От редакции. Читатели, конечно, по-разному оценят позицию автора, которая убеждена, что в Екатерининском приделе Петропавловской крепости погребены св. мощи Царственных Страстотерпцев и их слуг. Как бы то ни было, но факт совпадения обретения мощей прп. Александра Свирского, которые подверглись серьезному гонению и едва не были отданы на генетическую экспертизу, и захоронения «екатеринбургских останков» вызывает, по меньшей мере, удивление.
***
Обретение и освидетельствование останков последнего русского императора Николая II, Его Августейшей Семьи и мощей святого преподобного Александра Свирского, молитвенника за царей и Тайнозрителя Пресвятой Троицы, были явлены практически одновременно, 17 и 30 июля 1998 года соответственно, с разницей в 13 дней, и претерпели гонения, неприятие и духовную брань их противников в одно и то же время.
Святой преподобный Александр Свирский - избранник Божий, Тайнозритель Пресвятой Троицы и молитвенник за Царей. Именно он должен был встретить Царя - Помазанника Божиего в день и час торжественного захоронения в родовой царской усыпальнице рода Романовых.
В исторических и архивных материалах Свято-Троицкого мужского монастыря преп. Александра Свирского сохранилось много свидетельств того, насколько велико было почитание царями, императорами и князьями Тайнозрителя Пресвятой Троицы - преп. Александра. «...Их паломничества к мощам святого угодника, пожертвования, щедрые дары, земные поклоны у раки преподобного и горячие молитвы, вознесённые к Богу у его мощей в Преображенском соборе, находящемся в глухом Олонецком крае, куда в XIX веке добирались из Санкт-Петербурга три дня, - все это примеры того, как великие князья и Божии помазанники относились к святому угоднику. Государи, вельможи и столичная знать чтили память Преподобного и, несмотря на отдалённость, приезжали молиться у раки Свирского чудотворца. Свирский монастырь не уступал великолепием монастырям в населённых местностях России...»[1]
Прп. Александр Свирский и при жизни своей и по праведной кончине исполнял особую миссию - он был молитвенником за царей. Об этом свидетельствуют монастырские архивные документы. В одном из них - письме монахов Александро-Свирского монастыря Великому князю Сергею Александровичу Романову повествуется о явлении в 20-х годах XIX века преп. Александра устроителю Реконской обители, старцу Амфилохию, когда тот молился Свирскому чудотворцу, прося его о помощи в восстановлении обители. Святой Александр, явившись в его келью, «подвиг его ходатайствовать пред в Боге почившими Монархами».[2] Вероятнее всего, преп. Александр Свирский не просто дал совет старцу Амфилохию, но через этого старца преподал и нам откровение о том, какую силу имеет молитва Помазанников Божиих перед престолом Пресвятой Троицы. Таким образом, преподобный Александр Свирский засвидетельствовал и своё глубокое почитание Божиих помазанников.
Ещё один архивный документ подтверждает статус «молитвенника за царей». В отчёте в Синод за 1863 год настоятель Свирского монастыря архимандрит Павел писал о поездке в Санкт-Петербург по поводу строительства подворья: «Святой чудотворец, преподобный Александр Свирский - молитвенник Царей и обитателей Санкт-Петербурга...»
Александр Свирский - избранник Бога-Троицы - родился 570 лет назад в 1448 году, почил в 1533 году. По его молитвам в 1530 году был рождён первый царь, Иоанн Грозный, венчанный на Русский престол в 1547 году, впервые на Руси, уже после кончины преподобного Александра. До этого события коронование на царство совершалось в Константинополе или в Риме. Спустя несколько дней после венчания на Царский престол состоялся Собор, на котором в присутствии царя был канонизирован преподобный Александр Свирский, всего через 14 лет после своей кончины.
Начиная с царя Бориса Годунова, избрание русских царей на царство вершилось с торжественного слова - обращения к Святой Троице: «Великого Господа Бога Отца страшного, всесильного и вся содержащего, сидящего на престоле Херувимстем с предвечным и единородным Своим Сыном, и божественным и животворящим Своим Духом Им же Цари царствуют, от Него же земля Русская своими Государями обладаема». Помазанник Божий получал в таинстве миропомазания особые благодатные дары, дабы быть Царём и Судиею людям Божиим.
Мощи прп. Александра были обретены 17/30 апреля 1641 года в период правления первого царя из династии Романовых, Михаила Фёдоровича, который воспринял это событие, как Божие благословение на царство.
Не без воли Господа завершил свой земной путь последний Его Помазанник - император Николай Александрович Романов. Промыслительно, что Государя привезли в Екатеринбург на страстной седмице, в день памяти молитвенника за царей преподобного Александра Свирского - 17/30 апреля 1918 года. Снова, как и во время правления царя Михаила Фёдоровича, имя Божиего Помазанника из династии Романовых и имя преподобного Александра Свирского сошлись перед великой переменой в жизни государства. С этого дня страстной седмицы, 30 апреля 1918 года, начался последний крестный путь на Голгофу Царственных страстотерпцев и начало страшного многолетнего испытания для России.
