– Что, Иванушка, не весел, что головушку повесил?
– А с деньжонками, сам знаешь, и попьёшь и погуляешь!
– Ладно, ладно, помнить буду, если только не забуду.
– Вишь, что старый хрен затеял: хочет жать там, где не сеял!
– …средний сын и так, и сяк, младший вовсе был дурак.
Эти и десятки других фраз из бессмертной сказки «Конёк-горбунок» уже давно вошли в разговорный обиход как поговорки и прибаутки. В ХХ веке появилось много новых стихотворных сказок и рассказов – от «Айболита» К.И. Чуковского до «Дяди Стёпы» С.В. Михалкова, спустя время – и множество хороших мультиков, а «Конька» до сего дня с удовольствием читает и слушает наша ребятня.
В чём секрет такого долголетия? В сюжете? Да, но лишь отчасти. Сюжет сказки, конечно, острый, но в принципе не так уж и нов, ибо по существу является обобщением традиционных сюжетов русских народных сказок, в которые добавлен ряд новых сцен и героев. Главный секрет – в сочном народном языке да в ярких образах, начиная с самого Иванушки и кончая Чудом-юдом Рыбой Кит.
В истории литературы можно насчитать немало авторов одного произведения, прославившего имя своего создателя. Таков Данте со своей «Божественной комедией», Сервантес с «Дон Кихотом», Грибоедов с «Горем от ума»… Конечно, писали они и другие вещи, но главные их творения затмили всё остальное.
Петру Павловичу Ершову с личной славой повезло гораздо меньше. Сказку его «Конёк-Горбунок» знают все, а вот на вопрос, кто её написал, ответит далеко не каждый. Впрочем, автора и при жизни это мало волновало – человеком он был не только не тщеславным, но, пожалуй, даже излишне скромным. Наиболее ярким подтверждением тому служит только один факт.
В возрасте 16 лет сын тобольского чиновника (родился он 22 февраля ст. ст. 1815 года) поступил в Петербургский университет, где проучился положенные пять лет и который успешно окончил в 1836 году. Будучи еще студентом и имея за плечами всего 19 лет жизни, он и написал свою знаменитую сказку. Произведение это вызвало неподдельный восторг А.С.Пушкина и он, наш светлый гений, попросил своего друга П.А.Плетнёва, поэта, критика, профессора словесности и ректора университета одновременно, оказать содействие в издании замечательной сказки. Ершов почти мгновенно стал петербургской знаменитостью и был обласкан литературной богемой того времени.
Казалось, дальше его судьба была определена: купаясь в лучах неожиданной славы, осесть в столице и продолжать заниматься литературой. Поступил он, однако, иначе – с университетским дипломом уехал в родной Тобольск, где стал учителем словесности в местной гимназии, потом её директором, а потом инспектором училищ Тобольской губернии, где он обзавёлся семьёй и шестью ребятишками и где он породнился с другим русским гением (пока ещё будущим) – Д.И.Менделеевым, выдав за него свою приёмную дочь.
В далёком Тобольске Пётр Павлович занятия литературой не оставил. Написал он еще несколько произведений, высоко оцененных литературной критикой, в том числе «Фому-кузнеца», драматическую «Сузге», весёлую пьесу «Суворов и станционный смотритель», а часть его баллады «Сибирский казак» стала строевой песней 2-го Сибирского Казачьего полка. В Тобольске же он организовал первый любительский театр, для которого писал пьесы и в котором сам с удовольствием играл.
Литературоведы и критики советской эпохи хвалили Ершова за антимонархическую направленность «Конька», за «острую критику царизма». Чушь это всё! Пётр Павлович Ершов был истинно русским патриотом, а в XIX-м веке это значило быть монархистом, и только монархистом. А вот нигилизма, псевдоучёности и прочих подобных новаций терпеть не мог. По адресу феминисток, сторонниц Веры Павловны (литературной героини Чернышевского), отстаивающих равноправие женщин, он язвил в стихотворной форме: «мы дозволяем им отныне усы и бороды носить…». А одному «прогрессивно мыслящему» деятелю он ответил эпиграммой, которой мы и закончим краткое повествование о нашем великом сибиряке, завершившем свой земной путь в 1869 году и похороненном в Тобольске:
До сих пор я отвергал
Ученье новое Дарвина –
Когда б тебя не увидал,
Перерождённая скотина.