Предлагаемый вниманию читателей книжный сборник «Царь и Россия» (М.: Отчий Дом. 2017) составлен из разнообразных размышлений светских лиц и свидетельств церковных деятелей ХХ столетия о смысле жизненного подвига и державного служения Святого Царя Страстотерпца Николая Александровича.
Тайна Царского Первопрестольного Богослужения
В своей же общности данный свод посвящен многогранному духовному осмыслению тайны взаимоотношений Святого Государя Николая II и России в её многогранных качествах. Вот главные из качеств и составов России.
1. Россия - величайшая во всём мiре и во всей истории человечества страна.
2. Россия - Русский Народ со всеми братскими и добрососедскими Народами, её населяющими. Причем здесь Русский Народ - не только современник Государя Императора Николая II, а Русский Народ во всей его исторической соборной целокупности с древнейших эпох и до грядущего конца времен.
3. Россия - Православная Держава как хранительница Вселенской Православной Церкви и чистоты догматов Православной Веры.
4. Россия-Русь как исключительное на Земле священное пространство. Именно об этом обширнейшем Священном Месте Праведный Иоанн Кронштадтский на спаде революции 1905-1907 годов пророчествовал: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня»[1].
Всероссийский Чудотворец духом прозирал в грядущем Второе Славное Пришествие Иисуса Христа для Его Страшного Суда именно в сакральном пространстве Святой Руси. Знаменательно, что в том речении Праведный Отец Иоанн свидетельствует не обо всём Русском Народе, а о разрозненных «русских людях», лишившихся соборного разумения.
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в своем утверждении не был новатором. Пророческое осмысление Руси как Подножия Престола Всевышнего Судии относится ещё к XIV веку, к совокупному эсхатологическому Богословию Святителей Петра, Феогноста, Алексия и Киприана, Митрополитов Киевских и всея Руси, Московских Чудотворцев, Преподобных Сергия и Епифания Радонежских, а также к иконологии Феофана Грека и его учеников, включая Преподобного Андрея Рублева. Их соборное эсхатологическое учение о Руси как о месте схождения Нового Иерусалима с Небес (Откр. 21, 2) иконографически было воплощено в образе «Спаса в Силах Небесных», который живописал ветхозаветное пророческое видение из первой главы Книги Пророка Иезекииля второго славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа и видений Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Откр. 4, 2-8; 20, 7-8). Подножие Престола Господня, Священная Земля на иконах данного извода изображается в виде алого прямоугольника с символами Евангелистов по его углам.
С 1380-х годов образ «Спас в Силах Небесных» стали располагать в русских храмах над Царскими Вратами, что было совершенно нехарактерно для иконостасов Ромейской Империи[2]. Так осмысление Руси как подножия Престола Господня стало достоянием Русских Великих Князей, Царей, Русских Святителей, Преподобных, Блаженных и всего верующего Русского Народа.
Спас в Силах Небесных письма Преподобного Андрея Рублева. Государственная Третьяковская галерея
Однако со второй половины XVII столетия высокая иконостасная традиция стала угасать, а в качестве надвратных образов сначала принялись писать иконы Вседержителя на Троне вне связи с видением Пророка Иезекииля, а затем в обычай вошла надвратная икона «Тайная Вечеря». Образ же Нового Иерусалима был несколько искусственно пространственно локализован на подмосковной Истре. Никак духовно не принижая данных нововведений, все же можно отметить, что в связи не столько с постепенной переменой в устроении русских иконостасов, сколько с нарастающим обмiрщением и даже расцерковлением русского быта и повседневности, с отходом в самосознании от церковно-государственных принципов Русского Домостроя широких слоев российского общества от них стали удаляться духовные смыслы исключительного значения Руси во Вселенском Православии.
Но такое понимание сохранилось в кругу избранных Русского Народа - Святителей Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Филарета Московского, Иннокентия Херсонского, Феофана Затворника, Игнатия Кавказского, Преподобных Серафима Саровского, Амвросия и Варсонофия Оптинских.
Надо сказать, что такое понимание Руси было свойственно и некоторым Русским Государям. В первую очередь - Императору-Мученику Павлу I, глубокому почитателю ветхозаветного Салимского Царя-Священника Мелхиседека. После победы над Наполеоном в пору учреждения Священного Союза Новоиерусалимское достоинство России открылось Императору Александру I Благословенному. Несомненно, его глубоко осознавал и Государь Николай I Павлович, решительно вставший на защиту Православных Святынь Иерусалима Ближневосточного и вступивший из-за этого в печально известную «Крымскую войну»... Постепенно, в пути великих жизненных и державных испытаний таковое понимание пришло и к Царю-Страстотерпцу Николаю Александровичу.
Да и среди глубоко верующих представителей Русского Народа, среди безоглядно верноподданных Православного Самодержца и чтителей Русской Святости из крестьянства, купечества, мещанства и малой доли дворянства вроде Николая Мотовилова, Сергея Нилуса или Евгения Поселянина духовные идеалы Святой Руси жили в сердцах народных. То была духовная, необуявшая соль (Мф. 5, 13) Земли Русской. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в 1907 году духовно подтвердил непреложность Новоиерусалимского достоинства Руси, которое со времен Святителя Петра Московского свидетельствовалось Российской Православной Церковью на протяжении почти шести столетий.
Что же именно в значительном большинстве русские люди начала ХХ столетия перестали понимать и что стало для них главной препоной для такого понимания?!
О блуждании Российского Народа
Вошедшие в первую часть данного сборника обширные и документально обстоятельные очерки о личности и царствовании Государя Императора Николая II Александровича - Н.Обручева, князя Д.Д.Оболенского, Н.А.Павлова, П.П.Стремоухова, И.Л.Солоневича, опубликованные в Русском Зарубежье в 1920-1960-х годах, однозначно указывают на то, что главной препоной для искренней поддержки Царя со стороны значительных слоев российского общества стали масштабные, глубоко эшелонированные ложь о смысле Православного Самодержавия в судьбах России и клевета на личность Государя и Его Семью. Убедительному разоблачению таких клеветнических измышлений посвящены данные работы, которые уместно дополняют сравнительно небольшие тематические эссе генерала Н.М.Тихменева и Г.Некрасова. Закономерным итогом для духовного понимания тех исследований, исторических и социально-политических обзоров, размышлений служит труд Архимандрита Константина (Зайцева) «Памяти последнего Царя», завершающий первую часть сборника.
Подведём предварительные итоги и мы. Ещё с середины XVIII столетия в среду российской аристократии и служилого дворянства стали постепенно проникать идеи западноевропейских «просветителей», идеология и религиозные учения антихристианского масонства. Под влиянием таких идей и ересей до поры немногочисленными «просвещенными» и «посвященными» соотечественниками Русское Самодержавие стало восприниматься как «безнравственный» верховный произвол, ничем не ограниченное «самовластье» и политический пережиток, с которым можно и даже «нужно» бороться другим - революционным произволом и террором.
Для части разуверившихся сограждан утратило смысл Божественное предостережение о неприкосновенности Царей - Помазанников Господних: Не прикасайся к Помазанным Моим! (Пс. 104, 15; 1 Пар. 16, 22). Лживое умаление в сознании значения Православного Самодержавия неизбежно влекло за собой и десакрализацию отношения к личности Царствующего Государя.
Именно на почве такого лукавого маловерия, а у кого-то и полного безверия, в России стали возможны дворцовые перевороты 25 Ноября 1741 года и 28 Июня 1762 года, тайные цареубийства 6 Июля 1762 года, 5 Июля 1764 года, 12 Марта 1801 года, а потом и прилюдное убийство Государя 1 Марта 1881 года, пугачевский бунт 1773-1775 годов и восстание 14 Декабря 1825 года...
Впрочем, убийство Императора Александра II Освободителя в Марте 1881 года всколыхнуло всю народную массу, на годы отрезвило от либеральной одури значительную часть «образованного» российского общества, обособило от него горстку отъявленных нигилистов и революционеров. И тринадцатилетнее Царствование могучего, богатырским обликом державного Императора Александра III Александровича Миротворца проходило в относительном внутреннем государственном покое и международной тишине.
Колоссальная по объему злонамеренная ложь и целенаправленная клевета об Императоре Николае Втором и Его личных достоинствах и способностях, о Его Семье и ближайших друзьях начала возводиться вскоре после восшествия двадцатишестилетнего Государя на Всероссийский Самодержавный Престол в Октябре 1894 года. Известна даже отправная дата начала масштабной очернительной и сугубо пропагандистской кампании, которая продолжается вот уже более 120 лет!
17 Января 1895 года в большом тронном - Николаевском зале Зимнего Дворца Государь принимал депутации столичного и провинциального дворянства, земств и городов. До того в адрес Императора уже поступили петиции от некоторых земств с пожеланиями «увенчать здание» Государства Российского конституцией, то есть с предложением фактически ликвидировать Православное Самодержавие. Государь обратился ко многим сотням собравшихся со своей первой официальной речью:
«Я рад видеть представителей всех сословий, съехавшихся для заявления верноподданнических чувств. Верю искренности этих чувств, искони присущих каждому русскому. Но мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся безсмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления [Государством]. Пусть все знают, что Я, посвящая все Свои силы благу народному, буду охранять начало Самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его Мой незабвенный, покойный Родитель»[3].
