальной комиссии содействия военнопленным. Нацисты часто прятались в католических монастырях Италии и выезжали переодетыми католическими священниками. В итоге Ватикан помог уйти от наказания многим немецким, хорватским, австрийским, венгерским и  прочим военным преступникам, бежавшим в Испанию, Португалию, Южную Америку, Австралию и Канаду. Считается, что по ватиканским паспортам Европу покинуло около 30 тысяч нацистов».

                                                                   ***

        Особо быстро поворот  Ватикана от «нацизма» к «атлантизму», от приверженности тоталитаризму к признанию демократии пошёл в 1944 году, вошедшем в историю как «год решающих побед». (Когда скорое и окончательное поражение «стран оси» ни у кого уже не вызывало сомнений.)   Свидетельством такого «поворота» стало Рождественское выступления Пия XII по радио в 1944 году. Народы, констатировал папа, хотят в условиях демократии эффективно сотрудничать в обустройстве как личности, так и сообщества.  «Церковь не запрещает умеренные демократические системы, - заявил папа, -  если они не выступают против католического учения о происхождении и осуществлении общественной власти».

  «Пий XII совершил явный поворот от корпоративных, авторитарных диктатур к буржуазной, или, как называют христианские партии, к христианской демократии. Пий XII теперь уже в сильных и победивших Соединённых Штатах усматривал тот фактор, который и в международном плане сможет заполнить вакуум, возникший в связи с ликвидацией фашистских держав, и окажется способным противостоять возрастающей международной военно-политической мощи Советского Союза и его авторитета, и, наконец, сможет поставить заслон мировому революционному процессу» (Е. Гергей «История папства»).

    Напомним, что при любых политических «поворотах» Понтифик оставался «германофилом» и  непримиримым борцом с коммунизмом и «богопротивным», с его точки зрения, Советским Союзом. А отношения Пия XII и Рузвельта никогда не были тёплыми. Сотрудничество США с Ватиканом было взаимовыгодное, но не привело к равноправному политическому союзу. Папа твёрдо стоял на своём, а  многие позиции папы президент Рузвельт не разделял. «В свою очередь, - пишет историк П. Краснов, - Ватикан, являясь самым опытным и древним политическим институтом, был не лёгким объектом для воздействия. Огромный политический, управленческий, дипломатический опыт, накопленный папами на протяжении двухтысячелетней истории, не позволяет манипулировать понтификом в угоду кого-либо. Рузвельт не стал исключением. Тейлор в опубликованной им переписке президента и Папы показывает несгибаемость позиции понтифика. Максимум, который получали США от просьб или определённого давления, оказываемого на Пия XII, было молчание Папы по какому-либо вопросу. Но при этом своего мнения Папа не менял, и при возникновении словесной или деятельной возможности  напомнить о своей позиции – делал это. Ватикан не стал заокеанским рупором Рузвельта».

   Когда до полной и безоговорочной победы над фашизмом оставалось меньше месяца, 12 апреля 1945 года, внезапно скончался искренний союзник России президент Америки Франклин Рузвельт. Пришедший ему на смену Гарри Трумэн не просто ужесточил отношения с Советским Союзом, а сделал разворот  в политике на сто восемьдесят градусов – от союзничества к конфронтации. Это стало хорошей новостью для главы Святого Престола.

   А то, что СССР закончил войну триумфатором, став  более сильным и с возросшим авторитетом в мире, сделало отношение папы к Стране Советов ещё более враждебным. Особую ненависть Пия XII и его окружения вызвала «победа трудящихся в ряде стран Европы и Азии, взявших власть в свои руки и установивших режим народной демократии».  Именно вражда к коммунизму и формирующемуся вокруг России социалистическому лагерю сделала папство участником «холодной войны», начавшейся вовсе не со знаменитой Речи Черчилля в Фултоне, а с разногласия «союзников» на Потсдамской конференции.

