Под таким названием прошёл 26 ноября в Доме-музее Н.В. Гоголя на Никитском бульваре вечер, посвящённый 140-летию со дня кончины костромича по рождению, талантливого учёного-математика, искусствоведа, публициста-славянофила, издателя, крупного промышленника, финансиста, щедрого мецената и благотворителя Фёдора Васильевича Чижова (1811-1877).
Чижов известен прежде всего как строитель Троицкой железной дороги до Сергиева Посада в Москве, по которой с 2005 года ходит электропоезд повышенной комфортности "Фёдор Чижов". Это была первая русская частная "образцово-показательная паровозная железная дорога", построенная силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала (1858-1862). Впоследствии она была продлена Чижовым, бессменным председателем её правления, до Ярославля и далее - к Вологде, с последующим планированием переброски веток на Кострому и Киржач и далее - в Сибирь. Он также приложил руку к образованию Киево-Брестской железной дороги, занимался экономическим обоснованием и расчетами рентабельности окружной железной дороги вокруг Москвы, придумал хитроумную финансовую комбинацию, с помощью которой Товарищество московских капиталистов выкупило в 1871 году у правительства Московское-Курскую железную дорогу, не дав ей перейти в руки иностранных компаний. Когда в 1889 году государство вернуло обратно в казну Курскую железную дорогу, на имя уже умершего к тому времени Чижова оказались отложенными более 6 миллионов рублей (огромная по тем временам сумма!), которые, согласно его завещанию, были употреблены его душеприказчиками С.И Мамонтовым и А.Д. Поленовым на строительство пяти профессионально-технических учебных заведений в Костромской губернии и родовспомогательного заведения в самой Костроме в память о скончавшейся в 1847 году вскоре после родов любимой женщине Екатерине Васильевне Маркевич.
Денежные затруднения русского купечества при составлении складочного капитала для строительства железных дорог требовали развития внутренней кредитной системы. Поэтому Чижов открыл Московский купеческий банк (1866) - самый крупный акционерный банк в Москве и второй по величине в России, остававшийся таковым вплоть до начала XX столетия. Под его руководством также было учреждено ещё одно частное коммерческое заведение - Московское купеческое общество взаимного кредита (1869).
Памятуя завет М.В. Ломоносова о том, что "богатство России Сибирью прирастать будет и Северным Ледовитым океаном", он с помощью образованного им Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства (1875) начал хозяйственное освоение северных окраин европейской России. Впоследствии, в 1881 году, уже после его смерти, благодарные пайщики назовут новый пароход товарищества, сошедший со стапелей судоверфи в Княжестве Финляндском, - "Фёдор Чижов".
"Мужем сильного духа и деятельного сердца" называл своего друга и соратника славянофил Иван Сергеевич Аксаков. Он сыграл благотворную и подчас спасительную роль в судьбах прославленных литераторов, художников и промышленников: Николая Васильевича Гоголя, Александра Андреевича Иванова, Николая Михайловича Языкова, Василия Дмитриевича Поленова, Саввы Ивановича Мамонтова, Ильи Ефимовича Репина...
Смерть Фёдора Чижова. Картина И.Е. Репина. 1877 год
"В предпринимательстве хорошо быть фонарщиком, - как-то написал Чижов в одном из писем, - то есть засветить дело и поддерживать горение, пока это дело не станет крепко на ноги; станет и довольно. Иначе во всяком промышленном деле через несколько лет... непременно образуется рутина, которая убийственна до крайности... У нас все любят сесть на нагретое место, а не охотники устраивать новое, - а меня калачами не корми, только дай новое, если можно - большое и трудное"...
Обо всём этом говорили на вечере памяти Чижова в Доме-музее Гоголя его участники: протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель храма Преподобного Феодора Студита у Никитских ворот, прихожанином которого был Ф.В. Чижов и где его отпевали; Инна Анатольевна Симонова, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, автор многочисленных трудов о жизни и деятельности Ф.В. Чижова, в том числе книги "Фёдор Чижов" серии "ЖЗЛ" издательства "Молодая гвардия".
