Бог - Творец истории, и им положены в основу исторического процесса непреложные нравственные законы (игумен Исайя [1]). Воля Творца активна, и всеведущим Богом определено место в истории каждого народа. В соответствии с поставленной Богом задачей и идёт воспитание народа. Различие национальностей не означает разделение, но взаимное обогащение человечества в их соработничестве. Критерием выполнения поставленных целей является нравственность этого народа в процессе его воспитания скорбями. Историю народов следует рассматривать как последовательность произволений Божьих. Поэтому предметами исследования в рамках историософии должны являться христианские народы, их развитие и угасание.
Рассмотрим кратко историю трёх государств, в которой проявляется промысел Божий: Израиля, Византии и России.
I. Миссия Израиля
Л.А. Тихомиров рассматривал миссию Израиля в своей книге «Религиозно-философские основы истории» [2]. Согласно Л.А. Тихомирову, первоначальным носителем Откровения о Царствии Божием был избран народ Израиля - евреи. Им было дано всё для выполнения миссии: подготовить народ к пришествию Спасителя и принятию приближающегося Царствия Божия. Всякое Откровение Божие ставит цели для всех людей и всему миру. Избранный Богом народ мог быть только носителем Откровения о Царствии Божием и передачи его всему остальному человечеству. Пророки Израиля отводили для евреев только передовую роль в общечеловеческом служении Богу и определённо выразили, что Царствие Божие принадлежит всему человечеству. За ближайшее столетие до явления Спасителя, евреи разошлись по всем странам Азии и греко-римского мира. Во всех странах они вели миссионерскую деятельность и подготовили почву для восприятия христианства. Таким образом, эта часть миссии Израиля была выполнена. Однако, согласно Л.А. Тихомирову, еврейство в своём большинстве истолковывало Царствие Божие как «Царствие Израиля». Как указывает Л.А. Тихомиров, Христос был отвергнут с ненавистью и убит с криками «кровь Его на нас и на детях наших» [2]. Это была измена Израиля его миссии, которая привела ко греху и преступлению. И это Бог обратил в целях Своего Промысла: убийство Богочеловека было «искушением», без которого не могло быть прощения человечеству первородного греха [2].
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились (Ин 1. 12. 13). И нельзя забывать, что «...все Его ученики, понёсшие благую весть Царствия, все первые последователи, множество первых членов Церкви по всей Римской Империи были по племени иудеи» [2]. Таков был апостол Павел - величайший истолкователь смысла христианского учения, поначалу фарисей. Апостолы-ученики Иисуса Христа, свидетели Воскресения Христова, слышавшие непосредственно по Воскресении Христа последние его проповеди - начали благовествовать о Воскресшем Христе в Иерусалиме. Слушавшие проповедь апостола Петра «...охотно, принявшие слово его, крестились и присоединилось в этот день душ около трёх тысяч (Деян. 2, 41).
Каждое Откровение Господа имеет жизненное и нравственное приложения. У первых христиан из числа иудеев была настолько глубокая вера о Воскресшем Христе-Боге, что она нашла жизненное выражение в создании первохристианской общины: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, разделяли на всех, смотря по нуждам каждого» (Деян. 2, 44, 45). Первохристианская община была Откровением Божиим о том, как человечество должно развиваться, чтобы не было разделения между людьми. «В Апокалипсисе об Ефесской эпохе ей также делается упрёк за то, что она «оставила первую свою любовь». Вероятно, это относится к утрате того духа, под влиянием которого у верующих всё было общим и не было ни бедных, ни богатых» [2]. А.Л. Тихомиров писал: «Вглядываясь в современное еврейство, мы можем сказать, что наследство книжников и фарисеев безмерно приумножилось в нём. Но наряду с этим, мы видим существование в Израиле и той части, которая ищет не земное благо, но Бога и Божией истины» [2].
II. Миссия Византии
Одной из главных задач для христианских народов с первых времён была выработка правильного вероучения. Для решения этой задачи потребовалось несколько столетий. Без ясности догматов христиане разделились бы на такое количество сект, что перестали бы понимать друг друга и предметы своей религиозной жизни. Напряжённость борьбы показала, как необходима была эта работа. Труд первенствующей Церкви в установке учения был огромен. Основным исполнителем этой миссии Богом был избран греческий этнос, греческие монахи в многоэтнической Византии - Ромейской империи. «А всего в Ромейской империи (так она себя называла) компактно проживали... крупные народы: даки, фракийцы, иллирийцы, македонцы, греки, лидийцы, исавры, галаты, армяне, арамеи, сирийцы, арабы, ливийцы, евреи и копты. Конкуренция за власть и влияние, за роль государствообразующего этноса между многими из них была постоянной. Конкуренция не была здоровой, она не укрепляла, а, наоборот, расшатывала страну... Вся эта пёстрая смесь именовала себя не греками или эллинами, а только «ромеями» (римлянами), подчёркивая этим, что речь идёт не о нации, а о «согражданстве» [3]. Скрепляли это многоэтническое общество греческий язык, христианская вера и заинтересованность в выживании, особенно малых этносов. Они не могли компенсировать отсутствие государствообразующей нации. Византию преследовали внутренние нестроения, обусловленные борьбой этносов за власть и влияние и богословские разногласия. При выработке догматов вероучения возникали ереси, которые находили признание в некоторых этносах. Например, армяне и сейчас исповедуют монофизитство. Ереси порождали смуты в империи.
