В мае этого года РНЛ публиковала беседу редакции журнала «Берег России» с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями о повороте России на Восток.
В той майской публикации отсутствовали размышления одного из авторитетных участников беседы – русского мыслителя, главного редактора газеты «Русский Вестник», директора Института русской цивилизации Олега Анатольевича Платонова.
Весь текст беседы не так давно был представлен в свежем номере журнала «Берег России». Предлагаем вниманию наших читателей полную версию разговора экспертов о движении России на Восток с участием Олега Анатольевич Платонова.
+ + +
Россия идет на восток. Об этом не первый год говорят первые лица нашего государства, ведущие политики и руководители. На высшем уровне государственной власти заявлено о повороте на восток, об отказе от западных ценностей и даже о полном разрыве с Западом.
В связи с нарастающей актуальностью темы, редакция церковно-политического журнала «Берег России» побеседовала с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями, чьи труды соприкасаются с вопросами церковной и государственной политики России на восточном направлении. В ходе беседы был задан ключевой вопрос: «С чем, с какими идеями и смыслами, с какой стратегической идеей могла бы сегодня обратиться Россия к Азии в своем новом движении на восток?».
В беседе участвовали:
— известный архиерей Русской Церкви митрополит Вениамин (Пушкарь), с 1992 года по 2018 год возглавлявший Владивостокскую и Приморскую епархию, автор фундаментального труда «Священная Библейская история», кандидат богословия;
— русский мыслитель, директор Института русской цивилизации, главный редактор газеты «Русский Вестник», доктор экономических наук Олег Анатольевич Платонов, родился на Урале, в своей масштабной издательской и просветительской деятельности много внимания уделяет геополитическим вопросам движения России на восток, проблемам Зауралья;
— российский историк, специалист по вопросам русской консервативной мысли, главный редактор информационно-аналитического портала «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов, выпускник Дальневосточного государственного университета, более двадцати лет проживший на Дальнем Востоке;
— российский историк, писатель, председатель Юбилейного комитета Восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича Андрей Юрьевич Хвалин, уроженец Приморского края, долгое время жил и трудился на Дальнем Востоке;
— директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», главный редактор журнала «Берег России», доктор социологических наук Игорь Анатольевич Романов, коренной дальневосточник, занимал должность начальника департамента по внутренней политике аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
***
Олег Анатольевич Платонов: Вряд ли можно однозначно сказать, с чем бы Россия могла сегодня обратиться к Азии. Конечно, с Православием, но готовы ли к этому азиатские, в первую очередь китайские элиты? У нашего народа всегда была миссия борьбы с мировым злом. А у них в Китае продолжали жить идеи конфуцианства, те идеи, которые развивали их мыслители. Они, китайцы, азиаты, считают себя особенными. Пока Китай смотрит на нас, а мы на них с интересом. Этот интерес обусловлен международной ситуацией, у Китая сегодня много проблем на мировом уровне. Нам, конечно, нужно использовать союзнические отношения с Китаем не только в экономике. Мы могли бы обращать больше внимания азиатских соседей к нашим духовным ценностям, культуре.
Нам надо укрепляться на своих восточных территориях, решать проблему с народонаселением. И нужно утверждать на российских землях, граничащих с Китаем и другими азиатскими странами, свою историческую систему символов, ценностей, укреплять свои цивилизационные основы, которые зиждутся на Православии.
Анатолий Дмитриевич Степанов: Россия могла бы обратиться к Азии с теми смыслами, с которыми веками шла на Восток Русская цивилизация. Смыслы эти кроются в нашей культуре, основанной на Православии, ими пропитаны сердца русского народа.
Тут уместно вспомнить, что наше освоение Дальнего Востока происходило совершенно не так, как происходила колонизация европейцами Америки: мы присоединяли территории с населением, сохраняя традиционный уклад жизни, европейцы присоединяли территории без населения (по крайней мере, в Северной Америке, которую колонизировали в основном англосаксы).
Россия шла на восток с идеями просвещения народов светом Христовой Истины и миротворчества, которые на протяжении веков являлись основой внешней политики Российского государства. С этим наше государство должно идти на Восток и сегодня.
Миротворчество (а это одна из заповедей блаженства) может и сегодня быть воспринята на Востоке, где мы видим много противоречий между народами и государствами. Именно Россия с ее многовековым опытом миротворчества, честного посредничества могла бы играть ключевую роль в недопущении войн, в умиротворении конфликтов.
