25 декабря состоялась VI конференция Санкт-Петербургской митрополии «Церковная практика помощи зависимым от психоактивных веществ в Санкт-Петербургской митрополии. Проблемы и решения». Конференция проходила в рамках Форума «Милосердие». Предлагаем вниманию читателей один из прозвучавших докладов.
***
В практике проведения трезвеннических встреч, их организации и планировании все сводится к довольно однообразной модели. Обычно это выглядит как монолог ведущего, который читает доклад на тему, которую впоследствии разбирают все собравшиеся. Бывает так, что не все включаются в разбор темы. Особенно такое может случаться, когда беседу-монолог ведет священник. Все привыкли слушать священника – это классика жанра, а если в конце беседы все молчат и слушают – бытует мнение, что все хорошо и понятно, но на практике это не всегда так. Продуктивность занятия не должна измеряться гробовой тишиной, наоборот, если лектор затянул глубокомысленную речь более 3-5 минут, это неминуемо приведет к состоянию фазы сна всей группы. Группу необходимо тревожить включением в работу, разбором ситуаций и предложением решений задач в режиме реального времени.
Совершенно непрофессионально строить общение с братством из ответов на вопросы, иначе руководитель превращается во всезнающего гуру, а «работа» аудитории состоит лишь из придумывания вопросов. Профессиональный ведущий умеет сам задавать вопросы и выслушивая ответы направляет, корректирует собеседника в нужное русло, обосновывая на примерах, не давя собственным авторитетом.
Необходимо установить правила проведения занятий братства, которых должны придерживаться все без исключения, даже ведущий, будь он даже в священном сане. Например, никогда не перебивать говорящего, пока он не закончил свою мысль.
Важно избегать морально уродливых моделей навеянных советским прошлым, когда в группе образуется некая «элита» или сверхгруппа, которая имеет приближенное положение к руководителю. Необходимо избегать фрагментации группы распределяя обязанности поочередно на всех участников, даже на тех, которых считают «неудачниками». Развеять этот ложный миф. Доказать, что каждый способен, если не самостоятельно, то с помощью подсказок добиться хороших результатов. Необходимо дать возможность каждому участнику раскрыться в группе. При обсуждении общих тем и вопросов замечать тех участников, которые остаются в «тени», задавать им вопросы, вести диалог со всеми. Желательно принять общие правила для всех в группе включая руководителя. Это будет свидетельством психологической безопасности и внутреннего комфорта каждого участника.
Для того, чтобы занятие было живым, важно приводить жизненные примеры, не просто перечисляя, что хорошо и что плохо, а объяснять почему. Задача руководителя не только научить участника ставить цель, но и последовательно показать как идти к ней. Все это может показаться ненужным, но без этого участнику бывает сложно осмыслить причину своего посещения группы.
Занятие должно быть уютным и интересным и это возможно при положительном настрое всех собравшихся. Мы начинаем занятие с молитвы, это не должно быть формальностью. Хорошей практикой является прочтение особой молитвы, например, Божией Матери иконы «Неупиваемой Чаши», где все присутствующие должны назвать свои имена. Молитва возвышает нас и мы призывая Господа получаем Его благодатную поддержку.
Братство трезвости это территория благодати, позитива, света и взаимной поддержки и любви.
Участник группы должен войти в загруженный ритм братства, чтобы почувствовать свои возможности, увидеть скоротечность времени и научиться двигаться в темпе «бегущего времени».
Самый скучный и неинтересный способ преподавания – это лекционно-объяснительный. Для интересного занятия требуется мастерство руководителя, который ведет занятие не последовательно раскрывая тему, а затрагивая суть темы, ее корень пытается из занятия сделать загадку, или задачу, которая разгадывается самими участниками, путем рассматривания всех решений, даже ошибочных, что важно для закрепления темы.
Задается глобальный вопрос и всем участникам предлагается решить проблему. Можно использовать проигрывание ролей в группе. Например, зависимый сын – созависимая мать – родственники. Рассматривание разных вариантов решения задачи - очень важный аспект, который необходим для развития группы. Важно столкнуть участников группы с проблемой и научить ее решать.
Необходимо наполнять занятия многообразием форм.
Придумывать тесты, кроссворды, давать серию формулировок с заведомо неверными утверждениями для выбора участниками верных утверждений.
Устраивать занятия – игры: традиционные шахматные турниры, занимательные «Что? Где? Когда?» - с полезными вопросами по пройденным темам.
Обновлением стереотипов всегда будет новый гость в группе: священник, психолог, нарколог, любой заинтересованный своим делом, работой, хобби человек, который может поделиться с братством опытом и увлечениями.
Небольшое время можно уделить актуальным темам в обществе, не вдаваясь в политические предпочтения, и обсуждая их в духе христианского благочестия и братской любви.
Можно устраивать и эксперименты по изобразительному искусству и, даже, лепке из глины, или пластилина.
Братство трезвости не ограничивается только тем залом или комнатой, где проходят основные занятия. Самым ярким и запоминающимся занятием всегда будет встреча с группой на природе, это может быть обычный парк во дворе, где можно провести зарядку, прогулку, просто погулять по улицам исторического старого города, полюбоваться архитектурой, небом, дождем, снегом, солнышком. Посещение музея, храма, выставки – откроют очень много новых эмоций и укрепят интерес к братству.
Надеюсь, что в наступающем 2020 году, все наши братства трезвости преобразятся и станут настолько интересными, что их будут посещать практически все прихожане храма!
Благодарю за внимание!
Протоиерей Игорь Илюшин, сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму ОЦБСС СПб епархии