Решила написать не для объявленного конкурса в противостоянии кощунственному фильму «Матильда», а совести ради, коли появилась возможность публично высказаться о наболевшем. И близкие, переживающие по поводу этого святотатственного дела, предложили мне написать и от их имени. Бывают такие ситуации в нашей жизни, когда и не можешь, и не должно молчать.
И собираюсь говорить не о самом содержании фильма, его создатели все равно будут стоять на своем мнимом праве «свободы» только для них. А что такая «творческая свобода» наплюет в души многим людям, и ущемит их свободу, этих деятелей не волнует. Потому что развращенному сознанию такие понятия как красота, добродетель, духовная гармония, уважение к людям, поругание святости, кощунство ни о чем не говорят. Тут надо совесть иметь, да где ж ее взять-то?.. Ведь это невидимый голос Бога. А вглубь трясины солнечные лучи не пробиваются. Это очень несчастные люди, достойные жалости, но дело рук их может пагубно отразиться на всех нас, на любимой нами России, и мы не можем оставаться пассивными наблюдателями разворачивающейся трагедии. Вот этими мыслями и решила поделиться с читателями.
Сразу хочу извиниться, что у меня женский практичный ум. Он не в состоянии логично и целостно подниматься до абстрактных рассуждений. Но он внимательно наблюдает жизнь, интуитивно выбирает из кризисных моментов конкретные детали, что заставляет его напряженно думать и молиться. Возможно, кого-то эти наблюдения могут навести на определенные размышления о происходящем вокруг нас.
Прошло сто лет с того момента, когда в 1917 году Россия перестала быть великой мощной империей. Это случилось после того как во главе государства не стало законного, Богом поставленного царя. Народ, в лучшем случае, ответил молчанием на устранение от власти государя Николая II, в худшем, радовался этому, вопиющему к небу, беззаконию.
Последствия свершившегося клятвопреступления (в 1613 году перед Богом была принесена страшная Клятва Русского народа на верность Дому Романовых) не замедлили себя явить. Россия, готовившая весеннее наступление на фронте, потеряв своего главнокомандующего - императора Николая Александровича, сразу стала проигрывать войну; затем начала разваливаться экономика государства, закрывались производства, появилась дикая инфляция, перебои со снабжением продовольствием; после потери сильной власти в центре государства на окраинах начались сепаратистские настроения - империя на глазах теряла обширные территории.
Государь с Семьей некоторое время томился в заточении. Возможно, Господь ждал, что народ, стоящий на краю бездны, одумается. Но вместо этого политические страсти в России так накалились, что началась гражданская война. Хозяин Земли русской, при котором народонаселение выросло на 50 миллионов, а царский червонец теснил франк и марку, обгонял доллар и стремительно приближался к фунту стерлингов, впервые в истории России доходы превышали расходы, и происходило это без увеличения налогового бремени, экономика развивалась ускоренными темпами... однако разговор сейчас не совсем об этом. Хозяин Земли русской был отобран у народа, а вместо него, как и пророчествовал св. прав. Иоанн Кронштадсткий, страна получила тех самых «нечестивых, жестоких, самозваных правителей», которые залили всю ее кровью и слезами. Несчастья за несчастьем следовали одно за другим: голод в Поволжье, унесший миллионы жизней, затем появился ГУЛАГ, Великая Отечественная война - какая страшная расплата за безумное отречение от Бога, родных святынь, своего, предназначенного Свыше пути, истории.
Это ли не иллюстрация к словам Оптинского старца Антония (Потапова): "Судьба Царя - судьба России. Радоваться будет Царь - радоваться будет Россия. Заплачет Царь - заплачет и Россия, а не будет Царя - не будет и России... Как человек с отрезанной головой уже не человек, а смердящий труп, так и Россия без Царя будет трупом смердящим".
Получается, что Советский Союз стал всадником без головы, потому и развалился. Правда, после Отечественной войны, с 1970-х годов, была предпринята попытка построения социального государства, но без Бога хорошие дела не устраиваются. Хотя народ и совершал подвиги, но так как руководство страны в те годы провозгласило победу атеизма и обещало вскоре показать последнего попа, это государство было обречено.
Прошло сто лет - наступил 2017 год. Что мы видим? Национального покаяния ( по-гречески это метанойя - изменение сознания) - в народе, пока особо не замечается, зато, к прискорбию, глумление над светлой памятью св. страстотерпца царя Николая и его Семьи продолжается, и с отчаянием иногда думаешь: «Неужели история опять повторяется... Пойдем по новому кругу хождения страны по мукам?» Кому-то это надо?
