Полвека – юбилей – очень подходящий момент для того, чтобы задуматься о значении события – первого полета в космос нашего соотечественника – в жизни страны.
Очевидно, что историческое значение этого события исключительно велико как в истории нашей страны, так и всего человечества. По сути, полет Гагарина открыл новую эру.
Но одновременно значение это представляется крайне угрожающим, что видно, в частности, по динамике средней ожидаемой продолжительности жизни в нашей стране, которая стала уменьшаться как раз после этого события.
Рис. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России
Разумеется, «после того, не обязательно вследствие того». Но в данном случае есть и прямая причинно-следственная связь, если мы учтем, что в том же, 1961 году у нас была испытана 50-мегатонная водородная бомба.
До этого наши верхи говорили примерно так. Первая мировая война, хотя и была очень кровопролитной, закончилась появлением первого в мире социалистического государства. Вторая, еще более кровопролитная, – появлением мировой системы социализма. А третья, без сомнения, приведет к полной победе коммунизма, даже если половина человечества при этом исчезнет.
Говорить-то они говорили так и дальше какое-то время, но все очень быстро поняли, что ракетно-ядерное оружие сделало войну невозможной, что воевать так, как мы привыкли – не щадя живота своего – больше уже никогда не придется.
Это и стало началом конца. Беззаветным защитникам Родины, Отечества нашлась бездушная альтернатива: бомба+ракета. Смысл жизни, особенно у мужчин (отдать ее «за други своя»), во многом оказался потерян.
Смысл этот старше не только «коммунистического коллективизма», но и христианства. Начиная с первобытных тотемов – кровно-родственных общин – жизнь его членов «принадлежала» не им самим, а тотему. И вот теперь этот смысл исчез. Жизнь обесценилась. А потому и стала сокращаться. Через пьянку и не только.
Потеряла смысл и армия. Хотя в Конституции СССР 1977 года защита Отечества объявлялась священным долгом (это при идеологии «воинствующего атеизма»!), реально роль армии постепенно, но неуклонно снижалась. Реформы конца 2000-х годов (включая форму «от Юдашкина», не говоря уже о дедовщине, которую так и не смогли преодолеть даже после перехода к годичному сроку службы (о чем в марте 2011 года говорил и министр обороны), представляют собой логичный финал процесса, начавшегося ровно полвека назад.
Вскоре, тоже в 1960-х годах, добавился еще один удар по народу – открытие больших запасов нефти и газа «на северах». Теперь «низы» перестали быть нужны «верхам» не только как «пушечное мясо», но и как «быдло» для эксплуатации. За годы «застоя» в СССР почти сталинскими темпами был создан мощный топливно-энергетический комплекс, который сделал ненужным и сам Союз ССР с его трудоизбыточными среднеазиатскими республиками и безресурсными прибалтийскими. Вполне достаточным казалось оставить в новом «союзе» транзитные территории. Но и это оказалось чревато «дополнительными расходами». Дешевле для «верхов» оказывается проложить трубопроводы по морскому дну в обход стран-транзитеров.
В 1970-х берет начало и перерождение системы образования, которая ранее сделала возможными и победу во Второй мировой войне – «войне моторов», и выход на стратегический паритет взаимного гарантированного уничтожения ядерным оружием. Имеется в виду переход к всеобщему полному среднему образованию. Финансовой основой этого популистского решения стало многократное повышение мировых цен на нефть после арабо-израильских войн.
В результате была сломана система подготовки кадров квалифицированных рабочих, начали хиреть профессионально-технические училища, а за ними и техникумы, полностью деформирована старшая школа. Из места, куда шли только те, кто имел амбиции продолжать обучение в вузах и сильных техникумах, они со временем превратились в «отстойники». Как следствие – снижение качества знаний нового пополнения контингента вышей школы при его многократном количественном увеличении. В общественном сознании старшая школа так и осталась «путевкой в вуз», а потому молодой человек, вынужденный идти в старшие классы, потом считает необходимым продолжить образование в вузе – «как все».
Деградация армейской жизни стала дополнительным стимулом для мужской половины выпускников средней школы сразу по ее окончании любой ценой поступить в вуз.
Все это началось в 1970-х в СССР и получило дальнейшее развитие в России в 1990-2000-х.
По-видимому, исторический «вызов» потери смысла жизни в обществе традиционалистского типа у нас пока осознан не в полной мере А пока этого не произошло, страна и народ движутся не по восходящей, а по нисходящей траектории, сулящей крушение 1000-летней России.
Леонид Сергеевич Гребнев, доктор экономических наук, Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина
В печатном виде впервые опубликовано в журнале: Гребнев Л. С. 12 апреля 1961 года как точка перегиба нашей истории // Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 66-67.
Публикуется с любезного согласия автора