Беседа руководителя Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктора социологических наук Игоря Анатольевича Романова с историком и писателем, создателем проекта «Имперский архив» Андреем Юрьевичем Хвалиным
Игорь Романов: - Самый молодой край России - это наше Приморье и Приамурье. Середина XIX века - вот начало утверждения России у границ с Азией. Айгуньский и Пекинский договора позволили русскому народу оказаться лицом к лицу с новыми для нас китайским, корейским, японским народами. И всего-то прошло немногим более 150-ти лет нашего соседства с великими азиатскими державами. Россия только-только стала являть себя новым народам как держава миссионерская, несущая Слово Божие миру. Появились православные храмы и монастыри среди таежных просторов Приморья и Приамурья, расселились русские богомольцы на амурских и уссурийских берегах. Возникли православные духовные миссии в соседних государствах.
И вот Первая мировая, революция, Гражданская...
Россия продолжает идти на восток, но уже без Креста и Евангелия.
Как Вы видите вот эти периоды в движении России на восток? Какое у Вас отношение к имперскому началу Дальней России? К советскому времени? И, наконец, к нынешнему?
Андрей Хвалин: - Все периоды взаимосвязаны и вытекают один из другого, следуя за основной идеей русской православной цивилизации - быть удерживающей «тайны беззакония» в мире. Здесь мы выступаем наследниками Римской, Византийской цивилизаций. Отклонения от магистральной линии случались, но они были вызваны объективными причинами. Потом державный корабль вновь ложился на главный курс.
И.Р.: - Вы родились на Дальнем Востоке. Но, наверное, большую часть жизни живете в европейской России. Уже давно живете в Москве. Вы себя считаете дальневосточником?
Что это за порода людей такая - дальневосточник? Сейчас, правда, выдумывают какие-то новые этносы, типа «сибиряк», «казак»... Все это искусственные конструкции, интересные тем, кто желал бы рассечения нашего государства. И все же, мы знаем, что дальневосточники, например, имеют свои общие особенности, черты характера...
А.Х.: - Как Россия, по выражению М.В. Ломоносова, «приросла Сибирью», также затем она «приросла Дальним Востоком». С появлением массового оседлого населения, выходцев из центральных мало - и среднерусских земель, на рубеже 19 и 20 веков зримо оформляется процесс формирования единой имперской российской нации. Жаль, что к «дальневосточникам» не прибавились «аляскинцы», но если судить по последним президентским выборам в США, то вполне возможно, что вскоре пост губернатора Аляски займет русский человек, как это произошло, например, в Риге.
Именно люди, продолжающие считать себя наследниками Великой России, спасли и сохранили единое государство в советский период русской истории. Как и представители 78 народов, составивших население Приморья, мои предки пришли в этот край из Малороссии, из-под славного города Чернигова, где некогда «баловал» Соловей-разбойник. Моя бабушка еще пела наряду с русскими старинные казачьи и украинские песни. В качестве журналиста я бывал в селах Приморья, где еще в конце ХХ века говорили на украинской «мове». Здесь, в Приморье, вместе с другими переселенцами, мои сродники стали имперцами - защитниками и строителями великой державы. Они дали наименования местной сопке, построенным их руками деревням.
Был и обратный естественный процесс. Как вы знаете, Москва строилась помимо основного сакрального принципа еще и по географическому принципу расселение землячеств. В этих районах даже появлялись улицы с наименованиями тех мест, откуда пришли ходоки. Например, на востоке столицы есть улицы Амурская, Байкальская, Хабаровская, Уссурийская, Сахалинская и др. Выросшие на окраине Империи поколения державных людей в ХХ веке созидали столицу и союзное государство и победили могущественного врага - объединенную Европу и Японию. «Сибирские» и «дальневосточные» дивизии внесли решающий вклад в победу под Москвой. Слава павшим героям! Вечная память вечно живым! Ведь наш Бог не мертвых, а живых. И у него нет неизвестных солдат и заменимых людей.
Породу русских людей, выросшую и сформировавшуюся за Уралом, я называю «русскими азиатами». Если вы хотите лучше познакомиться с их характером и нравом, перечитайте произведения великого русского поэта Павла Васильева. После смерти С. Есенина его ставил на первое место среди своих современников Б. Пастернак, себе же скромно отводя второе место.
Русский азиат Павел Васильев - это естественный сплав вольного духа великих степных и морских просторов, сопок и тайги, а не сконструированные «евразийцы» П. Савицкого с сотоварищи или политические «евразийцы» А. Дугина с сотоварищи. Убитый в 1937 году Павел Васильев пророчески сказал о том, что нас связывает воедино в духе и крови:
«Вспоминаю я город
С высокими колокольнями
Вплоть до пуповины своей семьи.