А тучи-то над нашими головами сгущаются и в прямом, по крайней мере в обеих столицах (посмотрите в окно), и в переносном смысле. Начинаются весьма тревожные знаки.
Когда в святцах увидела, что произошедший 3 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге теракт пришелся под праздник преподобного Исаакия Долматинского, то подумала, что питерцы, простите за сленг, «допрыгались» вокруг Исаакиевского собора. Бог поругаем не бывает, но тут же добавлю, что Он и не наказывает. По слову апостола Иакова: «Бог никого не наказывает, мы сами себя наказываем своими похотями и страстями». Он просто тихо отходит от человека, народа, всей страны... И тогда над ними начинают распоряжаться силы зла, чем это оборачивается, мы уже описали выше.
Другой вопрос, что кучка оголтелых крикунов, тех самых «добчинских и бобчинских», что обычно делают революции, тащит за собой в бездну весь народ. Ведь наверняка многие люди в 1917 году совсем не хотели отречения Государя, а тем более цареубийства, и не думали о том, что они клятвопреступники. Как и погибшие в метро вряд ли участвовали в протестах у стен Исаакиевского собора. Но, видимо, есть какая-то круговая порука, что за богоборчество малой кучки негодяев отвечают и отдельные невинные люди, а в итоге - все в целом. Может быть, народ в душе сочувствует греху? Трудно сказать, почему так происходит.
Москва в этом смысле «не отстает» от Питера. Совсем недавно у стен Спасо-Андроникова монастыря вандалы рубили, а затем подожгли поклонный крест. Православная общественность не отреагировала. Многие, скорее всего, по незнанию. А вскоре, 29 мая 2017 года, на Москву обрушилось сильнейшее стихийное бедствие... Тоже погибли люди. Повторимся, Господь напомнил всем, что Он поругаем не бывает.
Теперь омерзительнейшая «Матильда». Фильм еще не показали народу, а мы уже тонем, горим, смерчи носятся над страной, град убивает урожай. Какое еще нужно стихийное бедствие на голову нашу, чтобы основная часть людей задумалась: а на кой нам нужен этот фильм? Мы что, мало еще получили? Конечно, благодарю Бога, что эти бедствия, не гражданская война и не очередная «великая отечественная». Но сколько мы еще будем
искушать Спасителя? «Дивен Бог во святых Своих... - поет псалмопевец Давид, - Той даст силу и державу людям Своим, благословен Бог». Он являет нам Себя в Своих святых. И, оскорбляя святого человека, мы оскорбляем Самого Бога.
Помню рассказанные мне разными людьми истории о знамении, явленном в Дивееве на праздновании преподобного Серафима Саровского 1 августа 2000 года, произошедшего как раз во время дебатов по поводу канонизации Царской Семьи. В престольный праздник полагается крестный ход вокруг храма. В Дивеево крестный ход проходил с мощами святого Серафима Саровского. Одна девушка, бывшая в это время в соборе, рассказала, что когда начали выносить мощи, то вокруг в одно мгновение стало темно от налетевших туч. За окном замелькали молнии, разразился гром, вдруг в соборе послышались взрывы, это лопались лампочки в паникадилах, а стекло сыпалось на голову людей. Они стали кричать от страха. А на улице в это время началась невероятная буря. Певица Татьяна Баскакова рассказывала. Светило солнце, было хорошо и радостно. Неожиданно, когда из собора вышел крестный ход, в одну минуту потемнело, откуда-то появился сильный ветер и стал раскачивать деревья. Дождь хлынул как из душа, одежда сразу промокла насквозь, над самой головой загремел гром, а в железную крышу, стоящего рядом строения, вдруг ударила молния, послышался ужасный грохот. От страха Татьяна упала на колени, на секунду ей показалось, что начался конец света. Стоящие рядом люди тоже повалились на колени и стали исступленно кричать: «Патриарх, прославь царя! Прославьте государя!..» Когда крестный ход совершился и вернулся в собор, буря скоро прекратилась, словно не бывало, опять выглянуло солнце. А в это время в Сарове молодежь забралась на крышу высокого дома, желая увидеть Дивеево. Они потом рассказали девушке, бывшей в Дивеевском соборе, что наблюдали совершенно фантастическую картину. Вся округа была освещена солнцем, вдруг появилась большая черная туча и, проплыв, опустилась прямо над Дивеевым. В ней ударил гром, появились молнии, полил дождь. Затем эта туча опять поднялась высоко в небо и растворилась там. Вскоре государь был канонизирован. Говорят, что, открыв Архиерейский собор, Патриарх Алексий II сказал: сегодня мы решаем вопрос прославления Царской Семьи. Кто «за», прошу голосовать, и первым поднял руку...
