«Король» русского романса

Из цикла «Бриллианты русской культуры»: Пётр Петрович Булахов

Российская Империя 
0
3
Время на чтение 5 минут

Кто из людей старшего поколения не знает эти романсы:

– «Колокольчики мои, цветики степные, (что глядите на меня, темно-голубые…», на стихи А.К. Толстого),

– «Вот на пути село большое, (куда ямщик мой поглядел…», на стихи Н. Радостина),

– «Не пробуждай воспоминаний (минувших дней, минувших дней…», на стихи за подписью Н.Н.: по одной версии – члена царской фамилии, по другой – самого композитора),

– «Нет, не люблю я вас, (да и любить не стану! Коварных ваших глаз не верю я обману…», на стихи Вл. Соллогуба),

– «В минуту жизни трудную (Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть…», на стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»),

– «И нет в мире очей, (И черней, и милей, Чем его, чем его…», на стихи Н.Н.)

– «Тихо вечер догорает, (Горы золотя, Знойный воздух холодает, Спи, мое дитя…», на стихи А.А. Фета),

– «Свидание» («В час, когда мерцанье Звезды разольют, И на мир в молчанье Сон и мрак сойдут…», на стихи Н.П. Грекова) и, конечно,

– «Гори, гори, моя звезда, (Гори звезда приветная! Ты у меня одна заветная, Другой не будет никогда…», на стихи студента Московского университета В. Чуевского).

В них удивительно прочен сплав слов и музыки – где-то элегичен, где-то кокетлив, где-то грустен, а где-то задумчив. Стоит только вспомнить стихи, а в ушах уже звучит музыка, стоит только вспомнить музыку, а на ум сразу приходят стихи.

Да, романсы эти знают многие, но мало кто знает, что их автор – выдающийся композитор, «король» романса второй половины XIX века Пётр Петрович Булахов. О нем сохранилось мало сведений; о тех, что известны, мы и расскажем, но прежде напомним, что «королевский трон» в этом жанре музыки он унаследовал от «триумвирата» – М.И. Глинки (1804 – 1857), А.Е.  Варламова (1801 – 1848) и А.Л. Гурилева (1803 – 1858).

Родился он в 1822 году в Москве в семье звезды Большого театра, великого оперного певца-тенора Петра Александровича Булахова (1793 – 1835). Театральный деятель того времени Ф.А. Кони (отец знаменитого юриста) писал о Булахове-отце: «…Это был искуснейший и образованнейший певец, когда-либо являвшийся на русской сцене, певец, о котором итальянцы говорили, что если бы он родился в Италии и выступал на сцене в Милане или Венеции, то убил бы все до него известные знаменитости…». Певец был настолько популярен, что знаменитый художник В.А.Тропинин даже написал его портрет (этот портрет на многих сайтах ошибочно помещают в статьях о его сыне).

Столь же знаменитым был и младший брат композитора Павел Петрович (1824–1875), тоже певец-тенор, звезда Мариинского театра, сам сочинявший музыку (в частности, романс «Тройка мчится, тройка скачет»). В Словаре Брокгауза и Ефрона помещена статья о них обоих, а о Петре Петровиче не сказано ничего, и это, конечно, несправедливо.

Его романсы (а их точное число до сих пор не известно) пели на концертах, в салонах и в дружеских компаниях, пели и профессиональные певцы под оркестр или под фортепиано, и простые разночинцы под семиструнную гитару.  В 1855 г. одна московская газета писала: «...Талант его растет с каждым днем, и, кажется, г. Булахов должен для нас вполне заменить нашего незабвенного композитора романсов – Варламова».