Через три месяца после убийства Царя богоборцы пришли в Александро-Свирский монастырь, дабы расправиться с избранником Пресвятой Троицы, молитвенником за царей, преп. Александром Свирским. Видно, знал древний змий духовную силу этого святого и ту миссию, которую он несёт перед престолом Пресвятой Троицы. Его мощи были первыми подвергнуты вскрытию, кощунству и лжи за 3,5 месяца до начала официально объявленной кампании по ликвидации мощей. Таков удел: молитвеннику за Царей с Царём быть рядом. Рядом они были при становлении династии Романовых, рядом - и при окончании её.
Бог-Троица явился преподобному Александру Свирскому в 1507 году. Почему же именно в то новозаветное время и именно преподобному Александру? Через 470 лет после Крещения Руси над ней возникла угроза отступничества от Православия. По Русской земле стала распространяться так называемая «ересь жидовствующих», которая широко пересматривала основные постулаты православной веры. На Руси творились немыслимые бесчинства. Преподобный Александр Свирский не принимал участия в осуждениях еретиков, не почитавших Святую Троицу. Однако он не мог не знать об этой напасти, поразившей духовную и политическую жизнь Новгорода и Москвы. Святые подвижники прозревали окружающий мир духовными очами, от которых ничто не могло укрыться. За чистоту молитвы об укреплении Православия и любви к Богу и дано было преподобному Александру воспринять Бога-Троицу. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).
Бог явился кроткому, смиренному монаху во время его обычной уединённой ночной молитвы на той же новгородской земле, где происходило борение за чистоту веры.
Таким образом, Пресвятая Троица через своё явление преподобному Александру приблизилась к людям, милостью Божией было дано знание о Её явлении в России и названо имя Её очевидца. Надо признать, что для укрепления веры подчас и сегодня нужна наглядность и чудеса.
Наши предки не только понимали величие преподобного Александра Свирского, но и, поняв, на века запечатлели память о нем. Царь Иоанн Грозный молился святому Александру Свирскому перед взятием Казани и увековечил память о нем строительством храма Василия Блаженного на Красной площади с приделом преподобного Александра Свирского. Взятие Полоцка в ходе Ливонской войны свершилось по молитвам преподобного, а также окончание Северной войны заключением Ништадтского мира произошло 30 августа/12 сентября 1721 года - в день памяти святого Александра Свирского. Пётр I неоднократно бывал в Александро-Свирском монастыре и горячо молился у Его раки, а также по указу царя в столице было построено самое первое монастырское подворье в честь святого.
Святой Серафим Саровский о сути обретения мощей говорил: «Открытие святых мощей есть дело одного лишь Промысла Божиего. И дело лишь только единственно Промысла Божиего, сколько, когда и где открыть мощей святых. Что святые мощи угодников Божиих суть безмолвные, но паче труб и громов небесных благовестники воли Божией, зовущей нас на покаяние».[3]
В необычайной сохранности дошла до наших дней святая плоть преп. Александра Свирского, когда и получила освобождение из нашего человеческого плена одновременно с останками последнего Помазанника Божиего Царя Николая II. У Бога нет случайностей.
«Николай II - последний христианский Царь в мировой истории. Человек и Христианин в нем слились неразделимо. Это - выдающийся пример нравственной гармонии, имеющей надвременное значение, пример простой, высокой и нераздельной любви к Богу и России. У него можно было все отнять, можно было подвергать любым истязаниям, но Его нельзя было принудить изменять Богу и предать любовь к Отчизне. Он был выточен из той же кремневой породы верующих, что и Первохристиане».[4]
И прав был митрополит Антоний Храповицкий, когда говорил, что «Его облик на целые века будет причиною слез и стыда для народа за себя и благоговейной благодарности Богу за Покойного».
Возвращение Царской Семьи через 80 лет в Санкт-Петербург произошло 17 июля 1998 года. Встреча, которую никто не организовывал, состоялась по зову души каждого жителя города. По всему пути следования траурных машин, по обочинам дорог от аэропорта Пулково до Императорской усыпальницы в Петропавловской крепости люди стояли на коленях со слезами, опустив головы в торжественном и скорбном молчании. Многие держали портреты Царской Семьи.
Это была реакция петербуржцев и одновременно ответ на вопрос: кого жители Санкт-Петербурга хоронили в тот день, 17 июля 1998 года, в Петропавловском соборе. И с этим нельзя не считаться. Церковь в поисках истины всегда отдавала дань соборному приоритету верующих перед политическими соображениями.
В душах петербуржцев сохранилась память о разрушительной силе трёх революций и крушении монархии. И о содоме, начавшемся в городе после того, как из Царя, как клещами, вырвали отказ от управления государством. Как быстро вседозволенность пришла в нашу жизнь! Пошли эпидемии, грабежи, убийства; голодные смерти стали косить население. Петербуржцы вышли встретить Царя с покаянием, веря, что по Его молитвенному заступничеству не будет больше того ужаса, который сохранила их генетическая память, память душ человеческих.
Казалось, что не должен был стоять вопрос о месте захоронения Царской Семьи. Захоронить Царя в некой «символической могиле» предложил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
Известно, что Правительственная Комиссия по идентификации екатеринбургских останков признала останки принадлежащими Царской Семье на основании исследований, проведенных более чем сотней учёных, большая часть которых являлась сотрудниками институтов Российской Академии Наук. Но мнение компетентных исследователей не изменило позиции противников признания Царских останков.