Такое категоричное заявление молодого Императора вызвало бешеную ярость внешних врагов Православной России и до того притихших российских либералов, нигилистов, атеистов и подпольных революционеров. И хотя слова молодого Императора не содержали никаких угроз в адрес отечественных конституционалистов, но только выражали твердость Его позиции в сохранении русских державных традиций, ему с того дня была объявлена безпощадная систематическая информационная война на уничтожение Государя и Русского Православного Самодержавия, началась активная подпольная подготовка первой «русской» революции.
Первоначально одним из главных направлений легальной разрушительной деятельности системных клеветников стала работа с так называемым общественным мнением среди российских элит в сфере чиновничества, образования, культуры, причисляющих себя к «прогрессивно мыслящим». Практически любой новый шаг Государя на ниве государственного строительства, благоустройства, различных преобразований, правительственных и губернских назначений подвергался резкой огульной критике или кривотолкам сначала в устном и частном эпистолярном «общественном мнении», а с количественным ростом отечественных средств массовой информации - в публичной печати.
Системный характер этих очернительных операций проявлялся в том, что они были разнообразны по содержанию и нацелены на разные социальные группы с весьма отличными друг от друга настроениями.
Одна пропаганда была нацелена на культурно и социально дезориентированную часть грамотного российского общества, на так называемое разночинство, на людей, в личных судьбах которых по обстоятельствам или в силу болезненной пассионарности характера и под влиянием материалистических и даже атеистических настроений произошла смена сословной принадлежности. Безземельный крестьянский сын устремлялся в город, чтобы стать пролетарием или приказчиком. Разорившийся дворянин превращался в крепко пьющего земского учителя или гувернера-приживала в семье богатого промышленника. Разуверившийся семинарист из наследственного священства становился репетитором для гимназистов и студентов. Пресытившийся потомок купцов шел в актеры или художники. Отпрыск военной рода становился журналистом или биржевым маклером...
В значительной степени именно такие - оторвавшиеся от духовных сословно-родовых традиций люди, но не крепко устроившиеся в новой жизни, становились в российском обществе источником для не очень многочисленного, но социально-психологически влиятельного слоя непримиримой политической оппозиции Царскому Самодержавию. Они не только охотно верили любой клевете на якобы устаревшие российские государственные порядки, но были активнейшими проводниками такой клеветы среди достаточно лояльных, но уже утрачивающих веру в Бога и Православную Церковь соотечественников. Таких же с каждым годом становилось все больше и больше. Подобные соотечественники первоначально революцию или террор прямо не поддерживали, но охотно верили в «несомненные» преимущества западноевропейской буржуазной государственности по сравнению с «отсталой» российской. И в той достаточно консервативной среде из года в год накапливалось глухое, прямо не выражаемое недовольство даже не общими царскими порядками, но личными качествами царских министров и крупнейших государственных чиновников, а постепенно это недовольство стало переходить и на личность молодого Государя.
Кровавым клеймом для «просвещенного» российского общества, для многих русских ученых и педагогов стало аморальное массовое одобрение покушения террориста П.В.Карповича на министра народного просвещения, профессора римского права Николая Павловича Боголепова, скончавшегося от смертельной раны 2 Марта 1901 года. Так начался красный террор в России против её государственных деятелей.
В досужей молве псевдолояльного «общественного мнения» Государя стали винить в неопытности и неподготовленности для Царского служения, а затем и в безволии, отсутствии ума и полной неспособности возглавлять величайшее в мiре государство.
В расцерковленном сознании грамотных, рационально мыслящих, но духовно необразованных и безсильных соотечественников миссия Православного Государя в России стала ложно пониматься не в её подлинном - священном достоинстве высочайшей духовной защиты подданных от стихии мiра сего, особого предстательства Православного Самодержца-Помазанника у Господа за Своих подданных, а приземлённо - как успешного или наоборот неудачного Правителя-администратора.
Идея рационального и успешного top-menegment'а на политический манер западных стран совершенно вытеснила у множества наших предков понимание Царского Самодержавия в первую очередь как религиозно-мистического проявления высочайшего государственного могущества.
И хотя в Русской Истории было немало Государей, которые постоянно или в исключительных условиях прибегали к персональному Высочайшему администрированию, управлению страной в «прямом ручном режиме» или военному Главнокомандованию (в связи с этим вспоминаются Цари Иоанн Васильевич, Борис Феодорович, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Императоры Петр I Великий, Петр III Феодорович, Павел I Петрович, Николай I Павлович и Александр III Александрович), всё же не в такой деятельности заключалось Их главное Богослужение и духовно-нравственное Управление подданными.
Кстати, близко знавшие Государя Николая II правительственные чины, заслужившие доверительные отношения с Царем, хорошо знали, какие колоссальные силы и время тратил Император Николай Александрович на прямое ознакомление с разнообразными проектами государственных мероприятий, административных решений и на контроль за их выполнением. Такие тайные державные повседневные подвиги были совершенно неведомы большинству высокопоставленных и притом безответственных обывателей, которые сетовали на то, что Государь не слышит и не следует их «мудрым» советам знатоков государственных дел и политики. А иные из них, даже хорошо знавшие такие повседневные усилия Императора в пору Его доверительного отношения к ним, когда совершалась их отставка за их же нерадение или грубые просчеты, в своих мемуарах присоединялись к числу хулителей Царя - достаточно вспомнить министров С.Ю.Витте и В.Н.Коковцова...
Значительная часть российского «образованного» общества, как в высших его слоях, так и в средних, в условиях военных неудач Русско-Японской войны ничего не предпринимавшая для достижения победы России в той войне, а порою и злорадующая нашим поражениям или временным неуспехам, гибели значительной части Российского Военно-Морского Флота в Цусимском сражении, своими пораженческими настроениями поддержала рост революционной активности и прямого массового террора революционеров против видных представителей Царской Власти - министров, губернаторов, крупнейших полицейских чинов, прокуроров, судей, градоначальников и военных.
Именно при поддержке или попустительстве той духовно разложившейся части российского общества получил широкое распространение с 1905 года пасквильный ярлык «Николай Кровавый», а вслед за ним и глумливая клевета о якобы супружеской нечистоплотности и сектантском изуверстве в Царской Семье.
Священное Коронование - брак Царя с Россией
Большая часть книги «Царь и Россия» как раз и посвящена доказательному, фактологическому разоблачению этих и других нагромождений чудовищной сатанинской лжи вокруг Святого Царского Семейства и Государя Страстотерпца.
Но главное достоинство данного сборника проявляется в многогранном раскрытии духовного содержания миссии и значения Святого Царя и Православного Самодержавия в современных и грядущих судьбах России, отображенном в эссе генерала Н.М.Тихменева «Духовный облик Императора Николая II», докладе Н.П.Кусакова «Памяти Императора», обширном очерке Архимандрита Константина (Зайцева) «Памяти последнего Царя», в духоподъемных проповедях Архиепископа Аверкия (Таушева), Святителя Иоанна (Максимовича), Митрополита Анастасия (Грибановского), Архиепископа Серафима (Иванова).
Без духовного осмысления данных феноменов и явлений нашими православными современниками невозможно понять и меру нашей собственной гражданской ответственности, наше собственное место в современной жизни России и в колеблющемся вселенскими потрясениями окружающем нас мiре, который стоит на пороге новых - небывалых в истории человечества социальных, национальных, экономических, военных и глобальных природных катаклизмов.
Материалы сборника «Царь и Россия» наглядно раскрывают причины, почему же Святой Государь отстаивал принципы Православного Царского Самодержавия даже тогда, когда вынужденно шел на политические компромиссы. Как и Его многомудрые и глубоко верующие Православные Державные Предки, Святой Государь Николай Александрович всею Своей физической, душевной и духовной природой предельно проникся смыслом и сакральным содержанием Чина Поставления Императора на Всероссийский Престол - Чина Священного Коронования, который в себя органически включает Шесть из Семи Таинств Православной Церкви.
В самый канун Коронационного Торжества на Всенощной совершается, во-первых, Таинство Елеосвящения и Елепомазания, во-вторых, тогда же вершится Таинство Покаяния Государя и Государыни.
