Обет трезвости как одна из форм оказания помощи зависимым от психоактивных веществ

Доклад на V Санкт-Петербургском форуме «Милосердие» (12 декабря 2018 года)

 

 

 «Воздавайте обеты Господу, Богу вашему»

 (Псалом 75, 12 стих).

 

     В конце XIX века в России, с распространением объемов виноделия, обозначилась проблема алкоголезависимости населения. Сразу же эта проблема стала широко обсуждаться как в светском, медицинском сообществе, так и в церковных кругах. В антиалкогольном издании «Горе горемычное» проблема пьянства обозначалась весьма наглядно: «наши современники единогласно сходятся в мнениях, что пьянство - такое зло, которое захватывает все стороны человеческого бытия, разрушает его материальное благосостояние, физическое, умственное и нравственное. Подрывая силы людей, алкоголь приготовляет хилое, больное телом и духом потомство, сеет болезни и смерть, производит ежегодно десятки тысяч душевнобольных и преступников, наполняет тюрьмы, больницы и каторжные места» (1).

  Священники проповедуют о трезвости с амвонов, создают на приходах братства трезвости, врачи пишут статьи о вреде алкоголя для организма человека, интеллигенция сокрушается об упадке грамотности вследствие повсеместного пьянства. Высшая церковная иерархия благословляет антиалкогольные съезды и различные методы по борьбе с пьянством.

Среди различных форм оказания помощи зависимым были распространены обеты трезвости. Можно сказать, что обеты трезвости зарекомендовали себя эффективными возможностями в полном преодолении зависимостей.  Дающий обет трезвости вырывался из зависимости и становился на путь подвига воздержания от алкоголя, и в этом делании ему помогала Церковь, являясь опорой и возможностью удерживать благодать Божию через регулярное участие в таинствах Исповеди и Причастия.

  Во многих уставах обществ трезвости принятие обета было обязательным, лишь только после принятия обета трезвости зависимый становился действительным членом братства.

  Так, великий русский педагог Сергей Александрович Рачинский учредил «согласие» трезвости в селе Татеве Смоленской губернии, где давался обет трезвости. По примеру этого сильнейшего братства трезвости по всей России стали создаваться подобные учреждения, например, в обществе трезвости в честь святого Пантелеимона Целителя при церкви в селе Гололобове Коломенского уезда, открытым 21 ноября 1890 года священником Иоанном Карповым. «При приеме в члены общества дается обет воздержания перед иконою этого святого и целуется икона, которая потом с надписью дается новому члену; после обедни служится молебен покровителю общества с акафистом; икона в доме членов держится на видном месте; члены общества поминаются на ектении за литургией; срок обета не меньше как на год. В первый год записалось 94 человека, во второй - 59, на третий - 133 человека; члены общества - большею частью рабочие на заводе Струве; много поступило в общество членами из дальних деревень и других заводов; были случаи нарушения обета, но отпавшие от общества если и пьют вино, то умереннее прежнего; многие члены повторяют свой обет из года в год» (2).

  Санкт-Петербургское братство трезвости при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала, где трудился священник Александр Рождественский  насчитывало до 70 тысяч трезвенников. Все эти люди давали обеты трезвости и большинство из них становились трезвенниками, лишь некоторая незначительная часть нарушала обеты, но впоследствии снова вставала на путь подвига воздержания.

Обеты трезвости широко применяются и в современных братствах трезвости.

В «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», принятой на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года, первой формой и методом по утверждению трезвости, доказавшими свою эффективность, поставлен обет трезвости.

«Обеты трезвости (зароки от пьянства). Для укрепления в борьбе за трезвость люди могут давать обет трезвости. Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости даются как самими страждущими, так и их родственниками, а также людьми, занимающимися профилактикой алкоголизма и желающими вести трезвый образ жизни» (3).

Что же такое обет трезвости, откуда вообще появились обеты?

Если мы обратимся к Священному Писанию, увидим там, что слово «обет», «обеты» (ед. число - недер; множ. число - недарим;) много раз употребляется в Библии. Первый раз - в книге Бытия, в рассказе о праотце Иакове, когда он в надежде, что Бог сохранит его в пути, обещает Богу десятую часть всего, что Бог дал ему (Быт 28:20-22).

Обет Иакова - это свободное волеизъявление, желание самого человека без какого-либо намека со стороны Господа о взятии на себя неких обязательств.

В том же смысле слово «обет» употребляется при описании многих ветхозаветных событий, так дает обет Анна, обещая отдать в дар (на служение) Богу своего сына Самуила (1 Цар 1:11).

Наиболее похожими на современные обеты трезвости являются ветхозаветные обеты назорейства выражавшиеся в отказе от любого виноградного вина и от сикеры - крепких алкогольных напитков, а также от стрижки волос и прикосновения к мертвым телам, даже если это был самый близкий родственник, что было свойственно при погребении (Чис. 6:2-8).

