itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И. Тютчев)

Кирилловский юбилей 1869 года в России: богослужения, проповедь, иконописные памятники

Новости Москвы 
0
716
Время на чтение 7 минут

От редакции. 150 лет назад по благословению епархиальных архиереев, при содействии славянских комитетов и под покровительством Великой княгини Александры Петровны (во иноцех Анастасии, преподобной Киевской) состоялись торжества в честь 1000-летия кончины Св. Кирилла, просветителя славян. Публикуем первую из серии статей о Кирилловском юбилее, подготовленную нашим постоянным автором, кандидатом исторических наук, А.А.Поповкиным.

***

1860-е годы стали временем признания славянофильских идеалов и ценностей со стороны широких кругов российской и зарубежной славянской общественности. В 1861 году произошла отмена крепостного права в России, в подготовке этого важнейшего события участвовал один из основных участников славянофильского кружка Ю.Ф. Самарин. В 1863 году Святейший Синод официально восстановил в месяцеслове дни празднования памяти Свв. Мефодия и Кирилла, Первоучителей Словенских. В 1867 году «славянские гости», прибывшие на Этнографическую выставку в Россию, встретились с Императором Александром II, Императрицей Марией Александровной и Св. Филаретом, Митрополитом Московским. Логичным продолжением Славянского съезда 1867 г., реализацией его идейных устремлений стал Кирилловский юбилей 1869 года.

В православном месяцеслове сейчас 4 дня, в которые прославляются Славянские апостолы: 14 (27) февраля - древнейший праздник, день кончины Св. Константина-Кирилла; 6 (19) апреля - день кончины Св. Мефодия; 11(24) мая - общий праздник двух Свв. братьев - просветителей; 27 июля (9 августа) - день Свв. Седмочисленников, в русском месяцеслове упомянуты только 5 из них (Cвятые Климент, Наум, Горазд, Савва и Ангеляр), но в Болгарии сохранён изначальный порядок - список открывается именами Свв. Кирилла и Мефодия, а затем следуют имена их учеников.

В указе Святейшего Синода от 18 марта 1863 года был упомянут только один из этих праздников - 11 мая, в который необходимо было совершать литургию и молебен. Однако, по мере обнаружения и публикации памятников кирилло-мефодиевской традиции, число дней, связанных с почитанием Славянских апостолов, увеличивалось.

Кирилловский юбилей 1869 года воспринимался современниками как общественное торжество: «Идея самобытности православно-славянской жизни так ясно предносилась общественному сознанию, - отмечал корреспондент «Православного обозрения» по поводу торжеств 14 февраля, - и распространяла от себя ... руководительный смысл» [1]. В нашей статье мы рассмотрим следующие стороны, или грани, общего торжества: его выражение в богослужебной жизни различных епархий Русской Церкви, его восприятие в проповедях и публицистике 1869 года, а также отображение Свв. Кирилла и Мефодия в иконографии и споры вокруг их облика, не утихавшие несколько десятилетий, но, пожалуй, впервые рельефно обозначившиеся в связи с Кирилловским юбилеем.

Часть 1. Литургическое отражение всеславянского памятного дня.

Итак, 150 лет назад, 14 февраля (старого стиля) 1869 года в России торжественно отмечалось тысячелетие кончины Св. Константина (Кирилла), Первоучителя славянского. Центром празднования стал петербургский Исаакиевский собор. «В Петербурге день этот был отпразднован с особенною торжественностию. Учебные заведения были освобождены от занятий, в Исаакиевском соборе было совершено торжественное богослужение, в котором священнодействовали все высшие иерархи Русской Православной Церкви, находящиеся в настоящее время в нашей столице. Стечение народа в соборе было огромное. После обедни в придворной певческой капелле был духовный концерт, составленный из древнейших песнопений, исполненных на различные славянские «распевы», а вечером происходило торжественное заседание Петербургского отдела Славянского благотворительного комитета, на котором, между прочим, между прочим, было объявлено об учреждении Кирилло-Мефодиевской премии за лучшие сочинения по вопросам до славянства относящимся, написанные учениками высших учебных заведений. Цель этой премии - поощрить наше учащееся юношество к познанию славянской истории...»[2.]. Представитель движения «младочехов» Эдвард Грегр (1827-1907), в двуязычной (русско-чешской) книге о Кирилловском юбилее, приводит подробности: « Торжественное богослужение в Исаакиевском соборе началось в 10 часов. Громадный храм был полон народа...». В соборе присутствовали участники Санкт-Петербургского отдела Славянского комитета, «на многих присутствующих были видны сербские и вновь пожалованные черногорские ордена [3]; многие из членов Славянского комитета имели кокарды из лент, в которых соединены были славянские цвета - красный, синий и белый... Хоругвь Свв. Кирилла и Мефодия высилась направо от амвона, а при ней стоял её соорудитель, неутомимый поборник славянской идеи, слепец (Г.И.) Ширяев. Литургию совершал преосвященный Палладий (Раев), викарий Санкт-Петербургской епархии. Проповедь говорил ректор Петербургской Духовной академии, о. Янышев... Три митрополита (Санкт-Петербургский, Московский и Киевский [4]), три архиепископа, в том числе преосвященный литовский Макарий (Булгаков), и до тридцати архимандритов, протоиереев и священников, в праздничном золотом облачении, служили соборне молебствие (Св. Кириллу)... Громадные толпы народа, не попавшие в собор, толпились на Исаакиевской площади.