В самый день Торжества сначала (в-третьих) совершается Таинство Рукоположения в Царственное Священство по чину Мелхиседекову - по свидетельству Святого Равноапостольного Царя Константина Великого - во внешнего Епископа Церкви. Его Императорское Величество преклоняет главу, и первенствующий Архиерей, осеня верх главы крестным знамением, возлагает крестообразно руки на оную и читает во всеуслышание следующую молитву:
«Господи Боже наш, Царю царствующих и Господь господствующих, иже чрез Самуила пророка избравый раба Твоего Давида, и помазавый его во царя над людом Твоим Израилем: Сам и ныне услыши моление нас недостойных, и призри от святаго жилища Твоего, и Вернаго Раба Твоего Великаго Государя, Его же благоволил еси поставити Императора над языком Твоим, притяжанным честною Кровию Единороднаго Твоего Сына, помазати удостой елеом радования, одей Его силою с высоты, наложи на главу Его венец от камене честнаго, и даруй Ему долготу дней, даждь в десницу Его скипетр спасения, посади Его на престоле правды, огради Его всеоружием Святаго Твоего Духа, укрепи Его мышцу, смири пред Ним вся варварские языки, хотящие брани, всей в сердце Его страх Твой, и к послушным сострадание, соблюди Его в непорочней вере, покажи Его известнаго хранителя святыя Твоея кафолическия Церкви догматов, да судит люди Твоя в правде, и нищия Твои в суде, спасет сыны убогих, и наследник будет небеснаго Твоего Царствия. Яко Твоя держава, и Твое есть Царство и сила во веки веков»[4].
Таинство Рукоположения, в-четвертых, соединяется с Таинством Венчания - Священного Брака Государя с Россией и Своими подданными. Первенствующий Архиерей произносит:
«Благочестивейший Самодержавнейший Великий Государь Император Всероссийский! Видимое сие и вещественное Главы Твоея украшение явный образ есть, яко Тебе Главу Всероссийского народа венчает невидимо Царь славы Христос, благословением Своим благостынным, утверждая Тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими»[5].
Уже увенчанный Государь Сам венчает малым Венцом Царственную Супругу.
После вершится Таинство Таинств - служится Божественная Литургия и сразу после неё, в-пятых, совершается Таинство Мvропамазания - полного Царского Мvропомазания Государя и Мvропомазания чела Государыни. И наконец, затем, в-шестых, совершается Таинство Причащения. Причем Государь Император причащается по чину Священства:
«Его Величество архиерейской рукою вводится внутрь Алтаря и, стоя пред Святою Трапезою на златой парче и сделав поклонение, приемлет от перваго архиерея Святых Тайн Тела и Крови Господни Причастие, по чину Царскому, то есть, как причащаются священнослужители: особо Тела и особо Крове Христовых»[6].
Таким образом, в Чине Священного Коронования отсутствует лишь Таинство Крещения, поскольку оно совершается лишь единожды вскоре после рождения Великого Князя или Наследника Престола.
Перечисленные Шесть Таинств Православной Церкви в своей взаимосвязанной совокупности в суточном круге Богослужения указывают на совершенно исключительное - Самодержавное достоинство Православного Помазанника Божия - не только в Церкви Христовой, в России, в Народе Российском, но и в целой Вселенной, указывает на Его Царское Служение как на особый вид Священного служения в первую очередь Богу и Его Церкви, а также Православным Народам всей Эйкумены.
В понятиях «Держава», «Самодержавие» содержится не только указание на политический, международный суверенитет, на полностью самостоятельную субъектность страны в международных отношениях, но и указание на духовно-нравственную миссию Государства Российского после падения Ромейской Державы - удержания мiра от зла.
Русский духовно-политический термин «Самодержавие» происходит от титульного звания Русского Царя, Помазанника Божия - Самодержец. В Древнерусской литературе термин «Самодержец» встречается относительно рано, возможно, с века XIII, и он первоначально употребляется по отношению к Греческим Царям, Ромейским Императорам и является почти буквальным переводом греческого титула «Автократор».
А уже в первой половине XVI века в нашей литературе - в «Сказании о Князьях Владимирских», «Повести о Мономаховом Венце», «Русском Хронографе», «Никоновской Летописи» - данный титул начинает употребляться и по отношению к некоторым древним Великим Князьям, начиная со Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича и примерно до Святого Великого Князя-Мученика Андрея Юрьевича Боголюбского. И хотя такое употребление не вполне соответствовало нашей исторической титульной практике X-XII столетий, по сакральной сути русские писатели первой половины XVI века - Святители Савва-Спиридон и Даниил Московский, Преподобный Досифей Волоколамский были правы в таком словоупотреблении.
Титул «Самодержец», являясь русским аналогом греческого понятия «Автократор», которое буквально переводится на Русский Язык как «Самостоятельный Властитель», все же в глубинном смысле и корневом значении отличается от него. Автократорами назывались и называются не только Христианские Государи, но и языческие или иноверные Цари. В то время как в русской Богословской и духовно-исторической литературе термин «Самодержец» употреблялся исключительно по отношению к Православным Государям, поскольку Божественная Царская миссия волевого держания, удерживания зла связана с их конкретным вероисповедным понятием, отображенным в Священном Писании. То же самое относится и к связанному с титулом «Самодержец» русскому понятию «Держава».
Если греческая государственность и причастная к ней терминология исчислялись более чем тысячелетней историей до Рождества Христова, то Русское Царство и понятия, с ним связанные, полностью формировались в условиях Православного Христианского мiровоззрения и в контексте Священного Писания. А потому и Русская Держава по своему духовному содержанию - это не совсем то же самое, что античная Архе селевкидов или афинян, хотя «архе» формально и переводится как «держава».
О миссии удержания от зла Священное Писание рассказывает многократно: И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною (Быт. 20, 6); Жив Господь и жива душа твоя, Господь не попустит тебе идти на пролитие крови и удержит руку твою от мщения (1 Цар. 25, 26); Жив Господь Бог Израилев, удержавший меня от нанесения зла тебе (1 Цар. 25, 34); И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула (1 Цар. 24, 8); Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, - и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс. 138, 8-10); Они воззвали, что нужно взяться за оружие и мужественно умереть за закон отеческий, и произвели в храме великое смятение: с трудом быв удержаны старейшинами и священниками, они остались в том же молитвенном положении (3 Мак. 1, 19-20). И так далее, и тому подобное... И наконец, знаменитое из Второго Послания Апостола Павла Солунянам: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь (2 Фес. 2, 6-7). В Церковнославянском Новом Завете данное свидетельство звучит гораздо выразительнее: И ныне удерживающее весте, во еже явитися ему в свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония, точию Держай ныне дондеже от среды будет (2 Сол. 2, 6-7).
Новозаветные слова «Держай» и «Удерживающий» являются переводом греческого духовного понятия «Катехон» - ὁ Κατέχων.
Во второй половине XVI столетия при Благоверном Царе и Великом Князе всея Руси Иоанне I Васильевиче Грозном и Святителе Макарии, Митрополите Московском и всея Руси, Их усилиями, а также усилиями некоторых Их современников вроде Ивана Пересветова и Святителя Иова, Патриарха Московского, в Русском Богословии, в русской духовной теории происходит самый настоящий творческий всплеск осмысления природы Православного Царского Могущества.
Именно в ту пору в проповедях Святителя Макария и посланиях Царя Иоанна появляются образованные от титула «Самодержавец» или «Самодержец» более абстрагированные понятия «Самодержавство» и «Самодержавие», наряду также со «Скифетродержавием» или «Скипетродержавием». Постепенно в течение нескольких десятилетий ко времени Царствования Государя Алексея Михайловича в церковном и духовно-политическом обороте остаются только понятия «Держава», «Самодержец» и «Самодержавие».
Уже в первой половине XIX века под влиянием представлений по истории феодализма Западной и Центральной Европы, связанных с понятиями «салическое право», «суверенитет» и «вассалитет», российские общественные деятели, светские политические писатели, а также наши историки стали усваивать понятию «Самодержавие» преимущественное значение государственного суверенитета, государственной независимости, а Самодержцу свойства Государя-Суверена.
Несомненно, качества независимости онтологически свойственны Русскому Самодержавию и Русским Самодержцам!
Но духовное содержание данных понятий отнюдь не сводимо только к тому. Как в старину Православному Ромейскому Помазаннику Божию Автократору соответствовал Первообраз Господа Пантократора, Всецаря, так и в Русском Языке духовно взаимосвязаны понятия Вседержитель и Самодержец, Божие Вседержительство и Русское Самодержавие. И этот духовный аспект понятия Самодержавие гораздо важнее его частного, хотя и непременного качества - независимости в международных отношениях.
Поэтому, когда мы рассматриваем нашу ключевую триаду, наш духовно-политический девиз «Православие - Самодержавие - Народность», который лежит в основе подлинно Русской Идеологии, мы должны в первую очередь учитывать основное духовно-политическое, сакральное значение понятия Самодержавие.
Вот это-то, по слову Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, и «перестали понимать русские люди»!
Труды русских изгнанников, вошедшие в данный сборник, вместе с иными разоблачительными и апологетическими книгами, статьями и проповедями оказали громадное влияние на возбуждение покаянных настроений в православном русском вселенском рассеянии и подготовку прославления Святых Царственных Мучеников 1 Ноября 1981 года Русской Православной Церкви Заграницею.
С конца восьмидесятых годов постепенно через довольно широкое распространение ксерокопий в «самиздате» такая церковная литература становится доступной и для многих тысяч верующих в СССР. А всего несколько лет спустя её уже официально публикуют в периодике, издают книгами и брошюрами в России и других странах СНГ. Труды русских беженцев оказывают громадное влияние на рост почитания Святых Царственных Мучеников и порождают массив уже современной отечественной литературы по той же тематике, что в итоге способствует соборному прославлению Августейших Страстотерпцев 20 Августа 2000 года не только в России, но признанию Их Святости во всех Поместных Церквях Вселенского Православия.