Расскажи - что! Родина,
Ночью так больно мне,
Протяни мне,
Родина, ладони свои.
(...)
Мы не отречемся от своих матерей,
Хотя бы нас
Садили на колья.
Может быть, лучшего ребенка в стране
Носит в своем животе поповна?»
Эти цитаты взяты из стихотворения «Раненая песня», написанного в 1933-м, а опубликованного впервые спустя пятьдесят пять лет.
Православный дух дышит, где хочет. А талант рождается на благодатной, подготовленной почве. Считаю, что по талантам, «людскому богатству» любой регион Сибири или Дальнего Востока давно обогнал даже целые страны, которые в то же время, что и Дальняя Россия, начинали осваиваться англо-саксонским миром.
Подытожу сказанное: русский азиат - это глубоко имперский человек на духовном и генетическом уровне. Жертвами пропагандистских уловок, не говорю о сознательных закоперщиках, о т.н. «сибирском» или «дальневосточном» сепаратизме, на мой взгляд, становятся не коренные жители этих мест, а скорее современные «перекати-поле», которые оторвались от своей малой родины, не могут глубоко пустить корни в Дальней России и мечтают катиться дальше туда, где текут молочные реки сквозь кисельные берега. Может, такими «переселенцами» заселить Аляску? Хотя и там вряд ли будут приветствовать антиамериканский сепаратизм.
И.Р.: - Однако, вправе ли мы сегодня говорить о существовании какой-то дальневосточной культуры, отдельной от российской? У нас во Владивостоке просто обилие литературы, где проводится мысль о том, что Дальний Восток - это особое, как бы даже нероссийское, культурное, литературное пространство. Есть издательства, которые претендуют на то, что они публикуют исключительно дальневосточную литературу. При этом дальневосточная она лишь по месту написания, а по содержанию - сплошь прозападная, космополитская...
Вы немало потрудились в журналистике. Работали и на Севере, и на Дальнем Востоке. Что Вы думаете по поводу состояния журналистики и литературы на Востоке России, в Приморье?
А.Х.: - Как и по всей стране, на Дальнем Востоке есть поклонники западно-европейской и американской культуры, а также, добавлю, и восточной культуры. В этом не вижу ничего страшного. Это, во-первых, подчеркивает лишний раз единство нашей страны, единство идущих в разных регионах общих процессов. А во-вторых, подчеркивает, по мысли Ф.М. Достоевского, вселенскость русского человека. На планете ныне, пожалуй, только и остался один русский народ, который может понять и помочь любому угнетенному народу. Осваивая культуру и достижения любого народа, русский народ сам обогащается и притягивает их в свою орбиту. Многое для этого общего процесса распространения русской православной окуймены на планете делают приморские литераторы и журналисты в меру своих сил и способностей. Об истории литературы Дальнего Востока говорить не буду - это можно узнать из учебников. Из ушедших, эпоху которых застал и сам был участником литературного процесса, назову большого русского поэта Геннадия Лысенко и первого литературного критика С. Крившенко. Из ныне здравствующих люблю и считаю выдающимся поэтом своего друга Владимира Михайловича Тыцких. Кстати, он много сделал для проведения в крае ежегодных Рождественских чтений.
У имперца Владимира Тыцких (уроженца Восточно-Казахстанской области в СССР, закончившего медучилище в Казахстане, военное училище на Украине, а служившего на Балтике и Тихом океане) есть прекрасное стихотворение, посвященное уроженцу Павлодара Павлу Васильеву:
Вернись туда! Там песнь твоя слышна.
Ты сам увидишь, возвратишься если:
Степная крепкокрылая весна
Летит на зов твоей горячей песни.
Вернись туда. В родимой стороне
Тебя поймут и ни о чем не спросят.
Еще не поздно. Свет горит в окне.
И свет-Наталья распускает косы.
Что птица-гусь, покуда жив орел?
Что рыба-язь - есть чудища доселе!
Твои скитанья - что ты в них обрел?
Твои друзья - зачем ты им поверил?
Прости их всех и воротись домой!
Зайсан глубок. Разбой иртышский гулок.
...Взошла звезда над вольной Бухтармой
И - рухнула в московский переулок.
Как видим, преемственность большой русской поэзии, в том числе через творчество отдельных поэтов, продолжается. О состоянии современной литературы и журналистики в Приморье, вы можете лучше судить, т.к. живете здесь, я бываю в родном краю наездами по служебной надобности. Уже два десятка лет, как живу в Первопрестольной, куда переехал с семьей по благословению.
