7 февраля 2018 года исполняется 100 лет со дня мученической кончины выдающегося деятеля трезвеннического движения митрополита Владимира (Богоявленского). Он является первым новомучеником Российским, всегда боровшимся за чистоту учения Христовой Церкви. Он был самородком из глубинки впитавшим в себя честность и благочестие с детства и плыл по жизни против течения революционных и антицерковных настроений общества и несмотря на козни врага рода человеческого во всех местах, куда его определял Господь - заботливо возделывал Ниву Господню.
Родился Василий 14 января 1848 года четвертым ребенком из семи детей в семье священника Никифора, настоятеля Никольской церкви и его жены Ирины Антоновны. В 1857 году отец Никифор скончался. Василию было 9 лет, когда не стало его отца, но уже в этом возрасте он решил продолжить потомственную ветвь служения Богу. Василий застал еще время крепостного права, в народе царило свободомыслие и недовольство властью и церковью, и даже в духовных учреждениях ощущались антицерковные настроения, именно в те времена Семинария называлась «бурсой», когда студенты в своей основной массе не хотели впоследствии быть священнослужителями и, наоборот, по окончании выходили с ненавистническими настроениями против Церкви.
Василий, окончив Духовное Училище, поступает в Тамбовскую Духовную семинарию. Всегда ему на глаза попадаются люди настроенные против Церкви, везде он сталкивается с модным тогда революционным движением. Интеллигенция настроена не столько против христианства, сколько против церковной администрации. Бывшие недовольные церковью семинаристы становятся атеистами, увлекаются западничеством и проникаются ненавистью к православию. Эти брожения распространяются как раковая опухоль не только на молодежные круги, но и на все население России в целом, потому всюду начинают появляться альтернативные возможности для тех людей, кто веру в Бога не потерял. К сожалению, даже люди воспитанные церковью внимая современным веяниям, начинают терять авторитет Церкви. Возможно, в этом были виноваты и сами священнослужители рассматриваемой эпохи, которые упустили где-то момент отступления народа. Одним словом, начинают появляться сектантские братства, хлысты, беседники, множество различных вариантов альтернативного христианства для православного народа, что удивительно, для этой эпохи, так это то, что даже некоторые священнослужители не видят в этих обществах ничего опасного. В этих обществах народу предлагается верить в Бога вне архиереев и священников, подменяется и понятие церкви Василий, будучи сыном священника и уяснив с детства истинность и преемство Церкви видел эту повсеместную проблему и в семинарии часто вступал в длительные споры со сверстниками и что удивительно, не находил единомышленников, потому не мог даже завести ни с кем дружбу, как только с более старшими священнослужителями, которые видели в Василие, будущего защитника Церкви Христовой. Окончив Тамбовскую Духовную семинарию, он, как подающий большие надежды, способный студент, был направлен для продолжения образования в Киевскую Духовную академию.
Своей специализацией
в академии Василий выбрал церковно-практическое отделение, на котором
преподавались словесность, история иностранной литературы, гомилетика,
каноническое право, литургика. В академии вполне выявился характер Василия как человека
деликатного, выдержанного и тактичного. Он не любил ссор, колких
разговоров и страстных споров. Бывали случаи, когда раздраженные горячим
спором студенты готовы были дойти до взаимных оскорблений, и тогда
Василий вмешивался в спор и примирял их.
Уже на первом курсе обнаружились его выдающиеся
способности. Как студент он отличался примерным трудолюбием и прилежанием,
исправно посещая все лекции наставников. Его сочинение по словесности
заслужило самые высокие похвалы преподавателя и показало нерядовое
знакомство с иностранной литературой по изучаемому вопросу. Среди
товарищей по академии Василий с самого начала отличался проповедническими
дарованиями, стяжавшими ему впоследствии заслуженную популярность.
На третьем курсе им было написано кандидатское
сочинение на тему «О праве церковного отлучения».
В 1874 году Киевскую Духовную Академию оканчивает со степенью кандидата богословия и направляется преподавателем в Тамбовскую Духовную семинарию, где преподает гомилетику, литургику, Священное Писание и пастырское богословие, а из светских дисциплин ведет немецкий язык и географию, параллельно преподавая в епархиальном женском училище и женской гимназии.
В 1882 году Василий
Никифорович женился. 31 января 1882 года епископ Тамбовский и Щацкий
Палладий (Ганкевич) рукоположил его во священника к Покровской соборной
церкви города Козлова (с 1932 года переименован в Мичуринск, Тамбовская
область). В 1883 году отец Василий был назначен благочинным церквей города
Козлова и настоятелем Троицкой церкви. Для паствы города он явился
замечательным проповедником, ревностным хранителем древнерусских
устоев жизни и противником модных теорий, разрушающих семью. Однако
Промысл Божий изменил течение жизни отца Василия: от туберкулеза
скончалась его супруга, а затем умер и единственный ребенок.
8 февраля 1886 года в Тамбовском Казанском
монастыре отец Василий (в 38 лет) был пострижен в мантию с именем Владимир.
На следующий день он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем
Козловского Троицкого монастыря. 6 октября 1886 года архимандрит
Владимир был назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде
и членом Новгородской духовной консистории.
13 июня 1888 года в Свято-Троицком соборе
Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге архимандрит Владимир (в
40 лет) был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской
епархии. После хиротонии, по обычаю того времени, новопоставленный
епископ устроил обед, на который был приглашен митрополит Санкт-Петербургский
Исидор (Никольский). Среди других приглашенных был известный славянофил,
человек, глубоко интересовавшийся церковными делами и вопросами,
генерал Киреев. После обеда епископ Владимир вышел вместе с генералом,
и тот спросил его: «Сколько вам лет, владыко?» - «Сорок лет», - ответил
епископ. Генерал вздохнул, задумался и сказал: «Ах, много ужасного
увидите вы в жизни Церкви, если проживете еще хоть двадцать пять лет».
Эти слова генерала-славянофила владыка помнил всю жизнь и относился
к ним, как к пророчеству, а с приближением смутного времени со все
большей серьезностью и скорбью их вспоминал.
Сразу же при начале своего архипастырского
служения в качестве викария епископ Владимир стал предпринимать меры,
чтобы расширить круг деятельности священнослужителей и активных
мирян. Как архиерей, он стал председателем Братства Святой Софии Премудрости
Божией, которое занималось широкой издательской и просветительской
деятельностью. 16 октября 1888 года епископ положил начало внебогослужебным
собеседованиям в Софийском кафедральном соборе
19 января 1891 года епископ Владимир был назначен на Самарскую кафедру
Народ
вспоминал служения его десятки лет, и высшей от народа похвалой служителям
Церкви бывали слова: "Ты служишь, как Владыка наш Владимир"...Замечательна
его простота, при видимой суровости и замкнутости, в обхождении и
приеме простецов-крестьян, с которыми он вступал при обозрении церквей
в беседы, заходя и к старосте-крестьянину так же, как и к знатному
лицу. он первый из Самарских архипастырей возбуждает пред высшей
церковной властью ходатайство об открытии миссии, заботясь дать ей
лучшее направление и понимая под миссией широкое служение Церкви
Божией...