Обратимся к протоколу заседания Священного Синода, состоявшегося 26 февраля 1998 года. «Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, члена Государственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его Семьи.
Постановили: Принять к сведению информацию о решениях Госкомиссии. Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или о неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви».
Этим Постановление давало возможность митрополиту Ювеналию уклониться от участия в захоронении Императорской Семьи.
«Научная и историческая ответственность за принятые в ходе следствия и изучения выводы относительно "екатеринбургских останков" полностью ложится на Республиканский центр судебно-медицинских исследований и Генеральную Прокуратуру Российской Федерации» (из доклада митрополита Ювеналия).
27 февраля 1998 года Правительство России утвердило выводы Комиссии и приняло решение о захоронении останков царя Николая II и членов его Семьи в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга - в родовой императорской усыпальнице рода Романовых. Церковные иерархи не принимали участие в захоронении...
17 июля 1998 года в Санкт-Петербурге произошло событие, ставшее известным всему миру. В этот день в бывшую императорскую столицу вернулся и плотью и духом последний Император России, Николай Александрович Романов и Августейшая Его Семья. После захоронения во многих храмах началось мироточение икон мучеников: Царя Николая II, Царицы Александры, Царевича Алексея, Царевен Ольги, Марии, Татьяны, Анастасии, что свидетельствует о подлинности сакрального события.
Утро 17 июля 1998 года отметилось еще одним событием, которое имеет отношение к встрече Царя, но так и осталось большинству неизвестным.
30 декабря 1997 года в Военно-Медицинской Академии (ВМА) Санкт-Петербурга в музее кафедры нормальной анатомии были обнаружены мощи святого, по многим сохранившимся признакам предполагающим принадлежность святому преп. Александру Свирскому. Он значился в архивных материалах Александро-Свирского монастыря «молитвенником Царей и обитателей столицы (тогда Санкт-Петербурга)»[5].
С января 1998 года начались исследования по идентификации найденных мощей. Ко времени встречи останков Царской Семьи были получены сведения, подтверждающие принадлежность мощей святому преп. Александру Свирскому. Его мощи в это время находились в помещении Городской судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга (СМЭС)
Утром 17 июля состоялась встреча заведующего кафедрой анатомии Военно-Медицинской Академии профессора И.В. Гайворонского с экспертом, к.м.н. Дмитрием Сергеевичем Кирюничевым и инокиней Леонидой (Сафоновой), которая осуществляла поиск мощей преп. Александра Свирского в архивах, библиотеках и музеях Санкт-Петербурга, Новгорода, Москвы, Петрозаводска. Они констатировали завершение исследований с подтверждением подлинности мощей преп. Александра. В связи с этим, Александро-Свирский монастырь обратился с просьбой в ВМА о передаче Церкви мощей преподобного. При этом было сообщено, что главным доказательством принадлежности останков к мощам было их обильное мироточение: все тело от стоп до головы покрылось крупными каплями янтарного цвета с необыкновенным ароматом мирра, сочетающим в себе смесь запахов земляники, жасмина, меда и других тонких нот. Запах был настолько стоек, что машина, которую использовали для поездок после экспертизы, была долго пропитана этим ароматом. Это чудо произошло в рентгеновском кабинете СМЭС на глазах удивлённых экспертов, игумена Александро-Свирского монастыря и его монахов. Профессор И.В. Гайворонский на сообщение среагировал быстро, сказав, что должен проинформировать об этом начальника Военно-Медицинской Академии Ю.Л. Шевченко, а мощи святого необходимо срочно вернуть на кафедру анатомии. Причём, подчеркнул ещё раз: «Срочно, сейчас, а не завтра». Тело святого, завёрнутое в простыню, поместили встаренький «Москвич», предварительно откинув спинку переднего сидения, чтобы положить его по длине машины, плечи его поддерживались сидящим на заднем сидении. Вот так скромно и без положенного почета перевозили великого чудотворца, как назвал его в своё время первый Царь и первый Божий Помазанник Иоанн Васильевич Грозный. Последний участок дороги проходил по набережной Невы, на противоположном берегу которой хорошо просматривалась Петропавловская крепость и собор святых апостолов Петра и Павла. Такова внешняя сторона события - внезапное перемещение святого по городу в анатомический музей ВМА.
Вера нас учит, что за внешней стороной события имеется и другой смысл, часто скрытый. Постараемся понять, что же происходило тогда. Мощи молитвенника за царей, прп. Александра Свирского, пересекли город и приблизились к родовой усыпальнице Царей династии Романовых за час до начала торжественной процедуры захоронения. Для тех, кто сопровождал преподобного, ничего особенного не произошло: просто машина со святым чудотворцем подъехала ближе к Петропавловской крепости. Промыслом Божиим было предусмотрено Его участие в водворении мира и погашении страстей, царивших там.
