Духовные и социальные основы единства народа в исторической традиции России

Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»

Анатолий Ветошкин 
Конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»  
0
23.05.2017 454

I.

В 2017 году наступают столетние юбилеи Февральской буржуазно-демократической и Великой Октябрьской социалистической революции. Чтобы уйти от поверхностного восприятия и ущербных оценок мышиного субъективизма, не выпасть из диалектической логики исторического процесса, идентифицируем их полными и устоявшимися названиями, смыслом и содержанием, проверенными временем и мировой практикой ХХ столетия. Задолго до всех драматических потрясений ХХ века пророческим оказалось предупреждение А.И. Герцена относительно коренной ломки общественных устоев. Как диалектик, он полагал что «...новые формы должны все обнять и вместить в себе все элементы современной деятельности и всех человеческих стремлений, не душить одни стихии в пользу других, а уметь все согласовать - к общему благу. Новый водворяющийся порядок должен явиться не только мечом рубящим, но и силой хранительной. Нанося удар по старому миру, он не только должен спасти все, что достойно спасения, но и оставить на свою судьбу все не вмещающее, разнообразное, своеобычное. Горе бедному духом и тощему художественным смыслом перевороту, который из всего былого и нажитого сделает скучную мастерскую, которой вся выгода будет состоять в одном пропитании... Нет, великие перевороты не делаются разнуздыванием дурных страстей. Я не верю в серьезность людей, предпочитающих ломку и грубую силу развитию и сделкам. Проповедь нужна людям - проповедь неустанная, ежеминутная... Апостолы нам нужны прежде авангардных офицеров, прежде саперов разрушения, - апостолы, проповедующие не только своим, но и противникам». А иначе: «Дико необузданный взрыв, вынужденный упорством (старого - А.В.), ничего не пощадит, сила истребления уничтожит вместе с межевыми знаками и те пределы сил человеческих, до которых люди достигали во всех направлениях с начала цивилизации».[1]

Прошедший век наполнен поворотными социально созидательными и драматическими событиями, имеющими глубокие корни в истории нашего государства и последствия. Чтобы понять самих себя и консолидироваться для достойного будущего народа, родной страны и нашего государства, следует осознать духовно-нравственное значение юбилея, придать ему социальное, просветительское и практическое наполнение. Значимость уроков юбилея состоит в необходимости приобщения к подлинной истории нашего народа, его духовно-нравственным корням и культуре, историческому опыту государственного и социального устроения, национального своеобразия и исторического призвания России. Осмысление общественного раскола, вызванного Революциями 1917 года и Гражданской войны, нацелено на консолидацию российского общества, формирование единой общегражданской позиции по основным этапам развития России. Требуется максимально широкое духовное и социально-экономическое основание в понимании и оценке сквозных линий и сущностных черт самого пути Руси. Все этапы героического, созидательного и одновременно драматического исторического пути (всех семи «Русей» - от языческого периода и до современной постсоветской России) должны быть поняты, оценены и осмыслены. Постижение будет продуктивно с позиции их внутреннего единства и сохранения идентичности, глубокой преемственности и дополнительности, творческого синтеза и актуализации выверенного социально-исторической практикой опыта народа.

России не четверть века постсоветской демократии, и не послеоктябрьское столетие, и не четыре века с преодоления «смутного времени». Нашей Родине в 2017 году будет полных 1155 государственно оформленных лет. Более чем сорок поколений наших пращуров выковывали и слагали национально-историческое бытие русского народа, хозяйственный и социальный уклад жизни, нашу государственность, образование, науку и культуру. Православие взрастило великий народ, окормило самую его душу. Наглядны и убедительны мультимедийные исторические экспозиции, подготовленные Патриаршим советом по культуре: «Рюриковичи», «Романовы», «1917-1945. От великих потрясений к Великой Победе» и «1945-2016». Жалкими потугами выглядят затеянные нынешними фальсификаторами телевизионные проекты «Суд времени», «Имя России», «Исторический процесс» и нарастающий поток дебатов в средствах массовой информации. Резонансные теледебаты заканчиваются разгромным счетом и очередным позором их организаторов - антисоветчиков и русофобов.

Безвременье не вправе и не в состоянии правдиво судить историческое время! Нужен не суд истории, а школа истории, ее уроки и университеты, чтобы понять суть истории, дух времени и смысл событий. Но историю всегда «пишут» победители, пытаясь сделать ее своей. События той поры давно ушли в прошлое. Сошли с исторической сцены личности, определявшие политическую, идеологическую и культурную ситуацию тех времен. Ушел в историю период социалистического развития исторической России. Стали доступными засекреченные ранее документы, извлечены на свет новые тексты, источники, на которых «запеклась» кровь событий. Появилась новая генерация политически не ангажированных исследователей. Однако современной историографии присуще странное сочетание фактурной полноты и мышиной кропотливости с удивительной концептуальной бескрылостью и мировоззренческим инфантилизмом.

Ключ к пониманию русской жизни лежит в области ее духовного постижения. Если вникнуть в глубину и корень практически каждого значимого социального явления, в потребности, интересы и самую мотивацию поведения людей, то можно усмотреть, что именно духовность выступает их базисным и первичным основанием. Нельзя разрывать в своем беспамятстве и отступничестве живую духовную и культурно-историческую нить самобытности народа, связность и непрерывность его истории. «Юбилей, - в понимании И.А. Ильина (1883-1954), - веха общенародная. Мы должны видеть наш народ не только в его мятущейся страстности, но и в его смиренной молитве, не только в его грехах и падениях, но в его доброте, в его доблести, в его подвигах». Он обосновывает главную, предметную и священную цель, придающую подлинный смысл жизни, ее высшую ценность. «Единый и великий Предмет истории заключается, - по Ильину, - в служении некоему высшему Делу на земле, Божьему Делу, «прекрасной жизни» по Аристотелю; «киновии» по выражению П.А.Флоренского, т.е. справедливому устройству жизни на братских, социалистических началах, «Царству Божьему», по откровению Евангелия. И вот, в его живую предметную ткань мы и должны включить нашу личную жизнь. Ткань этого Дела реально присутствует во всем: и в природе, и в человеке; в самом человеке (в теле, в душе и в духе) и в его культуре; в индивидуальной жизни и в народной жизни; в семье и воспитании; в церкви и вере; в труде и хозяйстве; в праве и государстве; в науке и искусстве; в деяниях воина и в деяниях монаха. Надо научиться воспринимать ее, видеть ее, радоваться ей, пребывать в ней и служить ей.[2]

Парадоксальный и противоречивый характер развития исторических событий в России в конце XIX - начале XX вв., пожалуй, наиболее точный критерий оценки величия и трагизма той эпохи. С одной стороны, Россия демонстрировала стабильное и восходящее развитие в сфере материального производства, в социально-политической сфере, в науке и культуре, в росте народонаселения и в качестве жизни. С другой стороны - Россия становилась полигоном опасных для общества разрушительных революционных настроений, терроризма, мятежей и бунтарства. Что, в конечном счете, привело к Февральской и Октябрьской революциям 1917 года. С одной стороны, мы видим позитивное восхождение страны согласно традиционным принципам православной Святой Руси - уникальное строительство храмов, прославление святых (в частности, святого преподобного Серафима Саровского), восстановление патриаршества, подготовка к которому шла на протяжении двух десятилетий. С другой стороны - наступление богоборчества, пропаганда революционных идей и их воплощение в революции, утрата русским народом монархического правосознания, беспримерное в истории давление разрушительного сатанинского начала, которое было воочию показано Сергеем Нилусом в опубликованных им впервые «Протоколах сионских мудрецов».