Сам присутствует на народных чтениях и
беседах, выступая всегда с живым словом, заботясь о процветании и
развитии деятельности Братства имени святителя Алексия. В годы стихийных
бедствий, охвативших Самарскую епархию... он является истинным печальником
народным. Для борьбы с голодом открывает комитеты, при храмах и монастырях
организовывает столовые для бедноты, а в школах - для детей, рассылает
воззвания о помощи, посылает в Петроград образцы "голодного" хлеба...
Он и тогда, более 25 лет тому назад, для блага народного, в известные
холерные бунты, когда власть терялась, первый пошел к народу с крестом
в руках, вразумляя народ, призывая к молитве и благоразумию, первый
обошел холерные бараки, благословляя больных и призывая к подвигу
служения больным здоровых».
Для привлечения в храмы детей владыка в
день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия 11 мая 1891 года пригласил
в собор всех учащих и учащихся. Начальники учебных заведений вначале
не поддержали владыку, и в первый год проведение этого праздника не
удалось. Но архипастырь не отступился от своего благого намерения.
Перед наступлением праздника в следующем году он обратился во все
городские инстанции, ведающие народным образованием, и в этот год
этот общешкольный праздник состоялся вполне. С утра весь собор был заполнен
детьми и учителями.
Епископ большое значение придавал церковному
образованию, и благодаря его заботам было открыто около ста пятидесяти
церковноприходских школ. «Обязанность учить детей издревле лежала
на духовенстве, - не уставал повторять владыка, - и оно постоянно выполняло
этот священный долг с беззаветной преданностью. Главное - необходимо
внушать детям страх Божий. Но вместе с тем необходимо помнить, что изучение
это должно совершаться сердцем, а не одним только умом, а это достигается
через научение детей молитве в самом раннем возрасте, еще до поступления
в школу».
В Самаре владыка положил начало внебогослужебным
чтениям, на которых слушателям предлагались повествования религиозно-нравственного
содержания из духовных журналов и книг или личные наставления священников.
Такие чтения совершались в разных храмах поочередно. Епископ Владимир совершал вечерню
с чтением акафиста, затем вступительным словом открывал само чтение,
которое продолжал приходской священник, а владыка садился на последнюю
скамейку и оставался здесь до конца. Со временем ему удалось привить
народу любовь к этим чтениям, и люди уже заранее спрашивали, «где будет
читать владыка акафист». Главную цель деятельности основанного в
Самаре религиозно-просветительского Братства имени святителя
Алексия владыка видел в религиозно-нравственном просвещении народа,
в улучшении церковно-школьного дела, в поддержании воскресных школ
и снабжении их учебниками и учебными пособиями бесплатно, или по
низким ценам, или в кредит, в содействии увеличению числа церковноприходских
библиотек, для чего организовывалась выписка и доставка книг от издателей
и книготорговцев.
Для интеллигенции владыка открыл в здании Городской Думы бесплатные
чтения религиозного содержания, проходившие в вечернее время и
охотно посещавшиеся всеми сословиями. Число посетителей бывало
иной раз столь значительно, что зал Думы не вмещал всех присутствующих,
и тогда они заполняли хоры и прилегающие к залу комнаты.
В 1892 году Самарскую губернию поразили два бедствия: голод от неурожая
и разразившаяся после него эпидемия холеры. Владыка учредил епархиальный
комитет для сбора средств и раздачи пожертвований. По указанию владыки
такие комитеты были учреждены во всех уездных городах епархии. Он
дал специальное указание духовной консистории об отчислении церковных
средств на помощь голодающим. По его благословению были составлены
списки лиц, прежде всего духовного звания, а затем других сословий,
нуждающихся в первоочередной помощи. При монастырях и богатых
приходах были открыты столовые и чайные для бедняков, всех учащихся
кормили бесплатно.
Во время эпидемии холеры владыка стал устраивать на площадях Самары
общенародные молебствия перед чтимым образом Смоленской иконы Божией
Матери об избавлении народа от губительной болезни. В своих проповедях
владыка призывал жителей города оказывать помощь больным. «Призрение
за больными - это одно из таких добрых дел, которые никогда не останутся
без награды», - говорил он. Епископ сам посещал лазареты, ободряя и
утешая больных словом и совместной молитвой. Когда эпидемия достигла
таких размеров, что на холерном кладбище стали хоронить одновременно
сотни людей, владыка стал служить здесь панихиды о новопреставившихся.
В конце концов эпидемия пошла на спад и прекратилась, что многие приписывали
деятельности и молитвам владыки.
После окончания эпидемии люди стали скорбеть о своих умерших родственниках,
в особенности же о том, что они почивают за городом, вдали от храма
Божьего, и епископ тогда объявил, что на этом кладбище будет совершена
вселенская панихида обо всех умерших в Самаре во время эпидемии, и
сам возглавил служение.
Однако, только лишь отступили скорби, причина которых часто кроется
в грехах человеческих, как люди снова принялись за совершение тех
же грехов. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи владыка совершил
молитву о всех преставившихся, затем на площадь перед собором была
принесена из Преображенской церкви Смоленская икона Божией Матери
и отслужен молебен, в конце которого епископ сказал: «К сожалению,
едва только удаляется от нас гнев Божий, жизнь города начинает уже
опять принимать тот вид, какой она имела до болезни: храмы Божии снова
пустеют, площади града опять оглашаются бесчинными плясками, бесстыдными
песнями».
18 октября 1892 года епископ Владимир (в 44 года) был назначен экзархом
Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского.
По пути на место своего нового служения в Тифлис (с 1936 года
переименован в Тбилиси), архиепископ ознакомился с нуждами, бытом паствы
и пастырей и состоянием храмов. В огромной вверенной попечению владыки
епархии дела обстояли далеко не благополучно, и, кроме распространившегося
повсеместно порока пьянства, на Кавказе нашли себе приют множество
сект, процветало язычество и своекорыстный национализм.
Прибыв в Тифлис, архиепископ Владимир открыл во многих церквях города
внебогослужебные религиозно-нравственные чтения. Для лучшей организации
задуманного дела владыка сам посещал приходские храмы, служил в
них акафисты и слушал проповедников.
Особое внимание архиепископ обращал на произнесение проповедей
за богослужением. Сам являясь ревностным проповедником, он к проповедничеству
призывал и духовенство города.