Но значение таких апологетических трудов, разоблачающих клевету о Царе и Православном Самодержавии, и теперь - более полутора десятилетий после канонизации в России Святых Царственных Страстотерпцев - не только не теряет своей актуальности, но в известной степени даже возрастает. С прославлением Августейших Мучеников духовная брань и война смыслов за духовную независимость России, её народного сознания и самосознания от сатанеющего с каждым днем мiра только усиливается.
«Царь и Россия» - пощечина сторонникам кощунства!
Со всей очевидностью о такой жизненной злободневности, актуальности книги «Царь и Россия» свидетельствует духовная брань православных с наглым злом клеветы и лжи о Святом Помазаннике Божием Государе Императоре Всероссийском Николае Александровиче, возбудившаяся с 6 Апреля 2016 года, когда в самый Канун Торжества Благовещения Пресвятой Богородицы по центральным каналам телевидения в вечерних новостях во всероссийских масштабах впервые был продемонстрирован рекламный ролик «Матильда: тайна Дома Романовых» и объявлено о «всемирной» премьере кинопасквиля режиссера А.Учителя в Октябре 2017 года. Уже сам выбор опытными чернодуховными мистагогами момента кощунственного начала рекламной кампании во время Великого Праздника Воплощения Бога-Слова и Радования Пресвятой Богородицы указывает на то, что явные, а пуще тайные устроители этого духовно-мистического сквернодействия ведают, что творят!
Итак, первый официальный трейлер фильма «Матильда: Тайна Дома Романовых» длится всего две минуты шесть секунд. Когда либеральные противники цензуры или запретов на распространение кощунственных произведений «псевдоискусства», в том числе и профессиональные кинокритики и литературоведы вроде профессора И.Волгина, нагло утверждают, что якобы нельзя судить о фильме по двухминутному рекламному ролику, они отвергают очевидное и вводят в заблуждение наших простодушных сограждан.
Совершенно очевидно, что Учитель саддукейского - автор фильма собрал в данном клипе квинтэссенцию содержания своего фильма и общего замысла, его ключевых эпизодов. Предлагаю покадровый разбор рекламного «трейлера», в котором я использовал характеристики других авторов «Русской Народной Линии», выступавших против «Матильды», в частности изумительный очерк студентки из Екатеринбурга Анастасии Нестеровой «Вишневый "Ад"» и «Матильда» - свобода творчества или культурная диверсия? Взгляд молодого поколения. Часть 2. «Матильда» (17.08.2017) и великолепный политический памфлет Владимира Алексеевича Азарова «Вызовы духовному возрождению России. О механизме общественного сдерживания распространения безнравственности в российской культуре» (17.07.2017) .
+ + +
Начало рекламного клипа. Золотые Ворота Царскосельского Парка. Часовые распахивают их перед выезжающим из парка... байкером. Дежурный офицер в светло-синем парадном мундире с аксельбантами. Немецкий актер среднего возраста Ларс Эйдингер в гриме с небольшой остроконечной бородкой, по замыслу Учителя, должен изображать Цесаревича Николая, который откуда-то сверху - со смотровой вышки или смотровой площадки на крыше Дворца наблюдает в подзорную трубу: на лестнице Камероновой галереи более двухсот тридцати юных балерин в белых пачках что-то пританцовывают. Их гранд-мама в черном платье расположилась в самом центре прихотливой композиции. Снова офицер с подзорной трубой. В кадре среди толпы балерин крупно появляется личико начинающей польской актрисы Михалины Ольшанской, которая играет в фильме Матильду Кшесинскую.
Выбор актрисы в эстетическом отношении можно было бы считать удачным, привлекательным для зрителей, но актриса лицом и фигурой выглядит гораздо миловиднее и гармоничнее, чем историческая Матильда Кшесинская, которая вовлекала четырех Великих Князей в отношения с собой отнюдь не ослепительной красотой, а несомненным театральным талантом и вызывающе раскованным сексуальным поведением. Впрочем, относительно последнего качества Михалина Ольшанская в своей роли проявила несомненный талант.
Кстати, Наследнику Цесаревичу к началу 1894 года было неполных 26 лет, Он был строен, худощав, Его пропорциональный Лик и ясный взор являли собой образец исключительной молодой мужской красоты. Многочисленные фотографии Цесаревича 1893-1894 годов однозначно свидетельствуют о том. Актер же Ларс Эйдигер с одутловатым лицом, тупым взглядом и довольно грузным туловищем изображает примерно сорокалетнего мужчину. Может быть, это даже хорошо, что вульгарный персонаж Алексея Учителя внешне почти не ассоциируется с Августейшим Святым, даже в пору Его жизни, близкую к Маю 1908 года, когда Государю исполнилось 40 лет.
За кадром начинает звучать рокочущий баритон актера Сергея Гармаша, интонационно совсем как в рекламе почтового банка:
- За последние сто лет только один Русский Царь...
Балерина анфас с рыжими волосами и в светлом платье в дорогом будуаре на фоне зеркальной ширмы ставит ножку в белах чулках на оттоманку. Другой игривый кадр - в будуаре та же или другая танцовщица, уже шатенка в профиль - в синем танцевальном костюме и черных чулках на фоне зеркальной ширмы с вызовом ставит левую ножку на оттоманку. В следующем кадре совсем юная барышня - белокурая и в белом платье - в танцевальной позе грациозно откидывает свою головку назад. Снова в кадре темная танцовщица в будуаре...
- ...не жил с балеринами...
Кадр едущего по зимней России Царского поезда. Салон Царского поезда, на заднем плане Сергей Гармаш без кителя, в помочах и белой рубашке рукой показывает на свой живот.
- Это - я!
Отметим, что сочиненная Учителем сцена исторически должна была бы относиться к периоду не позже зимы 1893-1894 годов. Никак не ранее, поскольку реальный Наследник Цесаревич отрастил бородку к середине 1893 года. Так что слова Гармаша «последние сто лет» относятся к периоду Российской Истории с 1794 года. Таким образом, тот неназванный поименно список Русских Царей начинается с Государя Императора-Мученика Павла I, вступившего на Престол в 1796 году. Следовательно, по замыслу создателя кинопасквиля, в неоглашенный список Русских Царей, «живших с балеринами», кроме Императора Павла Петровича - Прадеда Императора Александра III, входят Государь Александр I Благословенный, Царь Николай Павлович - Дед Государя Миротворца и Его Августейший Отец - Император-Мученик Александр II Освободитель.
То есть персонаж Гармаша по прямому смыслу сказанного совершает Хамов грех по отношению к Прадеду, к двоюродному и родному Дедам, к Отцу, но в историческом смысле просто клевещет на своих Августейших Предков, потому как никаких романов с «балеринами» или хотя бы просто с актрисами у названных Государей никогда не было, даже в тех случаях, когда верность некоторых Государей Своим Супругам не была вполне безупречной. Ещё более возмутительный смысл эта отнюдь не критическая по тону фраза должна иметь как обращение персонажа-отца к персонажу-сыну.
Ведь на переднем плане Ларс Эйдингер, который должен изображать Цесаревича. Он рассматривает фотографию, видимо, Матильды. Снова звучит бархатный баритон Гармаша со сдержанным, но искренним восхищением:
- ...Какая красивая...
Сцена в театре: рукоплещущая публика партера, на переднем плане с места вскакивает какой-то восторженный офицер и обеими руками мечет букет цветов в сторону камеры (театральной сцены). В том же светло-синем мундире актер Ларс Эйдингер с озабоченным лицом сидит в ложе, смотрит в бинокль на сцену. Там крупным планом балерина, у которой на платье обрывается лямка и обнажается левая грудь (ну совсем как у Бритни Спирс недавно на каком-то концерте). От сердечного потрясения актер в светло-синем мундире роняет оптический прибор, а его руки возле лица остаются удивленно воздетыми... За кадром томный женский вздох. Балерина, без тени смущения поправляя шуицей платье у груди, смотрит в зал на кого-то конкретно и машет ему десницей. Проникновенный голос Гармаша за кадром:
- Кшесинская...
В кадре на фоне балерины титр: «Тайна Дома Романовых». Тот же офицер в светло-синем расстегнутом кителе с полковничьими погонами уже летом во внутреннем дворике, вероятно, какого-то дворца ловит в прыжке бросающуюся ему на грудь балерину. Она в красной кофте и белой длинной юбке. Офицер в поцелуе кружит свою подругу. Кружение как бы продолжается и где-то уже во внутренних покоях. И тут полковник получает сильный удар кулаком в челюсть, который низвергает его на пол.
Актер Данила Козловский, исполняющий роль мифического поручика Воронцова, схваченный за руки конвойцами, истошно орет:
- Ты украл мой поцелуй!!!..