Противоречия в развитии России имели реальный и мистический, имманентный и трансцендентный пласты русской истории. В ином случае, невозможно постичь феномен «Русской Голгофы» и распад императорской России. Россия между Святой Русью и революцией - вот неизведанное проблемное поле для добросовестного исследования наших ученых, чтобы восстановить во всей полноте и достоверности наш русский путь. Предстоит выявить всю глубину противоречивого развития общества данной эпохи, прежде всего, в духовной и социальной жизни народа, в экономическом и государственном строе, в области художественной литературы, искусства, философии, образования и науки, в деятельности средств массовой информации. Знакомство с подлинными историческими документами, свидетельствами современников и очевидцев, первоисточниками, достоверными данными государственной и земской статистики, а главное - с духом и строем народной жизни - позволяет воссоздать во всей сложности величие и драматизм само - бытия России в период царствования Николая II (1894 - 1917 гг.). Его жизненный путь как императора и как человека был прям, трагичен и державно величественен. И на земном, временном отрезке его царственного служения благу народа и могуществу России лежит отсвет вечности.

II.

Русская религиозно-философская мысль и, в частности, идеал-реализм, были адекватным ответом на вызовы времени. Идеал-реализм - это не одно из течений и школ в многообразии русской мысли, а главное и ведущее направление всей духовной культуры, ее вершинное достижение в духовном осмыслении и постижении нашего национально-исторического своеобразия и призвания. И он должен быть положен в основу постижения общества и человека, государства, экономического и социального устроения жизни, ее одухотворения. Н.А. Бердяев, один из авторов «Вех», имел все основания утверждать: «Русская философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру. Конкретный идеализм, связанный с реалистическим отношением к бытию, мог бы стать основой нашего национального философского творчества и мог бы создать национальную философскую традицию, в которой мы так нуждаемся».[3] Развитие общества определяется духовным состоянием социума и человека. Ценностные основы бытия человека и общества, все формы общения и социального устроения, хозяйственной жизни, семьи и Родины, труда и собственности, культуры и цивилизации, образования и воспитания могут быть представлены и осмыслены как концентрированное выражение и проявление наличного уровня духовности. С.Л. Франк задавался вопросом: «Что такое есть семья, государство, нация, закон, хозяйство, политическая или социальная реформа, революция и пр., словом, что такое есть социальное бытие, и как совершается социальное явление? Этого вообще нельзя усмотреть в видимом мире физического бытия; это можно узнать лишь через внутреннее духовное соучастие и сопереживание невидимой общественной действительности». И он имел все основания утверждать, что социальная жизнь общества по существу своему зиждется на духовности и приходил к выводу: «В этом заключается абсолютно непреодолимый предел, положенный вечному социальному материализму, всякой попытке биологического или физического истолкования общественной жизни».[4] В своей истинности и полноте дух предстает как осмысляющее основание всякого бытия: «Мы можем сказать, что духовнoe бытие в самом общем его смысле - есть основание и корень реальности непосредственного само-бытия». Чем люди ближе к Богу, тем ближе они и друг к другу. «Люди разобщены между собой на поверхности и связаны в своей глубине... Духовная сила всегда сверхиндивидуальна, и ею всегда устанавливается невидимая связь между людьми».[5] Основатель философии общего дела и русского космизма Н.Ф. Федоров утверждал: «Как мелки и ничтожны те причины, которые разделяют нас ныне, и как глубоки и велики те, что могут и должны соединить нас».[6]

Главное в человеке дух, его духовное состояние. Что такое дух, духовность? Как заложить духовно-нравственный вектор в образование и воспитание, в труд и хозяйство, во все сферы жизнедеятельности общества и человека? Как преодолеть дефицит совести - самый блокирующий фактор социального и экономического развития? Камнем преткновения остаётся понимание феномена духовности, ее смысловой интерпретации и определения посредством только рациональных процедур. Вспомним слова В.В. Путина из его Послания Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 года: «Мне больно сегодня об этом говорить, но сказать я обязан. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».[7] После того, как президент сказал о духовных скрепах, в Интернете началось настоящее словесное землетрясение. В непрекращающемся информационном шуме теряется, а подчас и извращается истинный смысл этого высокого понятия. Одним оно представляется чисто техническим средством. Другие, посчитали «духовные скрепы» выдумкой политтехнологов наряду с «развитым социализмом», «перестройкой», «россияне» или симулякром для управления народом. «Новая Газета» разразилась даже ерническими виршами «белоленточника» Д. Быкова: «Духовные скрепы! Какими их видят? Догадки нелепы». Это говорит о глубинном провале, базовом упущении и деформации всего строя жизни общества и человека.

Духовность - одна! Нет ее мирской или монашеской, светской или религиозной. Дух - это, по Аристотелю, «энтелехия, или душа души», по Платону - «крылья души». Красотой и волей к совершенству, глубиной и широтой захвата характеризуется определение духа в трудах И.А. Ильина. Он представляет дух «...как потребность священного и как радость верного ранга... как дар молитвы, как силу поющего сердца и как жилище совести... как месторождение художественного искусства, как источник правосознания, истинного патриотизма и национализма, как главную основу здоровой государственности и великой культуры. В действительности дух есть - все это сразу». Главное - проникнуть в религиозный, философский, нравственный и художественный смысл тех или иных проблем, чтобы постигнуть их как состояние человеческой души и человеческого духа. Ильин утверждает духовное достояние Отечества как «постигнутый... народом лик Божества... Человек, испытывающий свое предстояние Богу, свое достоинство и свою ответственность, несет в себе живую волю к Совершенству. Дух можно было бы определить как волю к Совершенству - а также к совершенствованию - в самом себе, в своих деяниях и во внешнем мире».[8]

Поворот к человеку, духовным и социальным основам его общественного бытия не только актуален, но закономерен. Становится все более ясным понимание того, что судьбы мира, в конечном счете, зависят от факторов духовного порядка, ценностных ориентаций и нравственных установок человека. Диалектика Божественного и человеческого, религиозного и научного, церковного и государственного, вероучительного и жизненно-практического пронизывает все сферы бытия общества и человека. Наши ученые немало потрудились над выявлением всего спектра социальных отношений, но за скобками остались Богочеловеческие отношения. Фома Аквинский называл спор между наукой и религией столкновением двух нетерпеливых форм невежества. Противостояние не кануло пока в Лету.

Россия всегда собиралась и созидалась на основе отечественной веры. Не идеологический плюрализм и партийная много и разноголосица, а отеческая вера в состоянии сохранить единство и согласие страны, общества, народа, укрепить государственность. Идеальные начала пронизывают и скрепляют в единое целое и одухотворяют общественную и человеческую жизнь. К ним следует отнести, прежде всего, идеалы совершенства, добра, истины, красоты и спасительной силы любви, являющиеся гранями Абсолютного идеала - Бога как Творца законов идеальных форм. Глубоко, истинно и справедливо, а главное выстрадано и выверено убеждение, что Бог говорит с физическим, природным миром языком математики, идеальных численных отношений. В физическом мире существуют так называемые константы, фазовые переходы через которые чреваты непредсказуемыми последствиями. И с ними приходится считаться, их нельзя обойти, особенно нарушать святость и тайну самой жизни.

А как быть с законами духовного мира? С человеком Бог говорит голосом его совести. Для православного христианина совесть есть глас Божий в душе человека. В человеческом, социальном и духовном мире действуют свои особые константы. Законы духовного мира действуют с еще большей силой непреложности. Выход за их пределы, их нарушение, умаление, забвение их святости оборачивается общественной деградацией и мерзостью запустения. Вот почему, по убеждению Ивана Ильина, человек должен изжить ущербность материализма и безбожия и выйти из состояния «сущего духовного помрачения». По выражению С.Н. Булгакова, необходимо преодолеть «обморок материализма» и не впасть в «анти экономический идеализм». Ведь человек - не просто возраст, плоть, не борода его, не кровь. Он - подобие и образ Божий, а главное - любовь! Конечно, надо понимать и принимать все грани целостного человеческого существования - от биологической природы до социального строя жизни. Но самое главное в человеке - его дух, духовное состояние, в котором он живет священными и благородными силами и стремлениями, обращенными на познание истины, на совершение добра, на созерцание и творение красоты, на общение с Богом - в мировоззрении, молитве и таинстве. Одним словом - все то, что человек признает высшим и безусловным благом.

III.