На протяжении веков святой Александр Свирский был известен и как изгонитель бесов. Своими многочисленными чудесами он воплотил собою «храм Святого Духа» (1 Кор. 6: 19), и был востребован в то время и в том месте. Беспрецедентные меры безопасности в Петропавловской крепости были приняты неспроста. Отрицатели истинности обретенных Царских останков готовились воспрепятствовать проведению Траурной церемонии даже путём взрыва. Об этом знал и мэр города Александр Яковлев, который за сутки до церемонии крестным ходом вместе с монахами объехал все церкви по кольцу вокруг города. В каждом храме совершались молебны. (Эта история вызывает смущение. Нам ничего неизвестно ни про угрозы терактов, если они и были, то, скорее всего могли исходить от психически нездоровых людей, ни про молебны, организованные губернатором. - Ред.)
Можно не сомневаться, что способность «посрамлять бесовские полки», дарованная святому преп. Александру Господом, была необходима тогда в стенах Петропавловской крепости. В Житии преп. Александра Свирского описывается много чудесной помощи людям, сотворённой святым Александром. Вот пример из современного нам времени. 30 июля 1998 года мощи святого были перевезены в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Санкт- Петербурга и четыре месяца пребывали там. Многие паломники, приходившие к мощам прп. Александра в этот храм, каждый раз могли быть и свидетелями освобождения «бесноватых» от их недуга. Самый яркий случай помощи святого Александра произошёл на глазах у многочисленных прихожан, когда в храм вошли более 40 человек, привезенных из Пскова иеромонахом Пантелеймоном. Все они были измучены «нечистым духом» и обращались неоднократно за помощью к о. Пантелеймону. По его указанию они встали друг за другом на некотором расстоянии от мощей. К мощам никто из них самостоятельно не мог подойти - страх сковывал их, поэтому священник накидывал на каждого толстый ремень, подтягивал их силой и прикладывал головой к мощам. Через короткое время больной обессилевал и оседал на пол, его оттаскивали на амвон, но ещё через минуту недугующий приходил в себя. В храме стоял шум, крик, лай, но все звуки прекращались после прикладывания одержимого к мощам: люди становились кроткими, как овечки.
Обращает на себя внимание удивительное стечение обстоятельств: нетленная плоть преподобного Александра Свирского, святого молитвенника за Царей, в день и в час захоронения останков последнего русского Царя Николая II находилась всего в нескольких сотнях метров от родовой усыпальницы Романовых, а духом, как всегда, рядом. Это было неожиданное, неосознанное и неизвестное, но, предусмотренное Господом и свершенное Его волей явление - промыслительное единение плоти и духа Царя с плотью и духом его молитвенника. Здесь, в Санкт-Петербурге, они сошлись в одной знаковой точке - вблизи родовой усыпальницы династии Романовых.[6]
Готовящиеся экстремистские выступления борцов со «лжемощами» (так противники признания называют останки Царской Семьи) были остановлены. Церемония захоронения прошла достойно и, по свидетельству опытных священников (панихиду совершали настоятели известных старинных соборов Санкт-Петербурга), в храме царила такая благодать, какую они раньше никогда не переживали.
Преподобный Александр Свирский, привезённый в Санкт-Петербург в обнажённом виде, подобно столпникам, завёрнутый в рогожу, 80 лет ожидал дня возвращения в бывшую Императорскую столицу последнего Русского Царя Николая II. Божиим промыслом произошла эта промыслительная ВСТРЕЧА, во время которой Преподобный явно возносил свои молитвы за Царя и Его Семью. С другой стороны, физическое перемещение его плоти из городской СМЭС снова в ВМА за час до похорон и встреча Траурного кортежа на пути - тоже знак милости Божией!
После революции 1917 г. в России пошатнулись все устои - наступил крах Монархии и Веры. Церковь понесла существенные потери, но устояла. Крушили монастыри, уничтожали церковных пастырей, но духа православного богоборцам было не одолеть. Тогда они прибегли к самому варварскому способу - изъятию святых мощей. Вероятно, и богоборцам была ведома духовная сила, исходящая от них и укрепляющая православных. С этой целью в 1919 году был образован VIII (ликвидационный) Отдел Народного Комиссариата Юстиции, кощунственные отчёты о деятельности которого можно найти в печати того времени. Все мощи, изъятые из гробниц, разоблачались в присутствии ответственных членов советских организаций, уполномоченных от верующих, священнослужителей, представителей медицинского персонала, «обладающих достаточным авторитетом в области науки и массах».
Откровение преподобного Сергия Радонежского отвечает на вопрос: почему Бог попустил быть такому кощунству над мощами святых, как изъятие их из исторических мест обитания?
Такой вопрос возникал и раньше, в период ликвидации мощей - в 20-х годах ХХ столетия. Тогда «в Троице-Сергиевой Лавре, жил известный старец из Зосимовой пустыни, иеросхимонах Алексий (Соловьев), здесь он и почил в 1928г[7]. Когда начали открывать мощи, старец очень страдал об этом и много молился, недоумевая, почему Господь попускает такому делу? Однажды вечером, когда он стал на молитву, рядом с ним встал преподобный Сергий Радонежский и сказал: "Молись три дня и постись и после этого я скажу тебе то, что нужно". В следующие два дня, когда о. Алексий вставал на молитву, снова вставал с ним рядом преподобный Сергий. Отец Алексий эти дни питался просфорой. На третий день преподобный сказал: "Когда подвергаются такому испытанию живые люди, то необходимо, чтобы этому подвергались и останки людей умерших. Я сам отдал тело своё, дабы град мой вовеки был цел"» (отрывок из книги С.И.Фуделя «У стен церкви»).
