Предостережение обличителям «сектантов»

Протоиерей Игорь Илюшин о проблеме обличения о.Владимира Головина

Протоиерей Игорь Илюшин 
Проблемы церковной жизни 
0
13.02.2018 2521
Пастырские искушения бывают разными. Сейчас хочу предостеречь тех пастырей, которые, увидев в «глазу» собрата, конечно, по их мнению, «бревно», не дождавшись хотя бы суда земного, пускаются в обличения и ниспровержения, одних называя «извращенными нарциссами», других - «еретическими лже-старцами».

В чем отличие греховного осуждения от благоразумного рассуждения? В осуждении всегда присутствует один конкретный объект, к которому по тем или иным причинам осуждающий имеет страстное желание более низложить сам объект, чем просто объяснить всем свою позицию по обсуждаемому вопросу, рассуждение же не затрагивает личность. Нельзя нам, священнослужителям, и вообще христианам нарушать золотое правило – осуждать кого-то со всей уверенностью, хотя бы до суда гражданского или церковного! Понятно, что здесь может сработать наша пристрастность, это проявление греха нашей человеческой природы, и от этого никто не застрахован. Когда нарушается это правило, как недавно предостерег священнослужителей Святейший Патриарх Кирилл, «уважаемые и известные люди начинают драться», но это не наш путь.

Здесь можно возразить, что осуждение и обличение – это разные понятия. И вроде как обличать нам можно: «испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5: 10-11). Но обличать нужно по честным правилам, данным нам Самим Господом в Священном Писании: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18, 15-17).

Нельзя игнорировать последовательностью этих шагов, которые всем дал сам Христос! Сначала следовало бы приехать и поговорить с самим предполагаемым «лже-старцем», потом, в случае его нераскаяния, обратиться к архиерею и с ним наставить на путь истинный «заблудшего», а потом, уже при злостном его нераскаянии, сказать всей Церкви и после суда церковного назвать «язычником и мытарем». Зачем же исполнять все эти формальности? А чтобы не ошибиться! И при игнорировании этих правил такой суд становится не общественным (социальным) судом, а частным самосудом, который может выразиться либо в физической расправе, либо в унижении человеческого достоинства словом. Вынесению приговора предшествует, или должно предшествовать, тщательное и беспристрастное разбирательство в содеянном человеком или группой лиц преступлении.

Понятно, что здесь у кого-то может не хватить выдержки, ведь так хочется сразу начать с последнего пункта.

В Нагорной проповеди Господь заповедует: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака» (пустой), подлежит синедриону; а кто скажет: безумный, подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). То есть запрещается произносить в адрес другого человека даже, казалось бы, безобидные слова «пустой» и «безумный». Называть же действующего священнослужителя «сектантом» или еще как-то в период презумпции невиновности неблагоразумно, даже если уже полетели камни в объект осуждения.

Осуждение убивает, обличение дает жизнь, ибо основано на любви и истине. Во время обличения ближнего любят, видят в нем образ Божий, и общение начинается с поддержки этого образа искренними словами, свидетельствующими о достоинстве человека. Осуждение искажает правду, обличение, напротив, дает достойную, истинную оценку этому образу, исключая лесть. Однако не стоит забывать о том, что истиной можно убить человека, или довести до инфаркта, сообщив ему чрезмерную для него истину, которую он не в состоянии пока принять.

Так, например, в спорте есть морально некрасивые, но не запрещенные приемы, когда борец бьет соперника в одно и то же место, причиняя боль более сильному, и низлагает его, или это может быть резкий неожиданный удар в начале поединка, который приносит победу и цель такого борца – не честная борьба, а поражение соперника, и если в спорте это все же допустимо, то в жизни христианина такого быть не должно.

Мы должны более радеть об исправлении ближнего, подсказать ему о недостатках, помочь преодолеть их и без спортивного азарта победить в схватке, но с братской любовью и поддержкой, не позоря собрата перед всем миром.

Необходимо понимать, что все люди покалечены грехом и, в какой-то мере, ослеплены и воспринимают происходящее с собой и с другими людьми недостаточно объективно.

Не просто так все эти страсти разгорелись именно в подготовительные недели к Великому посту, сохраним же в наших сердцах мир и прощение друг ко другу, будем избегать осуждения, чтобы с чистыми сердцами испросить прощения о наших ошибках у всех в день Прощёного воскресенья.
Протоиерей Игорь Илюшин, магистр богословия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

25. Ответ на 24., Из народа:

А ведь Вы меня процитировали с искажением.У меня было - "отклоняющееся от нормы поведение".Пустячков в русском языке не бывает.

Неточность? Да. Моя вина. Простите.
Андрей Козлов / 16.02.2018 12:38

24. Ответ на 19., Андрей Козлов:

А ведь Вы меня процитировали с искажением. У меня было - "отклоняющееся от нормы поведение". Пустячков в русском языке не бывает.
Из народа / 16.02.2018 10:30

23. Ответ на 22., Андрей Козлов:

Да еще вот не понимаю причин Вашей нервозности.