И.Р.: - Какие темы, на Ваш взгляд, заслуживают сегодня наибольшего внимания в культурной политике государства, касающейся дальневосточной тематики? Какие темы можно предложить сегодня отечественным литераторам, художникам, людям искусства в их обращении к дальневосточному пространству России?
А.Х.: - Дальний Восток сегодня, как и всегда, на границе, на рубежах державы. Ныне из Дальней России открываются новые рубежи - космические! Но чтобы надежно выйти в космос, нужен крепкий духовный тыл. Надо строить и запускать космические корабли. Но также необходимо строить православные храмы и развивать миссионерскую деятельность дальневосточных епархий Русской Православной Церкви. В первую очередь чрезвычайно важно достроить главный кафедральный собор города, владеющего Востоком. И Владивосток станет малым Константинополем, соединяющим Европу, Азию и Америку.
И.Р.: - Значительную часть своей жизни Вы посвятили Царскому делу. Вы ведете исторические исследования, пишите книги, публикуете статьи, где раскрывается образ наших самодержцев, политика Российской Империи...
Этой работой Вы занялись во Владивостоке? Что привело Вас этому высокому делу? С чего начинается Ваш путь служения Государю?
А.Х.: - Путь служения Государю у меня начинался со столиц, Петербурга и Москвы. Там мое врожденное имперское чувство приморца получило развитие и огранку. Дальше все шло по возрастающей, хотя и сопротивление среды нарастало.
И.Р.: - Расскажите о своих годах работы вместе с митрополитом Вениамином (Пушкарем), о работе с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой. Ведь это очень значимая часть Вашего пути, если так можно сказать, ко Христу и к Русскому Государю...
А.Х.: - Этот период моей скромной деятельности достаточно хорошо освещен в печати, литературе, интернете. Ни от чего не отказываюсь, всех благодарю за помощь, за науку, за любовь и ненависть. Главное, что понял за эти годы - любовь к святой Царской Семье, к Святой Руси начинается с любви к своей семье. Сейчас, как и в 30-ые годы прошлого века, сохранение семьи имеет остро политическое и международное значение. Помните, как у Павла Васильева:
Я не отрекаюсь - мне и не надо
В иртышскую воду прятать концы.
Мы не отречемся от своих матерей,
Хотя бы нас
Садили на колья -
Я бы все пальцы выцеловал ей,
Спрятал свои слёзы
В ее подоле.
Именно сохранение семьи, наших объединенных родов, пустивших корни во многих уголках Российской Империи, позволяет мне с оптимизмом смотреть в будущее.
И.Р.: - Сейчас Вы ведете дела Юбилейного Комитета, созданного с целью подготовки 130-летия Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича Романова. Также Вы работаете над очень масштабным проектом, который именуется «Имперский архив». Есть солидная книга, которая так и называется «Имперский архив». В этой работе Вам удалось собрать хорошо систематизированный и осмысленный корпус документов, фактов, показывающих образ Государства Российского и образ имперской политики России. Действует интернет-сайт «Имперский архив», который за короткое время стал просветительским и вдохновляющим информационным источником для серьезных, академических исследователей и даже для молодых студентов, журналистов и публицистов. Расскажите о задачах этого большого дела, которое именуется «Имперский архив»?
И в продолжение предыдущего вопроса хочу спросить: много лет, и во Владивостоке и в Москве, занимаясь изучением личности и политики Государя Николая Александровича Романова, Вы, конечно, видите, какое внимание уделял он движению России на восток. И можно ли сказать, что это движение было одним из главных направлений в политике Царя Николая II? Чем определена Ваша устремленность к личности Святого Царя Мученика и его делам?
А.Х.: - Последние Ваши вопросы взаимосвязаны и посвящены деятельности созданного в конце 2016 года Юбилейного комитета к 130-летию путешествия на Восток Наследника Цесаревича Великого Князя Николая Александровича 1890/91 годов и поддерживающего этот проект сайта «Имперский архив».
Особо надо отметить, что в эпоху правления святого Царя Николая II Александровича, происходит качественное изменение, если так можно выразиться, всей политики государства. Прежде Россия имела «европоцентристский» крен, а освоение Востока и Американского континента шло экспедиционным путем и с помощью создания опорных пунктов, разбросанных на огромных расстояниях один от другого. На рубеже 19-20 веков начинается «малое» переселение российских народов. Оно было продолжено, в том числе и варварскими методами трудармий, в советский период российской истории. В этой причинно-следственной цепочке исторического движения России на восток «встречь солнцу» восточное путешествие Цесаревича от Петербурга до Петербурга оказывается своего рода «застежкой». С тех пор Россия как двуглавый орел ни на минуту не упускает из поля своего внимания ни Европы, ни Азии с Америками, ни Арктики с Антарктидой. Именно в эпоху царствования святого Императора Николая русская православная цивилизация приобретает окончательные формы великой мировой державы. Все современные попытки внутренних и внешних сил сбить Россию с этого пути только подчеркивают верность сделанного нашими предками цивилизационного выбора.