Из собора лица, получившие билеты на духовное пение в придворной певческой капелле, отправились в здание капеллы. Здесь собралась блестящая и многочисленная публика на устроенное директором капеллы, г. Бахметевым, «торжество в память тысячелетия по кончине святителя Кирилла, просветителя Славян» (как было сказано на изящно отпечатанной славянскими буквами программе, служившей в то время входным билетом). Торжество это состояло из церковных песней и гимнов. Церковные песни были исполняемы по древним «роспевам» - греческому, сербскому, болгарскому, киевскому, столповому...» [5].

Придворную певческую капеллу посетила в этот день и присутствовала на концерте памяти Св. Кирилла Великая Княгиня Александра Петровна [6].

Торжества в тот же день прошли также и в Москве, и нескольких важных городах Российской Империи - Ковно (Каунасе), Киеве (богослужение в храме Св. Софии совершал Епископ Александр (Павлович), бывший Полтавский архиерей, герой обороны Соловецкого монастыря от англичан [7]), Херсоне, Севастополе, Вильне (Вильнюсе) [8]. В Москве, в соборе Чудова монастыря и во всех приходских церквах состоялись торжественные службы [9]. В Чудовом монастыре служил епископ Игнатий (Рождественский), викарий Можайский, в храме Св. Татианы при университете - епископ Дмитровский Леонид (Краснопевков) [10]. Примером подробного описания провинциального торжества в честь Св. Кирилла может служить статья в «Донских Епархиальных ведомостях»: «...Во всех градских церквах [Новочеркасска] совершены были Божественные литургии с молебствиями Св. Кириллу; а в половине 11 часа утра все новочеркасские священнослужители собрались в кафедральном соборе. Литургию в соборе совершал сам Высокопреосвященный [Платон (Городецкий)] с двумя архимандритами и четырьмя священниками... Кафедральный собор, как в великие праздники, наполнен был молящимися... Большую часть их ... составляли воспитанники и воспитанницы новочеркасских учебных заведений... присутствовал и сам господин Наказной Атаман Войска Донского, Михаил Иванович Чертков [1829-1905 гг.]. ... Высокопреосвященный с заметным воодушевлением сказал: «Даруй, Господи, всем славянским народам, и первее всего нашему русскому, то, чего желал им при блаженной кончине своей приснопамятный просветитель их, - даруй им, Господи, мир и единодушие, преспеяние в Св. Вере и добродетели, благоустройство и порядок во всём, а купно здравие, благоденствие и многая лета!» [11].

В Минске празднование сосредоточилось в стенах духовной семинарии: «Накануне этого дня отслужено было всенощное бдение, а в самый день памяти преставления святителя совершена была соборне литургия, с молебном Св. Кириллу...» [12].

В Одессе, после 1856 года ставшей неофициальным центром для собирания пророссийских сил в болгарском и сербском народах, торжества прошли масштабно. «Начальство Одесского учебного округа пригласило гимназии и [Новороссийский] университет дружно совершить воспоминание об исполнившемся тысячелетии [кончины Св. Кирилла]... Собравшись в университетской церкви, ученики и студенты, учители и профессора выслушали молебствие Св. славянскому первоучителю, совершённое соборне профессором богословия и законоучителями гимназий. Сочувствуя каждому возгласу священнодействовавших, присутствующие привели на память и подвиги, и благотворное учение виновников славянского Богослужения. Такому настроению содействовали слухи, что в Одессе предположено образовать Славянское благотворительное общество имени Свв. Кирилла и Мефодия и надежда, что и на земле, освящённой стопами Свв. Славянских апостолов, положится начало поощрительным в духе славянского Богослужения благотворениям» [13.].