Владыка прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный
уровень среди бедноты, где часто царило грубое невежество. Стараниями
святителя в одном из беднейших районов города, Колючей Балке, был
основан молитвенный дом во имя святителя Феодосия Черниговского
и стали совершаться богослужения. Благодаря этому, многие из здешних
жителей перестали проводить время в притонах, сократилось и количество
увеселительных заведений. В помещении Тифлисской церковноприходской
школы по воскресным и праздничным дням стали проводиться занятия для
детей.
Благодаря усилиям архиепископа, раскольники, сектанты, монофизиты,
католики и лютеране стали отдавать своих детей в православные церковноприходские
школы. В церковноприходских школах и школах грамоты во время управления
экзархатом архиепископа Владимира, кроме православных детей, обучалось
115 детей сектантов и раскольников, 80 - армяно-григориан, 13 - евреев,
32 лютеранина, 16 католиков и 7 мусульман.
Владыка придавал большое значение в воспитании народа церковноприходским
школам. Во время пребывания его на Кавказе его трудами было открыто
более трехсот церковноприходских школ и устроена духовная семинария
в Кутаиси. Он сам посещал эти школы, наблюдал за уровнем преподавания
в них, проверял знания детей.
Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 году всецело проявились
выдающиеся организаторские способности владыки. Получив 7 августа
из комитета народного здоровья известие о том, что в последних числах
июля обнаружены случаи заболеваний азиатской холерой в Тифлисе,
архиепископ Владимир призвал все население города к общей молитве;
и 15 августа, в день праздника Успения Божией Матери, состоялся
крестный ход, прошедший по тем частям города, где обнаружились начатки
эпидемии. Затем на площади был отслужен молебен и прочитана молитва,
после которой владыка обратился к народу с такими словами: «Постигшая
нас болезнь не есть дело случая, как могут думать некоторые. Это дело
правосудия Божия, кара Всемогущего, бич Божий, простертый для нашего
же испытания и отрезвления. В Священном Писании много примеров, уверяющих,
что всегда Бог отводил в сторону Свой меч, направленный на человека,
если только последний, заметив его, вразумлялся
и старался избавиться от меча Божия».
По благословению
архиепископа при кафедральном соборе была открыта бесплатная чайная
для беднейшего населения Тифлиса; здесь же, в чайной, была организована
читальня, где для желающих были разложены на столах различные книги
и брошюры религиозного содержания.
В районе, населенном иноверцами, стараниями владыки был построен
храм в честь Казанской иконы Божией Матери с залом для собеседований,
в котором стали проводиться религиозно-нравственные беседы. При
храме была открыта библиотека, и продавались церковно-богослужебные
книги и иконы.
17 октября 1897 года архиепископ Владимир учредил Епархиальное духовно-просветительское
миссионерское Братство, главной задачей которого стало распространение
и утверждение в обществе истинных понятий о православной вере. Братство
объединило все образованное духовенство и благочестивых мирян Тифлиса.
Члены Братства стали устраивать внебогослужебные собеседования,
беседы с сектантами, распространяли печатные брошюры и книги,
устраивали библиотеки и читальни, Братство проводило крестные ходы
с целью поднятия религиозного духа среди православного населения
Тифлиса.
Благодаря владыке оживилась деятельность «Общества восстановления
православного христианства на Кавказе». Это общество при многих
церквях организовало библиотеки из книг духовно-нравственного содержания
на русском и грузинском языках. Много времени архиепископ проводил
в поездках по сельским приходам и находящимся в самых глухих и отдаленных
местах обителям, трудно доступным из-за горной местности. Благодаря
его энергичной деятельности в различных местах экзархата было построено
более ста новых храмов, возобновлены службы в недействовавших, восстановлен
Мцхетский собор, Сатарский и Семейский монастыри.
Это подвижническое служение архиепископа Владимира в Закавказье
было омрачено многими искушениями и сопровождалось многими чинимыми
его начинаниям препятствиями. Рисуя характер владыки и обстановку
его церковной деятельности на Кавказе, протоиерей Иоанн Восторгов
писал: «...я знал о том, какая ненависть окружала экзарха, какая царила
клевета, направленная против него, Я видел Владыку Владимира непосредственно
после всего происшедшего: это было прямо чудесное спокойствие духа,
которое дается только глубокою верою и спокойствием чистой и праведной
совести»
21 февраля 1898 года архиепископ
Владимир (в 50 лет) был назначен на Московскую кафедру и возведен в
сан митрополита. Начав свое архипастырское
служение в Москве, митрополит Владимир применил здесь весь тот опыт,
который он приобрел в предыдущей деятельности. И прежде всего, он
призвал духовенство чаще совершать богослужения и произносить проповеди.
Для этого он открыл новые вакансии при столичных приходах и пригласил
туда талантливых проповедников. На первых порах это не вполне понравилось
столичному духовенству. Но и митрополит Владимир знал, что всякое, даже
очень дельное и положительное распоряжение, оставаясь только административным,
в лучшем случае не принесет плодов, а часто может принести и худые,
настроив подчиненных против руководителя и вырыв между ними такую
пропасть непонимания, которую потом трудно будет преодолеть. Единственное
средство сделать свои распоряжения действенными - это самому первому
их исполнять, ибо давно известно, что легче сказать, чем осуществить
сказанное, что большое различие бывает между сказанным и сделанным:
сказанное за минуту может потребовать для своего осуществления
всей жизни. Потому-то того только и действен совет, кто на деле осуществляет
то, что советует. И митрополит Владимир сам принялся осуществлять
то, что он распорядился делать другим. Он сам стал проповедовать так,
как не проповедовал еще ни один Московский митрополит до него. Каждую
неделю он регулярно проповедовал на Троицком подворье, и проповеди
эти печатались в периодической прессе.
Редактор одного из лучших общественно-церковных журналов того времени,
созданного при непосредственном участии митрополита Владимира, писал
о нем: «Он с поразительною литературной плодовитостью откликается
в печатном слове на все животрепещущие вопросы нашего времени: вопросы
социальные, государства, общества, семьи, личности; вопросы богатых
и бедных, рабочих и работодателей, труда и капитала; вопросы религии
и морали, веры и науки, веры и неверия; вопросы трезвости, церковной
дисциплины... - все это находит для себя разрешение в печатном слове
Владыки, и это слово он в огромном числе экземпляров издает и раздает
бесплатно народной массе, рабочим, учащимся, пастырям...»
Одним из ярких представителей сектантства, альтернативного христианства, явился граф Лев Николаевич Толстой, который предлагал народу собственное понимание христианства. Он резко критиковал Церковь за то, что, по его мнению, она ставит свои интересы выше, чем изначальные христианские идеалы. Его взгляды осуждали святитель Феофан Затворник и праведный Иоанн Кронштадтский.
20-22 февраля 1901 года Святейший Синод при участии митрополита Владимира отлучил Льва Толстого от причастия ( вынес постановление об отпадении его от Церкви) до его покаяния, которого, к сожалению, не последовало.