Нет, дорогой тов.Андрей Козлов, я спокойна как гранитная баба в степи. Подумала, что Вы автор РНЛ, и слегка удивилась. :)
Из народа / 16.02.2018 09:00

22. Ответ на 21., Из народа:

... Вы так шутите по поводу священника? ... Почему же это я шучу над священником? Про дурдом во фраке — это Ваша шутка. А я действительно хотел бы полететь на бал в Вену и быть на нем, как оказывается, в белом фраке. Вы помните ныне покойного Муслима Магомаева? Каким франтом он выглядел в своем белом фраке! А шучу я над косовороткой и сапогами, которые один товарищ на страницах сайта рекламировал, не священник. Да еще вот не понимаю причин Вашей нервозности.
Андрей Козлов / 16.02.2018 05:57

21. Ответ на 19., Андрей Козлов:

А вот фрак, как предмет одежды, ни в чем не виноват. Дикость, отклоняющаяся от нормы поведения, дурдом.Да что Вы! Иногда так хочется махнуть на самолете в Вену на Венский бал, да в таком вот белоснежном фраке. Другое дело, что осталось только возможным по нашей жизни в сапогах с косовороткой ходить, а фрак — это уже из области нереального, да мне и нельзя к врагам выбираться. А у нас таковой как оденешь? Сразу в «дурдоме» обвинят.

Это Вы так шутите по поводу священника? Или Вы не тот Андрей Козлов из Политеха?
Из народа / 15.02.2018 23:59

20. Для всех

Обращение о. Головина, в том числе, к о. Новопашину и Дворкину https://www.youtube.com/watch?v=_UNbsy384Ec Очень интересно, что там будет сказано, еще и сам не смотрел.
Андрей Козлов / 15.02.2018 21:03

19. Ответ на 18., Из народа:

А вот фрак, как предмет одежды, ни в чем не виноват. Дикость, отклоняющаяся от нормы поведения, дурдом.

Да что Вы! Иногда так хочется махнуть на самолете в Вену на Венский бал, да в таком вот белоснежном фраке. Другое дело, что осталось только возможным по нашей жизни в сапогах с косовороткой ходить, а фрак — это уже из области нереального, да мне и нельзя к врагам выбираться. А у нас таковой как оденешь? Сразу в «дурдоме» обвинят.
Андрей Козлов / 15.02.2018 20:32

18. Ответ на 17., Андрей Козлов:

А вот фрак, как предмет одежды, ни в чем не виноват

Дикость, отклоняющееся от нормы поведение, дурдом.
Из народа / 15.02.2018 18:22

17. Ответ на 16., Из народа:

Ничего не запутано, а запущенно.

Ну конечно! Запущено! А вот фрак, как предмет одежды, ни в чем не виноват, так чтоб у каждого такой был, совсем даже не помешает. Важно только, надев подобный, не уподобляться чревовещателям.
Андрей Козлов / 15.02.2018 16:07

16. Ответ на 15., Андрей Козлов:

Боже, как все запутано!

Ничего не запутано, а запущенно. Ну и кадры. Белый фрак и воспоминания бесстыдника - почище Апрелевки. Спасибо РНЛ за информацию - лучше один раз увидеть, весело живём.
Из народа / 15.02.2018 15:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Игорь Илюшин
Вечная память
Отошел ко Господу протоиерей Адам Ефимович Жабчик, заштатный клирик Санкт-Петербургской епархии
12.10.2021
«Отец Николай стал за это время исповедником»
Оклеветанный священник Николай Киреев, огульно обвиняемый в сутенерстве, освобожден из-под стражи
20.02.2020
Как сделать братство трезвости интересным
Доклад на конференции на тему «Церковная практика помощи зависимым от психоактивных веществ»
26.12.2019
Обет трезвости как одна из форм оказания помощи зависимым от психоактивных веществ
Доклад на V Санкт-Петербургском форуме «Милосердие» (12 декабря 2018 года)
16.12.2018
Все статьи Протоиерей Игорь Илюшин
Проблемы церковной жизни
Объяснение заповеди Христовой «Не убий».
Особенно это важно сегодня для всех военнослужащих.
18.05.2022
«Герменевтика богооткровенного имени»
Гость - д-р филол. наук Дмитрий Шукуров
17.05.2022
Неверие в Бога Творца ведёт как к умственной,
так и духовной деградации христианина
16.05.2022
Надо лишить сана этих священников
Редакция «Благодатного Огня» призвала священноначалие вспомнить опыт Русской Церкви 1943 года
02.05.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Специальная военная операция
Новый комментарий от Русский Иван
21.05.2022 11:15
О непонимании
Новый комментарий от Русский Иван
21.05.2022 11:13
Светлой памяти Александра Сергеевича Днепровского
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.05.2022 10:47
О нацизме и украинстве
Новый комментарий от Калужанин
21.05.2022 10:32
«"Мастер и Маргарита" – читать!»
Новый комментарий от С. Югов
21.05.2022 10:27
Нам нужна Победа! Одна на всех!
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.05.2022 09:19
Герман Греф «под санкциями»
Новый комментарий от наталья чистякова
21.05.2022 09:17