Велика заслуга греческого этноса и греческих монахов, которые осознали и сформулировали догматы Православной веры в сложной жизненной обстановке. Одним из самых долговременных по выработке (более 10 веков) является догмат о нетварных энергиях. После его принятия империя ещё просуществовала около ста лет. «Измученное внутренними вероисповедными неурядицами, византийское Православие, в конце концов, сдалось на милость победителя и согласилось на унию с католической Церковью (Лионский собор 1274 г.), просуществовав всего лишь двести двадцать лет после разделения церквей» [3]. В 1439 году был подписан текст очередной унии. Духовные отступления предварили окончательное падение Византии в 1453 г.
Византия выполнила одну миссию, сформулировав догматы Православного вероучения за время её жизни - 1123 лет. Но «...она не только не сумела выполнить свою миссию - основать христианское государство - но приложила все старания к тому, чтобы подорвать историческое дело Иисуса Христа. Византийцы полагали, что для того, чтобы быть воистину христианином, достаточно соблюдать догму и священные обряды православия, нимало не заботясь о том, чтобы придать политической и общественной жизни христианский характер; они считали довольным и похвальным замыкать христианство в храме, предоставляя всю общественность языческим началам.... С 842 года не было уже ни одного императора еретика или ересиарха в Константинополе, и согласие между Церковью и греческим государством ни разу не было серьёзно нарушено. Обе власти поняли друг друга и подали друг другу руку; они были связаны общей идеей: отрицанием христианства как социальной силы, как движущего начала исторического прогресса. Императоры приняли раз и навсегда православие как отвлечённый догмат, а православные иерархи благословили во веки веков язычество общественной жизни». (Владимир Соловьёв, сайт «Православный Социализм»). Создать православное государство с политической и общественной жизнью, соответствующее Учению Христа для Византии оказалось невозможным.
III. Миссия России
Православное учение от Византии взяли русские. «Неизвестно, когда крестилась Киевская Русь - в «Повести временных лет» рассказ о Крещении помещён между 996 и 999 гг.» [4]. Истины Православной веры утверждались на Руси неспешно, постепенно, исподволь, основательно [4]. Русское духовенство и великий князь Василий II отказались принять Флорентийскую унию 1439 года. На Руси её рассматривали как предательство Православия со стороны Византии. За 5 лет до падения Византии, Русская Церковь обрела автокефалию. Приняв Православие, Русь стала хранительницей Православного учения как полноты Истины. Русскому народу выпала миссия сохранять чистоту Православного вероучения и создать православное государство с политической и общественной жизнью, соответствующей Учению Христа. Эта миссия для Византии, многоэтнической империи, не имеющей государствообразующей нации, оказалась невыполнимой, и Византия ушла из Истории.
Для русского народа принятие Православной веры было первой ступенькой на лествице выполнения его миссии. Ему ещё предстояло стать государствообразующим народом. Русскому православному народу нельзя допустить ошибку Византии, состоящую в отрицании Православия как социальной силы. Русскому народу некому передать эту историческую эстафету. Эту миссию - создать государство с политической и общественной жизнью, соответствующими Учению Христа, к которой, по Божьему Промыслу, готовила его жизнь - он должен выполнить.
Человек - трёхсоставное существо, состоящее из духа, души и тела [5]. Народ, нация есть большая группа людей, характеризующаяся общностью религии, культуры, языка, своей истории, и поэтому можно сказать, что существует дух народа, нации. [6] Для своего существования народ образует государство. Для устойчивого существования государствообразующему народу (ГН) необходима основа духовная и основа материальная. Духовная основа -это Дух Божий (Православие - Пр.), или дух лукавого (анти Пр.). Материальная основа - это общественная форма собственности (ОС) или частная форма собственности (ЧС). Общественная форма собственности является материальной основой государства социальной справедливости, она Богоугодна. Частная форма собственности порождает сословное и экономическое разделение людей до эгоистических индивидуальностей, являясь основой зла общественного и зла индивидуального. Государство, принявшее за материальную основу частную форму собственности, служит мамоне, это капиталистическое государство.
Для государствообразующего народа, с выше указанными духовными и материальными основами, могут быть только четыре триады:
1) ГН, анти Пр., ЧС - капитализм;
2) ГН, анти Пр., ОС - СССР - неустойчивая триада;
3) ГН, Пр., ОС - Православный социализм;
4) ГН, Пр., ЧС - монархическая Россия; капитализм при либерально-олигархическом управлении Россией - неустойчивая триада даже при православной монархии.