Все великие свершения были плодом единения власти и народа. Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим. 13: 1) пишет: «Несть власть, аще не от Бога: все же сущие власти от Бога учинены суть». Это означает, что истинная государственность и власть (не существующие, а сущие!) должна отвечать по своей сути Божественным установлениям и повелениям русской истории, отвечать высшим духовно-нравственным смыслам служения Богу, своему народу и Отечеству. Такая власть зиждется на духовной основе, на «камне» святости. И тогда вертикаль власти не будет уходить в зыбкую топь административно-бюрократического построения, тупики прагматизма и ситуативного реагирования. Вся история российской государственности, начиная с рождения Древнерусского государства 21 сентября 862 года, по сути, и форме своей является монархической. За исключением кратких исторических периодов и отдельных социально-территориальных лакун Россия, собственно, никогда не уходила от монархического типа правления - великокняжеского, царского, императорского, централизма советского времени и современного президентского периода. Отступление от него ввергало страну в «смутные» времена всевластия «семибоярщины начала XVII века, охлократического и анархического разлива периода гражданской войны, «семибанкирщины» в лихие 90-е годы ушедшего столетия. И все они заканчивались потрясением устоев государственности, распадом, расчленением страны. Непомерной социальной и человеческой платой за свое беспамятство, за свое буйство, как говорится в народе «без царя в голове». В акте призвания Романовых на царствование проявилось подлинное народное единство и истинное самоуправление на духовной скрепе соборности, а не навязывание власти партий. Ему предшествовало создание Совета всея Земли. Но и монархи оказывались не на высоте богоданного им высокого положения, что приводило к вырождению или пресечению династии. Вокруг трона плелись интриги, свершались кровавые дворцовые перевороты, дела в государстве вершили фавориты и чужеземцы. Монархия была чревата и тираническим началом, и другими изъянами, когда в своей исторической канве отступала и изменяла идеалу, сути и принципу своего назначения. Трагические ошибки государства и власти коренятся в том, когда они отдалялись от своего народа, переставали понимать его чаяния и стремления.

Так, в пору февральской смуты и тяжких испытаний власть не использовала возможность мобилизовать огромный потенциал народного по сути черносотенного движения. Прямое обращение Царя к народу в борьбе против изменников и предателей резко изменило бы ситуацию в стране в пользу законной власти. Чуждые русскому народу «общественные деятели» из революционного лагеря были бы сметены русскими патриотами так же, как и в 1905 году. Но черносотенцы тщетно ждали призыва Царя. Его заслоняла от народа инертная масса интеллигентов и чиновников, лишенных русского национального сознания, ненавидящих черносотенцев больше, чем германских агрессоров. Обволакивание Царской власти людьми, чуждыми русским национальным интересам, обрекало ее на гибель. Отвергнув спасительные предложения черносотенцев, правительство фактически связало им руки, которые были так необходимы для борьбы с врагом. Черная сотня пала вместе с русским государственным порядком, который она защищала.

Выявлению причин и условий обрушения императорской России И.А. Ильин посвятил немало работ. Особое значение в этом плане имеет цикл из семи последних предсмертных статей мыслителя под таким названием, написанных в 1953 году[9]. И он приходит к выводу, что всякий общественный строй разумен, прочен и эффективен, когда держится на соответствующем ему духовном основании. Шаткость веры, духовное помрачение и слабость, шатание в умах. Не произвол и угнетение, не так называемый конфликт между производительными силами и производственными отношениями, и не самое слабое звено в цепи империализма, и не пресловутый пломбированный вагон, и не масонский заговор. Все это вторичные, сопутствующие, производные и вторичные факторы, усиливающие болезненный и трагический духовный надлом. Скупая дневниковая запись царя о всеобщем предательстве и измене в роковые февральские дни 1917 года говорит о многом. И надо со всей прямотой и честностью подчеркнуть, что вероломное предательство и подлая измена гнездились в ближайшем окружении царя.

Во всем неимоверно сложнейшем переплетении обстоятельств и причин крушения империи главная вина лежит на власть имущих и власть предержащих. В том числе - на церковных иерархах. При их соучастии и попустительстве страна скатывалась в бездну самой кровавой и длительной смуты. Так, уже с конца XIX века духовные семинарии стали поставщиками революционеров и вольнодумцев. Целыми выпусками семинаристы отказывались от принятия сана. Священный Синод встретил власть Временного правительства словами: «Свершилась воля Божья!», а петербургское духовенство встретило падение монархии... крестным ходом! Со стороны Церкви не последовало никаких попыток решительного осуждения и неприятия самого акта «отречения» Царя от освященной Богом власти.Как православный Государь Николай II повторил жертвенный и спасительный подвиг русских христианских первомучеников - князей Бориса и Глеба. Вынужденное отречение (если таковое было) стало чисто внешним актом. Государь стремился избежать гражданского противостояния, чтобы не впасть в смуту бессмысленного кровопролития своего народа. Тем самым, наш Государь завершил свой жизненный путь от земного - к святому своим подвигом страстотерпца и венцом мученичества во имя высших идеалов служения России, ее народу. Сам термин «отречение» следует брать в кавычках. Государственный акт, поворотный в судьбах России и мира, не умещается на листе бумаги. Написанный простым карандашом, не заверенный даже императорской гербовой печатью, не рассмотренный, не расслушанный и не обсужденный в высших государственных и церковных инстанциях... Насильственное, принудительное отречение, даже если оно и имело место со стороны царя, приобретает религиозно-жертвенный характер, исторически оправдательный и глубоко поучительный смысл. Главным для царя оставался гражданский мир, и благо народа.

IV.

Через мутное стекло повседневности мало, что можно рассмотреть, а тем более понять и что-то осмыслить, необходим масштаб, широта исторического основания и глубина духовного постижения. Отсутствие ясной, понятной и разделяемой большинством народа идеологии, внятной стратегии социально-экономического развития обрекает общественные субъекты и властные структуры на бесконечные колебания, конъюнктурную приспособляемость. Стратегическое планирование становится возможным и необходимым при ясности стратегической цели. Духовно-нравственный вектор развития страны требует воссоздать ее образ не только в зеркале нашей героической и драматической истории, но и в фокусе узловых проблем современности. Россия, как и каждая страна, любой народ, как и отдельно взятый человек, проходит и должны проходить свой, национально самобытный, уникальный путь развития. И никто за нас его не пройдет. Поиски «золотого века» в истории России не должны сопровождаться унижением или чрезмерным восхвалением любого ее этапа. С сожалением приходится констатировать, что глубина, системность и острота общественного кризиса не спадает. Страна находится в состоянии постоянного лихорадочного реформирования всего и вся. Правда, термин «реформирование» заменяем сегодня на более благозвучное слово «модернизация». Скажем так: все, что отреформировано по чужеродным лекалам - нежизненно, несостоятельно. Как говорят в народе - «приказало долго жить». Разрушительные и видимые последствия кризиса достигают необратимых пороговых значений в различных сферах жизни общества и человека. Особо значимы потери в качественном отношении - в деиндустриализации экономики, падении производительности труда, снижении до полпроцента в мировом производстве наукоёмкого и инновационного сектора. Сужается воспроизводственный потенциал хозяйства. Разрушаются основные системы жизнеобеспечения. Необходимо мужественно признать, что мы входим в новый виток нестабильности.

За четверть века постсоветского времени нам была дана возможность до дна испить «чашу» либерализма и чужеземной демократии. Но и сейчас еще это зелье алхимики либерал - монетаризма и жрецы хрематистики пытаются вливать в нас, представляя его «живой водой» по всем каналам массовой дез-информации. Слом социально-экономического уклада жизни народа России на основе либерального фундаментализма, купли и продажи земли, приватизации ее природных, Богом данных недр привели к «выращиванию» сотни миллиардеров и вывозу капитала за рубеж. И в то же время, как заклинание, звучит призыв о привлечении в страну иностранных инвесторов. Капитал, криминал, кланово-корпоративный и компрадорский олигархат и т.н. «элита» не в состоянии понять, выразить и тем более целенаправленно решать законные жизненные проблемы народа, его достойного самоопределения. Политический менеджмент, подменивший собой государственное служение, представляет собой современное политиканство, лишенное духовно-нравственного начала и здравого смысла. В оценке Збигнева Бжезинского - «Ваша элита - это клиенты наших банков, в которых они хранят свои сбережения под нашим контролем». Капиталистическая модель общественного устройства не обладает созидательными качествами, у нее нет будущего, НЕТ достоинств, которые социализм мог бы заимствовать. Но проблем она приносит с избытком. Если обратимся к современной рыночной экономике, то она являет собой чудовищные примеры расточительности труда и природных ресурсов, неэквивалентного товарообмена, вопиющей несправедливости в распределении доходов и потреблении. Возьмем, к примеру, цену на хлеб. Оплата труда российского земледельца в каждой буханке хлеба составляет только 13%. В странах Европейского Союза фермерская доля в цене на хлеб не опускается ниже 60%. Так называемые «ножницы цен» на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары разоряют крестьян, уничтожают отечественное производство, в небытие уходит российская деревня. Каждая тонна завезенного импортного мяса или порошкового молока буквально выталкивает из производства нескольких российских тружеников.