Даже судя по этому случаю нам никак нельзя идти на поводу у духовных смутьянов. Как бы они ни заблуждались, какие бы политические пристрастия не одолевали этих людей, или бредовая мысль о «беспределе творчества» не овладевала некрепкими умами, отвечать за богохульство будем, к несчастью, все вместе. Поэтому в молитве всегда говорю Богу, что всей душой против этого глумления над святостью, прошу не попустить выйти в свет такому беззаконию, и сейчас публично повторяю это.
Очень огорчило рассказанная на днях история. Вероятно, многие помнят, что раньше на день рождения Государя, 19 мая, по Москве проходил грандиозный крестный ход. Однако в 2016 году этот крестный ход запретили. А в 2017 году на поданную известным общественным деятелем Владимиром Николаевичем Осиповым, главой Союза «Христианское возрождение», заявку о проведении торжественного собрания по случаю дня рождения Государя Николая Александровича, обычно проводившегося у памятника Александра Васильевича Суворова, он получил ответ, что в этот день данное место уже зарезервировано. Приехав 19 мая к памятнику Суворова, Владимир Николаевич не увидел никакого мероприятия. Там собралось лишь несколько человек, не знавших, что собрание не состоится. Пока они стояли и обсуждали это события, к ним подошли амоновцы и спросили, что они тут делают, ведь мероприятие проводить не разрешено. Владимир Николаевич был вынужден подать в суд по случаю такого ущемления свободы и прав людей на выражение своей гражданской позиции по отношению к оболганной русской истории. На днях на новую поданную заявку о проведении дня памяти расстрела Государя
и его Семьи, 17 июля, был получен такой же ответ: на этот день в этом месте будет проводится другое мероприятие... Правда, потом начались переговоры, вроде бы ищут место для проведения монархического собрания. Во времена Юрия Лужкова такого не было. Если московские власти волнует судьба народа, и их собственная, которая сейчас на весах Божьего правосудия, то думается, что в связи с накаляющейся обстановки вокруг нашей страны, подобное их поведение по отношению к святым Царственным мученикам весьма нежелательно.
Ну а создателям фильма хочется сказать, коли появилась возможность, сожалею, что в первый раз и не глаза в глаза, как Писание учит. Но это дело стало уже столь публичным... что, наверное, можно при всех.
Бедные вы бедные, учителя-безруковы, побойтесь Бога, не идите против рожна. Иуда предатель тоже полагал, что он верит в Спасителя, и даже был одним из ближайших Его помощников. Но когда продал Христа, то затосковал, бросил вожделенные сребреники, пошел и удавился. С предателями так часто бывает. Они сами своего злодеяния не выдерживают, жизнь им потом противит до нестерпимости. Недавний пример - судьба беглого лондонского олигарха, одного из спонсоров богохульств безумного Пуси Райта и всемирной клеветы на Русскую Церковь. Мне показалось символическим, (а как еще Иуды кончают?) что его нашли удавленным собственным шарфом. То ли он сам с тоски, закрыл свою жизнь (говорят, он в последние дни был в хорошем настроении, однако можно изображать улыбки, когда в душе адский холод), то ли ему помогли это сделать. Не уподобляйтесь этим несчастным историческим персонажам, не наводите на себя гнев Божий. Даже если вы совсем не верите в Бога, это не освободит от ответственности.
Но во всей этой истории мне все-таки видится один утешительный момент. Если враг рода человеческого постоянно подбрасывает нам предлоги для падения, то «пусек», то «матильд», то еще чего-нибудь, по всей видимости, он не может овладеть душой русского народа: Бог не попускает. Значит, в глубинной своей сути у наших людей есть невидимое глазу покаянное чувство, подсознательно сохраненное понятие добра и зла, взвешенная оценка творящихся в мире событий. Иначе мы бы уже давно покатились вслед за Украиной. Будем надеяться, что внутренняя потребность жить по совести и любви возобладает в народном сознании и выльется в его обращение к Богу и, как следствие, в созидательный труд на благо России.
Рыбакова Светлана Николаевна, член Союза писателей России