Крупным планом в томных объятиях на кровати актер Ларс Эйдингер погружает свое лицо в грудь Михалины Ольшанской. Общий план: полы покоев почему-то сделаны из зеркал, как в некоторых киношных борделях делают зеркальными потолки. По бокам в головах большой кровати стоят две Рождественские елки. Следовательно, по замыслу Учителя, сцена происходит либо в самый канун Рождества, либо на Рождественские Святки, то есть между 24 Декабря 1893 года и 5 Января 1894 года по русскому стилю, соответственно в Январе 1894 года по новому стилю, поскольку в канун Крещения Рождественские елки повсеместно убирались.
В следующем кадре актер Данила Козловский сидит привязанный к какому-то «зубоврачебному креслу в большом аквариуме» с мутной водой и пускает пузыри. Этакая цитата из цирковой карьеры Гарри Гудини. Некие двое в штатском проходят перед этим аквариумом, и один из них говорит:
- Он как-то связан с Кшесинской. Этот безумец Воронцов убил человека и сбежал...
«Поручик Воронцов» выныривает из фонтана в Петергофе. Над его головой воздушный шар. По логике данная раскадровка напоминает эпизод из старинного советского пародийного мультфильма «Шпионские страсти», где вражеская подлодка движется, а титры поочередно сообщают: «Красное море», «Черное море», «Пионерские пруды»...
В следующей сцене актер Ларс Эйдингер и актриса Луиза Вольфрам, исполняющая роль принцессы Алисы Гессенской - будущей Императрицы Александры Феодоровны, на голове актрисы диадема в виде макета малого Императорского Венца. Они входят в какой-то дворцовый покой и по ходу начинают раздеваться.
Надо отметить, что историческая 22-летняя принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская отличалась ослепительной красотой лица, царственной грациозностью, сразу покорившей сердце Императора-Отца Александра Александровича, Который прежде знал Её заочно и первоначально был категорически против брака с Сына с Ней. Актриса Луиза Вольфрам - женщина, конечно, миловидная, однако её лицо, кожа, волосы и прическа даже близко не обладают гармоничными чертами, которые были присущи нашей Святой Императрице Александре - Красавице и благородной Умнице. И снова вижу положительное в том, что кинематографическая личина так далека от подлинного образа нашей Государыни.
Далее некая танцевальная зала с репетирующими балеринами и белым роялем. Какой-то артистического вида тип в штатском с богемным галстухом (Петипа?) говорит окружающим:
- Наследник женится! Мы едем на коронацию в Москву.
То есть по смыслу череды событий в трейлере предшествующая сцена с началом раздевания актеров Ларса Эйдингера и Луизы Вольфрам происходит до женитьбы персонажей, которых они изображают.
Тут Учитель явно намерено хронологически смешивает чин бракосочетания только возшедшего на Престол Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, совершившийся 14 Ноября 1894 года в домовой церкви Зимнего Дворца Санкт-Петербурга, то есть собственно женитьбу, и чин Священного Коронования, который совершался уже в Мае 1896 года, то есть более полутора лет спустя.
И на фоне фразы, видимо, балетмейстера или хозяина балетной труппы «мы едем на Коронацию в Москву» следует другой кадр: Матильда бежит по перрону за уходящим Царским поездом, из двери одного из вагонов которого выглядывает томно озабоченный актер Ларс Эйдингер в казачьем мундире. В следующей как бы постельной сцене, судя по нижнему белью артистов, актриса Луиза Вольфрам проникновенно говорит актеру Ларсу Эйдингеру:
- Я люблю тебя...
Следующий кадр клипа в танцзале, вид сверху: окруженная пятью черными венскими стульями, в черном трико балерина-брюнетка раскручивает фуэте и ударяется ногой о стул, который с шумом опрокидывается.
В следующем кадре Луиза Вольфрам с акцентом возмущенно вопрошает Михалину Ольшанскую:
- Что же в вас есть такого, чего нет у меня?
Крупно лицо Михалины-Матильды с довольно злобным взглядом. Далее сцена: Михалина в черном трико сидит на квадратной оттоманке и держит ноги в тазике с водой, а Луиза Вольфрам, стоя чуть ли не на одном колене перед Михалин, говорит ей:
- Я не отступлю!
И притом слегка ударяет снизу Михалину по подбородку, чтобы та увидела возмущенные глаза Луизы. В следующем кадре Михалина среди других балерин в белых платьях, и возникавший уже балетмейстер или хозяин театра снимает с её головы полуобручевую диадему.
Затем актер, изображающий некоего церемониймейстера, идет по декорациям, изображающим интерьер Успенского собора Кремля, и несет в руках пурпурную подушку с макетом Большой Императорской Короны. Затем актеры Ларс Эйдингер и Луиза Вольфрам, облаченные в одеяния, долженствующие изображать Императорские золотопарчевые мантии с горностаевой оторочкой, идут к декорации алтаря.
В следующем кадре где-то какая-то тётка пришпиливает на голову Луизы Вольфрам макет малой Императорской Короны, причем укалывает Луизу в голову длинной булавкой, и та капризно истошно орет.
В подлинном чине Коронования Супругу Венчает Малым Императорским Венцом Сам уже увенчанный Император, а не тётка.
В новом кадре литовская актриса Ингеборга Дапкунайте, которая должна изображать Вдовствующую Императрицу-Мать Марию Феодоровну, идет по дворцовой анфиладе. За кадром начинает звучать хорошо знакомый по назойливым рекламам кофе и косметики голос Ингеборги:
- Всё зальет кровь!
И уже на фоне этого кадра крупным планом показано, как некий военный достает засапожный нож. Оказывается, это зловеще скалящийся поручик Воронцов-Козловский, стоящий за спиной оборачивающегося к нему Ларса Эйдингера. И слова в кадре Дапкунайте, которая говорит Ларсу:
- И даже я не смогу тебя защитить.
Тут в кадре нарезки снова Михалина со слезами в глазах проникновенно шепчет в старинную телефонную трубку:
- Мне страшно!
Интересно, кто бы её услышал на другом конце провода, учитывая уровень связи того времени, когда в инструкциях к телефонным аппаратам обязательно рекомендовалось: говорить громко и четко!
Фраза заканчивается на кадре, который снова возвращает зрителей в декорации, изображающие иконостас Успенского собора. Ларс, на голову которого только что актер, изображающий Архиерея, возложил макет Большой Императорской Короны, внезапно падает в обморок.
В историческом Чине Коронования Император получал Корону из рук Архиерея и Сам надевал её на Свою Главу.
Дапкунайте, которая сидит на коронационном помосте где-то среди зрителей или певчих во втором или третьем ряду, вскакивает с истошным воплем:
- Ники!!!
Крик распространяется и на последующий кадр с мощным звуковым ударом, который должен, по видимости, изображать крушение Императорского поезда 17 Октября 1888 года возле станции Борки Харьковской железной дороги. Три кадра со сценами внутри рассыпающегося свитского вагона сменяются титром: «Любовь, изменившая России» - на фоне мутного торса балерины в пачке. Затем Ларс опять с кем-то целуется на фоне Петергофского фонтана: в клипе не видно с Луизой Вольфрам или Михалиной Ольшанской.
Что-то горит среди клепаных ферм железнодорожного моста. И сквозь пламя скачет какой-то всадник. В следующем кадре Ларс целится из охотничьего ружья в какую-то движущуюся цель. Далее в кадровой нарезке спина скачущего всадника в кирасирском медном шлеме, охваченная пламенем. Можно предположить, что Ларс целится в скачущего Козловского! Выстрел Ларса из ружья. Виселица. Вид спереди снизу. Только что под ногами приговоренного в полу открылся люк, и приговоренный проваливается в него. Следом кадр внутри «пыточного аквариума», где всё ещё сидит поручик Воронцов: в воде плавно опускается белый пуант с лямками и пятном (менструальной?) крови в носке.
Проливной дождь. Ларс что-то невнятно орёт вроде:
- Майя!
Или:
- Моя!
Посреди реки на неком паромчике автомобиль. Перед ним Матильда-Михалина правой рукой держит за руку какого-то молодого дядьку с усиками, в штатском, возможно, актера Григория Добрыгина, исполняющего роль Великого Князя Андрея Владимировича: Михалина вызывающе и с нарочитой издёвкой орёт:
- Благословите нас, Ваше Величество!
Снова декорации Успенского собора, Ларс Эйдингер быстрым шагом идет от макета алтаря и сбрасывает с плеч горностаевую мантию. Следом он тут же целуется с Михалиной-Матильдой, на голове которой венчик с фатой.
Бушующее пламя, на его фоне что-то кричащий поручик Воронцов. Оказывается, это пламя на паромчике, фигурировавшем до того с автомобилем, но сейчас паромчик без оного. Воронцов-Козловский падает на пол паромчика.
Далее из-за кулис вид танцующей на сцене Мариинского балерины перед пустым зрительным залом. На данном фоне титр: «Главный».
В императорских горностаевых мантиях Ларс Эйдингер и по левую руку от него Луиза Вольфрам в декорациях как бы Успенского собора по какой-то немалой лестнице поднимаются к солее. На их фоне титр: «Исторический». В следующем кадре в той же соборной декорации присутствующие на церемонии, на их фоне титр: «Блокбастер года».