Определение приоритета нравственного и сугубо прагматического подходов в различных сферах человеческой жизни, достижения в нем нравственной доминанты - жизненно важная задача для общества в целом и каждого отдельного человека. Несмотря на всю обозримую человеческую историю, проблема становления добросовестного человека не получила достаточного философского осмысления, а главное - практического решения. Совесть, совестный акт - понятия одновременно разработанные, но остающиеся объектом пристального внимания мыслителей. Даже апостол Павел горестно говорил: «То, что доброе, хочу и желаю, но не делаю. А то, что не хочу - делаю». Выход из тисков затяжного и разрушительного кризиса потребует не столько внешних преобразований, сколько внутреннего, душевно-духовного преображения человека. Причину трагического разрыва надо искать в самом человеке, а не во внешних социальных условиях и факторах. Именно по его «образу и подобию» выстраивалось хозяйство, производство и труд, распределение и обмен, потребление, отливались институциональные формы собственности, социальные отношения и правовые установления. В социально-историческом опыте прошлого и, особенно, в настоящем продолжает безраздельно господствовать прагматическая установка на полезность, выгодность, прибыль и богатство. Сошлемся на суждение одного из столпов современного делового и финансового мира Джорджа Сороса. По его признанию рыночная «экономика врожденно аморальна, изначально преступна. На практике современное общество ... страдает от острой нехватки общественных ценностей. ... Рыночные ценности проникли в такие области общества, которые раньше руководствовались нерыночными соображениями. Я имею в виду личные отношения, политику и такие профессии как право и медицина».[10]

В предвыборных статьях 2012 года Путина В.В., излагающих концепцию развития страны, встретилось только одно упоминание капитализма в качестве нашей будущности и лишь в контексте достижения стабильности: «Непременное условие формирования у нас нормального «капитализма для каждого - (выделено авторами) - это сохранение и упрочение макроэкономической стабильности. Она, пожалуй, является крупнейшим нашим достижением за последние годы. Мы научились ценить макроэкономическую стабильность и использовать инструменты ее сохранения в самых сложных условиях». Такая идеология может быть определена как государственный капитализм на православной, патриотической и имперской основе.

Современное общество глубоко расколото по десяткам направлений и позициям экономического, социального, политического, регионального, идеологического и другого характера. Думается, что всуе задаваться вопросом, а кто взрывает наше единство? Сознание людей целенаправленно вводится в состояние гипнотической податливости чуждым духовно-нравственным и мировоззренческим позициям, ввергается в бездну ценностного плюрализма, аксиологического релятивизма и редукционизма. Образование не выходит из тисков глубокого кризиса, разрушительного плюрализма, духовно-мировоззренческой неопределенности, идеологической всеядности, гипнотической податливости инородным и чуждым манипуляциям. Плюрализм допустим на рынке. Но не в голове и сознании человека. Если внутренний духовный мир человека расколот - это клинический случай. В медицине он диагностируется шизофренией. В обществоведении же плюрализм называется «наукой», в постмодерне - «интерпретацией» и таковой вносится в образование. В культуре и науке, образовании и воспитании конкурируют целенаправленно навязываемые обществу противоположные ценностные установки, взаимоисключающие духовное единение народа.

Справедливость является важнейшей морально-нравственной и социальной ценностью любого человека: «Идеи о социальной справедливости - основа возникновения и развития политических идей о наилучшем устройстве общества, которые приводят в движение политические процессы, формирующие политические институты и системы».[11] Углубляющееся социальное неравенство воспринимается все более болезненно и нетерпимо. Оно порождает радикальные и экстремистские политических взгляды, партии и движения, апеллирующие к справедливости, как ключевому элементу социальной, культурной и политической мобилизации. Нельзя обойти вниманием социальный вопрос, в глубоком его смысле. Всплески его ярко высвечены в современных общественных движениях и протестных акциях типа «Захвати Уолл-стрит», «99 против одного», «Нет капитализму», охвативших многие страны мира. Протестные акции имеет место и в России. Они вызваны обострением социально-трудовых отношений. Беспредел в жилищно-коммунальной сфере, так называемая оптимизация здравоохранения и образования, даже введение нового поясного времени провоцируют рост волнений. Формируются новые зоны общественного противостояния. Спрашивается, кто вносит смуту, раскол и вызывает противостояние в обществе: ВЫ? МЫ? ОНИ? Давайте зададимся по существу, во всей своей глубине и полноте вопросом: каковы основания применительно к современным реалиям для всенародного единства? Что служит фундаментом патриотизма, нравственности, совести? Основанием формирования мировоззренческих позиций и убеждений, гражданской активности, созидательного труда? Основанием всех направлений воспитания молодежи?

Либерально-демократический стандарт жизни утверждает искаженный идеал свободы как высшей, абсолютной, непререкаемой и универсальной ценности, воспринимается в качестве исходного основания ложной идеи человекобожия, его бесконечности. Любое «смирение» или ограничение самодостаточности личности считается слабостью души и воспринимается как покушение на свободу человека. Истоки такой гордыни и ложной самоуверенности коренятся в абсолютизации свободы как непререкаемой ценности. Конечно, дух без свободы гаснет, но и свобода без духа разнуздывается. Свобода греха и свобода от совести - худший вид рабства человека. Прислушаемся к Ильину: «Свободы полной, тотальной, абсолютной нет и быть не может... Можно только благодарить Бога за то, что такая свобода не дана человеку. На самом же деле свобода есть сила и искусство человека определять себя самого и свою жизнь к духовности согласно своему предстоянию, своему призванию и своей ответственности».[12]

Рынок сам по себе, гражданское общество и правовое государство не могут быть вдохновляющей общенациональной идеей. Демократические ценности необходимы. Но не они служат безусловным основанием в подлинно свободном и достойном самоопределении человека. Высшие идеалы и ценности формируют представление образа совершенного и нравственно должного. Они составляют объективную основу и первенствующую цель жизни человека. Ее душевно-смысловой наполненности и должного устроения. Отличительной способностью российского менталитета является стремление к гармоничному сопряжению духовного и материального начал.

V.

В духовной сокровищнице отечественного наследия особое место и все возрастающее значение принадлежит понятию и самому феномену Русской идеи. Без национальной идеи и связанной с ней стратегией развития страны решение большинства проблем становится бесперспективным, тупиковым. Стране не предложено стратегического общенационального социально-экономического проекта. Он должен базироваться на национальной идеологической платформе, на нашем историческом и духовном фундаменте.[13] «Если с дороги сбились, главное - воротиться на дорогу», - писал К.С. Аксаков в статье «Русское воззрение». - Не назад, а вперед, не к состоянию Древней Руси, а к пути Руси. Где есть движение, где есть путь, там есть и вперед. И слово «назад» не имеет здесь смысла».[14] Не назад, а вперед, по русскому пути духовно-нравственного идеала Святой Руси - такова смысловая нить само-бытия России в его преемственности и развития. Не просто Русь, а Святая Русь. Вот наш патент на благородство. Русь не потому святая, что в ней живут одни праведники, а потому что стремление к сердечной чистоте и духовному совершенству составляет главное оправдание ее существования. В понимании В.С. Соловьева русский национальный идеал выглядит так: «Святая Русь. Вот идеал - и не консервативный, и не либеральный (и не социалистический - А.В.), не политический, не эстетический, даже не формально этический, а идеал нравственно-религиозный».[15] Национальная идея в периоды смут и расколов, болезненных и трагических реформаций и трансформаций, пусть и подспудно, продолжала пульсировать в недрах народного бытия. Она подчиняла себе идеологию власти и поведения т.н. «элиты». Доктрина западного коммунизма преобразовывалась в русский, советский социализм, в государственную идеологию державности и социальной справедливости. Пусть и с трудом, но рассеивается и нынешний либерально-демократический туман, вернее дурман. Выборы 18 сентября 2016 года в ГД РФ седьмого созыва фактически отторгли партии правого и либерального толка.