Удивительное откровение даёт нам приведённый выше отрывок. Описанная история открывает сокровенную тайну о том, что на самом деле было скрыто от всех за«кампанией по ликвидации мощей». Ведь даже от прозорливого старца Алексея, страдавшего от надругательства над мощами, были скрыты дела Божии, пока преподобному Сергею Радонежскому не позволено было Богом их приоткрыть. Известно, что Бог любое зло может обернуть в добро. Произошло то, что Бог склонился к желанию святых своих угодников отдать их тела (мощи) на поругание, возможно и на уничтожение, «дабы грады остались целы». Здесь имел место добровольный выбор святых - принесение в жертву своей плоти, как вклада в дело нашего спасения в тех жутких условиях красного террора. Извечный враг рода человеческого и его земные слуги, захватив мощи, на протяжении многих десятилетий находились в иллюзорном состоянии победителей над Православной Церковью.
Из числа всех святых, потревоженных богоборцами, первым отдал свое нетленное тело в жертву (мощи были арестованы 20 декабря 1918 г), первым встал на защиту города Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга и его жителей избранник Святой Троицы преподобный Александр Свирский. Мощи петербуржских святых, блаж. Ксении Петербургской и преп. Иоанна Кронштадтского, все еще были скрыты под спудом.
Действительно, за годы богоборчества Господь не позволил уничтожить никакие мощи: они, практически все, остались в целости и сохранности и вернулись в прежние места обитания. Мощи преподобного Александра Свирского были привезены в январе 1919 года в бывшую Императорскую столицу Петроград и секретно помещены на кафедру нормальной анатомии ВМА. Восемьдесят лет пробыл преподобный Александр в обнаженном виде, завернутый в рогожу в музее анатомии ВМА, подобно юродивым и столпникам, засвидетельствовав, таким образом, перед всеми свою полную отданность Богу.
Мощи остальных святых Русской Православной Церкви были вывезены из Москвы, где власти первоначально планировали организовать Музей мощей - «Красную Лавру», и доставлены в Ленинград в 1946-48гг.[8] Их поместили в подвалы Музея атеизма и истории религии, расположившегося в Казанском кафедральном соборе. Директор музея, М.А. Бонч-Бруевич, планировал «от них в скором времени избавиться».
Мощи святого Александра Свирского вернулись в свой монастырь через 80 лет и 27 дней, когда город принял плотью и духом последнего Божиего Помазанника, Императора Николая II со всей своей Семьёй и верными до конца слугами.
Сам Господь Иисус Христос оставил нам такие слова: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Преподобные Сергий Радонежский и Александр Свирский отдали плоть свою за жизнь градов. Святой Царь Николай II со своей Семьёй отдали плоть свою за жизнь России.
Какая неразрывная связь, и какая любовь Божия стояла (и стоит) за всеми и над всеми страданиями человеческими тогда, когда казалось, что все рушится, когда погибали одни и убегали за границу, спасая земную жизнь, другие. Небесный клир покрывал своей молитвой всё поле битвы, которое называлось Россией. И все Небесное воинство само было под Божиим Покровом - вот почему ни одни мощи не погибли. Приведенное откровение свидетельствует и о том, что нет у врага рода человеческого силы, чтобы разрушать дела Божии, разрушать святыни, если нет на то воли Самого Бога.
28 июля 1998 г. начальник Академии, член-корр. АМН РФ Ю.Л. Шевченко, верующий человек (ныне он - священник одного из московских храмов), ознакомился с результатами освидетельствования мощей преподобного. И, хотя не было еще готово заключение судмедэкспертов, тем не менее, начальник ВМА принял решение, отдав должное Божиему знаку - мироточению, подтверждающему истинность мощей. С уверенностью он подписал указ о передаче мощей преп. Александра Свирского Русской Православной Церкви.
30 июля 1998 года мощи святого были перевезены в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Санкт- Петербурга.
Видимо, эта неожиданная стремительность в возвращении молитвенника за Царей всего через 13 дней после захоронения Царской Семьи привела в ярость врага рода человеческого. Ему не удалось ещё переубедить тех, кто упорно признавал Царские останки, как тут явились мощи прославленного святого Александра Свирского, полностью сохранившиеся на протяжении более 500 лет, в том же нетленном виде в котором они были описаны монахами XVII века.
Враг не замедлил себя обнаружить, выплеснув сразу ложь, клевету, кощунство на мощи преподобного Александра Свирского через людей, выполняющих вражью волю. Таким образом, к первой кампании, направленной против Царских останков, через две недели присоединилась вторая кампания - против признания истинности мощей преподобного.
Первыми проявили себя на этом поприще судебный эксперт к.м.н. А.В. Ковалев и проф. В.Л. Попов, оба уволенные к тому времени из штата сотрудников кафедры судебной медицины ВМА. Они входили в комиссию по освидетельствованию «екатеринбургских (Царских) останков» и все вопросы решали исключительно «с позиции отрицания», позже меняя точку зрения и помогая следствию.