Исключительно благодаря
заботам и попечению митрополита Владимира, в Москве в 1903 году
был открыт Епархиальный дом, в котором был возведен храм во имя святого
равноапостольного великого князя Владимира; впоследствии этот дом
по прошению московского духовенства к Святейшему Синоду получил
название Владимирского в честь своего создателя митрополита Владимира.
Владимирский епархиальный дом стал центром просветительской и миссионерской
деятельности в Москве. В нем все духовенство Москвы поочередно совершало
богослужения и произносило проповеди. Ответственным за проповедническую
деятельность был поставлен протоиерей Иоанн Восторгов.
По воскресным дням здесь совершалась вечерня с акафистом при общенародном
пении, а после богослужения проводились беседы религиозно-нравственного
содержания. В конце бесед бесплатно раздавались брошюры на различные
темы. Зачастую владыка сам принимал участие в этих собеседованиях.
В Епархиальном доме разместились многие благотворительные учреждения,
редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское Братство с Епархиальным
училищным советом, книжный магазин и склад изданий отдела распространения
духовно-нравственных книг, библиотека с читальным залом, православное
миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания
и другие епархиальные учреждения. В большом зале проводились богословские
чтения, чтения для рабочих, лекции, беседы и духовные концерты.
Миссионер Московской епархии Иван Георгиевич Айвазов, подводя
итог деятельности митрополита Владимира в Москве, писал: «Прежде
всего в Москве и в епархии была введена и оживлена церковная проповедь,
открыты для народа после вечерен с молебствиями и акафистами внебогослужебные
собеседования с раздачею религиозно-назидательных брошюр, заведены
особые религиозно-просветительные и назидательные чтения для народа,
для детей улицы, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения
для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения
для интеллигенции. Высоко ценя специальную миссию в Церкви, имеющую
целью борьбу с расколом, сектами, социализмом и атеизмом, владыка
открывает четыре должности епархиальных миссионеров, заводит
специальные миссионерские беседы с отщепенцами от Церкви, открывает
многочисленные народно-миссионерские курсы... куда... он сам приезжает
и до 11 часов ночи проверяет успехи курсистов из фабричных рабочих,
насаждает церковно-народные хоры, учреждает: миссионерское Братство
во имя Воскресения Христова и его отделы в епархии, специальный Московский
Епархиальный Миссионерский Совет, Братство святителя Алексия при
Чудовом монастыре, расширяет деятельность противораскольничьего
Братства святителя Петра, открывает ежегодные епархиальные миссионерские
курсы для духовенства епархии. С целью парализовать натиск сектантства
на высшие учебные заведения владыка учреждает "Златоустовский религиозно-философский
кружок учащихся" и "Женские богословские курсы". Развитие сектантства
в России привело владыку к мысли о насущной потребности приспособить
и нашу высшую духовную школу к служению Православной миссии. И вот
он с 1907 года усиленно заботится об открытии в Московской Духовной
академии специальной кафедры по "Истории и обличению сектантства".
Заботы владыки увенчиваются успехом, и такие кафедры открыты...
во всех духовных академиях, что составляет величайшую заслугу Московского
митрополита Владимира перед Церковью...
Духовная школа имела во владыке поистине своего отца. Он часто посещал
духовно-учебные заведения, заботился и об их материальном благополучии.
Он устроил здания для Перервинского духовного училища, переустроил
здания духовных училищ Заиконоспасского и Донского, а также и женского
Филаретовского, открыл третье женское епархиальное училище при Московском
Скорбященском монастыре, построил дом для квартир преподавателей
Московской Духовной семинарии... Особою любовью согревая церковноприходскую
школу, Владыка устраивал курсы для учительского персонала этих
школ, всеми мерами улучшал их материальный быт... Преподавание Закона
Божия в светских учебных заведениях всегда было близко сердцу владыки,
и он созывал съезды законоучителей для обсуждения насущных нужд по
данному предмету».
Митрополит Владимир явился выдающимся церковным деятелем на поприще
борьбы с народным пьянством. «"Московское Епархиальное Общество борьбы
с пьянством", - писал Иван Георгиевич Айвазов, - его многочисленные
отделы, его издательская журнальная и другого вида деятельность,
наконец... первый под кровом Церкви Всероссийский съезд практических
деятелей по борьбе с алкоголизмом, потребовавший немало средств и
всяких забот, - все это плод исключительных трудов и забот Высокопреосвященного
Владимира, который вложил в это дело столько инициативы, личных
трудов - литературных, организаторских и лекторских, а также и материальных
средств, что невольно приходишь в священный трепет при виде этой стройной
и громадной работы, запечатленной характером истинного подвига
в борьбе за Трезвую Русь, - я говорю подвига, потому что здесь мы имеем
дело действительно с подвигом абсолютного воздержания митрополита
Владимира от всяких спиртных напитков, что служит главным фактором
вдохновенной работы и московского духовенства на ниве отрезвления
народа».
16 июня 1902 года, благодаря трудам митрополита Владимира, в аудитории
Императорского исторического музея на Красной площади были открыты
общеобразовательные курсы для рабочих города Москвы. Открытие
курсов привлекло множество народа, вся аудитория исторического музея,
с прилегающими к ней помещениями, была переполнена рабочими,
мужчинами и женщинами. Множество рабочих за недостатком места остались
около здания музея и на Красной площади. В конце молебна митрополит
Владимир обратился к рабочим со словом, в котором, обрисовав нужность
и полезность подобных чтений, сказал: «Две силы в мире ведут борьбу
из-за господства, - это сила добра и сила зла, и первая всегда встречала
и встречает препятствия со стороны последней. Доказательством сему
- Сам Господь, заплативший Своею Кровию за любовь к человеческому
роду, доказательством тому и целый сонм мучеников, пострадавших за
имя Христово. И, однако, не тот прав, кто с отчаянием говорит: "все
погибло, ничто уже не поможет", но прав наш Спаситель, Который говорит:
жатва многа. Не тот прав, кто везде и всюду видит только зло и неисправимую
порчу нравов, но тот, кто усматривает в людях черты, которыми Господь
все еще привлекает к Себе народ Свой вопреки всякому противодействию
со стороны людей. Так думал, так и поступал и Сам Спаситель. Он никогда
не доходил до уныния и отчаяния. Он узнавал черты божественного образа
и в самых отъявленных и отверженных грешниках, Он не обходил Своим
вниманием и участием и фарисеев, и саддукеев. Он имел любовь к людям,
которая всему веру емлет, вся уповает и вся терпит. Только такая любовь
имеет ключ к сердцу человека. Только эта любовь имеет веру в неизгладимое
благородство души человеческой, которая, будучи по природе своей
христианкой... томится о Боге и без Него не может жить, хотя иногда и
сама того не знает. Спаситель хорошо знал это ее свойство и с полным
успехом пользовался им, показывая пример и ученикам Своим. Он, а затем
и ученики Его, ревностно сеяли семена слова Божия на этой восприимчивой
почве, и какая чудная жатва вышла из этого посева, особенно в языческих
странах! Какое изумительное зрелище представили собою те христианские
общества, которые образовались здесь под влиянием христианской
проповеди. В мире, полном суеверия и неверия, безбожия и нечестия,
возникло в лице этих обществ новое человечество, исполненное живой
веры в Вечного Бога и такой пламенной любви к Нему, которую не могла
погасить никакая сила мира. В мире, утратившем всякое сознание греха,
полном грубого разврата и безнравственности, возникло новое человечество,
самоотверженно распинающее плоть свою со страстьми и похотьми. В мире,
исполненном жестокости и варварства, в котором замерли, казалось,
все нежные движения сердца, зародилось человечество, проникнутое
самою крепкою и самою живою любовью, которая простирается на все,
что только носит на себе название человека, которая милует и врага,
прощает и неприятелю. Вот почему апостол Павел вправе был сказать:
"ветхое прошло, смотри - все сделалось новым"».