Его романсы были самыми популярными вплоть до гнилого периода русского искусства, названного, по недоразумению, «серебряным веком», когда на авансцену вышли манерная поэзия, часто с бессмысленным набором рифмованных слов, эпатажная живопись, в просторечии именуемая мазней, да карикатурно надрывная цыганщина. Романсы Булахова «засекретили» и большевики, назвав их «белогвардейскими», хотя в середине 1920-х годов, в период НЭПа, они вновь ожили, но ненадолго. Лишь после войны они окончательно вернулись из небытия. Их пели великие С. Лемешев, И. Скобцов, Н. Обухова, Н. Казанцева, М. Максакова, а за ними Б. Штоколов, В. Атлантов, И. Архипова, Т. Милашкина, Владияр (Вл. Яровицын), Е. Образцова, Д. Хворостовский и многие другие знаменитости. Впрочем, и «окончательно вернулись» тоже нельзя сказать. Сегодня в моде совсем другая музыка, если только ее можно назвать музыкой.

Жизнь Петра Петровича была полна невзгод, лишений и страданий. Много лет он прожил с любимой женщиной, Елизаветой Павловной Збруевой, в гражданском браке. Ее первый муж развода не давал, и обе его дочери были зарегистрированы под чужой фамилией и с чужим отчеством. Много лет он тяжело болел, но и прикованный к креслу параличом в минуты облегчения продолжал сочинять. «Иногда, хотя и редко, отец все же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами», – вспоминала его дочь Евгения Ивановна, в будущем солистка Большого и Мариинского театров (контральто), Заслуженная артистка Императорских театров (1912 г.) и Заслуженная артистка Республики (1922 г.).

В 1870-е годы семью постигло большое несчастье: однажды зимой пожар полностью уничтожил дом, в том числе и еще не изданные рукописи произведений Булахова. «...Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца» (он преподавал пение – В.Г.), – писала в своих воспоминаниях Е.И. Збруева.

Семью композитора приютил один из почитателей его таланта – видный государственный деятель, отважный воин, известный ученый и благотворитель граф Сергей Дмитриевич Шереметев. В его имении в Кусково Петр Петрович и провел последние годы жизни, там и скончался 140 лет назад, 2 декабря (н. ст.) 1885 года. Прах композитора покоится на Ваганьковском кладбище.

Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Габрусенко
Создатель «русской стали»
Из цикла «Русские гении»: Павел Матвеевич Обухов
24.11.2025
«Он был столь же прост, сколь и велик»
Из цикла «Великие мужи России» - выдающийся математик Михаил Алексеевич Лаврентьев
19.11.2025
Создатель лучших зенитных пушек
Из цикла «Творцы оружия Победы»: выдающийся русский конструктор-оружейник Михаил Николаевич Логинов
28.10.2025
1942 год. Берлин слушает Москву
Из цикла «Русские гении»: Борис Павлович Асеев
13.10.2025
Толстой третий. Или первый?
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
10.10.2025
Все статьи Валерий Васильевич Габрусенко
Российская Империя
День памяти святителя Филарета
Сегодня мы также вспоминаем Царевича Ивана Ивановича и Императора Александра I
02.12.2025
Переговорный цугцванг в культурно-стратегической проекции
Стратегия Русской Победы требует тотального идейно-культурного очищения
01.12.2025
Война и культура, или Война с Культурой
Заметки о последнем фильме Кончаловского
01.12.2025
«О главном источнике российских традиционных ценностей»
Доклад на форуме ВРНС в Санкт-Петербурге «Будущее России: молодежь за веру, традиции и созидание»
01.12.2025
Годовщина Синопской Победы
Сегодня мы вспоминаем генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н.Муравьева-Амурского
01.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
А был ли мальчик?
Новый комментарий от Русский танкист
01.12.2025 18:41
Захар Прилепин путает «Божий дар с яичницей»
Новый комментарий от Бузина Олесь
01.12.2025 18:34
Пора возвращать в школу подлинную дисциплину
Новый комментарий от prot
01.12.2025 17:56
Первый русский идеологический форум. Что это было?
Новый комментарий от Советский недобиток
01.12.2025 17:14
Отбросить все «мирные планы» и просто делать своё дело
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
01.12.2025 16:44
Война и культура, или Война с Культурой
Новый комментарий от Владимир С.М.
01.12.2025 16:38
Какой мир на Украине нам нужен?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
01.12.2025 16:27