Ну а следом вполне уместна и ненарочитая проповедь Слова Божьего, т.е. апостольское служение.
Пока в нашей восточной политике преобладают экономические, торговые интересы. Те смыслы, которые у нас самих доминировали на протяжении последних тридцати лет, когда мы были в идейном плену у западной цивилизации нетрадиционных ценностей, пока не выветрились из голов властьпредержащих. Тут нет ничего удивительного, ведь эти смыслы имеют глубинную основу – они заложены не только в либерализме, но и в социализме, основной философский постулат которого звучит как «бытие определяет сознание».
Но есть надежда, что конфликт с Западом на Украине поменяет сознание нашей элиты. Один из важнейших уроков нашей провальной политики на Украине заключается в том, что РФ с экономикоцентричным подходом проиграла США, которые вложили на порядок меньше средств в Украину, но вкладывали их преимущественно в идеологическую сферу и получили полный контроль над территорией.
Надеюсь, что в движении на Восток у нас начнут доминировать другие подходы. Трудность, конечно, заключается в том, что сегодня мы идём на Восток не размеренно с готовым планом, но на марше, сами вынужденные меняться.
Главным политическим и экономическим субъектом на Востоке является, конечно, Китай. Сегодня в России нередко задаются вопросом, как расположить Китай к Православию, к православным ценностям, чтобы наше единство было не сиюминутным, а опирающимся на глубинные основы. По этому поводу я слышал от экспертов разные оценки, порой взаимоисключающие. Одни говорят, что самосознание китайцев (да и японцев) таково, что они в принципе не способны воспринять православное учение. Другие обращают внимание на то, что восточные народы, китайцы прежде всего, испытывают тоску по идеалу, находятся в поиске религиозных смыслов. Не случайно среди них довольно широко распространяется (пусть в неполноценных формах) христианское католическо-протестантское учение.
Я думаю, что наступает эпоха, когда все лучшие представители человечества будут испытывать религиозный голод. Сейчас мы наблюдаем попытку Запада уничтожить не просто христианскую культуру, но сами основы богоустановленной жизни. Западная цивилизация фактически становится цивилизацией смерти, легализуя эвтаназию (самоубийство) и пропагандируя те извращенные формы человеческих отношений, которые препятствуют размножению человека. Запад, который был почти 500 лет флагманом развития человечества, ведёт теперь все народы к смерти.
На этом фоне наверняка обострится поиск смыслов бытия. Возможно, в этих условиях и Восток, особенно Китай, повернётся к тем православным ценностям, носителем которых является Русская цивилизация.
Словом, Россия, опираясь на свои корневые идеалы и ценности, окажется нужна Востоку, нужна взыскующим правды народам Азии.
Вот только мы сами должны быть готовы к этой миссии. Сами должны вернуться к нашим корням и истокам…
Игорь Анатольевич Романов: В чем выражается идея разворота России на восток? Конечно, далеко не только в экономических потугах, в попытках привлекать иностранные инвестиции и устраивать международные территории опережающего развития в приграничных регионах Дальнего Востока. Реальный и стратегический разворот, продолжение нашего многовекового движения к Великому Океану должны проявляться в укреплении в дальневосточных и сибирских землях опорных столпов, на которых держалась и по сей день держится Россия. Наша вера, наша родная русская культура, наши тысячелетние традиции и наш русский дух – вот истинные ценности и главные опоры державного строительства Руси на далеких тихоокеанских берегах, у пределов Азии.
Главным знамением нового обращения Руси на восток, ярким символом начала новой эры духовного и цивилизационного возвышения нашей страны на огромном пространстве, омываемом водами Океана Великого, является возведение во Владивостоке долгожданного Спасо-Преображенского кафедрального собора. Собор на берегу бухты Золотой Рог, строительство которого завершилось в августе минувшего года, – это символ великого духовного преображения всех народов и торжества Православия на востоке.
Как бы порой ни казалось сегодня, что в мире торжествует зло и власть денег, будущее – за Православием. Ведь Православие – единственно верный путь, ведущий нас ко спасению. По этому пути веками шла Россия. Православием жил и по сей день живет наш русский народ, который донес Крест и Евангелие до тихоокеанских волн. С Православием, с идеей спасения во Христе и жизни со Христом должна обратиться Россия к Азии.