Конец ХIХ и начало ХХ века явились для России временем переустройства
хозяйственной и государственной жизни. Стали меняться сословные,
правовые, земельные и хозяйственные отношения, и за несколько десятилетий
столичные города оказались заполненными мастеровой молодежью.
Приехав в города на заработки и для приобретения профессии, она
оказалась в вертепе безнравственности и разврата. Городское общество,
образованное и необразованное, богатое и нищее, все в значительной
степени развращенное, ничего не могло дать этой деревенской молодежи,
как только погрузить ее в омут разврата и обратить в тот анархический
и противогосударственный элемент, который разрушит впоследствии государственный
строй. Ни общество, ни государство не осознали глубину совершившихся
перемен, и Церковь оказалась лицом к лицу с уже свершившимся фактом,
когда многие граждане страны стали представлять значительную по количеству,
необразованную по качеству и безрелигиозную по преимуществу толпу.
29 декабря 1907 года митрополит Владимир положил начало Златоустовскому
религиозно-философскому кружку учащихся, нашедшему себе приют в
Епархиальном доме. Кружок ставил своей целью «содействовать распространению
религиозно-философских идей среди учащейся молодежи, в духе строго-православно-христианском,
по руководству Святой Церкви».
30 декабря 1910 года митрополит Владимир, обратившись во время собрания
кружка к верующей молодежи, сказал: «Кто не может подавать пример
благочестия дома, тот не может быть учителем и в Церкви Христовой.
Недостаточно для цехового или другого какого-нибудь сословия, если
член его умеет кроить, шить, кузнечить, плотничать, строить здания или
торговать. Он должен быть - и это главное - истинным христианином. Но
готовится ли, спросим мы, наше юношество к этой цели? Начнем с того:
сколько найдется между нашими подмастерьями, приказчиками, половыми
в гостиницах таких, у которых есть Библия или, по крайней мере, хоть
Новый Завет? Из сотни едва ли найдете и одного. Большая часть из них
совсем и не заглядывает в Библию. Катехизис, если он и изучался когда-нибудь
ими, забыт. Церковь для них по большей части не существует. По целым годам
они сюда и не заглядывают. Если заглянуть в наши исповедные книги
и поискать здесь этого рода исповедников, то едва ли можно насчитать
из десятков тысяч и одну сотню. Что же они делают? День отдают работе,
первую половину воскресенья или праздника тоже, а вечер удовольствиям.
Не таким, где не забывается страх и закон Божий, а таким, последствием
которых бывает растрата сил физических и духовных. Но и во время работы
в будничные дни - что служит предметом для их разговоров? Предметы
нечестия, неверия и безнравственности. Если вступает в среду их новичок,
у которого цело еще религиозное чувство, то он чувствует себя
здесь, как Даниил в пещере львов. Скажи он только хоть одно слово о грехе,
покаянии и искушении, как его тотчас же осыпят, как градом, насмешками.
Могут ли из такой среды выйти впоследствии серьезные отцы для семейства
и верные, твердые граждане для государства? В песке и тине не растут дубы,
- они требуют более твердой почвы. Что же выходит из-под такого влияния?
Юноши, которые забыли своего Бога и Спасителя и своих родителей...
Для приобретения научных знаний и внешнего просвещения нашего юношества
забот полагается много, а для внутреннего, духовного просвещения
очень мало. Один сваливает эту заботу на другого, и никто почти ничего
не делает. Кто же должен это делать? Все должны дружно взяться за это дело.
И правительство, и Церковь, и граждане, и господа фабриканты, родители
и учителя...
Мы жалуемся, что у нас нет сейчас людей сильных духом и волею, жалуемся,
что ныне нет людей, на верность коих можно было бы положиться, что слова
и обещания у всех, как трость, колеблемая ветром; жалуемся, что наше
поколение колеблется от всякого ветра общественного мнения, что
нет у нас людей, которые готовы были бы на всякое самоотвержение
или подвиг ради своих ближних. Затихнут эти жалобы, если слово Божие
воздействует в сердцах нашего подрастающего юношества при большем
усердии к нравственному воспитанию их со стороны тех, под руководством
коих они находятся. Тогда сердце их будет крепко и вера сильна. Тогда
явятся и мужи силы, ибо только Господь делает мужа».
Видя, с какой быстротой распространяются в среде рабочих идеи безбожного
социализма и коммунизма, митрополит Владимир одним из первых из
числа архиереев выступил на миссионерское поприще, разъясняя народу
пагубность этих идей, разбирая их с христианской и научной точек зрения.
За пятнадцать лет своего служения в Москве владыка посетил все московские
святыни, везде служил, везде проповедовал, во многих собраниях выступал
с лекциями. Протоиерей Иоанн Восторгов так свидетельствует об
этом: «С изумлением мы видели, как в праздничный день объезжал он, не
зная усталости, свой кафедральный, первый по величине в России град,
служил и молился в трех-четырех местах, успевал потом посетить и религиозные
собрания то людей образованных, интересовавшихся высшими вопросами
жизни церковной, то простецов веры, жаждавших слова наставления в
трезвости, в христианских добродетелях».
Чтобы подъять этот чрезсильный для человеческой немощи труд, владыка
совершенно отказался от отдыха. Каждый день он вставал рано утром, а
ложился в полночь, а то и позже; по делам он принимал с 9 часов утра до
позднего вечера.
Необходимо выделить особым образом Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом в Москве в 1912 года, который был организован митрополитом Владимиром. Поиски новых форм и методов работы духовенства на приходах показывали, что общества и братства трезвости, возглавляемые священством, давали очевидные результаты в борьбе с пьянством, о чем и говорилось на съезде. В отличие от Первого антиалкогольного съезда, здесь не было политических целей. Вопросы, поднятые на съезде, затрагивали не только социальные сферы, но в первую очередь духовно-нравственные стороны бытия человека. Высказывалось, что пьянство ведет не только к нравственному падению, но и к поражению духовной сферы, искажению свойств души, деформации сознания. Важное направление в деятельности обществ и братств - просветительное, основанное на православном вероучении. Целью съезда являлось распространение идеи трезвенного образа жизни в широких слоях общества. Поэтому резолюцией съезда было установлено, что братства трезвости необходимы в каждом приходе и являются нравственно-обязательным делом каждого священника. Трезвость нации - это вопрос государственной важности.