Далее кадр - поручик Воронцов как бы под водой, но не под водой. Он снимает с головы то ли противогаз, то ли шлем легкого водолазного костюма. А в его руках оказывается макет Императорской Короны и титр «Данила Козловский». В руках его кинематографического соперника водолазный шлем и титр: «Ларс Эйдингер».
Затем кадр - Матильда-Михалина надевает ажурную маскарадную маску, усеянную стразами. Далее кадр с фрагментом виселицы и на этом фоне титр: «В фильме Алексея Учителя», и титр продолжается в кадре с Ларсом в центре. За кадрами чей-то сиплый голос:
- Ты Царь. Ты имеешь право на всё...
Кадр с фейерверками во время коронационных торжеств и титр: «Матильда».
- ...кроме любви...
По ковровой дорожке, устилающей пол в декорациях как бы Успенского собора, то есть по полу, катится макет Большой Императорской Короны. Видимо, сразу после обморока Ларса во время «коронации». На черном фоне титр: «Скоро во всех кинотеатрах страны». Конец клипа.
+ + +
Из содержания «трейлера» совершенно ясно, что демонстративно «оправдывающий» свой собственный блудный образ жизни А.Учитель на основании псевдоисторического материала решил воплотить свои сексуальные фантазии, а также продлить карьерный список иностранного порноактера-извращенца Ларса Эйдингера. Клипу Алексея Учителя свойственна исключительная крикливость, истеричность действий, он изначально нацелен именно на разжигание религиозных протестов христиан и ответного гевалта.
Разве такого буквального пересказа киноролика мало, чтобы судить о духовно-нравственном содержании всего кощунственного пасквиля?!!! Разве мало глумливого рекламного плаката к фильму, на котором изображен макет Короны Российской Империи - общероссийской духовно-державной Святыни, в навершии которой вместо Креста помещена танцующая балерина?! Чем такой пост в моральном отношении отличается от глумливых карикатур «Шарли ебдо», которые разжигают религиозную рознь во вселенском масштабе?! Да ровным счетом ничем рекламные ролик и плакат к фильму не отличается от провокаций непристойного журнала «Шарли ебдо»!
В рекламном ролике со всей наглядностью демонстрируется: устроители киностряпни не только искажают своей мерзкой клеветой образы Святых Царственных Мучеников Николая и Александры, Державных Родителей Государя Страстотерпца, не только искажают державную историю России, но карикатурно преподносят и Святые Таинства Русской Православной Церкви, которые онтологически связаны с Чином Священного Коронования. Карикатура на это Священнодействие назойливо пронизывает весь сюжет кинопошлятины.
Книга «Царь и Россия» в своих церковно-державных материалах в сознании современного вдумчивого православного человека полагает внушительный смысловой предел клеветническому злу, дает надежнейшую прививку против губительно вирусной инфекции царебочества.
Да, не забудьте сказать: «Быть или не быть...»
Напоминаю, что первый показ всего описанного безобразия по центральному телевидению состоялся вечером 6 Апреля 2016 года, когда православные россияне уже начали праздновать Благовещение Пресвятой Богородицы. Само демонстративное кощунство по отношению к канозированным Святым Русской Православной Церкви - к Святому Императору Николаю Александровичу и Святой Императрице Александре Феодоровне - уже позволяло ставить вопрос о судебном запрете весьма «содержательного» глумливого рекламного ролика, оскорбляющего религиозные чувства наших православных сограждан, и об административном наказании лиц, организовавших и допустивших такую кощунственную широковещательную демонстрацию по общедоступному телевидению и тем самым запретить саму рекламную кампанию глумливой стряпни.
Надо сказать, что православные верующие и даже некоторые священники моментально откликнулись массовой волной возмущений и проклятий в социальных сетях - «ВКонтакте», «Фасбук», «Одноклассники», «МойМир», «Твиттер» и других. Изначально было ясно, что православные такой выпад не оставят без должного ответа. Уже через несколько дней появились и развернутые отклики на кощунственный акт со стороны ответственного православного духовенства.
Так, менее чем через десять суток после первой демонстрации вопиюще оскорбительного клипа в ночь на 16 Апреля 2016 года на «Русской Народной Линии» было опубликовано духовное разъяснение мужественного одесского протоиерея - отца Георгия Городенцева «Предупреждение о вовлечении в ритуальное преступление!» , где однозначно разъясняется православным читателям надвинувшаяся духовная опасность:
«...Увидел в интернете сообщение о новом "шедевре" беса Аполлона (напоминаю, этот князь бесовский, в частности, курирует современное искусство) - кинофильме "Матильда (Кшесинская)", сварганенном в России; выходит на экраны в нынешнем 2016 году. Насколько можно понять из предварительных сведений о сем фильме, в нем, главным образом, муссируется старая, замшелая клевета на Царя-Мученика Николая II, в коей Праведника хотят выставить блудником и прелюбодеем. Клевета, совершенно противная нашей Православной Вере, нашей Церкви, прославившей Царя-Мученика и Его Семью... Мы имеем типичный пример очередного вовлечения нас в ритуальное преступление, то есть в соучастие в ритуальном убийстве Царя-Мученика и Его Семьи. Я не буду долго говорить, почему и как это делается. Любой желающий может почитать в интернете мою брошюру "О ритуальных преступлениях" , где сие подробно объясняется. Здесь важно другое: важно, чтобы мы сами не осквернились, просматривая сей гнусный фильм или даже его трейлер! Необходимо это же объяснять другим русским людям, которые сего не понимают. Чем мы сами себя и других предохраним от убийственного для нашей души, Русского Народа и России соучастия в сем ритуальном преступлении!!! Что я посильно и делаю данной короткой публикацией».
Обращаю внимание на то, что практически сразу после начала рекламной кампании истинный Православный Пастырь указывает на преступность не только будущего фильма, но уже его рекламного ролика. По примеру отца Георгия с подобными проповедями и духовными предостережениями стали выступать десятки православных священнослужителей, как с амвонов храмов, так и в различных СМИ.
Наглая демонстрация глумливого отношения к памяти канонизированных Русской Православной Церковью Святых Страстотерпцев Царя Николая и Царицы Александры побудила почитаемого всей Россией Старца-Митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) 14 Июня 2016 года поддержать наших священников, возвысить свой голос и следующим образом выразить православную церковную позицию:
«Царь Николай II Страстотерпец - светлая личность. Сам образ Царя, его любовь к своему народу, любовь к своей семье - это пример, который очень нужен сегодняшним людям. Личность Царя Николая Александровича Романова - это истинное благородство и аристократизм. Не так много сегодня правдивой литературы о Государе, хотя она очень нужна для воспитания общества. Даже сам портрет Царя Николая Александровича, Его Святой Семьи, вызывает у любого православного человека радость и трепет. Трепет перед Святостью. Трепет перед величием Самодержавной власти. Мы часто с легкостью рассуждаем о том, какой был Царь Николай II. Даем оценку Его личности. И при этом мы забываем, что Царь - это Помазанник Божий. Он несет ответ за Свои деяния только перед Богом. А сейчас появляются какие-то люди, которые не просто судят о Государе, но клевещут на Него. Недавно стало известно, что снят лживый фильм о Государе. Авторы этого фильма, который называется "Матильда", выносят на широкий экран грязные домыслы и сплетни о нашем Царе. Святой Царь-Страстотерпец принял мученическую кончину. Однако находятся те, кто продолжают совершать убийство нашего Царя. Это невероятное кощунство должно быть остановлено. Для этого у России есть правоохранительные органы. Ведь такие провокации, связанные с личностью Государя, вызывают гнев и возмущение всего православного народа».
Кроме трейлера в СМИ появилось и множество фотографий из ленты Учителя саддукейского. Например, на одной на фоне какого-то фонтана Ларс в каком-то эстрадном белом сюртуке с эполетами и Михалиной в алом платье в присутствии целой команды балерин или фрейлин что-то отплясывают. Или стоя на коленях в ночном белье Ларс и Луиза перед иконами Вседержителя и Божией Матери в Красном Углу томно целуются...
Хочется возразить Дмитрию Пескову, а заодно кинорежиссерам и депутатам С.С.Говорухину (от «Единой России») и В.В.Бортко (от КПРФ), когда они говорят, что надо дождаться выхода готового фильма А.Учителя, а потом уже его критиковать. Был целый ряд выступлений известных деятелей культуры и депутатов в поддержку А.Е.Учителя. Но в большинстве из них речь шла не о защите содержания фильма «Матильда», а о том, что общественность покусилась на фильм до его выхода в свет только на основании содержания рекламного трейлера картины, увидевшего свет 6 апреля 2016 года. Но произведение искусства сродни блюду с едой. Если еда протухла и от неё смердит, то нет никакой нужды съедать его целиком, чтобы потом заявить повару, что он предложил омерзительную тухлятину.
Особенность же производства проекта «Матильда: Тайна Дома Романовых» заключена в том, что он в значительной части осуществляется на государственные деньги, то есть на деньги российских налогоплательщиков, среди которых многие миллионы российских православных людей, которые стали искать защиты своих духовных и политических прав у представителей государственной власти, в министерстве культуры, в правоохранительных органах, но вместо хлеба им подсовывали змею.