Русская идея - общенациональная идея. Она выражает не узко личностные, эгоистические, местечковые, корпоративные, сословные, односторонне конфессиональные и узко национальные интересы. В ее основе - всесословный, обще-социальный, общенациональный, общенародный, общегосударственный интерес на основе соборности, братства и справедливости. Она является стратегией воспитания духовности народа и человека, его образования и воспитания, преодоления общенационального кризиса, стратегией социально-экономического и культурного развития России. Образование и сам строй народной жизни формирует, закрепляет, укрепляет, воспроизводит и манифестирует принципы, ценности, идеалы и смыслы такого понимания русской, по своему существу - общероссийской идеи. Ф.М. Достоевский пророчески говорил, что нация, прекратившая жить большой идеей, обречена на вымирание: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданский целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?» К его чести и славе он дал на него свой выстраданный ответ в знаменитой Пушкинской речи 8 июня 1880 года на заседании общества любителей русской словесности. Основные вызовы и угрозы, как и упреждающие ответы на них сегодня, как и всегда, лежат в сфере духовного, идеального, внутреннего состояния мира и человека. Ф.М. Достоевский развернуто дает решение вопроса - по народной вере и правде, в формуле русской идеи в ключевых моментах ее всемирности, всечеловечности, отзывчивости, братского единения народов, согласия всех по Христову евангельскому закону в своих конечных целях. Великий писатель и пророк считал Россию избранным народом Божиим, но избранным не для соперничества с другими народами, не для господства и первенства над ними, а для свободного служения всем народом, для осуществления (по Соловьеву В.С.) идеи Всеединства и Богочеловечества. Вместе с тем, вдохновляясь православным идеалом святой Руси, Достоевский остро переживал осознание русским человеком своей греховности и неспособность возводить свое несовершенство в закон и право и успокаиваться на нем, отсюда требование лучшей жизни, жажда очищения и подвига.[16]

Русская идея в своих сущностных и смысловых основаниях, духовных скрепах и социальных конструктах дана в самой яви, в жизни. Она пульсирует в недрах народной жизни, ведет и направляет народ, находит свое выражение и воплощение в его высших творениях, начиная от выдающихся светочей, гениев (будь-то это наука, культура, искусство, хозяйство, социальное и государственное служение) и кончая простыми людьми, мастерами своего дела. По выражению И.А. Ильина, «ее нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русской, национальной. Она выражает русское историческое своеобразие и в то же время - русское историческое призвание. Она формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других народов». В ней заключена собственная миссия России, национальное самосознание народа, его коренные потребности и подлинные интересы, историческое место и роль России в изменяющихся геополитических реалиях современного мира, выстраданный и выверенный всей ее историей духовно-нравственный идеал. Постижение национальной идеи России и современного российского общества на нынешнем переломном этапе его развития становится непреходящей задачей. Она вызвана не только злобой дня, глубиной, системностью и остротой (длительностью) переживаемого Россией кризиса. Речь идет о самой будущности России, государства, народа, общества и человека. Можно сказать словами А.М. Горчакова, что в русской идее «Россия сосредоточивается».

Современная формула русской идеи, ее духовная основа и ценностный фонд, соответствующие исторической традиции, преемственности и нынешним реалиям, отвечает подлинно российской идеологии и политике. Ее основополагающие ценности позволяют согласовать порой несогласуемые интересы и устремления самых различных, подчас диаметрально противоположных социальных и политических сил. Духовные и смысловые конструкты Русской идеи И.А. Ильин называет «огнями жизни». Имя Ивана Александровича Ильина, его творческое наследие, продуманные идеи с полным основанием и по праву занимает особое место в нашей духовной сокровищнице, единят все нравственно здоровые силы России духовным, социальным и общегражданским согласием в верности исторического пути народа России. Поистине, они животворят, одухотворяют, освещают и освящают бытие русского народа в его национальном своеобразии и историческом призвании. Ключевые и содержательные приоритеты русской идеи как нашей духовной конституции и незыблемого духовного суверенитета, выверены и ясно сформулированы:

- Духовность (Православие). Приоритет духовно-нравственных целей над внешним, материальным, хозяйственным, социальным и бытовым обустройством жизни. Гармония между традиционными вероисповеданиями, их конструктивное взаимодействие и ответственность за благополучие Отечества.

- Самобытность и традиция. Верность своему русскому пути; своя историческая миссия, выражающая национально-историческое своеобразие и национально историческое призвание.

- Патриотизм и государственность. Путь в человечество начинается с порога Отечества. Всему начало здесь - в краю моем родном. Если человек не любит, не бережет, не служит родному Отечеству, то он не обретет и Небесного Отечества.

- Соборность, коллективизм и социальная справедливость.

- Культура, творчество и свобода. Утверждение в положительной свободе.

- Созидание. Не простое уравнение и перераспределение, а утверждение в труде созидания как спасения и служения, с заботой о людях.

- Беспредельно глубокая диалектика всеединства Божественного и человеческого, синтез знания и веры. Истины веры, помноженные на разум науки, и воплощенные в духовно-нравственном миропорядке домостроительства, образования и воспитания.

Идея соборности, понятая, воспринятая и возвышенная до общего метафизического принципа российского бытия, уходит своими истоками в христианскую традицию. Соборность рассматривается в ней как свободное единение людей в любви, вере и жизни. И этот священный религиозный смысл соборности, наиболее полно проявляемый в Православии, распространялся на все сферы общественного и человеческого устроения, на само понимание общества и человека. Соборная личность противостоит одинокому человеку. Никто один не спасется. Погибнем поодиночке - выживем вместе.

Соборная традиция народной жизни и соборность как духовно-социальное системное качество наиболее полно выразилось в русской крестьянской общине и русской работнической артели. Община на протяжении столетий была не только формой организации сельскохозяйственного производства, но и народной жизни в целом. В ее основе лежало коллективное землепользование и принципы самоуправления сельской жизнью. Работническая артель стала своеобразным продолжением и развитием общины земледельческой, приложением ее принципов и формой организации хозяйственной жизни применительно к различным видам ремесленного и промышленного труда. Принципы соборности, общинности, соработничества, сотрудничества и взаимопомощи органически переросли и переплавились в новых общественных условиях в уникальное социальное явление - коллективизм. Коллектив был и остается основной производственной единицей и важной социальной ячейкой общества, объединяющей людей для непосредственного решения широкого круга производственных и социально-бытовых вопросов. Реформы, проводимые в стране, изменения в отношениях собственности и социально-правовой сфере привели к тяжелейшим испытаниям коллектива на прочность, к серьезным деформациям в их ценностно-целевых основаниях. Однако общее предназначение трудовых коллективов не изменилось. На их первичном уровне сохраняются взаимоотношения товарищества, взаимопомощи и сотрудничества как конкретные проявления соборности. И требуется всемерное сбережение, восстановление, реконструкция и актуализация этих драгоценных жизненных начал русского уклада жизни.