Отдельно хочется остановиться на главном докладе съезда, докладе митрополита Владимира «Против нас-ли абстинентов Библия?» как научно-богословском обосновании трезвости. Именно за этот драгоценный доклад митрополита Владимира (Богоявленского) и именуют ангелом (вестником) трезвости. В богословском смысле митрополит Владимир явился смелым и независимым в вопросах чистоты веры новатором, а впоследствии, этот доклад лег в основу «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» утвержденной на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года.
23 ноября 1912 года владыка
был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим
членом Святейшего Синода. Он не желал этого назначения и согласился
только после письма к нему императора Николая II. .
В Санкт-Петербурге митрополит Владимир действовал в том же духе, что
и в Москве, поддерживая все благие начинания и добрых тружеников на
ниве Христовой; кроме того, в Санкт-Петербурге ему пришлось быть организатором
многих официальных мероприятий, как, например, проведение празднования
в честь 300-летия дома Романовых. В знак благодарности за труды владыка
был пожалован Императором крестом для предношения в священнослужении.
Митрополит Владимир вместе со всем царствующим домом Романовых
участвовал и в торжествах прославления священномученика Ермогена,
Патриарха Московского, В Санкт-Петербурге,
как и в Москве, митрополит Владимир уделял много времени и сил борьбе
с пороком пьянства и укреплению в народе духа трезвенности.
Председатель Всероссийского Общества трезвости протоиерей Миртов
писал о владыке: «От архипастырского душепопечительного взора...
не могла укрыться эта главная опасность, которая больше всего грозит
благосостоянию русского народа и твердому стоянию его в вере и
жизни христианской. Он видел, что алкоголизм вырос в страшное мировое
международное зло и на борьбу с собою должен вызвать все живые охранительные
силы каждой страны. Тогда как многие на вопрос о борьбе с этим злом привыкли
смотреть с высокомерным невежеством, считая его мелким и недостойным
внимания... святитель, вообще не всегда склонный к широким обобщениям,
в этом вопросе сумел подняться на точку зрения государственного понимания
и считал этот вопрос делом особенной важности и высокого церковно-общественного
значения... Он ясно сознавал, что алкоголизм лежит главным камнем
преткновения для русского народа на пути к его великому будущему...
Мысли о том, что алкоголизм, как ржавчина железо, гложет трудовую
энергию народа, его выносливость и терпение, что он расстраивает живые
ткани народного хозяйства, вносит разлагающее начало в бытовой
государственный уклад, убивает всякое творчество, омрачает сознание,
затемняет здравый смысл народный, ослабляет волю народа - эту духовную
мышцу его, расхищает и тощает жизнь, делает ее пустыней, где чахнет и
замирает всякий светлый порыв, - эти мысли буквально рассеяны во
всех его многочисленных речах и докладах, специально посвященных
этому вопросу... Впитавший в свое архипастырское сердце такую тревогу...
печальник народный не мог спокойно взирать на то, как по необозримому
пространству русской земли колышется пьяное море, играя своими зелеными
отравляющими волнами и поглощая в своей бурной пучине и нашу государственность,
и наше религиозное и национальное чувство... понимал, что алкоголь
ведет свою разрушительную работу не только в крови и нервах народа,
что он совершает разгром не только его экономических сил, но он вытравляет
душу народную, производит разгром его духовных сокровищ... Живой
участник всех торжественных организованных выступлений против пьянства,
он не отказывался, а охотно ехал в самые трущобные места столицы,
где возникала та или другая трезвенная организация, чтобы поддержать
ее своим трезвенным сочувствием...»
4 февраля 1914 года митрополит Владимир подвергнул отлучению от причастия до
искреннего раскаяния Иоанна Чурикова, который вел трезвенническую деятельность
и христианские беседы вне церкви.
Большой проблемой в Петербурге было и влияние Распутина на Царскую семью. Сам Григорий Распутин был достаточно благочестивым человеком, искренне верующим, призывающим к молитве и добру, но не понимающим авторитета иерархии Церкви Христовой. Впрочем, это была общая проблема того времени... Опять же, можно вспомнить так называемых Иоаннитов, которые фанатично почитали протоиерея Иоанна Кронштадтского, делая из него кумира. Людям на нравилась Церковь в ее каноническом устроении, им нужны были отдельные личности, авторитеты, вожди, за которыми бы они пошли против той самой Церкви.
К сожалению, были и священнослужители, которые искушались на такую ложную власть, среди них всем известный священник Георгий Гапон.
24 апреля 1915 года Московская
Духовная академия за совокупность литературных трудов присудила
митрополиту Владимиру степень доктора богословия. На Санкт-Петербургской
кафедре митрополит Владимир встретил начало Первой мировой войны
и сразу стал принимать участие в благотворительных организациях,
созданных для помощи воинам и родственникам убитых на войне.
К этому времени создание представительных учреждений - парламентов,
разрушенное государственной властью церковное управление, начавшаяся
мировая война окончательно и необратимо поставили государство на
край пропасти, когда стали казаться нестерпимыми творящиеся беззакония
в виде произвольных перемещений архиереев с кафедры на кафедру и
возможность влияния на эти перемещения посторонних лиц, и все это
благодаря разрушению Петром I канонического управления Церкви.
Митрополит Владимир стал добиваться встречи с императором Николаем
II, чтобы лично переговорить по вопросу восстановления патриаршества.
Узнав о цели предполагаемого визита владыки, обер-прокурор Святейшего
Синода Саблер попытался отговорить его от встречи, так как, по его
мнению, это была сложная и малоперспективная в смысле ее положительного
разрешения тема. Но переговорить с Императором лично - в этом митрополит
видел свой долг, он не считал возможным для себя продолжать молчать.
При встрече с Императором митрополит Владимир убедил императора в
необходимости восстановления Патриаршества, а в конце разговора отрицательно
высказался о Распутине, и прежде всего о том, насколько гибельно его
вмешательство в церковные дела. Император, выслушав владыку, сказал,
что, может быть, он во многих отношениях и прав, но Императрица никогда
не согласится на изменение положения дел в этом вопросе.
Императрица, узнав о разговоре митрополита Владимира с ее мужем,
пришла в негодование и, обвинив митрополита Владимира в том, что
он плохой верноподданный, потребовала его перевода из столицы.