Натиск клеветы на мощи преподобного Александра Свирского с такой силой и скоростью распространялся не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в Богословском институте Парижа, в Германии и в Джорданвилле как в устной форме, так и в статьях. Авторами их были историки и журналисты, которые за несколько лет до обретения мощей образовали общество преп. Александра Свирского и провели большой архивный поиск, но видно время тогда еще не пришло, Господь не благословил. Примечательно, что эту клевету не заметили и митрополит Лавр, приезжавший с неофициальным визитом в Александро-Свирский монастырь поклониться мощам прп. Александра, и предстоятель РПЦЗ митрополит Илларион.
Миссия А.В. Ковалёва, как эксперта мощей святого, была кратковременной, т.к. от его услуг отказались сразу после первого же контакта с ним у исследуемого тела. Отказ был принят начальником кафедры нормальной анатомии профессором И.В. Гайворонским, а мощи были перевезены в Городскую судебно-медицинскую экспертную службу Санкт-Петербурга. Заказчиков смутила изначально неприкрытая предвзятость, неспособность отличить тело естественной мумификации от искусственно забальзамированного тела, отрицались даже совершенно очевидные факты и взамен выдвигались парадоксальные, причем декларативно, без всяких доказательств. Еще одна из парадоксальных версий г. Ковалева: «...тело принадлежит к одной из этнических групп - татарам или евреям». Эта широко распространившаяся устная версия носила характер глумления над святым, т.к. этнические корни человека устанавливаются только по строению и особенностям черепа и не по каким другим вольным признакам. Череп святого А.В. Ковалёв не изучал, но свою несостоятельную версию быстро распространил среди заинтересованных лиц.
Специалист-антрополог, кандидат биологических наук Ю.Д. Беневоленская, 30 лет проработавшая в Институте антропологии и этнографии РАН, в результате обстоятельного изучения сделала следующее заключение: «Исследуемый несёт ярко выраженные антропологические особенности, которые во всем своем объеме свойственны только вепсам».
После отказа от сотрудничества А.В. Ковалёв, используя изустную форму и не оставляя за собой никаких письменных следов, пошёл сеять на духовное поле. Стало известно, что все свои версии и аргументы он настойчиво распространял в Духовной Академии и Александро-Невской Лавре. Его версии и были озвучены без проверки на епархиальной комиссии, затем эта информация стала внедряться шире. Таким образом, авторитетная поддержка от Церкви была получена, а это и требовалось усердному «ревнителю» православных мощей.
Приёмы оппонентов Царя и молитвенника за Царей новизной и достоверной аргументацией не отличались, как всегда. Даже костную мозоль, наличие которой якобы непременно должно быть, по мнению вышеназванных судебных экспертов, и у Царя, и у преп. Александра Свирского, искали с той лишь разницей, что у Царя эксперт В.Л. Попов искал её на черепе, а А.В. Ковалев - у святого Александра - на коленях, якобы она образуется от длительного стояния. Оба эксперта ввели общественность в заблуждение. Костная мозоль образуется только на трубчатых костях (и то не всегда) на месте глубокой травмы кости, вызванной либо её переломом, либо её рассечением, тогда и становятся задействованными все остеогенные регенерационные механизмы для заполнения раны новыми клетками (остеобластами, остеокластами и фибробластами). Этот механизм образования костной мозоли известен специалистам и, соответственно, и судмедэкспертам Попову и Ковалёву. Упрекнуть их в незнании было бы несправедливо: оба считают себя хорошими специалистами. Оба знают также, что на костях черепа костная мозоль не образуется вследствие специфических особенностей гистологического строения костей черепа и особенностей их механизмов регенерации. Надо отметить, что аргумент с костной мозолью был психологически верно «подброшен» для смущения народа: он достаточно простой, легко запоминается и потому легко используется даже батюшками с амвона, как главный аргумент против признания Царских останков. Нет ответа и на вопрос, зачем они оба, вооружённые научными знаниями, встали на путь фальсификации? Возможно, их кто-то попросил оказать некую услугу, ведь вопрос признания или непризнания обретённых мощей не только духовный, но и политический.
Кампанию против мощей преп. Александра Свирского дальше подхватили представители клира Санкт- Петербурга. Пропагандировал вымышленные аргументы историк в священническом достоинстве, протоиерей Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации (в 2014 году освобожден от этой почетной должности). На протяжении многих лет он не может расстаться со своей версией непризнания мощей, называя их «кучкой полуистлевших костей», да еще и якобы сожженных.
