Ко дню рождения (6 (19) мая 1868 г.) царя-мученика, Государя Императора Николая Александровича, мы помещаем одно из «Слов» (1897 г.) святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.
Публикация подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изданию: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 6: Слова и поучения, произнесенные в 1896-1901 гг. - Киев: Оранта, 2006). Сноски (по техническим причинам) перенесены в текст.
+ + +
Христос воскресе!
Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа,
не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть,
а рожденное от Духа есть дух.
(Ин. 3, 5-6).
Сегодня Церковь и Россия празднуют день рождения Государя Императора Николая Александровича. В честь его рождения побеседуем, возлюбленные братия, о нужде и необходимости для всех духовного рождения.
Прошу внимания слову истины, ибо Господь говорит, и ни одно слово Его не мимо идет. Небо и земля прейдут, но слова Его не прейдут (Мф. 24, 35. Мк. 13, 31). Приведенное изречение Господа взято из ночной беседы Его с Никодимом, ученым князем жидовским. Никодим был из числа фарисеев, а фарисеи веровали в воскресение мертвых. Никодима сильно занимал вопрос о том, что именно требуется от него, чтобы удостоиться воскресения праведных и жизни вечной; между тем он мечтал, что войдет в Царствие Небесное по своему происхождению от Авраама и по своему почетному положению в народе иудейском, как учитель Израиля. Но Господь разбивает его высокоумие и ложное упование, говоря, что его не спасет ни происхождение, ни его княжеское достоинство, ни ученость и учительское звание, и что для того нужно нечто совсем особенное, чего Никодим не имеет и о чем он и не знает, и не помышляет, а именно, что ему нужно родиться свыше от Бога, родиться от воды и Духа и что тогда только он может видеть Царствие Божие и войти в него, ибо рождение наше плотское есть грех и скверна, а рождение от Духа, то есть от Бога, духовно и свято. Вот учение Самого Господа о нужде и необходимости для человека духовного рождения, учение, на основании которого установлено на все века в мире христианском первое по порядку Таинство крещения, в котором мы все родились от Бога, причем дали обеты Богу чрез восприемников хранить и возращать благодать рождения от Бога, стараться всегда жить свято, как подобает чадам Божиим, и приносить Богу плоды покаяния и добрых дел.
Итак, все мы, возлюбленные братия и сестры, получили от Бога, чрез посредство святой Церкви, духовное рождение и усыновление Богу. Но родились ли мы действительно от Бога, чувствуем ли, ощущаем ли в себе плоды духовного рождения, близость к Богу, как чада к отцу, присвояемся ли Ему искреннею верою, всегдашнею молитвою, покаянием, взаимною любовью, правдою, чистотою, кротостью, смирением, послушанием, милосердием? Вот вопросы, властно поставленные пред нами святой Церковью и Словом Божиим. Они должны всегда предноситься пред нами, и мы должны разрешить их на деле, ибо вера без дел и крещение без дел мертвы (Иак. 2, 26). Не думаем ли мы, подобно Никодиму, что мы войдем в Царствие Божие по своему христианскому крещению и званию и ради внешней принадлежности нашей к святой Церкви, без исправления сердца и всей жизни нашей, ради видимого только исполнения христианского долга? Родились ли мы, повторяю, свыше, от Бога? Сделались ли мы новою тварью? Отложили ли ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях (Еф. 4, 22), стали ли новым тестом, с закваскою в сердце чистоты и истины? (1 Кор. 5, 7-8). А если мы остаемся в сердце со старой закваской злобы и лукавства, как говорит святой апостол Павел, то мы еще не родились от Бога, еще мы чада лукавого и творим его пагубную волю. Скрывать греха нечего: между русскими людьми примечается и очевидно для всякого общее расслабление и шатание нравов во всех сословиях и возрастах, и обоих полах: вольнодумство, стремительность ко всякому беззаконию, в иных гордое хвастовство грехом, в детях непокорность и распущенность, в супругах неверность и осквернение святости брачного ложа, во всех - оскудение молитвы и духа молитвенного. Нужно перевоспитание, возрождение человека и общества, исправление частных и общественных недугов, очищение нравов. Иначе мы навлечем на себя гнев Божий и общественные бедствия.
Как всякая общественная должность требует предварительного приготовления и обучения, так, тем более, должность христианская требует непрестанного обучения духовного, образования и воспитания по Духу Христову, по духу Его Евангелия, ибо, если... кто Духа Христова не имеет, тот (и) не Его (Рим. 8, 9), то есть не принадлежит Ему, и извергнется вон из царства Его вечного. Должность христианская требует непрестанного покаяния и исправления, так как мы непрестанно согрешаем; требует постоянной борьбы с собою, со своим ветхим человеком, тлеющим в похотях прелести, смердящим пред Богом и ангелами; требует преуспеяния в христианских добродетелях, особенно в смирении, простоте и незлобии; если не обратитесь и не будете как дети, - говорит Господь Иисус Христос, - не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). Много ныне образованных людей, но воспитанных по Духу Христову, возрожденных, обновленных духовно крайне мало, и многие живут только для здешнего мира, но потеряны для Царствия Божия, потому что по гордости, неверию, невниманию и нерадению к вере и жизни по вере лишают себя его сами. Много званых, а мало избранных (Мф. 20, 16; 22, 14). Мир подобен огромному гумну, в котором собраны вместе и пшеница, и солома, добрые и злые, сыны Божии и сыны лукавого. Готовится общая молотьба и очищение этого всемирного гумна Хозяином и Земледелателем Христом. Лопата Его в руке Его, - говорит святой Предтеча Христа Иоанн, - и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, всех родившихся от Бога, живших и живущих по Духу Его, а солому, то есть всех нечестивых, неверующих и нераскаянных сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12).
Поспешим же, возлюбленные братия, доколе есть время, возродиться в сердце и в душе жизнью по Духу Христову, по Евангелию Его и быть чадами Божиими возлюбленными. Аминь.
1. В свое время, покойный ныне патриарх Алексий-2 Редигер , четко сказал, что