23 ноября 1915 года последовал указ Императора о переводе митрополита
Владимира в Киев с сохранением прав и обязанностей первенствующего
члена Святейшего Синода,
22 декабря 1915 года владыка прибыл в Киев Если и была какая историческая задача у первенствующих членов Синода, а ими были в начале ХХ века митрополиты Антоний (Вадковский) и Владимир (Богоявленский), то она в первую очередь заключалась в том, чтобы освободиться от тянущей на дно цепи противоканонического церковного управления, - в этом был их исторический долг перед Церковью и земным Отечеством, чтобы, хотя бы и лично жертвуя всем, настоять на созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви, на восстановлении канонического церковного строя в лице Патриарха, дав возможность православному русскому народу объединиться вокруг своего духовного центра в единственной организации, которую он сохранил сквозь века.
Не многим даже духовным
лицам известно и то, например, что назначение митрополитов, назначение
членов Синода, вызов тех и других для присутствия в Синоде и увольнение
снова в епархию - зависит исключительно от обер-прокурора, что самого
Синода об этом и не спрашивают,
Менее месяца пробыл митрополит Владимир в Киеве и 7 января 1916 года
выехал в Петроград для участия в заседаниях Святейшего Синода. Впоследствии
он большую часть времени, по своему положению первенствующего члена
Синода, проводил в Петрограде, так что киевская паства стала в конце
концов выражать неудовольствие по этому поводу. В феврале 1917 года
в России произошел государственный переворот, Император отрекся
от престола, Временное правительство назначило нового обер-прокурора,
который попытался заставить членов Синода принимать лишь ему угодные
решения, и это довершило неустройство в управлении Русской Православной
Церкви. Митрополит Владимир не согласился с беспорядочными действиями
нового обер-прокурора, и тот в ответ уволил всех членов Синода и набрал
новых. Беззаконие дошло до своего логического конца, 24 марта 1917
года митрополит Владимир вернулся в Киев.
В это время в Киеве нарастала гражданская и церковная смута, стали
активно действовать сепаратистские движения, был организован «Исполнительный
комитет духовенства и мирян» и создана должность «комиссара по духовным
делам». Встретившись с его представителями, митрополит Владимир заявил
им, что «Исполнительный комитет духовенства и мирян» - учреждение
самочинное, стремящееся к постепенному расширению своей власти
и к захвату ему не принадлежащих прерогатив.
Впрочем, митрополит не отказался вовсе от сотрудничества с этим самочинным
учреждением, надеясь направить впоследствии его деятельность в каноническое
русло, Съезд, состоявшийся 8-9 августа
1917 года, выказал крайнюю враждебность как к митрополиту Владимиру,
так и к Русской Православной Церкви. Митрополит держался на съезде с
крайней степенью терпимости, стараясь ничем не задеть его участников,
чтобы съезд действовал в духе мира, но участники съезда были настроены
иначе, и ему пришлось пережить тогда много тяжких обид и огорчений. По окончании работы съезда митрополит
Владимир выехал в Москву, где 15 августа 1917 года открылся Поместный
Собор Русской Православной Церкви. Собор открылся служением Божественной
литургии в Успенском соборе Кремля митрополитом Владимиром в сослужении
митрополитов Петроградского Вениамина (Казанского) и Тифлисского
Платона (Рождественского). Поместный Собор избрал митрополита Владимира
своим почетным председателем, а также председателем отдела церковной
дисциплины. Все заседания Собора происходили в Епархиальном доме,
устроенном когда-то тщанием митрополита Владимира, ему уже шел 70
год жизни. В те смутные дни начавшейся государственной разрухи Собор
принял решение о восстановлении в Русской Православной Церкви патриаршества.
Было проведено несколько туров голосования. Владыка участвовал
только в первом туре, так как получил всего тринадцать голосов. Голосованием
Собор избрал трех кандидатов в патриархи - архиепископа Харьковского
Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского
Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона
(Белавина). Окончательный выбор был предоставлен
Промыслу Божию. 5 ноября 1917 года в храме Христа Спасителя после
Божественной литургии митрополит Владимир вынес на амвон ковчежец
со жребиями, благословил им народ и снял печать. Из алтаря вышел старец
Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий (Соловьев). Помолившись,
он вынул из ковчега жребий и передал его митрополиту Владимиру.
Владыка громко прочел: «Тихон, митрополит Московский - аксиос!»
В середине ноября 1917 года в Киеве был организован особый комитет
по созыву всеукраинского православного церковного Собора духовенства
и мирян. Комитет возглавил архиепископ Алексий (Дородницын), Все новообразованные организации были
настроены открыто враждебно к митрополиту Владимиру и выступили
с требованием не допускать его в Киев.
по приходам Киевской епархии было разослано
распоряжение о поминовении в церквях за богослужением Всеукраинской
Церковной Рады, возглавляемой архиепископом Алексием (Дородницыным);
В декабре 1917 года между 10 и 12 часами ночи в покои митрополита в
Лавре пришел член церковной Рады, священник, в сопровождении военного
и стал предлагать митрополиту Владимиру патриаршество в Украинской
церкви. Митрополит выразил удивление по поводу перемены отношения
к нему, но вслед за этим посетители потребовали от него, чтобы он из
церковных средств выдал им сто тысяч рублей. Митрополит возразил, что
эти средства принадлежат всей епархии, которая одна только и может
распоряжаться ими. Они стали угрожать владыке, и он был вынужден пригласить
через келейника монастырскую братию, чтобы удалить непрошеных гостей,
что и удалось сделать часа через полтора.
Об идейном настрое митрополита в то время и его душевном состоянии
свидетельствует рассказ очевидца, подпоручика Кравченко, бывшего
на приеме у владыки 12 декабря 1917 года, к которому владыка обратился
с такими словами: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов
отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы
только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца жизни буду страдать,
чтобы сохранилось православие в России там, где оно началось». - И,
сказав это, архипастырь горько заплакал.
Описывая позицию митрополита Владимира по отношению к предстоящему
украинскому Собору и предложениям покинуть Киев, православные авторы
тех лет свидетельствуют, что он противился созыву украинского Собора
из-за неправильной в церковном отношении процедуры созыва Собора,
и главным образом потому, что это было требованием «группы людей,
собравшихся в украинской церковной Раде под главенством архиепископа
Алексия (Дородницына), которого он считал величайшим и тяжким церковным
преступником и мятежником». Однако привычки, приобретенные во время,
по сути столь же незаконного, обер-прокурорского правления, были настолько
укоренены, «что если бы законное правительство Украины, - свидетельствовали
современники, - предложило ему оставить Киевскую митрополичью кафедру,
то он немедленно и беспрекословно сделал бы это», как будто требование
- на сию минуту законного гражданского правительства - оставления
архиереем церковной кафедры могло стать законным, как будто церковное
право могло быть одной сути с правом гражданским, а источником власти
церковной - власть светская, - таково было весьма тяжелое, столетиями
копившееся мертвящее наследие синодальной эпохи.