Истории совместного осмысления Чижовым и его "римским" другом, знаменитым художником А.А. Ивановым Православной традиции в иконописи посвятила свой рассказ Светлана Степановна Степанова, доктор искусствоведения, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.
О сегодняшнем состоянии чижовских училищ в Костромском крае поведал краевед-подвижник, глава проекта "В глубинку" Алексей Анатольевич Зайцев.
От Костромского землячества собравшихся приветствовал член его Правления Константин Юрьевич Горбунов - художник, профессор Академии живописи Ильи Глазунова, заостривший внимание слушателей на проблеме длиной в столетие, связанной с возведением памятника Фёдору Васильевичу. В ноябре 1917 года памятник должны были торжественно открыть в центре Костромы, к 40-й годовщине со дня кончины славного земляка, но грянула революция, когда стране стало уже не до "Чижовых". Ныне в сквере у здания костромского железнодорожного вокзала уже более шести лет сиротливо лежит закладной камень, возвещающий о "скором" появлении на этом месте монумента. Дело - за деньгами.
В мемориальном вечере приняла участие праправнучка Фёдора Васильевича по линии Екатерины Трифановской научный сотрудник Института социологии РАН, кандидат социологических наук Елена Павловна Сало, поделившаяся сложными, а порой и трагическими хитросплетениями своего генеалогического древа.
Мероприятие прошло при поддержке Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", которую представляла руководитель дирекции проекта "История российского предпринимательства", вице-президент "Деловой России" Ирина Владимировна Захарова.
Была создана Инициативная группа по увековечиванию памяти Фёдора Васильевича, поставившая конкретные задачи на ближайшее будущее. А это прежде всего восстановление креста на могиле Чижова в Даниловом монастыре в Москве, а также наименование безымянной магистрали вдоль Ярославской железной дороги в черте Москвы его именем.
Запланировано также открытие мемориальных досок и памятных знаков на здании Ярославского вокзала, где долгие годы была служебная квартира Чижова как председателя правления Ярославской железной дороги; на сохранившемся двухэтажном каменном флигеле усадьбы Чижова на Садово-Кудринской (ныне Дом-музей А.П. Чехова), где Чижов жил последние годы (1874 - 1877);
На фоне фотографии снесённого деревянного дома в бывшей усадьбе Ф.В. Чижова - ныне Доме-музее А.П Чехова на Садово-Кудринской
на территории храма Преподобного Феодора Студита у Никитских ворот, прихожанином и жертвователем которого был Чижов; на доме в Риме на Via Felice (ныне Via Sistina), 126, где в начале 1840-х годов Чижов жил вместе с Гоголем и Языковым: Чижов в квартире на 4-м этаже, Гоголь - на 3-м, Языков - на 2-м. Хочется надеяться, что совместными усилиями неравнодушных к нашей истории людей и в Костроме наконец-то будет установлен памятник недюжинному отечественному предпринимательскому таланту, благотворителю и патриоту Фёдору Васильевичу Чижову. Тем более, что макет памятника уже создан выдающимся скульптором, народным художником России, академиком Российской академии художеств, председателем правления Союза художников Андреем Николаевичем Ковальчуком, автором открытого в ноябре этого года в парке Ливадийского дворца монумента Императору Александру III.
Вечер завершился поминальной трапезой по Фёдоре Васильевичу.
Встрече в Доме-музее Гоголя предшествовала панихида по Чижову в храме Преподобного Феодора Студита у Никитских ворот, которую отслужил настоятель протоиерей о. Всеволод Чаплин. Ниже приводим текст его проповеди, обращённой к собравшимся почтить память Фёдора Васильевича:
"Возлюбленные о Господе братья и сёстры!