Много сегодня прикладывается усилий мировыми мошенниками, откровенными врагами России, желающими исказить нашу историю, выдумать какие-то мифы о дальневосточных краях нашего Отечества. Мифы, в которых просто нет места Самому Богу, приведшему наших героических предков на берега Тихого океана. Зачем и для кого дальневосточникам навязывают какие-то легенды о давно сгинувших с нашей дальневосточной земли бохайцах и чжурчженях, а при этом вычеркивают или умаляют многовековую историческую миссию русского народа, великую историю России и всей Русской цивилизации, распространившейся до берегов Тихого океана?
Поколения наших предков преобразили дикие пространства на востоке, утвердили здесь великую Русскую цивилизацию. Цивилизацию, которая открыла Христа большим и малым народам Азии, Сибири и Дальнего Востока. Сегодня мировые дельцы и их пособники в России, жаждущие больших денег, стремятся продать то, что не принадлежит им, то, что они не строили и не открывали. И при этом пытаются внушить всем, будто и не было тут никакой Руси, никакого Православия, а сплошь драконы и шаманы, тигры и их поклонники. Но вся эта суета тщетна. Наши Сибирь и Дальний Восток, наше Русское Приморье будут форпостом Православия в Азии. Очевидно, что такова воля Божия. Свою волю Господь открыл многим и многим людям, строившим церкви и монастыри от Урала и до Тихого океана. Бог указал русским царям и простому русскому народу путь на восток. Он щедро одарил Россию благодатными землями, тайгой, реками и морями, чтобы Русь Православная славила Христа и проповедовала Его среди многочисленных азиатских народов. Посмотрите, как широко сегодня разливается проповедь Православия на востоке. И даже в юго-восточной Азии, на Сингапуре, Филиппинах и во Вьетнаме трудятся священники Русской Церкви, славят Христа азиатские народы. Истинные разворот на восток и миссия России на востоке заключаются в том, чтобы нам, нашему народу духовно преобразиться самим и просветить Светом Христовым все народы Азии.
Андрей Юрьевич Хвалин: Россия сейчас, изживая «погром» конца ХХ века, начинает выходить на тот путь, по которому шла Православная Русь со времен Крещения. Для России движение на восток, ближний и дальний, никогда не прекращалось. Оно было и до монгольского периода. У нас ходили в Константинополь, в Византию, которая для нас была образцом. Потом «всходили» в Иерусалим… Мощный поворот на восток начался с Царя Иоанна Васильевича Грозного, когда Ермак присоединил Сибирь к России. Потом эпоха Династии Романовых, при которых Русь прочно встала на берегу Тихого океана. При Российском Императоре Александре III Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем был заложен Транссиб. Уже при Императоре Николае II создан Фонд им. Государя Александра III, на средства которого вдоль Транссиба строились церкви и школы.
После февральско-октябрьского переворота Россия была значительно отброшена назад. Сократилась территория, был нанесен колоссальный урон экономике, культуре, обороноспособности страны. Но потом потихоньку мы начали опять возвращаться на прежний исторический путь развития.
Сейчас движение на восток продолжается. Даже расширение БАМа, – это всё то же движение на восток, как это было со строительством Транссиба.
Однако, в нашем движении на восток сегодня нельзя ограничиваться лишь узкими прагматическими целями. Построить земной рай, утопический «город солнца» вообще невозможно, будь то на западе или востоке. Процесс взаимного сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона должен строиться на уважении к духовным и культурным особенностям народов всех государств. В нашем случае – к традиционным ценностям Российской Империи, в том числе получившим развитие в советский период русской истории.
Если сегодня выйти на центральную площадь Владивостока у бухты Золотой Рог, то перед взором гостей, приезжающих в Приморье, предстаёт великолепный Спасо-Преображенский собор как образ Константинопольской Софии.
К Азии мы обращаемся с нашей православной культурой, духовными ценностями, которые проистекают из нашего православного исторического развития, с передовыми технологиями, нашими сельскохозяйственными достижениями. Китай и другие азиатские страны тянутся к нашей культуре, литературе. Это видно даже на небольших примерах. Моя супруга, профессор одного из московских вузов, осенью прошлого года оппонировала кандидатскую диссертацию, посвящённую творчеству святителя Феофана Затворника, подготовленную китайским аспирантом. Посмотрите, в Харбине сейчас уже проводятся православные богослужения. В Китае растёт интерес к предметам православной культуры.