Сразу после выборов в Государственную Думу России 18 Сентября 2016 года православные общественные деятели и священники стали обращаться к новым депутатам с просьбами поддержать их протесты на государственном уровне. Совершенно естественной реакцией на такие многочисленные просьбы стало публичное заявление по поводу фильма «Матильда» депутата Государственный Думы Наталии Владимировны Поклонской от 2 Ноября 2016 года, и на следующий день она опубликовала разъяснение к своему заявлению «Государь Николай II не нуждается в заступничестве, его прославил Сам Бог».
Н.В.Поклонская с самого начала своей деятельности ещё на посту и.о. прокурора Автономной Республики Крым 11 Марта 2014 года не скрывала своего православного вероисповедания и почтения к памяти Святых Царственных Страстотерпцев, икону Которых она поместила в своем рабочем кабинете. 9 Мая 2016 года прокурор уже Российского Крыма Н.В.Поклонская на шествие «Бессмертного полка» вышла с известной чудотворной Мvроточивой иконой Святого Царя-Мученика Николая, чем вызвала истеричный гнев либеральных СМИ и некоторых левых политиков, которые пытаются искусственно ограничить всенародное движение «Безсмертный Полк» только памятью о воинах Великой Отечественной войны, оставляя за рамками тысячелетнюю воинскую славу исторической России, жертвы наших пращуров, наших героических предков.
В православной же среде гражданский и духовный поступок Н.В.Поклонской 9 Мая 2016 года вызвал горячую поддержку и у мiрян, и у духовенства. Открытое исповедание своих взглядов и духовная принципиальность Н.В.Поклонской не помешала коллегиальному руководству партии «Единая Россия» включить её в партийный список кандидатов в депутаты Государственной Думы на выборах 18 Сентября 2016 года.
Миллионы рядовых православных избирателей России поддержали списки «единороссов» и одномандатных кандидатов от ведущей партии вовсе не потому, что разделяют все программные заявления «Единой России» и считают всех членов данной партии наилучшими кандидатами в народные избранники. Такое произошло, во-первых, потому, что Глава Российского Государства Владимир Владимирович Путин поддержал «Единую Россию», а во-вторых, потому, что среди партийных кандидатов в депутаты появилось несколько политиков, которые не боятся публично и однозначно исповедовать Православие. Среди них наиболее яркой фигурой стала Н.В.Поклонская.
Считаю нужным отметить, что сам я до того участвовал в выборах один единственный раз в жизни - где-то в середине 1970-х годов, когда мне исполнилось восемнадцать, и потом по политическим взглядам уклонялся от этой демократической процедуры, сначала потому что мне не нравилась их безальтернативность, а потом - с середины 1980-х из-за сложившихся монархических убеждений. В этот же раз я решил изменить собственному правилу, чтобы поддержать Главу Государства Российского В.В.Путина, голосуя за партию, которую поддерживает он.
Особенность депутатского состава предыдущих Госдум заключалось в том, что там было несколько депутатов, лично исповедующих Православие или симпатизирующих Православию. Но они не связывали свое исповедание или свою симпатию с отстаиванием духовных интересов и политических позиций подавляющего православного большинства населения России. К такому положению дел привыкли многие думские профессиональные политики. И они стараются его сохранить и в нынешней Государственной Думе VII созыва.
Нетерпимо, чтобы православные депутаты-новички вроде Н.В.Поклонской, В.В.Милонова, Н.Г.Земцова и ряда других стали безправными и безгласными статистами в новой Государственной Думе и получали нарекания от своих «опытных» в политике коллег по фракции «Единой России». Для всех ответственных граждан - патриотов России в условиях принципиально нового положения нашего Отечества на мiровой арене стало понятно, что время такой лукавой политики двойных стандартов безвозвратно уходит, и её уже невозможно терпеть.
Более того, пришло время народу требовать, чтобы высоконравственные и последовательные позиции таких депутатов, как Н.В.Полонская, становились ведущими для фракции «Единой России», становились примером для иных депутатов, живущих старыми представлениями о своей миссии.
Требуется решительная поддержка Н.В.Поклонской и её выступления по поводу глумливого фильма «Матильда», по поводу её отношения к революционному «наследию», которые некоторые силы пытаются превратить «в наше всё». Налицо политика двойных стандартов.
Почему изуверное издевательство над образами Государя Страстотерпца Николая Второго и Государыни Императрицы Александры Феодоровны, прямое издевательство над памятью Благоверного Императора Миротворца Александра Третьего не находит никакой нравственно-политической оценки среди партийного большинства народных избранников в Государственной Думе?
Почему совершенно справедливое высказывание Н.В.Поклонской о Троцком, Ленине и Мао Цзэдуне подвергается резкому осуждению не только от депутатов-коммунистов, но и со стороны её однопартийцев?!
Большинство православных России смотрят на этих типов точно так же, как Н.В.Поклонская. Но в Государственной Думе разве подобное запрещено? Такого быть не должно!
Уже в Марте нынешнего года по запросу депутата Н.В.Поклонской к очень серьезной группе экспертов, известных ученых было сделано заключение на фильм Алексея Учителя «Матильда».
После проведенной экспертизы Архипастыри Русской Православной Церкви также выразили своё мнение по данному вопросу. В частности, глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Волоколамский Иларион назвал фильм «кощунственным», «апофеозом пошлости», подчеркнув при этом, что «Речь идет... о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю, - сказал архиерей. - Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний Русский Император, подвергать вот такому публичному унижению». Председатель Патриаршего Совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов) отметил, что «с исторической точки зрения это надругательство над нашей историей, над нашей культурой», и указал, что фильм содержит искажение исторических фактов и формирует оскорбительное представление о Царской Семье.
Помимо Митрополитов Вениамина и Иллариона, Епископа Тихона, уже неоднократно публично выступавших против киноглумления, за минувшие полтора года своё крайнее возмущение кощунственным содержанием фильма публично высказали свое протесты видные Иерархи Русской Православной Церкви - Митрополиты Исидор (Кириченко), Георгий (Данилов), Павел (Фокин), Никон (Васин) и ряд других Архипастырей, всенародно чтимые Старцы, многие десятки авторитетных священнослужителей, имеющих общероссийскую известность...
Однако на последнем этапе рекламной кампании по фильму «Матильда» горячие сторонники кинопасквиля и противники запрета оскорбительных «художеств» как таковых стали обвинять Н.В.Поклонскую, что именно она якобы начала «шумиху» против фильма и будто бы по её вине были совершены экстремистские действия преступников и сумасшедших. То, что их наглость не знает границ, что всё связанное со стряпней под названием «Матильда» изначально затевалось в режиме «хуцпы», понятно множеству благоразумных людей, не только православных, но исповедующих традиционные российские державные ценности.
На мой взгляд, наиболее наглядно со стороны Учителя, его адвокатов и подтанцовки такие заведомо ложные обвинения в адрес Н.В.Поклонской проявили себя на телеканале «Россия-1» в передаче Андрея Малахова «Прямой эфир» 14 Сентября 2017 года. Правда, те участники передачи, которые хотели свои клеветнические обвинения депутата Государственной думы РФ поместить в центр внимания, просчитались и получили внушительный отпор от других приглашенных на передачу. Ближе к концу передачи крохотную лепту в это противостояние злу довелось вложить и мне...
«Матильда»: Кино не для всех? Андрей Малахов. Прямой эфир от 14.09.17
Ну, «хуцпа хуцпой»... Однако откуда ни возьмись даже среди православных патриотов вдруг сформировалась группа довольно заметных лиц, которые стали утверждать, что массовые протесты православных лишь увеличивают силу рекламной кампании мерзкого и бездарного фильма, и эти протесты только увеличат его потенциальную аудиторию.
Но это принципиальная ложь!
Во-первых, торговая реклама продуктов и услуг на 70-90% в своем «содержании» опирается на внушение, на приемы суггестии, на методы нейролингвистического программирования (НЛП), то есть рекламщики нацеливаются своим «гипнозом» на критическое сознание, умиротворяют, усыпляют его и потом напрямую воздействуют на некритичное подсознание потенциального потребителя. Для успешного рекламного процесса любое рациональное или эмоциональное воздействие против их трендна, всё равно что серпом по стеблям их канабиса. Протест православных как раз срывает эту общественную гипнотическую дремоту, указывает на моральную нечистоплотность авторов фильма и на исторические подлоги в кинопасквиле, то есть на духовно-нравственные и рациональные сферы общественного сознания и самосознания.
Во-вторых, антиреклама, к которой относятся массовые протесты православных, безусловно, повышает общественное внимание к личности режиссера фильма, но это внимание со знаком «минус». До того практически никому не известный в православной среде «народный артист Российской Федерации с 2002 года» теперь получил всероссийскую известность, но притом лишился этой многомиллионной аудитории для своих прежних и будущих фильмов как в кинопрокате, так и при их демонстрации на телеканалах.