На каждом поворотном историческом рубеже русская (российская) идея обретала ясную целенаправленность и социокультурную определенность, внутреннюю преемственность и Богочеловеческую наполненность в такой последовательности: «Святая Русь», - «Москва - Третий Рим», - «Православие. Самодержавие. Народность», - «Россия советская социалистическая». Русская идея в своем олицетворении в итоговом голосовании по телевизионному проекту 2008 года «Имя России» получила такие результаты. Самые великие имена были названы в исторической последовательности: Александр Невский, Петр Аркадьевич Столыпин, Иосиф Виссарионович Сталин. В статье Г.П. Федотова «Лицо России» (1918 г.), когда процесс деформации национального самосознания исторической России только начинался, мы находим проницательные и проникновенные мысли: «У всякого народа есть родина, но только у нас - Россия... Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам (добавим от себя - и в одном, даже самом выдающемся и великом сыне, чтобы сполна выразить имя России - А.В.) Оно - в живой связи всех отживших родов как музыкальная мелодия - в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи - пусть нашей эпохи - только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь».[17]

VI.

Особое значение в единении народа приобретают правовые скрепы в переломные этапы развития общества. Государственной Думой РФ принято свыше пяти тысяч законов. Множество законов принято региональными органами власти. По некоторым подсчетам для регулирования на новой правовой основе всего комплекса общественных отношений требуется разработка и принятие двадцати тысяч законов! Если же добавить к этому необозримое море подзаконных актов, указов, постановлений и ведомственных установлений, то можно представить себе, в каком «дрейфе» и бедламе находится все правовое поле. Право должно соответствовать духу народа, его ментальности и традициям. Иначе происходит его отторжение, оно уродует и извращает строй народной жизни, заводит ее в тупик, будь-то экономика или (и особенно) образование. Право, узаконивающее произвол и насилие, является бесправием. Так, приватизация, осуществленная в нашей стране путем «ваучеризации» и залоговых аукционов, вызывает законное отторжение большинства населения. Если бы люди изначально знали подлинный смысл слова «ваучер» как обманного фантика, то разгосударствление и формирование частного сектора не получило бы таких уродливых форм. По суждению И.А. Ильина, возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право, компрометируя в сознании людей самую идею и подрывая веру в нее. Обнаруживается, но только на поверхностный взгляд, парадоксальная в своей контроверзе ситуация. Юристы, знатоки права есть и его первые нарушители. Как тут не вспомнить мудрое замечание Платона: «Знание, отделенное от добродетели, представляется плутовством или лукавством». Социологические исследования показывают почти поголовный уход юридических фирм от налогообложения путем т.н. оптимизации, а по своей сути - махинации. По жизни немало людей старшего поколения, которые не знали ни одного закона, но и не нарушали ни один из них. Вот дилемма: жить по совести или по закону? Один из святых (Исаак Сирин) выразил ее так: «Милосердие и правосудие в одной душе как огонь и сено в одном доме». И на Руси она была поставлена и решена еще «Словом о законе и благодати» митрополита киевского Илариона. Закон будет действовать для всех тогда, когда он станет внутренним регулятором человеческого поведения, т. е. превратится в устойчивую внутреннюю моральную норму.

VII.

Важнейшей скрепой в диалектическом взаимодействии духовного и социального и достижении народного единства выступает традиция. «Во всякой культуре налицо взаимодействие двух принципов: традиции и творческой свободы. Без традиции в исторической судьбе народа нет ни преемственности, ни смысла, и каковы бы ни были превратности исторической судьбы, вечные ценности прошлого неискоренимы - к ним неизбежно возвращаются», - утверждал Н.А. Бердяев.[18] Осмысление и постижение ее как сложного духовно-социального отношения, а главное - верность и следование традиции, является сердцевиной непрерывного и духовно-практического в своей сути процесса исторического развития. Сегодня модернизация, реформирование, преобразование и переустройство практически захватили и заполонили собой все сферы и стороны российского общества. Традиция не продолжается и не развивается, а резко и порой насильственно прерывается и обрубается. Следует со всей определенностью подчеркнуть, что обращенность к традиции, верность традиции, восстановление социокультурной преемственности, приобщение к тем духовным ценностям, которые составляют основу национально-культурной самоидентификации и духовно-нравственного здоровья народа, вступающих в жизнь новых поколений - задача поистине судьбоносного характера. Не имея за собой прочного национально-культурного, социально-исторического и бытового тыла, наш человек часто теряется в новой обстановке, происходит его духовный надлом и капитуляция перед чужестранным культурным нашествием. Канва традиции, ее социокультурный хронотоп следует считать живой, непрерывающейся и смысловой нитью бытия народа. В истории нашего народа и российской государственности судьбоносные светские и церковные события нерасторжимо связаны и переплетены между собой. Причем - изначально и во всей последующей событийной канве. Так, образование Древнерусского государства, зафиксированное в летописях, хрониках и других источниках 21 сентября 862 года, промыслительно приходится на Рождество Пресвятой Богородицы. И по высокому историческому назначению Русь становилась особым уделом Богородицы, потому и так чтимой в нашем народе. Такая взаимосвязь органично прослеживается на всех поворотных рубежах российской истории. Духовная доминанта, духовное сосредоточение и духовное единение, как правило, предшествует и предопределяет последующий позитивный ход общественного развития. Православие выступает фундаментальной, глубинной основой социального и межнационального единения, теми духовными и организационными скрепами, которые способствуют сохранению, восстановлению и возрождению России в братском единстве русского, украинского и белорусского народов. Партийные и государственные руководители разорвали и растащили великий союз народов. СНГ стала конторой «цивилизационного развода» бывших республик. Разбегание их как во Вселенной после «большого гипотетического взрыва» продолжается и ему не видно конца. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. США размещаются там своими военными базами и советниками, вытесняя Москву. Объявляют вновь созданные государства зоной своих национальных, имперских интересов. Церковь единит народы, сохраняет и оберегает свою каноническую территорию, прирастая новыми приходами, благочиниями и епархиями. Восстановлено каноническое единство с РЗПЦ, налаживается богослужебное взаимодействие со старообрядческой церковью. В глубинах народного сознания, в толщах самих народов не исчезла надежда и уверенность в восстановлении братского союза народов России.

Без религиозного компонента нет целостности, полноты и смысла в восприятии, переживании и понимании мира. Вне религии не существует истории, страны, народа, культуры, полноценного сознания общества и самосознания человека. Если для науки, особенно фундаментальной, главный объект изучения - материальный мир, вещество, энергия, поле, информация и т.п., то для религии - мир духа в его высшем понимании и проявлении, опыт духовной реальности и душевной достоверности. В мире природном и социальном действуют физические и общественно-экономические законы. Их незнание и нарушение оборачивается немалыми утратами для человека. Законы духовного мира в еще большей мере непреложны. И их попрание ведет к непоправимым и разрушительным последствиям. Взаимоотношения разума и веры, религии и науки имеют исключительно важное мировоззренческое и методологическое значение не только для общеобразовательной и профессиональной подготовки будущих специалистов. Мир вступил в новый век, для которого уже не столь характерно резкое противоборство свободной светской мысли и верующего разума. Но ХХ век не унес с собой и не оставил в прошлом инерцию противостояния науки и религии. Нередко можно услышать самонадеянные заявления о том, что физики держат в своих руках «ядерный ключ» к тайнам мироздания, а физика будет даже положена в основу религии, поскольку мощные компьютерные системы позволят смоделировать мироздание в целом, среди прочего способствуя созданию «двойника» человека. Несмотря на всю созидательную мощь разума, научной рациональности и технического прогресса, нельзя не видеть, что прошедший век расщепил не только атом, но и самую душу человека. Он не только не разрешил старые проблемы, но и усложнил их, породил новые и острые социальные коллизии. Следует со всей ответственностью признать, что наука, философия и религия стоят у подножия великой тайны мироздания и, не нарушая святости этой тайны, своими методами и средствами должны приближаться к истинному представлению о мире, о человеке в мире и мире самого человека. И философия, и религия, и наука занимают свои специфические, особые и принципиально не замещаемые друг другом места и выполняет свою особую роль в целостной полноте человеческой и общественной жизни. Разум науки и истины веры не только не исключают, но и взаимно дополняют друг друга.

Смысл человеческой жизни нельзя найти в законах физического мира, а человеческое счастье нельзя «выколдовать» по самой наисовершенной технико-технологической рецептуре. Религия и наука различны по объекту, методу и языку познания. Очень правильно заметил Галилей, что «цель Библии - сообщить нам не том, как устроены небеса, а о том, как нам на них попасть». Конечно, здесь имеются в виду две разные реальности: небеса физические и небеса духовные. Сегодня у Церкви и общества есть общий язык, на котором можно вести диалог: это язык совести.