140 лет именно сегодня исполняется со дня кончины Фёдора Васильевича Чижова, когда над ним был совершён здесь обряд отпевания и на руках гроб с его телом отнесли в Свято-Данилов монастырь, где он был погребён. Насколько я знаю, вы посетили сегодня это место.
Его судьба говорит нам о том, насколько талантлив русский человек во всём: от искусства и литературы до практических дел, от науки до человеческой дружбы, вспомним дружбу Фёдора Васильевича с Гоголем. Русский человек, которого в истории много раз обижали некоторые интеллектуалы других народов, некоторые досужие любители порассуждать об истории, об успехах и неудачах нашего народа, на самом деле способен творить чудеса, если он не изменяет своей первой любви к Киевскому Крещению, в котором он был рождён, в котором он стал по-настоящему народом. Жизнь Фёдора Васильевича есть яркое свидетельство о том, что значит жить умом, сердцем, талантом, делами с Богом, верности тому пути Христову, ради которого и существует Русь и без которого он существовать не может.
Учёный, литератор, публицист, предприниматель, покровитель искусств, строитель известной железной дороги, по которой мы с вами паломничаем в Троице-Сергиеву Лавру, человек, который пользовался очень большим гражданским и жизненным авторитетом, проявил себя, как не раз это было в истории России, везде одинаково хорошо: честно, достойно, с максимальным приложением сил, без злобы, без обмана других людей. Так жили на самом деле многие тогда в России, хоть нас и пытаются сегодня убедить в том, что чуть ли не весь наш исторический путь был некой ошибкой.
Всего 140 лет назад люди прощались здесь с Фёдором Васильевичем и воздавали ему должное.
26 ноября - это очень особый день. В этот день, особенно в этом году, многое встретилось. Мы сегодня после Литургии молились о тех людях, которых здесь, в этот же день отпевали 100 лет назад. Напротив, в храме Большого Вознесения, состоялось отпевание юнкеров и студентов, которые сопротивлялись большевикам в 1917-м году. Долго шли бои буквально здесь, в этих кварталах, вокруг зданий, которые уже сегодня не существуют. Происходили очень тяжкие столкновения и гибли люди. Те, кто был на стороне большевиков, были похоронены очень быстро, около Кремлёвской стены. После этого захоронения как раз и возникло то довольно нетрадиционное, мягко говоря, по форме кладбище, которое есть на главной площади страны. А юнкера и студенты, которые боролись с захватом власти большевиками, были уже через определённое количество дней отпеты здесь рядом - в храме Большого Вознесения и торжественно перенесены на Всехсвятское кладбище на Соколе, которое потом, как мы с вами знаем, было уничтожено, хотя сейчас там появились памятные знаки. Вот мы молились о жертвах событий, в которых самые искренние, самые верные Законности люди в России были чудовищным образом, вероломно уничтожены. Почему вероломно? Потому что им была обещана жизнь, если они уйдут из Кремля, чтобы не способствовать дальше разрушению древней святыни. Но потом очень многие, кто из Кремля вышли, были подло убиты на улицах Москвы.
Всё это показывает нам, каким может быть, к сожалению, наш человек и наш народ без Бога. Мы сравниваем Фёдора Чижова и тех людей, кто его окружал, Гоголя, с которым он дружил, то слово и то дело, которое ему было свойственно, с тем, что происходило здесь через несколько десятилетий, с теми кошмарами, которые способен породить русский человек, лишённый Бога и ищущий упоения в ложно, примитивно, варварски понятой свободе.
Пусть всё это будет наставлением всем нам. Русский человек с Богом творит чудеса. Русский человек без Бога творит ужас. Помня об этом, будем сегодня молиться о упокоении души Фёдора Васильевича, прихожанином этого храма, будем молиться о нашем отечестве, о том, чтобы вся наша жизнь поверялась по Божиим Заповедям в мире добра и победности".
Симонова Инна Анатольевна, кандидат исторических наук, член СП России, СЖ Москвы