В самом начале упомянутой выше телепередачи «Прямой эфир» 14 Сентября 2017 года подлинно народная артистка России, выдающаяся балерина Илзе Марисовна Лиепа однозначно выразила свою позицию:
«Мне больно, что личность Государя Императора, Государыни Императрицы искажается, искажаются факты, и все, что там показано, это абсолютная неправда, но фильм будет смотреть весь мир, его будет смотреть молодежь... Я делаю такие выводы на основании трейлера. Достаточно послушать высказывания тех людей, которые читали сценарий, а это митрополит Иларион, епископ Тихон. Мне кажется, что, так же, как мы можем судить о том, что наркотики - это зло, не пытаясь их пробовать, мы также можем судить и об этом фильме, что он - зло. Этот фильм вносит в наше общество раскол, нас ставят стенка на стенку, а разве произведение искусства может выполнять такую функцию? Я пришла сюда для того, чтобы высказать мнение тех людей, которые думают так же, как и я, которые любят свое Отечество, которые гордятся своей историей, которые глубоко почитают Государя Императора. Я сказала все, что я хотела, и я не буду смотреть трейлер к фильму».
Каждый православный в нынешней ситуации оказывается перед сакральным выбором «Быть или не быть...». Если выбирать быть, то быть, то есть стремиться к Правде Божией и Жизни вечной! Тогда сразу становится ясно, почему же навсегда не быть «народному артисту РФ» Алексею Учителю. Время для кардинального выбора у нас ещё есть.
Возвращаюсь к душеспасительной книге «Царь и Россия», которая может быть надежным державно-церковным средством для того, чтобы всем православным определиться в своих церковно-общественных, общественно-политических, гражданских позициях в нынешнюю столетнюю годовщину революций и в канун столетия Мученического подвига Святого Царя Страстотерпца Николая Александровича и Его Святого Семейства.
Известный своими вдохновенными проповедями сонмам православных людей московский пастырь - протоирей Александр Шаргунов так охарактеризовал сборник, который мы предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии»:
«В издательстве "Отчий Дом" только что вышла книга "Царь и Россия". Ее актуальность и своевременность невозможно переоценить. Прежде всего, она - достойный ответ клеветническому фильму "Матильда", который неслучайно вызвал бурную реакцию в нашем обществе. Речь, разумеется, идет не просто о каком-то фильме, выходящем к столетию октябрьской трагедии, а о попытке подлой переоценки центрального события русской истории двадцатого века. И не только двадцатого. Замысел и цель фильма созвучны известным словам Троцкого о расстреле Царской Семьи: "Ильич как всегда поступил мудро. Во-первых, мы показали всем, кто мы такие, и во-вторых, что к старому возврата больше нет". Эта книга - пощечина не только тогдашним, но и нынешним клеветникам Царя и России, наследникам екатеринбургского преступления - физическим и духовным, всем лжеучителям, оправдывающим революцию - духовный и нравственный переворот в жизни нашего народа, и последующие за ней события, продолжающиеся доныне. Как тогда, с одной стороны, были "измена, трусость и обман", а с другой - преданность до смерти, так и теперь. Кто-то скажет, что книгу прочтут несколько тысяч, а фильм посмотрят миллионы. Но логика жизни такова, что качество в конце концов побеждает любое количество... Самое существенное, что мы узнаем из этого фундаментального труда - напряжение сил зла вокруг Государя накануне революции так же, как и сегодня, достигало предела, ибо речь шла о судьбе Православия и России, а значит, и всего человечества. И потому страдания и смерть Царственных Страстотерпцев - не поражение, а победа. Худшее, что люди могли сделать Царю, было попущено Богом, но все их самое худшее не могло его победить! Крест - не конец, за ним следует Воскресение. Слава Воскресения изменила все. Но прежде своего Креста и причастия славе Христова Воскресения Государь имел благодать сказать: "Передайте всем, что зло, которое в мiре (то есть революция 1917 года), будет еще сильнее (то, что происходит сейчас), но не зло победит зло, а только любовь"»!
Такой наивысшей, духоподъемной нотой и нужно завершить отклик на замечательный сборный труд.
+ + +
Книга снабжена справочным аппаратом: подстрочными примечаниями, сведениями об авторах и аннотированным указателем имен.
Содержание:
Часть первая. Служение Богу и Отечеству
Н. Обручев Подлинный облик Царя-Мученика как человека, христианина и монарха
Князь Д. Оболенский Император Николай II и Его царствование (1894-1917). По материалам, собранным старым профессором
Н.А. Павлов Его Величество Государь Николай II
Н.М. Тихменев Духовный облик Императора Николая II
Георгий Некрасов Император Николай II как полководец
П.П. Стремоухов Император Николай II и русское общество в конце его царствования в освещении иностранцев
И.Л. Солоневич Великая фальшивка февраля
И.Л. Солоневич Миф о Николае Втором
Священник Кирилл Зайцев Памяти последнего Царя
Часть вторая. Духовный смысл русской катастрофы
Высокопреосвященный Аверкий (Таушев), архиепископ Сиракузский и Троицкий Провозвестник кары Божией русскому народу (К 60-летию преставления епископа Феофана Затворника)
Высокопреосвященный Аверкий (Таушев), архиепископ Сиракузский и Троицкий Отец Иоанн Кронштадтский как Пророк Божий, посланный России для вразумления
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России Слово на расстрел Государя
Высокопреосвященнейший Анастасий (Грибановский), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Слово, произнесенное на Голгофе в седьмую годовщину мученической кончины Государя Императора Николая II и всей Царской Семьи
Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский О Царе и цареубийстве. Из проповедей разных лет
Н.П. Кусаков Памяти Императора
Протоиерей Александр Шаргунов О значении канонизации Царственных страстотерпцев
Протоиерей Александр Шаргунов «Искупитель мой жив». Святой Араведный Иов и Царь-Страстотерпец Николай II
Высокопреосвященный Серафим, архиепископ Чикагский и Детройтский Судьбы России
Протоиерей Александр Шаргунов Послесловие
Примечания
Указатель имен
Допущено к распространению Издательским Советом РПЦ ИС Р16-618-0681. По вопросам приобретения книги обращайтесь сюда:
Электронная почта: otdom2014@yandex.ru, zakazotdom@gmail.com
Телефоны: 8 800 775-39-10, +7 926 926-04-27
В Москве по адресу: 1-й проезд Перова поля, д. 6 корп. 3.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Православная Русь [Джорданвилль]. 1991. № 9. Цитируется по: Россия перед Вторым Пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии / Составитель Сергей Фомин. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 249, 370.
[2] Прежде в храмах Ромейской Империи и Древней Руси над Царскими Вратами помещали икону Спаса Нерукотворного либо оплечный образ Иисуса Христа Вседержителя. Согласно сообщению сайта Topnews от 21:00 31 Марта 2005 года, в Новгороде Великом во время реставрации была выявлена икона «Спас в Силах Небесных», которая точно датируется 1382 годом: «В Великом Новгороде завершилась реставрация уникальной византийской иконы "Спас в Силах". Как сообщили РИА "Новости" в Четверг в Новгородском епархиальном управлении и в Новгородском государственном музее-заповеднике, работа над иконой из Рождественского иконостаса Софийского кафедрального собора проводилась в течение нескольких месяцев реставратором высшей категории из Свято-Тихоновского богословского института (Москва) Людмилой Ежовой. В ходе реставрации с иконы, ранее предположительно датировавшейся специалистами XVI веком, были сняты так называемые "поновления" (более поздние слои живописи). Благодаря вскрытой реставратором надписи в уголке иконы удалось в точности установить время ее написания - 1382 год. В то же время восстановить и прочитать надпись полностью не удалось, имя древнего иконописца осталось неизвестным, а сама икона осталась в разряде "анонимных". По предположениям специалистов, "Спас в Силах" написан в пору расцвета новгородской иконописи приглашенным мастером византийской школы. В течение ближайшей недели памятник древнерусской живописи будет возвращен в Рождественский иконостас древнейшего в современной России православного храма, где икону сможет увидеть любой из прихожан Софийского кафедрального собора и туристы». Поскольку первая по времени из известных икон «Спас в Силах Небесных» относится к Новгороду Великому, к 1382 году, то есть все основания связывать её с самим Феофаном Греком и его учениками. 1382 год для нас интересен ещё и тем, что это был год нашествия хана Тохтамыша, Москва тогда была им полностью разорена, и восстановление храмов, великокняжеских построек требовало приглашения в Москву множества мастеров, как русских, так и приезжих. Поэтому весьма вероятно, что Феофан Грек был приглашен в Москву именно после Тохтамышева разорения. Стоит, правда, отметить, что дата на новгородской иконе «Спас в Силах Небесных» может относиться к бытовавшему в Ромейской Империи XIII-XV веков и позже - у православных греков православному летоисчислению от Воплощения Бога Слова, отличающемуся от западноевропейского «от Рождества Христова» на восемь лет, то есть к 1390 году.
[3] Полное собрание речей Императора Николая II. 1894-1906. Составлено по официальным данным «Правительственного Вестника». СПБ., 1906. С. 7. Правительственный Вестник. 1895. № 14.
[4] Покровский Н.В. Чин Священного Коронования Государей в его историческом и современном состоянии. СПб., 1896.
[5] Там же.
[6] Там же.