Прибывшие в Киев из Москвы епископы украинских епархий признали Центральную
Раду правомочной созвать украинский церковный Собор, начало заседаний
которого было назначено на 8 января 1918 года. . 7 января митрополит Владимир обратился
к членам Собора со словом, в котором призвал их к осторожной, серьезной
и вдумчивой работе в духе мира, любви и единения со всей Православной
Восточной Церковью вообще и в особенности с Русской Православной
Церковью.
Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председателя Собора,
избрав его лишь почетным председателем
Поднявшись на первую площадку
лестницы, владыка остановился и, обратившись к сопровождавшим его
убийцам, сказал:
- Ну, господа, если вам угодно расстрелять меня, расстреливайте
здесь же, на месте, - я дальше не пойду.
- Кто тебя расстреливать будет - иди! - крикнул предводитель.
Наверху митрополита и сопровождавших его убийц встретил келейник,
он открыл дверь в залу и подал митрополиту ключ, которым тот открыл
дверь в спальню, куда вошел сам, а вслед за ним убийцы, келейника в
спальню они уже не пустили.
Минут через 15-20 владыка вышел из спальни в сопровождении солдат, в
рясе, с панагией на груди, в белом клобуке на голове. Келейник
встретил его в передней и хотел подойти под благословение, но предводитель
убийц, грубо его оттолкнув, зло сказал:
- Довольно кровопийцам кланяться, кланялись, будет!..
Келейник, однако, решительно шагнул навстречу митрополиту, и тот
сам приблизился к нему, благословил, поцеловал и, пожав руку, сказал:
- Прощай, Филипп!
Затем владыка вынул из кармана платок и вытер слезу. По словам келейника,
внешне митрополит казался спокойным, как будто он шел на служение литургии.
Другой келейник владыки, иеродиакон Александр, сказал, обращаясь к
солдатам:
- Товарищи, куда вы ведете митрополита?
- В штаб для допроса, - ответил один из солдат.
- А где ваш штаб?
- В городе.
- Не на гостинице ли?
- На гостинице - второстепенный штаб, а главный - в городе, на Печерске.
- Тогда владыке нужно одеться, - на дворе зима, холодно.
- Мы говорили ему, чтобы он одевался, он не захотел.
- Дайте одеться - зима, холодно, - сказал митрополит.
Солдаты позволили, митрополиту подали шубу, галоши и посох. Он
всех благословил и сказал:
- Прощайте!
Солдаты вывели митрополита на лаврский двор и повели к воротам. Подойдя
к углу Великой Лаврской церкви, солдаты закурили, и митрополит,
остановившись напротив входа в церковь, стал молиться. Дойдя до ворот
Лавры, он снова остановился, обратился к иконе святителя Николая
и, перекрестившись, поклонился. Затем монах-привратник открыл обе
половинки ворот и митрополит в сопровождении солдат вышел из Лавры.
Убийцы усадили его в автомобиль и, проехав с километр, остановились.
Солдаты повели митрополита влево от дороги на небольшую поляну
между крепостных валов. Митрополит Владимир спросил:
- Что, вы здесь хотите меня расстрелять?
- А что же? Церемониться с тобою? - ответил один из них.
Услышав такой ответ, владыка попросил дать ему время помолиться.
- Но только поскорее! - сказал убийца.
Воздев руки кверху, митрополит стал вслух молиться:
- Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой
с миром.
Затем он благословил убийц и сказал:
- Господь вас благословляет и прощает.
Не успел он еще опустить руки, как раздались три выстрела, и митрополит
Владимир упал. Убийцы подошли к митрополиту вплотную и сделали еще
несколько выстрелов, а затем ударили штыком в живот.
Монахи, стоявшие во дворе Лавры, услышав выстрелы, вслух высказали
предположение, что это расстреливают митрополита. В это время к
ним приблизилась группа более десятка солдат, и один из них спросил:
- Батюшки, провели митрополита?
- Провели через ворота, - ответил монах.
Солдаты выбежали за ворота и минут через 15-20 возвратились обратно.
Один из монахов, подойдя к солдату, шедшему позади всех, спросил:
- Нашли владыку?
- Нашли, - ответил тот, - так всех вас по одному повыведем!
29 января в 8 часов утра тело убиенного
митрополита Владимира было положено в гроб и перенесено в Великую
церковь Лавры. После перенесения тела была отслужена литургия, После совершения отпевания гроб с телом
убиенного митрополита был обнесен вокруг храма и крестным ходом перенесен
в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви.
Почти сразу же на месте убийства митрополита Владимира был поставлен
крест, на котором время от времени стали появляться венки из живых
цветов, приносили их преимущественно по ночам из опасения преследований
от безбожников. На месте убиения стали совершаться по просьбам верующих
панихиды с участием иногда целых приходов.
После того как завершились гонения на Церковь, продолжавшиеся в течение
нескольких десятилетий, Архиерейский Собор Русской Православной
Церкви в 1992 году причислил священномученика Владимира(Богоявленского)
к лику святых. 20 июля того же года были обретены мощи священномученика
и положены рядом с мощами преподобных в Дальних пещерах
Киево-Печерской Лавры в пещерной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Митрополит Владимир подготовил к
мученичеству всех будущих новомучеников на протяжении всех главенствующих
кафедр Русской Православной Церкви своим стоянием в вере, своим примером.
Святости научиться по книгам невозможно, для стяжания святости необходимо в своей жизни хотя бы раз увидеть настоящего подвижника благочестия, излучающего свет Христов, таким и был священномученик митрополит Владимир (Богоявленский).
Протоиерей Игорь Илюшин, сотрудник Координационного центра по
противодействию наркомании и алкоголизму
Литература
1. РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 246.
2. Труды Киевской Духовной Академии. 1874.
3. Тамбовские епархиальные ведомости. 1883. № 15.
4. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь». Тверь. 2005.
5. РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 246.
6. Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10.
7. Новгородские епархиальные ведомости. 1890. № 7-8.
8. РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 246, л. 11.
9. Прибавления к Духовному вестнику Грузинского экзархата. 1897. № 21-22.
10. Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10.
11. РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 246, л. 15 об-16.
12. Слово Высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, произнесенное на молебне пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих гор. Москвы. М., 1902.
13. «Юношам!» Речь Высокопреосвященнейшего Митрополита Московского и Коломенского Владимира, произнесенная 30 декабря 1910 года на собрании Кружка в Епархиальном доме. М., 1911.
14. Иерей Николай Крикота. Я готов отдать свою жизнь за Церковь. Жизнеописание священномученика Владимира Киевского. М., 2002.
15. В жертву Богу приносится лучшее. Киев, 1918.
16. Голос Церкви. Ежемесячный церковно-общественный журнал. М., 1912.
17. Прибавления к Церковным ведомостям. Петроград, 1918. № 9-10.