Только третья триада представляет государство, в котором политическая и общественная жизнь соответствует Учению Христа. Это государство - Православный социализм. Возможно ли появление такого государства? Для выяснения этого вопроса обратимся к Откровению Иоанна Богослова, где в главе 12 (1, 2, 4-6, 13-16) представлено знамение (видение) Жены, облачённой в солнце.
Л.А. Тихомиров пишет об этом знамении: «Вкратце содержание «знамения» таково. На небе явилась Жена, облачённая в солнце, под ногами её луна, на голове её венец из двенадцати звёзд. Она страдает муками рождения. Тут же является огромный красный дракон, и хочет поглотить рождённого Женой младенца мужского пола, которому надлежит пасти народы жезлом железным. Но дитя взято к Богу и престолу Его, а Жена убежала в пустыню, где для неё было подготовлено от Бога место, чтобы её питали там 1260 дней. Затем сказано, что на небе произошла война. Дракон со своими ангелами нападёт на Михаила и его ангелов, но, потерпев поражение, сбрасывается на землю... Когда же дракон был извержен, он начал преследовать Жену, а ей были даны крылья большого орла, чтобы она полетела в пустыню «в своё место» и там питалась в продолжении времени, времён и полувремени... Дракон пустил вслед Жены воду, чтобы увлечь её рекой, но земля поглотила воду, а рассвирепевший дракон пошёл на брань с остальными от семени её.
Под женою толкователи разумеют Церковь. Под дитятей - рождаемых ею верующих. Под пустыней разумеют мир, чуждый Христа. Море означает волнующиеся народные массы. Земля - народы, но в культурном отношении. Поток воды - стремление народов... Во всяком случае, «знамение» Жены, облачённой в солнце, хотя относится к эпохе первенствующей Церкви, но не только к ней, а вообще ко всему времени пребывания Церкви, как чистой Невесты Христовой, то есть и к «последним временам». Это не есть знамение одного какого-либо исторического момента, а знамение известного состояния времени. Посему и её бегство в пустыню мира есть также явление постоянное. Но тут появляется вопрос, что же это за особенное «место», где она должна питаться 1260 дней, или в продолжении времени, времён и полвремени? Это не суть пустыня вообще, а какое-то особое место в пустыне. Вообще, в «пустыне» Церковь не 1260 дней, а уже почти 2000 лет. Когда же ей придётся укрыться в «своё место», уготовленное ей изначально, на 1260 дней? По всей вероятности, это будет уже при Антихристе, владычеству которого дано три с половиной года. Вопрос же о таинственном особом месте укрывательства Церкви теперь едва ли разрешим. Может быть, и окажется какое-либо особое место, неподвластное Антихристу» [2].
Это толкование Откровения Иоанна Богослова было дано Львом Александровичем Тихомировым в 1913-1918 годах [2]. Великий опыт СССР позволяет подойти к разрешению вопроса о таинственном уготованном от Бога месте. Одно из свойств «особого места» укрывательства Церкви Л.А. Тихомиров указал - оно неподвластно антихристу.
Земная Церковь - это народ православный и церковная иерархия. Неподвластный антихристу народ может быть только в государстве, способном противостоять физически и духовно антихристу. То есть, «особое место» есть православное государство, высоконравственное государство. Высоконравственное государство - это государство, в котором социальные отношения устанавливаются на основе Законов Божиих. Социальные отношения, соответствующие им, могут быть только при общественной собственности на орудия, средства производства, на землю и её недра. Таким образом, «особое место» - это государство Православного Социализма.Это означает, что государство Православного Социализма будет вплоть до прихода Христа. Таинственно время, когда «для неё (Церкви, А.К.) будет приготовлено от Бога место». Можно только предположить, что «особое место» будет уготовано раньше прихода антихриста. Надо полагать, что «особое место» - это Россия. Батюшка Серафим Саровский говорил, копая канавку, что сюда антихрист не придёт. Государство Православного Социализма при приходе Христа, выполнив своё предназначение, упразднится. История России - это история преодоления препятствий в выполнении миссии - создания государства Православного Социализма.
Кирдяшкин Анатолий Григорьевич, доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ
Литература:
1. Россия перед вторым пришествием, составитель С. Фомин. Издательство «Посад» Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993, 382 с.
2. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. 3-е издание. «Москва». 2000, 592 с.
3. Севостьянов А. Византийская мозаика. «Наш современник». Москва. 2016. №1 (157-174 сс.)
4. Перевезенцев С.В. Россия. Великая судьба. М.: Белый город, 2007, 704 с.
5. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Дух, душа и тело. Издание 5-е. М.: «Даръ», 2016, 320 с.
6. Кирдяшкин А.Г. 1) Основные свойства нашего трёхсоставного существа, состоящего из духа, души и тела, и влияние тварного мира на дух, душу и тело; 2) Влияние социальных условий на дух, душу, тело. Интернет-сайт «Православный социализм» http://chri-soc.narod.ru.