Принесение обетов в текстах Ветхого завета, безусловно, приветствуется. «Воздавайте обеты Господу, Богу вашему», говорится в Псалтири (Пс. 75:12), и это не единственное место положительного отношения Священного Писания к обетам.

Однако легкомысленное отношение к обетам приравнивается к глупости и навлечению на себя неблаговоления Божия: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5,3-5).

Господь Иисус Христос в Новом Завете говоря об обетах повторяет эту же мысль: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21:28-32).

Сам Господь своим Боговоплощением и Искупительной жертвой исполняет обет данный прародителю Адаму в раю: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).

Господь Своим примером показывает нам важность выполнения обетов, но не смотря на тяжесть бремени утешает нас словами: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Матф. 11:29-30).

Еще в ветхом завете было сказано «Благо человеку, когда он несет иго (Господне) в юности своей» (Плач Иерем. 3, 27). Потому важно давать Богу обеты в самом раннем возрасте, не растеряв богатого потенциала заложенного в каждого человека.

На пути у желающего принять на себя обет встречаются большие искушения, которые необходимо преодолеть - привязанность к алкоголю обращается в привычку, а от привычек так трудно человеку отставать. Вот поэтому Спаситель и сказал одному юноше: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф. 19, 23). Это «богатство» разрушит зависимого от него и низведет в погибель.

В Евангелии Господь говорит о недопущении произношения клятвы: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5, 34-37).

Противоречит ли это предостережение Господа произнесению обетов? Совершенно не противоречит, потому что клятва кардинально отличается от обета. Клятва - это обязательная дача залога за невыполненное обещание, а обет - это оглашение принятия на себя бремени. При нарушении клятвы человек должен расплатиться залогом, то есть, если клялся своей жизнью - должен себя убить, а если здоровьем своих близких, то, что должен сделать?

Наглядным примером клятвы в Священном Писании является история Израильского Судьи Иеффая, который дает клятву в случае победы над врагами Израиля аммонитянами принести в жертву Богу то, что первое выйдет ему навстречу из ворот его дома - и исполняет её, несмотря на то, что первой к нему выходит собственная дочь (Суд 11:30-31). Эта клятва там называется обетом, но по своему характеру все-таки является клятвой.

В этой истории хочется подчеркнуть, что никакого человеческого жертвоприношения там не было, так как Моисеевым законом категорически были запрещены человеческие жертвоприношения (Лев. 18:21; 20:2-5; Втор. 12:31; 18:10). Дочь Иеффая была посвящена на пожизненное девственное служение Богу в главную Скинию до конца ее дней, как мы понимаем, не по ее собственной воле, потому она и ходила оплакивать свое девство на два месяца в горы с подругами: «по прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа» (Суд.11, 39). А впоследствии, «ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году» Суд.11, 40). В некоторых переводах слово «оплакивать» переводилось как «разговаривать», скорее всего ее навещали сострадая ей в ее участи не быть матерью. По толкованию многих отцев Церкви, дочь Иеффая, несмотря на принудительный характер служения, стала прародительницей женского монашества, а вот клятва Иеффая называется «неразумным диавольским искушением» (4).

В Новом Завете примером клятвы является история с усекновением главы Иоанна Предтечи. Здесь клятва произносится царем Иродом перед людьми и опять, нечто дается в залог, а диавол использует эту ситуацию и происходит ужасное, что даже: «опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14, 9-11).

При нарушении же обета у нарушившего есть возможность покаяться и взирая на свое падение подняться и идти дальше. В обете нет залога, но есть искреннее желание, есть осознание своей немощи и, главное, есть обращение к Господу за помощью в несении обета.

Приведем пример обета трезвости в переводе с церковно-славянского языка на русский, который читается во всеуслышание самим дающим обет во время специального чина, который совершается в храме перед священником и другими членами братства:

«Владыко Господи Иисусе Христе Сыне Божий, я, недостойный раб Твой (называет свое имя), познав пагубность страстей, обуревающих меня, и грехов, от них исходящих; пред Пречистым Образом Матери Твоей, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, этим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому и других, равно не принимать никакого участия в различного рода азартных играх, и не произносить скверных гнилых слов в будущее время от этого дня и этого часа. О, Премилосердный и Всещедрый Иисусе Христе, благослови благое намерение мое это и помоги мне, слабому и немощному рабу Твоему (называет свое имя) силою Честного и Животворящего Креста, молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых Твоих благополучно совершить его к славе Твоей во спасение души моей! Аминь» (5).

Эта молитва обращенная ко Господу, собственно, и является обетом трезвости. Конечно же, произнесению этого обета в торжественной обстановке предшествует большая работа руководителя братства трезвости.