    Подытожим наши рассуждения цитатой из труда знатока папства О.Н. Четвериковой под заглавием «Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства»: «Ватикан встраивался в создающийся тогда на Западе новый, теперь уже ‘’американский порядок’’. Католики составляли большинство населения Европы, и главную ставку правящие круги Запада делали на христианско-демократические партии и движения. Так что в условиях развязываемой США «холодной войны» они не могли допустить какой-либо дискредитации лидера католического мира и были заинтересованы в укреплении его пошатнувшегося в глазах антифашистских сил авторитета, политического веса и влияния в международных делах. Святой Престол должен был стать важным символом идейной сплочённости Европы перед лицом коммунистического лагеря. В своём письме от 6 августа 1947 года, адресованном Пию XII американский президент Г. Трумэн призвал последнего к тесному сотрудничеству со ‘’всеми моральными силами, представляющими интересы свободного мира’’, подчеркнув, что прочный мир может основываться только на принципах христианства. В свою очередь папа в ответе президенту, воздав должное сплочению в мировом масштабе под главенством США сил, борющихся против «несправедливости и лжи», пообещал всю возможную помощь, заявив, что президент найдёт ‘’в Божьей церкви полного радости, искреннего готового к сотрудничеству партнёра’’. Призвав открыто к новому «крестовому походу» против коммунизма, папа чётко сформулировал свою позицию в международных делах, заявив, что он против деления мира на фашистов и антифашистов, противопоставив этому делению  свою формулу: “За или против Христа“».

   За кого же, согласно собственной формуле, был сам «папа-дипломат» Пий XII, должно быть понятно теперь любому здравомыслящему человеку…

Александр Огородников, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Огородников
«Не ищите живого среди мёртвых…»
20-й год без пастыря доброго
23.08.2023
Русский социализм – дело правое!
Именно социализм объединяет в России даже самые противоположные направления, такие как славянофилы и западники
06.02.2023
«Жить по справедливости»
Отклик на критическую статью Анатолия Степанова о конференции «Русский христианский социализм как основа государственной идеологии будущей России»
26.03.2021
Русская идеология и её противники
О заблуждениях М.Хазина, А.Девятова и иерея Георгия Селина
09.03.2021
Кто же отравил Никиту Исаева?
О расследовании Bellingcat и не только
01.02.2021
Все статьи Александр Огородников
Бывший СССР
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
О гонениях советской власти на Православную Церковь
07.11.2024
«Самая грозная опасность — убывание русского народа»
Народ чувствует своё убывание, страдает, мучается, и чтобы ему было не больно умирать, существует шоу-бизнес — опиум для народа
07.11.2024
«Остаюсь с обманутым народом»: к 95-летию Александры Пахмутовой
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
07.11.2024
Годовщина большевистского переворота
Также сегодня мы вспоминаем Л.А.Пушкина, П.В.Киреевского, П.И.Чайковского
07.11.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Ватикан
Второе падение Константинополя
О встрече на Фанаре патриарха Варфоломея с главой УГКЦ Шевчуком
28.10.2024
«Соборный разум Церкви обязан дать оценку действиям Фанара»
Митрополит Лука выступил с докладом на конференции «Влияние Константинопольского патриархата на судьбу Православия на Украине»
25.10.2024
Картина маслом и железный цветок
О визите Зеленского к Папе Римскому
12.10.2024
Пасха 2025
Экуменизм и папизм сегодня распространились как злокачественная опухоль
11.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 13:14
«Хиджабы, никабы, ещё нужно разобраться, что это такое»
Новый комментарий от Русский танкист
07.11.2024 12:49
Уроки от Иуды
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.11.2024 12:33
Стоит ли православным праздновать дату Октябрьской революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
07.11.2024 12:31
Православный или «квазижидовский»?
Новый комментарий от Сергей Сидоренко
07.11.2024 11:59
«Начнёт самодеятельность – получит пулю в голову»
Новый комментарий от Георгий Н.
07.11.2024 11:59