Налицо пристрастие у оппонентов к «сожжению»: и Царские останки хочется сжечь дотла и мощи преп. Александра тоже! С лекциями по поводу «плачевной судьбы» мощей преподобного историк объездил Духовные семинарии средней полосы России, Богословские институты и Духовные Академии Москвы, а также храмы Санкт-Петербурга и области. При этом умело использовал приём подмены основополагающих признаков случайными признаками.[9]
Вот один из примеров. В феврале 1999 года зам. директора по науке Московского института «Биотехнологии» по просьбе Александро-Свирского монастыря давал заключение о природе мумификации тела святого, исследуя снимки его тела, квалифицированно выполненными судмедэкспертами. В то же самое время в Москве в Богословском гуманитарном институте протоиерей Георгий Митрофанов из Санкт-Петербургской Духовной Академии выступал с докладом о фальсификации в деле обретённых мощей, убеждая слушателей в том, что мощи святого Александра сожжены, а сохранившийся труп неизвестного заключенного искусственно забальзамирован. Знаменателен сам факт, что, когда православный священник в сугубо православном месте сеял семена лукавства; другой, известный в своем мире специалист из Московского института Биотехнологии, на протяжении десятков лет прикасающийся своими руками к телу демонической личности из Мавзолея и не являющийся православным человеком, тем не менее, открытым и непредвзятым своим заключением помог Православной Церкви сохранить ее святыню - мощи св. преп. Александра Свирского. Мнение этого специалиста было решающим. Он подтвердил естественную природу мумификации его тела, назвав её невиданно уникальной. Своим заключением специалист не только разбил ложь, идущую от тенденциозно настроенных экспертов и их сторонников, но и указал на несостоятельность выводов и явную безграмотность некоторых оппонентов в вопросах освидетельствования мощей.
Мощи преподобного Александра Свирского Господь сохранил так, что они и сегодня полностью соответствуют их описанию, оставленному предками после первого обретения мощей в 1641 году: «Тело целое, ничем не рушимое, ноги же лежали как у новопочившего, правая - плюсною вверх, левая - в сторону».
Святейший Патриарх Кирилл, посетивший Свирский монастырь 17 апреля 2016 года в своей проповеди сказал: «Когда я сегодня прикладывался к руке святого преподобного Александра Свирского, я почувствовал теплоту его тела. Это не закоченевшая, иссохшая мумия - это тело человека, умершего так давно, но, словно живое». Эту теплоту отмечает каждый, кто прикладывается к руке или обнажённой стопе прп. Александра Свирского.Второе обретение мощей преподобного Александра, сопровождаемое большим количеством чудес и исцелений, всколыхнуло волну человеческой благодарности, но, вместе с тем, и вызвало у некоторых волну скепсиса и откровенной брани. И в этом нет ничего удивительного: такова духовная мощь святого, которого посетила Пресвятая Троица, как ветхозаветного Авраама, которого десница Господня приподняла с колен. Уж и не за то ли мстил преподобному Александру древний змий, что именно этого святого избрал Господь, явившись к нему в Трёх Ипостасях для подтверждения Истины Символа Веры ещё тогда, в период борьбы с «новгородской» ересью в конце XV-начале XVI веков?
«Так много исцелений - такого не бывает», - заявляли сомневающиеся клирики, как будто им доподлинно известно о чудесных возможностях Господа и преподобного Александра. Мощи святого пребывали в Санкт-Петербургском храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии четыре месяца, а затем, по благословению митрополита Владимира, мощи были возвращены в свою обитель преп. Александра Свирского. Возвращение произошло тогда, когда уровень клеветы, кощунства и злонамеренности по отношению к святым, обильно мироточащим мощам накалился до предела в основном среди клириков Санкт-Петербурга.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир предупредил настоятеля Свирского монастыря о. Лукиана о возникшей угрозе внезапного изъятия мощей преподобного Александра под предлогом дополнительного исследования. Владыка не мог допустить такого кощунства, чтобы мироточащие на протяжении 4-х месяцев мощи, дарующие в изобилии помощь людям, отдать в руки людей, далёких от Бога и понимания святости. Что стало известно Владыке Владимиру об опасности, то скрыто. Однако мощи должны были покинуть Петербург без шума, быстро, в течение 3-х дней.
Ранним ноябрьским утром мощи увозили из Санкт-Петербурга в родную обитель преподобного Александра. Люди стали собираться к церкви к 6 часам утра. Молебен с акафистом начался в 7 утра. К этому времени церковь уже была полна народа. Многие приезжали проститься с вечера, полными автобусами. То состояние грусти и вины, которое было у каждого на сердце, наверное, не забудет никто. Многие плакали. Наконец, раку с мощами обнесли с крестным ходом вокруг храма и поместили в предназначенную для прп. Александра Свирского машину.
Дело в том, что для отправки мощей в монастырь, надо было предуготовить катафалк, машину ГАИ для сопровождения, машины для людей и многое другое. Трудность возникла с машиной для мощей. Пытаясь заказать машину на условленный день, заранее обратились во многие фирмы ритуальных услуг. Безуспешно. Ни одной машины не оказалось свободной, видимо, какое-то небывалое количество захоронений выпадало в тот день в Санкт-Петербурге. И вдруг накануне намеченного отъезда раздался спасительный телефонный звонок: «Машину, которая везла Царя Николая II из аэропорта в Петропавловский собор, возьмёте?»
Да, это была именно та машина, которая везла Царя, Божиего Помазанника. Это подтвердил и водитель, одетый в строгий чёрный форменный костюм, молчаливым коротким кивком головы. Темно-синяя машина с траурными венками по бокам приняла раку с мощами преп. Александра Свирского. Царь Николай II явил святому молитвеннику свидетельство своей благодарности таким видимым и неожиданным для всех образом. Он со своей Семьёй тоже вернулся в родной город и духом, и плотью, которую везли в родовую усыпальницу Романовых на той же машине.