Далее, после произнесения обета самим желающим изъявить его, следует молитва священника, являющаяся продолжением этого обета и звучит она следующим образом:

«Господи, Спасителю наш, претерпевший великое искушение в пустыне от диавола, не допусти нас быть его послушными рабами. Яви благодать Твою в сохранении нами данного слова. Помоги нам, умудри нас трезвенно пожить во все дни жизни нашей; укрепи наши ноги, да бесстрашно пройдем всю нашу жизнь, нам от Тебя, Всеблагой, заповеданную. Господи Боже наш, Щедрый и Многомилостивый, не хотящий смерти в грешном состоянии, но чтобы обратиться от греха и живым не только телом, но и душой быть ему! Посмотри милостивым Твоим взглядом на страждущих от пьянства и прочих соблазнов рабов Твоих. Ты знаешь скорбь их о зависимостях своих, Ты знаешь немощность естества нашего, видишь силу великого и лукавого искусителя диавола. Вразуми омраченных умом, вылечи зависимых, утверди их в благоразумии, укрепи в воздержании, да не обладает ими уныние и ропотливость, да имеют заботу о спасении души, о здравии тела во славу Твою и о благоденствии на пользу свою и на благо ближних. Да трезвенно поживут и достойно прославят имя Твое. Аминь» (6).

За каждого давшего обет молится священник, молится каждый день и это является огромной поддержкой для вступившего в ряды трезвенников воина Христа Бога. Такая поддержка необходима для всех членов братства, потому очень важно читать молитву по соглашению всеми членами братства, прося у Господа сил и благодатной помощи в несении обета.

В современное время мы живем в эпоху новых технологий и взглядов практически на все сферы жизни, но что касается христианской нравственности и церковной преемственности остается незыблемым.  Сегодня практически везде для зависимых людей предлагается легкое и быстрое избавление от алкогольной зависимости через манипулятивное самовнушение. Многие бросаются на рекламу и даже получают временное облегчение, но, к сожалению, не избавление от недуга. Как сказано: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12, 43-45).

Зависимый или сам, или по воле родных, соглашается снять симптом душевно-телесной привязанности, и в этой работе без духовного исцеления не обойтись, так как корень болезни сокрыт в невидимой для медицины области. Человеку влезают в душу, получая у него на это согласие и искусственно внушают в подсознание страх на употребление алкоголя на определенный срок. Митрополит Илларион Алфеев пишет в своей книге «Вы - свет мира»: «Нельзя «лезть в душу» человека, ибо душа - это святое святых, и туда можно войти только если вам отворят и пригласят внутрь. Иногда можно стоять у двери и стучать, как Христос стучится в души людей, но тихо и ненавязчиво. Если же дверь не отворяется, лучше отойти. Любовь к ближнему должна быть мудрой» (7).

И к храму Божьему обычно приходят как евангельская кровоточивая женщина, которая: «много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мр. 5,26).

Поэтому Церковь и призвана нести социальное служение, оказывая милосердие и любовь по отношению к заблудившимся и предоставляя доступные площадки для алкоголезависимых как в материальном плане, так и в профессиональном, что является необходимым условием для их реабилитации.

К сожалению, встречаются приходы назначающие цены на зароки трезвости, используя при этом манипулятивные методы самовнушения. (Например, на одном из таких приходов за зарок трезвости взимается 30 тысяч рублей). И это в то время, когда чиновники предлагают людям жить на три с половиной тысячи рублей в месяц. Как тут не вспомнить слова Господа: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8)?

Безусловно, это неприемлемо и не может именоваться социальной деятельностью, скорее наоборот. Неужели не понятно, что у самих зависимых вообще нет средств к существованию? Такие люди обычно еще являются и должниками, но их созависимые родные, которым небезразлична судьба алкоголика готовы брать любые кредиты, лишь бы спасти погибающего. Разве можно на беде других наживаться, при этом, не давая никаких гарантий, а при нарушении зависимым зарока выставлять ему новый ценник? Уверен, что такие перегибы должны быть преодолены в пользу простых людей.

Человеку упавшему необходимо протянуть руку помощи и совершенно бескорыстно проводить с ним внимательные беседы о вреде алкоголя, постепенно воцерковляя и готовя заблудившегося к обету трезвости, что практикуют многие приходы, возрождая дореволюционную традицию. На некоторых приходах давшим обеты трезвости, наоборот помогают, как с трудоустройством, так и материально. И это совершенно другая картина, на которую радостно смотреть. Очевидно, что получивший душевно-телесное исцеление уже всю жизнь будет по своим возможностям благотворить Церкви.