Усилия почитателей памяти святого Царя-мученика Николая, объединенных в Юбилейный комитет к 130-летию путешествия на восток Наследника Цесаревича, а также редакции сайта «Имперский архив» направлены на привлечение к этому великому историческому событию внимания верховной государственной и церковной власти. В успехе мы не сомневаемся потому, что нас любит Царь-страстотерпец Николай, как и мы его; у нас есть благословения старцев и архиереев; мы не испытываем недостатка в средствах даже в кризис, т.к. у нас открыт огромный безвозмездный кредит в ЦНБ - Центральном Небесном Банке, где ржа не разъедает и вор не подкопает. Как и все православные люди, как все царелюбцы - мы исторические оптимисты, а посему уверены в восстановлении монархии в России и Втором славном пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
И.Р.: - Вы хорошо знаете Владивосток, Дальнюю Россию и историю этих мест. Как думаете, почему именно здесь состоялся Приамурский Земский собор? Что это было за событие? Как Вы думаете, у Владивостока, у Русского Приморья, есть какое-то особое призвание в жизни России и русского народа?
А.Х.: - О Приамурском Земском соборе 1922 года во Владивостоке, восстановившем Династию Романовых на Российском престоле (но не «кирилловичей») у меня издана книга еще в 1993 году. На следующий год она получила премию «Традиция» Союза писателей России. С того момента идеи Приамурского Земского собора прочно вошли в российское общественное сознание. Кстати, тысячный тираж моей книги давно разошелся, поэтому электронный вариант планирую разместить на нашем сайте «Имперский архив». Наряду с другими монархическими материалами такие публикации разъясняют нашим читателям «имперский взгляд» не только на историческое прошлое нашей страны, но и на современность, позволяя с уверенностью смотреть в будущее. Призываю Вас и Ваших читателей регулярно знакомиться с публикациями «Имперского архива». Как говорится, здесь «формулируются смыслы», которые через некоторое время станут идеологическими формулами, а затем и пропагандистскими клише. Например, более десятка лет понадобилось, чтобы массовое сознание усвоило уроки Приамурского Земского собора. Также более десяти лет прошло, как, будучи членом московского Братства Царя-мученика Николая, собирал подписи за канонизацию Царской Семьи, до Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя, на которой Царственных страстотерпцев прославили в сонме Новомучеников и Исповедников ХХ века Церкви Русской и на которой мне посчастливилось быть и молиться вместе с Патриархами, архиереями и сотнями богомольцев. Ныне молитвы и службы Царственным страстотерпцам вошли в богослужебную практику. События, имеющие отношения к Царской Семьи, происходят по всей России. А ведь когда мы начинали в Братстве, нас гнали не только светские власти, но и от многих храмов. Слава Богу, что Царскую Семью прославили всей полнотой нашей Матери-Церкви.
В России путь к покаянию начался с проповеди Святейшего Патриарха Тихона, осудившего убийство Царской Семьи. Следующая важнейшая веха - Приамурский Земский собор, официально заявивший об убийстве всех членов Семьи, и при том восстановивший самодержавную власть. Кстати, по моему мнению, именно из-за этого важнейшего державного деяния Приамурского Земского собора, собравшегося по благословению святого Патриарха Тихона, советская власть уничтожила практически все храмы города. Усилиями дорогого владыки Вениамина, митрополита Владивостокского и Приморского, сегодня возрожден духовно и в камне православный Владивосток. По благословению Ангела Приморской Церкви восстановлена и Триумфальная арка, встречавшая Наследника Цесаревича в мае 1891 года, когда он вступил на русскую землю. В этот высокоторжественный день у арки владыка служит благодарственный молебен святым Царственным страстотерпцам. Здесь, во Владивостоке, на Земском соборе началось опамятование русского народа в грехе Бого - и цареотступничества. Ныне оно продолжается молитвами православных верующих и деяниями приморских монархистов. Все мы, православные люди, живущие во всех уголках Русского мира, - разные и особенные. Но вера и молитва у нас всех одна: о Боге, о Царе, о России!
1. Re: «Молитва у нас одна: о Боге, о Царе, о России!»