VIII.

Идеология артикулирует коренные потребности и ключевые интересы социальных общностей, формулирует их на основе определенного социального идеала и духовных ценностей. Идеологию нельзя сводить к диктату (навязыванию своей воли, своего частного, эгоистического интереса) какой-то одной группы по отношению ко всем остальным и обществу в целом, к навязыванию частных интересов в ущерб общественному интересу. Все рассуждения о деидеологизации сознания и пресловутом «конце идеологии» научно и жизненно несостоятельны. Устраниться от идеологии, образа, идеала никому еще не удавалось и вряд ли когда удастся. Иное дело - какая это идеология, и в какой мере она выражает и реализует тот или иной интерес. В.В. Путин, выступая на XIII Международном Валдайском Форуме 27 октября 2016 г. констатировал дефицит стратегий и идеологий будущего: «Это создает атмосферу неуверенности, которая прямо влияет на общественные настроения». По его словам для большинства населения планеты "будущее не зовет - оно пугает", а люди не видят возможности что-то изменить».[19] Страна и народ не могут бесконечно пребывать в состоянии напряженной неопределенности. России нужна предсказуемость будущего, базирующаяся на незыблемых духовных и социальных основаниях единства народа. Будущее без образа, идеала, цели - безобразие, форменное и фирменное.

Прежде всего, надо понять суть общества, к которому мы стремимся. Каковы наши идеалы, цели и ценности? Весьма затруднительно квалифицировать сущность общества, характеризовать его социально-экономический и государственно-политический строй, идеологию. Формационный, цивилизационный, технико-технологический, информационный, культурологический подходы в понимании общества должны быть осмыслены в их диалектическом перекрестии с духовно-нравственных позиций. В конце 2014 года Институтом социологии РАН опубликован доклад по проблемам массовой политики. В нем отмечено, что 70% опрошенных социологами граждан заявили о наличии у них политических взглядов. Самой многочисленной группой в 75% оказались сторонники различных моделей социализма. Народ хранит ценности советского социализма. Такое большинство составляет реальную оппозицию компрадорскому капитализму и его политическому режиму. Левые либералы, правые либералы и либералы «без уклона» составили лишь 8%. Кроме того, в выборку попали анархисты, консерваторы и экологи, набрав по 7-8%.[20]

Социалистический выбор России и Великий Октябрь - фундаментальный факт XX века. Левый поворот наступившего столетия подтверждает, что дальнейшая история открыта для нас только в этом направлении. Период советской России является связующим и базовым звеном в непосредственном определении стратегии дальнейшего развития страны. В нем заключены многие исходные и рубежные позиции будущей России. Советский социалистический проект еще ждет добросовестных исследователей. Наука сегодня в большом долгу перед обществом, народом, страной. Анализ советского периода следует вести с научных и духовно-нравственных позиций, в экономических категориях в их социальном наполнении и человеческом измерении. Конечно, «восстановить» или вернуться в любой прожитый и пережитый период невозможно. Но в стратегическом видении необходим весь исторический масштаб само - бытия России.

Требуется максимально широкое духовное и социально-экономическое основание в понимании и оценке сквозных линий и сущностных черт самого пути Руси. Русскость! Православие! Социализм! Именно эти важнейшие духовно нравственные и социальные конструкты вымываются, фальсифицируются, разрушаются. Цивилизации или развиваются из самих себя, или становятся сырьем для других цивилизаций. Запад уже поглотил наше настоящее (экономику, сознание, культуру). Осталось лишить нас Будущего. Чтобы этого не произошло, надо решительно восстановить стратегический выбор России на новом идеологическом уровне, соединить духовную энергию веры и социальную идею коммунизма в единую и несокрушимую общенародную силу. Истины веры и правда социализма в своих высших прозрениях и достижениях внутренне имманентны русской истории и глубинам национального самосознания. Задача заключается в том, чтобы преобразовать и реализовать их внутреннее единство в форме нового цивилизационного синтеза и адекватным современным реалиям способа самоорганизации народа. Лишь в акте глубинного творческого диалектического синтеза социальной правды советского периода с незыблемыми истинами веры будут преодолены линии исторического разрыва, социокультурного раскола и конфликта поколений. Социализм должен быть понят и осмыслен в его духовно-нравственной основе, созидательности и справедливости общественного строя народной жизни, свободе и в высшем социальном идеале. Великий Октябрь открыл нашей стране эпоху уникальных свершений и необыкновенных взлетов. Стройки довоенных пятилеток и культурная революция, победа над фашизмом, первая в мире атомная электростанция и космический спутник, полет Юрия Гагарина в космос, военно-политический паритет с США - каждое из этих событий навсегда останется в истории человечества. Социализм должен быть очищен и освобожден от обморока материализма и атеистических девальваций. Светский и даже советский тип духовности в лучших своих проявлениях страдал атеистическим и материалистическим недугом в своей корневой основе. И потому оказался несостоятельным. Без паруса святынь и духовной брони любой ветер не будет попутным, а каждое препятствие станет неодолимым. «На мой взгляд, - отметил Г.А. Зюганов - духовные ценности, которые заложены в Нагорной проповеди Иисуса Христа, и сегодня нисколько не померкли. Они еще в большей цене. Не случайно, моральный кодекс строителя коммунизма списали с Нагорной проповеди. А теперь давайте думать, как будем его реализовывать. Но чтобы его реализовать, надо особое внимание уделить семье, школе, образованию и науке».[21]

По судьбоносному для будущности России вопросу о социальной организации российского общества обоснованные суждения содержатся в книге А.Е. Молоткова «Миссия России. Православие и социализм в XXI веке». Изборский клуб и «Русская народная линия» в цикле опубликованных статей раскрывают ее ключевые аспекты. Советская социалистическая система, воплощавшая христианскую правду социальных отношений, отвергнута сегодня как «безбожная». А либерально-рыночная модель, попирающая христианские заповеди, принята как «естественная». Буквальна одержимость антисоветизмом. Религиозный подтекст советского социалистического строительства XX века остается не понятым и со стороны Церкви, и со стороны ортодоксального коммунизма. И это мировоззренческое и религиозное недоразумение остается зияющим идеологическим провалом, над которым катастрофически зависла русская история. Объективно, противоречия между социализмом и православием нет. Это две стороны исповедания христианства в русской истории - идеально-духовного и социально-практического. «Богоборчество» социализма не имеет антихристианской направленности. Оно по своему характеру есть проявление материалистического взгляда на мир. В этом особое свойство коммунистической реформации, завершившей религиозную реформацию Средневековья в научно-материалистическом порядке. В контексте модерна такой путь реализации коммунизма в России был единственно возможным. Он позволил осуществить практическое построение советского социализма. Религиозная идея социализма в силу доктринального материализма остается невидимой: «В СССР, несмотря на декларативный атеизм советского государства, во многом доминировали христианские ценности и традиционная этика, сформированная в христианском обществе, что так ясно представлено в нашем советском кинематографе и нашей советской литературе».[22] Пора понять их в диалектике исторического компромисса и дополнительности, а не в логике взаимоисключения. Духовно-идеальный строй православия должны быть соединен с правдой социальной справедливости социализма.

IX.

Россия начиналась не с меча. Она с косы и плуга начиналась. Трудовой образ жизни - способ самовыражения национального духа. Труд есть синтез хозяйства и духовности, «есть условие всякой человеческой деятельности - одинаково философствования Канта и пахоты земледельца». «Мир как хозяйство, - писал русский религиозный философ-экономист С.Н. Булгаков, - это мир как объект труда, а постольку и как продукт труда. Печать хозяйства кладется именно трудом, в этом права трудовая теория ценности, права политическая экономия, которая верно чувствует универсальное, космическое значение труда, хотя и не умеет его, как следует выразить и до конца осмыслить... Признак хозяйства - трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению».[23] Вот такая высота и глубина духовного постижения сути и смысла труда как служения и как спасения! Духовный нерв животворит ткань общественных отношений, деятельности, организационно-структурных форм и социальных институтов общества. Необходимо восстановление и возрождение идеалов труда, трудовой морали, трудовой доблести, трудовой культуры, уважительного отношения к труду, человек труда. Только таким путем можно выйти из тупиков хозяйственной деградации на до­рогу экономического подъема.