Дорогие участники конференции! Уверен, что даже в современную эпоху пропаганды потребительства и личной выгоды, когда многие уловляются в разные зависимости, несмотря ни на что - «Свет Христов просвещает всех!» и наши приходские братства трезвости будут нести Свет Христов заблудившимся душам исправляя и наставляя их с искренней любовью и самопожертвованием.

Протоиерей Игорь Илюшин, сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

 

Используемая литература:

 

1). Булгаковский Д.Г. Горе горемычное. СПб., 1902. С. 5-6.

2). Григорьев Н.И. Общества трезвости: их организация и деятельность за 1892-1893 гг. СПб., 1894. С. 17.

3). Интернет ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html

4). (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. XIV 3; In Rom. X 6).

5). Обет трезвости. Дополнительный требник.

6). Молитва священника. Дополнительный требник.

7). Митрополит Иларион Алфеев. Вы - свет мира.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

3. Re: Обет трезвости как одна из форм оказания помощи зависимым от психоактивных веществ

В этой истории хочется подчеркнуть, что никакого человеческого жертвоприношения там не было... Дочь Иеффая была посвящена на пожизненное девственное служение Богу в главную Скинию до конца ее дней... По толкованию многих отцев Церкви, дочь Иеффая, несмотря на принудительный характер служения, стала прародительницей женского монашества

Да, ну? А вы случайно не спутали святых отцов с протестантскими толкователями? ) Вот как свт. Иоанн Златоуст толкует это место из Св. Писания: «Дав обет Богу принести в жертву пер­вого, кто встретит его, если он возвратится с войны, напа­дает на врагов; победив их, он приносит в жертву собственную дочь, потому что она первая вышла ему навстречу. Опять израильтяне прогневали Бога и преданы были в руки иноплеменников.» https://clck.ru/EwrMr

М.Яблоков / 23.12.2018

2. Re: Обет трезвости как одна из форм оказания помощи зависимым от психоактивных веществ

«В этой истории хочется подчеркнуть, что никакого человеческого жертвоприношения там не было... По толкованию многих отцев Церкви, дочь Иеффая, несмотря на принудительный характер служения, стала прародительницей женского монашества, а вот клятва Иеффая называется «неразумным диавольским искушением»» Да, ну? Вы наверное святых отцов случайно спутали с протестантскими толкователями )) Вот как свт. Иоанн Златоуст толкует это место из Писания: «Дав обет Богу принести в жертву пер­вого, кто встретит его, если он возвратится с войны, напа­дает на врагов; победив их, он приносит в жертву собственную дочь, потому что она первая вышла ему навстречу. Опять израильтяне прогневали Бога и преданы были в руки иноплеменников.» https://clck.ru/EwrMr

М.Яблоков / 23.12.2018

1. спасибо автру

Замечательная статья, сам в этом году принял обет трезвости на всю жизнь ради примера страждущим, сам проблем не имел. Не большая опечатка (как я понимаю): Сам Господь своим Боговоплощением и Искупительной жертвой исполняет обет данный прародителю Адаму (?) в раю: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15). Имеется ввиду вражда между сатаной и семенем жены (Христом), так нам пояснили на миссионерских курсах. Без этого уточнения читатель может подумать о вражде между кем-то другим.

Игорь Илюшин:
«Отец Николай стал за это время исповедником»
Оклеветанный священник Николай Киреев, огульно обвиняемый в сутенерстве, освобожден из-под стражи
20.02.2020
Как сделать братство трезвости интересным
Доклад на конференции на тему «Церковная практика помощи зависимым от психоактивных веществ»
26.12.2019
Обет трезвости как одна из форм оказания помощи зависимым от психоактивных веществ
Доклад на V Санкт-Петербургском форуме «Милосердие» (12 декабря 2018 года)
16.12.2018
Предостережение обличителям «сектантов»
Протоиерей Игорь Илюшин о проблеме обличения о.Владимира Головина
13.02.2018
Тюрьма для двух священников – возможная месть за тюрьму для двух плясуний в храме
О «деле священника Глеба Грозовского» и об обвинении о.Николая Киреева
18.01.2018
Все статьи автора
"Наркомания, алкоголизм и табакокурение"
Прошу молитв о здравии и вразумлении
Рассуждение о бессмысленности, жестокости и даже губительности системы исполнения наказаний в России
18.09.2020
«Пьяное счастье к подлинному счастью никакого отношения не имеет»
В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная Всероссийскому Дню трезвости
12.09.2020
«Тюрьма, бесславие, вся жизнь испорчена от одного только греха»
Митрополит Варсонофий о последствиях страсти винопития
12.09.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Какая языковая политика нужна России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 11:15
Органчик в голове
Новый комментарий от monarhist
2020-09-23 11:14
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 10:22
Рождение русского войска
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:45
Таблетки алчности
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:29
День начался настоящей мистикой
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 05:58