Продолжение следует...

Примечания:

1. См.: Празднование тысячелетия памяти Святого Кирилла - первоучителя славян 14 февраля 1869 г. в Москве // Православное Обозрение. 1869. № 5. С. 163-189 (изв. и заметки).

2.Внутренняя и внешняя политика//Всемирная иллюстрация. 1869. №8. С. 114

3. Накануне в России побывал Князь Черногории Николай Петрович-Негош, принимавший у себя петербургских славянофилов, особой грамотой Князя и орденом Даниила был отмечен председатель Славянского комитета М.П. Погодин.

4. Исидор (Никольский), св. Иннокентий (Попов-Вениаминов), Арсений (Москвин).

5. Празднование тысячелетней памяти Первосвятителя Славян Св. Кирилла, 14 февраля 1869 г., в С.-Петербурге и Москве. Oslaveni tisicilete pamatky prosvetitele Slovanu Sv.Cyrilla, 14/27 unora 1869 r. v Petrohrade a v Moskve. V Praze. Tiskem dra Edv. Gregra. - Nakladem vlastnim. 1869. С. 5-6.

6. В иночестве Анастасия, в 2009 году причислена к лику местночтимых святых в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Дополнение о её присутствии на Кирилловском юбилее взято из: Празднование тысячелетия со дня кончины Св. Кирилла в Санкт-Петербурге//Волынские Епарх. ведомости. 1869. №6. Ч. неоф. С. 242.

7. Празднование тысячелетней годовщины от кончины Св. Кирилла, просветителя Славян//Киевские Епарх. ведомости. 1869. №4. Раздел второй. С.178.

8. Празднование тысячелетней памяти... С. 57-58.

9. Черных Е.А. Восстановление официального почитания Святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия в Российской Империи XIX века//CLIO-SCIENCE: Проблемы истории и междисциплинарного синтеза. Выпуск VIII. 2017.С. 110-111.

10. Празднование тысячелетия памяти Святого Кирилла - первоучителя славян 14 февраля 1869 г. в Москве... Там же.

11. Празднование в Новочеркасске тысячелетия со дня кончины Св. Кирилла, просветителя славян.//Донские Епарх. ведомости. 1869. №8. Отд. неоф. С. 133-134.

12.Тысящелетняя годовщина со времени преставления просветителя славян Св. Кирилла.//. Минские Епарх. ведомости. 1869. №4. Отд. неоф. С. 85.

13. Приложение к III тому записок Императорского Новороссийского университета. Одесса, 1869.С. 1-2. «Слух» оказался правдивым: Славянское общество в Одессе действительно было в скором времени основано.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Поповкин
«Великий день Кирилловой кончины» (Ф.И.Тютчев)
День памяти 14/27 февраля. Иконописная традиция изображения Славянских Апостолов в XIX веке и её изменения
27.02.2021
Черногория: цугцванг «сигаретного короля»
К итогам парламентских выборов в Черногории
31.08.2020
Паломничество Митрополита Сербского Михаила (Йовановича) в Россию в 1869 году
Часть третья. Санкт-Петербург – Вильно-Острог
26.11.2019
«Патриарха Варфоломея нельзя назвать главой Православной Церкви»
Митрополит Амфилохий (Радович) подверг жесткой критике позицию Фанара по Украине
28.10.2019
Все статьи Алексей Поповкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
К 360-летию Медного бунта
Новый комментарий от Павел Тихомиров
11.08.2022 04:24
Уго Чавес был убит, COVID-19 создан в США
Новый комментарий от Олег В.
11.08.2022 04:06
Анти-идеология
Новый комментарий от учитель
10.08.2022 23:11
В бой после молитвы
Новый комментарий от Vladislav
10.08.2022 22:21
Папа Римский двинул через Казахстан
Новый комментарий от Калужанин
10.08.2022 20:42
Где же мы себя потеряли?
Новый комментарий от Серёга Чудиса
10.08.2022 19:21
Сквернословие – это не путь к победе
Новый комментарий от Vladislav
10.08.2022 19:21