Обществознание находится в поисках путей выхода из состояния экономического хаоса, социальной напряженности, политического и идеологического противостояния различных общественных сил. Поиск продуктивен на своем собственном историческом пути, с ясным пониманием ценностей, идеалов и национальных интересов, которыми строилась, росла и жила Россия. Сегодня наработан целостный комплекс идей, теоретических положений концептуального, программного и прикладного характера. Имеются обоснованные проекты и социальные технологии по преодолению кризиса. Они обеспечивают выход на динамичный и устойчивый путь интегративного естественно исторического развития с учетом закономерностей общего цивилизационного характера и российского опыта. Власть испытывает трудности в формировании экономической и социальной модели общественного развития, в поиске альтернатив посткризисного развития. Высшая школа призвана дать адекватный ответ на этот актуальный социально-экономический запрос. Так, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II по согласованию с Правительством Курганской области приступил к разработке концепции и целевой комплексной программы «Социально-экономическое развитие и актуализация культурно-исторического потенциала Зауралья».[24] Наше время входит в историю России начавшимся осознанием национальной идеи. Идеи восстановления сильного, социально справедливого государства, духовно-нравственного вектора общественного развития, решения масштабных задач технико-технологического перевооружения производства и формирования нового социально-экономического уклада. Подготовки миллионов квалифицированных специалистов современной формации, профессионально и социально компетентных, с прочным запасом духовности. Началом обретения Россией подлинной независимости, конца идеологии подражательства и безволия.

Народу нужны созидательные перемены. Все стоящие перед страной проблемы будут преодолены при условии духовного и социального единства народа. Путь в человечество пролегает через родное Отечество. Земля, на которой мы живем, не только дым Отечества, условность территории, но и непреложность памяти, обитель нашей священной истории, место рождения, творческая мастерская, место упокоения и око к Богу. В жизни следует свято руководствоваться принципом: Россия - наша родина и защищать её нам. У великих предков не должно быть сереньких потомков!

Россия воспрянет не с поля чудес, бесчисленных и бессмысленных шоу. Страна будет возрождаться с православных храмов, заводских цехов и научных лабораторий, с полей и строек, со школьной парты и студенческой скамьи. Духовно-нравственный путь естественно исторического эволюционного развития России заключается в поступательном, созидательном, объединяющем труде всего общества, с опорой на наши исторические и культурные ценности, достижения и традиции. С ясным осознанием важности для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны. Потребуется неиссякаемый и всевозрастающий в своем применении духовно-нравственный ресурс человека. Главный ресурс нашего развития внутри России, а не колониальные иностранные инвестиции и спекуляции! И здесь потребуются не постулаты рыночной экономики (максимум прибыли и минимум совести) и не крючкотворство юристов и пустозвонство адвокатов, не только и не столько финансовые и материальные средства, а в первую очередь интеллект, образование, культура, созидание и творчество. В качестве завершающего вывода скажем чеканной формулой Ивана Александровича Ильина, его заветом молодежи: «службу превратить в служение, работу - в творчество, интерес - во вдохновение, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить идеей» - Русской идеей.

Ветошкин Анатолий Петрович, доктор философских наук, профессор кафедры философии Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МГУПС - МИИТ)

***

Анатолий Петрович Ветошкин - автор, редактор и соавтор трех десятков монографий, книг, учебников и учебных пособий по философии и экономике, более 400 научных работ. В центральной и местной периодической печати опубликовано свыше ста публицистических статей по актуальным проблемам общественного развития, образования и воспитания молодежи.



[1]Герцен А.И. Собр. соч.: в 30 т. - М., 1954-1965. Т.ХХ. - С.578-593.

[2]Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. - М., 1992. С.143, 146.

[3]Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909-1910. - М.: Молодая гвардия, 1991. С.39-40.

[4]Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Париж, 1930. С. 126.

[5]Франк С.Л. Непостижимое. Сочинения. М.: Изд-во «Правда», 1990. С.393-394.

[6]Федоров Н.Ф. Сочинения./ Сост., вступ. Статья и прим. С.Г. Семеновой. - М.: «Раритет», 1994. С.88

[7]Послание В.В. Путина Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2012 г. Российская газета, 13 дек. 2012 г.

[8]Ильин И.А. Собрание сочинений: Аксиомы религиозного опыта. Том 1. - М.: Русская книга, 2002. С. 35-36.

[9] См.: Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.2. Кн.2. / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы. - М., 1993. С.92-108, 230-240.

[10]Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М., 1999. - С. 82-83.

[11]Штомпка П. Социология. Анализ современного общества (пер. с польск. С.М. Червонной). М.: Логос, 2005. С. 187-205.

[12]Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи и речи 1948-1954 годов. В 2-х т. М.: МП «Рароч», 1992. С. 265.

[13] Русская идея как стратегия социально-экономического развития России// А.П. Ветошкин, Н.А Каратеева, А.М. Миняйло. Духовно-нравственная экономика. Монография. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2008. С.562-617.

[14]Аксаков К.С. Русское воззрение// Русская философия: словарь/ под общ.ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.С.67; 447-449.

[15]Соловьев В.С. Соч. В 2-х т. М., 1988. Т. 2. С. 679.

[16]Соловьев В. С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В. С. Соч. В 2-х т. М., 1988. Т. 2. С. 304.

[17]Федотов Г.П. Судьба и грехи России. СПб, 1991. Т.1. С. 44.

[18]См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991. С.7.

[19]Выступление В.В. Путина на Валдайском форуме 27 октября 2016 г. Российская газета, 28 октября 2016 г.

[20]Доклад Г.А. Зюганова на мартовском Пленуме ЦК КПРФ (28.03.2015 г.) Советская Россия, 30 марта 2015 г.

[21]Выступление Г.А. Зюганова на ХХ Всемирном Русском народном Соборе 1 ноября 2016 г. Официальный сайт Московского Патриархата РПЦ, 1 ноября 1016 г.

[22]Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном русском народном соборе1 ноября 2016 г. Официальный сайт Московского Патриархата РПЦ, 1 ноября 2016 г.

[23]Булгаков С.Н. Философия хозяйства// Собр. Соч.: в 2 т. М.: Наука, 1993. Т.1. С. 49.

[24]См.: А. Ветошкин. Земля и люди Зауралья, Сайт РНЛ, 21 июля 2016 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Анатолий Ветошкин
Размышления в День России
День рождения Древнерусского государства в праздник Рождества Богородицы
24.09.2021
Стратегия социально-экономического развития России
Из материалов Международной конференции «Духовно-нравственный путь социально-экономического развития России»
25.06.2021
Духовные и социальные основы единства народа в исторической традиции России
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
23.05.2017
Все статьи Анатолий Ветошкин
Конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
Реальна ли угроза новой революции в России?
Развернутая рецензия с обзором книги «Революция в России: реальна ли угроза? 1917-2017: Сб. материалов / сост. А.Д. Степанов. - М.: ИД «Достоинство», 2018, 624 с. илл»
16.09.2018
Пасха Победы
В московском издательстве ИТРК вышла новая книга сотрудника Миссионерского отдела Ижевской епархии Владимира Вениаминовича Шкляева
24.03.2018
Все статьи темы
Последние комментарии
Очевидные ответы на обывательские рекомендации
Новый комментарий от Родион Николаевич Юрьев
15.01.2022 05:25
Пандемия: в чём лукавство?
Новый комментарий от Родион Николаевич Юрьев
15.01.2022 05:23
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Георгий
15.01.2022 04:39
Старый Новый год – наше национальное достояние
Новый комментарий от Vladislav
15.01.2022 00:21
Россия на вдохе
Новый комментарий от prot
14.01.2022 23:34
Духовный опыт и современное общество
Новый комментарий от diez
14.01.2022 21:05
Культура - это оборона души. Потеряем души -
Новый комментарий от наталья чистякова
14.01.2022 21:03