Какие бы проблемы, препятствия ни возникали на нашем пути на восток, Россия будет расширяться и идти «встречь солнцу». И обязательно будет нести Свет Христов азиатским народам.
Митрополит Вениамин (Пушкарь): Приняв от Византии духовное сокровище, истинную веру, Русь полюбила Христа и свято хранила свое Православие от всех ересей и, особенно, от западного влияния. Ведь с Запада шло католичество, протестантизм. Россия своей Православной верой вызывала вражду католиков и протестантов и вынуждена была защищаться от Запада. Еще святой князь Александр Невский боролся с амбициями Запада и показал нам, как нужно крепко стоять за веру Православную. На Чудском озере он дал четкий ответ западной ереси. Защищая от Запада Православие, Русь устремилась на восток. И она через Урал, через горы и тайгу пошла к далеким азиатским пределам, ведь она и сама часть Азии.
Дикие необжитые зауральские просторы расцветали, облагораживались под благодатным духовным влиянием всего русского народа, пришедшего на восток с Крестом и Евангелием. Русская Церковь строила храмы и монастыри, открывала новые епархии на восточных землях, просвещала народы, населяющие Сибирь и Дальний Восток. В лоне Православия местные народы обретали путь ко спасению, приобщались великой православной культуре России, меняли свой образ жизни, возвышаясь духовно и нравственно.
Православные миссионеры двинулись в Азию. Были образованы Русские православные миссии в Китае, Японии, Корее. Однако и здесь Запад стремился помешать нам. Политика Запада была направлена против расширения Православной Руси на восток, что вылилось в открытое военное противостояние на Тихом океане.
Если бы не противостояние дьявола, который зачастую действовал через западные силы, то многих-многих результатов миссионерских достигла бы Россия во всей Восточной Азии.
Однако самый мощный удар в своем движении на восток Православная Русь получила в XX веке, когда власть в стране захватили безбожники. Всё, что было создано на Востоке, наши православные духовные миссии в Азии, церкви и монастыри, духовные и образованные подвижники-миссионеры – всё было разрушено и уничтожено богоборческой властью.
С Божией помощью, сейчас мы восстанавливаем утраченное. Русская Церковь возвращается на свой миссионерский путь, по которому шла до революции. В Азии вновь развивается наша православная миссия, создана Японская Автономная Церковь, действует экзархат Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре, чего не было даже во времена Православной Российской Империи.
Ярким символом нашего нового обращения к Востоку с проповедью Евангелия является недавно достроенный с большими усилиями Спасо-Преображенский кафедральный собор во Владивостоке. Собор как Святая София в Константинополе стоит на берегу бухты Золотой Рог, встречая корабли, прибывающие с Океана, возвещая всей Азии, что русский народ, как и прежде, устремлен к своим православным идеалам, исполнен любовью ко Христу.
Есть и сегодня немалые трудности в нашем миссионерском движении на восток. Пока слабо откликается на проповедь Православия наш могучий азиатский сосед Китай.
Нам надо помнить, что сила России, ее могущество и мировое положение не только в ее великих просторах и природных богатствах. Россия сильна и глубока своей духовностью. Этим безценным сокровищем мы можем и должны поделиться со многими азиатскими народами. Только делать это надо с миром, не так, как «делились» и «миссионерствовали» испанские завоеватели в Южной Америке. Нужно идти на восток с любовью. Восток — это судьба России. Востоку нужно посвятить наши миссионерские труды и приложить к этому большие не только церковные, но и государственные усилия, как это и было до революции.
Россия Азией должна владеть, но только не военной силой. А во Христе и для Христа, Его Любовью вечной! Так дай же, Бог, нам благодатных сил и мудрости Христовой! Нам просветить и покорить Христу все азиатские народы!
Журнал «Берег России». №1 (12). 2024
2. 2
Восток далеко не самое приятное место.
1.
«Истинные разворот на восток и миссия России на востоке заключаются в том, чтобы нам, нашему народу духовно преобразиться самим и просветить Светом Христовым все народы Азии.»
/////////////////////
Вот здесь, пожалуй, верно сказано – начать с себя - одно пока неясно- преобразиться «посредством» чего – какого «инструмента» - не сериями же однотипных публикаций автора в журнале и на РНЛ , вопиющих о катастрофичности "положения"?