Когда машина спустилась с пригорка, на котором расположена церковь, выехала на шоссе и поехала вдоль церковного здания, люди в едином покаянном порыве встали на колени, невзирая на грязь и лужи.
По возвращении преподобного Александра в родную обитель Господь для укрепления веры в истинность возвращения святого послал знамения на ту землю, где он родился. Так, за две недели до возвращения мощей преподобного Александра в обитель, на Олонецкой земле замироточили 152 иконы Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих - происшествие небывалое в этом крае! Не так ли мироточили иконы в храмах России в день захоронения останков Царской Семьи? Многие свидетельствовали о мироточении икон в разных храмах страны в тот самый день.
По поводу чудес, связанных с обретением мощей прп. Александра Свирского, местные жители свидетельствовали, что когда мощи святого внесли в Александро-Свирский монастырь и поместили, как прежде, в храм Преображения Господня, над храмом встал огромный сияющий крест. Крест появлялся и в последующие два дня. О том, что это означает, можно строить различные предположения, но каждый христианин знает, что «Крестом утверждается только правда и никогда - ложь»[10].
С освобождением святых останков Царской Семьи из-под «спуда из глины и шпал» и вторым обретением мощей преп. Александра Свирского из «заключения» и начались трудные времена. Впрочем, они начались ещё раньше, с началом перестройки, но то, что произошло 17 августа 1998г. - это был апофеоз трудностей, обрушившихся на людей. Грандиозная государственная финансовая пирамида рухнула и погребла под собой десятки банков, сотни фирм, тысячи предпринимателей. Экономический кризис 1998 года был одним из самых тяжёлых периодов в истории России. В результате обесценились деньги, народ в один миг потерял все свои сбережения, что повлекло за собой обеднение основной массы населения, отток денег за границу, закрытие предприятий и продажа их за бесценок, безработица, развал экономики.
Единовременное обретение мощей последнего русского Царя Николая II и святого Александра стало необходимым в совместном молитвенном заступничестве за Россию перед престолом Пресвятой Троицы за народ, за укрепление Православной Церкви и за Россию.
Экономический хаос привел и к политическому кризису. Как правило, после дефолта любая страна вынуждена долго восстанавливаться, однако Россия тогда удивила мир: быстро оправилась от дефолта, и её экономика стала быстро расти. Верится, что жертвенность и молитвы святых способствовали этому.
Одновременное обретение останков последнего русского императора Николая II и Его Семьи и мощей преподобного Александра Свирского - Тайновидца Пресвятой Троицы, их духовная связь и доказательства их истинности свидетельствуют о промыслительной Божией воле.
[1] Я.Н. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. СПб.: Синодальная типография, 1882. С. 52.
[2] Архив СПб ФИРИ РАН. Ф. 3. Д. 2а. С. 112.
[3] Записки Николая Александровича Мотовилова. М.: Отчий дом, 2005. С. 127.
[4] Боханов А.Н. Последний Царь. М.: Вече, 2006. С. 6.
[5] Архив СПб ОИИ РАН. Ф. 3. Оп. 3. Д. 82а. Л. 11.
[6] Император Николай II в период своей земной жизни не посещал монастырь преподобного Александра Свирского, в отличие от своего отца Александра III и деда АлександраII - Императоров России, но внимание монастырю оказывал часто в виде подарков и наградных знаков.
[7] Иеросхимонах Алексий (Соловьев; 1846-1928) - старец Зосимовой пустыни во Владимирской епархии. Господь одарил старца Алексия многими дарами, среди которых выделяются дары старческой мудрости, смирения, любви и прозорливости. Именно через его руки совершился Промысел Божий о святителе Московском Тихоне, жребий с его именем на выборах Патриарха вытянул старец Алексий 5 ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя. Многих вел он к спасению души, совершая знамения и чудеса, призывал к покаянию, к поиску «единого на потребу» (Лк. 10: 42).
[8] В СМИ часто можно встретить сообщение о том, что Ленинград защищал во время войны в 1941-1945 гг. святой Серафим Саровский, т.к. здесь находились его мощи. Мощей этого святого в период войны не было в Ленинграде. Они были привезены вместе с другими мощами в 1946 году. Но своей молитвой все святые защищали Россию.
[9] Егорова О. Избранник Божий // Православный летописец Санкт-Петербурга. 2005. №.22. С. 12 - 33.
[10]Богач Л. Преподобный Александр Свирский и Русские Цари // Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. 500 лет. СПб.: НП-ПРИНТ, 2006. С.127-128.
147. Ответ на 146., Василий В.В.:
146. Ответ на 145., Лев Хоружник:
145. Ответ на 140., Василий В.В.:
144. Re: Божие Предвидение
143. Ответ на 137., Нечернозёмец:
142. неслучайный энтузиазм
141. труженик
140. Ответ на 120., Лев Хоружник:
139. Ответ на 120., Лев Хоружник:
138. Ответ на 136., Лев Хоружник: